Что нельзя делать в театре
Театральный этикет. 15 правил поведения в зрительном зале
Согласитесь, вас раздражает, когда кто-то мешает вам, опаздывает на встречу или все время отвлекается на телефон при разговоре. А теперь представьте, каково актерам. Они уже начали спектакль и должны идеально отыграть, а опаздывающие все приходят, шумят и подолгу рассаживаются. Сегодня мы предлагаем познакомиться с 15-тью основными правилами поведения во время спектакля, до и после него. А поможет нам в этом заслуженный работник теата имени А.П Чехова, о котором вы узнаете чуточку позже.
Театр – это общественное, культурное место. Зрители приходят в него, чтобы насладиться бесподобной игрой актеров. Проникнуться историей спектакля. Расширить свой кругозор. Просто получить удовольствие от атмосферы и культурного общества. Чтобы «вписаться» в обстановку культурного заведения, надо продумать образ и придерживаться культуры поведения в театре.
15 подробных советов от заслуженного работника:
Театральный этикет
Знакомьтесь, о правилах этикета в театре нам поведает Людмила Бурковская. Женщина, которая на протяжении 28 лет работает в театре имени А.П. Чехова. В ее обязанности входит: проверка билетов, наблюдение за безопасностью, слежение за соблюдением правил поведения посетителями во время спектакля.
Она рассказала все от и до, рекомендуем прислушаться к ее советам:
Как нельзя вести себя в театре
Может показаться, что в театре все слишком напряженно и строго, но нет. Это обычные правила, которые легко соблюдать. Поэтому относитесь с уважением к театральным работникам и актерам. Посещайте театр и развивайтесь во всех сферах жизни.
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Правила посещения театра
Походы в театр — популярный вид культурного досуга, возможность получить яркие эмоции от живой игры актеров и погрузиться в атмосферу вдохновения. Посещение театра сравнимо с приемом или торжеством, потому в обществе существуют официальные и негласные правила поведения в театре. Некоторые правила театрального этикета идут с давних времен, однако не теряют актуальности и сегодня.
Внешний вид при посещении театра
Театр подобен празднику, потому зрители предпочитают нарядную одежду повседневной. Посещение представлений как выход в высший свет: издавна женщины считали его поводом блеснуть шикарными нарядами, а мужчины — показать хорошие манеры.
Сегодня в театрах нет строгого дресс-кода (за исключением закрытых показов или церемоний вручения наград), однако существуют негласные требования к одежде и внешнему виду зрителей.
Выбор одежды
Платья в пол для женщин и строгие смокинги для мужчин не являются обязательными при посещении театра, однако одежда должна быть уместной.
Для женщин подойдут однотонное платье, юбка до колен или классические брюки с блузой. Мужчина может прийти в театр в офисной одежде (в брюках, рубашке, пиджаке) или в свободном стиле (в брюках, свитере). Парам уместно договориться о едином стиле в одежде.
В театральном гардеробе недопустимы:
Не стоит бояться, что одежда выглядит слишком строго и скучно, поскольку целью посещения театра является получение впечатлений, а не демонстрация стиля.
При использовании ароматов надо соблюдать меру. Пользоваться туалетной водой непосредственно перед спектаклем считается дурным тоном.
Выбор прически
Театральная прическа не должна быть объемной и высокой. Лучше исключить и будничные косы и хвосты.
Длинные и средней длины волосы можно поднять наверх, оставив пару прядей свободно струиться, или собрать в аккуратный пучок. Приемлемы распущенные волнистые или прямые волосы.
Короткую стрижку желательно оформить воздушной укладкой. Приветствуются сверкающие невидимки, но нужно избегать заколок в виде бабочек и бантиков: они упрощают прическу.
Выбор обуви
Обувь должна сочетаться с одеждой. В зависимости от погоды и времени года это могут быть туфли, босоножки или ботильоны. Обувь на каблуке подчеркивает элегантность наряда, однако каблук не должен громко цокать: это будет привлекать лишнее внимание окружающих.
Главное требование для мужской обуви — чистота и ухоженность. При входе в театр уместно протереть туфли влажной салфеткой или специальной губкой.
Выбор аксессуаров
Финальный штрих театрального образа — маленький клатч, подобранный в тон. Его удобно носить под мышкой или в руках. Объемные сумки в театре смотрятся нелепо.
Украшений не должно быть слишком много.
Подходящая комбинация аксессуаров:
Правила поведения мужчины и женщины
Сегодня женщина может пригласить мужчину в театр, однако и в этом случае мужчина должен играть ведущую роль. Задача джентльмена — быть внимательным спутником на протяжении вечера. Женщина же, оказавшись в театре в сопровождении мужчины, должна ощущать себя в роли актрисы, идущей по красной дорожке, или дамы на светском приеме.
Когда лучше приходить в театр
Приезжать в театр принято заранее — за 30-45 минут до начала спектакля.
За это время гости успевают:
Спешка и суета перед представлением могут испортить впечатление от спектакля, поэтому время прихода в театр лучше планировать с запасом.
Как вести себя в гардеробе
Гардероб театра располагается вблизи вестибюля — найти его несложно. По правилам этикета, мужчина в гардеробе сначала помогает снять верхнюю одежду даме, передает вещи гардеробщице и только после этого раздевается сам. Мужчина забирает себе номерки и хранит у себя до конца вечера.
Номерки следует сразу убрать во внутренний карман или портмоне: держать их в руках или тем более вертеть на пальце считается дурным тоном.
Кроме одежды, в гардероб можно сдать личные вещи — например, рюкзак, пакет, дипломат. Иногда хранение — это платная услуга, но воспользоваться ей стоит, т. к. проносить в зал лишние предметы, которые могут помешать другим зрителям, нежелательно.
Как вести себя в фойе
Фойе театра предназначено для прогулок перед спектаклем и после него. На стенах могут быть развешаны картины и портреты артистов — уместно рассмотреть их и обсудить со спутником. Не следует красоваться перед зеркалом и пристально разглядывать себя: это считается показателем дурного тона.
Как нужно заходить в зал
В зал мужчина заходит первым, неторопливо провожает женщину до места, двигаясь вдоль ряда спиной к сцене. Продвигаясь мимо сидящих зрителей, следует принести извинения за беспокойство. Кавалер помогает даме сесть, опустив сиденье, затем садится сам.
Правила поведения в зрительном зале
Заняв место в зрительном зале, нужно соблюдать правила приличия:
По этикету непозволительно аплодировать в ожидании начала спектакля.
Что делать, если пришлось опоздать
Опоздание на спектакль — это неприятно, но не катастрофично. В ритме жизни современных городов задержки в пути иногда не зависят от человека, поэтому не стоит нервничать и накручивать себя.
Подходя к зрительному залу с опозданием, нужно отключить звук на мобильном телефоне. Зрителей просят об этом после третьего звонка, но пришедшие позже гости не слышат этого напоминания и могут забыть о телефоне.
На входе в зал следует извиниться перед контролером, объяснить ситуацию и попросить помощи. Контролер пропустит опоздавшего на место по билету или предложит занять ближнее свободное. Если не удается попасть на законное место, не стоит спорить и создавать лишний шум: пересесть можно будет во время антракта.
Заходя в зал во время представления, нужно тихо пройти к нужному креслу, двигаясь спиной к зрителям и лицом к актерам.
Как правильно сидеть в кресле
В кресле принято сидеть прямо, держа ноги параллельно друг другу. Нельзя разваливаться или облокачиваться на спинку переднего кресла.
Неправильно класть руки на оба подлокотника, использовать можно только правый.
Соблюдение тишины
Чтобы не мешать другим зрителям и не отвлекать артистов, нужно соблюдать правила:
Правила этикета во время антракта
Антракт предназначен для обсуждения спектакля и обмена впечатлениями. Также это время можно потратить на посещение буфета. При этом роль джентльмена — оставаться рядом с дамой. Если женщина хочет посетить дамскую комнату или прогуляться в фойе, спутник может выступить в роли сопровождающего.
Использование смартфона во время антракта — признак дурного воспитания. В театре нужно отключиться от повседневных проблем и забот.
Когда уместны аплодисменты
Аплодисменты являются органичными составляющими спектакля, однако они неуместны при открытии занавеса и в течение представления. Хлопки могут сбить артистов, из-за чего потеряется эффект сцены. По окончании действия или спектакля можно отблагодарить участников и выразить признательность. Аплодировать можно сидя и стоя, продолжительность оваций показывает уровень впечатления зрителей.
Чтобы преподнести цветы исполнителю, не нужно подниматься на сцену: можно протянуть ему букет, когда он выйдет для поклона. Во многих театрах принято до начала спектакля передавать цветы служащему для вручения исполнителю.
Если представление не нравится, покинуть зал можно во время антракта, не дожидаясь окончания спектакля. Выходить из зала во время представления неэтично.
Что делать по окончании спектакля
После окончания спектакля артисты выходят на поклон (возможно, пару раз), потому не стоит выбегать из зрительного зала с последними аккордами музыки и спешить за одеждой в гардероб. Чтобы избежать очередей, можно прогуляться по фойе, обсудить спектакль.
В гардеробе мужчина первым получает одежду, одевается и затем помогает одеться женщине.
Для продолжения праздника после окончания спектакля кавалер может пригласить даму в ресторан.
Театральный этикет для детей
Чтобы театр остался в памяти ребенка сказкой, необходимо подготовить малыша к посещению спектакля:
Спектакль должен подходить по возрасту: тогда юному зрителю не будет скучно.
Ребенок должен почувствовать праздничную атмосферу еще дома во время сборов — по нарядной одежде, прическе, сумке.
Родители должны объяснить малышу, что театр — это культурное заведение, в котором нужно соблюдать правила приличия.
Детям в театре запрещено:
Перед спектаклем и во время антракта следует отвести ребенка в туалетную комнату.
По окончании спектакля нужно объяснить юному зрителю необходимость поблагодарить артистов аплодисментами.
Дети любят праздники, поэтому культпоход в театр не должен стать обременительным делом. Со временем ребенок усвоит правила поведения и станет ходить на спектакли с удовольствием.
Если посещение театра проходит в рамках школьной учебной программы, школьники должны следовать указаниям сопровождающего. Учитель в данном случае отвечает за безопасность и поведение учащихся.
Что делать в театре непозволительно
Кроме негласных правил поведения, существуют и официальные запреты:
Театральный этикет можно использовать и в жизни: в гостях, на приемах, в офисе и дома. Это внутренняя культура человека, уместная в любом обществе.
Правила этикета при посещении театра
Если вы собрались в театр, то, прежде всего, подумайте об одежде. Одежда, предназначенная для похода в театр, должна отличаться от повседневной, а, кроме того, желательно заранее согласовать форму одежды с друзьями, чтобы гармонично дополнять друг друга.
В театр нужно приходить заранее, чтобы успеть раздеться, сдать верхнюю одежду в гардероб, окинуть себя взглядом у зеркала или, если требуется что-то поправить, привести себя в порядок в туалетной комнате.
Первой в театр входит дама, причем кавалер открывает перед ней дверь. Кавалер держит билеты в руке с тем, чтобы предъявить их контролеру, и пропускает даму в фойе перед собой.
В гардеробе кавалер помогает спутнице снять пальто, и только потом раздевается сам. Сдав верхнюю одежду в гардероб, номерки оставляет у себя. Бестактно разглядывать себя в зеркалах, прогуливаясь по фойе театра во время антракта, а также заниматься своим туалетом в зрительном зале.
Предлагать даме сладости и прохладительные напитки входит в обязанности кавалера. Однако едят и пьют в буфете, а не в фойе. Также перед спектаклем кавалер должен купить даме программу. При этом не нужно уточнять, нужна она ей или нет. И программа, и бинокль у каждого должны быть свои, чтобы не мешать соседу, одалживая все это у него.
В партере, амфитеатре, бельэтаже нужно занимать свои места не позже третьего звонка. Если ваши места в середине ряда, то нужно сесть заранее, чтобы потом не беспокоить зрителей, уже сидящих с края. Если ваши места расположены с края, то, можно чуть-чуть задержаться, чтобы потом не вставать много раз, пропуская сидящих в середине.
В театре не принято садится на чужое место, так как, во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которые вынуждены будут выяснять с вами отношения, во-вторых, вам самим будет неловко, когда вас, на глазах всего зала, будут «прогонять».
Если же вы сами обнаружили, что ваши места заняты – предъявите свои билеты и учтиво попросите освободить ваши места. Если же произошла ошибка и на одно место были выписаны два билета, то обращаются к капельдинеру или другому служащему театра, который обязан решить эту проблему.
Не принято входить в зрительный зал до окончания первого акта. Если вы все-таки вошли, то можно сесть только на крайние места, если они свободны. Можно просто стоять у входа до конца акта, если при этом вы никому не мешаете. Пробираться на свои места в середине действия недопустимо.
Во время действия нельзя мешать окружающим, громко разговаривать. Нельзя высказывать свои замечания вслух во время действия, ни к кому конкретно не обращаясь. Смех, аплодисменты уместны, как реакция на смешные реплики или ситуации в комедийных спектаклях.
Не разглядывайте в бинокль других зрителей. Не кладите вещи (сумки, программки, бинокли) на барьер балкона, они могут упасть на зрителей, сидящих в партере. Не используйте программки вместо веера. В ходе представления неприлично щелкать замком сумки, разворачивать обертку конфет и т. д.
Неприлично во время спектакля постоянно спрашивать у соседа фамилии актеров, находящихся на сцене, или просить программу. Звонки во время спектакля отвлекают от представления не только зрителей, но и актеров. Отключите сотовый телефон!
Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта отложите до антракта или до аплодисментов, во время которых вы сможете в нескольких словах обменяться мнениями с собеседниками. Даже если спектакль неудачен, громкие негативные суждения на этот счет – дурной тон.
Недопустимо покидать зрительный зал во время спектакля. Уйти можно во время антракта. Свое мнение о чьем-либо туалете, о выдающейся особе, присутствующей в театре, об артистах также принято высказывать в антракте приглушенным тоном.
Награда актерам – аплодисменты зрителей, поэтому если вам нравится – не скрывайте своих эмоций. Аплодисменты – выражение признательности зрителей за доставленное удовольствие. Свист, крики, топанье ногами недопустимы в театре.
Если спектакль оставил вас равнодушным, просто поблагодарите артистов за работу аплодисментами. Если спектакль понравился – восторг можно выразить долгими аплодисментами и вызовом артистов на сцену. Если исполнение особенно понравилось, можно попросить артиста исполнить «на бис» то или иное произведение. Делается это при помощи длительных аплодисментов, выкриков: «Браво!», «Бис!».
«Бис!» кричат только после тех спектаклей, где можно повторить арию или танец. В драматическом театре вряд ли уместно просить актера сыграть понравившийся вам отрывок из пьесы.
Один из способов выразить восхищение мастерством актера – преподнести цветы по окончании спектакля. В такой букет, как правило, вкладывается открытка с поздравлениями или визитка дарящего. Букет отдается работнику театра, который, согласно пожеланиям, либо вручает букет на сцене, либо ставит его в гримерной артиста. Посылать анонимные букеты всегда считается неприличным.
Не следует торопиться в гардероб до тех пор, пока не закончилось действие, и актеры не вышли поклониться. Обязательно поблагодарите актеров за их искусство и дождитесь, когда закроется занавес. Только после этого вы можете спокойно отправиться в гардероб. Чтобы не тратить время на стояние в очереди, можно переждать толчею в фойе, обсуждая увиденное. Если в силу каких-либо обстоятельств нужно раньше уйти из театра, то последний акт смотрят на балконе, затем, никого не потревожив, уходят.
После спектакля кавалер обязан проводить даму домой.
Правила поведения в театре: театральный этикет
Любое мероприятие в общественной жизни требует соблюдения определенных правил, которые называют этикетом. Естественно, что правила поведения в театре также существуют. Когда человек отправляется туда, он хочет получить эстетическое удовольствие, насладиться искусством актеров.
Но при этом очень важно не испортить удовольствие от спектакля другим своим неправильным поведением. О театральном этикете для взрослых, а также о правилах поведения в театре для школьников мы расскажем в нашем обзоре.
Каким должен быть внешний вид?
К походу в театр нужно готовиться заранее, чтобы подобрать правильную одежду, которая должна соответствовать обстановке. Ведь не зря театр называют храмом искусства. В современной действительности это сделать не так уж трудно, так как надевать женщинам вечернее платье, а мужчинам смокинг уже не требуется. Но тем не менее выглядеть более нарядными, чем обычно, все же нужно.
Мужчинам подойдет костюм спокойных тонов, светлая рубашка, красивый галстук. А женщинам – нарядное, но не кричащее платье, дополненное аксессуарами, но опять же не слишком громоздкими. Здесь лучше уж одеться более скромно, чем переусердствовать. Одним словом, как и всегда, целесообразно придерживаться золотой середины.
Соблюдать меру необходимо также и при пользовании духами. Это касается как женщин, так и мужчин. Излишнее увлечение парфюмом рассматривается как моветон. Тем более что при большом скоплении слишком «благоухающих» особ, где смешивается масса различных ароматов, у кого-то может закружиться голова или даже произойти аллергическая реакция.
Как вести себя перед спектаклем?
Согласно правилам поведения в театре, на входе билеты контролеру предъявляет мужчина (даже если он приглашен на спектакль женщиной). Входную дверь перед дамой открывает также он. Появляться в театре нужно заблаговременно. Это мероприятие праздничное, поэтому спешка здесь крайне неуместна.
Ведь перед спектаклем всегда совершаются какие-либо действия, например, может понадобиться:
Если вы появитесь в театре примерно за полчаса до начала представления, это будет наиболее оптимальным вариантом.
Что нужно учесть в гардеробе?
Следуя правилам поведения в театре, мужчина должен постоянно заботиться о своей спутнице, в том числе и в гардеробе. Он обязан помочь ей снять верхнюю одежду, а уже затем раздеться сам. После этого он сдает вещи в раздевалку и берет номерок, оставляя его при себе. При этом носить его на пальце не следует, нужно спрятать в карман сразу же.
После того как одежда сдана, обычно человек смотрит на себя в зеркало, оценивая свой внешний вид. И если он заметил в нем какие-то нежелательные штрихи, исправлять их прямо в фойе будет неправильным. Для этого необходимо пройти в туалетную комнату.
Как пройти на свое место в зале?
Первым в зрительный зал входит мужчина. Он указывает даме дорогу к месту (если этим не занимается театральный служащий). Вдоль ряда следует продвигаться лицом к сидящим людям, в случае необходимости извиниться тихим голосом, не привлекая излишнего внимания, и идти дальше.
В том случае, если проход между рядами является очень узким, тот, кто сидит, должен встать, чтобы пропустить проходящего. Первым идет мужчина, который, дойдя до места, должен остановиться и дождаться, пока сядет его дама, а затем сесть сам. Места необходимо занять до того, как прозвенит третий звонок. Если места расположены в середине ряда, то лучше проследовать на них заранее, чтобы лишний раз не беспокоить сидящих по бокам.
Если же места находятся по бокам, то стоит, наоборот, не спешить, чтобы не пришлось все время пропускать зрителей в середину ряда. Если вдруг оказалось, что ваши места кто-то занял, нужно предъявить сидящим на них людям свои билеты. А затем очень вежливо выразить просьбу об их освобождении. В случае когда куплены «двойные» билеты, нужно обратиться к служащим театра, в обязанности которых входит разрешение данной проблемы.
Когда вас могут не пустить в зал?
Опоздание в театр – проявление неприличия. После того как свет в зале погас, входить можно только в ложу. Во всех других случаях служащие имеют полное право до антракта перекрыть вам доступ к месту. Если же ими проявлена лояльность и вам позволили пройти в зал, нужно сделать это как можно тише и сесть на первое же свободное место. Пробираться на места, обозначенные в билете, если они находятся в середине ряда, в такой ситуации недопустимо. Это можно сделать только в антракте.
Как правильно вести себя на месте?
После того как места в зале благополучно заняты, не стоит думать, что можно полностью расслабиться и не соблюдать правила театрального этикета. Вот памятка правил поведения в театре во время спектакля:
Эти основные 5 правил поведения в театре во время просмотра спектакля помогут вам проявить свою культуру и, что называется, не ударить лицом в грязь.
Как правильно уйти?
Завершая обзор правил поведения в театре для взрослых, целесообразным будет сказать о том, как правильно его покинуть. Если человек покидает зал во время действия, он тем самым демонстрирует плохое воспитание. Даже если спектакль совсем не нравится, нужно дождаться антракта, чтобы уйти.
Но даже когда спектакль уже окончен, не следует стремглав нестись в гардероб за одеждой. Ведь нередко артисты выходят на поклон неоднократно, поэтому нужно дождаться, когда занавес будет опущен, и не спеша направиться к выходу. Если есть уважительные причины, по которым зрителю нужно уйти из театра пораньше, то на этот счет также существует негласное правило. Для этого последний акт смотрят с балкона, после чего тихо уходят, никого не беспокоя.
Теперь перейдем к правилам поведения в театре для детей.
Чему следует научить ребенка?
Опираясь на театральный этикет для взрослых, можно порекомендовать и детям 2 класса правила поведения в театре. Вот самые основные из них:
Театральный этикет
Сколько театров в нашей стране! Несмотря на пару телевизоров в каждой квартире, на десятки телевизионных программ, на возможности, предоставленные Интернетом – включил, сиди, смотри – количество театров не уменьшается, наоборот, с каждым годом увеличивается.
И не канула в Лету фраза: «У вас нет лишнего билетика?» И не исчезли очереди в театральные кассы, особенно перед праздниками, детскими каникулами или в те дни, когда театр объявляет скидку. И каждый вечер заполняются тысячи театральных залов от Москвы, как говорится, до окраин.
Театр жил, жив и будет жить! А вместе с ним театральный этикет и правила поведения в театре.
Дресс-код в театр
Лет 200 назад почтеннейшая театральная публика, занимающая места в партере и ложах, была разряжена во всё самое лучшее, самое новое, самое яркое. В бинокли рассматривались не только актёры. На сцене шло действо, а в зале – демонстрация богатства, нарядов и украшений.
Со временем в театр был допущен разночинный народ, привилегии стёрлись, и, с учётом удобства для артистов и зрителей, театральный дресс код перестал быть официальным.
Дресс-код – форма одежды, предписанные нормы в гардеробе для того или иного мероприятия. Дресс-код бывает служебным и событийным. К первому типу относятся школьная и студенческая форма, а также деловой стиль в одежде. Дресс-код второго типа зависит от времени и торжественности мероприятия и всегда указывается в официальном приглашении.
Одежда
В театре применение дресс-кода возможно на закрытых театральных премьерах или вручении театральной премии. Приглашённые мужчины должны надеть чёрные смокинги, белые рубашки и чёрные галстук или бабочку. А женщины надевают длинные вечерние платья и туфли на каблуке. Вот и все обязательные случаи «правильной одежды» (так переводится сочетание «дресс-код»). Современные требования к туалетам, в которых можно прийти на спектакль, довольно демократичны. Допустимы и торжественные наряды для классической оперы или балета, и джинсы с кроссовками для экстравагантного модного спектакля.
Главное качество театрального платья – не привлекать к себе внимания. Поэтому:
на нём нет больших декольте и разрезов;
оно не прозрачно, не блестит, не сверкает;
цвет ткани спокойный и сдержанный;
длиной от колена до щиколотки;
элегантно, удобно, красиво.
Не бросается в глаза и мужской костюм. Классический вариант с галстуком или джинсы с пиджаком не должны быть яркими, мятыми, рваными.
О требованиях к одежде можно узнать на официальных сайтах театральных площадок. Большой театр в Москве, например, не пропустит в зал зрителя в шортах. Мариинский театр и другие театры Санкт-Петербурга – в пачкающей (грязной) одежде.
Причёски
Театральный этикет гласит – всем должно быть удобно. Это относится и к причёскам зрителей. Считается дурным вкусом приходить в театр с длинными распущенными волосами, цепляющимися не только за спинки кресел, но и за одежду зрителей. Пышная причёска, как и высокие начёсы у женщин мешают смотреть спектакль тем, кто сидит позади.
С короткими волосами проблем нет. Оптимальный вариант для длинноволосых – аккуратная невысокая укладка с использованием заколок.
Обувь
Голос артиста нужно беречь не только от холода, но и от пыли, поднимающейся с пола. По этой причине в театрах лежат ковровые дорожки, а перед входом установлены автоматы, очищающие обувь зрителей от грязи, снега, песка. Нет автоматов? Есть обувная губка. Нет губки? Есть сменная обувь. А уличная – складывается в пакет и сдаётся в гардероб вместе с пальто.
Обувь должна быть удобной, комфортной для ног в течение всего времени просмотра спектакля, который может идти от 2 до 6 часов. Так же, как и одежда, она не должна быть яркой и сверкающей.
Неприемлемы для театра:
Аксессуары
Украшения из драгоценных камней и меховые палантины редко встретишь в современных театрах. А вот скромные золотые колечки, серёжки, браслеты, качественная бижутерия часто подчёркивают индивидуальность своих хозяев.
С помощью шейных платков и шарфов костюм вышедшего из офиса менеджера можно в считанные секунды превратить в элегантную и праздничную одежду.
У опытных театралок в руках всегда маленькая сумочка-клатч.
Этикет для противоположных полов
Мужчина, который пришёл в театр с дамой, должен обеспечить ей максимальное удобство. Поэтому именно он:
Приходить лучше заранее
Настоящие театралы приходят в театр минут за 30 до начала. Полчаса времени перед спектаклем позволяют:
Поведение в гардеробе
Воспитанный зритель, прежде, чем снять пальто, осмотрится и определит, где ему лучше раздеться. В маленьких театрах гардероб один. В более крупных их несколько.
Вещи аккуратно передаются через барьер гардеробщику. В гардероб сдаются и имеющиеся на руках громоздкие сумки и пакеты.
Если нужен бинокль, его берут за определённую плату в гардеробе. Кстати, это прекрасная возможность получить свои вещи после спектакля без очереди.
В фойе
В каждой гардеробной секции всегда расположены зеркала. В них можно взглянуть на себя, чтобы определить, всё ли в порядке. Долго стоять перед ними не стоит, чтобы не мешать прибывающему потоку зрителей.
Фойе перед гардеробом предназначено для удобного раздевания. На его скамейки можно присесть, чтобы сменить обувь, или поставить сумку, положить одежду в ожидании, например, своей спутницы.
Рядом с гардеробным фойе всегда располагаются другие фойе, с выставками или удобными креслами для беседы.
Как зайти в зрительный зал
Бывает так, что двери в зрительный зал закрыты, хотя времени до начала спектакля осталось немного. Такие ситуации происходят при непредвиденных обстоятельствах: неожиданной замене актёра, сбоях в работе техники. Театр – искусство живое. В закрытые двери зала ломиться не стоит. По знаку ведущего спектакль режиссёра они откроются капельдинером. Он же подскажет, где находятся места, указанные на билете.
В зал входят спокойно, не создавая помех для других зрителей. Люди, пришедшие в театр большой компанией, идут к своим местам парами или по одному. Не нужно надолго останавливаться по центру прохода, для того, чтобы уточнить ряд и место. Не возбраняется вежливо спросить о ряде и цифре на кресле у сидящих зрителей. Проходя к своему месту, расположенному в середине ряда, поворачиваются лицом к зрителям, спиной к сцене.
Как вести себя в зрительном зале
Если вдруг опоздали
Бывают ситуации, когда зритель приходит в театр с опозданием. Если это произошло до того, как был дан третий звонок, есть шанс успеть занять свои места. В этом случае надо слушать капельдинера и чётко выполнять его указания. Только после информации от всех дежурных по секторам, что зритель в зале, раздаётся последний третий звонок.
Если же спектакль начался, опоздавшие зрители увидят его первое отделение с балкона или верхнего яруса. В худшем случае – стоя, в лучшем – с крайних свободных мест партера. Свои места согласно купленным билетам можно будет занять после первого акта.
Правило третьего звонка
Все театры соблюдают правило, обеспечивающее отсутствие помех во время спектакля актёрам и зрителям. Правило прописано на сайтах театров и театральных билетах:
Вход после третьего звонка в зал маленьких театров или в партер, амфитеатр, бельэтаж больших – не разрешается!
Как сидеть в кресле
Места, на которых сидит зритель в театре, бывают разные:
— обычные стулья или кресла;
— лавки или банкетки без спинок;
— полукруглые деревянные или мягкие скамьи со спинками и без подлокотников;
— специальные театральные кресла с откидными сиденьями.
Независимо от вида пользоваться ими надо так же, как и стулом в гостях:
— не сидеть нога на ногу,
— не качаться на краешке,
— не разваливаться, вытянув ноги,
— не облокачиваться о спинку сиденья переднего ряда,
— не крутиться, разглядывая через бинокль зрителей в зале,
— не закидывать ноги на подлокотник.
Если театральное кресло имеет общие с другими зрителями подлокотники, хозяину места принадлежит тот, что находится справа.
Соблюдайте тишину в зале
Дан третий звонок, гаснет свет в зале, открывается занавес. И начинается то, чем театр отличается от кино – неповторимый процесс творчества, в котором сиюминутная игра актёра зависит не только от реплик партнёров, но и от атмосферы, царящей в зале. Поэтому зрителя просят перед спектаклем выключить телефон, поэтому запрещены фото- и киносъёмки, поэтому нельзя ёрзать в кресле, кашлять, шуршать конфетными фантиками. Внимательная тишина в зале способствует полному раскрытию актёрского таланта и удовольствию зрителей.
Этикет во время антракта
Обсуждать спектакль и игру артистов начинают в антракте. В это же время можно посетить буфет, выйти на свежий воздух (не забыв при этом билет), встретиться со знакомыми, которых увидели в зале перед спектаклем.
До начала спектакля, а ещё лучше до похода в театр, следует уточнить его длительность и количество запланированных антрактов. Есть спектакли, где антракта нет. Есть спектакли, чаще всего это опера, где антрактов несколько.
Ну а если (бывает и такое) первое действие спектакля не понравилось, в антракте можно уйти из театра, не доставив неудобства зрителям и не обидев актёрскую труппу.
Когда можно аплодировать
Аплодисменты – оценка работы актёра, режиссёра и всех, кто работал над спектаклем. Поэтому аплодисментами можно высказывать своё одобрение
Проявляют своё восхищение и криками «Браво!» А вот «бисировать», то есть просить повторить выступление, можно только на музыкальных представлениях: балете, опере, мюзикле или концерте.
Если представление вызвало неподдельный восторг, аплодировать можно долго и стоя, в знак глубочайшего уважения к спектаклю и всем его создателям.
По окончанию спектакля
Пока артисты получают букеты и аплодисменты, покидать зал невежливо. В случае необходимости уйти раньше, стоит в антракте поменять место на то, что ближе к выходу. Если спешить некуда, из зрительного зала выходят спокойно. Самая длинная очередь в театральный гардероб рассасывается в течение 5-7 минут. Можно это время посвятить обсуждению спектакля на одном из диванчиков театрального фойе или постоять в очереди, подключив к обмену мнениями других зрителей.
Правила поведения в театре для детей – памятка
Хорошо, что сейчас на билетах ставится возраст, на который ориентирован спектакль. Поэтому дети на взрослых спектаклях встречаются редко, да и взрослые не пойдут на спектакль от 6+. По многолетним наблюдениям лучший возраст для восприятия театрального действа начинается не раньше 5 лет.
Хотя в угоду мамам и папам, считающим своё чадо умным не по возрасту, появились театры, ориентированные на зрителя от года до 3 лет. Это ещё не спектакли, а скорее игровые развивающие программы по сюжетам сказок для малышей. Здесь ещё рано говорить о правилах поведения. Главное для ребёнка – мама рядом, значит всё хорошо.
С трёх лет детей можно повести на кукольное представление, если оно ориентировано на этот возраст. Не зря в детских садах на утренниках для детей до 5 лет нет Деда Мороза и Бабы Яги. А вот с 5 лет начинается настоящий театр. Почти все театры имеют в своём репертуаре детские спектакли, обычно проводимые в первой половине дня.
Памятка для взрослых, которые впервые хотят отвести своего ребёнка в театр
После такой подготовки ребёнок сам расскажет о том, как должны вести себя дети в театре.