Что необходимо для более конкретного планирования работы с родителями
Консультация «Планирование работы с родителями»
Екатерина Барт
Консультация «Планирование работы с родителями»
«Планирование работы с родителями»
Автор: воспитатель МБДОУ №72 «Алёнушка» Барт Екатерина Григорьевна
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?
Поэтому, в 2016 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Организация работы с родителями в современном ДОУ».
Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по таким направлениям.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителейна групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителейкак участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные,живущие по принципу: «меня воспитывали так же».
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.
Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Исходя из цели всего учреждения,я сформулировала свои так:
1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для скоординированной работы детского сада и родителейя поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:
— посещение семей воспитанников на дому;
— общие и групповые родительские собрания;
— консультации;
— занятия с участием родителей;
— выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
— Дни открытых дверей;
— участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
— совместное создание предметно – развивающей среды;
— работа с родительским комитетом группы;
— беседы с детьми и родителями;
— родительские гостиные;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Совместная подготовка сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим. Было много восторгов и удивлений!
Содержание, формы и методы работы с родителями
Вовлечение родителейв воспитательно- образовательный процесс:
— консультации, беседы
— родительские собрания
— выпуск совместных стенгазет, фотогазет
— возможность присутствия родителей на занятиях
— участие родителей в мероприятиях группы, д/сада
Повышение психолого-педагогических знаний:
— индивидуальные, тематические консультации
— беседы с родителями
— дни открытых дверей
— анкетирование родителей
— практические советы и рекомендации по интересующим вопросам
Планирование работы с родителями на 2018-2019уч. год
Информировать родителей об особенностях развития детей 4-5 лет.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Привлекать родителей активно участвовать в жизни группы и детского сада.
Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Повышать педагогический уровень родителей.
1. Оформить материал в родительском уголке на тему «Осень», «Дорога без опасности», «Что должен знать и уметь ребёнок в 4-5лет».
2. Поздравить сентябрьских именинников.
3. Оформить стенд «Режим дня», «Мы занимаемся – очень стараемся».
4. Организовать родительское собрание «Давайте познакомимся».
5. Организовать субботник по благоустройству участка.
6. Предложить родителям помочь в изготовлении пособий для занятий (пеналы, блоки Дьенеша).
7. Предложить родителям принять участие в семейном конкурсе рисунков по правилам дорожного движения.
8. Разместить информацию об антропометрических данных детей.
9. Предложить родителям принести иллюстрации, различный материал о ПДД, для создания альбома в группе «Мы учим правила движения».
10. Оформить стенд «Смело шагайте по улицам дети, если запомните правила эти».
11. Познакомить родителей с необходимым пакетом документов на оформление социального места в д/с.
12. Предложить принять участие в фотоконкурсе «Маленькая модница».
1. Поздравить октябрьских именинников.
2. Поблагодарить родителей, принявших участие в субботнике
3. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами».
4. Провести консультацию для родителей «Осторожно, грипп!».
5. Опросить родителей о проведении профилактической прививки против гриппа детям.
6. Оформить стенд «Советы Доктора Айболита».
7. Обновить материал в родительском уголке «Советы логопеда», «Красный, жёлтый, зелёный», «Где мой папа?».
8. Поблагодарить всех участников конкурса семейного рисунка по ПДД.
9. Провести конкурс семейного рисунка «Что нам осень принесла?».
10. Предложить родителям помочь в подборе материала для дидактических и сюжетно-ролевых игр (коробки, картинки и т. д.).
11. Поблагодарить за участие в конкурсе «Модница», поздравить с победой в конкурсе.
12. Посещение семей воспитанников на дому;
1. Поздравить ноябрьских именинников.
2. Оформить стенд «Мы занимаемся» (ноябрь).
3. Предложить родителям пополнить материал в уголке природы (принести открытки, картинки с комнатными растениями для создания альбома «Комнатные растения»).
5. Предложить родителям принять участие в конкурсе поделок «Символ года 2018».
7. Оформить материал «Секреты любви и взаимопонимания», «Леворукий ребёнок – это нормально?
8. Консультация логопеда Н. Ю. Кузьменко «Почему ребёнок так говорит?»
9. Оформить материал «Развитие звуковой культуры речи детей 4-5 лет».
9. Создать фотогазету «Наши четвероногие друзья».
10. Пригласить родителей на общее родительское собрание.
11. Совместные экскурсии (Этнографический музей)
1. Поздравить декабрьских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (декабрь).
3. Обновить материал в родительском уголке «Атмосфера педагогической безопасности ребёнка», «Мой застенчивый ребёнок».
4. Организовать конкурс «Новогодняя игрушка».
6. Провести родительское собрание «Истоки доброты».
7. Консультация для родителей «Наши руки не для скуки».
8. Предложить родителям помочь в изготовлении новогодних костюмов.
9. Организовать родительский комитет (по поводу новогодних подарков).
11. Семейный вернисаж.
1. Поздравить январских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (декабрь).
3. В уголке здоровья поместить статью «Памятка безопасного поведения».
4. Анкетирование родителей «Что мы знаем о правах?».
5. Консультация для родителей «Конвенция о правах детей»
6. Подготовить памятки для родителей «Искусство наказывать и прощать».
7. «День открытых дверей»
1. Поздравить февральских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (февраль).
3. Консультации: «Чем занять ребёнка дома?», «Почему он капризничает?».
4. Пополнить материал «Если у ребёнка нет друзей»,
5. Изготовление подарков для пап и дедушек к 23 февраля.
6. Объявить творческий конкурс «Лучший цветок».
7. Выпуск фотогазеты «Мой папа самый лучший!».
8. Подготовить подарки для мам к 8 марта.
9. Поздравить пап и дедушек с праздником – Днём Защитника Отечества.
1. Поздравить мартовских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (март).
3. Поздравить мам и бабушек с 8 марта.
4. Пригласить мам и бабушек на весенний концерт.
5. Оформить материал «Как читать детям?», «Что не надо делать».
6. Консультация «Не предлагайте телевизор вместо друга».
7. Предложить принять участие в конкурсе «Пасхальное яйцо».
8. Оформить стенд по ПДД «Внимание, СВЕТОФОР».
9. Консультация «Что читать детям о правилах дорожного движения?». (С. Михалков, Г. Юрмина, Н. Носов»
10. Провести анкетирование родителей «Вежлив ли мой ребёнок?».
11. Консультация «Секреты воспитания вежливого ребёнка».
12. Поблагодарить родителей за подборку материала к дидактическим и сюжетно-ролевым играм.
13. Провести групповое родительское собрание.
1. Поздравить апрельских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (апрель).
3. Оформить фотогазету «Улыбнитесь вместе с нами».
3. Консультация логопеда «Правильно ли говорит Ваш ребёнок?»
4. Обновить материал в родительском уголке «Как провести выходной с ребёнком?
5. Оформить материал «Внимание-дорога!».
6. Оформить выставку лучших детских работ «Мир творчества».
7. Семинар-практикум «Мы такие взрослые»
1. Поздравить майских именинников.
2. Оформить стенд «Занимайтесь вместе с нами» (май).
3. Консультация «Скоро лето».
5. Пригласить родителей на субботник по благоустройству участка.
6. Разместить материал для родителей: «Советы бабушкам и дедушкам по воспитанию внуков», «Развитие речи в умственном развитии ребёнка», «Улыбайтесь на здоровье».
7. Разместить информацию об антропометрических данных детей группы.
8. Привлечь родителей к оформлению и помощи в организации праздника «Здравствуй, лето!».
Календарно-тематическое планирование работы с родителями во второй младшей группе СОГЛАСОВАНО: протокол заседания родительского комитета группы № 1 МБДОУ детский сад № 14 г. Выкса ___№___ председатель родительского.
Консультация из опыта работы «Формы работы с родителями по приобщению детей к графическому искусству» Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть.
Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы «Звездочки» на 2017-2018 уч. г. по ФГОС Цель: создать в детском саду.
Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы Перспективное планирование работы с родителями первой младшей группы «Звездочки» на 2017-2018 уч. г. по ФГОС Цель: создать в детском саду.
Перспективное планирование работы с родителями в средней группе СЕНТЯБРЬ 1 Оформление наглядной агитации: «Уголок для родителей»; режим дня; сетка занятий; консультация «Возрастные психологические особенности.
Перспективное планирование работы с родителями второй младшей группы Сентябрь. 1. Знакомство с родителями. 2. Родительское собрание. Тема: «Возрастные особенности детей 3-4х лет. Адаптация детей в детском саду».
Перспективное планирование работы с родителями по теме «Права ребёнка» Перспективное планирование с родителями по теме «Права ребёнка» Актуальность работы по этой теме очевидна. Парой даже взрослые не знают.
Планирование работы с родителями в старшей группе Планирование работы с родителями в старшей группе. Сентябрь: 1. Родительское собрание: «Выявляем и развиваем интересы и способности ребёнка.
Планирование работы с родителями Работа с родителями во средней группе «Солнышки» на 2018-2019 год. Месяц Оформление групповых стендов, папок-передвижек, наглядного материала.
Что нужно учитывать для формирования перспективного плана работы с родителями
Галина Брикотнина
Что нужно учитывать для формирования перспективного плана работы с родителями
Педагогам необходимо осознавать, что родители – это заказчики образовательных и воспитательных услуг, предоставляемых учреждением дошкольного образования. Поэтому так важно, чтобы в ходе воспитательного и обучающего процессов, осуществляемых в детском саду, уделялось достаточно внимания повышению педагогического уровня мам и пап. В планирование включены самые разнообразные формы и методы, используя которые, педагоги смогут быть уверенными в высокой эффективности работы с родителями. Годовой план учреждения содержит в себе основные направления, по которым осуществляется взаимодействие с родителями, педагогами и детьми, то есть со всеми субъектами и объектами педагогического процесса.
На его основе, формируется план работы с родителями непосредственно в каждой возрастной группе. В работе с родителямиможно выделить следующие задачи: 1) изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка; 2) психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования; 3) выявление проблем и трудностей в семье; 4) ознакомление родителей с жизнью дошкольного учреждения; 5) вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность; 6) выработка единства требований к ребенку в процессе воспитания личности; 7) изучение лучшего опыта семейного воспитания. 8) помощь отдельным семьям в воспитании; 9) взаимодействие с общественными организациями родителей. Главным в работе любого детского учреждения являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними в 4 этапа (В. А. Петровский). 1-й этап — «Трансляция родителям положительного образа ребенка». 2-й этап — «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли бы получить в семье». 3-й этап — «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». 4-й этап — «Совместное исследование и формирование личности ребенка».
Информационно-аналитическое направление.Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности.По данному направлению можно проводить: анкетирование и тестирование. Из анализа сведений о семьях детей видно, что воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования. Данные сведения использовались при планировании организационно-педагогической работы с родителями для привлечения родителей к оказанию помощи учреждению, для определения перспектив развития детского сада.
Наглядно-информационное направление.
Досуговое направление:Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.
Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
Формы работы с родителями общеизвестны, сложно придумать оригинальную и универсальную форму, способную донести родителям информацию о том, что воспитание ребенка – это целая наука, процесс длительный и результат сразу увидеть невозможно. Поэтому новизной работы, может быть, концентрация внимания не столько на формах, они и так достаточно разнообразные, сколько на содержании, которыми наполнены эти формы. Родительскиесобрания хорошо проводить по следующей схеме: сначала родителям предлагается заполнить анкеты, анализ которых поможет правильно выстроить беседы, осветить важные вопросы. И только после этого проводить собрание, на котором обсуждать интересующие родителей вопросы. Диалоги, диспуты, дискуссии – обычная форма общения родителей и педагогов на собрании. Вопросы задаются с дальним прицелом на развернутый ответ, чтобы завязалась дискуссия, спор. Только в живом обсуждении и рождается та истина, которая нужна родителю.
— создание в группе положительного, эмоционально-активного микроклимата; —демократический (помогающий) стиль взаимодействия с детьми; — использование методов диагностики общения и взаимо отношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющих выявить положение ребенка в группе сверстников; — формирование у детей положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявлении эмпатии, альтруизма; — задействование традиций, ритуалов; — организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений; — организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей; — своевременная коррекция социального поведения детей.
Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится.
Особенности планирования деятельности воспитателя
План работы, согласно требованиям ФГОС, обязаны составлять все воспитатели детского сада. Планирование часто вызывает трудности, не все понимают его важность. Рассмотрим, какие виды планов существуют и что следует включить в планы воспитателю, работающему в дошкольном учреждении.
Виды планирования
В ДОУ используются трехуровневая система планирования. Она включает:
Для старшего воспитателя — это месячный или недельный план работы с воспитателями, а для воспитателя план может быть еженедельным или ежедневным и описывать работу с детьми и их родителями.
Для чего нужны планы
Не относитесь к планам исключительно как к отчетному документу, который нужно вести только потому, что этого требует начальство. Планы воспитателя — это рабочий инструмент, который помогает в достижении запланированных целей. Заранее составленный план позволит использовать все возможности для воспитания и избежать спешки, ошибок или чрезмерной нагрузки на детей. Ни одна важная задача не будет пропущена.
План облегчает воспитателю работу в группе — если каждая минута рабочего дня расписана, не нужно задумываться, что сделать сейчас и какие материалы для этого потребуются. Зная, что вы должны сегодня сделать, вы будете более собранны и спокойны.
Чтобы успешно планировать работу, используйте методические пособия, и рекомендации, которые дают старший воспитатель и методист, пройдите курсы повышения квалификации.