Что относится к культурно просветительской деятельности
Культурно-просветительская деятельность
Культурно-просветительская деятельность является одним из основных и традиционных направлений работы любой публичной библиотеки. За многие годы накоплен немалый профессиональный опыт, сложились определенные традиции проведения тех или иных мероприятий. Тем не менее, условия современной жизни диктуют новые требования, предъявляемые к библиотекам и услугам, которые они оказывают, в том числе и культурно-просветительской направленности.
Культурно-просветительская деятельность библиотек осуществляется через разнообразные формы и методы массовой работы. Здесь готовятся праздники книги, презентации, громкие чтения, творческие встречи, открытия художественных вернисажей; оформляются циклы книжных выставок, просмотры литературы, тематические экспозиции; проходят заседания любительских объединений, Дни знаний, Недели православной книги, православно-краеведческие чтении и т.д. Основная задача массовой работы – это, безусловно, популяризация литературы. Через каждое мероприятие красной лентой проходит именно эта цель, хотя вместе с тем можем говорить и об организации досуга посетителей, и о воспитательном воздействии на духовный мир, особенно если аудитория мероприятия детская или юношеская.
Ежегодно в библиотеках ГУК «Пинская ГЦБС» проводится большое количество мероприятий для различных категорий читателей: пожилых людей, молодежи, детей. Их тематика зависит от событий общественной жизни страны, обращается внимание на даты календаря (особенно художественного, литературного, исторического характера); изучаются потребности самих посетителей. Все это учитывается при разработке планов работы библиотек на год. Но существуют формы мероприятий, проведение которых стало традицией. Они создают своеобразный облик библиотек, делают наши учреждения известными в городе, благодаря своей актуальности и востребованности общественностью широко освещаются в СМИ.
К числу таких мероприятий можно отнести:
Встречи с писателями и творческими личностями
Таким образом, мы считаем необходимым рассказать Вам поподробнее о самой просветительской деятельности, порядке и программах ее осуществления, а также касательно регистрации юридических лиц – субъектов, которые могут осуществлять такую деятельность – конечно же, с оглядкой и опорой на вновь вступившие в силу поправки.
Что такое просветительская деятельность и просветительская организация
Для начала стоит определиться с тем, что же в понимании отечественного законодателя теперь является просветительской деятельностью. Итак, в ФЗ «Об образовании» под просветительской деятельностью с 1 июня 2021 года понимается осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые российским законодательством.
Более того, поскольку теперь понятие просветительской деятельности закреплено на законодательном уровне, к ней же предъявляются ряд определенных требований, среди которых:
Проанализировав как новую редакцию Федерального закона, так и Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности» достаточно просто прийти к выводу о том, что просветительская организация – есть не что иное, как юридическое лицо, осуществляющее просветительскую деятельность в соответствии с требованиями и правилами, установленными действующим законодательством.
Требования к субъектам, желающим осуществлять просветительскую деятельность
Во-первых, если речь идет о простом физическом лице – просветителе, то Правительство РФ на этот счет предусмотрело, что просветительская деятельность осуществляется на основании договоров об оказании услуг, заключенных с образовательными, научными и культурными организациями. То есть иными словами налицо – требование о необходимости заключать договор с условным университетом, однако для этого лицо должно соответствовать следующим требованиям:
Соблюдя все вышеуказанные требования, лицо вправе заключить договор об оказании услуг, например, с университетом и начать осуществлять просветительскую деятельность.
В то же самое время для юридических лиц, претендующих на статус «просветительской организации», законодателем были предусмотрены следующие требования:
Не стоит забывать о том, что Закон о внесении изменений наложил на образовательные организации обязанность до 1 сентября 2022 года получить заключения на заключенные ими до 1 июня 2021 года договоры. То есть каждой просветительской организации необходимо получить заключение Минпросвещения либо Минобразования при заключении тех или иных договорах. О каких же договорах идет речь? Так, Вам следует получить заключение, если Ваша организация заключила договор с иностранными организациями или гражданами по одному из следующих направлений:
Наконец, новеллой явилось появление специального перечня организаций, которые осуществляют научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности по реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами. Данный «реестр» ведет Министерство просвещения, собственно, оно в ближайшее время и должно принять регламент касательно отбора и включения тех или иных организаций в данный перечень.
На данный момент вносятся поправки в существующий проект Положения, в связи с чем ожидаются изменения в вопросах согласования содержания и программ просветительской деятельности с уполномоченными государственными органами, а также введение новых форм отчетности.
О ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и их определения
Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности
Статья 3. Законодательство о просветительской деятельности
Статья 4. Цели законодательства о просветительской деятельности
Статья 5. Сфера действия законодательства о просветительской
Раздел II. СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 6. Понятие системы просвещения
Статья 7. Социальные функции просвещения
Статья 8. Цели просветительской деятельности
Статья 9. Приоритетные задачи просветительской деятельности
Статья 10. Направления просветительской деятельности
Раздел III. ПРАВА ГРАЖДАН В СФЕРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 11. Понятие права на просвещение
Статья 12. Всеобщность права на просвещение
Статья 13. Неотъемлемость права на просвещение
Статья 14. Обязанности органов власти и управления по
обеспечению права граждан на просвещение
Статья 15. Контроль за соблюдением права на просвещение
Раздел IV. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
Статья 16. Понятие просветительской программы
Статья 17. Принципы формирования просветительских программ
Статья 18. Виды просветительских программ
Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы
Статья 20. Просветительские мероприятия
Статья 21. Просветительские проекты
Раздел V. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья 22. Понятие просветительского учреждения
Статья 23. Типы просветительских учреждений
Статья 24. Право на просветительскую деятельность
Статья 25. Правовой статус просветительского учреждения
Статья 26. Права просветительских учреждений
Статья 27. Объединения просветительских учреждений
Раздел VI. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 28. Понятие управления
Статья 29. Самоуправляемость системы просвещения
Статья 30. Государственно-общественный характер управления
Статья 31. Принципы управления
Статья 32. Органы управления системой просвещения
Статья 33. Государственные органы управления
Статья 34. Негосударственные (неправительственные) органы
Статья 35. Общественные органы управления
Раздел VII. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 36. Разработка и принятие национальной программы
Статья 37. Основное содержание программы
Раздел VIII. ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Статья 38. Бюджет просветительского учреждения
Статья 39. Принципы финансирования
Статья 40. Источники финансирования
Статья 41. Объем финансирования
Статья 42. Платные мероприятия
Раздел IX. НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья 43. Организация исследований
Статья 44. Направления исследований
Статья 45. Координация исследований
Раздел X. РАБОТНИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 46. Состав работников
Статья 47. Подготовка работников сферы просветительской
Статья 48. Оплата труда работников сферы просветительской
Раздел XI. ИНТЕГРАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
Статья 49. Понятие интеграции
Статья 50. Цели интеграции
Статья 51. Принципы интеграции
Статья 52. Правовое обеспечение интеграции
Статья 53. Управление интеграционными процессами
Статья 54. Основные направления совместной деятельности
Раздел XII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 55. Соотношение данного Закона с национальным законодательством о просветительской деятельности
Статья 56. Национальное законодательство и международное право.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и их определения.
Перечисленные ниже понятия используются в тексте Закона с заданным основным значением, что не исключает их уточнения в нормативных актах, разрабатываемых в развитие данного Закона:
необходимых всем членам общества, безотносительно к роду и характеру их профессиональных занятий;
Статья 2. Основные принципы просветительской деятельности.
Просветительская деятельность планируется и осуществляется исходя из общих принципов образовательной политики в демократическом обществе, таких, как:
— признание права на пожизненное образование и личностное развитие в качестве одного из фундаментальных прав человека;
— ориентация на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма;
— недопустимость пропаганды войны, этнических и религиозных распрей, насилия и жестокости;
— широкая доступность просветительских мероприятий всем категориям населения;
— автономность и самоуправляемость просветительских учреждений и организаций;
— плюрализм: право политических партий, общественных движений и иных добровольных объединений граждан заниматься просветительской деятельностью, отражающей их идеологию;
— недопустимость какой-либо цензуры по отношению к просветительским программам, проектам и мероприятиям;
— государственная (в том числе финансовая) поддержка просветительских учреждений и организаций;
— достоверность сообщаемых сведений;
— партнерство социальных субъектов, причастных к организации просветительской деятельности;
— учет региональных и местных особенностей территории;
— учет общегосударственных интересов.
Статья 4. Цели законодательства о просветительской деятельности.
Названное законодательство призвано способствовать более полной реализации права граждан на свободное пользование достижениями науки и культуры, а также на свободный доступ к социальной информации, затрагивающей или могущей затронуть их экономические, политические и иные интересы.
Законодательство о просветительской деятельности формируется в целях правового обеспечения деятельности, направленной на создание единой системы непрерывного (пожизненного) образования.
Статья 5. Сфера действия законодательства о просветительской деятельности.
Действие правовых норм, устанавливаемых законодательством, распространяется на все расположенные на территории страны учреждения и организации, занимающиеся просветительской деятельностью, а также на все другие учреждения и организации, тем или иным образом причастные к названной деятельности.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 6. Понятие системы просвещения.
Система просвещения является специфической составной частью образовательного комплекса страны, ее основу составляет совокупность просветительских программ и проектов, а также учреждений и организаций, обеспечивающих их разработку и реализацию.
В систему просвещения входят следующие типы учреждений и организаций со свойственными каждому из них задачами:
— исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;
— просветительские учреждения и организации, работающие по проектам и программам различной направленности;
— учреждения, организующие просветительскую деятельность на определенной территории;
— государственные и неправительственные органы управления общенационального, регионального и местного уровня, координирующие развитие просветительской деятельности и обеспечивающие правовые, финансовые и организационные предпосылки ее эффективности.
Правоотношения компонентов системы просвещения и правовые нормы, регулирующие процесс их взаимодействия, устанавливаются настоящим Законом, а также подзаконными нормативными актами, принимаемыми в его исполнение; при этом учитывается специфика видов просветительской деятельности.
Статья 7. Социальные функции просвещения.
В структуре образовательного комплекса страны система просвещения выполняет следующие специфические по своему содержанию функции:
— образовательная: расширяет, дополняет и углубляет знания, получаемые в учебных заведениях и в иных обучающих центрах;
— информативная: расширяет осведомленность граждан в вопросах науки, культуры, политики;
— разъяснительная: обеспечивает адекватность понимания сообщаемых сведений;
— идеологическая: популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп;
— агитационно-пропагандистская: распространяет сведения о деятельности тех или иных организаций в целях привлечения новых членов;
— консультативная: распространяет функциональные знания и ноу-хау, необходимые гражданам в повседневной жизнедеятельности.
Статья 8. Цели просветительской деятельности.
Статья 9. Приоритетные задачи просветительской деятельности.
Приоритетными являются задачи, имеющие первостепенное значение по отношению ко всем остальным и интегрирующие деятельность различных компонентов системы просвещения. К их числу относятся:
— использование научного и культурного потенциала страны в интересах личностного развития ее граждан;
— своевременное информирование граждан о планируемых политических
решениях органов власти и управления и разъяснение сути этих решений;
— содействие адекватному пониманию гражданами своих интересов, а также условий и обстоятельств их жизнедеятельности;
— способствование активному и компетентному участию граждан в различных видах практической деятельности, в том числе участию в общественных объединениях и движениях;
— содействие профессиональной, социальной, политической, культурной ориентации граждан;
— формирование общественного мнения по тому или иному актуальному вопросу.
Статья 10. Направления просветительской деятельности.
Просветительские учреждения и организации строят свою работу в соответствии с содержанием и структурой текущих и перспективных потребностей населения в научных знаниях и иных сведениях. Просветительская деятельность осуществляется по двум основным направлениям:
— общеобразовательное: просветительские программы, адресованные всем категориям населения (научное, культурное, экономическое, правовое, экологическое, медицинское просвещение);
— специализированное: просветительские программы, адресованные профессионалам, занятым в различных отраслях оплачиваемого труда.
ГЛАВА 4. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ
Статья 16. Понятие просветительской программы.
Под просветительской программой понимается разработанный специалистами документ, устанавливающий содержание и последовательность изложения сведений, предлагаемых для освоения лицам, составляющим аудиторию, которой эти сведения адресованы.
Статья 17. Принципы формирования просветительских программ.
Просветительские программы разрабатываются и реализуются, исходя из следующих основных принципов:
— целенаправленность: ориентация на социальные цели и приоритетные
задачи просветительской деятельности (статьи 8, 9 настоящего Закона);
— адресность: учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);
— достоверность предлагаемых для освоения сведений;
— доступность: учет возможностей аудитории воспринять и освоить сообщаемые знания и сведения;
— научность: соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки;
— учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);
— взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);
— взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;
— учет региональных и местных особенностей территории.
Статья 18. Виды просветительских программ.
Просветительские программы дифференцируются в зависимости от содержания социальных функций (статья 7), ее приоритетных задач (статья 9) и направлений просветительской деятельности (статья 10).
В целях содействия активному и компетентному участию населения в различных сферах жизнедеятельности общества просветительские учреждения и организации разрабатывают и реализуют следующие основные виды программ, предназначенных для взрослого населения:
— профессиональное просвещение: ознакомление с достижениями науки и передовым опытом в области специализированных оплачиваемых занятий;
— экономическое просвещение: расширение и углубление знаний, составляющих теоретические основы хозяйственной деятельности;
— политическое просвещение: повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений;
— правовое просвещение: распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации;
— гражданское просвещение: распространение знаний и пропаганда культурных и социальных ценностей, формирующих у членов общества чувство принадлежности к стране, в которой они живут;
— научное просвещение: популяризация достижений современной науки;
— художественно-эстетическое просвещение; ознакомление с достижениями литературы и искусства;
— национально-патриотическое просвещение: распространение знаний об истории и культуре страны;
— медицинское просвещение: распространение сведений об охране и поддержании здоровья.
Перечень видов просветительской деятельности не является исчерпывающим. Просветительские программы утверждаются коллегиальным органом
управления реализующих их учреждений и организаций.
Статья 19. Специальные (особые) просветительские программы.
Специальные программы предназначаются для граждан, находящихся в экстремальных условиях, затрудняющих реализацию их конституционного права на образование и просвещение.
К названной категории граждан относятся: инвалиды; мигранты и беженцы; жители отдаленных районов; кочевники; лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Статья 20. Просветительские мероприятия.
Просветительские программы инициируются, планируются и осуществляются как совокупность последовательных организационных действий, предпринимаемых для достижения целей, предусмотренных той или иной программой.
Обязанности по проведению названных мероприятий возлагаются на просветительские учреждения, создаваемые субъектами, упомянутыми в статье 24 настоящего Закона.
Продолжительность мероприятий и состав привлеченных для его проведения учреждений определяются направленностью просветительской программы и ее содержанием.
Статья 21. Просветительские проекты.
Просветительские проекты планируются, разрабатываются и осуществляются как комплекс программ и мероприятий, направленных на выполнение национальной программы развития просвещения. По характеру замысла и поставленных задач подразделяются они на три вида:
— тематические, имеющие в виду развитие определенного направления просветительской деятельности;
— территориальные, предусматривающие меры по развитию просвещения на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);
— проекты, предназначаемые для лиц определенного возраста и социального статуса (для учащихся, для работающих, для пенсионеров).
Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности, изложенным в статье 2 настоящего Закона.
Состав участников проекта зависит от конкретных обстоятельств и определяется совместным решением государственных и неправительственных органов управления и системы просвещения.
ГЛАВА 5. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Статья 22. Понятие просветительского учреждения.
К просветительским относятся учреждения неформального образования, основной задачей которых является проведение мероприятий по пропаганде, распространению и разъяснению научных знаний и иных социально значимых сведений.
Данные учреждения функционируют как основные структурные подразделения системы просвещения, осуществляющие свою деятельность в непосредственном контакте с аудиторией.
Статья 23. Типы просветительских учреждений.
В зависимости от реализуемых ими программ, просветительские учреждения подразделяются на:
— многопрофильные, реализующие просветительские программы различного содержания и направленности.
С учетом конкретных обстоятельств просветительские учреждения могут создаваться и действовать как на постоянной, так и на временной основе.
Статья 24. Право на просветительскую деятельность.
Создание и регистрация просветительских учреждений осуществляется в соответствии с национальным законодательством. Право заниматься просветительской деятельностью и создавать для этих целей соответствующие учреждения предоставляется организациям и отдельным гражданам, располагающим требуемой квалификацией и опытом, а также ресурсами, необходимыми для успешного выполнения поставленных задач.
Право на создание просветительских учреждений имеют:
— центральные и региональные органы государственной власти и управления;
— органы местного самоуправления;
— негосударственные (неправительственные) организации и учреждения;
— учреждения системы образования;
— учреждения науки и научные сообщества;
— учреждения культуры и их объединения;
— творческие союзы деятелей культуры;
— общественные организации и общественные движения;
— средства массовой информации;
Просветительские учреждения, создаваемые общественными организациями и общественными движениями, регистрируются в министерстве юстиции.
Задание 2. Изучите стендовую информацию о просветительских проектах педагогического университета и других образовательных учреждений, представленную на интернет-сайтах. Дайте характеристику одного из проектов (на выбор).
Цель: уметь обобщать, анализировать информацию, знать направления просветительской деятельности учителя.
Рекомендации по выполнению задания: В представлении просветительского проекта образовательного учреждения используйте следующие критерии:
· Инициаторы и исполнители проекта
· Масштаб просветительской программы (проекта)
· Активность школьников (студентов)
· Продуктивность просветительской деятельности
Требования к отчету по данному заданию: характеристика просветительского проекта образовательного учреждения.
Критерии оценки задания:
— ясность и точность объяснительного текста;
-способность ориентироваться в ресурсах Интернета;
-умения презентации продукта;
-наличие оценочных суждений;
Формы и технологии учебной деятельности студентов: информационно-коммуникативные технологии, работа в группах.