Что не является целью применения наглядностей

Наглядные методы и приемы обучения

Что не является целью применения наглядностей Гюльнар Нагиева
Наглядные методы и приемы обучения

Методы воспитания

– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

— содержания учебного материала;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

— оснащенности педагогического процесса;

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

— времени, отведенного на изучение того или иного материала;

— объема и сложности материала;

— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

— типа и структуры занятия;

— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

— особенностей личности педагога, его квалификации.

«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.

Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.

Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.

Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Источник

Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников

Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.

Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.

Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.

В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике.

Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.

Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.

В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании:

1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.

2. Применять только в соответствующий момент занятия.

3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.

4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.

5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.

6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.

7. Необходимо рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и труда детей с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.

Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т. е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду.

Но все же, какой метод обладает большей результативностью?

Еще в середине XX века Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Результаты отразились в пирамиде, названной в честь профессора – «пирамида Дейла»

Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.

Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.

Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.

Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике.

Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.

Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад » Ручеёк» Ярушина Н. Е.пополнила игротеку: развивающие карточки «Правила безопасности», «Зимующие птицы России», «Животные России». Наглядно- дидактическое пособие: » Расскажите детям о домашних животных», «Продукты питания», «Посуда»

Что не является целью применения наглядностей Что не является целью применения наглядностей Что не является целью применения наглядностей Что не является целью применения наглядностей

Что не является целью применения наглядностейРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Что не является целью применения наглядностейРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Что не является целью применения наглядностейИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.

Что не является целью применения наглядностейРоль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.

Что не является целью применения наглядностейЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Источник

Цели и способы применения наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества.

Что не является целью применения наглядностей Что не является целью применения наглядностей Что не является целью применения наглядностей Что не является целью применения наглядностей

Что не является целью применения наглядностей

Что не является целью применения наглядностей

Лекция 2.5.1 Использование средств наглядности на уроках ИЗО.

1. Виды наглядных пособий на уроках ИЗО.

2. Цели и способы применения наглядных пособий

Виды наглядных пособий, которые могут быть применяться на уроках изобразительного искусства и народного творчества.

Наглядное пособие –это средство обучения, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций. Выдающийся психолог Л.С.Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя» (2, с.235).

Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, в которые чаще всего входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для учителя. (7)

Натуральные наглядные средства

Изобразительные наглядные средства

ДемонстрационныеИндивидуальные1.Предметы окружающей действительности1.Таблицы, плакаты, книги, репродукции, схемы. 2. Рисунки, иллюстрации, педагогический рисунок1. Учебники, тетради, книги.1.Педагогический рисунок2. Модели геометрических тел, предметов и т.д.3.Слайды, видео, презентации, фото.2. Карточки3. Муляжи4. Динамические пособия3. Муляжи4. Образцы народного и профессионального искусства4. Раздаточный материал.

1. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для изобразительного искусства это все, что можно нарисовать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о форме и цвете предмета.

2. Широко используются в школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов, таблицы, плакаты, книги, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с плакатами и таблицами способствуют формированию многих понятий о способах передачи изображения.

Изобразительные наглядные пособия делятся на демонстрационные и индивидуальные. К демонстрационным относятся плакаты, репродукции картин, фотографии архитектурных сооружений и работ скульпторов, сравнительные таблицы, схемы поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры. Они способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся. Таблицы по назначению делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. К демонстрационным наглядным пособиям относятся также и различные видеоматериалы: слайды, видео-презентации, мастер-классы, видео-экскурсии и др.

К индивидуальным относятся тетради на печатной основе, учебники, цветовые схемы, книги с иллюстрациями, муляжи фруктов и овощей. Все эти пособия помогают учащимся выполнять самостоятельно задания по изображению предметов, иллюстрированию, познаванию формы предметов, определению теплых и холодных цветов, составлению композиций для натюрмортов.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

А так же важны рассказы, беседы, которые сопровождают показ образцов произведений народного творчества, репродукций великих русских и зарубежных художников, а также фотографии работ известных скульпторов, зданий, построенных знаменитыми архитекторами и др.

Что не является целью применения наглядностей

Отбирая произведенияизобразительногоискусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:

— художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;

— разнообразием видов и жанров изобразительного искусства;

— традиционностью видов народного творчества;

— разновидностями технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;

— единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.

Нельзя забывать и о пользе экскурсий в музеи, посещении с учениками выставок народного и современного искусства, выходов на природу для выполнения эскизных зарисовок. Огромное влияние на воспитание эстетического сознания школьников имеет наблюдение ими настоящих образцов народного творчества, соприкосновение с предметами старины.

Цели и способы применения наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества.

Перечислим цели применения наглядных пособий :

— создание мотивации к обучению;

— развитие аналитических и творческих способностей;

— обучение правилам рисования;

— обучение пользование справочным материалом как средством самообучения;

— эстетическое воспитание учащихся;

— свободное ориентирование школьников в видах народного искусства.

Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься художественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Именно правильная мотивация обуславливает возможность выполнения остальных задач, стоящих перед учителем в сете новых образовательных стандартов. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством.

Способы достижения этих целей рассмотрим на примере уроков по теме «Народное творчество»:

1. Правильное оформление кабинета с помощью наглядных пособий, а именно предметов быта, образцов народного творчества или их изображения.

Что не является целью применения наглядностей

2. Во время объяснения отличительных особенностей того или иного вида народной живописи необходимо использовать в качестве наглядных пособий плакаты с изображением характерных элементов орнамента и схемы поэтапного выполнения узоров народной росписи или тетради на печатной основе с соответствующими заданиями.

Что не является целью применения наглядностей

3. Рассказ о сюжетах народной живописи сопровождать показом образцов и видеофильмом на эту тему. Возможно добавление звуковой дорожки, которая настроит учеников на лирический лад, задаст темп работы и будет способствовать сближению с наследием прошлых поколений.

4. Эстетическому развитию школьников может способствовать также посещение музеев и выставок на данную тему, а также заслушивание сказок и былин.

5. Закрепление пройденного материала может осуществляться с помощью создания коллективной работы на характерный сюжет народной живописи, организацией выставки детских работ по пройденной теме, наглядными пособиями здесь будут служить уже все вышеперечисленные, а также работы самих школьников.

Что не является целью применения наглядностейЧто не является целью применения наглядностей

Что не является целью применения наглядностейЧто не является целью применения наглядностей

Что не является целью применения наглядностейЧто не является целью применения наглядностей

Включает показ и одновременное коментирование:

Иллюстраций разного вида.В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, видео, презентаций, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.

Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно замерять результаты, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.

Растовцев Н.Н. выделяет ряд требований к использованию наглядности:

— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

— наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

— восприятие должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

— необходимо четко выделять главное, существенное при показе наглядности;

— детально продумывать пояснения, вопросы, даваемые в ходе демонстрации явлений;

— демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

— привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *