Что означает слово риторика

Значение слова «риторика»

Что означает слово риторика

2. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность. [Войницкий:] Эта верность фальшива от начала до конца. В ней много риторики, но нет логики. Чехов, Дядя Ваня. Здесь героическое происходит ежедневно. Это надо показывать на фактах, без риторики и громких фраз. М. Калинин, О коммунистическом воспитании.

3. В старину: название младшего класса духовной семинарии.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РИТО’РИКА (или реторика), и, мн. нет, ж. [греч. rhētorikē]. 1. Теория ораторского

искусства, красноречия (науч.).

Учебник классической риторики. Правила риторики. || перен. Напыщенная речь, в к-рой красивые фразы и слова скрывают ее бессодержательность (книжн. неодобрит.). 2. Встарину — название младшего из трех классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

рито́рика

1. теория красноречия, наука об ораторском искусстве ◆ Ведь мы все знаем, что то, что считалось исключительно наукой и делом очень важным у римлян, чем они гордились, без чего считали человека варваром, была риторика, т. е. такое упражнение, над которым мы теперь смеёмся и считаем не только не наукой, но пустяками. Л. Н. Толстой, «Неделание», 1893 г. (цитата из НКРЯ) ◆ А впрочем, ближе к непосредственной цели софистов был вопрос о связной речи как средстве убеждения; риторика равным образом ведёт свое происхождение от них и, специально, от Горгия. Ф. Ф. Зелинский, «История античной культуры», 1914 г. (цитата из НКРЯ)

2. перен. излишняя, фальшивая приподнятость изложения, напыщенность в сочетании с бессодержательностью ◆ Её риторика, ленивая мораль, вздорные, ленивые мысли о погибели мира — всё это мне глубоко ненавистно. А. П. Чехов, «Дядя Ваня», 1897 г. ◆ Всё это только риторика на почве истерии… поверь мне! Максим Горький, «Дачники», 1904 г.

3. истор. в старину — название младшего класса духовной семинарии ◆ Преподавались: 1) грамматика, разом с географией и историей; 2) арифметика и геометрия; 3) логика; 4) риторика и стихотворное учение; 5) физика с краткой метафизикой; 6) политика Пуффендорфова; 7) богословие. Н. И. Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», 1862—1875 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что означает слово риторикаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нахлобучивать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Риторика

Что означает слово риторика

Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Риторика как наука и искусство

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики

Термины «риторика» (греч. rhetorike), «ораторское искусство» (лат. oratorare — «говорить»), «витийство» (устар., старославянск.), «красноречие» (русск.) синонимичны.

В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.

Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.

Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Итак, термин «риторика» включает понятия «красноречие», «мастерство публичного выступления» и «ораторское искусство». Если красноречие означает умение говорить увлекательно, красиво, убедительно, то мастерство публичного выступления — это более высокий уровень, предполагающий, наряду с умением говорить красиво и убедительно, умение владеть ситуацией общения, наличие знаний по психологии и социологии аудитории и т.п.

Риторика учила и учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Первостепенное внимание теория красноречия всегда уделяла устному, «живому» контакту.

Риторика как наука выполняет следующие задачи:

1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

2) исследование форм и механизмов речи;

3) формирование языковой личности;

4) совершенствование культуры речи;

5) совершенствование речевого самовыражения;

6) моделирование процессов общения.

Понятие ораторского искусства

Традиционно риторику считали также искусством, сравнивали с поэзией, актерской игрой на основании важности творчества, импровизации в речи, эстетического наслаждения, которое доставляет публичное «размышление вслух». Такие взгляды характерны, например, для Аристотеля, Цицерона, А.Ф. Кони.

Немногим дано от природы ораторское дарование, являющееся залогом успешной практики. Однако, по утверждению исследователей Е.А. Ножина, Н.Н. Кохтева, Ю.В. Рождественского и других, в каждом человеке заложен «ген» риторических способностей, которые можно и нужно развивать.

Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.

В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.

Роды и виды красноречия

По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.

Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.

В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Роды и виды красноречия

Что означает слово риторика

Риторика оперирует понятиями: язык, речь, слово. В системе языкового образования риторика следует за грамматикой. Вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Между грамматикой и риторикой имеется существенное методологическое различие. Грамматика, или лингвистика, предполагает, что все люди, используя тот или иной язык, должны знать его единство. Риторика предполагает обратный тезис: каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похожим на других, сообщать нечто новое, отсюда основное требование риторики: обязательная новизна в сообщении.

Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:

1. Инвенция (лат. нахождение, изобретение) включает выбор темы, ее название, сбор и систематизацию эмпирического материала. Предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд подтем. То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей. Для этого существуют так называемые «общие места» (топы — смысловые модели развития речи). Топ — система понятий, предполагающих способы мысли о любой речи.

2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.

4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.

5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.

Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики

Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Термины «этос», «пафос», «логос» — основные для общей риторики. Этосом принято называть те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи, по крайней мере, ее тема, которую получатель речи может считать уместной или нёеуместной. Неуместную речь получатель речи вправе отклонить. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками речевой коммуникации.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Дурак из сказки приветствовал похоронную процессию словами: «Таскать вам — не перетаскать» и был бит. Эти слова он выучил от людей, занятых уборкой урожая, и применил неуместно. Вот пример этоса.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

Источник

Значение слова риторика

Словарь Ушакова

рит о рика (или реторика), риторики, мн. нет, жен. (греч. rhetorike).

1. Теория ораторского искусства, красноречия (научн.). Учебник классической риторики. Правила риторики.

| перен. Напыщенная речь, в которой красивые фразы и слова скрывают ее бессодержательность (книж. неод.).

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

(греч. rhetorike techne от rhetor — оратор) — теория и практическое мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Теория Р., возникшая еще в античности (середина I тыс. до н. э.), синкретически заключала в себе все основные дисциплины гуманитарного круга; к середине XIX в. завершается их выделение и специализация, и Р. утрачивает статус теоретической области знаний. Развитие гуманитарной культуры с середины XX в. отмечено так называемым «риторическим Ренессансом» или «возрождением Р.». Это касается, в первую очередь, теории Р.: лингвистика и литературоведение вновь обращаются к классическому риторическому наследию, переосмысливая его на новом уровне; за рубежом возникает современная новая Р. (неориторика), начинающая претендовать даже на роль общей методологии гуманитарного знания (основания для этого находят в том, что многие наиболее общие теоретические концепты гуманитарных наук возникли именно в классической риторической теории). Неориторика родственна лингвистической прагматике, коммуникативной лингвистике и пр.; эти молодые науки по сути представляют собой дисциплины риторического круга; их теоретический аппарат также во многом восходит к системе понятий древней Р.

Со второй половины XX в. за рубежом отмечается интерес к риторической практике, возникают специальные методики и курсы совершенствования речевого общения, слушания и понимания, быстрого чтения и пр. В последние годы проявления «риторического Ренессанса» заметны и у нас. Однако современная теория общей Р., предметом которой являются общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, и пути оптимизации речевого общения, в отечественной филологии только начинает разрабатываться. То же касается и современных частных Р., на основании которых возможно совершенствование речевого общения в так называемых «сферах повышенной речевой ответственности» (таких, как дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организаторская деятельность, социальная помощь, журналистика, торговля, услуги и пр.).

Лит.: Аристотель. Риторика // Античные риторики. — М., 1978; Виноградов В.В. О языке художественной прозы. — М., 1980; Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. — М., 1989; Ми-хальская А.К. О современной концепции культуры речи // ФН.— 1990. — № 5; Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. — М., 1996; Неориторика: генезис, проблемы, перспективы: Сб. научно-аналитических обзоров. — М., 1987; Риторика и стиль/ Под ред. Ю.В. Рождественского. — М., 1984.

А. К. Михальская 204

Словарь лингвистических терминов

(греч. rhetorike ). Теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Этимологический Словарь Русского Языка

В русской письменной речи слово впервые употребляется Аввакумом (XVII в.), причем написание его несколько отличалось от современного, менялось несколько раз на протяжении веков. Древнерусское слово со значением «теория прозаической речи вообще, красноречия в частности» писалось и произносилось как «риторикия», затем широко употребляться стало укороченное «риторика».

В начале XX в. традиционным было написание «реторика» (соответственно – «ретор», «реторический»).

Производные: ритор, риторик, риторический.

Культурология. Словарь-справочник

(греч. rhetorike ) – наука об ораторском искусстве (о художественной прозе вообще). Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение, запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и новое время, в ХIХ в. влилась в теорию литературы.

Риторика: Словарь-справочник

1) Теория и искусство красноречия;

2) наука, исследующая приемы выразительной; стилистически дифференцированной речи, методы и приемы дискутивно-полемической речи;

3) под влиянием энантиосемии развилось значение слова Р., включающее негативную оценку: Р. – красивая, напыщенная, малосодержательная речь;

4) По Волкову А.А.: филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову; сфера действия Р. – прозаическая речь или публичная аргументация. «Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течение долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики»; сегодня риторика как филологическая дисциплина стоит в ряду лингвистики, стилистики, текстологии, теории и истории художественной литературы, фольклористики и занимает в системе филологических дисциплин место, оправданное исторически и методологически; Р. сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи, на речевой технике аргументации и методе построения целесообразного высказывания; Р. обобщает опыт общественно-языковой практики, изучая специфический для каждой культурно-языковой общности тип языковой личности и характер речевых отношений; общая Р. изучает принципы построения целесообразной речи; частная Р. изучает конкретные виды речи; современная русская техника аргументации имеет глубокие исторические корни: она восходит к византийской античной культуре публичной речи и восприняла методы и формы аргументации западноевропейских обществ;

5) Р. – учебная дисциплина, предполагающая специальное и литературное образование ритора; общественные задачи Р. состоят: а) в воспитании ритора; б) создании норм публичной аргументации, обеспечивающих обсуждение значимых для общества проблем; в) организации речевых отношений в области управления, образования, хозяйственной деятельности, безопасности, правопорядка; г) в определении критериев оценки публичной деятельности, на основе которой отбираются лица, способные занимать ответственные должности. Наука об искусстве речи, о красноречии, ораторском искусстве. Р. обобщает опыт мастеров слова, устанавливает правила.

Педагогический терминологический словарь

дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи (прежде всего прозаической и устной), разнообразные формы речевого воздействия на аудиторию.

Элементы педагогической Р. сохранились в курсах русского языка и литературы до настоящего времени (творческие работы, практические упражнения по развитию устных и письменных форм речи и овладению нормами речевого этикета и др.).

С 50-х гг. в связи с развитием средств массовой коммуникации и информации в ряде стран (прежде всего в США, Франции и Японии) вновь возник интерес к Р. как самостоятельной научной и учебной дисциплине. В Рос. Федерации в 90-е гг. Р. как учебная дисциплина введена в средние общеобразовательные школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 241-242)

См. также Античность

Античный мир. Словарь-справочник

наука о законах красноречия и практическом их применении. В Древней Греции р. возникла в V в. до н.э., но как наука сложилась в III в. до н.э. В Древнем Риме р. достигла своего расцвета в I в. до н.э. Римляне учились ораторскому мастерству у греков и многое у них заимствовали. Классическая античная р. включала в себя 5 главных частей: 1) подбор и систематизация материала; 2) расположение материала и его изложение; 3) словесное выражение, сочетание слов и стиль речи (простой, средний, высокий); 4) заключение; 5) техника произношения. По законам р. речь должна состоять из следующих частей: вступления, изложения сути дела, доказательства и заключения.

Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972; Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. М., 1978; Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980; Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976.

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от греч. rhetorike, от rhetor — оратор) — наука об ораторском искусстве и шире — о художественной прозе вообще. В XIX в. влилась в теорию литературы.

Рб: литература и наука

Целое: теория литературы

Асс: стиль, тропы, фигуры речи

* «Как особая дисциплина, риторика нацелена на постижение специфики художественного языка и средств его создания. Она призвана объяснить, как и почему риторические фигуры — эти клише художественной мысли — преобразуют речь, придают ей стиль и качество художественности» (Ю.Б. Борев).

«Риторика с самого начала становится своеобразной нервной системой литературы» (М.Я. Поляков). *

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

и РЕТОРИКА, и, ж.

1. Наука о красноречии, ораторском искусстве; учебная книга по теории красноречия.

* По части русского языка у нас были только учебники, т. е. грамматика, синтаксис и риторика. // Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина //* *

2. Напыщенность речи.

* Эта верность фальшива от начала до конца. В рассказе много риторики, но нет логики. // Чехов. Дядя Ваня // *

3. Название младшего класса духовной семинарии.

* [Правдин:] А ты, господин Кутейкин, не из ученых ли? [Кутейкин:] Из ученых, ваше высокородие! Семинарии здешния епархии. Доходил до риторики, да Богу изволивши, назад воротился. // Фонвизин. Недоросль // *

Гаспаров. Записи и выписки

♦ Нас в школе учили в конце разбора каждого произведения перечислять три его значения: познавательное, идейно-воспитательное и литературно-художественное. Собственно, это точно соответствует трем задачам риторики: docere, movere, delectare (ум, воля, чувство).

♦ (Т. В.) «Риторика — всюду, где человек сперва думает, а потом говорит, Аристотель риторичнее Платона, а единственным греческим не-ритором был Сократ».

♦ (Из дневника М. Шкапской в РГАЛИ). Ольга Форш ждала трамвая, пропустила четыре, прыгнула в пятый; ее снял молодой милиционер, сказавши: «Вы, гражданка, не столь молоды, сколь неразумны». Она пошла прочь, растроганная, и лишь потом сообразила, что он попросту сказал ей старую дуру.

♦ Напрасно думают, что это — умение говорить то, чего на самом деле не думаешь. Это — умение сказать именно то, что ты думаешь, но так, чтобы не удивлялись и не возмущались. Умение сказать свое чужими словами — именно то, чем всю жизнь занимался ненавистник риторики Бахтин. Музы в прологе к «Феогонии» говорят:

Мы знаем, как сказать много неправд

Похожими на правду,

Но и знаем, как выговорить правду,

Термины Киносемиотики

(греч. rhetorikē) Ņåория ораторского искусства. См. также РИТОРИКА в понимании К.Метца.

РИТОРИКА в понимании Ю.Лотмана — Ю.Лотман пишет: РИТОРИКА — одна из наиболее традиционных дисциплин филологического цикла — в настоящее время получила новую жизнь. Необходимость связать данные лингвистики и поэтики текста породили неориторику, в короткий срок вызвавшую к жизни обширную научную литературу. Не затрагивая возникающих при этом проблем во всей их полноте, выделим аспект, который нам потребуется при дальнейшем изложении. Риторическое высказывание, в принятой нами терминологии, не есть некоторое простое сообщение, на которое наложены сверху украшения, при удалении которых основной смысл сохраняется. Иначе говоря. Риторическое высказывание не может быть выражено нериторическим образом. Риторическая структура лежит не в сфере выражения, а в сфере содержания. В отличие от нериторического текста, риторическим текстом, как уже отмечалось, мы будем называть такой, который может быть представлен в виде структурного единства двух (или нескольких) подтекстов, зашифрованных с помощью разных, взаимно непереводимых кодов. Эти подтексты могут представлять локальные упорядоченности, и, таким образом, текст в разных своих частях должен будет читаться с помощью разных языков или выступать в качестве разных слов, равномерных на всем протяжении текста. В этом втором случае текст предполагает двойное прочтение, например бытовое и символическое. К риторическим текстам будут относиться все случаи контрапунктного столкновения в пределах единой структуры различных семиотических языков. Для РИТОРИКИ барочного текста характерно столкновение в пределах целого участков, отмеченных разной мерой семиотичности. В столкновении языков один из них неизменно выступает как естественный (не-язык), а другой в качестве подчеркнуто искусственного. В барочных храмовых стенных росписях в Чехии можно встретить мотив: ангелочек в рамке. Особенность живописи состоит в том, что рамка имитирует овальное окно. А сидящая на подоконнике фигура свешивает одну ножку, как бы вылезая из рамки. Не помещающаяся внутри композиции ножка — скульптурная. Она приделана к рисунку как продолжение. Таким образом, текст представляет собой живописно-скульптурное сочетание, причем фон за спиной фигуры имитирует синее небо и представляется прорывом в пространстве фрески.. Выступающая объемная нога разрывает это пространство иным способом и в противоположном направлении. Весь текст построен на игре между реальным и ирреальным пространством и столкновении языков искусств, из которых один представляется естественным свойством самого объекта, а другой — искусственным ему подражанием. Искусство классицизма требовало единства стиля. Барочная смена локальных упорядоченностей представлялась варварством. Весь текст на всем протяжении должен быть равномерно организован и кодироваться единым способом. Это не означает, однако, отказа от риторической структуры. Риторический эффект достигается иными средствами — многослойностью языковой структуры. Наиболее распространенным является случай, когда объект изображения кодируется сначала театральным, а затем уже поэтическим (лирическим), историческим или живописным кодом. В ряде случаев (это особенно характерно для исторической прозы, пасторальной поэзии и живописи XVIII в.) текст представляет собой прямое воспроизведение соответствующей театральной экспозиции или сценического эпизода. В соответствии с жанром таким посредствующим текстом-кодом может являться сцена из трагедии, комедии или балета. Так, например, полотно Шарля Куапеля Психея, покинутая Амуром воспроизводит балетную сцену во всей условности зрелища этого жанра в интерпретации XVIII в. (Ю. Лотман Семиосфера СПб, Искусство — СПб, 2000г., стр. 197-198). См. также АМПЛИФИКАЦИЯ.

P.S. Из этого текста видно, что Ю.Лотман сводит вдруг ставшую популярной РИТОРИКУ (НЕОРИТОРИКУ) к давным-давно известной ЭКЛЕКТИКЕ, либо СИМБИОЗУ художественных средств. В отличие от него Кристиан Метц дает более значимое объяснение пристальному интересу семиологов к средневековой РИТОРИКЕ. См. следующий термин.

РИТОРИКА в понимании К.Метца — Кристиан Метц пишет: «Является ли «грамматика» кино РИТОРИКОЙ или грамматикой? Исходя из сказанного выше, можно предположить, что это скорее всего РИТОРИКА, поскольку минимальная единица (план) неопределенна, а потому кодификация может затрагивать лишь крупные единицы. Учение о «диспозиции» (dispositio)* (или большая синтагматика), составляющее одну из основных частей классической РИТОРИКИ, состоит в предписании определенного сочетания неопределенных элементов: любая юридическая речь должна состоять из пяти частей (введения, экспозиции и так далее), но длительность и внутренняя композиция каждой из них произвольны. Практически все фигуры «кинематографической грамматики» — то есть множество единиц: 1) знаковых (в противоположность «дифференциальным»), 2) дискретных, 3) больших размеров, 4) специфических для кино и общих для фильмов — подчиняются тому же принципу. Так, «перекрестный монтаж» (чередование изображений = одновременность референтов) есть сочетание одновременно кодифицированное (= самим фактом чередования) и знаковое (раз это чередование обозначает одновременность), но длительность и внутренняя композиция сочетаемых элементов (то есть чередующихся изображений) остаются абсолютно произвольными. И все-таки именно здесь возникает одна из самых больших трудностей семиотики кино, так как РИТОРИКА в других своих аспектах является грамматикой, и сущность семиотики кино в том и состоит, что РИТОРИКА и грамматика здесь оказываются нерасчлененными, как это справедливо подчеркивает Пьер- Паоло Пазолини» (Сб «Строение фильма» М., Радуга, 1984г., статья К.Метца «Проблемы денотации в художественном фильме» стр., 109-110).

учение о «диспозиции» (dispositio)* — Учение о «диспозиции» есть одна из трех частей классической риторики: 1) inventio — подбор аргументов и доказательств, 2) dispositio — выработка порядка представления аргументов и доказательств, 3) elocutio — учение о словесном выражении (Прим. М.Ямпольского).

P.S. Из приведенного выше, по крайней мере, ясно, зачем Кристиану Метцу понадобилась почтенная РИТОРИКА: он пытается определить сущность кинематографической грамматики, а не занимается, как Ю.Лотман, лишь терминологическим переозначиванием.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Искусство дискурса (в отличие от красноречия как искусства речи), направленного на убеждение. Риторика подчиняет форму со всеми ее возможностями убеждения содержанию, то есть мысли. Например, такие формы, как хиазм (***), антитеза или метафора, сами по себе ничего не доказывают и не способны служить аргументом чего бы то ни было, но как вспомогательное средство они могут помочь в убеждении. Поэтому не следует злоупотреблять риторическими приемами. Риторика, тяготеющая к самодостаточности, перестает быть риторикой и превращается в софистику. Риторика необходима, и только самодовольные люди могут думать, что без риторики легко обойтись. Лучшие умы человечества не брезговали риторикой. Возьмите Паскаля или Руссо: блестящее владение ораторскими приемами отнюдь не помешало каждому из них стать гениальным писателем и мыслителем. Правда, признаем, что Монтень на их фоне смотрится выигрышнее – он более непосредствен, более изобретателен и более свободен. Он гораздо меньше стремился убедить кого-либо в своей правоте, ему вполне хватало истины и свободы. Впрочем, нельзя сказать, что он полностью обходился без риторики, – просто он лучше других умел сохранить свою независимость от риторики. Как говорится, сначала обучись ремеслу, а потом забудь, что ты ему учился.

Вид параллелизма; расположение частей двух параллельных членов в обратном порядке («Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть»).

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Теория ораторского искусства, красноречия.

2. перен. Излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

* Говорить без риторики и громких фраз. *

Толковый переводоведческий словарь

теория выразительности речи, теория красноречия, ораторского искусства.

Энциклопедический словарь

Словарь Ожегова

РИТОРИКА, и, ж.

1. Теория ораторского искусства.

2. перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая р. Впасть в риторику.

| прил. риторический, ая, ое. Р. вопрос (приём ораторской речи утверждение в форме вопроса).

Словарь Ефремовой

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(ρητορική τέχνη) — в первоначальном значении слова — наука об ораторском искусстве, но впоследствии иногда понималась шире, как вообще теория прозы. Свое начало европейская Р. получает в Греции, в школах софистов, главной задачей которых было чисто практическое обучение красноречию; поэтому их Р. заключала много правил, относящихся собственно к стилистике и грамматике. По словам Диогена Лаэртского, Аристотель приписывал изобретение Р. пифагорейцу Эмпедоклу, сочинение которого неизвестно нам даже по имени. Из слов самого Аристотеля и из других источников мы знаем, что первый трактат по Р. принадлежал ученику Эмпедокла, Кораксу, любимцу сиракузского тирана Гиерона, политическому оратору и адвокату. У него мы находим любопытное определение: «красноречие есть работница убеждения (πειθοΰς δημιουργός)»; он первый делает попытку установить деление ораторской речи на части: вступление (προοιμιον), предложение (κατάστάσις), изложение (διήγησις), доказательство или борьба (άγών), падение (παρέκβασις) и заключение; он же выставил положение, что главная цель оратора — не раскрытие истины, но убедительность при помощи вероятного (είκός), для чего чрезвычайно полезны всякие софизмы. Труд Коракса до нас не дошел, но древние писатели сообщают нам примеры его софизмов, из которых особенной славой пользовался так называемый крокодилит. Ученик Коракса, Тизий, развивал ту же систему софистических доказательств и главным средством преподавания Р. считал заучивание образцовых речей судебных ораторов. Из его школы вышел славившийся в свое время Горгий Леонтийский, который, по словам Платона, «открыл, что вероятное важнее истинного, и умел в своих речах малое представить великим, а великое малым, выдать старое за новое и новое признать старым, об одном и том же предмете высказывать противоречивые мнения». Метод преподавания у Горгия тоже состоял в изучении образцов; каждый его ученик должен был знать отрывки из произведений лучших ораторов, чтобы уметь дать ответ на чаще всего выставляемые возражения. Горгию принадлежал любопытный трактат «о приличном случаю» (περί τοΰ καιροΰ), где говорилось о зависимости речи от предмета, от субъективных свойств оратора и аудитории, и давалось наставление, как при помощи насмешки уничтожать серьезные доводы и, наоборот, на насмешку отвечать с достоинством. Красивое говорение (εύέπεια) Горгий противопоставлял утверждению истины (όρθοέπεια). Он много содействовал созданию правил о метафорах, фигурах, аллитерации, параллелизме частей фразы. Из школы Горгия вышли многие знаменитые риторы: Пол Агригентский, Ликимний, Фразимах, Эвен, Федор Византийский; к тому же стилистическому направлению принадлежали софисты Протагор и Продик и знаменитый оратор Исократ, разработавший учение о периоде. Направление этой школы можно назвать практическим, хотя она и подготовила богатый психологический материал для выработки общих теоретических положений об ораторском искусстве и этим облегчила задачу Аристотелю, который дает в своей знаменитой «Риторике» (перевод H. H. Платоновой, СПб., 1894) научное обоснование прежним догматическим правилам, пользуясь чисто эмпирическими приемами. Аристотель значительно расширил область Р., сравнительно с обыденным в то время воззрением на нее. «Так как дар речи, — говорит он, — имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразных случаях и так как действие при подаче совета, при всякого рода разъяснениях и убеждениях, приводимых для одного лица или для целых собраний (с которыми имеет дело оратор), по существу одинаково, то Р. так же мало, как и диалектика, имеет дело с какой-нибудь одной определенной областью: она обнимает все сферы человеческой жизни. Риторикой, понимаемой в таком смысле, пользуются все на каждом шагу; она одинаково необходима как в делах, касающихся житейских нужд отдельного человека, так и в делах государственной важности: раз человек начинает склонять к чему-нибудь другого человека или отговаривать его от чего-нибудь, он необходимо прибегает к помощи Р., сознательно или бессознательно». Понимая таким образом Р., Аристотель определяет ее как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. Отсюда ясна и цель, которую преследовал Аристотель в своем трактате: он хотел, на основании наблюдения, дать общие формы ораторского искусства, указать, чем должен руководиться оратор или вообще всякий, желающий убедить кого-либо в чем-либо. Сообразно с этим, он разделил свой трактат на три части: первая из них посвящена анализу тех принципов, на основании которых оратор (т. е. всякий говорящий о чем-нибудь) может побуждать к чему-нибудь своих слушателей или отклонять их от чего-нибудь, может хвалить или порицать что-нибудь. Вторая часть говорит о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и таким образом вернее достигнуть своей цели, т. е. уговорить или отговорить их. Третья часть касается специальной, технической, так сказать, стороны риторики: Аристотель говорит здесь о тех способах выражения, которыми должно пользоваться в речи, и о построении речи. Благодаря множеству тонких психологических замечаний по вопросу о взаимодействии оратора и среды (например, о значении юмора, пафоса, о влиянии на молодых людей и на стариков), благодаря прекрасному анализу силы доказательств, употребляемых в речи, труд Аристотеля не утратил своего значения и для нашего времени и оказал сильнейшее влияние на все последующее развитие европейской Р.: в сущности некоторые из поставленных Аристотелем вопросов могли бы и теперь быть предметом научного исследования, причем, конечно, должен применяться тот же эмпирический метод, которым пользовался Аристотель. Приняв многие положения Аристотеля, как догматические истины, Р., однако — и в Греции, и, позднее, в Западной Европе, — сильно уклонилась как раз от его метода исследования, возвратясь на тот путь практических наставлений, по которому шли софисты. У греков мы видим после Аристотеля два направления: аттическое, заботившееся преимущественно о точности выражения, и азиатское, ставившее задачей занимательность изложения и выработавшее особый высокий стиль, основанный на контрастах, изобилующий сравнениями и метафорами. В Риме первым последователем этого азиатского направления был Гортензий, а впоследствии к нему примыкает Цицерон, высказывающийся, впрочем, в некоторых сочинениях и в пользу аттицизма, наиболее изящным представителем которого в римской литературе можно считать Цезаря. Уже в это время можно видеть в трудах некоторых риторов зарождение теории трех стилей — высокого, среднего и низкого, — развитой в средние века и в эпоху Возрождения. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, » Brutus», «Orator»), а наиболее полное выражение римская Р. получила в трудах Квинтилиана; оригинальностью она никогда не отличалась. В эпоху борьбы христианства с античным язычеством создается наука о христианском ораторстве (см. Гомилетика), достигающем блистательного развития в IV и V вв. после Р. Х. В теоретическом смысле она почти ничего не прибавляет к тому, что выработано древностью. В Византии приемы Р. ближе всего подходят к азиатскому направлению, и в таком виде эта наука передается и древней Руси, где прекрасные образцы ее влияния мы можем видеть в произведениях митрополита Илариона и Кирилла Туровского. На Западе Р. держится наставлений Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана, причем эти наставления обращаются в непререкаемые правила, и наука становится каким-то законодательным кодексом. Этот характер утверждается за европейской Р., особенно в Италии, где, благодаря встрече языков латинского научного и итальянского народного, лучше всего себе находит применение теория трех стилей. В истории итальянской Р. занимают видное место Бембо и Кастильоне, как стилисты, а законодательное направление особенно ярко выражается в деятельности академии della Crusca, задача которой состоит в охранении чистоты языка. В произведениях, например, Спероне Сперони заметно подражание приемам Горгия в антитезах, ритмическом строении речи, подборе созвучий, а у флорентийца Даванцати замечается возрождение аттицизма. Из Италии это направление передается Франции и другим европейским странам. Создается новый классицизм в Р., находящий самое лучшее выражение в «Рассуждении о красноречии» Фенелона. Всякая речь, по теории Фенелона, должна или доказывать (обыкновенный стиль), или живописать (средний), или увлекать (высокий). Согласно с Цицероном, ораторское слово должно приближаться к поэтическому; не нужно, однако, нагромождать искусственные украшения. Надо во всем стараться подражать древним; главное — ясность и соответствие речи чувству и мысли. Интересные данные для характеристики французской Р. можно найти и в истории французской академии и других учреждений, охранявших традиционные правила. Аналогично и развитие Р. в Англии и Германии в течение всего XVIII столетия. В нашем веке развитие политического и других видов красноречия должно было привести к упразднению условных, законодательных правил ораторского искусства — и Р. возвращается к пути наблюдения, намеченному Аристотелем. Расширяется и понятие о науке: так, у Ваккернагеля Р. заключает в себе всю теорию прозы и распадается на два отдела (повествовательная и поучительная проза), причем из Р. окончательно исключаются замечания о стиле, так как они одинаково относятся и к поэзии, и к прозе, и потому составляют особый отдел стилистики. В России, в допетровский период развития литературы, Р. могла иметь применение лишь в области духовного красноречия, и число ее памятников совершенно ничтожно: мы имеем некоторые стилистические замечания в Святославовом «Изборнике», любопытный трактат XVI в.: «Речь тонкословия греческого» (изд. Общества любителей древней письменности) и «Науку о сложении проповедей», Иоанникия Голятовского. Систематическое преподавание Р. начинается в юго-западных духовных школах с XVII в., причем учебники — всегда латинские, так что оригинальной обработки в них искать не приходится. Первым серьезным русским трудом является «Риторика» Ломоносова, составленная на основании классических авторов и западноевропейских руководств и дающая в подтверждение общих положений ряд примеров на русском языке — примеров, извлеченных частью из сочинений новых европейских писателей. Ломоносов же, в своем «Рассуждении о пользе книг церковных», применяет к русскому языку западную теорию трех стилей. Ввиду того, что область красноречия в России ограничивалась почти исключительно церковной проповедью, Р. совпадает у нас почти всегда с гомилетикой (см.); по светской риторике мы имеем чрезвычайно мало трудов, да и те не отличаются самостоятельностью, как, например, руководства Кошанского (см.). Научная разработка Р. в том смысле, как она понимается на Западе, у нас еще не начиналась.

Ср. Chaignet, «La rhetorique et son histoire»; Egger, «Histoire de la critique chez les anciens Grecs»; Wackernagel, «Poetik, Rhetorik und Stilistik»; Philippi, «Die Kunst der Rede»; Сумцов, «Иоанникий Голятовский»; Пекарский, «История академии наук»; Сухомлинов, «История Российской академии».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *