Что нельзя делать во время шабата
Всю неделю мы заняты своими делами, суетимся, бегаем и жизненный водоворот засасывает нас в себя. Но вот остановка. Давайте переключимся на другую волну. Краткий и понятный путеводитель поможет нам узнать, шаг за шагом, как соблюсти субботу в соответствии Галахой.
Дополнительный контент от Михаэль Яфе Ноф
Готовимся к Шабату:
Шабат является настолько важным днем, что даже простые приготовления к её наступлению считаются исполнением «мицвы» (заповеди). Все усилия, которые мы прилагаем для празднования субботы, засчитываются нам как «дополнительные очки».
Важные покупки:
· 6 хал или булочек (по две на каждую субботнюю трапезу).
· Продукты (закупаем продукты для приготовления блюд на субботние трапезы).
Готовка:
· Готовим 3 трапезы: вечернюю трапезу, утреннюю трапезу и что-нибудь лёгкое на третью трапезу.
Накрываем на стол:
· Накрываем субботний стол белой скатертью.
· Выставляем на стол самые красивые столовые приборы, которые у нас есть.
· Готовим вино и хлеб.
· Готовим субботние свечи.
Готовимся сами:
· Принимаем ванную и одеваем красивую одежду в честь Шабата.
· В субботу нельзя пудриться, поэтому если вы привыкли пользоваться пудрой, не стоит ждать заход шабата и делать это в последний момент, а следует сделать это заранее.
· Приготовьте книги и настольные игры (не электронные).
Готовим свой дом к приходу Субботы:
· Заранее готовим порезанную туалетную бумагу.
· Не забываем отключить бойлер.
· Отключаем свет в холодильнике.
· Если нет возможности настроить кондиционер или вентилятор на работу только в определённые часы, можно оставить их включенными в течении всей субботы на более слабой, чем обычно, мощности.
· Предметы, которыми запрещено пользоваться в Шабат, называются «мукце» (изолированное). Такими предметами являются, например: ручка, мобильный телефон, зажигалка и т.д. Все эти предметы стоит вытащить из карманов перед заходом субботы.
· Все предметы, которые являются мукце, стоит переложить перед субботой в укромные места.
· Отключаем сотовые телефоны, интерком (домофон) и будильник.
Подготовка блюд к субботе:
· Нагреваем электрическую плату за час до наступления субботы. Ставим на неё заранее приготовленные и предварительно нагретые блюда.
· Можно, так же, разогреть еду в духовке, непосредственно перед заходом субботы (отключить духовку также следует до захода субботы). Оставленные в духовке блюда остануться теплыми до вечерней трапезы.
· Заранее заботимся о горячей воде для питья в Шабат. Готовим кипятильник с термостатом (мейхам) и/ или же термос.
Все технические приготовления к субботе так же засчитываются как исполнения мицвы (заповеди)!
Соблюдаем Шабат:
Соблюдение субботы означает, кроме всего прочего, также и отказ от выполнения 39 видов работ и действий. Представляем вам краткий список базовых предписаний. Советуем приобрести книгу, содержащую галахические предписания по соблюдению Шабата.
Письмо:
· В Шабат нельзя писать. Нельзя также стирать написанное.
· Писательные принадлежности (ручки, карандаши и т.д.) считаются мукце и запрещены в употребление.
Зажигание огня:
· Поэтому до захода субботы мы включим все электрические лампы, которые нам нужны, и они останутся включенными на протяжении всего дня. Также можно пользоваться таймерами и домашними субботними часами.
· Кроме этого, в Шабат мы не включаем (или выключаем) любой электроприбор или электросистему: компьютер, телевизор, телефон, кухонная печь, лифт, автоматические жалюзи и т.д.
Домашние работы:
*Важно обратить внимание на количество жидкости в находящемся на плате блюде, для того, чтобы оно не пересохло.
Езда в Субботу:
В Шабат мы отказываемся от езды в машине или в любом другом транспорте. Мы идём пешком в синагогу, на прогулку или для того, чтобы встретиться с друзьями.
Порядок празднования Шабата:
Для того, чтобы добавить спокойствия и праздничной обстановки в наш дом, мудрецы постановили, что в каждом доме следует зажигать свечи перед заходом Субботы.
Зажжение свечей символизирует торжественность и праздничность прихода Шабата. Обстановка в доме сразу же меняется.
И сегодня, когда наши дома освещены электричеством, пламя свечей символизирует свет и радость, любовь и мир.
Зажигание свечей:
Волшебное время зажигания свечей обозначает приход Шабата и начало действия всех субботних постановлений.
Трапезы в Шабат:
В субботу мы проводим 3 трапезы: вечером в пятницу после кидуша, утром в субботу после кидуша и начиная после полудня и до захода солнца в субботу.
На исходе Шабата мы проводим авдалу (отделения субботы от будних дней).
Что нельзя делать во время шабата
Сразу скажу, что этот текст не обсуждался с равинами (а только с преподавателем Гиюра) и он не предназначен для ультраортодоксов. Мы его публикуем для расширения кругозора светских читателей, без сложных терминов и строгих рамок.
Итак, шабат является главным еврейским праздником, в Торе описывается 39 запрещенных работ в субботу. Эти заповеди были написаны около 3000 лет назад и до сих пор остались на том уровне. Но как говорят мудрецы, это только названия, а понимать их следует в соответствии с той эпохой в которую мы живем.
Как известно, суббота провозглашается Торой как день абсолютного покоя, день, в который еврею запрещено не только торговать и заниматься любыми будничными делами, но даже обсуждать их. Нельзя работать физически и заниматься творческой деятельностью. Нельзя ничего создавать и разрушать. Другими словами: нельзя менять мир.
Итак, что нельзя делать в шабат? Давайте по порядку и с пояснениями и без фанатизма.
Основные законы
8-11. Размалывать, просеивать, месить тесто, варить. Нельзя готовить пищу ни себе ни другим. Есть можно только то, что приготовлено заранее.
12-15. Стричь овец, отбеливать шерсть, чесать шерсть, окрашивать. Здесь, как и в пунктах 1-6 запрещается снимать урожай, создавать и подготавливать любые полуфабрикаты.
16-21. Прясть, делать две петли, расправлять нити, ткать, завязывать узлы, шить. Запрещается любая созидательная работа не только связанная с одеждой, а с любыми создаваемыми объектами.
22-24. Разъединять нити, развязывать узлы, рвать. Работа связанная с разрушением и с сохранением материалов тоже запрещена. Здесь стоит уточнить, что разрушение в чистом виде не запрещено, т.е. разрушение без материальной выгоды себе и другим, но если это не цель, а лишь следствие разрешенного действия. Например, гуляя, человек стаптывает каблуки.
25-29. Охотиться, убивать животное, сдирать шкуру, засаливать кожу, разглаживать кожу. Суда следует отнести любую добычу, ловля рыбы, установка ловушек и капканов или собирание ягод тоже запрещено.
30-33. Намечать линии, разрезать по размеру, писать, стирать написанное. Писать письма, делать заметки, рисовать, мастерить, чертить, а также готовиться к деловой неделе, читать деловые тексты и делать пометки и даже размышлять о бизнесе и учиться.
34-35. Строить, разрушать. Со строить все понятно, а с разрушать стоит пояснить, что здесь разрушение, как цель запрещена. См пункты 22-24.
36-37. Зажигать огонь, гасить огонь. С появлением электричества, еврейские мудрецы решили, что это тоже огонь, с тех пор замыкать и размыкать эклектическую цепь тоже нельзя. Любые электроприборы, включая мобильные телефоны в шабат запрещены. Но то что включено, зажжено до шабата, остается включенным, зажженным до самого выхода шабата. Например, можно включить плиту на 38 градусов и поставить на нее суп, который будет теплый на протяжении всей субботы. Или автоматический запуск робота-пылесоса по времени, но при этом нужно выйти из дома, чтобы избежать возможного взаимодействия с этим прибором.
39. Переносить вещи из одного владения в другое. Тут тоже стоит остановиться. Теоретически, даже удостоверение личности, ключи от дома женская сумочка и т.д. нельзя выносить из дома. Но мудрецы предложили поставить забор вокруг поселения и объявили это общим владением, тем самым получилось, что в пределах одного поселения вещи переносить можно. Возможно, так появились первые кибуцы.
Дополнительные законы
Кроме этих 39 вещей, написанных в Торе, есть еще десятки вещей по решению мудрецов. Разберем наиболее популярные общие принципы:
• Купля и продажа. Любая коммерческая деятельность, вплоть до запрета на касание к деньгам и даже думать о них и материальной выгоде нельзя.
• Езда на животных, плаванье на лодке. Езда на велосипеде, самокате и других средствах передвижения, даже если они не эклектические.
• Игра на музыкальных инструментах. Ну тут все понятно и нечего добавить.
• Свадебные церемонии, похороны. Они запрещены только потому что в этих церемониях придется нарушить несколько других заповедей субботы.
• Перемещение тяжестей. Если требуется перенести что-то тяжелое, подвинуть мебель, например, то придется ждать выхода шабата.
Еще, что стоит отметить, все эти принципы иногда понимаются разными общинами и даже равинами немного по-разному.
Когда можно нарушать законы субботы
Если есть угроза жизни или здоровью человека, то нужно сделать всё для его спасения. Шабат превращается в обычный день и для этого человека и для его спасателей. Как сказал один мудрец: «Нарушь одну субботу, дабы он жил и смог соблюдать много суббот».
Шаббат твоим планам, турист!
Что можно и чего нельзя делать в субботнее утро в Израиле
Пятница в Израиле отличается от всех остальных пятниц в мире, потому что в этот день с заходом солнца неминуемо приходит Шаббат: на улицах становится тихо и пустынно до следующего захода солнца. По факту всё в Израиле вымирает с 15 часов пятницы и до 19 часов субботы. А субботнее утро – самое тихое время: нет людей и машин и кажется, что даже воздух замирает… Почему евреи так строго относятся к празднику, что даже для включения света в доме нанимают арабов? А главное – как это отражается на туристах? Специальный корреспондент HL проверила на себе.
Никакого творчества!
Шаббат – одна из 10 главных заповедей, полученных Моисеем. Бог создавал мир шесть дней, а седьмой решил оставить для отдыха, и священная книга Тора предписывает воздержаться от работы. Что нельзя делать в Шаббат? Почему иудеям нельзя включить радио или написать письмо, зажечь свет или сесть в автомобиль, сорвать с дерева плод или сфотографировать товарища? Ведь эти действия не требуют никаких усилий и даже делают отдых более приятным. А в то же время разрешено до изнеможения гулять, двигать мебель и поднимать толстенные книги.
Оказывается,запрещены не усилия как таковые, а только творческий труд – создание новых предметов и изменение существующих: приготовление еды, включение телевизора, вызов лифта и т. д. А нетворческая деятельность, не меняющая окружающего мира, – изучение Торы или научных книг (результат от изучения, которых полезен и для субботы), прогулки пешком, пение без аккомпанемента и т. д. – в Шаббат разрешена.
Главное правило для туристов в Израиле: всегда помнить о Шаббате! А то Шаббат будет твоим планам. В некоторых городах Израиля даже висят специальные придорожные электронные вывески, отсчитывающие время до начала священной субботы.
1. Что нужно знать туристам о работе транспорта во время Шаббата
В Шаббат от слова «совсем» не работает общественный транспорт: поезда, автобусы, маршрутки. Прилет в пятницу вечером означает, что из аэропорта вам придется добираться на такси, которое будет стоить на 30 % выше обычной стоимости.
Я решила встретить Пасху в Иерусалиме, и поскольку она попадала на пятницу, самым разумным было выезжать из Тель-Авива с утра – до прекращения движения транспорта. За неделю до поездки в графике движения поездов по маршруту Тель-Авив – Иерусалим было пять составов до наступления Шаббата. Накануне вечером – в четверг, уточняя время прибытия моего поезда, я покрылась холодным потом: поезда исчезли! Ни с утра, ни ночью их нет. Нет даже автобусов и вообще междугороднего сообщения. Шаббат пришелся на Пасху, и Израиль решил продлить отдых и не заморачиваться работой в пятницу до обеда, а отменил на весь день движение всего транспорта. Шаббат моим планам! И только таксисты за цену, как до Парижа и обратно, были готовы подбросить меня в соседний город. Но выход был найден! Я пришла на автовокзал в Тель-Авиве и нашла мусульманина – водителя маршрутки. И он, не морщась, довез меня по стандартной цене – 30 шекелей.
2. Что нужно знать туристам о работе отелей
В Шаббат религиозным евреям запрещено включать электричество – освещение, телевизор – и даже заводить автомобиль. Поэтому туристу в Израиле не приходится удивляться специальным лифтам в некоторых отелях, которые не требуют нажатия кнопок. Они ездят автоматически между этажами, останавливаясь на каждом. Ими бессмысленно пытаться управлять вручную! Некоторые другие многоэтажные отели поступают еще проще – они в субботу выключают лифт совсем.
Был смешной случай: я подошла к кабинке, у которой уже собралось несколько человек. Мы долго стояли в ожидании. И вдруг я обратила внимание, что кнопка-то не нажата. Когда, недоумевая, почему эти люди просто стоят у невызванного лифта, я ее нажала, все они вздохнули с облегчением и заулыбались. Как выяснилось позже, верующим иудеям в субботу нельзя даже намекать постороннему, чтобы он сделал что-то запрещенное для них в Шаббат.
Иногда в коридорах и холлах отелей выключают электрическое освещение и зажигают свечи. Зажигание свечей – одна из важных традиций субботы в Израиле. Бессмысленно просить верующего иудея включить свет или вообще какой-то электрический прибор, сделать чашечку кофе или сэндвич, выстирать или погладить одежду. Но не беспокойтесь! Во всех отелях Израиля есть специально обученные люди для работы в субботу, чтобы все сервисы для обычных туристов были доступны. Разве что придется пройтись пешком до своего этажа и немного попоститься, уткнувшись в закрытые двери ресторана отеля.
3. Как не умереть с голоду в Шаббат
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, даже подогревать ее. И чтобы насладиться хорошим, вкусным и главное – горячим обедом, еврею нужно приготовить его до наступления Шаббата и держать в горячем состоянии до обеда субботы. Впрочем, некоторые национальные блюда от долгого стояния в тепле становятся только вкуснее.
Из-за того что в Шаббат нельзя готовить, с вечера пятницы по вечер субботы подавляющее большинство кафе, ресторанов и закусочных в Израиле закрыто. Это правило действует строго для кошерных заведений. Если ресторан обещает кошерную еду в субботу – строго говоря, это не кошерный ресторан. На помощь туристам придут друзья-мусульмане, которые кормят всех семь дней в неделю. Таких заведений не так много в Израиле, но они не дадут вам лечь спать на голодный желудок.
4. Что еще недоступно туристам в Шаббат
Около 70 % магазинов закрываются в Шаббат. Если один день без шопинга можно пережить, то без еды это будет сделать некомфортно. Запаситесь на один день тем, что вас избавит от беготни по городу в поисках открытых торговых точек, – сэкономите массу времени. Мусульмане и другие национальности, не придерживающиеся субботы, с удовольствием продадут вам то, что нужно.
Многие достопримечательности тоже закрыты, но тут нет каких-то правил. К примеру, Стена Плача в Шаббат открыта и площадь около нее переполнена.
Все экстренные службы: полиция, пожарная, скорая и медицинские учреждения в субботу работают в специальном режиме. Тут евреи руководствуются заповедью – ради спасения жизни человека все остальные заповеди отменяются.
В целом турист в Шаббат может жить своей обычной жизнью, если ему это удастся: пляжи открыты, улицы пусты, небольшая часть сервисов и развлечений доступна. Евреи очень демократичны и понимают, что не соблюдающие субботу ничего им не должны, при условии, что вы проявите немного уважения.
От замечаний и косых взглядов в субботу вы сможете уберечься, если не будете:
● жарить шашлыки прямо на улице
● открыто распивать спиртные напитки
● заезжать на автомобиле в ортодоксальные районы (могут и камнями закидать)
● не пользоваться мобильными в святых местах. В храмах и у Стены Плача требуется соблюдение законов Торы и от туристов. Так, если вы захотите написать смс, стоя у Стены Плача, то тут же получите строгий выговор и даже можете быть выдворены
● играть во всеуслышание на музыкальных инструментах или в футбол
Ну, а если религиозный еврей и вызовет полицию на запах вашего шашлыка, то вы отделаетесь замечанием. Все нормы и законы поведения в Израиле ровно такие же, как и в любой другой цивилизованной стране. А если вы и нарушите по незнанию какое-то правило, то еврей вам вежливо объяснит, как сделать кошерно.
Как-то я купила гамбургер и решила съесть его в кофейне, заказав восхитительное капучино. Хозяин заведения лично подошел и объяснил, что готов сам перенести мою чашку куда угодно, лишь бы я не ела мясо с молоком в его заведении. И ему пришлось прогуляться.
Шаббат ушел, но он всегда возвращается. Евреи говорят, что «Мирная суббота» – это величественный праздник, которым может гордиться Израиль. «Больше, чем евреи хранили субботу, суббота хранила евреев». Ну, а туристу как минимум нужно помнить о Шаббате, когда он планирует свою поездку в Израиль. Иначе путешествие может получиться очень неожиданным.
39 запрещенных работ в Субботу
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей? [↑]
Давайте зададим вопрос: что является сокровенной сутью Субботы, ее основной идеей?
Чтобы понять суть 39 мелахот, нужно разобраться в значении субботы
Поскольку мы живем в материальном, осязаемом мире, то большая часть наших занятий связана с физической реальностью. Иначе и быть не может, такова наша природа. Ведь человек вынужден удовлетворять физиологические требования своего организма, он не может обойтись без жилья, мебели, одежды, а, чтобы приобрести их, должен немало времени посвятить работе, т.е. поискам «хлеба насущного». Такое состояние описывается в иудаизме термином холь, от слова халалъ, пустота, провал, отсутствие, в данном случае подразумевается отсутствие духовности, того, что отлично от материи. Речь идет о будничной, затрапезной жизни, все содержание которой сводится к заботе о физическом существовании и удовлетворении материальных потребностей.
Но не надо спешить объявлять физические заботы уровнем, недостойным для человека. Такое вынужденное приниженное положение является, по замечанию выдающегося еврейского мыслителя Рамхаля, спуском ради подъема: человек намеренно помещен в подобные условия для того, чтобы раскрыть Творца через скрывающий Его материальный мир, добыть свет из тьмы.
Приведем такую иллюстрацию. Как известно, свет виден глазом только тогда, когда он попадает непосредственно на зрачок. Какой бы большой ни была мощность потока световых частиц, если они проносятся мимо нас, мы не увидим света. Но стоит частицам столкнуться с препятствием, как они будут отражены или рассеяны — и тогда свет попадет в наш глаз. Если испущенная частица ни от чего не отражается, ее нельзя уловить, она остается невидимой. (Так, например, ведет себя нейтрино, трудно уловимая частица, пронизывающая все и вся.) С другой стороны, физические объекты способны не только отражать и рассеивать свет, но иногда полностью заслонять его от нас. Вывод прост: свет виден только тогда, когда ему что-то мешает; мешает, но не полностью перекрывает.
Такова функция человека: через материальный мир отразить свет Всевышнего и тем самым одухотворить материальность, осветить мрак обыденной жизни, — чтобы в результате самому возвыситься. Правда, очень часто человек, погрузившись в заботы, рискует в них погрязнуть. Вместо того чтобы раскрыть свет, он способен окончательно заслонить его, тем самым еще больше сгустив мрак. Поэтому необходимо, чтобы в нашей жизни было нечто, что не позволяло бы человеку полностью отдаться животному существованию, направленному исключительно на потребление.
И вот здесь мы вводим понятие святости — кодеш (святой), или кдуша (святость). К сожалению, русский термин вызывает вполне устойчивые ассоциации, свидетельствующие о нашем близком знакомстве с другими религиями, где под святыми понимаются, как правило, непорочные, безгрешные люди. Попробуем избавиться от этих ассоциаций, тем более, что перевод, строго говоря, неточен. Посудите сами, слово кодеш в лексиконе Торы используется не только применительно к людям, но иногда и по отношению к животным. В древние времена, когда стоял Иерусалимский Храм, а в нем совершались жертвоприношения, человек, решивший принести свою овцу на алтарь, объявлял ее кодеш, святой.
Как это понимать? В практическом смысле статус кодеш для жертвы проявляется в том, что отныне человек не имеет права пользоваться ею для своих целей, а обязан принести ее исключительно в жертву. Теперь его овца отличается от всех других овец, она как бы отделена от них, поскольку предназначена для более высокой цели. Вот этот момент выделения одного объекта из общей группы, в которую он раньше входил, и его возвышения и составляет понятие кодеш. Таково простое значение этого корня в иврите; вряд ли стоит переводить его термином «святой», и уж если пытаться найти русский аналог, то куда ближе к сути предмета, как нам кажется, стоит понятие «посвящение», «выделение».
Состояние кодеш противоположно тому, что раньше мы определили как холь, будничное, рядовое, обыденное. В жизни человека обязательно должен присутствовать элемент кодеш, который не давал бы ему погрязнуть в привычном быту, все содержание которого сводится к заботе о физическом существовании и удовлетворении потребностей тела. Элемент кодеш одухотворяет жизнь человека, освящает ее, делает возвышенной.
С разделением на кодеш и холь мы встречаемся часто. Так, в реальном пространстве выделены особые места, в которых, согласно положениям иудаизма, не следует вести себя так, как в других местах. Главный пример: Страна Израиля, она называется Эрец-Акодеш. Чем она отличается от других стран? Наши мудрецы называли ее Бейт-Ашем, Домом Б-га. Она — как бы Его удел, Его царский дворец, место, в котором на уровне человеческих чувств проявляется Его присутствие.
Если царю принадлежит вся страна, то в столице его присутствие и власть ощутимее, а еще более ощутимо оно в его дворце. То же самое и с Царем царей: Эрец Исраэль — Его царская резиденция. Вся земля принадлежит Творцу, Он наполняет Своим присутствием все миры, но в Своем доме Он открывается людям больше, чем где бы то ни было. В этой земле Шхина, ощутимое присутствие Творца, обнаруживается сильнее, чем в других местах. Он раскрывается здесь всякому, кто ищет Его близости, стремится к Нему.
В 39 работ входит запрет веять — любые действия, при которых съедобное отделяется от мякины и сора с помощью ветра
Еще большая близость может быть достигнута во «внутренних царских покоях» — в Иерусалиме и его Храме. И подобно тому, как в царском дворце не ведут себя по-уличному, по-домашнему, так и в земле Израиля нужно исполнять особые законы, не распространяющиеся на другие страны. Это ее отличие от прочих стран и является состоянием кодеш.
Мы рассмотрели «посвящение» в пространственной сфере. Но его можно найти и на шкале времени. Здесь различение между кодеш и холь проявляется в разделении общего потока времени на две части — дни будничные и дни особые, выделенные или даже возвышенные. Рамхаль в своей книге «Дерех-Ашем» отмечает: «Есть места, где Творец открывается больше, чем в других местах. Но есть и времена, когда Он открывается людям больше, чем в другие отрезки времени».
В такие особые дни Всевышний приближается к Своим созданиям, излучает в мир нечто, что возвышает нас, приподнимает над буднями. Впрочем, таких высоких дней должно быть меньше, чем будничных, — чтобы сохранилось состояние холь, оставляющее человеку широкое поле деятельности для одухотворения обычной жизни.
Итак, как мы видим, уже начиная с Творения, необходимо было установить точную пропорцию между кодеш и холь, чтобы, с одной стороны, человек жил материальной жизнью, а с другой, не погряз бы в ней. Конструктор нашего мира установил эту пропорцию: отношение святого ко всему прочему — как один к семи! В семь первых дней было сотворено все существующее. Затем повторился цикл времени, соразмерный с числом семь. Потом еще один. Так цикл стал постоянным. Причем в конце витка всегда наступало состояние кодеш, обеспечивающее возвышение остальным дням недели. И несмотря на то что большая часть витка — будни, их не характеризует состояние приниженности, поскольку завершается всё духовным взлетом.
Расположение Субботы в конце недельного цикла не только позволяет человеку не погрязнуть в материальности, но и наполняет прожитые им дни смыслом и значением. Отныне будничные дни — это преддверие кодеш, подготовка к нему.
Кстати, общий ход исторического времени повторяет то же строение, только в более глобальной форме: сначала шесть тысяч лет человеческой истории, вслед за ними — седьмое тысячелетие, покой. После чего все творение обновится, т.е., изменившись, перестроится в новой форме.
В Субботу, когда Всевышний приближается к нам, в нашу жизнь входит духовность. Именно таким образом Суббота благотворно влияет и на прошедшую, и на будущую недели. Человек отходит от суеты, налипшей на него за прошедшие будничные дни. Приобретя духовность, он получает средство противостоять затягиванию в болото материального существования. Суббота выступает как своего рода духовная подзарядка аккумулятора жизни: подобно тому как несколько часов непрерывной подзарядки делают обычный аккумулятор способным пребывать в рабочем состоянии целый день, так и Суббота дает заряд духовности на всю неделю.
Но согласитесь, особенность времени и места требуют от нас каких-то особых норм поведения. Неудивительно, что иудаизм предлагает нам в Субботу вести себя соответственно той ступени, на которую мы в этот день способны подняться. Понятно, что обычные ежедневные занятия, направленные на добывание средств существования, привязывают нас к материальности и принижают наш дух, мешая подняться на ту высоту, которой мы достойны. Поэтому от таких занятий необходимо отказаться! Более того, можно сказать, что в будни человек способен лишь ощутить свой духовный потенциал, но увидеть его, проявить он может лишь в Субботу, когда каждый из нас становится настоящим Человеком — таким, каким он задуман в космическом акте Творения! Приходится быть достойным этого святого дня: как говорится, «происхождение обязывает» — нужно вести себя в этот день подобающим образом.
Обработка земли, вскапывание и унавоживание сада, чистка газона граблями — запрет из 39 мелахот
Однако, доколе человек живет в этом мире и обладает материальным телом со всеми его потребностями, полностью отказаться от «телесных забот», все же, невозможно. Всевышний, создавая наш мир, точно определил, насколько каждый из нас может оторваться от материальности и насколько необходимо оставаться связанным неразрывными узами с этой бытовой составляющей нашего бытия. Стало быть, в Субботу запрещено то, от чего необходимо и можно отказаться! В этом суть мелахот Шабат, видов работ, запрещенных в седьмой день. Цель запрета таких мелахот — в отходе от материальности. И поскольку человек слишком глубоко погружен в физику мира, самостоятельно определить ему класс этих мелахот не по силам. Остается признать, что только Высшая мудрость может решить, от чего нам следует отказаться в Субботу.
Вот что пишет раби Мешулам Файбуш в своей книге «Дерех-Эмет»: «Суть запрета мелахот в Субботу определяется тем, что необходимость в работе появилась в мире в результате проклятий, которые получил Адам за свой грех. Их было 39, подобно 39 ударам, которые по закону Торы получает преступник, заслуживший телесное наказание. Этим ударам соответствует и 39 мелахот, запрещенных в Субботу. Если бы человек тогда не согрешил, он и поныне находился бы в Эденском (райском) саду, в непосредственной близости от Всевышнего, и исполнял бы заповеди Торы на чисто духовном, не материальном уровне. Не было бы никакой необходимости в работах, которые Закон запрещает в Субботу, — по приготовлению пищи, строительству жилища и изготовлению одежды, потому что все потребности человека в том саду были полностью удовлетворены. И лишь после греха, принесшего проклятие земле и людям, потребовался труд для поддержания жизни. Стало быть, труд — не что иное, как дар змея (по-еврейски нахаш); не будь этого соблазнителя, мы бы не нуждались в труде и занимались только духовной деятельностью, а наши нужды удовлетворялись бы естественным путем сами по себе. Кстати, так и будет в грядущем мире. Поэтому в Субботу, когда раскрывается корень души человека… запрещаются все работы, происшедшие от скверны того змея, нахаша».
Рассказывают притчу о принце, который был настолько избалован, что не ел ничего, кроме пирогов, которые собственноручно пекла его мать-королева. Однажды во время прогулки по лесу принц потерялся. Все его попытки выйти из чащи ни к чему не привели. Он блуждал весь день, порвал платье, сбил туфли и, в конце концов, заночевал в лесу под деревом. Утром, продолжая поиски, он, наконец, вышел на опушку, где увидел людей, собиравших хворост. «Простите, — спросил он, — вы не подскажете, как пройти в королевский дворец?» Люди поинтересовались: «А зачем тебе королевский дворец?» Несчастный юноша ответил: «Я, видите ли, принц!» Но люди подняли его на смех, так как, проведя ночь в лесу, он совсем не был похож на принца: одежда — рваная и грязная, в волосах колючки.
Закусив губу от обиды, юноша поплелся дальше, пока не вышел на дорогу. Там он остановил проезжавшую телегу и попросил подвезти его до королевского дворца. «А что ты там забыл, парень?» — спросил кучер. «Я, вообще-то, принц, я там живу». Кучер рассмеялся: «Видали принца? Да ты никак спятил. Тебе надо в особую больницу, там не только принцев, но и наполеонов полным-полно. Будет кому составить тебе компанию». Принц заплакал, он не был готов к такому развитию событий. Так он и шел, обращаясь к людям и выслушивая их насмешки. В конце концов он стал думать: «Почему никто мне не верит? Не может быть, чтобы все ошибались, а я один был прав. Наверное, я в самом деле сошел с ума. Но ведь я помню и дворец, и отца, и мать-королеву. Или мне все приснилось?» От часа к часу эта мысль крепла в его голове.
Так он дошел до какой-то деревушки и, скорее по привычке, спросил, как пройти во дворец. Один из крестьян сказал: «Зачем тебе дворец? Ты, я вижу, голодный. Смажь колеса моей телеги, я тебе дам хлеба». И тут наш принц, удивляясь себе, принялся смазывать колеса каким-то черным составом, который ему выдали. Никогда раньше ничем подобным он не занимался. В конце концов он решил остаться в той деревне. Добрые люди давали ему подработать, он освоился с крестьянским бытом и окончательно решил, что он такой же, как все, а королевский дворец и прочее — не более чем причудливый сон, приснившийся ему однажды в темном лесу…
Тем временем королевская чета не находила себе покоя — принца искали повсюду, но поиски ни к чему не приводили. Тогда сказал королю мудрый советник: «Возможно, наследник престола, гуляя по лесу, заблудился, залез на дерево, чтобы найти дорогу, упал и ударился головой о камень. Вот ему память и отшибло, с кем не бывает? Мы разослали гонцов, всюду ищем принца, а он и сам не знает, что принц. Надо ему об этом как-то напомнить. У меня возникла идея. Поскольку сын короля, пребывая во дворце, не ел ничего кроме пирогов, испеченных королевой, то, скорее всего, если он их вновь попробует — вспомнит их вкус, и память к нему снова вернется!»
Королевская чета безоговорочно приняла совет: королева-мать с утра до вечера стояла у плиты и без устали пекла пироги, а отряды гвардейцев развозили их по всем уголкам страны и угощали каждого встречного.
Этот вид одной из 39 работ особо упомянут в Торе: «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний»
Прибыли они и в ту глухую деревню, где поселился пропавший принц. Он уже превратился в настоящего крестьянина, завел хозяйство, приторговал дом, подумывал о женитьбе. А тут нагрянули королевские гвардейцы, которые объявили: «Именем короля! Все жители страны без исключения обязаны отведать пирог, испеченный ее величеством королевой!»
Понятно, что крестьян упрашивать не надо было, веселой толпой они повалили на площадь отведать царского пирога. Пришел и наш герой, хотя особой охоты у него не было: нужно было вывозить навоз на поле, полно других срочных дел — страда, одним словом. Получив свою порцию, он откусил кусочек, стал жевать — и вдруг почувствовал, что вкус пирога ему мучительно знаком: «Где-то точно такой же пирог я уже ел, но где?» И тут его осенило: у матери своей он его ел, во дворце! И сразу же он все вспомнил и принялся радостно кричать: «Я — принц! Гвардейцы, приказываю вам доставить меня домой, во дворец, к королю и королеве, моим родителям!» А тем только того и надо было: посадили его на коня и повезли во дворец…
Так и еврей: в круговерти материальной жизни он забывает о своем происхождении, забывает эденский сад, из которого когда-то вышел. Так что всерьез начинает думать, будто он такой же, как все. Его голова забита работой, покупкой дома или, как у того принца, навозом… Но приходит Суббота, и, отведав ее вкус, еврей вспоминает, что он — принц! Что ушел он из царского дворца. И тогда в нем просыпается желание в него вернуться…
Попробуем глубже посмотреть на эту связь еврея с Субботой.
Талмуд в трактате Шабат пишет: «Число мелахот (работ, запрещенных в Субботу) — на одну меньше сорока». Не правда ли, странная формулировка: сорок без одной. Почему не просто сказать — тридцать девять? Допустим, это связано с другим законом — о телесном наказании, про который в тексте Торы сказано (Дварим 25): «Если виновный заслужил побои… то ему можно дать сорок ударов, но не более…» Поскольку сказано «не более», мы понимаем, что это очень важно — не увеличить порцию ударов. Лучше уменьшить, чем ошибиться в сторону увеличения. А раз так, то мудрецы считают, что под словами «сорок, но не более» надо понимать «тридцать девять». Иначе было бы сказано просто «сорок», без всяких «но не более».
И что важно, для законов о Субботе мудрецы Талмуда используют тот же язык. Т.е., когда говорят о числе запрещенных субботних работ, используют выражение «сорок без одной». Но какая связь между Субботой и наказанием преступников?
На этот вопрос отвечает Маараль из Праги. Оказывается, исходя из логики наказания, грешнику следовало бы дать сорок ударов в соответствии с сорока днями зачатия человека, — ведь, по утверждению Талмуда, на сороковой день после своего зачатия плод получает душу и становится человеческим зародышем. Получается, что число тридцать девять соответствует телу, а число сорок — душе. И это понятно: главный «виновник» — тело, ведь именно телесные эгоистические побуждения провоцируют человека на нарушение моральных правил. Что касается души, то она грешит вместе с телом в качестве его «соучастника», но не больше. Ведь не она — инициатор греха.
Маленькая притча об одном царе, который владел садом, полным замечательных фруктовых деревьев. Охраняли сад два сторожа — один был хром, другой слеп. Как-то приходит царь в свой сад и видит, что многие ветви на деревьях поломаны, а плодов явно поубавилось. Потребовал он ответа у сторожей. Слепой заявил: «Не рвал я плодов!
Разве у меня есть глаза, чтобы увидеть, где они висят?» Хромой заявил: «И я не рвал плодов! Разве у меня есть ноги, чтобы я мог подойти к деревьям?» Как поступил царь? Велел слугам посадить хромого на плечи слепому. «Вот как вы воровали!» И наказал их…
Сказано в Книге Иова: «Человек рожден для труда». Талмуд в трактате Санедрин поясняет, что речь идет об интеллектуальном труде, не физическом. Иными словами, предназначение человека — его работа (труд) над ценностями духовного ряда, а не над материальными объектами.
Адам, первый человек, как известно, появился на свет не в результате акта обычного рождения. Его никто не рождал физически. Т.е., он не прошел первый, 39-дневный этап в своей утробной жизни. У него не было утробной жизни. И тем не менее, и он был создан для труда! Правда, его труд был исключительно духовным — постижение глубин Торы и духовный рост. Если бы он не согрешил в конце шестого дня Творения, наступившая Суббота была бы нескончаемой, и человек испытывал бы вечное духовное наслаждение в эденском саду.
Но история пошла другим путем: из-за греха человек был изгнан из рая, Суббота не стала вечной, ей на смену пришли будни с их тридцатью девятью «проклятиями» материальной жизни. И отныне люди рождаются в новых условиях: проходит тридцать девять дней, пока у зародыша не появится душа. Другими словами, нужно пройти тридцать девять предварительных стадий материального развития, пока не реализуется образ человека.
Здесь и заключен корень тридцати девяти мелахот, связывающих человека с материальным миром. В Субботу, когда Всевышний приближается к нам и в нашу жизнь входит настоящая духовность, необходимо отказаться от этих 39 носителей материальности. Они должны отойти на второй план.
Если слова напечатаны на обрезе книги так, что, открывая ее, буквы
разнимаются, то книгу открывать нельзя — один из запретов 39 мелахот