Что не является видом готовности к обучению в школе практическая интеллектуальная мотивационная

Понятие готовности к обучению в школе. Виды готовности

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У такого ребенка уже развита рефлексия. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу». К концу дошкольного возраста особое значение приобретает мотивационная готовность к учению в школе.

Как отмечает Г. А. Урунтаева, психика ребенка на протяжении предшествующих лет существенно изменилась. От беспомощного существа, полностью зависящего от взрослого, ребенок превратился в подлинного субъекта деятельности, обладающего чувством собственного достоинства, переживающего богатый спектр эмоциональных процессов от восторга до вины и стыда, сознательно выполняющего нравственные нормы и правила поведения в обществе.

К 6 годам у него впервые появились представления о себе как о члене общества, осознание своей индивидуальной значимости, собственных индивидуальных качеств, переживаний и некоторых психических процессов. Меняется социальная ситуация развития: ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности (А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин). Весь ход психического развития ребенка приводит к тому, что в конце дошкольного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение.

Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является его сензитивность к усвоению нравственных норм и правил поведенияиготовность к овладению целями и способами систематического обучения. Основные новообразования дошкольного возраста (потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, способность соотносить свое поведение с нравственными ожиданиями взрослых, осознание нравственных норм и др.) готовят ребенка к выполнению нового вида деятельностиучебной деятельности.

Чтобы успешно выполнять учебную деятельность, ребенок должен иметь необходимый уровень развития, который определяется как готовность ребенка к школе. В современной психологии не существует единого определения этого понятия. Более того, часто говорят не о «готовности к обучению», а о «школьной зрелости» (ряд зарубежных авторов). А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. Л. И. Божович указывала, что готовность к обучению в школе определяется уровнем развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностью к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позицией школьника.

Есть разные мнения относительно того, какие выделять грани готовности к обучению. Так иногда говорят о функциональном, педагогическом и психологическом аспектах готовности ребенка к школе.

При этом под функциональной готовностью понимается достаточный для решения задач обучения уровень созревания мозговых структур и нервно-психических функций. Если у ребенка низкая функциональная готовность, то он в ходе обучения может испытывать трудности, связанные с психическими перегрузками. При этом у него возможен достаточно высокий уровень развития интеллекта, мотивов и т.д., но отсутствие функциональных условий делает обучение рискованным из-за большой уязвимости психики.

Под педагогической готовностью к школе понимают уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе(навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания, чтение стихов и т.д.).

Психологическая готовность к школе определяется как «сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств».

К моменту начала обучения в школе ребенок должен быть развит физически, психически и социально. Исходя из этого, готовность к школьному обучению можно определить следующим образом.

Готовность к школьному обучениюсоответствие уровня физического, психического и социального развития ребенка требованиям и условиям учебной деятельности в школе.

Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшей составляющей общей готовности и отражает уровень развития у него ряда психологических характеристик. Каковы наиболее важные психологические характеристики, разные авторы считают по-разному. Так. В. С. Мухина утверждает, что в основе готовности к школьному обучению лежит желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального развития ребенка, а также возникновение у него внутренних противоречий, определяющих мотивацию к учебной деятельности. Д. Б. Эльконин полагал, что важнейшим показателем готовности является уровень усвоения социальных отношений. Существующие определения психологической готовности совпадают по многим параметрам. По мнению И. Ю. Кулагиной и В. Н. Колюцкого, «психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности».

Итак, если попытаться обобщить изложенные позиции, то можно дать следующее определение. Психологическая готовность к обучению в школенеобходимый для успешного начала учебной деятельности ребенка уровень развития познавательных процессов, эмоциональной, волевой сферы, навыков социального взаимодействия, а также наличие у него желания учиться.

Психологическая готовность к обучению в школе – комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности. Поэтому успешное начало учебной деятельности зависит от уровня развития различных психологических сфер. Это обуславливает выделение соответствующих видов психологической готовности.

Иногда в психологии выделяют два вида психологической готовности к школьному обучению – специальную и общую. Для определения специальной готовности измеряются индивидуальные показатели интеллектуального и сенсомоторного развития, которые сопоставляются с возрастными стандартами. Если значения индивидуальных показателей не ниже нижней границы, ребенок признается готовым к школьному обучению. Общую готовность характеризуют уровень произвольности деятельности, сформированность навыков межличностного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, готовность к деловому сотрудничеству с учителем, положительное отношение к школе и учению и др.

По мнению А. Керна и Я. Йирасека, поступающий в школу ребенок должен быть зрелым в интеллектуальном, эмоциональном и социальном отношениях. Соответственно ими выделяют три компонента готовности: интеллектуальную зрелость, эмоционально-волевую зрелость и социальную зрелость.

И. Ю. Кулагина выделяет два аспекта психологической готовностиличностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Личностная готовность к школьному обучению выражается в сформированности внутренней позиции школьника (наличие устойчивого стремления «быть учеником», т.е. речь идет о мотивационной готовности), в произвольности поведения, в способности взаимодействовать с другими людьми, в отношении к себе. Таким образом, в данном подходе личностная готовность предполагает сформированность различных сфер личности (мотивационной, произвольной, социально-психологической и самосознания).

Базируясь на представленных выше подходах, в структуре психологической готовности к обучению в школе можно выделить следующие виды:

³ интеллектуальная готовность;

³ мотивационная готовность;

³ произвольная готовность;

³ социально-психологическая готовность.

Приведем их краткую характеристику.

Интеллектуальная готовностьсвязана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.

Как отмечает Я. Л. Коломинский, ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки – это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях – это показатели развитого мышления ребенка.

Как считает И. В. Дубровина, интеллектуальная готовность предполагает наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Мотивационная готовностьуказывает на то, что для успешного обучения одно из основных условий – устойчивое стремление ребенка к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям. У ребенка должно появиться стремление овладеть важной содержательной деятельностью, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. На появление такого желания влияет:

¨ отношение близких взрослых к учению

¨ отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение, и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости – он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции» (Д. Б. Эльконин).

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержаниестала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»).

Положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, т.е. принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.

Во многом желание учиться обусловлено умением родителей, других значимых людей заинтересовать ребенка в предстоящей деятельности. Неважно, что первоначально детей могут привлекать лишь внешние атрибуты школьной жизни (красивые портфели, пеналы, ручки и т.п.). Впоследствии на их основе при правильном подходе у него возникнет желание учиться, узнавать что-то новое, получать хорошие оценки.

Произвольная готовность.Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Волевые (произвольные) действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

Для успешного обучения важно, чтобы у каждого ребенка была развита способность к произвольному управлению.

Появление способности к произвольному управлению, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.

Социально-психологическая готовность.Учебная деятельность, направленная на решение учебных задач,предполагает активное взаимодействие ученика с учителем, и учеников между собой.Детям необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.

К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка с взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М. И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Такое общение характеризуется стремлением ребенка услышать и понять обращение взрослого к себе и наоборот. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Таким образом, дети должны иметь навыки делового общения, уметь совместно выполнять совместные учебные действия, уметь слушать и слышать, правильно вести себя в проблемных ситуациях общения.

Источник

Проект «Мотивационная готовность к школьному обучению».

Проект «Мотивационная готовность

к школьному обучению».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема готовности к школе. Психологи и педагоги озабочены тем, что ежегодно увеличивается рост детей неготовых к школе, не желающих идти в общеобразовательные учреждения, среди которых все чаще встречаются дети с достаточно высоким уровнем умственного развития и овладевшие навыками чтения и счета еще до школы. Поэтому самым актуальным на сегодняшний день при подготовке к школьному обучению является направление «Мотивационная готовность ребенка к школе». Мотивационная готовность к школьному обучению является частью личностной готовности, а значит и психологической готовности к школе.

Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Учебная деятельность первоклассников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.

Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Программы подготовки ребенка к школе в детском дошкольном учреждении направлены в основном на развитие интеллектуальной готовности, кроме того, их особенностью является школьный метод обучения, в результате которого желание ребенка идти в школу не возрастает. В итоге мы получаем такую ситуацию, что многие дети хотят остаться в детском саду.

Таким образом, задача подготовки детей к школьному обучению не должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент здесь должен делаться на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагогов сначала пробудить у ребенка желание научится чему-то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
— положительных представлений о школе;
— желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
— сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Таким образом, воспитателям подготовительных групп и психологу необходимо проводить специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению.

Поэтому мной разработан проект по развитию мотивационной готовности к школе у детей «Мотивационная готовность как один их основных компонентов психологической готовности к школе».

Цель проекта: формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста через систему знаний и представлений.

В ходе реализации проекта решаются следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

Расширение представления дошкольников о школе;

Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе;

Развитие способности к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса.

Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.

Формировать самосознание и адекватную самооценку.

Обеспечивать атмосферу эмоционального принятия, снижающей чувства беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

Гипотеза: Дети подготовительной группы с высоким уровнем мотивационной готовности к обучению в школе, с развитой потребностью к знаниям, умениям, а также стремлением к их совершенствованию, успешно адаптируются к школе.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели подготовительной к школе группы, родители.

Формирование положительного отношения к школе и образа «Я» у детей старшего дошкольного возраста нашего дошкольного учреждения стало наиболее эффективным при соблюдении следующих условий:

Включения в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней в рамках проекта.

Создания предметно – развивающей среды для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач и обеспечения ее доступности.

Понимания педагогами значимости проблемы и проявления их творческой инициативности в подборе форм, методов в работе с детьми.

Педагогического просвещения родителей по вопросам готовности к школьному обучению.

Осуществления связи детского сада со школами района в вопросах преемственности.

Формы работы с детьми:

С будущими первоклассниками два раза в год (октябрь, май) проводится исследование психологической готовности к школе по следующему диагностическому инструментарию:

Цветовой тест Люшера – эмоциональные установки по отношению к школе.

методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка» на определение уровня самооценки ребенка.

Тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).

Методика «Определение мотивов учения» М.Р. Гинзбурга.

Методика «Мотивационные предпочтения (автор Д.В. Солдатов).

Система работы с детьми по формированию мотивационной готовности к школьному обучению.

просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов;

индивидуальную консультативную работу.

В ходе проекта были разработаны рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Подготовленные рекомендации помогут педагогам сформировать у детей мотивационную готовность, улучшить эмоциональные отношения с детьми, подготовить детей к вступлению в очень серьезный этап своего развития.

Анкета для родителей будущих первоклассников 1

Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других 

Мой ребенок, наверняка, часто будет обижать других детей 

На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка 

Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей 

Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать учительница 

Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться считать, писать, считать 

Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить 

Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна 

Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек 

На мой взгляд, начальная школа, редко способна научить чему-либо ребенка 

Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу

Подсчитайте, сколько знаков «+».

До 4 баллов: у Вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни ребенка.

6-10 баллов: лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 и более баллов: было бы неплохо посоветоваться с детским психологом

Достаточно ли внимания Вы уделяете

1. Все ли Вам нравится в вашем ребенке?

2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?

3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит?

4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

5. Поправляете ли вы речь малыша?

6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?

7. Хвалите ли вы малыша?

8. Смеетесь ли вы вместе с ним?

9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку?

10. Часто ли вы обнимаете ребенка?

11. Играете ли вы вместе?

12. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?

13. Есть ли у ребенка в доме место, которое отведено только ему?

14. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, спектакль вашего малыша?

15. Ходили ли вы в театры, в музеи, в зоопарк, в цирк вместе с ребенком?

16. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор, играть в компьютерные игры?

17. Беседуете ли вы с ребенком о смысле увиденного спектакля, фильма, прочитанной книги?

18. Стараетесь ли вы сказать все за ребенка на приеме у врача, в магазине, прежде чем он успеет открыть рот?

19. Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулки?

20. Есть ли у вашего ребенка возможность играть в шумные, подвижные игры?

«Да, почти всегда» – 4 балла;

«Иногда, может быть» – 2 балла;

«Нет, никогда» – 0 баллов.

Сложите полученные баллы. Если сумма баллов

от 80 до 60 – вы достаточно хорошо знаете своего ребенка, у вас очень хорошие взаимоотношения, вам очень хорошо вместе;

от 60 до 30 – очевидно, вы занятой человек, но, несмотря на это, вы все же умудряетесь выкроить время для своего малыша;

меньше 30 – вам стоит задуматься и уделить немного больше внимания ребенку. Это сделает и его и вас счастливее.

Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу?

Тест для родителей

1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.

2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.

4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».

Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма. Если общий показатель принимает значение

до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайнем мере Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5–10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.

1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.

5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *