Что нельзя сыграть на гармони
Золотые правила для начинающих обучение игре на гармони
Для начала хочу сказать, что эти правила-для начинающих, и я их никому не навязываю и не заставляю их безукоризненно исполнять, но, прежде чем игнорировать их, помните: они основаны на моем личном опыте самостоятельного обучения игре на гармони и помогут вам избежать многих проблем и закрепления неправильных навыков (переучиваться потом, ох, как тяжело! Знаю по себе…).
Я не считаю этот список совершенно законченным и абсолютно верным, но вы можете что-то добавить от себя в комментариях и я внесу эти изменения в статью, если посчитаю их полезными.
Использовать минимум по четыре пальца в каждой руке при игре
Правильная «смена меха»
Смену направления движения меха производить в паузах между звуками. Не менять направление во время звучания одного звука. Здесь нужна небольшая оговорка: в традиционной игре довольно часто применяется прием, когда два одинаковых звука, звучащие подряд, извлекаются путем смены направления движения меха на одном, длинном звуке. Но делается это осознанно, а не в результате ошибки. Ещё одно правило: н е растягивать и не сжимать меха до упора во время игры на гармони.Это приведет к ненужным паузам и задержкам в крайних положениях.
Аккорд короче баса
При игре левой рукой, в паре «бас-аккорд» аккорд в большинстве случаев должен звучать короче баса(по длительности): при игре в быстром темпе палец как бы отскакивает от кнопки, едва нажав её.
Не нажимать одним пальцем две кнопки подряд
Ещё только начиная обучение игре на гармони крайне желательно приучить себя НЕ нажимать две кнопки подряд одним и тем же пальцем. Это допустимо только в случаях, когда невозможно этого избежать.
Записывайте свою игру на аудио и видео
Если нет наставника,который мог бы контролировать ход обучения, советую делать аудио или видеозаписи своей игры и просматривать(прослушивать) их: со стороны все ошибки видны гораздо лучше и у вас сложится более точное представление о своем уровне, как начинающего гармониста, и о том,что вам нужно изменить и улучшить. Многие начинающие гармонисты испытывают сильное разочарование,впервые увидев и услышав себя со стороны. Это нормально. И это должно стать для вас толчком для дальнейшего совершенствования, а не поводом сложить руки и забросить обучение. Я, например, был в шоке, когда, записав себя на видео, увидел совершенно неконтролируемую мимику: моё лицо, словно свело судорогой и рот дёргался из стороны в сторону. Но, со временем, это почти полностью прошло без всяких усилий с моей стороны (но лучше знать об этом заранее).
Лучше медленно,но уверенно
Не суетиться и не пытаться прыгнуть выше головы: разучивать мелодии сначала в очень медленном темпе. А когда будете уверенно играть их, прибавляйте скорость. Лучше сыграть медленно, но уверено,чем торопиться, постоянно сбиваться и промахиваться мимо клавиш.
Не утомлять себя игрой на гармони
Нет волшебного секрета
Не надеяться, что существует какое-либо правило или секрет, которое позволит разом решить все проблемы в обучении игре на гармони и за пару дней научиться шикарно играть. Главное правило-упорство и трудолюбие. Чем больше занимаешься, тем больше отдача.
Слушать и изучать игру других гармонистов
Развивать слух: подбирать любимые мелодии, как можно больше слушать других гармонистов(хоть в записи, хоть вживую,при возможности) и изучать их игру, понимать саму суть, а не пытаться скопировать чужую игру «нота в ноту».
Будьте гармонистом
И последнее. Будьте ГАРМОНИСТОМ, а не просто музыкантом с гармонью в руках, любите и играйте музыку, характерную именно для гармони, а не ту, которая и так слышится на каждом углу и из каждой проезжающей машины. Я бы, всё-таки, настоял на этом пункте.
Искренне желаю всем успехов в обучении игре на гармони!
P.S. Всё, сказанное выше, касается, в основном, гармони-хромки, хотя применимо, наверное, и для других разновидностей гармони.
Сергей Акимов
Фото: Елена Васильева
Зачем учатся играть на гармони?
Годах в восьмидесятых гармонь считалась атрибутом деревенщины. Под гармонь развязные деревенские бабы пели похабные частушки. Нельзя сказать, что так было везде и всегда, но много ли надо, чтобы подорвать репутацию?
Молодежь пела под гитару. В большой цене были песни на английском или хотя бы с явным заморским колоритом. Время от времени это малоубедительно осуждалось, а запреты, как известно, делают плод слаще. Одновременно навязчиво предлагали народную музыку. Точнее, народная музыка жила своей жизнью и была любима, а навязывали лишь ощущение, что все народное спущено сверху.
Множество небольших репутационных потерь обернулось презрением к традиционной культуре. А в чужой культуре мы заведомо не продолжатели, а подражатели. Созрело вполне правильное решение, что лучше уж быть потребителями, чем подражателями, и нормой стала былая неполноценность, ведь свободные раскованные танцы, и пение, и рисование были в порядке вещей. Игрой на гармони называлась игра с гармонью, а не исполнение чего-либо заученного по нотам.
Есть огромная разница между необходимыми разумными преобразованиями и дурным реформированием. Если «край родной, навек любимый» уничтожен дураком во власти и народ, который вроде бы хозяин своей земли, не смог свою землю защитить, то он от стыда разбегается. Сообщество и его традиционная культура умирают. А замена уже готова, поджидает — это город с его удобствами и подражательством.
Если говорить конкретно о гармони, то она в городе становилась клеймом. Город защищался от нашествия сельчан тем, что не признавал их полноценными, и гармонь, как явный признак деревенского происхождения, делала своего хозяина недоразвитым в глазах окружающих. Нередко так оно и было на самом деле. Правда отдельных случаев становилась стереотипом, а быть жертвой стереотипного восприятия очень трудно, проще выбросить гармонь.
Игру на гармони, игру с гармонью — вернуть. Но почему игра на гармони — это именно игра, в отличие, скажем, от игры гитаре?
На гитаре заучиваются аккорды — на гармони они уже готовые.
На гитаре заучивается последовательность аккордов, как минимум на начальном этапе иначе не получается — на гармони аккорды стабильные и скоро начинают звучать в уме, отчего подбор аккомпанемента становится легким делом.
На гитаре в основном аккомпанируют чужому голосу — гармонь сама себе поёт.
У игры на гармони есть все признаки компьютерной игры. В игре чередование удач и неудач завершается прохождением уровня, но и на гармони удачи носят такой же полуслучайный характер из-за хаоса кнопок в правой клавиатуре. Просчитывать в реальном времени, где что получится — это непросто, и добраться до завершения первый раз весьма непросто, но после нескольких повторов приходит безошибочная игра. Совершенствование идет быстро и зримо.
Гармонь так устроена, что случайное нажатие на несколько кнопок подряд дает правильный аккорд. Можно с первого же дня начинать игру, в которой успехом является быстрый правильный выбор кнопок на марафонской дистанции. Играть можно непрерывно несколько часов подряд, не повторяя коленца. С каждым днем это становится все интереснее, стоит только начать. А результат длинной импровизации — это не только восторг окружающих, но и особое состояние мозга, натренированного долго успешно творить. Гармонь меняет биоритмы мозга. Она вытаскивает из депрессии и забрасывает в светлые просторы свободного творчества. Девушки не случайно любили гармонистов: с такими людьми вся жизнь складывалась удачно. Они жизнерадостные решатели проблем, впрочем, проблемы вокруг них просто не появляются.
Один-два урока, в том числе видео-урока, и новичок попадает в царство свободы. Это мгновенно изменяет отношение к мирозданию в целом, а самого гармониста делает ценным для окружающих человеком. Надо лишь отбросить взгляд на себя со стороны, которым мы зачем-то забиваем свои умы, и отдаться забаве. Любопытен тот факт, что у играющихся с гармонью пропадает тяга к выпивке и куреву, излечивается застенчивость, многократно возрастает работоспособность, улучшается речь.
Но почему гармонисты много и охотно работают? У меня нет объяснения. Но то, что гармонь эффективнее фармакологии и психотерапии, — факт.
Но гармонь — не панацея, нет. Сунуть гармонь в руки бестолочи и ожидать, что станет умницей, не приходится. Бестолочь даже с гармонью не сможет выйти из своего нездорового состояния. Особенно сейчас, когда на гармони играет далеко не каждый второй, и нужный настрой не у кого перенять, можно лишь породить.
Как за одно занятие научиться играть на гармони по нотам?
Говорю, что могу, а мне не верят. Не верят, что за полчаса можно начать играть на гармони. По нотам! И просто так. Что знание передается за двадцать минут, а потом просто играемся и играемся с гармонью, сколько душа пожелает, а она пожелает, и вдруг обнаружим если не мастерство и виртуозность, то как минимум хорошее полезное привлекательное умение. И то, что для этого нужно, могу передать головастым даже за 10 минут.
Сами посудите, трудно ли назвать ноты через одну? Кто не знает со школы, что есть До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, До, Ре, …
Зачем так много повторов, спросите вы. А я спрошу, почему все, все без исключения, произнеся «До, Ми, Соль, Си», останавливаются. Клавиатуру рояля видели? 88 клавиш, из них 52 белые, половину надо назвать, так это же не четыре ноты, а 26. Но, даже подсматривая подсказку на клавиатуре рояля, все без исключения первый раз останавливаются на четырех. Что за наваждение? В школе так выдрессировали, что ли?
В прямом порядке назвали? А теперь в обратном. До, Ля, Фа… Быстрее, быстрее!
Со смекалистыми изучение порядка нот на первом и втором ряду кнопок правой клавиатуры гармони занимает от 50 секунд до 3 минут. Ведь эти нотки через одну и есть названия клавиш.
Моя гармонь для обучения подготовлена. Знаете, как? На верхней части клавиатуры заклеены треугольником бумажного скотча три кнопки — это ненужные пока ноты с диезами. А нотки Фа и Соль второй октавы помечены пупырышками (это в моем случае контур для витражей, но могут быть разные варианты). Эта ФаСоль делит клавиатуру ровнехонько пополам. Сверху и снизу остается по пять кнопок в каждом ряду. Итого 4 сектора. Ставим на каждый пять пальцев и называем. Все те же ноты через одну. Отсчитывая от Фа и от Соль с пупырышками, от верхнего и нижнего краев клавиатуры.
Убираем руки с клавиатуры, продолжаем тренировку в уме. Сектор (от 1 до 4) и номер пальца (от 1 до 5). Беру табличку с 4 столбцами и 5 строками (или двузначными числами 11, 12, 13, 14, 21, 22, 23, 24, 31, 32, 33, 34, 41, 42, 43, 44) и тычу в них ручкой, а шустрый называтель говорит, какая нота должна быть под соответствующим пальцем. Эта работа у сангвиников занимает от 2 до 5 минут. Холерики бесятся, флегматики застревают, меланхолики взвывают.
Переходим на буквенное обозначение, пригодится. До — С, Ре — D, Ми — E, Фа — F, Соль — G, Ля — F, Си — H. Это еще полторы минуты. Если, конечно, не начать делиться воспоминаниями о том, как пытались научиться или научились играть на гитаре, где те же буквы в обозначениях аккордов.
На этом этапе уже израсходовано от 3 до 12 минут в зависимости от скорости нервных процессов, сосредоточенности и предыдущей подготовки (играющие на гитаре или в шахматы на буквы полторы минуты не тратят).
Пришла пора заняться нотами. Рисую пять линеек нотного стана толстенькими бледноватыми фломастерами. Почему толстыми? Чтобы полоски не воспринимались как разделители. Всего лишь другой цвет. На хорошо подготовленной гармони цвет ближнего к краю ряда клавиш будет совпадать с цветом этих линий. Потому что все ноты крайнего ряда расположены на линиях. А все ноты ближнего к мехам ряда расположены между ними.
Двадцать две кнопки — это по 11 в ряду, значит, линий должно быть тоже 11, и пять у нас уже есть. Немного другим цветом дорисовываем пять линий сверху и одну снизу. Замечание для педагогов: заготовьте, не поленитесь, две обоймы фломастеров по пять штук, чтобы не чиркать каждую полоску отдельно, это сбивает темп. В нашем 11-линеечном нотном стане основу составляет 5-линеечный классический нотный стан с правильно размещенным скрипичным ключом. На верхней линейке обычного нотного стана помещаем нашу помеченную пупырышком ноту Фа, а над этой же линией — Соль. Замечаем, как расположена ФаСоль. Берем таблицу для проработки нот и так же, как раньше, тычем в 41, 33
Начинаем медленно, завершаем ну очень быстро. Этот этап занимает от 5 до 15 минут. Не то чтобы было сильно трудно, просто усталость накапливается понемногу. Если человек не привык к интеллектуальному труду, у него на этом этапе вид чуточку бледноватый, ведь мозгом энергия истощается в пять раз быстрее, чем мышечной работой.
Осталась самая малость — ноты с нотного стана начать нажимать на клавиатуре гармони. И после того, как это станет получаться без заминок, взять обычные ноты, где линии тонкие, и их всего пять. Что-нибудь простое для начала. Полученных знаний уже достаточно для того, чтобы взять книгу для первого класса музыкальной школы или хрестоматию для гармони, к примеру, Евгения Дербенко, и, пьеса за пьесой, освоить и всю клавиатуру, и весь предложенный репертуар.
Тех, кому наука далась с трудом, отпускаем отдыхать, а самым сообразительным предлагаем нажать три клавиши подряд. Красиво звучит, да? Трезвучие, а не что-нибудь. Почти у всех трезвучий есть пара в левой руке. Не буду углубляться в эти подробности. Скажу лишь, что за полчаса быстрые разумом начинают аккомпанировать обеими руками. В левой руке держат ритм аккорды, а в правой те же аккорды нотка за ноткой по очереди роскошными переливами.
Полчаса — и новый гармонист родился.
Как думаете, почему девушки любили гармонистов? Разве за богатство, которое позволяло купить недешёвый инструмент? Может быть, и так, но важнее другое: гармонист — это тот, кто играет. Не муторно тянет лямку своей жизни, а играет ее так же, как наигрыши на гармони. Который научается жизни так же легко, как игре на гармони. Уловил основу — и давай импровизировать, любуйтесь коленцами. Взял Полянку, Краковяк, Барыню, Семеновну и вообще что угодно за основу — и выдал один вариант, другой, третий. Сам наслаждается и других подбивает в пляс пойти.
А знаете, почему гармонь была популярна на Руси? Это помимо того, что она наша родненькая, у нас родившаяся.
На гармони легко научиться играть и, научившись, трудно ошибиться. Уж очень удобно она устроена. Будто нарочно создавалась под характер сказочных Иванушек-дурачков, которые на деле не дурачки, а удачнички, люди большой энергии и сказочных достижений. И обучали игре на гармони быстро: сели на завалинку, показали, как жать три кнопки подряд, да отправили в темный чулан тренироваться на слух, чтобы на следующий день к людям вышел уже с беглостью пальцев и уверенной повадкой. Минуты с учителем, часа четыре с инструментом — и выходи с людьми петь-плясать, музыкой звать, улыбкой завлекать.
Где-нибудь смелый пример покажут — и вся Россия снова зазвучит гармонями. И дай Бог!
Что нельзя сыграть на гармони?
Сначала давайте размышлять логически. Для того, чтобы картинка из концертного зала была в формате высокого качества, был отличный монтаж и хороший звуковой ряд, для этих целей на концерте отдельного артиста, отдельной музыкальной группы должен работать целый творческий коллектив операторов, монтажа, звука, освещения и прочих товарищей. Всем этим людям нужно заплатить. Бюджет только одной съёмочной группы обойдётся устроителям концерта в копеечку. Да таких коллективов по качественной съёмке с хорошей аппаратурой по пальцам одной руки пересчитать. С другой стороны, артисты и музыкальные коллективы выезжают на гастроли для того, чтобы зарабатывать деньги от самого концерта, а не для того, чтобы этот концерт кто-то бесплатно посмотрел по интернету. Исходя из изложенного следует, что в хорошем качестве можно посмотреть концерт тех артистов, кто выступает на сцене с уже запланированными съемками, когда делаются специальные программы для телевидения и у телеканала есть на это и материальные, и финансовые, и людские ресурсы.
В ютюбе можно найти концерты некоторых артистов, кое что за отдельную плату, если уж есть огромное желание. К примеру, для концертного проекта «Синяя птица» на канале «Культура» отбирают участников уже на второй сезон. И на сайте выложены все номера участников очередного отборочного тура в хорошем качестве. Это я для примера, чтобы понять, что если канал заинтересован, то он обязательно выложит видео хорошего качества. Проект «Голос» и «Голос.Дети» тоже своевременно предоставляет свежий видеоконтент.
Согласен, что если имеется желание (у меня аналогичное) посмотреть хороший концерт оперных певцов, то конечно возможно только идти самому на концерт или ждать, когда в твой город заедет оперный тенор.
Во-первых, он действительно чаще повторяется, а во-вторых, как сам припев, так и музыкальный переход на него обычно имеет более яркую окраску, сменяется мелодия песни, что вольно-невольно привлекает внимание слушателя, а то, что привлекает внимание, запоминается лучше))
Макс Рихтер, это композитор, который имеет немецкие корни, хоть и проживает нынче в Великобритании. Что касаается его музыки и всего творчества в целом, то оно связано с документальным кино, так как именно через него, прославились его композиции.
Самая успешная его композиция, была написана им к фильму «Вальс с Баширом». Кстати было это в 2008 году, который стал для композитора до сей поры самым важным и успешным. Можно даже сказать что переломным в карьере, так как именно по ходу этого года, он был признан лучшим композитором и признала его таковым Европейская киноакадемия.
Новое неожиданное хобби или как я пришел к гармони))
Здравствуйте, товарищи! Давно не появлялся на драйве, т.к. техника работает, улучшайзингом и пока не занимался.
НО, теперь этому есть еще одно объяснение. Весной 2020 года, в разгар пандемии, я, как обычно, занимался своими делами в гараже, как вдруг, где-то вдалеке услышал плач русской гармошки. Игралось что-то несуразное, немелодичное, но звучание было какое-то душе родное. Бросил весь инструмент и пошел на звук) Нашел через ряд гаражей дедушку, который дергал туда-сюда старую деревянную гармошку.
Оказалось, что дедок и играть то не умеет, просто нашел старую ДЕДОВСКУЮ гармонь и просто сидит балуется. В общем, я, как любитель подобных артефактов, выцыганил у него эту гармонь и довольный как слон пиликал не ней весь вечер. Играть я не умел, просто издавал ею разные звуки и кайфовал от ее громкости и вибрации, которой подвергается весь прижатый к груди корпус.
Вспомнил я, что мой коллега на работе умеет играть на гармошке и понес гармонь к нему на пробу. Тот поиграл на ней и сказал, что гармонь тульская хорошая, но убитая. Мол если будешь учиться, то бери другую. А еще он рассказал мне как он в своей родной деревне вечером выходит на крыльцо играть на гармошке, когда солнце уже ушло, но небо еще светлое, улицы уже пустые, в воздухе пахнет дымом из печек, а с полей тянется туман… После таких рассказов я загорелся идеей научиться играть на гармони.
Я не музыкант, в музыкальной школе не учился, ноты — темный лес, но периодически пробовал учиться на гитаре, на пианино — не зашло. А тут вот прям щелкнуло — МОЁ! Перешерстил весь интернет, на ютубе смотрел разборы мелодий, обучающие видео, понял в чем разница между гармонью, баяном, аккордеоном и веслом от лодки)) И с полной готовностью отправился на авито покупать гармонь.
Вторая моя гармонь — КУБАНЬ. Продавал ее внук умершего дедушки, сказал, что дедушка наказал ему сделать так, чтобы гармошка попала в хорошие руки и приносила радость людям. Гармошка отлично подошла для обучения! Звук у нее не ахти какой, но, говоря языком драйв2, в управлении гармонь очень легкая. Вообще, технику игры на гармони я всегда сравниваю с управлением автомобилем. Да и цены у некоторых гармоней очень себе автомобильные…
После приобретения гармошки уже пришло полное понимание того, что если я хочу научиться нормально и свободно играть, то надо брать еще один инструмент посерьезнее. Да и взять несколько уроков у опытного преподавателя. Так и было сделано.
Взял еще одну гармонь. На этот раз гармонь шуйской фабрики Чайка. Гармонь трехголосая и очень громкая. Звук дерзкий, насыщенный, даже чем-то напоминает аккордеон. Пришло время искать преподавателя. И нашел. Очень хорошая девушка и мегаталантливая баянистка Регина из одного из Ярославских ДК. Иногда преподает на дому баян и гармонь. Пошел к ней потому, что уже видел ее в составе одной из ярославских кавер-групп и видел, какие немыслимые вещи она может вытворять с баяном.
В общем, Регина мне дала два исчерпывающих урока по гармони, все подсказки и упражнения для пальцев и слуха, и отправила в свободное плавание, т.к. гармонь — это инструмент для самоучек и у каждого гармониста техника игры и стилистика своя. Это было уже осенью 2021 года)
Дальше шли пол года ада. Нет, не для меня. Для моих родственников и соседей) Я целый месяц по часу в день пытался разучить две мелодии. И нихрена! Вообще. А все потому, что играл я по цифрам (у кнопок есть нумерация и вместо нот на разборах пишут цифры кнопок). Так и мучился бы, пока опытные гармонисты не подсказали, чтобы я вообще забыл все цифры и разборы. Разбирай, говорят, мелодию сам на слух, а аккорды либо сам подбирай, либо смотре в интернете. Послушался и тут же разучил коробушку) Ухо помнит, пальцы нащупывают и появляется память композиции.
Разбирал таким образом множество песенок, пока не уткнулся в свой кривой слух. Слышу, что играю фигню, но не понимаю в каком месте и куда надо исправиться. Вспомнил, что Регина мне дала картинку, где рядом с кнопочками нарисованы ноты. Достал эту бумагу, нашел нужные ноты в интернете и сам не заметил, как начал играть музыку по нотам. Тем более, что в гармони почти нет полутонов и понять ноты на гармони гораздо проще, чем баянистам и прочим пианистам.
К чему я это все… если бы год назад мне кто-то сказал, что я буду каждый день уезжать на машине в пустыри с табуреткой, подставкой для нот и двумя гармонями, я бы не поверил. Но время, порой, преподносит нам удивительные сюрпризы. Теперь у меня много гармошек разных размеров и тональностей.
Есть две столетние гармони, которые я (как любитель ретро) буду восстанавливать и как-то приводить их в играбельное состояние.
А самое главное то, что у 90% наших сограждан при слове гармонь идет ассоциация с тещей и разорванным мехом. Хотя это удивительный инструмент, осваивается проще гитары, а возможностей много больше. Посмотрите в интернете, как на гармони исполняют вальсы, марши, романсы, прости господи попсу. Да что там говорить, Цоя и сектор газа играют почти все гармонисты)) Никогда не поздно чему-то учиться.
Выложу пару роликов, где я тяну меха, не судите строго, стаж игры пока пол года. Всем добра!