Что означает слово искариот
Искариот
Смотреть что такое «Искариот» в других словарях:
искариот — предатель, веролом, изменник, душепродавец, христопродавец Словарь русских синонимов. искариот см. предатель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Искариот — Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды». Фрагмент Иуда Искариот (ивр. יהודה איש קריות, Йеhуда иш Крайот), сын Симона один из апостолов Иисуса Христа, предавший его. Содержание 1 Этимология … Википедия
Искариот — см. Иуда Искариот … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Искариот — м. 1. Иуда Искариот, предавший по библейскому сказанию Иисуса Христа за 30 сребреников. 2. Употребляется как символ предателя, изменника, действующего под маской друга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ИСКАРИОТ — (Иуда Искариот; см. ИУДА) Владыки, полные заботы, Послали весть во все концы, И на губах Искариота Улыбку видели гонцы. АБ902 (I,222) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Искариот — а, м. 1. Иуда Искариот один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа, по евангельскому сказанию, предавший его за тридцать сребреников. 2. Предатель, изменник (переносн.). ► Как вас, искариотов, земля терпит? // Островский. Волки… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
Искариот
Иу́да Искарио́т (ивр. יהודה איש קריות , Йеhуда иш-Крайот), сын Симона — один из апостолов Иисуса Христа, предавший его.
Содержание
Этимология
Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем. Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), большинство исследователей [1] сходится во мнении, что Искариот был единственным представителем колена Иудина среди апостолов.
По другой теории, поскольку слово «крайот» имеет значение пригород, то «Иш-Крайот» дословно переводится как «житель пригорода», что весьма вероятно, поскольку Иерусалим в те времена был довольно большим городом, и возле него было много маленьких селений, которые и назывались «крайот».
Библейская история
После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда, предавший его, раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» [2] И, бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился.
Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это цена раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. Иудин поцелуй стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.
Противоречие о «земле крови»
Неканоническое восприятие Иуды Искариота
История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени, в произведениях которых поступок этого библейского персонажа подвергался различным толкованиям и интерпретациям в попытке уйти от воспринимаемой как нелепой мотивации. Например, получило распространение объяснение, что Иуда был должен предать своего учителя, чтобы Иисус смог выполнить свою миссию, и Иуда это осознавал. В таком понимании (и в нескольких других близких) Иуда тоже, как и Христос, приносит себя в жертву. В частности, так трактует поступок Иуды Искариота в своем романе Никос Казантзакис сценарную адаптацию которого осуществил режиссёр Мартин Скорсезе в своём фильме Последнее искушение Христа.
Сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа, был создан в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот».
Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.
В фильме «Дракула 2000» Дракула является никем иным как Иудой Искариотом, проклятым ходить по земле в наказание за предательство Иисуса, ведь даже ад отказался принять его. Это объясняет известную неприязнь вампиров к христианской иконографии и серебру, ведь Иуда получил тридцать серебрянников за предательство Христа.
Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
В православных толкованиях и в литургических (богослужебных) текстах подчёркивается, что Христос, зная о том, что Иуда часто ворует из тех денег, которые предназначались для раздачи нищим, не прогонял его от Себя и не лишал его благодатных даров, с помощью которых Иуда, как и все остальные апостолы, исцелял больных и изгонял бесов. И даже во время предательского поцелуя Христос не злится на предателя, обращаясь к нему: «друг», ожидая покаяния Иуды.
Значение слова искариот
Библейская энциклопедия арх. Никифора
(Мф 26:14, Мк 14:10, Лк 22:3, Ин 6:71, 12:4 и др.) — так называется в Евангелиях Иуда предатель по месту своего рождения в г. Кариоте, колена Иудина. На еврейском языке читается: Иш-кариоф, что означает; муж из Кариофа.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
2. Предатель, изменник (переносн.).
* ► Как вас, искариотов, земля терпит? // Островский. Волки и овцы //*. *
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Православная энциклопедия
так звали Иуду, который предал Иисуса Христа. Имя его произошло от места его жительства: он родился в городе Кариот, расположенном в землях, принадлежавших колену Иудину. После того как Иисус избрал Себе 12 учеников, Иуде было поручено носить при себе денежный ящик, в который люди опускали пожертвования (Евангелие от Иоанна, 12, 6). Слова же Искариота, сказанные им по поводу «бесполезной» траты мира, вылитого на ноги Спасителя сестрой Лазаря Марией, указывают на его корыстолюбие. Эта гибельная страсть и побудила Иуду предать Господа за тридцать сребреников. Получив эту цену, он после Тайной вечери явился в Гефсиманский сад, где Господь только что закончил молиться, и лонным поцелуем предал Учителя в руки стражей первосвященников. Однако, увидев, как Господа влекут на суд, Иуда раскаялся, возвратил иудейским старейшинам деньги и сказал: «Согрешил я, предав кровь невинную». Но первосвященники ему ответили: «Что нам до того? смотри сам». Тогда, «бросив сребреники в храм, он вышел, пошел и удавился» (Евангелие от Матфея, 27, 4–5) и «когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деяния апостолов, 1, 18). Первосвященники же, взяв деньги, сочли неприличным положить их в церковную казну и купили на них землю горшечника для погребения странников. Это место получило название «Земля крови». А Господь сказал об Иуде следующее: «Но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться» (Евангелие от Матфея, 26, 24).
Иуда Искариот
Иу́да Искарио́т (ивр. יהודה איש קריות , ʾîš-q ə rijjôt), в христианстве Иуда сын Симона — один из апостолов Иисуса Христа, предавший его.
Содержание
Этимология
Искариот (ивр. אִישׁ־קְרִיּוֹת , иш-кериййот, где ивр. אִישׁ — человек, муж; ивр. קְרִיּוֹת — города, слободы, кериоф, кериофа, кириаф [3] ).
Прозвище «Искариот» в среде апостолов Иуда получил для отличия от другого ученика Христа, Иуды, сына Иаковлева, прозванного Фаддеем. [8] Ссылаясь на географическое расположение города Кериоф (Крайот), исследователи [8] говорят о том, что Искариот был единственным уроженцем Иудеи среди апостолов (остальные были галилеяне).
Библейская история
Среди апостолов Иуда заведовал их деньгами (и воровал из денежного ящика), а затем, обманувшись в надежде, что Иисус Христос явится основателем великого земного царства, предал его за 30 сребренников (сиклей или тетрадрахм).
После того как Иисус Христос был приговорён к распятию, Иуда раскаялся и возвратил 30 сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: «Согрешил я, предав кровь невинную». Они же сказали ему: «Что нам до того?» [10] И, бросив серебреники в Храме, Иуда пошёл и удавился. (Матф.27:5)
После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. [11] Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» [12] и помолившись Богу, чтобы Он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию, и он был сопричислен Апостолам. (Деян.1:23-26)
Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства. По легенде за предательство Иуде заплатили 30 сребреников (30 серебряных шекелей, это сравнимо со стоимостью раба того времени), которые так же часто используются как символ награды предателя. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства.
Жизнеописание Иуды Искариота в апокрифах и легендах
Иуда Искариот родился 1 апреля, рассказывается в поверьях у лужичан и поляков — этот день считается несчастливым. [14]
О молодых годах Иуды Искариота повествует «Сказание Иеронима о Иуде предателе». Согласно преданию родители Иуды Искариота бросают новорождённого в ковчежце в море, так как видят сон, что их сын станет погибелью для родителей. Через много лет, проведённых на острове Искариот, Иуда возвращается, убивает отца и совершает грех кровосмешения с матерью. [15]
После раскаяния (например, 33 года носил во рту воду на вершину горы и поливал сухую палку, пока она не зацвела), Иуда Искариот был принят в число учеников Христа. [14]
Согласно апокрифу «Арабское евангелие детства Спасителя» (глава 35 [Иуда]) Иуда Искариот жил в одном селении с Иисусом и был одержим сатаной. Когда мать привела его на лечение к маленькому Христу, Иуда, разозлившись, укусил Иисуса за бок, после чего разрыдался и был исцелен. «И тот бок Иисуса, который ему Иуда поранил, иудеи потом копьем пронзили». [16]
В апокрифическом «Евангелии от Варнавы» говорится, что Господь изменил облик Иуды. Предателя ошибочно казнили вместо Иисуса, а ученики распространили слух о воскрешении Иисуса. [17]
По украинскому поверью, душа Иуды не имеет пристанища даже в аду, скитаясь по земле, она может вселиться в человека, нарушившего пост на Страстной неделе, и вызвать падучую. [14]
Каноническое и неканоническое восприятие Иуды Искариота
Неоднозначность мотивации предательства
Каноническими мотивами предательства Иуды считаются: сребролюбие и участие сатаны. Но богословы не имеют единого мнения:
М. Д. Муретов в статье «Иуда предатель» [18] приводит пять аргументов против того, чтобы считать сребролюбие «главным и руководительным мотивом в поступке Искариота»:
В той же статье М. Д. Муретов называет три противоречия того, что «сатана управлял Иудой без свободного самоопределения последнего»:
Неубедительность и противоречия свидетельств евангелистов дали почву различным толкованиям и интерпретациям мотивации предательства. С конца XIX века выдвинуто множество неканонических версий, пытающихся объяснить мотивы предательства Иуды:
Противоречие о «земле крови»
Из всех евангелистов-синоптиков лишь один Матфей озвучивает сумму в тридцать сребреников, он же сообщает о покупке «земли крови» (Акелдамы) первосвященниками: «Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников…» (Мф.27:7). Возможно, Матфей почерпнул разгадку предательства в Книге пророка Захарии: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, — не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, — высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах.11:12—13)
Согласно Деяниям Апостолов, Иуда «приобрел землю неправедною мздою…» (Деян.1:18).
Серьёзные затруднения все же возникают при попытке объяснить разницу в написании:
Плата за предательство
Единственный из евангелистов Матфей утверждает: «Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:15). Каноническая версия считает сумму достаточной для предательства, раз на неё можно было приобрести участок земли в черте города.
Около 4 месяцев нужно отработать на винограднике, чтобы получить тридцать сребреников. Опять же, миро, которым Мария из Вифании умастила Иисуса (Мк.14:5), стоило 300 динариев, что равняется 75 сребреникам или чуть меньше года работы на винограднике.
Противоположность сведений о смерти Иуды Искариота
Канонические версии гибели Иуды Искариота:
Марк и Иоанн промолчали о смерти Иуды.
Иуда Искариот в литературе и искусстве
Литература
История Иуды привлекала целый ряд писателей Нового времени.
Прямо и опосредованно история Иуды Искариота осмысливается в притче М. Е. Салтыкова-Щедрина «Христова ночь» (1886) и романе «Господа Головлевы», в повести Т. Гедберга «Иуда. История одного страдания» (1886), в драме Н. И. Голованова «Искариот» (1905) и повести Л. Н. Андреева «Иуда Искариот и другие» (1907), в драматической поэме Л. Украинки «На поле крови» (1909), в поэме А. Ремизова «Иуда-предатель» (1903) и его же пьесе «Трагедия об Иуде, принце Искариотском» (1919), в драме С. Черкасенко «Цена крови» (1930), рассказе Ю. Нагибина «Любимый ученик», романах Н. Мейлера «Евангелие от Сына Божьего», романе-апокрифе Г. Панаса «Евангелие от Иуды» (1973), в психологическом детективе П. Буало и Т. Нарсежака «Брат Иуда» (1974), притче В. Быкова «Сотников» (1970), романах М. А. Астуриаса «Страстная пятница» (1972), А. И. Солженицына «В круге первом» (линия Руськи с его «игрой в Иуду»), Р. Редлиха «Предатель» (1981), Н. Евдокимова «Трижды величайший, или Повествование о бывшем из небывшего» (1984), романе А. и Б. Стругацких «Отягощеные злом, или Сорок лет спустя» (1988), Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей», (Париж, 1978 г; СССР 1989 г), документальном детективе К. Еськова «Евангелие от Афрания» (1996) и др., а также в многочисленных романах, посвящённых осмыслению истории Иисуса Христа, вплоть до «Евангелия от Иисуса» Ж. Сарамаго (1998).
Одной из самых примечательных интерпретаций истории Иуды Искариота является повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот», где был создан сложный и противоречивый образ Иуды, любящего, но предающего Христа.
Иуда из Кириафа в романе «Мастер и Маргарита» в интерпретации Михаила Афанасьевича Булгакова красивый молодой человек, ловелас, лишённый моральных принципов и готовый из-за денег пойти на любое преступление.
Живопись
В европейской иконографии и живописи Иуда Искариот традиционно предстает как духовный и физический антипод Иисуса, как на фреске Джотто «Поцелуй Иуды» или на фресках Беато Анджелико, где он изображен с чёрным нимбом над головой. В византийско-русской иконографии Иуда Искариот обычно повернут в профиль, как и бесы, чтобы зритель не встретился с ним глазами. В христианской живописи Иуда Искариот изображается темноволосым и смуглым человеком, чаще всего молодым, безбородым человеком, иногда как бы негативным двойником Иоанна Богослова (обычно в сцене тайной вечери). На иконах называемых «Страшный суд» Иуда Искариот часто изображается сидящим на коленях у сатаны. В искусстве Средневековья и раннего Возрождения на плече Иуды Искариота часто сидит демон, нашептывающий ему дьявольские слова. Один из распространённейших мотивов в живописи, начиная с эпохи раннего Ренессанса, — повешение Иуды Искариота на дереве; при этом он часто изображается с кишками, выпавшими наружу (эта же деталь была популярной в средневековых мистериях и мираклях).
Фильмы
Музыка
Памятники Иуде в Советской России
Существуют противоречивые свидетельства о воздвижении памятников Иуде на территории РСФСР в первые годы Советской власти.
Публикации 1919-1923 годов
В июле 1919 года газета «Известия Петроградского Совета рабочих и красноармейских депутатов» в статье под заголовком «Крестовый поход против рабочих и крестьян» перепечатала (со своими комментариями) выдержки из колчаковских газет «Сибирский стрелок» и «Великая Россия». Перепечатка (из газеты «Великая Россия» №41) о памятнике Иуде в Тамбове была оставлена редакцией без комментариев [22] :
«П а м я т н и к И у д е И с к а р и о т с к о м у». Омск, 5 мая. По словам Советских газет исполком тамбовского Совета постановил поставить в Тамбове памятник «Иуде Искариотскому».
Никакого опровержения этой информации в указанной статье «Известий Петроградского Совета» нет.
Современники, настроенные против Советской власти, считали сообщения о памятниках Иуде вполне правдоподобными (ведь хотел же Ленин поставить памятник Бруту в Москве). Бунин заметил в 1924 году [27] :
Планетарный же злодей, осененный знаменем с издевательским призывом к свободе, братству и равенству, высоко сидел на шее русского дикаря и весь мир призывал в грязь топтать совесть, стыд, любовь, милосердие, в прах дробить скрижали Моисея и Христа, ставить памятники Иуде и Каину, учить «Семь заповедей Ленина»
Современные публикации и мнение критиков
Критика неканонического восприятия Иуды Искариота
искариот
Смотреть что такое «искариот» в других словарях:
искариот — предатель, веролом, изменник, душепродавец, христопродавец Словарь русских синонимов. искариот см. предатель Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
Искариот — см. Иуда (8) … Библейская энциклопедия Брокгауза
Искариот — Джотто ди Бондоне. «Поцелуй Иуды». Фрагмент Иуда Искариот (ивр. יהודה איש קריות, Йеhуда иш Крайот), сын Симона один из апостолов Иисуса Христа, предавший его. Содержание 1 Этимология … Википедия
Искариот — см. Иуда Искариот … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Искариот — м. 1. Иуда Искариот, предавший по библейскому сказанию Иисуса Христа за 30 сребреников. 2. Употребляется как символ предателя, изменника, действующего под маской друга. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ИСКАРИОТ — (Иуда Искариот; см. ИУДА) Владыки, полные заботы, Послали весть во все концы, И на губах Искариота Улыбку видели гонцы. АБ902 (I,222) … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
Искариот — а, м. 1. Иуда Искариот один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа, по евангельскому сказанию, предавший его за тридцать сребреников. 2. Предатель, изменник (переносн.). ► Как вас, искариотов, земля терпит? // Островский. Волки… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков