Что нельзя делать мусульманкам
Женщина и ислам
Понятие «женщина в исламе» посвящено различным социальным и религиозным вопросам: положению женщины в историческом и современном исламском обществе, правилам и нормам, регулирующим действия мусульманки, ее правам и социальным обязанностям.
Западный мир критикует сложившуюся систему ценностей и норм ислама, в том числе социальную позицию женщин в современном социуме.
Чтобы прояснить основные аспекты этого вопроса, мы рассмотрим, какие различия в правах, свободах и семейных обязанностях есть у мусульман и мусульманок, а также обратим внимание на иные стороны их жизни в XXI веке.
Исторический фон
Современные нормы женского поведения в исламской среде начали формироваться еще в древние века. Все началось в доисламской Аравии, в раннем Средневековье. В те времена положение женщины в обществе было незавидным: девочки были нежеланными детьми, поэтому во многих бедных семьях их умерщвляли сразу после рождения. Это давало шанс вырастить и прокормить мальчиков.
После того как государства Аравийского полуострова приняли ислам, социальные устои начали изменяться.
Как следует из научных трудов исследователей, с приходом ислама жизнь женщин значительно улучшилась:
Положение женщины по Корану
В соответствии с Кораном, мужчина выступает защитником и попечителем женщины. Именно с этим ислам связывает преимущество мужского пола над женским. Священная Книга дает мужчине больше прав на наследство, чем женщине, однако мусульманка может использовать свое имущество исключительно ради себя, не участвуя в содержании семьи.
Хиджаб
Коран провозглашает, что любая правоверная обязана сохранять скромность, прятать свой взор и скрывать половые органы от посторонних глаз. Видеть мусульманку без покрывал, скрывающих тело, могут:
близкие члены семьи мужа (его отец, свекор и т.д.);
рабы и лишенные половых признаков слуги;
Когда мусульманка двигается, посторонним не должны быть слышны звуки ее украшений.
Чтобы соблюдать все требования Священной Книги, представительницы женского пола в исламском мире носят хиджаб.
Образование женщины в исламе
В мусульманском обществе женский пол имеет право на обучение еще с XII века: девочки могли не только изучать науки, но и получать академическую степень, быть учеными и преподавателями.
Коран одобряет научную деятельность для обоих полов: согласно Священной книге, одна из жен Аллаха, Айша, являлась ученым-хадисоведом. Пророк также одобрял стремление мединских учениц к получению образования и тяге к знаниям. По его мнению, это характеризовало их желание лучше познать свою веру. Тем не менее далеко не все мусульмане-мужчины придерживались его взглядов.
Мусульманские женщины и финансы
По нормам Корана мусульманка обладает правами на личное имущество. Тем не менее она имеет меньше возможностей на управление и распоряжение семейными финансами: именно супруг несет обязанность по содержанию своих домочадцев.
Поскольку религия разрешает женщине работать, следует обратить внимание на ее права относительно полученных от трудовой деятельности средств. Согласно нормам исламского мира, этот заработок приравнивается к личной собственности, которую правоверная может использовать по собственному усмотрению.
Занятость женщины в исламе
Начиная с XII века, правоверные женского пола могут работать, как и мужчины. Чаще всего они занимались экономической деятельностью, а также медициной: большинство средневековых врачей и медсестер было женского пола.
Существовали и гендерные ограничения в сфере занятости: например, женщины не могли быть судьями, ведущими уголовные дела (только гражданское судопроизводство).
Чтобы сохранять свое право на работу, женщине необходимо:
Женщина в исламе: правовые вопросы
С правовой точки зрения Коран предоставляет женщинам большинство возможностей, доступных мужчинам. Ограничения связаны со взглядами мусульман на семейную жизнь и обязанность жены заниматься в первую очередь своими домочадцам.
Ограничения в ряде вопросом компенсируются свободой в распоряжении собственным имуществом и правом самостоятельно решать свои экономические вопросы.
Насилие в семье
Согласно Корану, любая жена обязана хранить верность своему супругу и во всем подчиняться ему. В тех случаях, когда она проявляет непокорность своему опекуну и покровителю, он имеет право избегать ее как партнера и даже «побивать».
Мусульмане относятся к женскому полу с уважением и почитанием. Жены и матери получают от своих детей и супругов помощь, поддержку, любовь и заботу.
Девочки в исламском мире рассматриваются как будущие хранительницы домашнего уюта и очага, поэтому их оберегают и внимательно воспитывают.
Брак и семья
Одним из базовых прав любой правоверной является свобода вступления в брак: мусульманин не может взять девушку в жены против ее согласия.
Такие требования исламского мира связаны с будущими детьми семейной пары: муж другой религии станет образцом для своих дочерей и сыновей, поэтому они могут также принять чужую веру. Роль матери в выборе религии менее значима, тем не менее, вступление в брак с женщиной-иноверкой Священная Книга не одобряет.
У одного мужчины может быть не более 4 жен. В ряде исламских стран для брака с новой супругой необходимо получить согласие от уже имеющихся жен.
Брачный контракт
Одним из обязательных этапов оформления брака в мусульманском обществе является составление брачного контракта. Он представляет соглашение, накладывающее обязательства на исполнение супружеского долга на каждого из супругов. Муж и жена несут ответственность за выполнение своих обязанностей.
Главные требования, которые рассматриваются в брачном контракте применительно к обоим супругам:
Обязанностями мужчины, согласно брачному контракту, являются:
В сферу обязанностей жены входят:
При возникновении споров партнеры обязаны стремиться к достижению взаимного соглашения и компромисса.
Исламская религия придерживается взгляда на брак как гармоничный союз между партнерами, в котором оба супруга взаимно заботятся и удовлетворяют потребности друг друга: материальные, духовные, сексуальные.
Религиозная жизнь женщины
Религия не делает различий перед Аллахом между мужчинами и женщинами: согласно Корану, каждый из них несет равную ответственность за свои проступки и добрые дела.
Награда и наказание не имеют гендерной разницы, поэтому каждый правоверный обязан чтить и соблюдать все правила и требования Священной Книги.
В качестве основных недостатков женского пола Коран выделяет недостаток ума и религии. Первое связано с частыми проклятиями со стороны женщин, а также их неблагодарностью в отношении супругов. Причинами недостатка религии является то, что мусульманки не посвящают всю ночь молитве и не соблюдают пост на протяжении всего Рамадана по физиологическим причинам.
В исламских странах представительницы женской части общества могут профессионально реализовать себя в религиозной среде:
Мусульманки имеют право принимать участие в хадже. Для этого им необходимо объединиться в соответствующую женскую группу.
Известные женщины в исламе
Наиболее известными мусульманками, оказавшими влияние на развитие ислама и формирование образа мусульманского общества в мире, стали:
35 важных запретов в Исламе
Запретное в Исламе называется харам. Мусульманам важно следовать повелениям Аллаха и избегать недозволенного. Аллах создал харам как испытание для людей. Тот, кто нарушит запрет, тот понесёт наказание. Поэтому надо знать, что дозволено, а что нет.
Вот некоторые запрещенные действия:
1) Придание сотоварищей Единому Аллаху;
2) Непослушание родителям, противостояние им;
3) Убийство человека без причины;
4) Причинение вреда или посягательство на чужое имущество;
5) Употребление одурманивающих и опьяняющих веществ, в том числе наркотиков;
6) Увлечение азартными играми;
7) Прелюбодеяние, мужеложство;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Предопределена сыну Адама его доля прелюбодеяния, совершения которого ему не избежать. Грехом глаз является нескромный взор, грехом ушей — выслушивание непристойностей, грехом языка — скверная речь, грехом руки — прикосновение к хараму, а грехом ног — шаги к запретному».
8) Обвешивание и обмеривание;
9) Воровство, обман, хитрость;
10) Употребление в пищу мертвечины, свинины и мяса других запрещенных животных;
11) Обман, ложная клятва, сплетни, клевета, лжесвидетельство, насмешки, нарушение обещания;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Рассказать ли вам об обитателях ада? Это люди бессердечные, далекие от понятия добра и не усмирившие свою гордыню» (Бухари, «Айман», 9; «Адаб», 6; Муслим, «Джаннат», 46; Тирмизи, «Джаханнам», 13).
12) Бесправное использование имущества сироты;
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Избегайте совершения семи грехов: это поклонение другим наряду с Аллахом, колдовство, убийство человека, ростовщичество, растрачивание имущества сироты, отступление в сражении и обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин» (Бухари; Муслим).
14) Желание гневаться и сердиться;
15) Проявлять несправедливость, делать различие между людьми;
16) Лицемерие, высокомерие;
17) Религиозные заключения без соответствующих знаний;
18) Дружба с плохими людьми;
19) Колдовство, занятия магией;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:«Молитва того, кто явится к предсказателю, спросит его о чём-либо и поверит ему, не будет приниматься в течение сорока дней» (Муслим, «Салям», 125).
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) говорила: «Однажды люди спросили моего супруга о словах прорицателей, и он ответил, что нет в них ничего истинного» (Бухари; «Тыбб», 46; Муслим, «Салям», 122-124).
20) Вхождение в чужой дом без разрешения или в отсутствие хозяев;
21) Неискренность при совершении благочестивых дел;
22) Попытки увидеть недостатки других;
23) Поощрение несправедливости;
24) Небрежное отношение к тому, что доверено на хранение;
25) Облачение женщин в мужскую одежду и наоборот;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и мужчин, уподобляющихся женщинам» (Бухари, «Либас», 62; Тирмизи, «Адаб», 24).
26) Ношение мужчинами золотых украшений и шелковой одежды;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Да проклянет Аллах того, кто делает и кому делают наколки» (Бухари, «Либас», 83, 85, 87).
В Коране сказано: «Те, которые берут лихву, восстанут [в Судный День], как восстанет тот, кого шайтан своим прикосновением обратил в безумца. Это им в наказание за то, что они говорили: «Воистину, торговля — то же, что и лихва». Но торговлю Аллах дозволил, а лихву запретил. Если к кому-либо [из ростовщиков] придет увещевание от Аллаха и если он поступит согласно этому увещеванию, то ему простятся прошлые его грехи. Его дела принадлежат Аллаху. А те, кто станет [вновь давать в рост], — обитатели адского пламени на вечные времена» (Сура «аль-Бакара», 2 / 275).
Ибн Масуд (радыяллаху анху) говорил: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) проклял берущего в долг у ростовщика и занимающегося ростовщичеством» (Муслим, «Мусакат», 105-106; Тирмизи, «Буйю», 2).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от ада. Скупой далек от Аллаха, далек от Рая, далек от людей, близок к аду. Щедрый невежа любим Аллахом больше, чем усердно поклоняющийся скряга» (Тирмизи, «Бирр», 40).
В хадисе сказано: «О, дети Адама! Поистине, пожертвовать часть добра — благо для вас, поскупиться — скверно для вас. Не будут вас осуждать, если оставляете себе необходимое. Отдавать пожертвования начинайте со своих детей. И рука подающая лучше руки приобретающей» (Муслим, «Закят», 97; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», V, 262).
30) Пребывание наедине с посторонней женщиной;
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ходит к посторонним женщинам!» Один из ансаров спросил: «Скажи мне, а если это будет близкая родственница мужа?» Он сказал: «Близкий родственник — это гибель!» (Бухари, «Никях», 111; Муслим, «Салям», 20).
31) Уподобление шайтану и немусульманам;
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае не ест и не пьёт своей левой рукой, ибо, поистине, шайтан пользуется своей левой рукой, когда ест и пьёт» (Муслим, «Ашриба», 107).
32) Обривание только части головы;
Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) увидел мальчика, часть волос на голове которого сбрили, а часть оставили, и запретил это: «Либо сбривайте волосы полностью, либо не трогайте их совсем» (Абу Давуд, «Тараджул», 14).
Благочестивый Али (радыяллаху анху) отмечал: «Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запрещал женщинам брить голову» (Насаи, «Зинат», 4; Тирмизи, «Хадж», 75).
33) Называние мусульманина кяфиром;
34) Оплакивание умершего;
Ислам позволяет оплакивать умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали свое лицо и тело, рвали на себе волосы или одежду. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Умерший мучается в могиле из-за чрезмерной скорби по нему» (Бухари, «Джанаиз», 36, 38, 39; «Манакиб», 8; Муслим, «Иман», 165; Тирмизи, «Джанаиз», 22, 25).
35) Изображения живых существ;
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) напоминал: «Аллах сказал: «А кто более несправедлив, чем человек, попытавшийся создать нечто подобное Моему творению? Пусть создадут они муравья, или пшеничный колос, или ячменное зерно!» (Бухари, «Либас», 90; Муслим, «Либас», 101).
Законы шариата для женщины
Нет ни одной темы, связанной с Исламом, которая настолько бы интересовала общество и настолько была опутана стереотипами, как законы шариата для женщины. О том, какова разница в правах мужчины и женщины в мусульманских странах, каковы законы шариата относительно мусульманок и на что они имеют или не имеют право по закону, задавалось немало вопросов и дано немало ответов, в том числе и относительно того, какими правами обладает мусульманка, и чем ее права отличаются от прав мужчин, насколько ущемляются и ущемляются ли они в своих правах.
Шариат предусматривает в области прав и в области обязанностей между мужчинами и женщинами значительные различия. Эта разница ярко выражена в законах о браке, разводе, какую одежду должна мусульманка носить, о юридическом статусе или образовании, законах наследования и управления.
Женщины c приходом Ислама
В доисламский период в Аравии женщины находились в незавидном положении. Историки упоминают среди прочих такие факты, как умерщвление девочек-младенцев собственными родителями, которые не могли их прокормить по причине своей бедности.
С приходом Ислама структура арабского общества значительно изменилась: гендерные роли претерпели существенное реформирование. Как свидетельствуют ученые, с приходом Ислама положение женщин в обществе существенно улучшилось. Законы Шариата предоставляли им гораздо больше прав выбрать свой путь, нежели законы в некоторых европейских странах в тот период. В качестве примера приводится то, что французский закон ограничивал женщин в правоспособности вплоть до второй половины двадцатого века. Еще один пример – необходимость по закону получения согласия женщины на «брак», которое в исламском праве считают обязательным, но не являлось таковым в ряде законов европейских стран. По Шариату брак представлял собой своего рода «договор». В Шариате также женщины наделялись правом наследования, а это право до принятия Ислама давалось только мужчинам.
Рассуждая о положении женщины в мусульманских странах, авторитетный ученый Аннемари Шиммель отмечал, что, если сравнивать ее положение в Исламе с ее положением в период до принятия Ислама, то видно, что прогресс в улучшении социального положения был огромен: на это указывается и тот факт, что мусульманка по Шариату наделялась правом управлять сама своим богатством.
Рассматривая деятельность Пророка Мухаммада ﷺ с точки зрения исторического контекста времени, в котором он жил, ученые определяют Пророка Мухаммада ﷺ как деятеля, который не только действовал в интересах мусульманских женщин, но и постарался улучшить их социальное положение, добившись предоставления им основных правовых гарантий. Как отмечает исследователь Д. Эспозито, Пророк Мухаммад ﷺ добился предоставления им привилегий и прав как в области образования и связей экономических, так и в законах о семье и браке.
Список прав и обязанностей
В Коране сказано, что мужчины для жен являются их попечителями, и именно с этим связано то преимущество, что дано Аллахом мужчинам перед женами, а также с тем, что они «расходуют из своего имущества». Мусульманская традиция требует полного подчинения жены мужу, а основную роль жены рассматривает как посвящение себя семье. Роль же мужчины-мусульманина Аллах обозначил в том, чтобы обеспечивать семью финансово. Если же жена того пожелает, то она имеет право по Шариату получить образование, и начать работать, но только в том случае, если на то даст согласие ее опекун.
Ношение закрытой одежды
С одеждой связано также множество вопросов. Коран гласит, что мусульманские женщины должны опускать взоры и оберегать свои половые органы. «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свёкров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестёр, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишённых вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают». На основании этого отрывка из текста Корана закон Шариата выдвигает к женщине требование носить хиджаб.
Образование
Многие учебные заведения самим фактом своего основания обязаны исламским женщинам. Фатима аль-Фихри сыграла немаловажную роль при основании в 859 году университета Аль-Карауин. О том, что в мире Ислама для женщин открывались широкие возможности для образования, говорил еще в двенадцатом веке ибн Асакир, утверждая, что его современницы не просто могли учиться, но и защищать академическую степень, становиться преподавателями или учеными.
Большим вдохновением для женщин в мусульманских странах всегда являлись жены Пророка Мухаммада ﷺ : его жена Хадиджа была успешным предпринимателем, его жена Айша была известной ученой, знатоком хадисов. Мухаммад ﷺ хвалил женщин из Медины за то, что им не помешала скромность о своей вере узнать.
Были мужчины, которые относились с неодобрением к женскому образованию: к таким мусульманским мужчинам относился, Мухаммад ибн аль-Хадж. Биографический словарь из двадцати томов о мусульманских женщинах-ученых был написан аль-Шакхави в пятнадцатом веке: в этом словаре рассказываются биографические данные о 1075 мусульманках.
В России и других мусульманских странах мира в данное время открыто много женских медресе, в которых женщина может получить религиозное и религиозно-светское образование.
Финансовые обязательства
Законы Шариата предполагают наличие у мусульманки права на личное имущество. Финансовых обязательств у нее нет, она не несет финансовые обязательства по содержанию семьи, как мужчина мусульманин, поэтому и некоторых прав в области финансов у мужчины гораздо больше. Но исторически по закону право собственности всегда было у женщин в мусульманских странах.
Работа и карьера
Законы Шариата дают право мусульманке избрать свой профессиональный путь, но для этого необходимо соблюсти ряд условий: она может работать, если род ее занятий не будет требовать от нее необходимости оставаться с мужчинами наедине. Также работа ее не должна мешать ее основной обязанности – заботе о детях. Важным условием для образования и трудоустройства является то, чтобы в образовательном учреждении, где будет учиться женщина, или в спортивном центре, где она будет заниматься, а также в учреждении, где она будет работать, работали и учились преимущественно женщины.
Существуют на сегодняшний день некоторые ограничения относительно того, кем может работать женщина-юрист и в каком направлении осуществлять свою юридическую профессиональную деятельность. Ряд исламских школ не дает разрешение на то, чтобы мусульманка занимала должность судьи. А по ханафитскому фикху ей запрещается только работать в уголовном суде и вести гражданские дела. Связано это с тем, чтобы не допустить ведения ею дел, которые могут отличаться жестокостью, кровавостью, криминальных и опасных.
Женщины в своих правах в некоторых мусульманских странах до сих пор подвергаются дискриминации в своих правах в области работы и образования. Если сравнивать статистические данные, то в Пакистане экономически активными являются 16 %, а в Индонезии уже 52 % ведут активный образ жизни в этих областях. Те средства, что зарабатывает мусульманка собственным трудом, принадлежат ей и являются ее собственностью, и она может сама распоряжаться своим заработком так, как посчитает нужным. Мужчина же обязан тратить средства, заработанные им, на содержание своей семьи.
Исламский халифат позволял женщинам активно участвовать в экономической деятельности и пробовать свои силы в профессии, которых для них открывался широкий диапазон. Очень много из них работало в больницах.
Есть упоминания о высказывании ибн Рушда, который еще в двенадцатом веке говорил о том, что у мужчин и у женщин права равные и возможности одинаковые. Но половая сегрегация в некоторых мусульманских странах все-таки наблюдалась. Особенно ярко это проявлялось в общественно-производственной сфере, где профессии подразделялись на женские и мужские, а уровень занятости жен был существенно ниже, чем у мужей. С законами Ислама такая поведенческая модель была связана косвенно, поскольку для мусульманских семей характерна многодетность при запрете на прерывание беременности, что создает определенные препятствия для возможности жене строить успешно свою карьеру.
Для мусульман многодетная семья – ориентир и эталон, и в соответствие с этим мужчины и женщины планируют свою жизнь, выбирая профессию, которая не мешала бы отдавать основные силы именно семье и детям, а не карьере и работе.
Замужество и семья
Относительно принудительных браков, он не может быть действительным в соответствие с Шариатом. Мусульманка может вступить в брак только с мужчиной-мусульманином, поскольку мужчина-немусульманин может своим детям как глава семьи подавать плохой пример, ведь дети могут стать иноверцами, если отец иноверец, а мать – мусульманка, поскольку будут воспитываться по традициям иноверцев.
Говоря о вопросах многоженства, мусульманским мужчинам до четырех жен иметь можно, но жена, как отмечают некоторые исламские богословы, имеет право внести в брачный контракт условие, которым запретить мужу брать себе вторую, третью и четвертую жену, если она не даст на то согласия.
Брачный контракт
О брачном контракте в мусульманских странах не только в связи с многоженством следует сказать отдельно. Мусульманский брачный контракт – это договор, который предполагает, что каждый из супругов берет на себя ряд обязательств при вступлении в брак, и несет ответственность за выполнение этих обязательств. У брачного мусульманского контракта есть ряд наиболее важных норм, а именно:
Отношение законов Шариата к семейной жизни основывается на положениях Корана, который рассматривает любовь между женщиной и мужчиной как Божественное знамение. Аллах приветствует между мужем и женой гармоничные отношения, приветствует стремление со стороны и мужа, и жены взаимно удовлетворять не только сексуальные, но и другие потребности. По исламу мужья должны проявлять к своим женам доброту, а жены обязаны быть во всем послушны своим мужьям, кроме совершения греховных поступков описываемых в Шариате. Жена-мусульманка обязана не отказывать своему мужу в половых отношениях (за исключением менструаций или болезни), а также держать в сохранности имущество и секреты мужа, не расточительствуя в его деньгах, не приводить в дом мужа тех, кого он не хочет видеть. По шариату на женщине не лежит обязанностей в зарабатывании средств к пропитанию. Аллах через Коран учит, чтобы в семейных спорах муж мусульманин и жена-мусульманка стремились к взаимному соглашению.
Относительно правовых вопросов, касающихся мусульманок, в традициях некоторых мусульманских народов существует такое понятие, как «Убийство чести». Профессор Фельдман утверждает, что в ряде ближневосточных стран такое явление все еще встречается и осуждается Исламом. Под этим понятием подразумеваются убийства тех, которые покрывают позором весь свой род. Такие убийства встречаются не только в мусульманских странах. По утверждению некоторых мусульманских ученых, такие убийства – это всего лишь часть традиции, не имеющей ничего общего с законами Ислама.
Согласно данным, опубликованным в отчете Организации защиты прав иранских и курдских женщин, на 2010 год было избито, изувечено, похищено, облито кислотой и убито 2829 молодых мусульманок в Великобритании. Преимущественно это были британки родом из Бангладеш, Пакистана и Индии. В большинстве случаев причиной таких убийств было сопротивление тем насильственным бракам, которые были заключены решением семей. Нападению подвергались те, которые заводили себе интимного друга, были изнасилованы и даже те, которые проявили смелость и первыми заговорили с мужчинами. Также такой участи подвергались те, которые проявили склонность к однополым любовным отношениям. В Великобритании для борьбы с подобным беззаконием даже создали специальное подразделение, задачей которого была борьба в такими «защитниками чести семьи».
Религиозные обязанности
В плане религиозной жизни разницы между мужчинами и женщинами в отношении к Богу в Исламе нет: за добрые поступки награда будет одинаковой, как и наказание за грехи. В ряде мусульманских стран женщины в мечеть имеют свободный доступ, но в некоторых странах – не имеют. Для посещения женщиной мечети существуют определенные правила. И если только мужчина мусульманин имеет право быть имамом, то мусульманка может стать имамом перед другими женщинами.
Реализовать себя как учитель-наставница в религиозной сфере имеют право мусульманки в большинстве мусульманских стран: им можно обучать женщин и детей на дому или работать в специальных школах, где могут учить детей чтению текстов Корана на арабском языке, а также многим простым молитвам Аллаху бытового характера. По своему статусу они приравниваются к мулле.
Законы в мусульманских странах для женщин
Мусульманские женщины в своих правах в различных исламских странах различаются незначительно, но различаются.
Среди мусульманок немало таких, которые добились высот в профессии, политической и общественной деятельности, а также, чьи имена вошли в историю, как имена самых значительных и влиятельных личностей своего времени. К ним относятся жена фараона Асия, которая воспитала Пророка Мусу, царица Савская Балькис, жены Пророка Мухаммада ﷺ Хадиджа, принявшая от своего мужа Ислам первой из всех людей, Аиша, а также дочь Пророка Мухаммада ﷺ Фатима Захра, которую называют «предводительницей женщин Рая» и многие другие. Сумели сказать свое слово в политике такие персоны, как правительницы Йемена Сулайхиды Малика Асма и Малика Арва, премьер-министр Индонезии Мегавати Сукарнопутри, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто, Тансу Чиллер, глава правительства Турции, и Шейх Хасина и Халеда Зиа – политические деятели Бангладеша.
Возможно вам будет интересно почитать:
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)