Что нельзя отнести к субъективными факторами организации развивающей среды
Недостатки проектирования РППС ДОО, или «Среда как «третий педагог»
Класс: д/с
Ещё Елизавета Ивановна Тихеева подчеркивала тот факт, что игровая деятельность приносит детям большое количество радости и удовольствия. Также игровую деятельность можно назвать средством всестороннего развития физических и духовных сил детей. Она писала, что «на игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание, игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе, широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей».
Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности.
В хорошем детском саду дети:
Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:
Ответив на эти вопросы, мы видим пробелы в организации РППС.
К недостаткам обустройства пространства для игр относят: неэргономичность, плохая функциональность, непрактичность, острые углы, громоздкость, плохой крепёж деталей, отсутствие многофункциональности и разностилье, агрессивная визуальная игровая среда, среда групп преимущественно девичья.
Проблемы заключаются в следующем:
1. Неформальное взаимодействие с детьми (наиболее масштабная проблема – педагоги мало взаимодействуют с детьми; педагог должен выполнять функцию посредничества между ребенком и средой, направлять ребенка).
2. Отсутствие вариативности в образовательном процессе (вариативность предполагает такой тип коммуникации, в котором с помощью педагога ребенок поймет правила и самостоятельно начнет им следовать)
3. Образовательные задачи решаются преимущественно во время занятий («режимные моменты» часто не рассматриваются как часть образовательного процесса и это противоречит идее образовательной среды, в которой ребенок действует самостоятельно и инициативно).
4. Недостаточная эмоциональная поддержка ребенка.
Доступное пространство и оптимальное устройство внешней территории дает детям возможность: активно осваивать пространство, самостоятельно изменять окружающую среду, испытывать радость от физических нагрузок, знакомиться с природой,экспериментировать, иметь возможность уединиться и отдохнуть.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е.обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого,познавательного, эстетического развития. Поэтому рекомендуется демонстрация работ детей, отличающихся индивидуальностью и расположенных на уровне глаз детей. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенностьв себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества. Для обеспечения возможности ребенку осваивать окружающий мир и развивать свою индивидуальность, в ДОУ необходим переход от линейного и полностью регламентированного устройства к пространственной организации образовательно-развивающей среды.
Размещение материалов должно быть функциональным, а не витринным:ребенку должно быть удобно их взять, перенести с места на место. Статичная, витринная «красота» интерьера с расставленными на полках шкафов игрушками и пособиями, зачастую недоступными детям, должно уступить место «красоте» функциональной. Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т.д.) с яркими метками-значками, облегчающими выбор. При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высоко творческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, не переполненных различными пособиями и играми, легкие переносные ширмы.Должно быть предусмотрены более одного места (уголки уединения) для обособленной игры и занятий. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т.д.).
Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами. Предметно-пространственная среда группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от предметной среды в такой же мере, как иот воспитывающих его взрослых.
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
Подготовил: Ларионова Ирина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детского сада «Тополёк»
Токарёвского района Тамбовской области.
Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неодно-кратно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Пра-вильно организованная предметно-пространственная среда, обладает большим потенциа-лом для творческого развития ребенка и его способностей.
В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания предметно-развивающей среды, который соответствует возрастным особенностям детей.
Особую роль предметно-развивающей среды в становлении личности ребенка подчерки-вают в своих исследованиях Р. Б. Стеркина, Н. А. Ветлугина, Г. Н. Пантелеев, Н. А. Ревуц-кая, В. С. Мухина, В. А. Горянина. [5;17]
Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического про-цесса в дошкольном учреждении на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада занимались такие ученые как Ю. С. Мануйлов, С. Л. Новоселова,В. А. Петровский, Н. А. Рыжова Л. П. Стрелкова, и др. [2;79]
Термин предметно-развивающая среда появился в словаре педагогов в конце 80-х годов XX столетия.
Чтобы определить содержание и сущность предметно-развивающей средынеобходимо рассмотреть понятия : «среда», «развивающаяся среда» и «предметно-развивающая сре-да».
Существует множество понятий среды. В словаре А. М. Прохорова понятие средаимеет несколько значений:
1. Вещество, заполняющее какое – либо пространство и обладающее определенными свойствами;
2. Совокупность природных условий жизнедеятельности, какого – либо организма;
3. Окружение, социально – бытовые условия, в которых протекает жизнь человека;
4. Совокупность людей, связанных общностью жизненных условий, занятий, интере-сов. [4;678]
Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функцио-нально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.
Авторы программы «Истоки» определяют понятие развивающей предметно-пространственной среды детства. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включающих ряд компонентов. Развивающая предметно-пространственная среда детства – система, обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребенка.
Федеральные государственные требования определяют требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения,которые включают принципы: инфор-мативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности и трансформируемости.
В психологии предметно-развивающая среда тесно связанна с понятием социальной си-туации развития, что предполагает соответствие возрасту ребенка, отношение к окру-жающему миру. В связи с этим среда – условие творческого саморазвития личности ре-бенка.
Сопоставляя эти понятия и анализируя требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошко-льного учреждения мы согласны с определением, данным доктором педагогических наук С. Л. Новоселовой. Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразова-тельной программы дошкольного учреждения. [1;79]
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред. В. А. Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды.
Большинство ученых сходятся во мнении, что качество воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от качества организации предметно-развивающейся среды для обеспечения полноценного творчества детей.
Решение задач личностно-ориентированного образования невозможно без современной предметно-развивающей среды,создание которой основано на следующих принципах:
1. Система развивающих игрушек и пособий для детей дошкольного возрас-та (С. Л. Новоселова, А. А. Овчинников и др.).
2. Улучшение материально – технического обеспечения воспитания и обучения в дошко-льном учреждении на основе принципов построения предметно – развивающей среды, формирование системы развивающей среды ДОУ (С. Л. Новоселова, В. А. Петровский и др.)[5;17]
Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование актив-ной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творче-ского, познавательного, эстетического развития. При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.
Предметно развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Е. Н. Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы.
Мы полагаем, что для организации предметно-развивающей среды, необходимо соблю-дать условия, обеспечивающие полноценное развитиеи формирование личности ребенка:
1) соответствие возрастным особенностям детей;
2) многофункциональность предметно-развивающей среды;
3) открытая, незамкнутая система функционирования;
4) формирование активного, познавательного отношения к окружающей среде.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки. Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании. На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими. В среднем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.
Не менее важным условием является многофункциональность предметно-развивающей среды. Во всех возрастных группах должно быть уютное место для игры и отдыха детей. При этом содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде. Так же в каждой группе должны быть созданы специальные зоны для самостоятельного активно-го целенаправленного действия ребенка во всех видах деятельности, содержащие разно-образные материалы для развивающих игр и занятий детей групповых помещений должно отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки.
При построении предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учрежде-ния необходимо учитывать основные параметры, выделенные Седовой Л. Н.
Первый параметр – целеполагание, ориентирующие педагога дошкольного образователь-ного учреждения на понимание развивающей среды как пространства, способствующего оптимальному саморазвитию, самореализации различных видов активности ребенка.
Второй параметр – анализ позиции педагога, организующего и направляющего активную познавательную деятельность дошкольника в процессе совместной с ним деятельности.
Третий параметр – отбор методов и средств, позволяющих моделировать специальные пе-дагогические ситуации, способствующие саморазвитию и развитию личности.
Интегративным результатом реализации указанных параметров является создание разви-вающей образовательной среды:
— обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
— высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость
и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего обще-ства;
— гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспи-танников;
— комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможно-стями здоровья) и педагогическим работникам.
При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима слож-ная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнооб-разие игрушек не является основным условием развития ребенка.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положи-тельное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатле-ниями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интел-лектуальному развитию детей дошкольного возраста. (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др).
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определен-ные свойства в соответствии с федеральными государственными требованиями к услови-ям организации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:
— гибкость, обозначающую способность образовательных структур к быстрому перестраи-ванию в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;
— непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность в деятельно-сти входящих в нее элементов;
— вариативность, предполагающую изменение развивающей среды в соответствии с по-требностями в образовательных услугах населения;
— интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством уси-ления взаимодействия входящих в нее структур;
— открытость, предусматривающую широкое участие всех субъектов образования в управ-лении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;
— установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процес-са, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции педагога.
Роль среды в развитиидетей прослеживается на примере ее основных функций: органи-зующей, воспитательной и развивающей [3].
Цель организующей функции – предложить ребенку всевозможный материал для его ак-тивного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятель-ной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или форми-ровать интересы.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо:
— избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами;
— создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука», роста и предметного мира взрослых (Г. Н. Любимова, С. Л. Новоселова); [1;79]
— исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды.
В соответствии с воспитательной функцией наполнение и построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание ситуаций,когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять себе, поделиться или действовать самому, предложить помощь или пройти мимо проблем сверстника. Среда является центром, где зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.
Развивающая функция предполагает, что содержание среды каждой деятельности должно соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и находиться в «зоне бли-жайшего развития» самого сильного в группе ребенка.
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе ее проектирования необходимо чтобы педагоги придерживались следующих принципов (по В. А. Петровскому):
— дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», установления оптимального контакта с детьми;
— активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения;
— стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, обра-зовательной программы;
— комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непе-ресекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
— эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
— эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
— открытости – закрытости, т. е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собствен-ному «Я»);
— половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женст-венности.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Таким образом, среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а так же присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, активизирует «самость», создавая реальные и разнообразные условия для ее проявления.
Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников Консультация для воспитателей : «Создание предметно-развивающей среды для математического развития дошкольников» Разживина А. В. В связи.
Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении «Проектирование развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного.
Презентация «Анализ предметно-развивающей среды по речевому развитию в старшем дошкольном возрасте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» Выступление на районном методическом объединении.
Формирование предметно-развивающей среды в ДО как фактор всестороннего развития дошкольников Формирование предметно-развивающей среды в ДО, как фактор всестороннего развития дошкольников. Знакомство ребенка с окружающим миром начинается.
Организации предметно-развивающей среды в зависимости от вида деятельности и принципов построения развивающей среды Развивающая предметно-пространственная среда — часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями,.
Организация предметно-развивающей среды в ДОУ Организация предметно-развивающей среды МБДОУ ЦРР-.с №22 \\\»Жемчужинка\\\». ВОСПИТАТЕЛЬ: Григорьева Юлия Анатольевна Республика Саха Якутия,.
Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.
Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в старшем дошкольном возрасте Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового.
Рекомендации по анализу развивающей предметно — пространственной среды дошкольников для познавательного развития «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.
Роль предметно-пространственной среды в дошкольном образовании Основой гуманистической педагогики является педагогическая традиция ориентированная на уважение и внимание к детям, принятие любого ребенка.