Что нельзя делать в кабинете химии по технике безопасности

Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете химии

МБОУ «Державинская основная общеобразовательная школа»

Постановлением профсоюзного директор школы

От 24 августа 2018 г __________________Н.Д.Исмагилова

Инструкция по правилам безопасности
для учащихся в кабинете химии

I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех учащихся, работающих в кабинете химии.
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
3. Соблюдать требования инструкции по проведению лабораторно-практических работ.
4. Не разрешается присутствие посторонних лиц при проведении этих работ без ведома учителя.
5. Нельзя в кабинете принимать пищу и пить.
6. Не загромождать проходы портфелями, сумками и т.п.
7. Не передвигать учебные столы и стулья.
8. Не вставлять в электрические розетки какие-либо предметы.
9. Травмоопасность :
-поражение электротоком
-порезы разбившейся стеклянной посудой
-ожоги кислотой и др. органическими жидкостями
-ушибы при ударе об дверь.

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Входить в кабинет после разрешения учителя.
2. Не включать электроосвещение и электроприборы.
3. Не открывать самостоятельно форточки, фрамуги, окна.
4. Подготовить рабочее место и учебные принадлежности к занятиям.
5. Одеть рабочую одежду и средства индивидуальной защиты по указанию учителя.
6. Перед выполнением работы изучить по учебнику, или пособию порядок её проведения.
7. Прослушать инструктаж по ТБ труда при выполнении лабораторно-практической работы.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Выполнять практические задания только в рабочей одежде.
2. Подготовленный к работе прибор показать учителю.
3. Приступать к работе и каждому её этапу, после указания учителя.
4. Не проводить самостоятельно опытов, не предусмотренных заданиями работы.
5. Не оставлять без присмотра нагревательные приборы.
6. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте.
7. Не устранять самостоятельно неисправности в оборудовании.
8. Не вносить в кабинет, без указания учителя, любые вещества.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

V. Требования безопасности по окончании занятий

Инструкция по охране труда
при работе в кабинете химии

1.Общие требования безопасности

1.1. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет. прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий,, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
— химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
— термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
— порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
— отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ; Инструкция

по охране труда для учителя химии

1. Общие требования инструкции по охране труда учителя химии

1.1. К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, имеющие соответствующее педагогическое образование и прошедшие медицинский осмотр.

1.2. Учитель химии должен знать и соблюдать инструкцию по охране труда для учителя химии школы, иные инструкции по технике безопасности для кабинета химии, инструкцию по пожарной безопасности в кабинете химии, а также:

должностную инструкцию учителя химии;

пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте;

руководствоваться в работе правилами внутреннего распорядка, режим его труда и отдыха определяется графиком работы учителя;

относиться к электротехнологическому персоналу и иметь 2-ю квалификационную группу допуска.

1.3. Травмоопасность в кабинете химии:

при использовании различных кислот;

при использовании стеклянной лабораторной посудой;

при пользовании спиртовкой;

при работе с химическими реактивами;

при работе с различными растворами.

1.4. Не хранить в учебном кабинете химические вещества и реактивы.

1.5. Не допускать проведения в кабинете занятий по другим предметам.

1.6. При проведении лабораторных работ использовать исправный вытяжной шкаф.

1.7. В кабинете должны быть первичные средства пожаротушения и аптечка, для оказания в случае травматизма первой помощи пострадавшим

1.8. О случаях травматизма сообщать администрации школы.

1.9. Соблюдать личную гигиену и технику безопасности – работать в спецодежде (халат, очки, перчатки).

1.10. При заведовании кабинетом химии преподаватель обязан знать и соблюдать требования инструкции по охране труда заведующего кабинетом химии.

1.11. Нести административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.

2. Требования безопасности перед началом работы учителя химии

2.1. Проверить готовность рабочих мест в кабинете химии к проведению урока.

2.2. Проверить наличие необходимого оборудования, химических реактивов для проведения лабораторно-практических работ.

2.3. Проверить исправность электроосвещения, вытяжного шкафа в кабинете химии.

2.4. Тщательно проветрить кабинет химии.

2.5. Не допускать нахождение учащихся в кабинете без учителя химии.

2.6. Следить за чистотой и порядком в учебном кабинете.

2.7. Провести инструктаж согласно инструкции по охране труда для учащихся в кабинете химии (вводный) с учащимися общеобразовательной школы.

2.8. Провести инструктаж с учащимися по охране труда и технике безопасности перед проведением лабораторно-практической работы.

3. Требования безопасности во время работы учителя химии

3.1. Соблюдать личную безопасность труда, требования инструкции по охране труда для учителя химии.

3.2. Выдать учащимся рабочую одежду (халаты), средства защиты (очки, перчатки).

3.3. Следить за соблюдением рабочего порядка на местах учащихся.

3.4. Проводить инструктажи с учащимися перед выполнением лабораторно-практических работ.

3.5. Контролировать правильное выполнение учащимися инструкций по охране труда и технике безопасности.

3.6. Во время работы в кабинете строго соблюдать инструкцию по охране труда в кабинете химии, а также другие инструкции при выполнении работ и работе с оборудованием.

3.7. Использовать в работе памятки-инструкции для учащихся при проведении лабораторно-практических работ.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения аварийной ситуации, угрожающей жизни и здоровью учащихся, принять меры к срочной эвакуации школьников из кабинета химии.

4.2. Сообщить о случившемся администрации и приступить к её ликвидации.

4.3. В случае травматизма оказать первую помощь пострадавшим согласно инструкции по оказанию первой помощи пострадавшим.

4.4. При внезапном заболевании учащегося вызвать медицинского работника школы.

5. Требования безопасности по окончании работы учителя химии

5.1. После окончания учебных занятий все химический реактивы, оборудование и посуду осторожно убрать в лаборантскую.

5.2. Не сливать химические реактивы, продукты химических реакций и другие жидкости полученные при экспериментах в канализацию.

5.3. Отключить вытяжной шкаф;

5.4. Привести в порядок свое рабочее место;

5.5. Снять рабочую одежду, перчатки и очки;

5.6. Вымыть руки мыльным раствором;

5.7. Выключить электроосвещение, закрыть окна и кабинет на ключ;

5.8. В случае проявления каких-либо недостатков, поломок, обнаруженных во время занятий, известить об этом администрацию школы.

6. Требования по оказанию первой помощи в кабинете химии

Уменьшить подвижность обломков в месте перелома – наложить шину.

При открытых переломах – остановить кровотечение, положить стерильную повязку и шину.

При переломах позвоночника – транспортировка на животе с подложенным под грудь валиком.

6.2. При поражении электрическим током:

а) немедленно прекратить действие электрического тока, выключив рубильник, сняв с пострадавшего провода сухой тканью;

Оказывающий помощь должен обезопасить себя, обернув руки сухой тканью, встав на сухую доску или толстую резину.

в) на место ожога наложить сухую повязку;

д) при расстройстве или остановке дыхания пострадавшему проводить искусственное дыхание.

а) наложить холодный компресс;

б) сделать тугую повязку.

а) уложить пострадавшего на спину с несколько запрокинутой назад головой и приподнятыми нижними конечностями;

б) обеспечить доступ свежего воздуха;

в) расстегнуть воротник, пояс, одежду;

г) дать понюхать нашатырный спирт;

а) потушить пламя, накинув на пострадавшего одеяло, ковёр и т.д., плотно прижав его к телу;

б) разрезать одежду;

в) поместить обожжённую поверхность под струю холодной воды;

д) согревание пострадавшего, питьё горячего чая.

6.6. Кровотечение из носа:

а) доступ свежего воздуха;

б) запрокинуть голову;

в) холод на область переносицы;

г) введение в ноздрю ваты, смоченной раствором перекиси водорода.

6.7. Кровотечения при ранениях:

а) придать повреждённой поверхности приподнятое положение;

б) наложить давящую повязку;

а) дать выпить несколько стаканов слабого раствора марганцовокислого калия;

б) вызвать искусственную рвоту;

в) дать слабительное;

г) обложить грелками, дать горячий чай.

6.9. Сотрясение головного мозга:

а) уложить на спину с приподнятой на подушке головой;

б) на голову положить пузырь со льдом.

6.10. Повреждение органов брюшной полости:

а) положить на спину, подложив в подколенную область свёрток одежды и одеяла;

Источник

Инструкции по техники безопасности в кабинете химии

Выбранный для просмотра документ ИТБ 003(Вводный)!.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИРОКОВСКАЯ ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председатель ПК школы

И Н С Т Р У К Ц И Я

по технике безопасности

в кабинете химии №10

по технике безопасности в кабинете химии №10

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К занятиям в кабинете химии допускаются:

учащиеся 8 – 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательной организации данного типа;

прошедшие инструктаж по технике безопасности;

ознакомленные с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

1.2. Опасными и вредными факторами в кабинете химии являются:

физические (повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; технические средства обучения (ТСО); лабораторное оборудование; неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 мебель; система вентиляции; режущие и колющие инструменты);

химические (пыль; вредные химические вещества, выделяемые при работе оборудования и используемые при проведении демонстрационных опытов);

психофизиологические (напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).

Инструкция разработана на основе Методических рекомендаций по разработке государственных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17.12.02 № 80.

Инструкция действует на протяжении 5 лет с момента утверждения.

По данной инструкции учащиеся 8-11 классов инструктируются в начале учебного года (вводный инструктаж).

Курс химии имеет практическую направленность и на занятиях учащиеся используют химические реактивы, химическую посуду и химическое оборудование, поэтому к практическим занятиям допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по техники безопасности.

Проведение инструктажей и проверка знаний по вопросам техники безопасности проводится в пределах учебной программы, осуществляется учителем химии, и оформляется соответственно в журнале регистрации инструктажей.

В кабинете химии следует проводить занятия только по этому предмету.

Практические работы и лабораторные опыты в кабинете химии проводятся только в присутствии учителя и лаборанта, под их руководством и постоянным присмотром.

Неукоснительно соблюдать все правила поведения для учащихся в кабинете химии.

Поддерживайте чистоту и порядок на своем рабочем месте.

Бережливо относитесь к оборудованию кабинета.

В кабинете химии запрещается:

входить посторонним лицам в кабинет во время проведения химического эксперимента;

выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя;

принимать пищу и напитки;

загромождать проходы рюкзаками и сумками;

выносить из кабинета и вносить в него любые вещества и посторонние предметы без разрешения учителя;

включать сотовые телефоны, радиоприемники, диктофоны и другую звуковоспроизводящую аппаратуру;

уносить с собой чтобы-то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов;

вставать, свободно передвигаться во время урока без разрешения учителя;

бегать, устраивать игры, шуметь, отвлекаться самим и отвлекать от занятий посторонними разговорами, играми и иными, не относящимися к занятию, делами других учащихся.

Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или лаборанту.

Учащимся запрещается без разрешения учителя или лаборанта подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

2.1. Входить в кабинет химии и лаборантскую только с разрешения учителя и лаборанта.

2.2. Входить в кабинет и выходить из кабинета спокойно, чтобы не опрокинуть химическую посуду, оборудование или находящиеся на столе реактивы.

2.3. Верхнюю одежду необходимо вешать на специально отведенное место.

2.4. Рюкзаки и сумки не выставлять в проходы, а размещать в специально предусмотренном месте под столом.

2.5. Занимать в кабинете одно и тоже рабочее место, не переходить на другое место без разрешения учителя.

2.6. На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, кроме учебника, тетради, письменных принадлежностей, справочника. Учебники и используемые приспособления разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.7. Освободите рабочее место от ненужных для работы предметов и материалов.

2.8. Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы.

2.9. Проверьте наличие и надежность посуды, приборов, материалов, необходимых для выполнения задания.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

3.1. Находиться на своем рабочем месте;

3.2. Во время работы соблюдать тишину, работать сидя, быстро, но без лишней поспешности.

3.3. Выполняйте только те химические опыты, которые согласованы с учителем, под его присмотром или наблюдением лаборанта.

3.4. Соблюдайте правила обращения с реактивами, стеклянной посудой, лабораторным оборудованием, знайте меры предосторожности при работе в кабинете химии.

3.5. Не начинать работу, пока не проверено, все ли есть для проведения опытов, и не продумана последовательность выполнения опытов.

3.6. Для выполнения задания пользуйтесь посудой, приборами и реактивами, которые вам дал учитель. Нельзя брать приборы и вещества с рабочих мест, не занятых учащимися.

3.7. Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами и кислотами.

3.8. Будьте особенно осторожны при работе с нагревательными приборами.

3.9. Без разрешения учителя не выполняйте другие виды деятельности с оборудованием и реактивами.

3.10 .Учащимся запрещается:

прикасаться к нагретым элементам оборудования и электрическим разъемам;

трогать и пробовать на вкус химические вещества;

сливать любые растворы в канализацию;

выполнять любые действия без разрешения учителя или лаборанта;

запрещается самостоятельное устранение любых неисправностей используемого оборудования.

3.11.Необходимо поддерживать расстояние от глаз до хорошо освещенной тетради и (или) книги в диапазоне 55 – 65 см.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или лаборанту и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При возникновении чрезвычайной ситуации (появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании), просыпании и (или) проливании химических реактивов немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту и действовать в соответствии с его указаниями.

4.3. При получении травмы сообщить об этом учителю или лаборанту. При необходимости помочь учителю или лаборанту оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.4. В кабинете (лаборатории) химии находится аптечка с набором медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для оказания первой помощи, а также растворы для нейтрализации: щелочей – раствор уксусной кислоты, кислот – раствор соды.

4.5. В кабинете химии имеется углекислотный огнетушитель, который размещен в лаборантской. Там же находится ящик с песком и совком, покрывало (кошма) из огнестойкой ткани. К этим средствам имеется свободный доступ

5.ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

5.1. Привести в порядок рабочее место.

5.2. Сдать учителю или лаборанту использованное оборудование и реактивы, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд.

5.3. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, просыпании или проливании химических реактивов проинформировать об этом учителя (иное лицо, проводящее занятия) и (или) лаборанта.

5.4. С разрешения учителя (иного лица, проводящего занятия) организованно покинуть кабинет.

Учитель химии ______________ Положай Н.Н

Заместитель директора по УВР ______________ Скорик М.В.

Специалист по ОТ ______________ Николаева И.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИРОКОВСКАЯ ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председатель ПК школы

И Н С Т Р У К Ц И Я

по технике безопасности

при проведении лабораторных опытов и практических

по технике безопасности при проведении лабораторных опытов и

практических занятий по химии

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

К выполнению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются:

учащиеся 8 – 11-х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательной организации данного типа;

прошедшие инструктаж по технике безопасности;

ознакомленные с инструкциями по эксплуатации лабораторного оборудования и правилами выполнения лабораторных опытов и практических занятий.

1.2. При выполнении лабораторных опытов и практических занятий учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся.

1.3. Опасными и вредными факторами при выполнении лабораторных опытов и практических занятий по химии являются:

физические (повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; технические средства обучения (ТСО); лабораторное оборудование; неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 мебель; система вентиляции; открытое пламя);

химические (пыль; вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ);

психофизиологические (напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).

1.4.Проведение инструктажей и проверка знаний по техники безопасности проводится в пределах учебной программы, осуществляется учителем химии, и регистрируется в классном журнале и специальном журнале.

1.5. Практические и лабораторные занятия в кабинете химии проводятся только вприсутствии учителя и лаборанта, под их руководством и постоянным присмотром.

Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.

1.7.Будьте максимально осторожны при выполнении любых практических работ, помнитео том, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знание свойств веществ, скоторыми проводится работа, могут привести к несчастному случаю.

1.8. Учащиеся должны проводить химический эксперимент в халате, пользоваться средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила поведения, порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место, бережливо относиться к оборудованию кабинета.

1.9. Кабинет химии должен быть оснащен медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.10. Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.

1.11. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с разрешения учителя химии.

1.12.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.13.Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или лаборанту.

1.14.Учащимся запрещается без разрешения учителя или лаборанта подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.15.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Изучить содержание настоящей Инструкции.

2.2. Изучить инструкцию о порядке и правилах выполнения конкретного лабораторного опыта или практического занятия по химии.

2.3. Внимательно выслушать и усвоить все указания учителя по безопасному обращению с реактивами; методам нагрева, наполнения сосудов и т.д.

2.4. Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы.

2.5.Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку с прохода. Необходимые учебники, пособия, оборудование, приспособления, инструменты и реактивы разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.6.Проверить комплектность и исправность лабораторного оборудования, приспособлений и инструментов, необходимых для выполнения конкретного лабораторного опыта или практической работы, целостность лабораторной посуды.

2.7. Начинайте выполнять задание только с разрешения учителя.

2.8. Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.

2.9. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения или использованием разъедающих растворов, надеть защитные очки.

2.10.Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия полученного оборудования, приспособлений и инструментов установленным в данном разделе требованиям.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Во время выполнения лабораторного опыта или практического занятия учащийся обязан :

соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по выполнению конкретного лабораторного опыта или практического занятия, правила эксплуатация оборудования и приспособлений;

находиться на своем рабочем месте;

неукоснительно выполнять все указания учителя и (или) лаборанта;

во время работы соблюдать тишину, работать сидя, без лишней поспешности.

соблюдать осторожность при обращении с оборудованием, приспособлениями и химическими реактивами;

режущие и колющие инструменты класть на рабочем месте острыми концами от себя;

при нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы);

для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные не более чем на треть;

нагревать жидкости до кипения, использовать едкие растворы только в защитных очках;

при работе с открытым огнем (спиртовка, сухое горючее) беречь одежду и волосы от возгорания;

для выполнения задания пользоваться посудой, приборами и реактивами, которые вам дал учитель.

внимательно читать этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.

реактивы для опытов брать только в том количествах, которые указаны в инструкции.Если в инструкции не указано, какую массу или объем необходимо взять, то сухое веществоберите в таком количестве, чтобы оно покрыло только дно пробирки, а раствор – не более 1/6объема пробирки.

открыв банку, не класть пробку на лабораторный стол боком.

насыпать или наливать реактивы над столом (сухие – над листом бумаги, жидкие – над лотком).

сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрыть пробкой и поставить на место.

избыток взятого реактива не сливать (не ссыпать) назад в сосуд, в котором он хранился. Его необходимо слить (ссыпать) в специальную посуду.

соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла;

следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях;

не допускать попадания влаги на поверхность оборудования и химических реактивов;

постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.

3.2. Учащимся запрещается:

прикасаться к нагретым элементам оборудования, электрическим разъемам и открытому пламени;

пробовать на вкус любые вещества;

при использовании пипетки засасывать жидкость ртом;

направлять острые концы колющих и режущих предметов на себя и других лиц;

брать реактивы незащищенными руками. Для этого используются фарфоровые ложечки, шпатели, совочки.

зажигать спиртовки одну от другой и задувать их пламя;

брать посуду, реактивы с других столов.

встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем

заглядывать в пробирку, в которой нагревается жидкость, и наклоняться надсосудом, в который наливают какую-либо жидкость (особенно едкую).

оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;

выполнять любые действия без разрешения учителя или лаборанта;

выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или лаборанта;

вставать, покидать свое рабочее место, свободно передвигаться по кабинету во время урока без разрешения учителя.

3.3. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Запрещается самостоятельное устранение любых неисправностей используемого оборудования.

3.4.Необходимо поддерживать расстояние от глаз до тетради, которая должна быть хорошо освещена, в диапазоне 55 – 65 см.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или лаборанту и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При разливе водного раствора кислоты, щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно проинформировать об этом учителя или лаборанта.

4.3.Запрещается самостоятельно проводить уборку любых веществ.

4.4. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь и сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) или лаборанту.

4.5.Не собирать руками осколки разбившейся лабораторной посуды или приборов из стекла, использовать для этих целей щеку и совок.

4.6. При получении травмы сообщить об этом учителю или лаборанту.

4.7. При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) или лаборанту оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.8. В кабинете (лаборатории) химии находится аптечка с набором медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для оказания первой помощи, а также растворы для нейтрализации: щелочей – раствор уксусной кислоты, кислот – раствор соды.

4.9. В кабинете химии имеется углекислотный огнетушитель, который размещен в лаборантской. Там же находится ящик с песком и совком, покрывало (кошма) из огнестойкой ткани. К этим средствам имеется свободный доступ.

4.10. Соблюдать порядок при эвакуации из кабинета химии:

• при эвакуации вещи остаются в кабинете;

• учащиеся должны четко выполнять указания учителя или лаборанта, не создавая паники;

• эвакуацию проводится в следующем порядке: первыми выходят учащиеся, сидящие в ряду у двери, затем – сидящие на среднем ряду, за ними – учащиеся, сидящие в ряду у окна;

выходить из здания через дверь запасного выхода, ведущего во внутренний двор школы.

5 . ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ИЛИ ПРАКТИКУМА

5.1.Привести в порядок рабочее место.

5.2.Погасить источник открытого огня специальным колпачком, не задувать пламя ртом, а также не гасить его пальцами.

5.3.Сдать учителю или лаборанту использованное оборудование, приспособления и приборы, отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.

5.4.Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

5.5. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, приборов проинформировать об этом учителя и (или) лаборанта.

5.6. С разрешения учителя или лаборанта организованно покинуть кабинет.

Учитель химии ______________ Положай Н.Н

Заместитель директора по УВР ______________ Скорик М.В.

Специалист по ОТ ______________ Николаева И.А.

Выбранный для просмотра документ ИТБ 005кислоты!.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШИРОКОВСКАЯ ШКОЛА»

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председатель ПК школы

И Н С Т Р У К Ц И Я

по технике безопасности

при работе с кислотами и щелочами

по технике безопасности при работе с кислотами и щелочами

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Данная инструкция предназначена для проведения инструктажа с учащимися 8-11 классов

перед выполнением химических опытов с использованием растворов кислот и щелочей.

1.2. К работе с кислотами и щелочами допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

1.3. При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

• химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;

кислоты вызывают локальный химический ожог. Степень тяжести химического ожога зависит от силы и концентрации кислоты. Уксусная и щавелевая кислоты способны вызвать некроз кожи при концентрации 60—70% и выше. Наиболее сильные, долго не заживающие ожоги происходят от: царской водки, соляной и азотной кислот в отдельности, хромовой, серной, плавиковой, хлорной кислот. Опасно попадание щелочи в глаза: при запоздалой первой помощи оно сопровождается полной потерей зрения.

термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;

порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;

отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ; Концентрированные кислоты могут выделять едкие пары. Азотная кислота с концентрацией выше 63% выделяет физиологически активные оксиды азота, ледяная уксусная и муравьиная кислоты сильно раздражают дыхательные пути и слизистые оболочки глаз. Концентрированный аммиачный раствор, обладающих основными свойствами, выделяет большое количество газообразного аммиака. Он раздражающе действует на верхние дыхательные пути, а в высоких концентрациях — и на нервную систему.

щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывая омертвение (некроз) только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуется значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок.

возникновение пожара при неаккуратном обращении с легко воспламеняющимися и горючими жидкостями.

1.4. При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, очки защитные, перчатки резиновые.

1.5. Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ЗАНЯТИЙ

2.1. Освободите рабочее место от ненужных для работы предметов и материалов.

2.2. Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы.

2.3. Проверьте наличие и надежность посуды, приборов, необходимых для выполнения задания.

2.4. Начинайте выполнять задание только с разрешения учителя.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

3.1. Во время работы соблюдать тишину, работать сидя.

3.2. Особую осторожность соблюдайте при работе со щелочами и кислотами.

3.3. При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась сверху.

3.4. При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации в сосуд с кислотой меньшей концентрации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жидкость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью.

3.5. Приливают кислоту по стеклянной палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу. Налив определенную порцию кислоты, размешивают содержимое сосуда, в котором готовят раствор. Первые порции обычно делают небольшими. Во время растворения следят за температурой жидкости и не допускают перегрева, иначе сосуд может лопнуть. Растворение концентрированной кислоты в воде (особенно сульфатной) сопровождается сильным нагреванием и разбрызгиванием жидкости, что может привести к ожогам.

3.6. Во избежание ожогов полости рта, а также отравления, запрещается набирать растворы кислот, щелочей в пипетку ртом. Для засасывания этих веществ следует пользоваться пипеткой с различными ловушками и резиновой грушей.

3.7. Растворять щелочи необходимо в фарфоровой посуде, медленно добавляя в воду небольшие порции щелочи или непрерывным перемешиванием. Кусочки щелочи можно брать только пинцетом или щипцами.

3.8. Правильно нагревайте над пламенем спиртовой горелки в пробирке растворы кислот, щелочей. Нагревание выполняйте очень аккуратно. Нагревайте постепенно пробирку над пламенем горелки, далее нагревайте над верхней частью пламени, не дотрагиваясь дном пробирки к фитилю спиртовки, чтобы пробирка не лопнула.

— использовать кислоты и щелочи не по назначению;

— переносить по кабинету посуду с кислотами и щелочами;

— нюхать и пробовать на вкус кислоты и щелочи;

— смешивать кислоты и щелочи без разрешения учителя.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае возникновения аварийной ситуации и несчастного случая учащиеся обязаны сообщить учителю.

4.2. При работе с кислотами и щелочами в кабинете химии возможны несчастные случаи: отравление, химические ожоги. Во всех случаях после оказания первой помощи следует обратиться в медицинское учреждение.

4.4. При попадании раствора кислоты на руки, пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струей холодной воды в течение 10—15 мин. После промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.

4.5 При попадании щелочи необходимо промыть пораженное место обильной струей воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10—15 мин.)и тщательным. Для нейтрализации проникшей в поры кожи щелочи на пораженное место после промывания накладывают повязку из марли или ватный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют воду фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.

4.6. При попадании капель кислоты в глаза их промывают проточной водой в течение 15 мин. и

после этого — 2%-м водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение.

4.7. При попадании в глаз щелочи немедленно следует промыть их проточной водой из фонтанчика в течение 15-20 мин. После этого глаза ополаскивают 2%-м раствором борной кислоты и закапывают под веки альбуцид. После оказания первой помощи нужно незамедлительно обратиться к врачу-окулисту.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

5.1. После окончания выполнения опытов приведите свое рабочее место в порядок.

5.2. Сдайте лаборанту оборудование и реактивы.

5.3. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

Учитель химии ______________ Положай Н.Н

Заместитель директора по УВР ______________ Скорик М.В.

Специалист по ОТ ______________ Николаева И.А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *