Что нельзя изображать в исламе

Можно ли рисовать в Исламе?

Что нельзя изображать в исламе

• Общеизвестно, что есть множество хадисов, в которых говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал от изображения животных и людей.

• Большинство ученых шафиитского мазхаба считает, что рисование (или ваяние) силуэтов живых существ полноценными, как они бытуют в природе, запретно.

• А что касается изображения природы (деревьев, гор, городов) или живых существ в несовместимом для жизни образе или ваяния игрушек, кукол для детей, то это не запрещено.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عن ابن عباس رضي الله عنه عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: «من صور صورة في الدنيا كلف يوم القيامة أن ينفخ فيها الروح وليس بنافخ »

[ البخاري 5963№ ومسلم 2110 №]

Передается от ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит Его Аллах и приветствует, сказал:

«От того, кто сделает изображение в этом мире, в Судный день потребуют оживить изображенное. Между тем, что он не является одушевляющим».

В своей книге «Фатх Аль-Муин» Зайнуддин Аль-Малибари пишет следующее:

ومنه صورة حيوان مشتملة على ما لا يمكن بقاؤه بدونه وإن لم يكن لها نظير كفرس بأجنحة وطير بوجه إنسان على سقف أو جدار أو ستر علق لزينة أو ثياب ملبوسة أو وسادة منصوبة لأنها تشبه الأصنام

«К запретным действиям относится изображение животного, которое содержит то, без чего оно не может существовать, даже если у животного нет подобия [в природе], типа лошади с крыльями или птицы с лицом человека, будь то [изображено] на крыше, стене или занавесах с целью украшения либо на одежде, подушке, потому что они подобны идолам.

نعم: يجوز تصوير لعب البنات لأن عائشة رضي الله عنه كانت تلعب بها عنده صلى الله عليه وسلم كما في مسلم [رقم: 2440] وحكمته تدريبهن أمر التربية

ولا يحرم أيضا تصوير حيوان بلا رأس خلافا للمتولي

«Однако дозволено изготавливать куклы, потому что Аиша, да будет доволен ею Аллах, играла ими возле Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как это передается в хадисе от Муслима под № 2440. Мудрость этого в том, чтобы научить их [девочек] делу воспитания.

Не запрещается также рисовать животных без головы (или в несовместимом с жизнью образе), хотя имам аль-Мутавали имеет противоположное мнение»

Источник

Почему в исламе запрещено изображение живых существ

Что нельзя изображать в исламе

В исламе существует очень жесткий запрет (харам) на изображение живых существ. Объясняется это тем, что человек, рисующий живое, пытается стать творцом, подобным Аллаху, а это грех.

Что говорил пророк Мухаммед?

Об этом запрете говорится в хадисах пророка Мухаммеда. Например, Абу Хурайра свидетельствует о таких его словах: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» Другое высказывание Мухаммеда, переданное Ибн Аббасом: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду».

Пророк утверждал, что в день Страшного Суда такие люди будут наказаны: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения”».

Ислам запрещает не только изображать, но и держать дома изображения людей и животных. Вот рассказ одной из жен пророка Мухаммеда – Аиши: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: “О Аиша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!”»

По свидетельству того же Абу Хурайры, Мухаммед рассказывал следующее: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир

ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из него два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”».

Чтобы у человека не возникало искушение уподобиться Аллаху, любое изображение следует уничтожить, как поступал сам пророк. Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил:

“Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”».

Соблюдают ли мусульмане запрет?

Однако в наше время многие мусульмане делают и рассматривают фотографии, ходят в кино, смотрят телевизор. Как же это согласуется с религиозными предписаниями?

Исламские законоведы ведут активные дискуссии на эту тему. Одни считают, что харам распространяется на любые изображения, другие – что только на картины или скульптуры.

Шейх Мухаммад Бахит, муфтий Египта, живший в середине прошлого столетия, в своей фетве утверждал, что, поскольку видео и фотографии – это изображения реальных объектов, то причины для запрета нет. Запрещены лишь образы, вымышленные художниками и скульпторами. Иначе у мусульман возникла бы проблема даже с фотографированием на документы.

Правила и исключения

Впрочем, некоторые приверженцы ислама уверены, что изображать можно все, что не выходит за рамки приличия. Например, нельзя изображать обнаженных людей, а людей в одежде – можно.

Ярые сторонники запрета считают, что создание и использование изображений живых существ может привести к идолопоклонству: человек начнет поклоняться не Аллаху, а, например, животным, которые изображены в виде статуй. То же самое происходит, если изображение животного находится на гербе, нанесено на майку или на тело в виде наколки.

Тем не менее, если проанализировать мусульманское искусство, то мы найдем там изображения и людей и животных. В настоящее время у суннитов такие изображения запрещены, а у шиитов дозволены, если речь не идет о религиозных объектах.

Таким образом, сложно сказать, что такие виды изображения однозначно запрещены в исламе. Как всегда, на каждое правило находится множество исключений.

Источник

Что нельзя изображать в исламе

В исламе существует очень жесткий запрет (харам) на изображение живых существ. Объясняется это тем, что человек, рисующий живое, пытается стать творцом, подобным Аллаху, а это грех.

Что говорил пророк Мухаммед?

Об этом запрете говорится в хадисах пророка Мухаммеда. Например, Абу Хурайра свидетельствует о таких его словах: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» Другое высказывание Мухаммеда, переданное Ибн Аббасом: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду».

Пророк утверждал, что в день Страшного Суда такие люди будут наказаны: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения”».

Ислам запрещает не только изображать, но и держать дома изображения людей и животных. Вот рассказ одной из жен пророка Мухаммеда – Аиши: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: “О Аиша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!”»

По свидетельству того же Абу Хурайры, Мухаммед рассказывал следующее: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир

ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из него два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”».

Чтобы у человека не возникало искушение уподобиться Аллаху, любое изображение следует уничтожить, как поступал сам пророк. Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил:

“Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”».

Соблюдают ли мусульмане запрет?

Однако в наше время многие мусульмане делают и рассматривают фотографии, ходят в кино, смотрят телевизор. Как же это согласуется с религиозными предписаниями?

Исламские законоведы ведут активные дискуссии на эту тему. Одни считают, что харам распространяется на любые изображения, другие – что только на картины или скульптуры.

Шейх Мухаммад Бахит, муфтий Египта, живший в середине прошлого столетия, в своей фетве утверждал, что, поскольку видео и фотографии – это изображения реальных объектов, то причины для запрета нет. Запрещены лишь образы, вымышленные художниками и скульпторами. Иначе у мусульман возникла бы проблема даже с фотографированием на документы.

Правила и исключения

Впрочем, некоторые приверженцы ислама уверены, что изображать можно все, что не выходит за рамки приличия. Например, нельзя изображать обнаженных людей, а людей в одежде – можно.

Ярые сторонники запрета считают, что создание и использование изображений живых существ может привести к идолопоклонству: человек начнет поклоняться не Аллаху, а, например, животным, которые изображены в виде статуй. То же самое происходит, если изображение животного находится на гербе, нанесено на майку или на тело в виде наколки.

Тем не менее, если проанализировать мусульманское искусство, то мы найдем там изображения и людей и животных. В настоящее время у суннитов такие изображения запрещены, а у шиитов дозволены, если речь не идет о религиозных объектах.

Таким образом, сложно сказать, что такие виды изображения однозначно запрещены в исламе. Как всегда, на каждое правило находится множество исключений.

Источник

Какие изображения разрешены в исламе

Сегодня трудно представить жизнь человека без различных видов иллюстраций. Они могут присутствовать на одежде, предметах искусства, даже в социальных сетях мы регулярно листаем ленту, в которой ставим «лайки» под фотографиями и картинками.

Мусульмане нередко задаются вопросом о том, насколько изображения живых существ соотносятся с исламскими ценностями. Постараемся разобраться.

Рисунки

Рисунок – классический способ создания изображений. Относительно дозволенности этого рода занятий для правоверных, а также их использования в повседневной жизни существуют различные точки зрения. Одни учёные считали, что картины, на которых изображены живые существа, категорически запрещены. Под запрет соответственно попадает также изготовление и ношение одежды с такими иллюстрациями. Одним из основных аргументов в защиту этой позиции служит мнение, что лицо, создающее рисунки, впадает в ширк. Иными словами, художник, творящий на бумаге, наделяет себя качеством, которое присуще только Аллаху. Ведь человек, рисующий живое существо, по сути создаёт некий образ, что категорически запрещено исламом.

Кроме того, в качестве довода сторонники этой позиции приводят известный хадис, в которых говорится о запретности или нежелательности наличия изображений в доме и иных местах.

Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Ангелы не входят в дом, где есть собака или изображение» (Тирмизи, Насаи, Ибн Маджа).

Однако в трактовке данного изречения имеется несколько отличных друг от друга версий. Одни богословы, например, имам Навави, считают, что в хадисе говорится абсолютно о всех образах. Другие же, например, имам Хаттаби, полагают, что речь идёт лишь об изображениях, которые категорически запрещены в исламе (например, образы с чёткими контурами головы и тела, или иллюстрации, используемые в запретных целях).

Другой хадис гласит: «Поистине, тот, кто создавал образы, будет мучиться в День Суда» (Бухари). Столь суровое наказание объясняется тем, что в дальнейшем различные картины могут стать объектами поклонения, как это неоднократно случалось в мировой истории. Нередко культовыми для целых народов становились бюсты, образы, иконы, памятники и так далее, поклонение которым – ширк.

При этом если изображение не служит объектом поклонения и люди не придают ему особого значения, а используют в быту для украшения, то некоторые учёные считают присутствие таких рисунков в домах допустимым. К подобному мнению алимы пришли, опираясь на хадис, который приводят Бухари и Муслим. В нём повествуется, что в доме Аиши (р.а.) висело некое покрывало, на котором было изображено живое существо. Посланник Аллаха (с.г.в.) снял эту материю, а после из неё были сшиты две подушки, которые использовались в домашнем быту.

Намаз в помещении с изображениями

Молиться в комнате, где присутствуют изображения живых существ – макрух (нежелательно), особенно если они находятся перед молящимся, так как могут отвлечь верующего от намаза. В одном из хадисов сообщается, что когда одежда Аиши (р.а.), на которой было изображено живое существо, лежало в направлении на киблу, то Милость миров Мухаммад (с.г.в.) просил убрать её.

Фотографии

Пожалуй, самым распространённым видом изображений в наши дни является фотография. Как и в случае с классическим рисунком, существуют разные мнения относительно халяльности создания и использования фото. Одни алимы считают такую практику запретной. Доводы в целом схожие, как и с рисунком. Во-первых, приводятся хадисы об изображениях. Во-вторых, фотографирование, согласно такому подходу, рассматривается как ширк, а фотограф претендует на роль Создателя. Для того чтобы сделать одну иллюстрацию, достаточно лишь нажать кнопку. Человек, нажимая на затвор фотокамеры, фактически создаёт новое изображение, так как если бы он этого не сделал, то и изображения бы не было.

С таким подходом не согласна другая группа богословов, утверждающая, что фотограф не может рассматриваться как создатель иллюстрации. Люди в данном случае лишь фиксируют конкретный момент бытия, который сотворил Аллах, а на фото будет изображено лишь то, что создано Всевышним.

Также существует и третье мнение, согласно которому дозволенность определяется намерениями. Если человек создаёт фотографию для запретных целей, то она – харам, а если же для разрешённых, то она – мубах (разрешённое действо). К мубах в данном случае относятся те ситуации, когда для фотографии есть некая уважительная причина или острая необходимость. Например, для получения паспорта или удостоверения, распространения некой важной информации посредством фото. Все остальные случаи относятся к запрещённым (харам).

А Аллах знает лучше!

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ассалому алейкум,я уже несколько месяцев бросила рисовать лицо и лицо с глазами,вот только это аниме персонажы они не очень похожы на людей Я не считаю себя творцом и не буду,для меня это просто инструмент передать какую-то историю в рамках образования, пожалуйста можете мне дать какой-то совет по поводу этого,вот только я скучаю по рисованию я не хочу их оживить даже не думала и не хочу!для меня они не живые и будут такими всегда я лишь хочу через них передать историю в образовательных рамках

Источник

Что нельзя изображать в исламе

В исламе существует очень жесткий запрет (харам) на изображение живых существ. Объясняется это тем, что человек, рисующий живое, пытается стать творцом, подобным Аллаху, а это грех.

Об этом запрете говорится в хадисах пророка Мухаммеда. Например, Абу Хурайра свидетельствует о таких его словах: «Аллах Всевышний сказал: “Кто же может быть более несправедливее того, кто пытается создать нечто подобное тому, что сотворил Я? Пусть создадут они муравья, или пусть создадут они пшеничное или ячменное зерно!”» Другое высказывание Мухаммеда, переданное Ибн Аббасом: «Каждый создающий изображения будет в Огне, и каждому созданному им изображению будет дана душа, которая станет мучать его в Аду».

Пророк утверждал, что в день Страшного Суда такие люди будут наказаны: «В день Воскресения появится шея из Огня и скажет: “Поистине, я уполномоченный мучитель для троих: для каждого, кто взывал наряду с Аллахом к кому-либо, для всякого тирана, и для создающих изображения”».

Ислам запрещает не только изображать, но и держать дома изображения людей и животных. Вот рассказ одной из жен пророка Мухаммеда – Аиши: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернулся в Медину после одного из походов, а я повесила на свою кладовку тонкую занавеску, на которой были изображены живые существа, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, увидел эту занавеску, цвет его лица изменился, и он сказал: “О Аиша, в день Воскресенья наиболее суровому наказанию пред Аллахом подвергнутся те, кто попытается уподобиться Аллаху в творении!”»

По свидетельству того же Абу Хурайры, Мухаммед рассказывал следующее: «Явился ко мне ангел Джибриль, мир ему, и сказал: “Я приходил к тебе вчера и не зашел лишь потому, что у дверей твоих были скульптуры, и в доме были красная занавеска с изображениями и собака. Так повели же отделить голову скульптуре и скульптура станет подобной дереву, и повели разрезать занавес и сделать из него два коврика (подстилки) для ног, а также повели выгнать собаку”».

Чтобы у человека не возникало искушение уподобиться Аллаху, любое изображение следует уничтожить, как поступал сам пророк. Усама ибн Зайд свидетельствует: «Однажды я вошел в Каабу, к находившемуся там посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который увидев изображения на стенах, сказал, чтобы принесли ведро воды. Я принес ему воды, и он, да благословит его Аллах и приветствует, смывая эти изображения, говорил:

“Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали”».

Однако в наше время многие мусульмане делают и рассматривают фотографии, ходят в кино, смотрят телевизор. Как же это согласуется с религиозными предписаниями?

Исламские законоведы ведут активные дискуссии на эту тему. Одни считают, что харам распространяется на любые изображения, другие – что только на картины или скульптуры.

Шейх Мухаммад Бахит, муфтий Египта, живший в середине прошлого столетия, в своей фетве утверждал, что, поскольку видео и фотографии – это изображения реальных объектов, то причины для запрета нет. Запрещены лишь образы, вымышленные художниками и скульпторами. Иначе у мусульман возникла бы проблема даже с фотографированием на документы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *