Что нельзя отнести к процессу правовой экспертизы
Что нельзя отнести к процессу правовой экспертизы
ГПК РФ Статья 79. Назначение экспертизы
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 79 ГПК РФ
1. При возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
2. Каждая из сторон и другие лица, участвующие в деле, вправе представить суду вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы. Окончательный круг вопросов, по которым требуется заключение эксперта, определяется судом. Отклонение предложенных вопросов суд обязан мотивировать.
Стороны, другие лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.
3. При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
Что нельзя отнести к процессу правовой экспертизы
ГПК РФ Статья 85. Обязанности и права эксперта
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 85 ГПК РФ
1. Эксперт обязан принять к производству порученную ему судом экспертизу и провести полное исследование представленных материалов и документов; дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу; явиться по вызову суда для личного участия в судебном заседании и ответить на вопросы, связанные с проведенным исследованием и данным им заключением.
В случае, если поставленные вопросы выходят за пределы специальных знаний эксперта либо материалы и документы непригодны или недостаточны для проведения исследований и дачи заключения, эксперт обязан направить в суд, назначивший экспертизу, мотивированное сообщение в письменной форме о невозможности дать заключение.
Эксперт обеспечивает сохранность представленных ему для исследования материалов и документов и возвращает их в суд вместе с заключением или сообщением о невозможности дать заключение.
В случае невыполнения требования суда, назначившего экспертизу, о направлении заключения эксперта в суд в срок, установленный в определении о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения эксперта или судебно-экспертного учреждения о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в абзаце втором настоящей части, судом на руководителя судебно-экспертного учреждения или виновного в указанных нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и в размере, которые установлены главой 8 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 124-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Эксперт не вправе самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы; вступать в личные контакты с участниками процесса, если это ставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с проведением экспертизы, или сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением суда, ее назначившего.
Эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 настоящего Кодекса.
(абзац введен Федеральным законом от 28.06.2009 N 124-ФЗ)
3. Эксперт, поскольку это необходимо для дачи заключения, имеет право знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; просить суд о предоставлении ему дополнительных материалов и документов для исследования; задавать в судебном заседании вопросы лицам, участвующим в деле, и свидетелям; ходатайствовать о привлечении к проведению экспертизы других экспертов.
7 процессуальных ошибок при назначении судебной экспертизы
Руководитель коллегии адвокатов «Комиссаров и партнеры», адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга)
специально для ГАРАНТ.РУ
Заключение эксперта – один из источников сведений, на основании которых суд устанавливает факты, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Как и любое другое доказательство, оно будет иметь юридическую силу при условии, что получено с соблюдением закона. В этой колонке я рассмотрю ошибки, которые допускаются судом при назначении экспертизы в гражданском процессе и возможности их предупреждения во избежание затягивания сроков для рассмотрения дела, признания заключения эксперта недопустимым доказательством, а также увеличения расходов по делу.
Порядок назначения экспертизы
Процедура назначения экспертизы в гражданском процессе регламентируется ст. 79-80 Гражданского процессуального кодекса.
Назначение судебной экспертизы осуществляется судом по собственной инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в процессе. В ряде дел, таких как дела о признании гражданина недееспособным, проведение экспертизы является обязательным процессуальным действием (ст. 283 ГПК РФ).
Экспертиза может быть назначена как на стадии подготовки к судебному разбирательству, так в и процессе самого судебного разбирательства.
Поводом для проведения экспертизы является возникновение в деле вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, и для разрешения которых недостаточно опросить в судебном заседании специалиста. Назначение экспертизы должно быть обоснованным.
Перед вынесением определения о назначении экспертизы суд:
Выбор эксперта и определение круга вопросов осуществляются судом с учетом мнения участников процесса. Отклоняя вопросы, предложенные стороной по делу, суд обязан мотивировать свое решение.
Содержание определения о назначении экспертизы должно соответствовать требованиям ст. 80, ст. 225 ГПК РФ.
Эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения об ответственности, предусмотренной ст. 307 Уголовного кодекса.
Далее, суд имеет право воспользоваться правом, представленным ст. 216 ГПК РФ, и приостановить производство по делу.
Ошибки в судебной практике
Анализ правоприменительной практики в этом вопросе приведен в Обзоре судебной практики по применению законодательства, регулирующего назначение и проведение экспертизы по гражданским делам, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14 декабря 2011 года (далее – Обзор). Изучение обобщений, проведенных на уровне верховных судов субъектов РФ, показывает, что Обзор сохраняет актуальность и в настоящий момент. Приведем типичные ошибки судов при назначении экспертизы.
Не указано наименование вида экспертизы. В отдельных случаях вместо названия экспертизы суды указывали ожидаемые от исследования результаты. Так, в одном определении экспертиза была названа: «судебная экспертиза по определению рыночной стоимости заложенного имущества». Назначаются несуществующие виды экспертиз. Перечень возможных видов судебных экспертиз содержится в Приказе Минюста России от 27 декабря 2012 г. № 237 «Об утверждении Перечня родов (видов) судебных экспертиз, выполняемых в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России».
Неверно определен вид экспертизы. Судом на разрешение эксперта поставлены вопросы, на которые не могли быть получены ответы в результате указанного в определении вида экспертизы.
Неверно указан тип экспертизы (повторная или дополнительная). Повторная экспертиза согласно ст. 87 ГПК РФ, ст. 20 Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» назначается судом, когда есть основания сомневаться в объективности и обоснованности заключения эксперта. Дополнительная экспертиза, как правило, имеет место быть при выявлении неясности, неточности, неполноте выводов эксперта. Эта ошибка может повлечь неверное решение вопроса о том, возможно ли поручение этой же экспертизы тому же эксперту.
Не определены даты проведения экспертизы и даты предоставления суду заключения эксперта. При определении сроков судьи руководствуются Методическими рекомендациями по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской федерации, утв. приказом Минюста России от 20 декабря 2002 года № 346, а также сложившейся практикой по срокам проведенных ранее экспертиз. Отсутствие конкретной даты в определении о назначении экспертизы также приводит к неопределенности, и как следствие затягиванию процесса во времени.
Ошибочный выбор экспертного учреждения или эксперта. Не всегда предварительно выяснялась возможность конкретного экспертного учреждения провести необходимые вид экспертизы, наличие соответствующей материально-технической базы или условий для проведения экспертизы.
Не составлялся протокол судебного заседания или составлялся с нарушением ст. 228 ГПК РФ. Обязанность суда – составлять протокол при проведении каждого отдельного процессуального действия. Применительно к назначению экспертизы в протоколе подлежат обязательному отражению: лицо, ходатайствующее о назначении экспертизы, сведения о разъяснении прав участникам процесса и последствий уклонения от экспертизы, данные о представление сторонами вопросов для исследования, обсуждений выбора эксперта, заявления отводу эксперта.
На разрешение экспертам ставились вопросы правового характера. Например, разрешение такие вопросов, как: «Соответствовали ли действия истца и ответчика перед столкновением ПДД, и если нет, то какие пункты ПДД были нарушены?» или «Нуждается ли данный гражданин в установлении опеки?» относится к компетенции суда, и ставить их перед экспертом считается недопустимым.
В большинстве из перечисленных нарушений определение о назначении судебной экспертизы и материалы для ее проведения возвращаются из экспертного учреждения без исполнения обратно в суд для уточнения соответствующих пунктов. Данное обстоятельство приводит к затягиванию сроков разрешения дела по существу.
Возможности участников процесса
Ошибкой со стороны участников процесса является пассивное поведение в процессе и предоставление решений всех вопросов, касающихся назначения экспертизы, на откуп суду и другой стороне по делу.
Важно ясно представлять возможности того или иного вида экспертизы и результаты, которые она может дать. В ходатайстве о назначении экспертизы необходимо обосновать ее назначение и указать конкретный факт, для установления которого требуется специальные знания. Предложенные на разрешение эксперта вопросы должны быть конкретны, понятны, корректно сформулированы и последовательны. Для этого можно воспользоваться специальной литературой или проконсультироваться со специалистом. Предлагая суду эксперта, желательно предварительно провести мониторинг уже проведенных ранее аналогичных судебных экспертиз и экспертов, работающих в нужной сфере, и предоставить суду информацию об экспертном учреждении или данные эксперта (экспертов) с указанием сведений об их компетентности, стаже эксперта, сроков, за которые он проведет экспертизу, и стоимость его услуг.
При назначении экспертизы по инициативе суда также важно активно пользоваться предоставленными сторонам процессуальными правами, контролировать внесение соответствующих замечаний в протокол судебного заседания и знакомиться с вынесенным определением о назначении экспертизы.
Последнее приобретает особое значение в связи с тем, что формально законодатель дает возможность принесения частной жалобы на определение суда о назначении экспертизы только в отношении вопросов, связанных с судебными расходами (ст. 104 ГПК РФ), а также приостановлении производства по делу (ст. 218 ГПК РФ).
Это мотивируется тем, что определение суда о назначении экспертизы само по себе не исключает возможность дальнейшего движения дела и в соответствии со ст. 331 ГПК РФ частные жалобы на определения суда такого рода не подаются. Возможность обжалования определения отсутствует и в ст. 80 ГПК РФ, касающейся непосредственно определения суда о назначении экспертизы.
Право оспорить выбор суда в отношении эксперта и круга вопросов процессуальное законодательство не предоставляет. В случае вынесения неблагоприятного решения возможно включить свои доводы в аппеляционную жалобу, воспользовавшись правом, указанным в п. 3 ст. 331 ГПК РФ.
Правовые экспертизы
Стоимость услуги: от 5 000 руб
Стоимость услуг является приблизительной, может быть уменьшена или увеличена в зависимости от обстоятельств дела. Более подробную информацию Вы можете узнать по телефону: 8(495) 128-05-11
Заказать услугу Если у Вас возникли какие-либо вопросы
или Вы хотите заказать профессиональную
оценку у специалистов нашей компании
просто позвоните по телефону:
8(495) 128-05-11
Что такое правовая экспертиза? Понятие правовой экспертизы не является в достаточной степени устояв
Что такое правовая экспертиза? Понятие правовой экспертизы не является в достаточной степени устояв
Что такое правовая экспертиза?
Понятие правовой экспертизы не является в достаточной степени устоявшимся или общепринятым, т.к. в нашей стране де-факто не признается возможность проведения правовых (юридических) экспертиз в рамках судопроизводства.
Подобный запрет основан на том, что суд (а в уголовном процессе также – следователь, дознаватель, прокурор) сами должны быть специалистами в области юриспруденции, а экспертиза, соответственно, может проводиться лишь по вопросам, которые находятся вне сферы познаний юристов. Хотя здесь можно привести ряд возражений. К примеру, юридическое образование, особенно в последние годы, «разворачивается» в сторону большей специализации выпускников и, скажем, судья, который рассматривает уголовные дела, может плохо ориентироваться в нюансах гражданского права, знание которых будет необходимым при рассмотрении заявленного в уголовном процессе гражданского иска.
С другой стороны, все студенты юридических вузов и факультетов изучают такую дисциплину, как криминалистика, однако ни один выпускник юридического факультета не сможет стать экспертом-криминалистом без специальной подготовки.
С учетом изложенного, позволим себе дать собственную дефиницию понятия правовой экспертизы. Правовые (юридические) экспертизы – это деятельность различных юристов (юрисконсультов организаций, адвокатов, частнопрактикующих юристов, юридических фирм, ученых-правоведов и преподавателей вузов, должностных лиц органов власти и местного самоуправления по исследованию и оценке (даче заключений) тех или иных документов или их проектов на соответствие действующим правовым нормам, их толкованию и прогнозированию результатов их выполнения.
Когда возможно проведение правовой экспертизы?
Чаще всего необходимость в проведении юридических экспертиз возникает в следующих случаях:
Правовая экспертиза договоров
Проведение юридической экспертизы договоров рекомендуется в следующих ситуациях.
Правовая экспертиза приказов и распоряжений руководителей юридических лиц, т.н. «локальных актов» (положений об отделах, должностных инструкций) и их проектов
Юридическая экспертиза приказов, распоряжений руководителей организаций, локальных актов, трудовых договоров и служебных контрактов с государственными и муниципальными служащими и др. документов организации имеет целью проверку их соответствия, прежде всего, нормам трудового законодательства, дабы избежать возможных судебных разбирательств в будущем и санкций со стороны надзирающих органов (прокуратуры и государственной инспекции труда).
Правовая экспертиза актов, выносимых органами государственной власти и местного самоуправления (нормативных правовых актов и актов индивидуально-распорядительного характера) и их проектов.
Экспертиза нормативных и ненормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления часто проводится по инициативе самих органов власти и местного самоуправления с целью обеспечить законность в своей деятельности и избежать признания принимаемых актов не соответствующими закону в судебном порядке. Сюда же примыкает т.н. «антикоррупционная экспертиза» таких актов, получившая в последние годы широкое распространение.
Правовая экспертиза актов органов власти актуальна при решении вопроса о целесообразности обращения в суд для признания акта не соответствующим закону, а также в международные органы по защите прав человека, прежде всего, в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).
При правовой экспертизе актов органов государственной власти и местного самоуправления производится:
Услуги консалтинговой группы «Альфа» в области проведения правовых экспертиз
Наша компания предоставляет профессиональные услуги в области проведения юридических экспертиз по всем направлениям:
Юристы компании «Альфа» проводят экспертизу, основываясь на нормах действующего законодательства, используя судебную практику как национальных судов, так и международных органов по защите прав человека. Опыт и профессионализм наших юристов позволяет качественно и в разумные сроки выполнять поставленные задачи.
Правовая экспертиза: понятие и виды
Правовая или юридическая экспертиза служит для проверки документов различной степени важности на предмет их соответствия действующему законодательству Российской Федерации. Необходимость в ней возникает, когда нужно установить уровень легитимности документа.
Для чего ее назначают
Юридическая экспертиза, как отмечалось выше, назначается для того, чтобы проводить исследования документов на их соответствие действующему законодательству РФ. Законодательство может быть нарушено по неосторожности из-за некомпетентности или преднамеренно, поэтому следить за проведением данной работы следует строго.
Стоит отметить, что для исследования подходят как документы федеральной значимости, так и муниципальные акты. Анализу также подвержены постановления и приказы руководителей организаций, чтобы права и свободы сотрудников, которые выполняют данную работу, не были нарушены.
Правовая экспертиза: понятие и виды
Правовая экспертиза делится на два основных вида:
которые, в свою очередь, делятся на следующие подпункты:
Правовая экспертиза договоров:
Правовая экспертиза актов:
Кто проводит исследования
Право проводить исследования полагается госоргану, в случае, например, регистрации документов, или же адвокату, сведущим в предмете экспертизы. Так же можно выделить следующие виды экспертиз:
Следует отметить, что независимо от вида экспертизы, от специалиста требуется точечный анализ всех документов, сопоставление его с действующим законодательством и определение формальных ошибок, которые могут стать причиной аннулирования действия документа.