Что нельзя делать аудитору
Что нельзя делать аудитору
(одобрен Советом по аудиторской деятельности 21 мая 2019 г., протокол N 47)
Раздел 1. Соблюдение Кодекса
Общие положения
1.2. Требования настоящего Кодекса, обозначенные в нумерации буквой «Т», обязательны к выполнению. Поясняющие положения настоящего Кодекса, обозначенные в нумерации буквой «П», содержат контекстные пояснения, рекомендуемые действия, вопросы для принятия во внимание, иллюстративные примеры и иное руководство, которые необходимы для надлежащего прочтения и понимания положений настоящего Кодекса. В частности, такие поясняющие положения призваны поддержать аудитора в применении им концептуального подхода в конкретных обстоятельствах, а также в понимании и соблюдении конкретных требований. Несмотря на то, что поясняющие положения не содержат обязательных к выполнению требований, рассмотрение их необходимо для надлежащего применения требований настоящего Кодекса, включая применение концептуального подхода к соблюдению основных принципов этики.
1.3.Т. Аудитор должен соблюдать требования настоящего Кодекса. В случаях, когда в связи с требованиями нормативных правовых актов аудитор не может соблюсти определенные положения настоящего Кодекса, аудитор должен соблюдать все остальные положения настоящего Кодекса.
1.3.П1. В случаях, когда аудитор сталкивается с необычными обстоятельствами, в которых применение какого-либо конкретного требования настоящего Кодекса привело бы к несоразмерным или противоречащим общественным интересам последствиям, аудитор может обратиться за консультацией в саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой он является.
Нарушение Кодекса
1.4.Т. В случае выявления аудитором нарушения какого-либо из положений настоящего Кодекса, он должен оценить значимость нарушения и степень его влияния на возможность соблюдения основных принципов этики. При этом аудитор должен в максимально короткие сроки предпринять все возможные меры, направленные на урегулирование последствий такого нарушения. Также аудитор должен установить, следует ли ему информировать о таком нарушении соответствующих лиц.
1.4.П1. Соответствующие лица, которых может быть необходимо информировать о нарушении, включают лиц, которых может касаться нарушение, саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченные государственные органы.
Раздел 2. Основные принципы этики
Общие положения
2.1.П1. Основные принципы этики следующие:
в) профессиональная компетентность и должная тщательность;
д) профессиональное поведение.
2.2.Т. Аудитор должен соблюдать каждый из основных принципов этики.
2.2.П1. Основные принципы этики устанавливают стандарт поведения, который ожидается от аудитора. Концептуальный подход устанавливает подход, которому аудитор должен следовать при соблюдении данных основных принципов этики. Далее в настоящем разделе включены требования и поясняющие положения в отношении каждого из основных принципов этики.
2.2.П2. Аудитор может оказаться в ситуации, когда соблюдение какого-либо из основных принципов этики может войти в противоречие c соблюдением одного или нескольких других основных принципов этики. В данной ситуации аудитор может рассмотреть необходимость консультации, при необходимости на анонимной основе, с:
а) другими лицами в аудиторской организации, в которой работает аудитор, или в иной организации-работодателе;
б) лицами, отвечающими за корпоративное управление клиента;
в) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор;
Однако, такая консультация не снимает с аудитора обязанность применить профессиональное суждение для разрешения данного конфликта или, если необходимо и не запрещено нормативными актами, устранить свою связь с вопросом, создающим данный конфликт.
2.2.П3. Аудитору рекомендуется задокументировать суть соответствующего вопроса, детали обсуждений по данному вопросу, принятые по нему решения вместе с обоснованием указанных решений.
Честность
2.3.Т. Аудитор должен соблюдать принцип честности, который требует, чтобы аудитор действовал открыто и честно во всех профессиональных и деловых отношениях.
2.3.П1. Принцип честности также предполагает справедливое ведение дел и правдивость.
2.4.Т. Аудитор не должен намеренно быть связан с отчетностью, документами, сообщениями или иной информацией, если есть основания полагать, что:
а) указанная информация содержит в существенном отношении неверные или вводящие в заблуждение утверждения;
б) указанная информация содержит утверждения или данные, предоставленные с небрежностью;
в) в указанной информации пропущены или искажены необходимые данные там, где эти пропуски или искажения могут вводить в заблуждение.
2.4.П1. Аудитор не считается нарушившим пункт 2.4.Т настоящего Кодекса, если он предоставляет модифицированное заключение (отчет) в отношении отчетности, документов, сообщений или иной информации, указанных в пункте 2.4.Т настоящего Кодекса.
2.5.Т. В случаях, когда аудитору становится известно, что существует ассоциированность с информацией, указанной в пункте 2.4.Т настоящего Кодекса, он должен принять меры для устранения этой связи.
Объективность
2.6.Т. Аудитор должен соблюдать принцип объективности, который требует, чтобы аудитор не допускал влияния предвзятости, конфликта интересов или других лиц на его профессиональные или деловые суждения.
Профессиональная компетентность и должная тщательность
2.8.Т. Аудитор должен соблюдать принцип профессиональной компетентности и должной тщательности, который требует, чтобы аудитор:
б) действовал добросовестно и в соответствии с применимыми профессиональными стандартами.
2.8.П1. Оказание (участие в оказании) аудитором компетентных профессиональных услуг требует использования им обоснованного суждения по применению профессиональных знаний и навыков в процессе осуществления (участия в осуществлении) профессиональной деятельности.
2.8.П2. Поддержание профессиональной компетентности требует постоянной осведомленности и понимания соответствующих технических, профессиональных и отраслевых достижений. Постоянное повышение профессиональной квалификации развивает и поддерживает способности, позволяющие аудитору компетентно работать в профессиональной среде.
2.8.П3. Под добросовестностью понимается обязанность аудитора действовать в соответствии с требованиями задания (договора), внимательно, тщательно и своевременно.
2.9.Т. Аудитор должен предпринимать разумные меры для того, чтобы лица, работающие под его руководством и участвующие в оказании профессиональных услуг, имели надлежащую подготовку и должное руководство.
2.10.Т. В случаях, когда это уместно, аудитор должен ставить в известность клиентов, аудиторскую организацию, в которой он работает, или иных пользователей профессиональных услуг об ограничениях, присущих этим услугам.
Конфиденциальность
2.11.Т. Аудитор должен соблюдать принцип конфиденциальности, который требует, чтобы аудитор обеспечивал конфиденциальность информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений. Аудитор должен:
а) помнить об опасности непреднамеренного раскрытия информации, в том числе вне профессиональной среды и лицам, с которыми он находится в тесных деловых отношениях, членам семьи, родственникам;
б) обеспечивать конфиденциальность информации внутри аудиторской организации;
в) обеспечивать конфиденциальность информации, раскрытой ему потенциальным клиентом или аудиторской организацией;
г) не раскрывать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений вне аудиторской организации без надлежащих и конкретных полномочий на раскрытие за исключением случаев, когда аудитор имеет законное или профессиональное право либо обязанность раскрыть указанную информацию;
д) не использовать конфиденциальную информацию, полученную в результате профессиональных или деловых отношений, для получения им или третьими лицами каких-либо преимуществ;
е) предпринимать разумные меры, чтобы лица, работающие под его руководством в профессиональном качестве, и лица, от которых он получает консультации или помощь, с должным уважением относились к его обязанности соблюдать конфиденциальность информации.
2.11.П1. В качестве основного принципа конфиденциальность служит общественным интересам, поскольку она способствует свободной передаче информации аудитору от клиента или аудиторской организации на основании понимания, что конфиденциальная информация не будет раскрыта третьей стороне. Вместе с тем, в следующих обстоятельствах от аудитора требуется или может потребоваться раскрытие конфиденциальной информации, либо такое раскрытие может быть уместным:
а) раскрытие требуется законодательством, например:
— при представлении документов или ином представлении доказательств в ходе судебного разбирательства;
— при сообщении уполномоченным государственным органам о ставших известными аудитору фактах нарушения законодательства;
б) раскрытие разрешено законодательством и (или) санкционировано клиентом или аудиторской организацией;
в) раскрытие является профессиональной обязанностью или правом (если это не запрещено законодательством):
— при внешнем контроле качества работы, проводимой саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору;
— при ответе на запрос (или в ходе расследования) саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудитор, или уполномоченного государственного органа;
— при защите аудитором своих профессиональных интересов в ходе судебного разбирательства;
— при соблюдении профессиональных стандартов, включая этические требования.
2.11.П2. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации аудитор учитывает, в зависимости от обстоятельств:
а) будет ли нанесен ущерб интересам какой-либо из сторон, включая третьи стороны, интересы которых также могут быть затронуты, при наличии разрешения клиента или аудиторской организации на раскрытие информации;
б) является ли соответствующая информация достаточно известной и в разумной степени обоснованной. При принятии решения о возможности раскрытия конфиденциальной информации аудитор учитывает неподтвержденные факты, неполную информацию либо необоснованные выводы;
в) характер предполагаемого сообщения и стороны, которым планируется передача информации;
г) являются ли стороны, которым планируется передача информации, надлежащими получателями информации.
2.12.Т. Необходимость соблюдать конфиденциальность сохраняется и после окончания отношений между аудитором и клиентом или аудиторской организацией. Меняя место работы или приступая к работе с новым клиентом, аудитор имеет право использовать предыдущий опыт. Однако аудитор не должен использовать или раскрывать конфиденциальную информацию, собранную или полученную ранее в результате профессиональных или деловых отношений.
Профессиональное поведение
2.13.Т. Аудитор должен соблюдать принцип профессионального поведения, который требует, чтобы аудитор исполнял применимые нормативные правовые акты и избегал поведения, о котором аудитор знает или должен знать, что оно может дискредитировать аудиторскую профессию. Аудитор не должен намеренно участвовать в какой-либо деловой или профессиональной деятельности либо занятии, которые негативно влияют или могут негативно повлиять на честность, объективность или репутацию профессии, и, соответственно, будут не совместимы с основными принципами этики.
2.13.П1. Поведение, которое может дискредитировать профессию, включает поведение, которое разумное и информированное третье лицо вероятнее всего сочло бы негативно влияющим на репутацию профессии.
2.14.Т. При предложении или продвижении своей кандидатуры или услуг аудитор не должен дискредитировать профессию. Аудитор должен быть честным, правдивым и не должен:
а) делать заявления, преувеличивающие уровень предлагаемых услуг либо свою квалификацию или опыт;
Введены новые обязанности аудиторских организаций
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Минфин России продолжает рассказывать об изменениях в аудиторском законодательстве, внесенных Федеральным законом от 2 июля 2021 г. № 359-ФЗ (Информационное сообщение от 7 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/2). Напомним, ранее, Министерство сообщало об изменениях в терминологии законодательства об аудиторской деятельности, а также правовых основах регулирования аудиторской деятельности (Информационное сообщение от 6 июля 2021 г. № ИС-аудит-46/1). С этими письмами, а также с другими разъяснениями Минфина России можно ознакомиться на его официальном сайте в подразделе с общей информацией раздела «Аудиторская деятельность» рубрики «Деятельность».
Так, рассмотрены изменения в части уточнения требований о минимальной численности аудиторов в аудиторской организации. Одним из требований к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов является наличие не менее трех аудиторов, работающих в этой аудиторской организации на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года вступит в силу новое требование – аудиторы должны быть работниками такой аудиторской организации по основному месту работы. Как поясняет Минфин России, под основным местом работы будет считаться то место работы работника, где хранится его трудовая книжка.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В случае оказания услуги общественно значимым организациям требования еще строже – с 1 января 2023 года в аудиторской организации должно быть не менее пяти работников, трудящихся там по основному месту работы. Если же услуги оказываются общественно значимой организации на финансовом рынке, то численность аудиторов, работающих в ней на основании трудовых договоров по основному месту работы, должна составлять до 1 января 2023 года не менее семи, а с 1 января 2023 года не менее 12.
Также законом вводятся новые обязанности аудиторских организаций. Так, например, при оказании услуг общественно значимым организациям аудиторы должны предоставлять информацию о внесении сведений об аудиторской организации в реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям и реестр аудиторских организаций на финансовом рынке, но только по требованию аудируемого лица. Также она должны обеспечивать возможность предоставлять электронные документы в Федеральное казначейство и получать такие документы от него.
Все без исключения аудиторские организации должны иметь свой Интернет-сайт и раскрывать на нем информацию о своей деятельности.
Расширен и предмет аудита. Теперь в него включены также бухгалтерская (финансовая) отчетность организации, предусмотренная изданными нормативными актами Банка России, а также консолидированная финансовая отчетность.
Скорректированы и правила предоставления аудиторской организацией информации, являющейся аудиторской тайной третьим лицам. Теперь аудитор не вправе предоставлять такую информацию, составляющую аудиторскую тайну, и полученные документы, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Что нельзя делать аудитору
Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 359-ФЗ (далее – Закон № 359-ФЗ) внёс ряд изменений в законодательство РФ об аудиторской деятельности и в частности, в Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – ФЗ/Закон об аудиторской деятельности).
Новшества направлены на реализацию положений Концепции развития аудиторской деятельности в России до 2024 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.12.2020 № 3709-р.
Основные нововведения законодательства об аудите связаны со следующими вопросами:
Закон № 359-ФЗ с большим объемом изменений вступает в силу 1 января 2022 года (за исключением отдельных норм).
Определен перечень общественно значимых организаций
Для целей аудита теперь введено понятие «общественно значимая организация» (ранее не применялось) и определен их состав.
(Общественно значимые организации, отмеченные знаком «*» в таблице, считаются общественно значимыми организациями на финансовом рынке.)
ОРГАНИЗАЦИИ, ОТНОСЁННЫЕ К ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫМ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ ЗАКОНА)
УКАЗАНИЕ НА ЭТИ ОРГАНИЗАЦИИ В СТАРОЙ РЕДАКЦИИ ФЗ «ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации на финансовом рынке
Правила те же, но речь также идёт о Реестре аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям именно на финансовом рынке, которого ранее не было.
Одновременно в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» установлено, что он с 2023 года ведет базы данных:
Изменения, связанные с деятельностью аудиторских фирм
Введены новые обязанности аудиторских фирм
СОДЕРЖАНИЕ НОВОЙ ОБЯЗАННОСТИ
ПРИМЕЧАНИЕ
Аудиторские организации на финансовом рынке
Для аудиторских организаций на фин. рынке ЦБ вправе устанавливать дополнительные требования к перечню, срокам и форме раскрытия информации.
Расширен предмет аудита
Дополнительно предметом аудита определены:
Аудиторская тайна
Согласно Закону об аудиторской деятельности аудиторская организация не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Новой ст. 14.1 Закона об аудиторской деятельности предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским фирмам.
В связи с этим аудиторская организация не вправе:
Уточнены права и обязанности аудируемых лиц
Законом № 359-ФЗ предусмотрено право аудируемых лиц (лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг) при получении аудиторских услуг требовать и получать от аудиторской организации информацию:
Кроме того, при получении аудиторских услуг аудируемое лицо (лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг) обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных:
Ранее в законе был только первый пункт и частично второй.
Введена обязанность назначать руководителей аудита
В законодательство об аудиторской деятельности введено новое понятие «руководитель аудита», которого ранее не было. Это аудитор, отвечающий в аудиторской организации за оказание аудиторской услуги аудируемому лицу. В том числе аудитор, возглавляющий аудиторскую группу.
То есть, при оказании любой аудиторской услуги (аудит, сопутствующие ему услуги) конкретному лицу аудиторская организация должна назначить руководителя аудита (ранее – требование не устанавливалось). При этом по закону допустима ситуация, когда руководитель аудита и аудитор, возглавляющий аудиторскую группу, – разные лица.
Руководитель аудита подписывает аудиторское заключение вместе с руководителем организации (ранее требование не устанавливалось).
Руководителем аудита может быть только аудитор в смысле Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:
Аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с ФЗ об аудиторской деятельности 2001 года не может быть назначен руководителем аудита.
Аудиторская организация может назначить руководителем аудита как своего работника на основании трудового договора по основному месту работы, так и аудитора по совместительству здесь. Исключение – руководители аудита общественно значимых организаций (только по основному месту работы).
Законом об аудиторской деятельности установлен ряд специальных положений, посвященных руководителям аудита общественно значимых организаций. Они касаются:
Установлены повышенные требования к руководителям аудита общественно значимых организаций
Для руководителей аудита общественно значимых организаций на финансовом рынке введены повышенные требования (ранее не устанавливались):
Ряд требований к руководителю аудита общественно значимой организации применяются начиная с аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2023 год.
Уточнены требования минимальной численности аудиторов
По закону одно из требований к членству аудиторской организации в СРО аудиторов – наличие не менее 3-х аудиторов, работающих на основании трудовых договоров. С 1 июля 2022 года Закон № 359-ФЗ уточнил, что такие аудиторы должны быть работниками аудиторской фирмы по основному месту работы (ранее такое требование не устанавливалось).
Однако трудовое законодательств не раскрывает понятия «основное место работы» и «место основной работы». По мнению Минтруда России, основным может быть только одно место работы работника, где, соответственно, хранится его трудовая книжка. Кроме того, согласно ст. 282 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством (письмо от 15.09.2016 № 14-2/В-880).
Вот ещё требования, которых ранее не было:
СИТУАЦИЯ
ПОСЛЕ 01.01.2023
Уточнена сфера деятельности аудиторских фирм
Аудиторские организации вправе обслуживать следующие виды аудируемых лиц:
ВИД ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ
(* – АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ)
ДРУГАЯ АУДИТОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
В отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности – начиная с аудита отчетности за 2023 год, сопутствующих аудиту услуг – начиная с 1 января 2023 года.
Определен порядок взаимодействия аудиторских организаций и ЦБ
Цели использования информации, полученной в результате взаимодействия:
Изменения, связанные с обязательным аудитом и конкурсами
Дополнен перечень случаев проведения обязательного аудита
Это когда организация – эмитент эмиссионных ценных бумаг, обязанный раскрывать информацию в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Ранее обязательный аудит касался только организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
Запрет проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами
Установлено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности проводят только аудиторские организации, хотя ранее допускалось его проведение по отчетности отдельных видов организаций индивидуальным аудитором.
Это означает, что индивидуальные аудиторы не могут проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности никаких организаций. Кроме того, они не вправе оказывать аудиторские услуги, включая инициативный аудит и сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям, включая общественно значимые организации на финансовом рынке (ранее такой запрет отсутствовал).
Однако Закон об аудиторской деятельности не запрещает индивидуальным аудиторам проводить инициативный аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги организациям, отличным от общественно значимых.
Этот запрет действует с обязательного аудита отчетности за 2021 год, а в отношении сопутствующих аудиту услуг – с 1 января 2023 года.
Уточнен порядок проведения конкурсов по закупке аудиторских услуг
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
Аналогичное требование сохранено для заключения договоров на проведение инициативного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности госкорпорации и госкомпании, а также обязательного и инициативного аудита отчетности ГУП и МУП.
Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля госсобственности не менее 25%, а также госкорпорации, госкомпании, ГУПы или МУПы проводят конкурс в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ. При применении этого порядка допустимо одно исключение: организатор конкурса освобожден от обязанности вводить в качестве одного из условий конкурса требование об обеспечении заявок на участие и/или обеспечении исполнения контракта.
Для иных организаций, признаваемых общественно значимыми, Минфин совместно с Банком России вправе установить правила проведения указанного конкурса, если иные правила не установлены другими ФЗ. Ранее такое полномочие отсутствовало.