Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Статья 37. Заявление должника

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 37

Заявление должника может быть подписано представителем должника в случае, если такое полномочие прямо предусмотрено в доверенности представителя.

2. В заявлении должника должны быть указаны:

наименование арбитражного суда, в который подается указанное заявление;

сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, в том числе срок исполнения которых наступил на дату подачи в арбитражный суд заявления должника, в размере, который не оспаривается должником, с указанием причин возникновения задолженности;

сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью граждан, выплате компенсации сверх возмещения вреда, оплате труда работников должника и выплате им выходных пособий, сумма вознаграждения авторов результатов интеллектуальной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

размер задолженности по обязательным платежам;

обоснование невозможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов или существенного осложнения хозяйственной деятельности при обращении взыскания на имущество должника либо иных действий, явившихся основанием для подачи заявления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлениях к должнику, об исполнительных документах, а также об иных документах, предъявленных для списания денежных средств со счетов должника в безакцептном порядке;

сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах, и о дебиторской задолженности;

номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, адреса банков и иных кредитных организаций;

наименование и адрес саморегулируемой организации, которая определена в порядке, установленном в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, и из числа членов которой должен быть утвержден временный управляющий;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

перечень прилагаемых документов.

В случае, если должник в своей деятельности использует сведения, составляющие государственную тайну, в заявлении указывается форма допуска к государственной тайне руководителя должника.

В заявлении должника могут быть указаны иные имеющие отношение к рассмотрению дела о банкротстве сведения.

К заявлению должника могут быть приложены имеющиеся у должника ходатайства.

В случае, если в заявлении должника не указана кандидатура временного управляющего, в заявление должника могут быть включены дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должник не менее чем за пятнадцать календарных дней до даты подачи заявления должника обязан опубликовать уведомление об обращении в арбитражный суд с заявлением должника путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

П. 5 ст. 37 (в ред. от 29.12.2014) применяется по истечении 60 дней с даты опубликования Минэкономразвития России порядка определения СРО, из числа членов которой утверждается арбитражный управляющий, при подаче заявления должника. До этого СРО определяется судом.

5. В целях указания саморегулируемой организации арбитражных управляющих в заявлении должника она определяется посредством случайного выбора в порядке, установленном регулирующим органом, при опубликовании уведомления об обращении в арбитражный суд с заявлением должника.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 482-ФЗ)

Источник

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Статья 42. Принятие заявления о признании должника банкротом

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 42

1. Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные статьей 38 настоящего Федерального закона, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.

2. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявленная саморегулируемая организация вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии.

4. Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в орган по контролю (надзору), заявленную саморегулируемую организацию, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае наличия у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего в случае, если такие требования указаны в заявлении о признании должника банкротом, и информация о наличии или об отсутствии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.

(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.10.2005 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, если к заявлению о признании должника банкротом не приложены документы бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату, арбитражный суд истребует такие документы у должника. Должник обязан представить в арбитражный суд документы своей бухгалтерской отчетности не позднее чем через пять дней с даты получения определения об истребовании таких документов.

О порядке рассмотрения заявлений о признании и принудительном исполнении решения, вынесенного иностранным судом, после введения наблюдения см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 96.

6. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Арбитражный суд по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, вправе принять предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации меры по обеспечению заявления.

Ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом рассматривается судьей не позднее дня, следующего за днем поступления ходатайства, без извещения сторон.

По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение.

Определение о принятии мер по обеспечению заявления подлежит немедленному исполнению.

Определение о принятии мер по обеспечению заявления или об отказе в принятии мер по обеспечению заявления может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не является основанием для его приостановления.

8. В случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. Данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд.

Лица, рассмотрение заявлений которых отложено, обладают правами, предусмотренными пунктом 7 настоящей статьи.

9. Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

При наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом, в том числе в случае, если рассмотрение обоснованности поступившего первым заявления о признании должника банкротом откладывается арбитражным судом, арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившем в арбитражный суд первым, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.

(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)

Источник

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Статья 183.19. Заявление о признании финансовой организации банкротом

(введена Федеральным законом от 22.04.2010 N 65-ФЗ)

1. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом наряду с лицами, указанными в статье 7 настоящего Федерального закона, обладают временная администрация и контрольный орган.

2. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у конкурсного кредитора по денежным обязательствам по истечении четырнадцати дней с даты, когда такое денежное обязательство должно быть исполнено.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у уполномоченного органа по истечении четырнадцати дней с даты принятия решения о взыскании задолженности за счет денежных средств или за счет иного имущества должника либо с даты вступления в законную силу решений суда, арбитражного суда о взыскании с финансовой организации задолженности по обязательным платежам.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у временной администрации с даты принятия контрольным органом решения о подаче временной администрацией в арбитражный суд заявления о признании финансовой организации банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у контрольного органа с даты обнаружения контрольным органом признаков банкротства финансовой организации, если временная администрация не назначена.

Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом возникает у работника, бывшего работника должника, если имеется подтвержденная вступившим в законную силу судебным актом не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по выплате выходных пособий, оплате труда в размере и в порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

(абзац введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

3. При обращении в арбитражный суд с заявлением о признании финансовой организации банкротом требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются.

4. Заявления конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника и уполномоченного органа о признании финансовой организации банкротом должны отвечать требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, к заявлению соответственно конкурсного кредитора, работника, бывшего работника должника и уполномоченного органа с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 186-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При подаче заявления о признании финансовой организации банкротом в нем не указываются кандидатура арбитражного управляющего, наименование и адрес саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий.

При принятии заявления о признании финансовой организации банкротом арбитражный суд обращается в контрольный орган, который представляет в арбитражный суд кандидатуру арбитражного управляющего или саморегулируемую организацию, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, в течение семи рабочих дней с даты получения обращения арбитражного суда.

Порядок выбора контрольным органом кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, устанавливается регулирующим органом.

Положения абзацев второго и третьего настоящего пункта не применяются в деле о банкротстве страховой организации.

(абзац введен Федеральным законом от 23.06.2016 N 222-ФЗ)

6. Копия заявления о признании финансовой организации банкротом и копии прилагаемых к нему документов направляются заявителем должнику и в контрольный орган.

Копия заявления финансовой организации и (или) временной администрации о признании финансовой организации банкротом и копии прилагаемых к нему документов направляются заявителем лицам, указанным в пункте 4 статьи 37 настоящего Федерального закона, и в саморегулируемую организацию финансовых организаций, членом которой является финансовая организация.

В заявлении конкурсного кредитора о признании финансовой организации банкротом в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, могут не указываться и к этому заявлению могут не прилагаться вступившее в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику, и судебный акт суда или арбитражного суда, на основании которого выдан исполнительный лист на принудительное исполнение решения третейского суда.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ)

Источник

Особенности процедуры банкротства юридических лиц

Под банкротством понимается признанная судом невозможность должника выполнить взятые на себя финансовые обязательства. Другое название процедуры – признание юрлица финансово несостоятельным.

Порядок проведения процедуры регламентируется профильным №127-ФЗ (принят 26 октября 2002 года). В текст законодательного акта постоянно вносятся корректировки. Последнее изменение датируется 30 декабря 2020 года.

Основания для запуска процедуры

Действующая правовая база предусматривает несколько оснований для начала процедуры признания юрлица финансово несостоятельным. В их число входят:

Причинами ухудшения финансового положения должника могут стать ошибки при принятии управленческих решений или воздействие внешних факторов. Важно отметить, что начало процедуры банкротства не означает невозможность исправления ситуации. Нередко удается предпринимать меры финансового оздоровления, позволяющие продолжить нормальную работу предприятия.

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Кто может выступать инициатором?

Перечень лиц, которые имеют право выступить с обращением в суд о признании предприятия-должника банкротом, определяет ч. 1 статьи 7 №127-ФЗ. В их число входят:

· организация-должник, от имени которой выступает руководитель или один из владельцев;

· сотрудник предприятия, перед которым имеется задолженность по заработной плате;

· кредиторы компании, в качестве которых выступают банки, МФО, контрагенты и другие хозяйствующие субъекты;

· контролирующие органы государственной власти при наличии задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Любой из перечисленных субъектов имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о признании предприятия-должника финансово несостоятельным. К заявлению необходимо приложить комплект документов, состав которого требуется рассмотреть подробнее.

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Какие документы необходимы?

Обращение в Арбитражный суд с требованием признать юридическое лицо банкротом предусматривает предоставление следующего набора документов:

Когда в арбитражный суд обращается кредитор, он предоставляется следующие виды документации:

Подготовим комплект документов для подачи в суд. Оперативно, грамотно, по доступной цене.

Как действовать? Порядок подачи документов в суд

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Актуальное на сегодня законодательство о банкротстве юридических лиц жестко регламентирует порядок действий по подаче заявления в арбитражный суд. Чтобы не возникло проблем с принятием его к рассмотрению, необходимо соблюдать следующий алгоритм:

Основные этапы банкротства юридических лиц и сроки осуществления

Дальнейшая реализация процедуры банкротства осуществляется в несколько этапов. Решение об их назначении и переходе к следующей стадии принимается исключительно судом. Право ходатайствовать об этом предоставляется арбитражному управляющему.

Этап №1. Наблюдение

Порядок проведения этой стадии определяется главой 4 №127-ФЗ. Перед введением этапа суд назначает арбитражного управляющего, который непосредственно контролирует реализацию дальнейших действий в рамках процедуры банкротства. Право выдвинуть кандидатуру специалиста предоставлено всем участникам дела. Первым делает это заявитель, который выступил инициатором судебного разбирательства. Решение о назначении управляющего принимается судом.

Основной задачей наблюдения становится сбор информации о текущем финансовом положении предприятия. После завершения этапа управляющему необходимо ответить на вопрос о возможности исправления ситуации и погашения задолженности перед кредиторами. Еще одной ключевой задачей стадии наблюдения выступает составление двух реестров. В первом указываются кредиторы должника и величина финансовых обязательств перед каждым из них. Во втором – имущество и другие активы предприятия, которое является потенциальным банкротом.

Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 месяцев. По истечении этого времени суд принимает решение о дальнейших действиях. Допускается переход к следующему этапу процедуры банкротства ранее указанного срока.

Этап №2. Финансовое оздоровление

Правила финансового оздоровления установлены главой 5 №127-ФЗ. Контроль над их соблюдением возлагается на административного управляющего. В подавляющем большинстве случаев таковым назначается специалист, уже привлеченный к делу на стадии наблюдения.

Цель финансового оздоровления – возврат предприятия к нормальной деятельности путем восстановления платежеспособности и постепенного закрытия накопленных ранее долгов перед кредиторами. Порядок выплат определяется графиком, который согласуется всеми заинтересованными сторонами. Максимальная длительность стадии – 2 года. На практике обычно речь идет о годе-полутора.

Несоблюдение утвержденного графика или отсутствие реальных результатов становится основанием для перехода к следующей стадии процедуры. Даже если срок финансового оздоровления, установленный судом изначально, не закончился.

Этап №3. Внешнее управление

Назначается, если мероприятия финансового оздоровления на дали положительного результата. Выступает последним шансом избежать банкротства предприятия. Срок внешнего управления не может превышать полутора лет. Основная задача – восстановление платежеспособности предприятия.

Ее решением занимается внешний управляющий. Как и для предыдущего этапа процедуры, обычно таковым назначают специалиста, уже участвующего в деле. Порядок реализации этапа регламентируется главой 6 №127-ФЗ. Важной его особенностью выступает мораторий на предъявление кредиторами финансовых требований.

Этап №4. Конкурсное производство

Если и внешнее управление не привело к исправлению финансовой ситуации в компании, вводится завершающая стадия процедуры банкротства – конкурсное производство. Мероприятие регламентируется главой 7 №127-ФЗ и продолжается до полугода. При необходимости срок увеличивается вдвое. Контроль над его осуществлением возлагается на конкурсного управляющего, которого назначает суд. Основными задачами специалиста выступают:

Проведение процедуры банкротства под ключ – как со стороны должника, так и кредитора. Квалифицированные специалисты, выгодные условия сотрудничества, большой опыт успешного участия в делах о финансовой несостоятельности.

Мировое соглашение. Что это такое и когда может быть достигнуто?

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

На любой стадии процедуры банкротства допускается заключение мирового соглашения. Его сторонами выступают кредиторы и должник. Подготовкой документа обычно занимается арбитражный управляющий или сам должник. Соглашение в обязательном порядке утверждается судьей.

В документе прописываются права и обязанности заинтересованных сторон, прежде всего – должника в части закрытия долгов. Неисполнение требований документа становится основанием для повторного возобновления процедуры банкротства.

Когда можно пройти по упрощенной процедуре банкротства?

Характерной особенностью стандартной процедуры признания должника финансово несостоятельным выступает серьезная длительность, которая нередко доходит до 3-5 лет. Поэтому законодатели предусмотрели возможность упрощенного банкротства. Такой вариант может быть использован для должников двух категорий:

В первом случае речь идет о решении учредителей запустить процедуру банкротства при полном отсутствии средств. Это становится основанием для прямого перехода к этапу конкурсного производства. Аналогичный порядок установлен и для отсутствующего должника. Таким образом удается сократить срок реализации мероприятия до месяца.

Предоставление консультации и разработка плана действий для проведения процедуры банкротства по упрощенной схеме. Готовы обсудить условия сотрудничества любым удобным способом.

Последствия для юридического лица и других заинтересованных сторон

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Главным последствием завершения процедуры банкротства становится исключение организации из ЕГРЮЛ. Другими важными результатами признания компании финансово несостоятельной выступают:

В сегодняшних условиях банкротство предприятия нередко становится единственно возможным решением проблемы долговой нагрузки. Но для того, чтобы осуществить процедуру быстро и без проблем, требуется доскональное знание законодательства и опыт решения подобных задач.

Источник

Банкротство юридического лица в 2021 году: пошаговая инструкция

Процесс признания юридического лица несостоятельным (банкротом) проходит по определенному алгоритму, в нем задействован широкий круг лиц, среди которых: непосредственно должник, кредиторы, суд, арбитражный управляющий и иные участники дела. Для каждой из сторон процедура банкротства предполагает наличие установленного порядка действий, строго регламентированных законодательством. В данном материале расскажем, как в соответствии с законом проводится банкротство юридического лица в 2021 году. Пошаговая инструкция – перечень шагов, выполнение которых влечет признание финансово несостоятельной организации таковой официально, через суд. Также подробно рассмотрим все стадии (процедуры), которые предусмотрены при банкротстве.

Пошаговая инструкция по проведению банкротства в 2021 году

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Вместо внесения депозита за услуги управляющего допускается подать ходатайство о финансировании процедуры банкротства за счет имущества должника (при наличии), однако суд может не удовлетворить такую просьбу.

Если в суд с заявлением о банкротстве обращается не должник, а кредитор (в том числе работник организации), то документы подбираются согласно ст. 40 ФЗ № 127. Дополнительно, вне зависимости от того, кто выступает заявителем, в обязательном порядке учитываются требования ст. 126 АПК РФ о приложениях к иску.

Далее, если Арбитражный суд выносит соответствующее решение и открывает дело о банкротстве, назначается управляющий, который принимает на себя ответственность за дальнейший ход процесса.

Процедуры банкротства юридического лица

После признания в судебном порядке должника банкротом, все исполнительные производства в отношении него приостанавливаются. Останавливается начисление пеней и штрафов, открываются заблокированные счета, снимается арест с имущества. Суд назначает процедуры в рамках дела о банкротстве, которые обязаны учесть баланс интересов кредиторов и при этом защитить права должника.

Что необходимо для обращения в суд о признании банкротом юридического лица

Необходимость и очередность вводимых процедур определяет суд. Однако кредиторы и должник также имеют инструменты влияния на их запуск и остановку.

Наблюдение

В большинстве случаев судьи изначально применяют к банкроту процедуру наблюдения. Арбитраж, как правило, ничего не знает о финансовом состоянии должника и не может сразу вынести решение по делу о банкротстве.

Судом назначается временный (арбитражный) управляющий, которого обязуют следить за проведением всех этапов процедуры. Зарплата временного управляющего — 30 000 рублей в месяц. Кроме того, помимо фиксированной суммы вознаграждения арбитражный управляющий может рассчитывать на проценты, определяемые согласно ст. 20.6 ФЗ № 127.

Первым делом управляющий обязан зафиксировать факт начала процедуры. Он включает сведения о банкротстве в реестр ЕФРСБ и публикует их в газете «Коммерсантъ». Оплата публикации ложится на должника. Несмотря на то, что в законе о банкротстве (ФЗ № 127, ст. 28) нет прямого обязательства публиковать сведения в определенной газете, издание «Коммерсантъ» фактически узаконено специальным распоряжением Правительства РФ № 1049-р от 21.07.2008г. Оплата за каждую публикацию обходится банкроту в 7 000-12 000 рублей. Во время исполнения процедур банкротства, должнику зачастую приходится оплачивать несколько публикаций в газете «Коммерсантъ». Для малого бизнеса, ИП и физлиц такие издержки только усугубляют их, и без того сложное, положение.

Далее по своему регламенту управляющий обязан решить следующие задачи:

Временный управляющий имеет право получать любую информацию, касающуюся деятельности должника. Все госучреждения, а также юридические и физические лица, располагающие данными о должнике, обязаны предоставить их управляющему не позднее 7 суток после официального запроса. Также временный управляющий может ходатайствовать в суд об отстранении от дел руководителя предприятия-банкрота.

Само же руководство должника (юрлица) ограничено в своих действиях следующим регламентом (ФЗ № 127, ст. 64):

По остальным направлениям хозяйственной деятельности банкрот имеет привычную свободу действий.

Максимальный срок, установленный законом для проведения процедуры — семь месяцев. Однако, часто этот срок существенно продлевается по разным причинам, связанным как работой судов, так и с необходимостью провести тщательную проверку деятельности компании со стороны управляющего. После все результаты процедуры наблюдения должны быть переданы временным управляющим в суд для рассмотрения дела о банкротстве.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления может быть запущена по ходатайству собрания кредиторов в суд или по ходатайству третьего лица, которое обязуется предоставить финансовое обеспечение для банкрота. Сам должник не вправе напрямую ходатайствовать в суд о начале этой процедуры, но он может официально обратится с подобной просьбой к первому собранию кредиторов.

При запуске процедуры суд назначает административного (арбитражного) управляющего с гонораром 15 000 рублей в месяц, плюс проценты. Обычно им становится временный управляющий из процедуры наблюдения. Отстранить административного управляющего может только назначивший его арбитражный судья. Все другие участники могут только аргументировано ходатайствовать в суде о его отстранении.

Административный управляющий обладает более расширенными полномочиями, чем временный. Он обязан через суд пресекать все сомнительные сделки должника. В случае нарушения установленного по процедуре плана платежей, управляющий вправе требовать от поручителя должника оплатить задолженность из заявленного обеспечения. При отказе поручителя его ждет наказание в соответствии с гражданским законодательством (ФЗ № 127, ст. 91).

Сам же должник обладает почти теми же ограничениями в деятельности, что и при процедуре наблюдения. Несмотря на относительную свободу действий, собственники и руководство юрлица фактически не могут направлять значительные денежные суммы на развитие бизнеса или на свои нужды.

Максимально допустимый срок прохождения процедуры финансового оздоровления – два года. По окончании процедуры, должник предоставляет своему административному управляющему полный отчет о состоянии дел. На основании отчета управляющий дает свое заключение. В случае, если требования кредиторов не удовлетворены, управляющий созывает собрание кредиторов, где они принимают решение о введении более жестких процедур. Соответствующее ходатайство кредиторов передается в суд.

Внешнее управление

Процедура внешнего управления запускается в случаях, когда кредиторы смогли убедить суд в отсутствии у руководства юрлица-банкрота добросовестности или организационной компетенции. Зачастую внешнее управление вводят сразу после процедуры финансового оздоровления. Внешнее управление вводится на срок, не превышающий 1,5 года, но по особым обстоятельствам он может быть продлен еще на 6 месяцев.

Суд назначает должнику внешнего (арбитражного) управляющего с фиксированным гонораром в 45 000 рублей в месяц, плюс проценты. Управляющий отстраняет руководителя юрлица-банкрота от ведения дел, и даже вправе уволить его. В течение 3-х дней бывший руководитель обязан передать арбитражному управляющему всю документацию, материальные ценности и печати.

Кроме стандартных управленческих возможностей, суд наделяет внешнего управляющего особыми полномочиями. Он вправе:

Помимо этого, при запуске процедуры устанавливается мораторий на выплату кредиторам по долгам. Задачей внешнего управления является восстановить платежеспособность предприятия без необходимости распродажи прибыльных активов.

Конкурсное производство

Когда предприятие не способно в разумные сроки восстановить необходимую прибыльность, кредиторы ходатайствуют в арбитражный суд о применении к должнику процедуры конкурсного производства. По сути, она направлена на распродажу имущества банкрота с целью погашения долговых обязательств. Установленный срок проведения процедуры — шесть месяцев, но по ходатайству участвующего лица срок может быть продлен еще на полгода, а потом еще. И так неограниченное число раз.

После утверждения процедуры судом, назначается конкурсный (арбитражный) управляющий с гонораром 30 000 рублей в месяц, плюс проценты. Он отстраняет руководство предприятия от ведения дел и традиционно фиксирует факт начала процедуры с помощью ЕФРСБ и публикации в газете «Коммерсантъ». С момента публикаций у кредиторов есть 2 месяца, чтобы попасть в реестр требований кредиторов, по которому будут осуществляться выплаты с проданного имущества.

Как и другие процедуры, конкурсное производство приостанавливает начисление пеней и штрафов по долгам. Срок выплаты считается наступившим и начисление процентов по кредитам также прекращается. Снимается арест с имущества.

Конкурсный управляющий привлекает оценщика для составления так называемой «конкурсной массы» — имущества, подлежащего продаже. Из общей конкурсной массы арбитражный управляющий исключает следующие виды имущества:

Далее управляющий назначает аукционные торги по продаже имущества. От обычного аукциона отличие в том, что ряд участников имеют право приоритетного выкупа имущества. Также управляющий может ограничить доступ к торгам, сделав их закрытыми.

По общему правилу кредиторов принято разделять на следующие категории (п. 4 ст. 134 ФЗ № 127):

Вместе с тем, из выручки от продажи конкурсной массы в приоритетном порядке погашают долги по текущим платежам, преимущественно возникшие до подачи заявления на признание должника банкротом.

Также приоритетно оплачиваются расходы, связанные с предотвращением техногенных катастроф и гибелью людей, которые могли возникнуть от закрытия предприятий (п. 1 ст. 134 ФЗ № 127).

Выплаты по долгам банкрота, относящиеся к текущим платежам, производят в следующей очерёдности:

В случае, если конкурсному управляющему не хватило вырученных средств для погашения всех долгов банкрота, долги все равно считаются погашенными. Даже те, кто не получил от банкрота ничего, не могут повторно требовать в суде возврата долга. Нераспроданное имущество, которое кредиторы не пожелали взять в счет уплаты долга, возвращается банкроту.

Мировое соглашение

В любой момент кредитор и должник могут прийти к мировому соглашению и остановить тем самым банкротство. Соглашение оформляется в письменном виде и передается в арбитраж. После утверждения судом ни одна из сторон не может выйти из мирового соглашения. Все участники обязаны следовать положениям заключенного компромисса. Иначе дело о банкротстве будет восстановлено с преимуществом для добросовестного исполнителя.

Мировое соглашение со стороны должника подписывает уполномоченный представитель, а со стороны кредиторов — лицо, выбранное на общем собрание кредиторов.

В условиях соглашения могут быть прописаны сроки погашения задолженности, взаимозачет требований, передача должником доли в уставном капитале. В качестве отступных банкротом могут быть предложены денежные суммы и ценные бумаги. По мировому соглашению можно изменить сроки платежей и размер выплат. Но при этом стоит учитывать, что судья может не утвердить соглашение, если решит, что оно не соответствует определенным требованиям.

Арбитражный суд вправе отказать в утверждении поданного мирового соглашения, если обнаружил следующее:

Решение судьи об отказе может быть обжаловано, но в судебной практике редко утверждают мировое соглашение, которое уже ранее было отклонено судом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *