Что нельзя делать во время намаза
Нежелательные действия при совершении намаза
При совершении намаза порицается (караха):
1. стоять, опираясь на одну ногу, или ставить одну ногу впереди другой;
2. для мужчин – в положении «стоя» ставить ноги вместе и держать руки прижатыми к телу, а для женщин – наоборот. Также нежелательно расставлять ноги слишком широко;
3. в положении «стоя» складывать руки на животе ниже пупка или слишком высоко на груди;
4. без необходимости закрывать рот рукой (при зевоте можно);
5. при поясном поклоне сильно склонять голову;
6. вытирать со лба пыль или убирать камешки на месте земного поклона;
7. смотреть по сторонам или на небо;
8. ощупывать что-либо пальцами, например, одежду, убирать или поправлять волосы рукой;
9. совершать намаз при наличии желания сходить в туалет или выпустить газы;
10. совершать намаз (если не опаздываете) сильно голодным при наличии пищи;
11. оставление чтения суры после «Аль-Фатихи», а также первого «Ташаhhуда», молитвы «Кунут» и славословий (тасбих) в поясном и земном поклонах;
12. читать громко молитвы, читаемые про себя, и наоборот;
13. совершать намаз в бане, на базаре, на кладбище, в месте, где существует опасность обвала, в церкви, в местах сбора скотины, там, где ходят люди (на дороге), а также находясь в состоянии дремоты;
14. совершать намаз, взирая на вещи, нарушающие внутреннее сосредоточение, например, на рисунки, узоры;
15. закрывать глаза без необходимости (это допускается, если, например, помогает сосредоточиться или защитить глаза от пыли);
16. засучивать рукава при совершении намаза;
17. вне мечети – плевать вперед или в правую сторону, а внутри мечети вообще запрещено плевать. При необходимости можно плюнуть в носовой платок или в край своей одежды (обычно на внутреннюю сторону одежды);
18. нежелательно читать суры в третьем и четвертом ракаатах после «Аль-Фатихи» (кроме тех, кто совершает намаз, следуя за имамом);
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Ислам — это вторая в мире религия по числу последователей. Приверженцами ислама являются 1,8 млрд человек в 28 странах мира. В этой религии много различных правил и традиций, в том числе и молитв. В этой статье мы поговорим о намазе — одном из самых главных ритуалов ислама.
Что такое намаз? Элементы намаза
Намаз — это мусульманская молитва, основой которой является ракаат — набор определенных движений, поз и слов. Все элементы ракаата должны выполняться в определенном порядке, а сама молитва произносится исключительно на арабском языке.
Намаз включает в себя цикл, в который входит пять молитв, необходимых к выполнению в течение дня. Ежедневно мусульмане выполняют следующие молитвы: «фаджр» (утренняя), «зухр» (полуденная), «аср» (предвечерняя), «магриб» (вечерняя), «иша» (ночная).
Также есть шестая молитва под названием «витр», она считается дополнительной. Молитва полудня иногда объединяется с предвечерней молитвой, а вечерняя — с ночной, но только в некоторых случаях.
В момент восхода и заката, а также в полдень молиться строго запрещается. Также в любое время мусульманин может обратиться к Богу с помощью «дуа» — молитвы, которую можно произносить в любое время и в любом месте.
Намаз можно выполнять как одному, так и в группе людей. Для этого в мечетях (мусульманских церквях) есть все условия для молитвы. Обряд намаза дает послабления больным людям, а также людям с ограниченными возможностями, разрешая выполнять молитву лежа или мысленно.
Что нужно для намаза? Подготовка к намазу
Место для выполнения намаза — «тахара» — ритуально должно быть чистым. Мусульмане расстилают специальный коврик для молитвы — «саджжаду».
Женщины совершают намаз отдельно от мужчин, а при коллективной молитве — сзади них. Во время намаза нужно соблюдать несколько важных правил: нельзя употреблять пищу и напитки, запрещается смеяться и разговаривать. Категорически запрещено молиться в состоянии опьянения или затуманенного сознания.
Существует несколько важных требований для совершения обряда намаза. Среди них можно выделить следующие:
Процесс намаза. Как совершают намаз?
Цикл определенных поз и движений (ракаат), сопровождаемых произнесением молитв, — это основа намаза, как было сказано выше. В процессе намаза нельзя менять местами элементы ракаата, иначе молитва не будет считаться действительной. Как проходит намаз?
Так лучше не делать: 80 порицаемых (макрух) действий в намазе
Так в намазе лучше не делать (фото:freepik.com)
Всего известно 80 порицаемых (макрух) действий в намазе. В этой статье мы приведем 40 из них:
1. Несовершение по своей воле в намазе действий сунны (несовершение нужного действия запрещается, а несовершение обязательного действия (фарз) нарушает намаз).
2. Совершение намаза с высокомерием.
3. По своей воле зевать.
4. Кашлять без причины.
5. Прокашливаться без причины.
6. Без причины сморкаться.
7. Без причины сплевывать, отхаркиваться.
8. Вздыхать без необходимости (не болея).
9. Без причины рыгать.
10. Опираться на пояс.
3 промежутка времени, когда запрещено читать намаз
11. Склоняться на одну сторону и стоять криво.
12. Стоять и отдыхать, опираясь на одну ногу.
13. Держать что-либо в руках.
14. Обмахиваться рукой или платьем.
15. Надевать одной рукой шапку или чалму на голову.
16. Снимать шапку (какое-либо действие двумя руками нарушает намаз).
17. Смахивать землю на месте земного поклона.
18. Вытирать пот и пыль с лица (если есть острые камни, больно колющие лоб, то вытереть их один-два раза будет правильным).
19. Почесать какое-либо место 1-2 раза (если почесать 3 раза, то это нарушает намаз).
20. Перемещение на 1-2 шага от места совершения намаза без острой необходимости (перемещение на три шага нарушает намаз).
21. Проглатывать маленький кусочек еды, оставшийся между зубами (если кусок размером с горошину, то это нарушает намаз).
22. Уклонять лицо от кыблы.
24. Вставать в положение кыям, опираясь о землю (на коврик).
25. Вставать в положение кыям, опираясь обо что-то еще.
26. При совершении поясного поклона опускать голову очень низко или поднимать ее слишком высоко.
27. Отрывать пальцы рук и ног от земли при земном поклоне.
28. При совершении земного поклона прижимать локти к земле или ребрам (для мужчин).
5 советов, как сделать намаз идеальным
29. При совершении земного поклона прижимать живот к бедрам (эти действия не порицаются, если в ряду мало места).
30. Играть руками или одеждой.
31. Совершение намаза с непокрытой головой.
32. Совершение намаза с засученными рукавами.
33. Совершение намаза с открытой грудью или спиной.
34. Совершение намаза с незатянутым поясом.
35. Совершать намаз, имея во рту что-либо.
36. Самовольно нюхать что-либо.
5 факторов, отвлекающих нас во время намаза
37. Совершение земного поклона на мотки чалмы или шапки (когда нет касания лбом земли или коврика при земном поклоне).
38. Совершение намаза, связав волосы на голове (касается мужчин).
39. Наличие на одежде, на коврике намаза или рядом изображений животных (если изображение будет сзади, размером с муху или с испорченной головой, то в этом вреда нет).
40. Совершать намаз, глядя на большой огонь (не порицается совершать намаз перед малым огнем, таким как свеча, лучина или лампа).
12 случаев, когда ваш намаз будет нарушен
Полный список приведен в книге Гыйбадат Исламия, который можно приобрести по ссылке.
Что нарушает намаз?
Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.
Намаз – один из столпов религии, требующий от нас трепетного отношения к соблюдению всех его предписаний: условия; обязательные составляющие; желательные и нежелательные действия; факторы, нарушающие намаз. На последнем из них хотелось бы заострить внимание в этой статье, а именно на факторах, нарушающих намаз. Мы детально разберём каждый из них, взяв за основу книгу Абу Бакра ад-Димьяти «Ианату т-Талибин» и книгу «Хашият ат-Тармаси» Мухаммада Махфуз ат-Тармаси (да смилуется над ними Аллах). К таким факторам относятся следующие:
1. намерение нарушить намаз;
Если человек вознамерился нарушить свой намаз либо немедленно, либо по прошествии временного промежутка, либо в связи с происшествием какого-либо события, даже обычно невозможного, то намаз нарушается в тот же миг, в противоположность случаю связывания нарушения своего намаза происшествием чего-либо, невозможного в принципе, согласно разуму, например, при объединении двух несовместимых действий или факторов – намаз в таком случае не нарушается. Однако, если человек вознамерился лишь совершить действие, нарушающее намаз, не имея намерения именно нарушить его, то намерение само по себе не нарушает намаз, если действие не было совершено. Также намаз нарушается, если человек колеблется, нарушить свой намаз или нет. Примеры:
– человек совершает намаз и решает выйти из него в этот же миг – намаз нарушается, даже если он не совершил каких-либо действий;
– человек совершает намаз и решает прервать его после совершения земного поклона (суджуд) – намаз нарушается, даже если он всё ещё читает суру Аль-Фатиха;
– человек совершает намаз и решает прервать его, если кто-то зайдёт в помещение – намаз нарушается, даже если никто в помещение не зашёл;
– человек совершает намаз и решает нарушить его, если некий человек взлетит – намаз нарушается, так как подобное согласно разуму возможно, даже если обычно не происходит в жизни;
– человек совершает намаз и решает нарушить его, если нечто окрасится одновременно и в чёрный, и в белый цвет – намаз не нарушается, так как, согласно разуму, подобное невозможно;
– человек совершает намаз и решает совершить два поясных поклона (руку’) вместо одного – в этом случае намаз не нарушается, пока он не совершит лишний поясной поклон;
– человек совершает намаз и начинает колебаться: нарушить ему свой намаз или нет – в этом случае намаз нарушается. Исключением являются колебания, вызванные васвасом, из-за которых намаз не нарушается.
2. совершение лишних действий;
– намеренным совершением одного или более физического рукна в неположенное для него месте;
– намеренным совершением одного (или более) чрезмерно размашистого лишнего действия, например, прыжка;
– совершение трёх и более значительных лишних движений подряд, пусть и по забывчивости.
К значительным движениям относятся движения крупными частями тела – руками или ногами. К таким движениям относятся шаги, поворот головы, движения кистью, руками и т. д.
В общем, нарушение намаза совершением большого количества лишних значительных действий происходит при соблюдении шести следующих условиях одновременно:
1. действий много (три или более);
2. человек убежден в совершении этих действий;
3. эти действия не имеют отношения к намазу;
4. человек знает о запрете совершения лишних движений в намазе. Если совершающий действия – из числа тех, кто не знает о запрете по уважительной причине, например, он проживает вдали от учёных или недавно принял Ислам, то это условие не засчитывается;
5. действия совершены подряд;
6. данный намаз не был намазом, совершаемым при повышенной опасности, по причине которой человек вынужден совершать лишние действия, или желательным намазом, совершаемым путником, при совершении которого определённые лишние действия не нарушают намаз.
Выражение «значительные действия» исключает незначительные действия, совершённые маленькими частями тела, к ним относится: шевеление пальцами, при котором кисть остаётся неподвижной; шевеление губами; моргание; шевеление языком во рту и т. д., то есть действия частями тела, при которых их основания остаются неподвижными. Все эти действия не нарушают намаз, даже при совершении их подряд в большом количестве, однако лучше не совершать их.
Если относительно действия есть сомнения, значительное оно или незначительное, то, согласно правилу «основа в намазе – его действительность», считается, что действие незначительное и намаз не нарушается троекратным совершением этого действия.
Вынужденное совершение лишних действий не нарушает намаз, например, при лишних движениях из-за нестерпимой чесотки или болезни, от которой трясутся конечности, при условии, что невозможно поймать промежуток времени, когда можно было бы совершить намаз, избежав этих действий. Если, к примеру, приступ чесотки обычно заканчивается и после него остаётся достаточно времени для совершения намаза, то необходимо дождаться окончания приступа и совершить намаз после него.
Под выражением «лишние движения подряд» подразумевается тот промежуток между действиями, при котором, согласно общепринятым нормам, эти действия считают совершёнными подряд, то есть нет какого-то конкретного установленного промежутка времени. Мнение о том, что слово «подряд» подразумевает промежуток длительностью в один ракаат, считается слабым мнением.
– человек после чтения суры Аль-Фатиха намеренно совершил земной поклон – намаз нарушается;
– человек после чтения суры Аль-Фатиха случайно совершил земной поклон – намаз не нарушается, при условии, что он сразу вернулся в стоячее положение и продолжил намаз как положено, однако в таком случае перед саламом желательно совершить два земных поклона из-за забывчивости (суджуд сахви);
– человек, совершая намаз в джамаате, увидел в переднем ряду свободное место и занял его: совершил один шаг, поставив ногу в ряд, а за ней – второй, поставив вторую ногу рядом с первой – намаз не нарушается;
– у человека во время совершения намаза зачесалось бедро, и он почесал его, совершив при этом три или более движений кистью – намаз нарушается, если же он протянет руку к бедру, зафиксирует её, почешет бедро пальцами, не шевеля кистью, затем вернет кисть на место, то намаз не нарушается, так как было совершено всего два значительных движения;
– человек совершил движение рукой и вслед за этим сделал шаг, а по прошествии длительного промежутка времени повернул голову – намаз не нарушается, так как все три действия не были совершены подряд.
3. произнесение лишних букв;
Намаз нарушается при умышленном произнесении двух букв, не относящихся к Корану, поминанию Аллаха или мольбам (дуа), подряд, даже под принуждением, независимо от того имеют они какой-то смысл или нет. Также намаз нарушается при произнесении одной буквы, имеющей смысл. Намаз нарушается, даже если буквы были произнесены ради правильного совершения намаза имамом, например, во время совершения коллективного намаза имам сел там, где не предписано сидеть, и маъмум (следующий за имамом) говорит ему: «Встань!» – намаз нарушается.
Если две буквы были произнесены при откашливании, смехе, плаче, стоне, кашле или чихании, то намаз также нарушается. Однако, если во время совершения намаза человека подавил приступ кашля или чихания, остановить которые он не в силах, то намаз не нарушается, если в процессе будут произнесены лишние буквы.
Если во время совершения намаза не получается без откашливания прочесть обязательные его элементы – суру Аль-Фатиха, ташаххуд (ат-тахият) и т. д. – то произнесение букв из-за такого откашливания прощается. Что касается чтения желательных элементов намаза либо громкого чтения суры Аль-Фатиха имамом, то произнесение лишних букв из-за откашливания для этого не прощается.
4. произнесение лишних слов;
Намаз нарушается при произнесении семи и более слов, не относящихся к поминанию Аллаха, чтению Корана, мольбе и т. д., даже если произнести их случайно. Что касается поминания Аллаха, чтения Корана, мольбы и т. д. в неположенном для них месте, то намаз от этого не нарушается. Если имам во время намаза ошибся в аятах или в действиях, и маъмум произнёс поминание Аллаха с намерением лишь сделать напоминание имаму, то намаз маъмума нарушается, а если он имел намерение и помянуть Аллаха, и сделать напоминание имаму, то намаз не нарушается.
– человек услышал, как некто стучится в дверь, и непроизвольно сказал: «Входите, дверь открыта!» – намаз не нарушается, так как слова были произнесены по забывчивости;
– человек в аналогичной ситуации, совершая намаз, произнёс более шести слов – намаз нарушается, даже если они были сказаны неумышленно;
– маъмум заметил, что имам встаёт на пятый ракаат или ошибся в аятах Корана, и произнёс «субханаЛлах!» или громко прочёл аяты с намерением и произнести поминание Аллаха, и сделать напоминание имаму – намаз не нарушается;
– маъмум в аналогичной ситуации произнёс эти слова с намерением лишь сделать напоминание имаму – намаз нарушается.
5. совершение того, что нарушает пост.
Намаз нарушается из-за всего того, из-за чего нарушается пост, с одним уточнением: случайное проглатывание чего-либо в большом количестве нарушает намаз, несмотря на то, что пост от этого не нарушается, по причине того, что в намазе такое может произойти крайне редко, в отличие от поста. Если намеренно проглотить даже нечто малое по общепринятым нормам, то намаз нарушается.
Если проглотить мокроту, достигшую ротовой полости выше середины гортани (место образования звука ح), имея возможность её сплюнуть, то намаз нарушается. Если мокрота не достигла этого места и была проглочена, то намаз не нарушается. Если мокрота попала в ротовую полость и человек, будучи не в силах её выплюнуть, проглотит её, то намаз не нарушается – так же, как в случае с едой, застрявшей между зубами.
Просим Аллаха дать нам силы и возможность соблюдать Его предписания должным образом!
Нежелательные действия во время намаза
Во время совершения любой молитвы-намаза молящемуся не рекомендуется:
– поворачивать голову в разные стороны без особой необходимости;
– закрывать глаза, кроме как в случае острой надобности;
– обращать взор вверх;
– совершать намаз возле предметов, имеющих ясные и четкие изображения людей или животных;
– читать во втором ракяате ту суру, которая предшествует прочитанной в первом (имеется в виду последовательность сур в Священном Коране);
– опираться на что-либо без необходимости;
– совершать молитву в одежде с очевидным изображением людей или животных[2];
– считать на пальцах количество аятов или сур, читаемых в молитве;
– опускать локти на землю во время совершения земного поклона[3].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Зевание – от Сатаны. Если возникло желание зевнуть, постарайтесь подавить его. Поистине, если кто-то из вас зевает, то Сатана смеется над ним» (св. х. аль-Бухари и Муслима). См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 203, хадис № 3396. В св. х. ат-Тирмизи добавлено: «Пусть прикроет рот рукой своей».
[2] Пророк Мухаммад предостерегал: «Не зайдут ангелы [проявления милости Господа] в дом, где есть собака или изображение [живого существа]» (хадис от Абу Талха; св. х. имамов аль-Бухари и Муслима).
[3] Супруга Пророка ‘Аиша передала, что посланник Всевышнего «запрещал опускать локти на землю [во время молитвы], подобно тому, как это делают животные» (св. х. имама Муслима).