Что относится к мировой культуре
Мировая культура
Смотреть что такое «Мировая культура» в других словарях:
Культура Германии — включает в себя культуру как современной Федеративной Республики Германия, так и регионов, составляющих современную Германию до её объединения: Пруссия, Бавария, Саксония и других. Более широкая трактовка «немецкая культура» включает в себя также … Википедия
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА — система экономических взаимоотношений между странами мира. Мирохозяйственные связи развиваются с древнейших времен, их значение непрерывно возрастает. Они развиваются на основе разделения труда, связанного с различиями в природных условиях и в… … Юридическая энциклопедия
Культура Винча — Распространение культуры Винча (фиолетовый) в 3500 году до н. э … Википедия
Мировая художественная культура — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
Мировая экономика — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
МИРОВАЯ ВОЛЯ — центральное понятие в метафизике преступления А. Шопенгауэра. Согласно его учению, миропорядок лишен разумного содержания, а жизнь не имеет ни цели, ни смысла. Миром правит не благой и мудрый абсолютный разум, как у Гегеля, а неразумная,… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
Старчево-Кришская культура — История Сербии … Википедия
Вторая мировая война — У этого термина существуют и другие значения, см. Вторая мировая война (значения). Вторая мировая война Мировые войны … Википедия
Майкопская культура — Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия
Финская культура — Содержание 1 Исторические аспекты 2 Литература 2.1 Зарождение 2.2 Реализм … Википедия
Мировая и национальная культура
Для анализа структуры культуры важно научное выделение носителя – субъекта (создателя, хранителя) культуры.
Субъектом культуры, создающим для себя особую жизненную среду и формирующимся под её воздействием, является человек. Основной феномен культуры – человек, ибо без него и вне его её бы просто не было. Человек сам является мини-моделью культуры, представляет собой культурный микрокосм (мир малых величин). Истоки культуры следует искать там и тогда, когда появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо.
Но человек творит культуру не в одиночку, а сообща, с другими людьми. Культура есть явление коллективное, общественное. Главным субъектом истории является народ как основная сила, творящая и преобразующая мир культуры во всем его многообразии, величии и значимости. Но народ – сложное социальное образование, он непрост по социальному и демографическому составу. Внутри народа – главного исторического субъекта культуры – можно выделить другие субъекты, находящиеся на разных «этажах» его структуры:
– социальная общность (род, племя, народность);
– класс (крестьяне, рабочие, феодалы, буржуазия);
Осознанно заниматься развитием культуры, обогащать её новыми ценностями в равной степени имеют возможность далеко не все субъекты, их роль в развитии культуры бывает различной.
В соответствии с различными носителями (субъектами) принято выделять прежде всего мировую и национальную культуру. Мировая культура является результатом деятельности всего человечества по «возделыванию» мира.
Мировая культура представляет собой совокупность лучших достижений этнических и национальных культур всех народов Земли, созданных на протяжении всей человеческой истории, вошедших в историческую память и получивших известность во всех регионах нашей планеты. Основой современной мировой культуры является европейская культура городского типа.
Компонентами мировой культуры являются:
– высокая художественная культура различных регионов;
– продукция массовой культуры;
– элементы социального поведения;
– международное право, регулирующее отношения между государствами; в нем фиксируется признание культурной самобытности народов;
– наука как всеобщее достояние, основа для коммуникации и взаимного обогащения и взаимодействия.
Мировая культура включает в себя множество локальных культур – этнических и национальных.
Этническая культура – это культура, которую формировали начиная с ранних стадий развития истории человечества племена, общины, этнические группы. Обязательным признаком любой этнической культуры является её своеобразие, неповторимость, оригинальность. Каждый этнос живет в конкретном природно-историческом окружении, адаптируется к ним, накапливает специфический культурный опыт, формирует уникальные культурные комплексы.
Этнос(в пер. с греч. «племя, народ») – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами, единой культурой, языком, психологическим складом, с также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ( самосознанием).
Основой уникальности этнических культур является специфическая для каждой культуры система ценностей – идеалов, к достижению которых стремятся представители каждой культуры. Они закрепляются в системе норм и правил поведения, позволяющие воплотить ценности культуры в жизнь. На их основе формируются стереотипы – наиболее типичные, стандартные формы поведения и восприятия окружающего мира и других людей. Как правило, мы не отдаем отчета в существовании стереотипов, но реальное поведение любого человека всегда основывается на них. Так, вряд ли кто из людей задумывается над тем, как он поздоровается с друзьями при встрече. Но в Европе при этом пожмут руку, в Японии поклонятся друг другу, плотно прижав руки к бокам. Именно в устойчивых поведенческих установках проявляется специфика этнических культур.
Таким образом, любую этническую культуру можно представить в виде «культурного айсберга», в основании которого лежат ценности, в середине – нормы и правила поведения, а вершиной айсберга является реальное поведение людей. И, как в любом айсберге, вершина составляет не более десятой части всего айсберга, а основная масса скрыта водой.
Свое завершение процесс формирования этнической культуры находит в появлении самоназвания – этнонима (вятичи, кривичи, русские, французы, испанцы и т.д.). Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел определенный путь, его члены осознали свое единство, почувствовали свое отличие от других народов.
С образованием национальных государств складывается национальная культура.
Национальная культура – это культура определенной нации, складывающая на основе длительной совместной жизни, труда и борьбы, единой экономики, территории, языка и государственности. Своеобразие национальной культуры, её самостоятельность и самобытность проявляются как в духовной сфере (язык, фольклор, литература, искусство, мораль, политика, религия и др.), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции и способы труда и производства, жилище, одежда, пища) сферах жизни и деятельности.
Сегодня в мире почти не осталось чистых этнических и национальных культур, поэтому любая культура складывается из этнически нейтральных (общемировых) и этнически (национально) окрашенных черт культуры. Сочетание этнических, национальных и общемировых черт культуры неодинаково не только у разных народов, но и внутри культуры одного этноса. Этническая специфика более заметна в сельском хозяйстве и ремесленном производстве, минимальна на современных промышленных предприятиях. Этнических (национальных) элементов больше в художественной культуре, религии, морали; меньше – в науке, праве, экономике. Африка слабо затронута общемировой культурой, в Азии носителями мировой культуры являются городские жители и верхушка общества.
Новый культурный порядок должен основываться на признании единства народов и их культур при сохранении их самобытности.
Мировая культура в некотором смысле абстрактное понятие, ибо мировая культура в действительности существует только в виде множества конкретных культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох – в виде культур отдельных стран и народов.
В едином временном срезе культуры противостоят друг другу, взаимодействуют, спорят, понимают и гораздо чаще – не понимают друг друга. Они непрерывно движутся, развиваются, но изменения идут неодинаковыми темпами, сопровождаясь зачастую не только прогрессом, но и регрессом.
Ни одна культура не существует изолированно. Решая свои задачи, она постоянно обращается к своему прошлому, к наследию или к живому опыту других культур. В ХХ в. это обращение к другим культурам получило название «диалога культур», многие называют это взаимодействие «полилогом», ибо в разговоре обычно участвуют не две, а сразу несколько различных культур. К сожалению, культуры говорят на разных языках. Поэтому в диалоге возникают серьезные проблемы понимания, осложненная проблемой чужого языка. Нужно освоить чужое миропонимание.
Адекватному восприятию чужих культур мешают следующие факторы:
1) Проблема «временного масштаба»: в одно понятие «культура эпохи» объединяются два-три столетия, мы судим о ней по произведениям нескольких людей, иногда сосредоточенных на узком временном отрезке, а иногда разбросанных во времени и пространстве.
2) Проблема обыденного «культурного фона» и её «вершин» заключатся в том, что мы судим о культуре в основном по её вершинам. Поэтому культура России 1820–1830-х гг. остается для нас преимущественно культурой Пушкина. Место, которое он занимал в тогдашнем обществе, гораздо менее значительно, чем это представляется нам. В нашем представлении о культуре мы исходим из квинтэссенции высших её достижений, неоправданно сжатых во времени.
3) Чужая культура в нашем восприятии искажается в связи с проблемой её сохранности, ибо ни одна из культур древности не дошла до нас в своем первозданном виде. Большинство из них сохранилось лишь в облике отдельных, сильно фрагментированных памятников. Воссоздать целостный, неискаженный облик культуры весьма сложно. Поэтому по сохранившимся остаткам культуры воссоздается нечто общее – алгоритм, определяющий основной стержень умершей культуры.
До нас доходят прежде всего памятники литературы и вещи, изготовленные из прочных материалов – скульптура, архитектура, монументальная живопись, да и то чаще всего в деформированном виде.
Мы очень мало знаем, например, о музыке, хотя основные культуры древности были по преимуществу музыкальны. Практически совсем неизвестны нам театр и танец – то есть виды искусства, оперирующие пр своем воплощении временем.
Все эти факторы следует учитывать при воссоздании целостного облика культуры, чтобы адекватно осмыслить её значение.
Образ мира в сознании человека как стержень культуры. В основе периодизации мировой культуры лежит «образ мира», мировидение, то, как человек себя с миром соотносит. Велик ли он или мал по сравнению с миром; находится ли он в центре мироздания или на его обочине; сам ли он является силой или этой силой делает его Бог; наполнен ли мир вокруг него добрыми или злыми силами. В центре проблемы мировидения оказывается проблема отношения человека и мира, проблема взаимодействия между миром и человеком.
Образ мира, возникший у человека, определяет и способ его взаимодействия с этим миром: в зависимости от него человек сожжет отвести себе активную или пассивную роль. Это определяет поведение человека, степень способности его к изменению мира.
Образ мира складывается из:
1) самоощущения – ощущения человеком своего места в мире, представления о том, что есть человек, т.е. представления о собственной личности: её величине, значимости в мире, её активности;
2) ощущения пространства, способах его восприятия и передачи. Одни культуры ограничивают пространство куполом неба, другие постигают бездонный космос, бесконечные дали. Для одних культурных периодов мир ограничивается одни материком, другие видят его во всем объеме земного шара;
3) восприятие времени не везде одинаково и неизменно. Например, у культур Востока используется лунный календарь, у них время не линейно, как у нас, а циклично – то есть оно периодически возвращается к тому моменту, с которого его движение началось.
Время и пространство взаимосвязаны и взаимозависимы. Их единство во многом определяет единую картину мира, а значит, и реакцию человека на этот мир, его поведение и набор человеческих ценностей в нем.
Мировая культура есть мозаика культур. Множество культур образуют систему сложных взаимосвязей в которой каждой культуре отведены свое место и своя роль, сыграв которую они образуют вместе некое единство, которое и позволяет говорить о мировой культуре, о культуре человечества в целом.
Виды и формы культуры
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Понятие культуры
У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.
Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.
В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
Как еще понимают культуру:
как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;
как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;
как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).
Элементы культуры
Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:
Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.
Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.
Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.
Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.
Функции культуры
Перечислим основные функции культуры:
Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.
Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.
Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.
Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).
Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.
Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.
Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.
Основные формы культуры
В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:
по связи с религией — религиозная и светская;
по региональному признаку — культура Востока и Запада;
по национальному признаку — русская, американская и т. д.;
по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;
по связи с территорией — сельская и городская культура;
по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;
по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.
по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.
Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.
Элитарная
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:
включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;
трудна для понимания для неподготовленных людей;
эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.
Народная
Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:
следование традициям и ритуалам;
ограниченное информационное поле.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Массовая
Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:
имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;
чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;
носит коммерческий характер;
в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.
Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.
Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;
произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;
отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;
отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.
Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:
снижает общий уровень духовной культуры общества;
ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;
рассчитана на пассивное потребление;
формирует стереотипы в сознании людей;
формирует искусственные потребности.
Материальная
Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.
Задачи материальной культуры:
адаптация человека к окружающему миру;
удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.
Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.
Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.
Духовная
Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Духовные ценности культуры отражаются в сферах:
Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.
Признаки духовной культуры:
стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;
ориентация на идеальные формы;
глубокая нравственная традиция;
большая свобода творчества;
неутилитарность и бескорыстие.
Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.
Функции духовной культуры:
хранение культурного опыта;
средство понимания и объяснения мира;
регулирование взаимодействия людей в социуме;
формирование общественных ценностей и идеалов;
воспитание и образование.
Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.
Разновидности культур
Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.
подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);
криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);
религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);
этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.
Характерные черты субкультур:
наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;
специфический образ жизни и привычное поведение;
наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;
формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.
Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).
Характерные черты контркультур:
нетрадиционные культурные формы,
нетрадиционные формы религии.
Таблица «Виды культуры»
Массовая
Элитарная
Народная
Коммерциализация духовной деятельности
Приоритетное развитие развлекательных жанров
Ориентация на запросы широкого круга потребителей
Направленность на получение прибыли
Носит развлекательный характер
Ориентируется на запросы широкого круга избирателей
Тиражирование стандартизированных ценностей
На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов
Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов
Привлечение популярных актеров
Характеризуется частой повторяемостью сюжетов
Адресована всем, без различия классов, наций, пола
Действует как механизм «внушения и заражения»
Является порождением технического прогресса
Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций
Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей
Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства
Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта
Необходимость специальной подготовки для усвоения информации
Нестандартность художественных средств
Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов
Безграничное самовыражение творца
Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника
Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли
Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов
Оригинальность и индивидуальность работ
Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном
Передача преимущественно в устной традиции
Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей
Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение
Отражает национальный характер
Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры
Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа