Что необходимо для регистрации по месту жительства
Как прописаться по месту жительства?
Прописка по месту жительства – это постоянная регистрация в жилом помещении, где вы намерены проживать постоянно. Или, по крайне мере, преимущественно. Без нее не обойтись: правила прописки и выписки граждан РФ 2020 обязывают вас оформить регистрацию по месту жительства вскоре после переезда в новый адрес. Ну, или если вы решили все-таки поступить по закону и прописаться в квартире, где живете уже несколько лет.
С оформлением ничего сложного: даже выписываться из старой квартиры не нужно. Достаточно подать документы по новому адресу, и из старой квартиры вас выпишут автоматически. Разбираем правила прописки и выписки граждан РФ в 2020 году «на пальцах». Но обо всем по порядку.
Зачем вообще нужна прописка по месту жительства?
Это требование законодательства. Граждане России обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ (ст. 3 ФЗ № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах РФ»). Оформить новую прописку вы должны в 7-дневный срок с момента прибытия в новый адрес (ст. 6 ФЗ № 5242-1). Не путайте с временной пропиской: оформлять постоянную регистрацию нужно только тогда, когда вы переехали в новую квартиру и намерены жить в ней постоянно, бессрочно, без планов переехать через полгода.
Другой вопрос, что с вас потребует владелец квартиры, в который вы намерены прописаться. Закон этот вопрос не регулирует – это уже ваше личное дело.
Алгоритм регистрации: прописываемся пошагово
Кого бы из них вы не выбрали, сначала вам придется собрать документы для регистрации. Потому первый шаг – определяем, какие документы нужны для выписки из квартиры в МФЦ, ТСЖ, ЖСК или УК.
Шаг 1. Собираем документы
Шаг 2. Передаем документы ответственному лицу
Кого из них вы выберете – ваше личное дело. Но кто бы это ни был, правила прописки и выписки граждан в частном доме или квартире обязывают его засвидетельствовать согласие собственника на вселение при приеме заявления. Он принимает у вас все эти документы, а затем в 3-дневный срок передает их в полицию (п. 17 Правил регистрации). Напомним, вы всегда можете сделать это самостоятельно.
МВД в 3-дневный срок проводит проверку поступивших документов. Если все в порядке, они направляют сведения о регистрации по новому адресу в ОВМ по адресу вашей старой прописки. Вам в паспорте ставят отметку о новой регистрации, а сам документ возвращают обратно ответственному лицу.
Паспорт с отметкой о регистрации ответственное лицо возвращает обратно заявителю. ВСЁ! С этого момента вы будете зарегистрированы по новому адресу, каких-либо иных действий совершать не нужно.
А теперь рассмотрим правила прописки и выписки граждан при покупке квартиры с учетом особенностей самостоятельной подачи документов.
Как подать документы лично в МВД?
Если это ваша квартира, всё просто. Вы можете обойтись без посредников и явиться с комплектом документов в территориальный ОВМ лично. Специалист под расписку примет документы, выдаст корешок и пригласит через 3 дня явиться обратно за паспортом. БЕСПЛАТНО!
Плюс, вы можете подать документы непосредственно в МВД через Госуслуги.
Как подать документы через Госуслуги?
Подать заявление о регистрации по месту жительства могут только владельцы подтвержденной учетной записи на Госуслугах. Если у вас нет аккаунта, нужно создать учетную запись, заполнить в профиле данные паспорта и СНИЛС и подтвердить личность. Клиенты Тинькофф-Банка, Сбербанка и «Почта-Банка» могут подтвердить личность через интернет-банкинг. Остальным придется делать подтверждение в Центре обслуживания или ждать письма по почте.
Затем Госуслуги предложат вам 2 варианта: подать заявление на прописку через сайт или записаться на прием в МВД и подать документы там. В первом случае вы вносите все сведения на сайте, а потом посещаете МВД с оригиналами. Во втором просто записываетесь на удобное время, а затем посещаете МВД и непосредственно там уже подаете документы.
Как подать документы через МФЦ?
По вопросам регистрации МВД работает по территориальному принципу – обращаться придется в тот центр, который обслуживает район, где вы намерены прописаться. Из плюсов этого способа подачи – удобный график работы, электронная очередь на месте, помощь в оформлении и всегда улыбчивый персонал. Из минусов – срок оформления. Он увеличится на несколько дней, необходимые для пересылки документов.
Оформление же заявления и его подача в МФЦ не займут более 15 минут. Комплект документов такой же, как и в других случаях.
Как оформить документы через ТСЖ, ЖСК, УК?
Если ваш дом находится под управлением жилищно-эксплуатационных органов, документы можно подать и через них. В их офисе управляющей организации обязательно будет ответственный паспортист, который и осуществляет первичный прием документов. Обратитесь в УК/ТСЖ/ЖСК, отказать вам в этой услуге не вправе. Из плюсов – не нужно самостоятельно посещать ОВМ, все за вас оформит паспортист. Опять же, БЕСПЛАТНО. Минус – придется подождать, из-за передачи документов срок регистрации увеличится максимум на 6 дней.
Всё о прописке: что такое постоянная и временная регистрация
Ещё со времён СССР прописку воспринимают как нечто сакральное — жизни без неё буквально нет. Так ли это на самом деле? Что даёт прописка и можно ли жить без неё в России хотя бы какое-то время?
Прописка или регистрация
Правильно — регистрация. Термин прописка — это пережиток советских времен, когда каждый гражданин должен был прописаться по месту жительства. Слово так укоренилось в языке, что никакая регистрация не смогла его победить.
Говоря «прописка», многие имеют в виду постоянную регистрацию, ведь есть ещё и временная. Юридически же — и временная, и постоянная, но регистрация.
Чем временная регистрация отличается от постоянной
Постоянная регистрация. Это регистрация по месту жительства. Местом жительства может считаться квартира, оформленная в собственность, например, купленная или полученная в наследство, или жильё, оформленное по договору социального найма.
Постоянная регистрация действует до тех пор, пока человека не снимут с учёта по указанному адресу. Это происходит, например, при получении постоянной регистрации в другом месте или признании человека безвестно отсутствующим.
Временная регистрация. Это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, где вы собираетесь поселиться на какое-то время.
Местом пребывания считается не только квартира вашего родственника, у которого вы зарегистрировались на время ремонта своей квартиры. Это может быть и кемпинг, и отель, и санаторий — любое место, где вы собираетесь какое-то время жить. Но нас, конечно, интересует регистрация в жилых помещениях, для которой в законе есть особые условия и ответственность за их нарушение.
Временная регистрация оформляется на какой-то определенный срок. Она не отмечается в паспорте, человеку просто выдаётся специальное свидетельство. Постоянная регистрация при этом остаётся прежней: временная не заменяет и не отменяет её.
Если у квартиры есть другие собственники, то они должны дать письменное согласие на ваше проживание в квартире — оно оформляется прямо на месте, в МФЦ.
Регистрация делается сразу же. Как только истекает срок, на который вас зарегистрировали в квартире, временная регистрация прекращается — никаких дополнительных действий для снятия с учёта не требуется.
Как сняться с постоянной регистрации
В разных случаях есть свои нюансы:
Если же у вас уже есть новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Всё это делается бесплатно.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. В нём вы пишете, откуда, куда и на какой срок решили уехать.
Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно: достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение. Если у вас требуют листок на новом месте регистрации, это незаконно.
Если вы решили уехать из России (или уже уехали)
Если у вас несовершеннолетние дети
Ребёнок автоматически снимается с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если нового места жительства нет, то можно снять несовершеннолетнего с учёта в общем порядке. К обычному пакету документов добавляется письменное согласие второго родителя на снятие ребёнка с учёта. За детей младше 14 лет заявление пишут законные представители, а ребенок старше 14 лет подаёт заявление самостоятельно, с согласия законных представителей. В этом пункте есть довольно много нюансов, поэтому в некоторых случаях процедура может быть другой.
Если вы военнообязанный
Военнообязанные должны в двухнедельный срок известить военкомат о том, что они:
● прописались (получили постоянную регистрацию) по новому адресу;
● переехали на новое место на 3 месяца и более (и получили временную регистрацию);
● уезжают из России больше чем на 6 месяцев;
● уезжают с места жительства или пребывания минимум на 3 месяца.
То есть при любом снятии с регистрации по месту жительства или пребывания военнообязанному нужно сообщить об этом в военкомат для снятия с учёта ещё и в нём. И встать на учёт в военкомате по новому месту жительства или пребывания.
Можно ли жить вообще без регистрации
Спойлер: можно, но недолго
Что делать, если у вас нет своего жилья?
Закон не может заставить вас обзавестись квартирой и зарегистрироваться в ней к конкретному сроку. Если у вас нет постоянной регистрации, то нужно постараться получить хотя бы временную по месту вашего пребывания: с ней жить в России проще, чем без неё.
Но что делать, если нет ни постоянной, ни временной регистрации?
По правилам регистрации вам нужно встать на учёт на 90-й день проживания во временном жилье, поэтому представить ситуацию, когда вы не живёте в одном месте хотя бы 3 месяца, сложно, но можно:
● Вы продали квартиру, чтобы построить дом или купить новую квартиру. Временно жить и регистрироваться вам не у кого и приходится ночевать в машине, на работе или в недостроенном доме, который просто пока не существует как объект недвижимости с юридической точки зрения.
● Вы не живёте в России. Продали всю недвижимость и уехали путешествовать или на ПМЖ в другую страну.
● Вы путешествуете по России и нигде не задерживаетесь дольше чем на месяц.
● Вы много переезжаете — меняете Москву на Питер раз в пару месяцев, живёте по друзьям и знакомым, потому что не можете понять, где вам хочется осесть окончательно.
Во всех этих случаях регистрации у вас может не быть — ни постоянной, ни временной.
И что мне за это будет
Есть 2 основных нарушения, за которые полагается административный штраф:
Отсутствие постоянной регистрации на новом месте
Если вы переехали и за 7 дней не зарегистрировались на новом месте. Семь дней считаются не с даты выписки (снятия с учёта на предыдущем месте), а с момента, когда вы поселились по новому адресу. Поэтому мнение о том, что вам надо «прописаться» во что бы то ни стало в течение недели с момента снятия с учёта, — миф.
Отсутствие временной регистрации по месту пребывания
Если вы живёте по месту пребывания и в течение 90 дней и не сделали временную регистрацию. Но 89 дней вы можете жить в любом месте совершенно спокойно. Как вы понимаете, доказать, сколько именно дней вы прожили в том или ином месте, очень сложно. Но в ваших же интересах регистрацию получить. Если собственник съемной квартиры отказывается регистрировать вас даже временно — он нарушает закон.
За оба эти нарушения полагается штраф:
● от 2 до 3 тысяч рублей для нарушителя, который не зарегистрировался;
● от 2 до 5 тысяч рублей — для собственника или нанимателя, который поселил и не зарегистрировал такого нарушителя в квартире.
В Москве и Санкт-Петербурге эти штрафы ещё больше: 3–5 тысяч рублей для поселившегося нарушителя и от 5 до 7 тысяч рублей — для приютившего собственника жилья.
Лучше обговорить необходимость получения регистрации заранее — многие собственники квартир очень боятся, что после этого зарегистрированный жилец «отнимет квартиру». Однако регистрация никаких прав на жильё не даёт. Да и отменить её хозяин может в одностороннем порядке — достаточно его заявления.
А вот фиктивная регистрация по месту жительства или по месту пребывания — это уже уголовное преступление, за которое грозит 3 года лишения свободы.
Закон наказывает не за отсутствие регистрации как таковой, а за то, что вы не регистрируетесь там, где живёте. Но если вы путешествуете по России и ночуете в машине на обочине или уехали в Марокко после продажи квартиры, то, конечно, получить регистрацию вы не можете
Есть несколько исключений, когда закон позволяет не регистрироваться:
● Можно не отмечаться по месту пребывания, если у вас есть постоянная регистрация в пределах того же субъекта Федерации. Например, вы зарегистрированы в поселке Мирном Кировской области, но уже 4 месяца живете в Кирово-Чепецке — делать там временную регистрацию не обязательно, и штрафа за это не будет.
● Если у вас есть постоянная регистрация в Москве или Московской области, а вы живете в другом населённом пункте Москвы или Московской области. То есть, если вы решили полгода дауншифтить в Звенигороде, имея постоянную регистрацию в Москве, можете не волноваться.
● Та же история с Петербургом и Ленобластью: закон позволяет не регистрироваться по месту пребывания в Ленинградской области, если у вас есть постоянная регистрация в самом Петербурге, и наоборот.
● Это же правило распространяется на Севастополь и Республику Крым.
● Можно не делать регистрацию, если вы живете в квартире вашего родственника — собственника или нанимателя — который сам зарегистрирован там по месту жительства. Или если вы живёте в этой квартире вместе с таким родственником. Это может быть родитель, супруг, бабушка или дедушка, тесть, свекровь или другой родственник (точный перечень ищите в статье 19.15.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Так что если ваш ребенок с мая до сентября уезжает к бабушке в её деревенский дом, то регистрацию можно не делать.
Как жить, если у вас только временная регистрация или и её нет
В Конституции прописано ваше право на свободу передвижения: никто не может заставить вас находиться на одном месте. И даже само по себе отсутствие регистрации никак не может и не должно влиять на ваши права и как-то ограничивать их.
В идеальном государстве при отсутствии регистрации вам не должны отказать в заключении трудового договора, в приёме у врача или в записи ребёнка в школу. На деле выходит иначе, и отсутствие регистрации может осложнить вам жизнь.
Разберемся, как жить с временной регистрацией или вовсе без нее:
Регистрация ребёнка
По закону новорожденный (и любой ребенок до 14-летнего возраста) регистрируется вместе с родителями — можно сделать это по одному из адресов места жительства или пребывания, если родители живут раздельно.
Если ни у одного из родителей нет даже временной регистрации, то не регистрировать ребенка возможно. Но только в том случае, если родители не живут на одном месте дольше 89 дней и поэтому не регистрируются. Если же они где-то живут постоянно, но без регистрации, это нарушение закона. И не регистрировать по этому адресу ребенка — такое же нарушение.
Такую ситуацию в реальности представить сложно. К тому же отсутствие у ребенка и родителей регистрации осложнит получение материнского капитала, оформление пособия, постановку ребенка на учёт в поликлинике и устройство в садик или школу.
Медицина
Регистрация никак не влияет на ваше право получить бесплатную медицинскую помощь: по закону любой гражданин может на неё рассчитывать в любой точке России в пределах программы обязательного медицинского страхования.
Любой отказ в оказании медицинской помощи по месту обращения незаконен, его можно обжаловать.
Пенсия
Для получения пенсии не обязательно иметь регистрацию по месту жительства — достаточно и временной. Нужно только подать документы в отделение Пенсионного фонда по фактическому адресу.
Получать пенсию можно, проживая за рубежом, без регистрации в России. Потребуется отправить в Пенсионный фонд несколько обязательных документов, и вы сможете получать свои деньги в другой стране. Порядок получения для этого случая Пенсионный фондподробно расписал на своем официальном сайте.
Получение паспорта
А вот проживающему за границей россиянину придётся приехать за паспортом в Россию — подать заявление на его выдачу можно через сайт Госуслуг, но получить документ можно только лично. Для этого нужно выбрать любое отделение миграционной службы по месту обращения.
Постановка на налоговый учёт и уплата налогов
Если у вас нет регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, то подать заявление о постановке на налоговый учет вы можете в любую налоговую на свой выбор. Платить налоги вам надо будет там же, если для конкретного налога не прописан другой порядок.
Если вы живете за границей, но в России остался бизнес, то налоги будете платить по месту нахождения юридического лица.
С налогами физического лица или индивидуального предпринимателя всё сложнее: нужно определить, где должен уплачиваться каждый из налогов (в РФ или стране вашего проживания), и являетесь ли вы налоговым резидентом РФ — этот статус вы теряете, если в течение 12 месяцев находитесь 183 дня за пределами России.
И будьте внимательны — раз у вас нет официального места жительства или пребывания в России, то связываться с вами будут по тем адресам, которые вы указываете в своих заявлениях в те или иные госорганы.
А вот с этим точно будут проблемы
Юридически отсутствие регистрации никак не должно ограничивать в правах, но на деле будет сложнее. Вы вряд ли сможете:
Проголосовать на выборах. Потому что это можно сделать только по месту жительства или по месту пребывания — по этому принципу формируются списки избирателей по конкретным участкам.
Устроить ребенка в садик или школу. О законных прецедентах нам не известно.
Получить кредит на выгодных условиях. Для многих банков отсутствие регистрации — это особый риск, поэтому для перестраховки они могут повысить ставку или просто откажут в выдаче кредита.
Устроиться на работу. Отказывать в приеме на работу из-за отсутствия регистрации незаконно, и такое решение работодателя можно обжаловать, но редкий работодатель признается, что он не взял вас на работу именно поэтому.
Заключать договоры. Никто не хочет связываться с лицом без определённого места жительства или пребывания, ведь это порождает массу проблем. Непонятно, где искать такого человека в случае нарушения договора, в какой суд на него подавать и как заставить исполнять свои обязанности. Поэтому многие компании предпочитают вовсе не иметь дела с такими контрагентами.
Зарегистрировать ИП или юридическое лицо. Хотя формально нельзя ограничивать человека без регистрации в правах, на деле никто не хочет брать на себя лишний риск.
Заключение
Несмотря на то, что «прописка» ушла в прошлое, жить без какой бы то ни было регистрации в России вообще вряд ли получится. Но и представить себе ситуацию, когда вы живёте полной жизнью — ходите на работу, заводите семью, обращаетесь к врачам, платите налоги, покупаете машину или квартиру, — и всё это без постоянного местожительства, представить сложно. Поэтому при переезде на новое место старайтесь сделать хотя бы временную регистрацию. Она даёт вам практически те же права, что и постоянная.
Как оформить регистрацию по месту жительства в Москве
1. В чем разница между регистрацией по месту жительства и регистрацией по месту пребывания?
Место жительства — это жилье, в котором человек проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), по договору найма специализированного жилого помещения или на каких-либо других основаниях постоянно (преимущественно). Место пребывания — это, соответственно, жилье, которое человек занимает на тех же основаниях, но временно.
О смене места жительства нужно сообщать в орган ГУВМ МВД в течение 7-ми дней. Регистрацию по месту пребывания необходимо оформлять только в том случае, если вы планируете жить на новом месте более 90 дней.
Регистрация, как по месту жительства, так и по месту пребывания, производится в срок от 3-х до 8-ми дней в зависимости от способа подачи документов.
2. Нужно ли согласие других жильцов, чтобы зарегистрироваться по месту жительства?
Если речь идет о жилье, которое находится в частной собственности, и вы — его собственник (или собственник доли в нем), вам не нужно получать ничье согласие. Если вам не принадлежит даже доля в помещении, вы можете зарегистрироваться в нем по месту жительства только с согласия всех собственников. Согласие собственников выражается на личном приеме в регистрирующих органах письменно. Если у собственника нет возможности присутствовать лично, он может оформить нотариально заверенное согласие.
Если вы наниматель жилья, которое находится в государственной или муниципальной собственности, по договору найма, социального найма или безвозмездного пользования, вам также не нужно получать согласие других нанимателей. Если же вы не указаны в договоре найма, социального найма или безвозмездного пользования, зарегистрироваться в жилом помещении по месту жительства вы можете только в случаях:
Согласие членов семьи нанимателя предоставляемого вам жилья (достигших 14 лет) выражается на личном приеме письменно. Если нет возможности присутствовать лично, согласие можно заверить нотариально. Также необходимо будет заключить дополнительное соглашение к договору найма.
3. Какие нужны документы?
Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, вам понадобятся:
Чтобы зарегистрировать по месту жительства несовершеннолетнего ребенка до 14 лет, одновременно с заявлением о регистрации по месту жительства законному представителю понадобятся:
Владельцу жилья или нанимателю (если вы не владелец или не указаны в договоре найма) в свою очередь понадобятся:
4. Куда подавать заявление?
Подать документы для регистрации по месту жительства можно:
Жители Троицкого и Новомосковского административных округов могут записаться на подачу документов в МФЦ, воспользовавшись услугой на mos.ru.
Если вы подаете документы лично, вам придется приходить дважды: сначала подать документы, потом получить. В первый визит, для подачи документов, придется прийти и вам, и тем, кто предоставляет жилье (если вы не собственник). Второй раз, для получения паспорта с проставленным в нем штампом о регистрации по месту жительства можете прийти только вы.
Если вы подадите заявление онлайн, вам в течение 3-х дней придет приглашение на проставление печати о регистрации по месту жительства в паспорте. Прийти придется как вам, так и тем, кто предоставляет вам жилплощадь. При себе нужно будет иметь:
Если жилье находится в государственной или муниципальной собственности, и вы не являетесь нанимателем, для регистрации по месту жительства понадобится сначала заключить дополнительное соглашение к договору найма.
5. Как оформить регистрацию для ребенка?
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей.
Для регистрации детей, не достигших 14 лет, и недееспособных граждан согласие собственников жилья не требуется. Соответственно, их присутствие во время подачи документов не нужно. Регистрация осуществляется по месту проживания родителей (одного из родителей), усыновителей или опекунов по заявлению одного из них. Если второй законный представитель ребенка зарегистрирован по месту жительства по другому адресу, потребуется его согласие.
Регистрация детей старше 14 лет производится на общих основаниях.
Отметка о регистрации детям до 14 лет в документ, удостоверяющий личность, не ставится. Вместо этого выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
6. Как оформить регистрацию студенту и военнослужащему?
Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей.
Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное и высшее образование и проживающие в общежитиях, для регистрации по месту пребывания должны обращаться к уполномоченному должностному лицу учебного заведения. Сделать это нужно в течение трех дней со дня предоставления места в общежитии.
7. Какие документы можно оформить одним пакетом при смене места жительства в центрах госуслуг?
В центрах госуслуг «Мои документы» можно одним пакетом оформить документы и получить услуги, необходимые при смене места жительства:
Обратите внимание, перечисленные услуги станут доступны только после получения паспорта с отметкой о регистрации.
Подробнее об оформлении документов одним пакетом можно узнать на официальном сайте центров госуслуг «Мои документы» или по телефону Единой справочной службы Москвы: +7 (495) 777-77-77.
8. В каких домах нельзя зарегистрироваться?
Если квартира находится в доме, который определен под снос, зарегистрироваться в ней невозможно. Регистрационный учет прекращается после выхода постановления Правительства Москвы о сносе того или иного дома.