Что нельзя менять в автомобиле
Что нельзя менять в машине без согласования в ГИБДД. Список
На любое транспортное средство есть техническая документация, где указано, какие запчасти разрешено менять в машине и какие дополнительные комплектующие можно использовать. Если в бумагах нет планируемых изменений, автомобиль обязательно должен пройти сертификацию.
Разрешить добавление детали или удаление элемента могут только технические специалисты в аккредитованных испытательных лабораториях. Проверить аккредитацию центра можно в Едином реестре органов по оценке соответствия ЕАЭС. Однако существуют такие изменения, которые ни одна лаборатория не поддержит.
После выдачи заключения организация вносит информацию о планируемом изменении в электронный реестр. Потом ГИБДД должна выдать положительное заключение, после которого можно модернизировать авто. С внесенными изменениями автовладелец должен вернуться в лабораторию, где его ждет протокол экспертизы безопасности, прохождение технического обслуживания и получение диагностической карты. Только после этого ГИБДД проводит осмотр транспортного средства и выдает свидетельство, фиксирующее переделку, либо отказывает в выдаче документа с указанием причины. Об этом в эфире программы «Безопасная дорога» на «Авторадио» рассказал старший инспектор по особым поручениям технического надзора управления ГИБДД ГУ МВД России Алексей Польщиков.
Что в обязательном порядке надо вносить в реестр?
При этом установка сцепного устройства, вещевых боксов или рейлингов за тюнинг не считается — но только том случае, если соответствующая модель есть в технической документации на автомобиль. В других ситуация машина должна пройти обязательную сертификацию. Важно, что согласно изменениям, которые были внесены в «ГОСТ 33670-2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия», с 1 июля 2021 года получить одобрение на такой тюнинг в испытательных лабораториях можно только приехав на этом автомобиле лично. Удаленное одобрение не работает.
Согласно ст. 12.5 Кодекса об административных нарушениях (КоАП), неузаконенный тюнинг наказывается штрафом в 500 руб. Однако в следующий раз водителя ожидает приостановка регистрации транспортного средства, если он не сертифицирует переделку. В таком случае ему дается еще 10 дней на обжалование административного правонарушения.
Автотюнинг: как законно улучшить машину
Регистрация по-новому
Узаконить тюнинг раньше было сложно: точного регламента по регистрации переделок не было. Не все отделения ГИБДД понимали, как действовать, а владельцы усовершенствованных машин тем более. Либо они вообще не регистрировали изменения, либо долго пытались поставить авто с новыми деталями на учет.
В пояснительной записке говорилось, что до принятия новых правил процесс регистрации был «сложным, запутанным и дорогостоящим», а теперь будет «прозрачным и понятным». Но правила, которых так долго ждали, обрадовали не всех. СМИ разделились на два лагеря: одни писали, что правила автотюнинга ужесточили, другие, напротив, что узаконить переделки станет проще.
Шаг 1. Получить предварительное заключение экспертизы
Начинать нужно не с самого тюнинга, а с получения предварительного заключения экспертизы. Обращаться следует не к любым специалистам, а только к аккредитованным. Проверить, может ли лаборатория выдать такое заключение, можно в Едином реестре органов по оценке соответствия ЕАЭС, рекомендует Ложковой. А после выдачи заключения организация должна внести информацию об изменениях в специальный электронный реестр, который ведет Федеральная служба по аккредитации.
Шаг 2. Получить разрешение в ГИБДД
Но даже если аккредитованные эксперты одобрили тюнинг, в Госавтоинспекции могут отказать в усовершенствовании машины. Причин несколько:
Шаг 3. Сделать тюнинг
Шаг 4. Получить протокол проверки безопасности
Шаг 5. Получить свидетельство от ГИБДД
Собственнику машины откажут в выдаче свидетельства, если он представил неполный пакет документов или сотрудники усомнились в их подлинности. Не выдадут сертификат, когда у машины есть запрет на регистрационные действия.
Шаг 6. Изменить данные о ТС
Какой тюнинг нельзя узаконить?
Не проходить проверку изменений можно, если запчасти или оборудование поставили на заводе. Если машина изначально шла с ксеноновыми фарами или ее передние стекла были сразу затемнены (а самому это делать можно не всегда), то тюнингом это не считается.
Шебанова говорит, что еще нельзя зарегистрировать предметы тюнинга кустарного производства, так как невозможно подтвердить их соответствие техрегламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». По словам эксперта, не узаконить и не прошедшие сертификацию кенгурины (металлическая конструкция, крепящаяся на автомобиль к раме или кузову), лебедки и прочее самодельное оборудование.
Если тюнинг уже был?
Обязанность зарегистрировать изменения никак не влияет на то, унаследовали вы этот автомобиль или приобрели в «улучшенном» состоянии, говорит Ложковой.
Если такой автомобиль достался по наследству, то постановка на учет будет проблематичной. Нужно сначала снять все элементы тюнинга, зарегистрировать машину и потом в соответствии с описанными этапами зарегистрировать изменения.
Любовь Шебанова, адвокат практики уголовного и административного права Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Национальная Юридическая Служба АМУЛЕКС Федеральный рейтинг. ×
Шебанова продолжает, если тюнингованный автомобиль купили с рук, то поставить на учет в ГИБДД его со всеми изменениями невозможно. Сначала нужно узаконить все новшества, а только потом оформить машину на себя. Венгерский говорит, что иногда автомобили продают с документом, на котором стоит печать какого-то автосервиса или станции техосмотра, и выдают это за разрешение. «Это говорит о том, что изменения не регистрировали», предупреждает эксперт. Ложковой продолжает, что если продали автомобиль с незарегистрированными изменениями и не предупредили об этом, то это основание для расторжения договора купли-продажи со стороны нового собственника в одностороннем порядке.
Если же ездить на купленном авто с неразрешенным тюнингом или на собственном ТС с такими усовершенствованиями, то собственнику грозит наказание от штрафа 500 руб. до лишения прав (ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»). А еще водитель получит предписание, по которому обязан вернуть машину в заводское состояние или зарегистрировать все изменения. Если этого не сделать, ГИБДД снимет автомобиль с учета.
Узаконить через суд не выйдет
Если в Госавтоинспекции отказались зарегистрировать изменения, то узаконить их не получится и в судебном порядке, считает Венгерский. Это эксперт связывает с тем, что ГИБДД не ставит тюнингованные авто на учет по формальным основаниям (представили не все документы, есть запрет на регдействия). Если владелец машины подал все нужные документы и результаты предварительной экспертизы, то сотрудники дадут добро на оформление авто с изменениями. Поэтому, продолжает Венгерский, такие судебные споры редкость, а те, что есть на практике, заканчиваются в пользу ГИБДД.
Так, житель Томска Александр Кудрин* установил на свою Lada Priora обвес, задние дисковые тормоза, заниженную подвеску, большие колеса и накладку на выхлопную трубу. Независимая лаборатория заключила, что тюнинг безопасный. Но в ГИБДД сделали запрос еще и в АвтоВАЗ. Завод-изготовитель решил, что улучшения в легковушке могут ухудшить управляемость, поэтому инспекторы не стали регистрировать тюнингованную легковушку. Тогда водитель обратился в Верховный суд, чтобы признать пункт положения о ГИБДД, который разрешает сотрудникам не выдавать документы для ТС с переделками. Но ВС подтвердил право на отказ в регистрации машин после тюнинга (дело № АКПИ17-828).
Проект отмены техосмотра дополнили неприятной для водителей поправкой
Патрули ДПС смогут проверять автомобили при наличии визуальных проблем
Закон об отмене техосмотра для личных автомобилей, не использующихся для перевозок пассажиров или грузов, планируется принять до конца этого года. Об этом накануне сообщил в своем Telegram-канале спикер Госдумы Вячеслав Володин.
«В понедельник рассмотрим его на Совете Думы. Во вторник — во втором чтении. В среду, 22 декабря, — в третьем», написал Володин, — Нам важно принять закон об отмене обязательного техосмотра уже до конца этого года, чтобы в 2022 году новые нормы могли работать».
Это решение коснется около 50 миллионов транспортных средств, а значит, сделает жизнь проще для их владельцев,
добавил председатель Госдумы. Позднее первый вице-спикер нижней палаты парламента Александр Жуков подтвердил, что рассмотрение состоится во вторник, 21 декабря.
Закон, согласно которому техосмотр должен стать добровольным для частных автовладельцев, был принят в первом чтении в ноябре. Однако его рассмотрение, как ранее сообщала «Газета.Ru», было отложено из-за необходимости доработать ряд пунктов.
«Газета.Ru» ознакомилась с обновленным текстом законопроекта, подготовленным ко второму чтению с учетом правок комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
В частности, предполагается, что даже для автомобилей, имеющих диагностическую карту, проверки технического состояния в рамках надзора ГИБДД сохранятся.
Инспекторы в рамках государственного надзора за безопасностью дорожного движения смогут проверять потенциально неисправные автомобили в случае «визуального обнаружения признаков наличия у них технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения»,
говорится в обновленном тексте законопроекта.
Также поправками ко второму чтению предусматривается уточнить, с какого именно момента будет исчисляться возраст автомобиля, подлежащего техосмотру при постановке на учет или смене собственника – такая норма предусмотрена для автомобилей,
«с года изготовления которых прошло более четырех лет, включая год его изготовления, указываемый в документах, идентифицирующих транспортное средство».
Проходить техосмотр для частного автомобиля и получать диагностическую карту потребуется и в случае внесения изменений в конструкцию машины.
Если автомобиль, принадлежащий физическому лицу, используется в качестве такси, при коммерческих перевозках пассажиров или как служебный, проходить техосмотр на нем по-прежнему необходимо – добровольной процедуру техосмотра сделают только для машин, которыми автовладельцы пользуются для личной необходимости.
Сервисмены негодуют
Законопроект, делающий процедуру техосмотра добровольной для большинства автомобилистов, был внесен в Госдуму в сентябре этого года и вызвал возмущение в профессиональном сообществе – операторы техосмотра незадолго до этого были вынуждены вложить средства в переоборудование пунктов, согласно новым требованиям, которые должны были вступить в силу с 1 марта, но впоследствии были отложены до 1 октября.
Измененный порядок техосмотра предусматривает видеофиксацию автомобилей, проходящих диагностику с привязкой к координатам и времени, оформление электронных диагностических карт через электронную базу МВД и подписание их электронной подписью эксперта.
Перевод техосмотра в добровольный формат для частных автовладельцев может привести к росту стоимости этой услуги для перевозчиков, а также физической недоступности во многих частях России, говорят представители отрасли и эксперты, которые видят в этом вред для безопасности дорожного движения.
«У коллег сейчас идет большая волна возмущения – они все-таки хотят, чтобы техосмотр остался, что совершенно справедливо. Но очевидно, что решение об отмене техосмотра — политическое,
— сообщил «Газете.Ru» председатель правления «Союза автосервисов» Александр Пахомов, — Я не один раз говорил, что техосмотр – хребтовая система безопасности, на которой построена та часть техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», которая относится к поддержанию технически исправных автомобилей в процессе эксплуатации».
Предусмотренная государством цена процедуры техосмотра была примерно вдвое ниже рентабельности этой процедуры, уточняет Пахомов, который уже закрыл пункт техосмотра при своем автосервисе — он действовал в течение 10 лет и принимал по 3-5 автомобилей в неделю.
«Я регулярно бываю в такой стране, где техосмотра нет — это Украина. Если вы посмотрите, что там ездит по дорогам, вы ужаснетесь. Нас ждет примерно такая же история, когда по нашим дорогам будут ездить автомобили непонятно в каком состоянии.
Наши политики, которые торпедировали систему техосмотра, ссылались на то, что раз он не гарантирует безопасность на дорогах, его нужно отменить. Это подмена понятий в чистом виде.
Отсутствие в проекте поправок ко второму чтению списка неисправностей, при которых инспектор может проверить автомобиль, даже имеющий диагностическую карту, открывает простор для злоупотреблений на местах, указывает вице-президент «Национального автомобильного союза» Ян Хайцеэр.
«Простор для коррупции, конечно, есть, но таким образом гаишники оставляют для себя возможность просто поймать технически неисправную машину на дороге, что с одной стороны верно.
Перечня неисправностей нет — это плохо, это необходимо дорабатывать, — говорит Хайцеэр «Газете.Ru». — Если они оставят в качестве таковых трещины на заднем стекле и по этому поводу запретят эксплуатировать транспорт — это одно, но если обнаружат неработающую фару, неисправные тормоза или выявят неполадки с выхлопной системой — это может быть оправданно».
Сам техосмотр нужно оставить обязательным, иначе мы рискуем получить большое количества автохлама на дороге, настаивает Хайцеэр, кроме того снижение числа автомобилей, которым нужно его проходить, приведет к удорожанию самой процедуры и уменьшению количества самих пунктов техосмотра.
«Мы можем получить такую ситуацию, что в некоторых регионах для того, чтобы пройти техосмотр, придется проехать километров двести, потому что содержание этого бизнеса не окупается. А проблема с продажей диагностических карт без осмотра уже была побеждена — посредством фотофиксации и привязки GPS-координат», — заключил он.
Отмену техосмотра для частных автовладельцев поддерживает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. В то же время, если автомобиль меняет владельца, Госавтоинспекция должна быть уверена в том, что он находится в технически исправном состоянии, считает он.
«Проблеме с техническим осмотром в нашей стране уже почти 100 лет. Сколько он существует, столько идут дискуссии на эту тему. Поэтому это по-настоящему историческое, замечательное событие, которое фактически все меняет для автомобилистов в этом отношении», — говорил ранее Шкуматов «Газете.Ru».
Так что такое «внесение изменений в конструкцию транспортного средства»?
Усаживайтесь поудобней. Сейчас я вам расскажу как самим разобраться — внесли вы изменения в конструкцию своей машины или нет. Как обычно, постараюсь написать доступно и просто. Не буду сильно цитировать законы. Сначала несколько абзацев как все устроено в теории, а потом как все работает на практике.
В этом посте мы разберемся — как же понимать фразу «внесение изменений в конструкцию транспортного средства»? Например, если вы решили заменить «родной» заводской амортизатор (рулевую рейку/двигатель/еще что угодно) на амортизатор (рулевую рейку/двигатель/еще что угодно) сторонней фирмы-производителя, то будет ли это являться внесением изменений в конструкцию? Если вы меняете в своих жигулях запчасти ВАЗа на импортные, то является ли это изменением в конструкцию? А если вы меняете один бампер на другой, и хоть он и металлический, но он же БАМПЕР?!
Где проходит та грань, когда замена обычной лампочки в своей машине уже требует согласования изменений в конструкции с ГИБДД?
Я начну с того, что каждый производитель и продавец транспортных средств (далее — ТС) просто спит и видит, чтобы каждая машина ездила к нему на официальный сервис. Во-первых, это красиво! Вы сдали машину в сервис, определили объем работ, в конце вы забрали машину и заплатили деньги. В стоимость войдет оплата за работу и запчасти. Да-да! Автосалоны не просто так не дают вам каталожные номера запчастей. В задачу автосалона входит не только продать вам машину, но и удержать вас в своем официальном сервисе (Помните? Они делают скидки, устраивают акции, напоминают о себе звонками и письмами?).
Во-вторых, производители как бы считают нас, покупателей, немного рукожопыми и не очень доверяют нашей технической квалификации. Поэтому настоятельно рекомендуют ездить на официальный сервис. Чем же так крут сервис по сравнению с дядей Васей из гаража? А вот чем.
В-третьих. Официальный сервис привязан к производителю как ребенок в утробе матери. У сотрудников официального сервиса есть доступ к эксплуатационной документации (запомните эти буквы «ЭД» — они нам понадобятся). Когда вы просите в сервисе «заменить амортизатор/стекло/сиденье/что угодно», то ребята в сервисе лезут свою программу на компьютере, вбивают ваш VIN и получают официальные номера всех узлов и агрегатов, которые можно установить на ваш автомобиль.
Все производители ТС снабжают КАЖДУЮ машину целой библиотекой документов — та самая эксплуатационная документация (ЭД), о которой я сказал выше. Перечислю некоторые документы, которые входят в ЭД:
— руководство по эксплуатации — Документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) изделия, его составных частях и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации изделия
— формуляр — Документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) изделия, сведения, отражающие техническое состояние данного изделия, сведения о сертификации и утилизации изделия
— каталог деталей и сборочных единиц — Документ, содержащий перечень деталей и сборочных единиц изделия с иллюстрациями и сведения об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и др.
Другими словами, именно в этой документации перечислены все узлы, агрегаты, элементы и особенности конструкции. Каждый элемент нарисован схематично для визуального сопоставления. При желании, можно найти отдельный документ на любой агрегат, где будут указаны основные характеристики, такие как вес, размеры, материал. Отдаленно этот каталог напоминает один интернет-магазин по подбору и продаже запчастей.
В ЭД иногда описаны и различные дополнительные элементы, которые могут быть установлены на вашу машину, но не идут в базовой комплектации. Кунг, шноркель, подножки, кондиционер, стеклоподъемники и тд. — все это тоже может быть предусмотрено ЭД.
Производители ТС обязаны делать такие документы, потому что по законодательству разных стран без этой «библиотеки» они не получат сертификаты соответствия. Другими словами, подготовка документов — это громадная работа, которую осуществляет производитель, чтобы продать вам ГОТОВЫЙ И БЕЗОПАСНЫЙ ПРОДУКТ. Все, что можно доработать, допилить, доприкрутить производитель ОБЯЗАН разместить в ЭД. Помните этот анекдот «после сборки доработать напильником»? В большинстве ЭД нет фразы «доработать напильником». По мнению производителя (и государства) — за все время эксплуатации вам больше ничего не надо делать с вашей машиной. Ну разве только менять расходники (их перечень определен). А если что-то ломается в глобальном смысле, то милости просим к официалам.
Давайте сделаем паузу и усвоим одну вещь. Любая замена запчастей, узлов и агрегатов, подбор которых ведется по ЭД производителя — не является внесением изменений в конструкцию. Вы просто меняете устаревшие запчасти на новые, строго соблюдая принцип установки (совпадают все признаки заменяемого агрегата с ЭД). Согласовывать такие работы, как вы понимаете, не нужно. Думаю, об этом факте знают все или почти все автолюбители. Америку тут я вам не открыл.
В-четвертых! Следует понимать, что законодательство не запрещает сервисам ставить на ваше ТС все, что вы решите (если, конечно, это не выходит за рамки общепринятых норм и прямо не противоречит закону). Более того, нет и прямого запрета на самостоятельную установку деталей. Государство себя прикрыло очень грамотно. Владелец ТС несет полную ответственность за безопасность своей машины на дорогах общего пользования. Возникает главный вопрос. Как же понять — надо ли согласовывать эти изменения или нет?
А вот и ответ. Установка запчастей, узлов, агрегатов и компонентов, которые не соответствуют по визуальным и техническим признакам деталям, предусмотренным для вашего транспортного средства в ЭД, считается внесением изменений в конструкцию ТС. Все, что не предусмотрел производитель вашей машины в ЭД, а вы решили это поставить — является изменением конструкции.
Перечитайте абзац выше еще раз. Хочу чтобы вы поняли и ответили на свои вопросы сами себе. Если вы меняете штатный бампер на силовой, при этом силовой бампер отсутствует в официальной документации на машину, то вы вносите изменения в конструкцию ТС. Эти две детали объединяет только слово «бампер». Визуально и технически — это совершенно разные элементы. С точки зрения ПДД и технического регламента Таможенного союза 018/2011 на такие изменения необходимо получить разрешение ГИБДД.
Думаю, хватит теории. Пришло время поговорит о том, как обстоит дело на практике.
Наша страна славится тем, что теория (законы) и практика (реальное их исполнение) часто противоречат друг другу.
Поймите меня правильно, я не имею права и не хочу писать здесь какие-то серые схемы по обходу этих законов. Я буду лишь размышлять о том, как работает закон в части контроля за такими изменениями. Выводы сделаете сами.
Важно! Следует сразу разделить все изменения в конструкцию на видимые и скрытые.
Инспектор ДПС может остановить вас на основании того, что он «визуально установил признаки» изменений, внесенных в конструкцию. Его второе законное требование — увидеть изменения в ваших документах.
Читая ваши посты про «Вот и нас посчитали», «Подготовленные джипы вне закона» и другие — можно увидеть простую закономерность — инспекторы честно отрабатывают пункт Административного регламента МВД РФ об исполнении государственной функции по контролю и надзору… Ваши изменения видны визуально, вот вас и остановили для проверки документов.
Думаю, многие джипперы здесь могут сделать вывод: если за нас действительно взялись, то наши изменения надо или возвращать в сток, или легализовывать. Что, по сути, одно и то же.
Что касается многотысячной братии на заряженных седанах, хетчах и других низколетящих машинах, то, как мне кажется, вам повезло больше. Многие ваши изменения трудно обнаружить стоя у обочины. Даже если вас остановили, то трудно доказать, что конкретный изгиб трубки или «сильно просевшие пружины» не соответствуют заводским. Делаем вывод, что к вам будут предъявлены те же самые претензии, что и к джипперам — внешние признаки вас демаскируют.
Самое главное. С практической точки зрения — доказать принадлежность конкретной запчасти к оригинальному или к неоригинальному производителю можно только после проведения анализа силами специалистов в этой области. Могу предположить, что это могут быть:
— Пункт технического осмотра;
— испытательные лаборатории.
Выписывая вам постановление о правонарушении, инспектор должен указать не просто номер статьи, которую вы нарушили (12.5 ч.1), но и конкретизировать те узлы, агрегаты или элементы, которые, по его мнению, являются нарушением (не совпадают с ЭД). Как мне кажется, выписать такое постановление на обочине практически нереально.
Я уже вижу сотни вопросов на тему:
«Остановил инспектор, говорит, что эта деталь является не предусмотренной ЭД, хотя такие детали завод и сам ставит на мою машину. Мне выписали штраф. Что делать?»
«Моя машина ввезена в Россию мной самим. Официальных сервисов нет. У кого мне запрашивать ЭД?»
«Завод закрылся, поддержки производителя на официальном уровне нет. Где доставать ЭД?»
Мы все имеем право (и даже инспектор) отстаивать свою точку зрения. Если вы сможете доказать, что деталь полностью соответствует базовой конструкции ЭД — правда на вашей стороне. Скажу сразу, что есть целый свод отдельных норм, регламентирующий большинство важных узлов и параметров автомобиля (тормоза, свет, бамперы…). Это технические документы, которыми должны руководствоваться сотрудники в ПТО. В них прописано много информации с точными цифрами. Однако, шанс попасть в ПТО на высококлассного специалиста, знающего эти нормы, очень низкий. Все проверки, как правило, ограничиваются тормозной системой, внешним осмотром и аптечкой/аварийным знаком. Т.е. и в ПТО все проверки будут ограничены визуальным осмотром.
Надеюсь, теперь каждый сможет решить для себя, попадают ли изменения в вашей машине под понятие «внесение изменений в конструкцию» или нет. О том, как законно внести изменения в конструкцию своего автомобиля я писал здесь.
PS. Немного юмора в тему. У кого-то читал, что инспектор предъявил водителю фото на мобильнике из интернета со стоковой машиной и указал на переделку в виде спойлера. Мол, не по закону! Следуя этой логике, ДПС может остановить любого из нас, на смартфоне открыть Драйв2, раздел «О моей машине» и зачитать водителю все его нарушения.