Что необходимо делать чтобы товар или услуга были конкурентоспособными
7 шагов, которые помогут вам создать конкурентоспособный товар
Шаг 1: Выявите аналогичные товары способные конкурировать с вашим продуктом.
Работа аналитиков помогает определить способность компании или товара конкурировать с другими за спрос покупателей. Для создания конкурентоспособного товара, маркетологу необходимо исследовать продукцию, которая может заменить новый товар вашей компании. Также нелишним будет провести анализ торговой марки конкурента, для лучшего привлечения покупателей. Но для успешного позиционирования, прежде всего, необходимо правильно выбрать потенциальных конкурентов и правильно оценить их способность соперничать за спрос на тот или иной товар на рынке.
Шаг 2: Определите признаки, по которым покупатели выбирают товар.
Можно выделить некоторые из атрибутов для позиционирования товара. Создание уникальной особенности, отсутствующей у других товаров данной категории. Выгода для покупателя, характерная только для вашего товара. Возможность универсального использования в совокупности с другими товарами; происхождение включает производителя («изготовлено в германии»). Раскрытие части производства товара для привлечения клиентов. Раскрытие некоторых ингредиентов продукта. Проверка продукта, сравнение с конкурентами и подтверждение безопасности для людей и окружающей среды экспертами. Упор на конкретное географическое место изготовления.Но не стоит забывать, что мало кто любит сложности и, чем больше атрибутов будет использовано при позиционировании товара, тем вероятнее отказ клиента от покупки и недоверие к другим продуктам этой марки.Также некоторые признаки оценки товара могут не влиять на эту самую оценку. Например, покупатель не обратит внимания на важный признак качества, если при выборе продукта ваш товар воспринимается как равный другим товарам.
Шаг 3: Выясните мнение покупателей по поводу аналогичных товаров конкурентов.
Маркетологу необходимо провести исследование конкурирующих товаров, выяснить по каким признакам покупатели выбирают тот или иной товар. Для этого можно осуществить сбор информации посредством опроса покупателей, о том какие атрибуты влияют на их выбор при покупке.
Шаг 4: Выясните позиции конкурентных продуктов.
Для начала, необходимо точно понять по каким атрибутам некоторые товары входят в конкурентный набор. Как правило, таких атрибутов около двух. И для представления различной продукции маркетологи используют так называемую сетку позиционирования.Лучшую популярность продукту торговой марки обеспечит хорошая и широка реклама нового товара. Вернее всего будет сделать упор на некоторое число атрибутов, влияющих на решение о покупке. Крепко привязать к этим признакам торговый бренд вашего продукта.Для успешного продвижения продукта необходимо занять прибыльное место на рынке.
Шаг 5: Выявить наилучшие для покупателей комбинации атрибутов.
Самый распространенный вариант выделить признаки, по которым покупатели предпочитают тот или иной товар, это опрос. Необходимо выяснить, какие товары опрашиваемые предпочитают, что является важным при решении купить определенный товар. Затем аналитику предстоит разобрать, какие атрибуты проявляются чаще всего.Но не стоит опираться на ценовой определитель. Зачастую низкая стоимость отпугивает потенциальных покупателей, есть мнение, что качество не может быть дешёвым. Да и конкуренты могут снизить цену на аналогичный товар, что будет выгодно только потребителям.
Шаг 6: Выясните, соответствует ли предлагаемый товар требованиям покупателей.
Каждый потенциальный клиент ищет выгоду в своей покупке. Аналитики определяют, какие атрибуты покупатели считают признаком более выгодного приобретения. Выясняют, каких товаров нет у конкурентов, что удовлетворит потребности покупателей. И какая ниша может подойти для потенциально нового товара.
Шаг 7: Подготовьте отчет о представлении продукта на целевом рынке.
Решение, как представить новый продукт на рынке, должно основываться на анализе самого рынка и товара, востребованного в этой сфере. Не нужно забывать и про возможную выгоду в будущем, следует предусмотреть как развитие рынка в дальнейшем, так и развитие конкуренции.После выбора позиционирования товара, необходимо четко объяснить маркетологам стратегию продвижения товара на рынке с помощью написания отчета о проделанной работе либо выдвинуть ценовое предложение в отношении продукта.Таким образом, можно точно сказать, что при позиционировании лучше всего принимать во внимание один или два атрибута, большее их число может отпугивать покупателей. Для удачного продвижения товара следует разработать яркое отличие от другого аналогичного продукта, естественно, в лучшую сторону. Четкий план по удачной реализации товара на целевом рынке станет основой успешного позиционирования товара.
Методы конкуренции в бизнесе
Реальность такова, что даже лучшие товары и услуги продают несколько продавцов. Иногда дороже, иногда дешевле, иногда с лучшим сервисом, иногда с худшим, но практически в любом бизнесе вряд ли удастся найти предложение, которое сможете сделать только вы. С одной стороны, это немного обидно. А с другой — вполне справедливо и полезно для рынка. Рассказываем про методы конкуренции, которые помогают бизнесу расти и развиваться.
Что такое конкуренция
Если говорить про экономику, то это рынок, где действуют несколько производителей и продавцов. Каждый изо всех сил борется за внимание покупателей. У последних появляется выбор. Например, когда человек хочет купить смартфон, он выбирает модели у 10 производителей в 10 магазинах. При примерно одинаковых характеристиках, в одном магазине предлагают смартфон дешевле, в другом — удобная доставка, в третьем —за покупку начисляются полезные бонусы. Это конкуренция.
В 2019 году организация «Росконгресс» провела исследование российского рынка о состоянии конкуренции. В опросе приняли участие 1300 предпринимателей. 51% среди опрошенных считают, что в России интенсивная конкуренция. То есть нужно постоянно что-то делать для привлечения клиентов.
С другой стороны, Федеральная антимонопольная служба в 2020 году выпустила доклад о состоянии конкуренции на российском рынке. Государственная служба пишет, что на российском рынке слишком большая доля государственного участия. В некоторых отраслях она достигает 83%, и это плохо сказывается на развитии малого бизнеса. Антимонопольщики считают, что ситуацию улучшат тендеры. Это поможет малому и среднему бизнесу находить клиентов для товаров и услуг. Кстати, ПланФакт писал, как искать клиентов в закупках.
Плюсы конкуренции
Ситуацию лучше рассмотреть с точки зрения потребителей и предпринимателей. Конкуренция дает покупателям:
На конкурентном рынке нет дефицита, а потребитель покупает по комфортной цене у продавца, который предлагает лучшие условия.
Предприниматели, благодаря конкуренции, постоянно развивают бизнес:
Минусы конкуренции
Для покупателя нет минусов в конкуренции, а вот предприниматели сталкиваются с трудностями:
Но предприниматели знают, что бизнес — это риск. Поэтому то же исследование «Росконгресса» показывает, что бизнес позитивно оценивает само существование конкуренции.
Виды конкуренции
Один и тот же бизнес конкурирует с другими компаниями по разным направлениям. В целом, их 4:
Методы конкуренции
Конкуренция не существует сама по себе. Предприниматели, их поведение, действия, решения влияют на рынок и приводят к изменениям. Поэтому бизнес применяет несколько методов конкуренции, чтобы улучшить положение на рынке.
Добросовестная
Это здоровое поведение на рынке, когда предприниматели постоянно улучшают бизнес, развивают сервис и внедряют технологии для привлечения клиентов. Никто не привлекает к решению вопросов чиновников, черные методы PR или бандитов.
Недобросовестная
Это уже обратная сторона бизнеса. Некоторые предприниматели не хотят участвовать в честной борьбе и поэтому применяют нечестные методы работы. Подобные явления происходят в каждой стране. Например, встречаются такие виды недобросовестной конкуренции:
Используют и черный PR. Например, с помощью ботов распространяют негативные комментарии на сайтах или в соцсетях.
Эксперт по франшизам Евгений Талдыкин считает, что даже такую конкуренцию реально использовать в плюс:
«Я руководил сетью парикмахерских. В одном городе был партнер, который открыл 3 точки под нашим брендом. Поработал пару месяцев и вышел из сети, но при этом скопировал наш брендбук, цены, технологии и поменял название. Мы решили посмотреть, чем закончится дело. В итоге он поработал несколько месяцев, но не хватило собственных сил для развития. Он продал нам 3 точки и ушел в другой бизнес. Я считаю, что конкуренция — это нормально. Не надо нервничать, а лучше наблюдать и учиться. Даже негативный опыт работает в плюс»
Но бывают и совсем некрасивые способы убрать конкурента с дороги. Предприниматель занимается запчастями в одном регионе России. Он анонимно рассказал о таком случае:
«Это было в конце 90-х. У меня был конкурент и он занимал складские помещения, которые мне были сильно нужны. Я несколько раз предлагал купить помещения, но он отказывал. Потом я узнал, что он часто ходит ко всяким гадалкам и верит их рекомендациям. Ну, я и подкупил одну целительницу. Она ему нагадала, что он и его жена скоро заболеют, а чтобы этого избежать надо закрыть бизнес. Дескать, он с нехорошей аурой. Человек предсказуемо испугался. Сам мне позвонил. Я в итоге купил эти помещения дешевле, чем хотел»
Существуют и не совсем корректные схемы поглощения. Расскажем про случай с одной электронной торговой площадкой. Банк захотел купить площадку и предложил хорошую цену. Собственники ЭТП решили, что выгоднее продать бизнес. Переговоры шли хорошо, но в итоговых документах прописали неприемлемые условия. Деньги от покупки замораживались на счетах банка на несколько лет. За это время бизнес должен показывать такие же результаты, как в отчетности. Если показатели станут хуже, то часть денег возвращается банку. Собственники ЭТП отказались от таких условий. Потом выяснилось, что банк «натравливает» ФНС на таких «отказников». Площадка, о которой идет речь, вела дела официально, и поэтому налоговики не смогли предъявить претензии.
Ценовая
Есть рынки с высокой конкуренцией. Например, когда покупаете смартфон или ноутбук в интернете, видите десятки предложений от разных магазинов. Предприниматели на таких рынках часто используют ценовую конкуренцию, то есть снижают цены, чтобы привлечь покупателей.
Это нормальный способ для выживания бизнеса, но есть нюансы. Для начала лучше изучить цены конкурентов и посчитать все свои издержки, чтобы низкая стоимость все-таки приносила прибыль, а не увела бизнес в минус. Особенно это актуально для тендеров. Некоторые участники стремятся победить любой ценой. В итоге максимально снижают цену, побеждают и понимают, что исполнять контракт невыгодно.
Генеральный директор Fast Reports Михаил Филиппенко считает, что занижать цену опасно для развития бизнеса:
«Ценовая конкуренция часто встречается в нижнем ценовом сегменте. Давным давно, более 20 лет назад, когда мы только выходили на мировой рынок (с неоправданно, как сейчас вижу, низкой ценой), мы таким образом сами себе выстроили барьер. Объясню. Фактически, конкуренция происходит в головах у клиентов, и они думают: «хорошая вещь (а технологически мы уже тогда были лидером) не может стоить дешево», при этом мы своими руками загнали себя в эту «ценовую нишу» и выбирались оттуда более десятка лет. Это просто звучит «ну и продавали бы дешево», но ведь это средства на дальнейшую разработку, маркетинговое продвижение. Средства для компании очень важны»
Неценовая
По сути, настоящий и честный бизнес строится на неценовой конкуренции. Давайте разберем методы,которые используют предприниматели, чтобы быть лучше других.
Управляющий партнер Betty’s cake Антон Флинта рассказывает, что методы можно совмещать:
Зачем нужна конкуренция бизнесу
В первую очередь, конкуренция показывает, какие товары и услуги востребованы на рынке. Популярная ошибка новичков — думать, что если нет конкурентов, то успех обеспечен Это не так. Скорее это показатель, что потребитель не созрел для предложения.
С другой стороны, высококонкурентный рынок заставляет предпринимателя вести бизнес на основе цифр. Потому что придется сделать финансовую модель, чтобы понимать, насколько реальны планы компании. Возможно не стоит открывать небольшой продуктовый магазин в районе, где работают федеральные супермаркеты. Или все же открывать, но с конкурентным преимуществом. Например, работать 24 часа и с баром для продажи алкоголя ночью.
Действующие предприниматели не расслабляются именно из-за конкуренции. Приходится постоянно что-то придумывать и улучшать, чтобы клиенты не уходили к другим компаниям.
Иногда конкуренция приводит к неожиданным поворотам. Генеральный директор ООО «Научно-производственный центр «НовАТранс» Рафаил Валиев считает, что с конкурентами можно можно и сотрудничать:
«Если говорить о той нише, где работает наша компания (рынок образовательных технологий для железнодорожной отрасли), то я все чаще наблюдаю переход от конкуренции к объединению и партнерскому сотрудничеству. Это позволяет избегать искусственного занижения цен и дает возможность создавать качественно новые продукты»
Как обойти конкурентов в бизнесе: 6 советов для предпринимателя
Не стоит бояться конкуренции. В бизнесе от нее не уйдешь, поэтому радуйтесь, что есть мотивация для улучшения бизнеса. Но и есть 6 правил для успешной конкурентной борьбы.
1. Внедрение новых технологий
Это касается производства и торговли. Новое оборудование позволяет пилораме производить больше фанеры за месяц, чем конкурентам на старых станках. Или пандемия Covid-19 показала, что рестораны, которые внедрили онлайн-сервисы, лучше перенесли «карантин». Пока другие только начинали принимать заказы через интернет, более передовые заведения уже вовсю продавали еду дистанционно.
Всегда отслеживайте технологии, которые применяют в отрасли. Необязательно внедрять все новое. Одни инструменты хорошо работают за рубежом, но не востребованы в России. Но держите руку на пульсе, чтобы вовремя применить технологии, которые понравятся клиентам.
2. Обучение сотрудников и повышение квалификации
Сотрудники должны знать не только техники продаж или убеждений. Важно, чтобы они разбирались в продукте. Представьте, что магазин продает витамины. Придет покупатель, которому нужны БАДы улучшения сна или от болей в суставах при занятиях спортом. Если продавец не сможет внятно ответить на вопросы и рассказать, для чего пить определенный вид витаминов, то покупатель уйдет в магазин, где получит грамотную консультацию. Поэтому важно, чтобы сотрудники были экспертами, а не только продавцами.
Более того, эксперт отговорит клиента от ненужной покупки. А это позитивно скажется на имидже компании. В следующий раз клиент обязательно придет к вам, когда на самом деле понадобятся ваши товары.
3. Новые каналы масштабирования бизнеса
Если кафе работает в одном городе, то рано или поздно встанет вопрос о масштабировании. На первом этапе открывают другие точки в городе. Затем отрабатывают бизнес-процессы и открывают кафе в других регионах. Это можно сделать и по франшизе.
Если какие-то точки не окупаются, то бизнес получится сохранить за счет других заведений. Одному заведению труднее пережить кризисные ситуации. Например, арендодатель отказывается продлевать договор, а это значит, что кафе прекратит работу на какое-то время.
Всегда ищите точки роста для бизнеса. Это поможет увеличить прибыль, и будет проще пережить трудные времена. У вас будет больше финансовых возможностей, чтобы справиться с потерями на некоторых направлениях.
4. Анализ конкурентов
Конкуренты — это помощники для любого бизнеса. Необходимо регулярно следить за тем, что они делают. Например, под видом покупателей пытаться что-нибудь купить. Это делают для того, чтобы понять уровень экспертности продавцов и узнать, что еще предлагают клиентам.
Анализ поможет держать руку на пульсе и быстро внедрять в работу фишки других компаний. При этом не стоит думать, что плохо подсматривать за другими. Это не так. Каждая деятельность развивается за счет какого-нибудь копирования. Главное, делать это осознанно и с пользой для клиентов.
Руководитель офиса компании «ЦКТ» в Санкт-Петербурге Алексей Биляк считает, что анализировать конкурента можно собственными силами:
«Анализ конкурентов мы производим собственными силами, используя данные из открытых источников. Изучаем количество интернет-ресурсов той или иной компании, а также открытую финансовую информацию. Это позволяет понять примерные обороты. Работаем и по конкретным товарам: мониторим присутствие на маркетплейсах, наличие товара, в том числе на складе. Есть и косвенные показатели, такие как посещаемость сайтов конкурентов, ну и конечно, положение в поиске по ключевым запросам, важным нам. На отзывы сегодня смотрим в меньшей степени, поскольку по нашим наблюдения, сегодня 50% отзывов написано самими же организациями»
5. Изучение спроса в перспективе
Стагнация приведет бизнес к остановке. Поэтому необходимо думать на перспективу. Посмотрите, как стали практически не нужны стационарные телефоны, модемы или кассетные магнитофоны. Изучайте технологии и тренды, чтобы предлагать рынку актуальный товар. Но тут главное не переборщить. Одно время все бросились продавать спиннеры, а сегодня поп-иты. Но у многих в итоге склады забиты этой продукцией. Учитесь отличать трендовые товары от долгого спроса.
6. Повышение качества продукта
Это одно их основных правил для успешной борьбы с конкурентами. Всегда будьте лучше, и тогда клиенты выберут вас. И слово качество в данном случае означает комплексный подход.
Недостаточно просто продавать или производить хорошие товары. Придется хорошо консультировать, быстро обрабатывать заявки покупателей, развивать доставку, сделать хорошую программу лояльности. То есть недостаточно быть хорошим в чем-то одном. Развивайте все аспекты, чтобы остаться на плаву.
Сооснователь маркетплейса скидок «ПромКод» Андрей Приображенский считает, что необходимо отталкиваться и от клиентских запросов:
«Я руковожу сервисным продуктом, в котором важны удобство использования и возможность удовлетворить запрос пользователя. По сути, у нас предметная и функциональная конкуренция. Анализ конкурентов включает параметры, которые относятся к этим методам. Анализируем и улучшаем пользовательские характеристики продукта. Сейчас, к примеру, пользователь нашего сервиса заинтересован не только в скидке, но и в возможности получить кэшбэк на свою покупку. Для удовлетворения этого запроса мы доработали продукт»
Конкуренция — это обычное явление для рынка, на котором работает малый и средний бизнес. Ее не нужно бояться, а наоборот, стоит использовать для развития и выхода на новый уровень.
Как быть конкурентоспособным
Конкурентоспособность компании — это способность обойти конкурентов и выиграть. Конкурировать могут целые корпорации, маленькие фирмы и отдельные продукты, но в любом случае борьба идет за клиента и его деньги.
👉 Понять, кто я и с кем буду конкурировать
На центральной улице города кофейни пользуются большим спросом: залы переполнены, на кассах всегда много людей. Молодой предприниматель Олег решает, что если откроет свою кофейню, проблем с покупателями не будет. Он открывает небольшой ларек с кофе на вынос и круассанами и сталкивается с отсутствием спроса: редкие покупатели берут кофе с собой, а выпечкой никто не интересуется.
Вообще-то у Олега всё хорошо — кофе вкусный и круассаны свежие, — но он неправильно оценил свою конкурентоспособность.
Он решил, что будет конкурировать за покупателей с близлежащими кофейнями, но конкуренты кофеен в том районе — коворкинги. Кофейни переполнены, потому что рядом бизнес-центры и университеты, а в кофейнях люди работают за ноутбуками и проводят встречи.
Предприниматели могут заблуждаться и считать своими конкурентами тех, на кого равняются. Сложно объективно признать, что кофейня по соседству на пятерку, а моя на двоечку, но понимание, кто я, что я предлагаю, а что предлагает окружение, — чуть ли не самое важное на старте бизнеса.
Как анализировать рынок и конкурентов
👉 Сначала представить, потом сделать
Друзья-айтишники решили объединиться и сделать сервис по доставке продуктов из супермаркетов, ведь сейчас это актуально. Они решили проанализировать, какие сервисы есть еще, и сделать удобнее, круче и быстрее, а заодно и выяснить, нужен ли их продукт аудитории.
Они провели большую работу и узнали, что жители города продукты домой заказывают активно, работой других сервисов недовольны, а новым нормальным сервисом с радостью бы пользовались.
Радостные друзья взялись за работу, но в итоге потеряли все личные сбережения. Дело в том, что аудитория их сервиса — не только жители города, но и сами супермаркеты, а к ним друзья не пошли, посчитав, что те не будут разговаривать, пока сервис не готов.
Когда работа была почти сделана и им было что показать, они стали выходить на супермаркеты, а те — отвечать: «Да, здорово сделано, но нам сейчас не надо». Конкурентоспособность бизнеса оказалась на нуле.
Чаще всего предпринимателям лучше не вариться в собственном мире, а выйти в люди и представить идею — это называют полевым исследованием. Есть заблуждение, что полевое исследование делают маркетологи, а потом приносят стопку бумажек, но это не так. Работа в поле — это когда предприниматель идет к своей аудитории и выясняет, нужен ли им такой продукт.
Конечно, никакие договоры с друзьями-айтишниками никто бы не подписал, но еще до начала работы они могли бы заручиться какими-то договоренностями. И здесь важно умение вести переговоры: найти нужных людей, добиться, чтобы они потратили на вас время, и сделать их своими партнерами. А еще получить от них ценную информацию: нужно ли это вообще в таком виде, а если не нужно, сразу перестроиться или отказаться от идеи.
👉 Чувствовать момент и быть своевременным
Для предпринимателей важно уметь чувствовать момент и делать бизнес и продукт тогда, когда они нужны. Сложно быть конкурентоспособным, если запускаться невовремя или не уметь адаптироваться.
Сложно быть конкурентоспособным, если запускаться невовремя или не уметь адаптироваться
Например, во время коронавируса одни предприниматели задумались, что завязки на масках неудобные, можно сделать лучше, а другие сказали: кого волнуют завязки, это ерунда. Оказалось, что для людей, которые ходят в масках целый день, это важно, и маски с удобными завязками более конкурентоспособны.
Первые предприниматели увидели это, изучили вопрос и предложили продукт. Но даже с полезным продуктом можно опоздать, например, если слишком долго изучать и сомневаться, а потом выйти на рынок, когда необходимости в продукте уже нет. Лучше принести полусырой продукт, но раньше, чем идеально сделанный, но невовремя.
Еще сложно быть конкурентоспособным, если выходишь на рынок с тем, что уже давно существует. Тогда придется конкурировать по цене с уже отлаженным бизнесом, а новому бизнесу конкурировать в вопросах денег сложно.
👉 Знать, когда остановиться
По опыту, в российском бизнесе есть некоторое искажение: кажется, что любой бизнес должен стремиться быть больше. Ведь явно сеть супермаркетов конкурентоспособнее небольшого продуктового на углу жилого дома и точно может конкурировать с другими сетями.
Но это заблуждение: конкурентоспособный бизнес может быть нерентабельным.
Например, маржинальность супермаркетов — меньше одного процента. Большинство сетей живут за счет не товарооборота, а бонусов от поставщиков, но так не может продолжаться долго, потому что нужно наращивать базу поставщиков, а прилавки ограничены.
Зачем компании выпускают акции — в Деле
Со стороны же кажется, что раз большой денежный оборот и высокая конкурентоспособность, значит, бизнес выгодный, но это не так. Продуктовые сети сильно закредитованы и нерентабельны, поэтому одни живут в долг, а другие стремятся выпустить свои акции на биржу.
В Европе большая часть бизнеса — малый и средний, и эти фирмы конкурентоспособны, потому что работают без кредитных денег, не стремятся укрупняться, их владельцы понимают, кто они, чем занимаются и для кого.
В России компании хотят расширяться, для этого занимают всё больше и больше денег, привлекают инвесторов, вокруг них создается пузырь, который лопается и приводит к банкротству.