Что нельзя делать на интервью
Что нельзя говорить на собеседовании на работу: 10 запретных фраз
Во время собеседования чрезвычайно важно не только то, что вы говорите, а также, как выражаете свое мнение. Именно это помогает работодателю определить, являетесь ли вы именно тем кандидатом, который ему нужен.
Какие высказывания и формулировки своих мнений следует избегать во время деловых встреч, рассказало издание Indeed.
Почему то, что вы говорите на собеседовании, важно
Все, что вы скажете в ходе собеседования, анализируется менеджером компании. Это поможет понять несколько важных вещей о вас, например, мотивацию и квалифицированность. К тому же, не менее важно будет понимание того, сможете ли вы вписаться в коллектив и культурную среду компании-работодателя. Поэтому следует запомнить 10 вещей, которые не стоит говорить во время собеседования.
Достаточно вероятно, что вам зададут вопрос типа «Почему вы ищете новую работу?» или «Что вам не понравилось на ваших предыдущих должностях?» Очень важно избегать негатива, когда будете говорить о своем бывшем работодателе. Это поможет вам произвести впечатление профессионала, который может объективно оценивать ситуацию отделяя собственные эмоции.
К тому же, такая позиция продемонстрирует, что вы можете остаться положительным независимо от ситуации. Возможно, это даже станет сигналом менеджеру компании, что вы идеально сможете влиться в коллектив и приспособиться к культуре компании.
Отвечая на вопрос о предыдущем работодателе, постарайтесь сосредоточиться на вещах, которые может предложить вакансия на которую вы претендуете, чего ваш предыдущий работодатель не мог предложить.
Пример: «Несмотря на то, что мне действительно нравилось на своей предыдущей должности, но я хочу использовать полученный опыт на руководящий должности. Где я смогу помочь другим раскрыть свой потенциал и добиться успеха. Но мой предыдущий работодатель не имеет вакантных руководящих должностей, а также не ожидает, что они появятся в ближайшее время».
Вполне возможно, что интервьюер может задать вам вопрос к которому вы не готовились или на который у вас ответа нет. Однако эту ситуацию можно использовать в свою пользу. Вы можете показать свое критическое мышление и способности к решению неотложных проблем.
Вполне целесообразно будет поблагодарить за вопрос и попросить минутку на размышления, чтобы дать более расширенный и информативный ответ.
Пример: «Действительно отличный вопрос! Однако, если позволите, мне нужна минутка, чтобы обдумать ваши слова».
Обсуждение льгот, отпусков и оплаты труда
Главная ваша задача во время собеседования – убедить работодателя, что именно вы являетесь тем кандидатом, которого он ищет. Поэтому очень важно избегать вопросов об отпусках, больничных и льготах, которые может предложить компания. Исключение конечно же ситуация, когда интервьюер по собственной инициативе поднимает эту тему.
Также подобные вопросы будет целесообразным задавать разве что в конце собеседования. Однако спрашивать прямо не стоит, а сделать это в форме намека или предложения обсудить эту тему позже.
Пример: «Надеюсь, что во время нашего следующего разговора вы расскажете мне обо всех преимуществах работы в вашей компании».
Возможна ситуация, когда ответы на вопросы менеджера расписаны в вашем резюме. Тем не менее, все же следует отвечать на каждое из них своими словами, предоставив дополнительную информацию.
Возможно, интервьюер уже даже прочитал ваше резюме, но он хочет узнать больше о вас. Поэтому очень важно дать расширенный ответ, используя конкретные примеры и ситуации. Это также поможет вам произвести впечатление профессионала своего дела.
Пример: «За 5 лет руководства мне удалось не только выйти на рекордные показатели эффективности, но и построить слаженную команду. Я считаю, что успехи нашего коллектива позволили компании пробиться в лидеры отрасли».
Чрезвычайно важно также то, как вы выражаете свое мнение. Во время собеседования следует использовать профессиональный язык. Это вовсе не означает, что следует полностью перейти на специфический жаргон, но следует избегать сленга, нецензурных изречений и слов-паразитов («ну», «как», «хм»).
Стоит отметить, что замедляя темп разговора, вы будете менее склонны к использованию непрофессиональной лексики. Поэтому следует не спешить, а сосредоточенно обдумывать свои ответы. А дополняющие слова вполне можно заменить короткими паузами, которые дадут время для обдумывания ответа.
Пример: «Опыт мне подсказывает, что можно оптимизировать использование техники на этом месторождении».
«У меня нет вопросов»
Ближе к завершению у вас могут спросить, возникли ли у вас какие-либо вопросы. Поэтому очень важно заранее приготовить вопросы на этот случай. Это продемонстрирует работодателю ваш интерес в должности и компании.
Пример: «Я понял, что вы планируете стать лидером в области машиностроения. Мне интересно, какие планы по расширению и как вы хотите достичь поставленной цели?»
Спрашивать, чем занимается компания
Ответ на подобные вопросы достаточно просто найти еще до собеседования. Понятно, что нужно избегать непосредственных вопросов, чем занимается компания. Важна именно формулировка, ведь можно показать работодателю, что вы потратили время и исследовали деятельность фирмы.
Поэтому можно поинтересоваться, какие цели ставит перед собой компания, видение будущего, а также более подробные вопросы о своем будущем работодателе.
Пример: «Когда я исследовал деятельность вашей компании, меня заинтересовало, что вы поддерживаете волонтерское движение. Я тоже хотел бы использовать свои профессиональные навыки и приобщиться к вашим программам, могли бы вы рассказать о них подробнее?».
Понятно, что подготовка к собеседованию – это очень важно, но заученные ответы на ожидаемые вопросы могут сыграть против вас. Интервьюер, конечно, хочет услышать настоящий ответ и ваше мнение, а не слушать клише. Многие люди во время собеседования используют заранее подготовленные ответы, так что честность и откровенность поможет вам выделиться среди других.
Пример: «Должен признаться, что на прошлой работе я пытался взять на себя много обязанностей, что приводило к перегрузке. Поэтому я попросил помощи у коллег, что и помогло нам добиться успеха».
Обсуждение вашего недостатка опыта
Если вы решили сменить специальность или окончили обучение, сосредоточьтесь на презентации своих сильных сторон. Акцентируйте внимание на своих навыках и опыте, который поможет вам в должности и принесет пользу компании. Нелишне будет упомянуть об организованности, свободной коммуникации и умении упорядочить свое время.
Пример: «На своей прежней должности я имел довольно широкий спектр задач, поэтому, несмотря на мою специальность, у меня есть необходимые навыки, чтобы организовать процесс работы в качестве руководителя».
Личная информация, не касающаяся работы или вашей квалификации
Конечно же, во время собеседования можно использовать конкретные примеры жизненных ситуаций и профессиональные шутки – это поможет запомниться и выделиться среди других кандидатов. Однако следует не перегибать палку, ведь стоит отметиться в памяти работодателя по профессиональным, а не другим причинам.
Поэтому целесообразно избегать излишней информации из личной жизни, например, о вашей семье и хобби. Исключением могут быть ситуации, когда эта информация прямо касается вопроса и позволит вам предстать в хорошем свете.
Быть или не быть? Чего нельзя делать после собеседования, чтобы не испортить впечатления
Когда люди заинтересованы в работе, они уделяют максимум внимания подготовке к собеседованию. Во время интервью они делают все возможное, чтобы представить себя в наилучшем свете. Однако после собеседования многие соискатели позволяют себе расслабиться. В результате они допускают ошибки, из-за которых не получают желанного места.
Не нервничайте
Предположим, что собеседование пройдено. Один человек спокойно ждет звонка от работодателя, другой же начинает изводить себя сомнениями. Ему кажется, что во время интервью он не сумел произвести впечатления. Он сомневается в том, что получит работу. Такой человек начинает судорожно искать другие варианты, демонстрируя собственную неуверенность.
После собеседования обязательно нужно выждать неделю, перед тем как продолжить поиски работы. Если соискатель соответствует требованиям компании, с наибольшей вероятностью ему сообщат об этом в течение недели.
Если этот срок истек, а работодатель не дает о себе знать, можно спокойно возвращаться к поиску подходящих вакансий, договариваться о новом собеседовании.
Не переходите черту
Общение с потенциальным работодателем в социальных сетях – еще одна ошибка, которую часто допускают кандидаты. Соискатель, который так поступает, выставляет себя в дурном свете. Когда он в социальных сетях спрашивает о результатах собеседования, он пересекает границу, которую не нужно переходить.
О чем подумает в подобной ситуации потенциальный работодатель? Он решит, что кандидат не имеет никаких представлений о субординации. Едва ли человек, зарекомендовавший себя так, сможет рассчитывать на работу.
Не проявляйте небрежность
Соискатель может вести себя идеально во время собеседования. Однако ему ни в коем случае нельзя расслабляться и после него.
К примеру, обязательно стоит проверить свое благодарственное письмо на предмет ошибок и опечаток. Человек, который будет его читать, обязательно отметит проявленную небрежность. Он поймет, что кандидат не проявляет внимания к деталям.
Не забывайте благодарить
После собеседования обязательно стоит отправить интервьюеру благодарственное письмо по электронной почте. Это не займет много времени, но станет доказательством того, что кандидат действительно заинтересован в работе.
Затягивать с отправлением благодарственного письма не стоит. Оптимальное решение – сделать это на следующий день после интервью. Когда соискатель этого не делает, он упускает отличную возможность произвести хорошее впечатление.
Что написать в письме? Поблагодарите интервьюера за уделенное время, за предоставленную информацию о компании и ее работе и так далее.
Подведение итогов
Впечатление о нас у других людей складывается из мелких деталей. Иногда сущий пустяк может разрушить все усилия, которые мы предпринимаем для того, чтобы выставить себя в выгодном свете.
Чтобы увеличить шансы на получение работы, не игнорируйте советы, приведенные в статье.
Не проявляйте излишнего беспокойства, не рассматривайте социальные сети в качестве средства связи. Не позволяйте себе небрежности и, конечно же, не забывайте о благодарственном письме.
Панельное собеседование: что это такое и какие вещи нельзя делать во время интервью. Например, спрашивать про личную зарплату членов комиссии
На собеседовании легко испугаться, и это вполне допустимо, когда вы сталкиваетесь с несколькими интервьюерами. В любом типе собеседования подготовка является ключевым моментом, но знание того, что вам никогда не следует делать на групповом собеседовании, имеет решающее значение для того чтобы этот конкретный тип встречи прошел хорошо.
Панельные собеседования дают возможность нескольким сотрудникам компании познакомиться с потенциальными работниками. Этот тип интервью особенно распространен в корпоративной среде, где ценят командную работу и сотрудничество.
Часто менеджеры по найму хотят, чтобы несколько человек, которые могут быть непосредственно задействованы в работе с вами, взвесили, подходите ли вы для команды. Это может означать встречу с профильными экспертами, представителями отдела кадров или даже с вашим потенциальным новым менеджером сразу.
Из-за того, сколько людей задействовано, панельные интервью могут быть непростыми. Необходимость отвечать на вопросы, задаваемые несколькими людьми, а не только одним, требует большего баланса. Крайне важно подготовиться к любому собеседованию, но подготовка к панельному собеседованию требует немного больше изящества, поэтому важно заранее знать, что делать категорически нельзя.
Представляться только самому высокопоставленному человеку в группе
Особенно если вы по натуре застенчивый человек, может возникнуть соблазн выделить интервьюера самого высокого уровня и представиться только ему. Тем не менее, каждый человек в группе будет иметь право голоса в том, наняты вы или нет, и вы должны найти время, чтобы представиться каждому человеку индивидуально.
Уделять одному человеку больше внимания, чем другим
Вы можете в конечном итоге обращать на одного человека на панели интервьюеров больше внимания, чем на других, но это не верно. Ваше внимание должно быть сосредоточено на всех. Обязательно пообщайтесь с каждым человеком в комнате и продемонстрируйте всем, почему вы тот сотрудник, которого они должны нанять.
У вас недостаточно копий резюме
При посещении любого собеседования крайне важно иметь при себе бумажные копии вашего резюме. Если ваши интервьюеры не распечатали ваше резюме перед собой, у вас должно быть под рукой множество копий, чтобы предложить их всем участникам группы, которым они нужны.
Больше говорите, чем слушаете, или слушаете больше, чем говорите
Балансировка того, сколько вы говорите на собеседовании и того, сколько вы слушаете интервьюеров, может показаться вам чем-то серьезным. Ведь вы должны слушать то, что может предложить каждый на панели, задавать вопросы, когда это уместно, и взаимодействовать, но вы также должны убедиться, что вы, так сказать, не перегружаете микрофон.
Спрашивать об их личной зарплате
Вопрос о личной зарплате интервьюера во время группового интервью может поставить их в тупик и заставить почувствовать давление. Возможно, они не хотят раскрывать эту личную информацию своим коллегам.
Как пройти собеседование ‒ самый полный гайд
Собрали самые полезные советы из нашего блога ‒ получился полный гайд о том, как подготовиться к собеседованию, как разговаривать с рекрутером, какие вопросы тебе могут задать и как на них отвечать. А ещё подскажем, как пройти собеседование онлайн, как общаться с роботом-рекрутером и что делать, если на собеседование принесли полиграф
Поиск работы в среднем занимает у россиян 6 месяцев. Однако эксперты говорят, что самый активный и перспективный период ‒ это первые два-три месяца.
Дальше наступает разочарование, как следствие ‒ выгорание и апатия.
К тому же мало кто может похвастаться финансовой подушкой, которая позволит комфортно жить полгода или больше.
Чтобы найти работу быстро:
Мы собрали для тебя самые полезные советы из нашего блога ‒ получился полный гайд о том, как подготовиться к собеседованию, как разговаривать с рекрутером, какие каверзные вопросы тебе могут задать и как на них отвечать.
Это ещё не всё. Современные проблемы требуют современных решений ‒ подскажем, как пройти собеседование удалённо, как общаться с роботом-рекрутером и что делать, если на собеседование принесли полиграф.
Почему отказывают соискателям
В 2021 году самой частой причиной отказа в приёме на работу стала зарплата: каждый третий соискатель хочет зарабатывать больше, чем предлагает компания.
Около 20% кандидатов на должность не подходят под требования вакансии.
На третьем месте по частоте ‒ отказы тем, кто не впишется в корпоративную культуру.
Бывает и так, что соискатели отказываются от работы сами ‒ например, из-за контроффера. Это происходит, когда приходишь с заявлением на увольнение, и тут-то у босса открываются глаза на твою незаменимость: тебе предлагают повышение зарплаты, карьерный рост и полцарства в придачу.
Около 5% отказов ‒ из-за возраста. В самом невыгодном положении ‒ те, кто младше 25 и те, кто старше 50. Самая востребованная возрастная категория ‒ соискатели от 30 до 35 лет.
Об этих причинах эйчары говорят открыто. Однако и у рекрутеров есть свои секреты. Например, Питер Янг, эйчар с пятнадцатилетним стажем, утверждает, что чаще всего отказывают по одной простой причине:
Да, вот так просто. Не то надел, не то ответил, не так себя вёл.
А теперь закрой соцсети, прогони кота и читай внимательно.
Зачем готовиться к собеседованию и как это сделать
Как показал наш опрос соискателей, 52% из них не считают нужным готовиться к собеседованию. И это большая ошибка.
Первое, что мы советуем сделать, ‒ собрать как можно больше информации о работодателе. Так ты поймёшь, стоит ли тратить на него время.
Кстати, эта информация поможет тебе правильно подобрать одежду для собеседования. Запомни, внешний вид ‒ это очень и очень важно.
Если твоя должность не предполагает работы с клиентами ‒ подойдёт любая чистая, незаношенная повседневная одежда. А если предстоит много общаться с клиентами или партнёрами фирмы ‒ постарайся произвести наилучшее впечатление.
Если не уверен, что выбрать, ‒ изучи раздел «О нас» на официальном сайте или загляни в социальную сеть компании: наверняка там есть корпоративные фотографии.
Вот что на собеседование надевать нельзя:
А вот это подойдёт точно:
И помни: одежда должна быть удобной, чтобы ты мог полностью сосредоточиться на разговоре с эйчаром и не отвлекаться на слишком узкие брюки или тесную рубашку.
Не забудь помыть и уложить (хотя бы причесать) волосы и почистить обувь перед выходом. Готово ‒ ты идеален.
О компании узнал, одежду подобрал ‒ самое время сосредоточиться на подготовке к вопросам эйчара. Начни с резюме, чтобы не путаться в собственных навыках или достижениях.
А затем подумай, как ответить на стандартные и не очень вопросы, которые тебе обязательно зададут на собеседовании.
Как вести себя на собеседовании, что говорить, а о чём молчать
Есть классические вопросы, которые задают на каждом собеседовании. На некоторые из них не существует универсального «правильного» ответа ‒ рекрутер оценивает ход мысли кандидата и его коммуникативность.
Перед собеседованием стоит подготовить ответы хотя бы на эти 10 самых частых вопросов:
Мы не сможем дать готовые ответы на вопросы ‒ у каждого своя ситуация. Вот несколько советов, которые помогут тебе подготовиться.
Когда эйчар просит рассказать о себе, не пересказывай автобиографию. Расскажи о своих достижениях, или как выбирал профессию, или почему тебе нравится эта компания ‒ словом, что-то интересное и раскрывающее тебя как личность.
Вспомни все свои достижения ‒ с цифрами и фактами. Составь список и держи в голове во время собеседования. Нет опыта работы ‒ рассказывай о практиках, стажировках или волонтёрских проектах.
Не бойся рассказывать об ошибках ‒ но только о таких, которые смог вовремя исправить. Сделай акцент на том, как ты с ними справился.
Подумай заранее, какую пользу ты принесёшь компании. Возможно, у тебя есть уникальные навыки, или их комбинация, или соответствующий опыт работы.
Ответ на вопрос о зарплате тоже нужно готовить. В этом тебе поможет наша Статистика зарплат ‒ посмотри среднюю зарплату по стране и в твоём регионе.
Если есть опыт работы ‒ прибавляй 10-15%. Определи для себя нижний порог зарплаты.
И, кстати, учти ‒ если в вакансии говорится, что зарплата договорная, переговоры начнут с минимальной суммы. Какие аргументы ты приведёшь в пользу её увеличения?
Лучше скажи, что она тебе нравится или идеально подходит
В планы на будущее советуем включать профессиональный, а не карьерный рост
Нет и нет, найди нейтральные причины для увольнения ‒ не было перспектив для роста, например
Это прямо фу. Лучше найди реальный, но несерьёзный недостаток и расскажи, как с ним борешься
Это ты мог и сам выяснить
О премиях спросить можно, но лучше задать вопрос о способах поощрения сотрудников
Кстати, задавать вопросы рекрутеру можно и нужно. Обязательно спроси:
Важно не только то, что говоришь, но и как себя ведёшь на собеседовании. Обязательно поздоровайся, реагируй на шутки, в конце интервью поблагодари за беседу ‒ это само собой разумеется.
В любом разговоре важны два компонента: речевой и неречевой. Неречевой компонент ‒ это поведение, жесты, мимика. Осознанно или нет, но все мы реагируем на язык тела ‒ иногда даже сильнее, чем на слова.
Небольшое волнение на собеседовании ‒ это естественно. Но иногда справиться с собой бывает трудно ‒ когда очень хочешь попасть на эту работу.
Мы знаем несколько приёмов, которые помогут успокоиться перед ответственным собеседованием.
Хорошо подготовься, а ещё лучше ‒ порепетируй собеседование с другом.
Представь себе наихудший вариант развития событий ‒ допустим, тебе откажут. Мир не рухнет ‒ найдёшь вакансию ещё интереснее.
Движение помогает справиться со стрессом. Иди на собеседование пешком.
Во время собеседования поставь обе ступни на пол. Это даёт опору и успокаивает.
Что делать после фразы «Мы вам перезвоним»
Собеседование закончено, с тобой попрощались и сказали, когда сообщат о решении. Между прочим, если показали будущее рабочее место ‒ это хороший знак: скорее всего, твоя кандидатура получила плюсик.
Но если чувствуешь, что всё прошло не так, как хотелось ‒ попробуй написать фоллоуап.
Письмо follow-up пишут, чтобы напомнить о себе, задать вопрос, о котором забыли во время собеседования, и ещё раз поблагодарить за встречу. А ещё ‒ скажем честно ‒ такое письмо поможет выделиться среди других кандидатов.
А теперь о грустном ‒ что делать, если всё-таки на работу не взяли.
Во-первых, не отчаивайся. Мотивы работодателя могут быть абсолютно непредсказуемыми. Мы знаем случаи, когда соискателям отказывали:
Во-вторых, обязательно спроси, почему тебе отказали. Объясни, что хочешь поработать над собой. Это может оказаться очень полезным ‒ поймёшь, куда развиваться.В-третьих, будь корректен и вежлив с рекрутером. Возможно, он запомнит тебя и порекомендует знакомому.
Может быть и другой случай ‒ твою кандидатуру одобрили, но ты за это время нашёл более выгодное предложение или передумал увольняться.
Не пропадай и не отключай телефон. Спокойно и вежливо скажи рекрутеру правду и обязательно добавь что-то хорошее ‒ как тебе понравилась атмосфера на собеседовании и вообще компания.
Как подготовиться к необычному собеседованию
Пандемия и развитие технологий привели к изменению процедуры собеседования.
Удалёнщики проходят собеседование в Zoom или в скайпе, а то и вообще с роботом. Некоторые работодатели предупреждают, что на собеседовании придётся пройти полиграф (детектор лжи). А если работа предполагает хорошее знание английского, то и собеседование проводят на языке.
Как подготовиться к таким собеседованиям ‒ рассказываем.
Онлайн-собеседование
Кроме обычной подготовки к собеседованию по видеосвязи, мы советуем проверить настройки и функционирование компьютера/ноутбука. Обязательно протестируй связь.
Проверь свой ник ‒ подходит ли он для официального случая.
Собеседование с роботом
Крупные компании всё чаще используют роботов-рекрутеров. Не пугайся: пока чаще всего речь идёт о том, чтобы пройти автоматизированный тест на первом этапе отбора и ответить на стандартные вопросы ‒ на втором.
От обычного онлайн-собеседования интервью с роботом отличается не сильно. Отвечай на вопросы чётко, уверенно и просто. Хорошо, если в твоих ответах упоминаются ключевые навыки из вакансии.
Важно: собеседование проходи в светлой и тихой комнате. Запись будет просматривать человек, и ролик, где не разобрать ни лица, ни голоса, примут за неудавшийся.
Детектор лжи
По данным исследования, в России детектор лжи ‒ полиграф ‒ использует каждая десятая компания. Обычно пройти полиграф просят, если должность связана с деньгами или секретами.
Запомни ‒ обмануть полиграф нельзя. А вот отказаться пройти проверку ‒ можно.
Достаточно сослаться на состояние здоровья. Официально работодатель не может заставить проходить проверку на полиграфе ‒ а значит, твой отказ не должен влиять на результат собеседования.
Если согласился на проверку, отвечай уверенно и мысленно представляй всё, о чём говоришь ‒ это добавит тебе процентов искренности.
Собеседование на английском
Сразу скажем ‒ если твой уровень недотягивает до нужного, скорее всего, собеседование ты не пройдёшь.
Допустим, тебе помогут составить резюме и подготовить рассказ о себе на английском ‒ но на вопросы всё равно придётся отвечать самому.
Перед собеседованием можешь обратиться в языковую школу или освежить свои знания самостоятельно: