Что не является целью применения наглядностей
Наглядные методы и приемы обучения
Гюльнар Нагиева
Наглядные методы и приемы обучения
Методы воспитания
– способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения
– совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения
– часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
Наглядные методы и приемы обучения
Методы
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Наглядные пособия,используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
Приемы
Словесные методы и приемы обучения
Методы
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели,если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
Приемы
• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;
• указание (целостное и дробное) ;
• беседа (после экскурсии, прогулки,
Игровые методы и приемы обучения
Методы
1. Дидактическая игра
2.Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
Приемы
• внезапное появление объектов;
• выполнение воспитателем игровых
• загадывание и отгадывание загадок;
• введение элементов соревнования;
• создание игровой ситуации.
Практические методы обучения
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— содержания учебного материала;
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;
— оснащенности педагогического процесса;
– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.
Классификация средств воспитания
(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)
Средства материальной культуры
– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.
Средства духовной культуры
– книги, предметы искусства, речь.
Явления и объекты окружающего мира
– явления природы, растительный и животный мир.
Средство обучения
– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний
Выбор средств обучения зависит от:
— закономерностей и принципов обучения;
— общих целей обучения, воспитания и развития;
— конкретных образовательных задач;
— уровня мотивации обучения;
— времени, отведенного на изучение того или иного материала;
— объема и сложности материала;
— уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;
— возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;
— типа и структуры занятия;
— взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;
— материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;
— особенностей личности педагога, его квалификации.
«Методы и приемы ФЭМП» (презентация) В процессе ФЭМП у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые. При выборе.
Методы и приемы нетрадиционного рисования 22:16 Методы и приемы нетрадиционного рисования Методы и приемы нетрадиционного рисования Тычок жесткой полусухой кистью Средства выразительности:.
Методы и приемы организации эксперементально-исследовательской деятельности Введение В наше противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания.
Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.
Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.
Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.
Нетрадиционные приемы и методы проведения артикуляционной гимнастики Упражнения с шариком (диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарика и завязана на узел).
Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.
Роль использования наглядно-дидактического пособия в развитии и обучении старших дошкольников
Статья посвящена проблеме использования наглядно-дидактического материала в обучении детей старшего дошкольного возраста. Раскрываются возможности и способы использования предметно-образной наглядности в развитии детей. В статье отражены преимущества использования наглядных средств обучения. Установлено, что при использовании традиционных средств обучения дети усваивают учебный материал быстрее, чем при использовании современных информационно – компьютерных технологий.
Ключевые слова: наглядность, принцип наглядности, дидактический материал, предметно-образная наглядность, дидактическая технология.
Принцип наглядности, как один из основополагающих методических принципов, играет особую роль в обучении детей дошкольного возраста. Долгое время он исследуется педагогами и психологами, но не утратил свою актуальность и сегодня.
В наше время педагоги часто используют в развитии и обучении детей современные или инновационные технологии, то есть аудио- и видеоматериалы, презентации. Они способствуют углубленному изучению сложных тем для восприятия ребенка с первого раза. Однако, как показывает практика, более 65% применяет на занятиях более традиционные методы обучения: наглядные, словесные, практические методики, а также работают с книгами. Например, правильное использование наглядности на занятиях в детском саду способствует формированию у ребенка четких представлений по теме занятия, развивает внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление и речь, помогает через анализ материала прийти к обобщению, которые позже применяют на практике.
Наглядность – принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения. Наглядность в учебно-воспитательном процессе, обеспечиваемая с помощью разнообразных иллюстраций, демонстраций и компьютеризации, обогащает круг представлений учащихся, развивает наблюдательность и мышление, помогает более глубоко усваивать учебный материал.
Использование средств наглядностей для развития детей на занятиях в детском саду благотворно влияет на успешное усвоение материала, повышает интерес, удерживает внимание, содействуют выработке у детей эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям.
В связи с этим, необходимо соблюдать ряд условий при их использовании:
1. Наглядность должна соответствовать возрасту и психическому состоянию ребенка.
2. Применять только в соответствующий момент занятия.
3. Необходимо разграничивать основное и не основное при показе иллюстрации.
4. Нужно заранее продумывать сопутствующие пояснения для лучшего восприятия детей.
5. Показываемый материал должен быть согласован с содержанием проводимого занятия.
6. Нужно вовлечь детей, к анализу дающейся информации.
7. Необходимо рациональное сочетание различных форм и методов сообщения учебного материала и труда детей с учетом содержания и специфики наглядных пособий.
Однако все чаще традиционные карточки заменяются электронными пособиями. Например, компьютерные технологии БОС, презентации и многое другое. Это говорит нам о том, что идет интеграция современных компьютерных технологий в сфере образования. Но до конца так и не доказана эффективность применения данных средств.
Современные технологии позволяют работать с мультимедиа, т. е. смотреть фильмы или слушать аудиозаписи разного характера. Это во многом упрощает образовательный процесс, так как педагогу не нужно самому объяснять материал. Данный метод основан на наглядном и слуховом восприятии, это оказывает большое влияние на мышление, познавательную активность. Электронные игры и пособия помогают детям обучиться самостоятельности, развить навык самоконтроля. Использование технических средств обучения также помогает развить у них собранность, сосредоточенность, усидчивость. Современные пособия позволяют оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей старшего дошкольного возраста и повысить эффективность их ознакомления с учебной программой в детском саду.
Но все же, какой метод обладает большей результативностью?
Еще в середине XX века Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Результаты отразились в пирамиде, названной в честь профессора – «пирамида Дейла»
Лекция и чтение учебника — самые простые, но наименее эффективные способы усвоения, потому что усваивается только 10% изученного.
Использование аудио- и видеоматериалов помогает запомнить 20-30% новой информации.
Наглядность позволяет запомнить 50% от всех знаний.
Применяя практический метод ребенок, усваивает 70%, а также учится анализировать и пользоваться полученным материалом на практике.
Таким образом, большим эффектом при развитии и обучении детей старшего дошкольного возраста обладает использование практического метода, входящий в традиционную классификацию. Ребенок усваивает большее количество информации, чем при использовании современных технологий. Это происходит из-за комплексного воздействия всех органов чувств, что способствует более полноценному запоминанию материала полученного в момент занятия. Мы рекомендуем педагогам, чаще использовать наглядно-дидактические пособия во время занятий, так как они удерживают интерес ребенка к изучению новой темы, способствуют закреплению пройденного материала, дети получают знания, которые надолго остаются в их памяти.
Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад » Ручеёк» Ярушина Н. Е.пополнила игротеку: развивающие карточки «Правила безопасности», «Зимующие птицы России», «Животные России». Наглядно- дидактическое пособие: » Расскажите детям о домашних животных», «Продукты питания», «Посуда»
Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.
Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.
Консультация музыкального руководителя «Роль танцев в развитии дошкольников» Какая польза от этих танцев? Некоторые родители так и рассуждают. не зная. как много возможностей у хореографии для развития не только физических.
Роль сенсорных таблиц в развитии дошкольников «Сенсорные игровые таблицы» — развивающая игра для детей дошкольного возраста. В ходе игры ребенок учится различать геометрические фигуры,.
Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.
Цели и способы применения наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества.
Лекция 2.5.1 Использование средств наглядности на уроках ИЗО.
1. Виды наглядных пособий на уроках ИЗО.
2. Цели и способы применения наглядных пособий
Виды наглядных пособий, которые могут быть применяться на уроках изобразительного искусства и народного творчества.
Наглядное пособие –это средство обучения, позволяющее воспринимать информацию не только на слух, но и зрительно. Наглядные пособия имеют различное значение. В одних случаях они носят иллюстративный характер. В других – облегчают процесс формирования абстракций. Выдающийся психолог Л.С.Выготский называл наглядные пособия «психологическим орудием учителя» (2, с.235).
Наглядные средства обучения являются необходимым компонентом учебно-методических комплексов, в которые чаще всего входит учебник, тетрадь с печатной основой и методические указания для учителя. (7)
Натуральные наглядные средства
Изобразительные наглядные средства
1. К натуральным средствам относятся различные предметы окружающей действительности, для изобразительного искусства это все, что можно нарисовать. Особенно необходимы натуральные предметы на первых порах, когда у детей только еще формируется понятие о форме и цвете предмета.
2. Широко используются в школе и изобразительные средства: рисунки, аппликации предметов, таблицы, плакаты, книги, иллюстрации, тетради на печатной основе с заданиями. Различные изображения предметов включаются по мере накопления у ребенка опыта в оперировании с натуральными объектами. Действия учащихся с плакатами и таблицами способствуют формированию многих понятий о способах передачи изображения.
Изобразительные наглядные пособия делятся на демонстрационные и индивидуальные. К демонстрационным относятся плакаты, репродукции картин, фотографии архитектурных сооружений и работ скульпторов, сравнительные таблицы, схемы поэтапной прорисовки объектов, предметы для рисования с натуры. Они способствует развитию зрительного восприятия, пространственных представлений, пространственной ориентировки учащихся. Таблицы по назначению делятся на познавательные, инструктивные, тренировочные и справочные. К демонстрационным наглядным пособиям относятся также и различные видеоматериалы: слайды, видео-презентации, мастер-классы, видео-экскурсии и др.
К индивидуальным относятся тетради на печатной основе, учебники, цветовые схемы, книги с иллюстрациями, муляжи фруктов и овощей. Все эти пособия помогают учащимся выполнять самостоятельно задания по изображению предметов, иллюстрированию, познаванию формы предметов, определению теплых и холодных цветов, составлению композиций для натюрмортов.
Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.
А так же важны рассказы, беседы, которые сопровождают показ образцов произведений народного творчества, репродукций великих русских и зарубежных художников, а также фотографии работ известных скульпторов, зданий, построенных знаменитыми архитекторами и др.
Отбирая произведенияизобразительногоискусства для изучения школьниками, учитель должен руководствоваться следующими принципами:
— художественно-эстетической ценностью произведений изобразительного искусства;
— разнообразием видов и жанров изобразительного искусства;
— традиционностью видов народного творчества;
— разновидностями технологий художественной обработки материалов в народном искусстве;
— единством эстетического восприятия и художественной практики школьников.
Нельзя забывать и о пользе экскурсий в музеи, посещении с учениками выставок народного и современного искусства, выходов на природу для выполнения эскизных зарисовок. Огромное влияние на воспитание эстетического сознания школьников имеет наблюдение ими настоящих образцов народного творчества, соприкосновение с предметами старины.
Цели и способы применения наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества.
Перечислим цели применения наглядных пособий :
— создание мотивации к обучению;
— развитие аналитических и творческих способностей;
— обучение правилам рисования;
— обучение пользование справочным материалом как средством самообучения;
— эстетическое воспитание учащихся;
— свободное ориентирование школьников в видах народного искусства.
Для того чтобы у учеников проявился интерес к изобразительному искусству и желание заниматься художественным творчеством необходимо в первую очередь создать на уроке атмосферу, способствующую возникновению мотивации к обучению. Именно правильная мотивация обуславливает возможность выполнения остальных задач, стоящих перед учителем в сете новых образовательных стандартов. Внимание обучающихся должно быть захвачено с первой минуты урока, и особая атмосфера, приобщения к прекрасному, должна проходить красной линией через все занятия изобразительным искусством.
Способы достижения этих целей рассмотрим на примере уроков по теме «Народное творчество»:
1. Правильное оформление кабинета с помощью наглядных пособий, а именно предметов быта, образцов народного творчества или их изображения.
2. Во время объяснения отличительных особенностей того или иного вида народной живописи необходимо использовать в качестве наглядных пособий плакаты с изображением характерных элементов орнамента и схемы поэтапного выполнения узоров народной росписи или тетради на печатной основе с соответствующими заданиями.
3. Рассказ о сюжетах народной живописи сопровождать показом образцов и видеофильмом на эту тему. Возможно добавление звуковой дорожки, которая настроит учеников на лирический лад, задаст темп работы и будет способствовать сближению с наследием прошлых поколений.
4. Эстетическому развитию школьников может способствовать также посещение музеев и выставок на данную тему, а также заслушивание сказок и былин.
5. Закрепление пройденного материала может осуществляться с помощью создания коллективной работы на характерный сюжет народной живописи, организацией выставки детских работ по пройденной теме, наглядными пособиями здесь будут служить уже все вышеперечисленные, а также работы самих школьников.
Включает показ и одновременное коментирование:
— Иллюстраций разного вида.В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, видео, презентаций, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.
Метод демонстрации обеспечивает восприятие, как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.
Эффективность метода достигается при активном участии в его демонстрации учащихся, получающих возможность непосредственно замерять результаты, изменять ход процессов, задавать параметры работы механизмов, фиксировать и исследовать свойства материалов, структур предметов и т.д.
Растовцев Н.Н. выделяет ряд требований к использованию наглядности:
— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
— наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
— восприятие должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
— необходимо четко выделять главное, существенное при показе наглядности;
— детально продумывать пояснения, вопросы, даваемые в ходе демонстрации явлений;
— демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
— привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что «диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики».