Что не является субъектом российской федерации республика край округ поселение
Субъекты и регионы Российской Федерации
Площадь России на карте не может не потрясать воображение. По территории она занимает приблизительно 1/6 часть суши планеты. Таким образом она является самой большой страной на современной политической карте. А вот по численности населения, к сожалению, находится только на 9 месте, уступая странам с гораздо меньшей площадью.
Но, если рассматривать в совокупности Российскую Федерацию, то на сегодняшний день она состоит из 85 субъектов, которые представляют из себя республики, регионы, области. А они, в свою очередь подразделяются на районы. Перечень субъектов формировался на протяжении всего периода существования государства и окончательно устоялся только в последние 30 лет, после развала СССР.
Для того, чтобы проанализировать, какие субъекты РФ входят в государство сегодня, каковы они по площади, на каком основании проходит территориальное деление и какое качество и уровень жизни в каждом из них, нужно рассмотреть статистические данные.
Что это
Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.
На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:
Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть. Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию. Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов. Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.
Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.
Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:
Актуальный перечень
Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:
Исторические изменения
Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась. Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:
В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше. Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ. Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.
Группировка в округа
На сегодняшний день распределение и группировка выглядит следующим образом в стране:
Если рассматривать укрупненно типы субъектов РФ, то они делятся на:
Коды субъектов федерации
Для удобства начисления налоговых доходов в бюджете, учета населения России, ведения документации и прочих манипуляций, используются коды, которые присваиваются отдельным субъектам РФ. Они включают как цифровые, так и буквенные обозначения и применяются для самых разнообразных целей.
Такие обозначения облегчают взаимодействие в различных отчетах, бумажных документах и оборотах.
Региональные перспективы и расширение
С точки зрения перспективы дальнейшие процессы будут идти на укрупнение территорий. На определенных исторических этапах велись такие процессы. Но, они были заморожены. Важно понимать, что для того, чтобы провести такую манипуляцию, необходимо провести референдум в тех регионах и областях, в которых планируется укрупнение.
2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Комментарии к ст. 124 ГК РФ
1. Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.
В отличие от законодательства советского периода, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство, таким образом, исходит из признания наряду с Российской Федерацией других публичных образований (государственных и муниципальных), также являющихся самостоятельными субъектами права.
Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются самостоятельными участниками гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ). В п. 1 комментируемой статьи указывается, что данные субъекты участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с юридическими и физическими лицами, что следует из принципов, закрепленных в ст. 1 Кодекса. Однако принцип равенства выдерживается не всегда в силу особого статуса государства как публичного образования, выполняющего прежде всего политические, социальные и иные задачи.
В гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами.
Муниципальное образование составляют территориальные образования, круг которых очерчен в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи к публичным образованиям, в том числе к Российской Федерации, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, Российская Федерация не является юридическим лицом, вместе с тем на нее распространяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей рассматриваемых субъектов.
К примеру, не могут быть применены к публичным образованиям положения о создании и ликвидации юридических лиц, их делении на коммерческие и некоммерческие и др. Вопросы создания публичных образований, изменения их статуса определяются нормами конституционного права. Так, порядок создания нового субъекта РФ определяется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Правовой режим имущества публичных образований, порядок формирования этого имущества также определяются, прежде всего, нормами финансового права.
Необходимость участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, предопределяет обладание публичных образований признаками юридического лица, позволяющими названным субъектам выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных субъектов права.
Рассматриваемая норма должна толковаться как прием юридической техники, позволяющий избежать дублирования тех положений, которые аналогичны для юридических лиц и публичных образований, и вовсе не означает признания публичных образований юридическими лицами.
В то же время наличие статуса юридического лица позволяет государственному органу становиться самостоятельным участником гражданского оборота. Государственные органы могут наделяться правами юридического лица при необходимости выступления в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей. При этом следует иметь в виду, что понятие органов государственной власти, или государственных органов, используемое в статье 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу пункта 2 статьи 124 ГК РФ и применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях).
Статья 65. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской.
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
Еврейская автономная область;
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. N 173 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 7, ст. 676).
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 152).
Новое наименование Республики дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 24, ст. 2421).
Новое наименование области дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. N 130 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 13, ст. 1390).
Новое наименование автономного округа дано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 30, ст. 3051).
Конституционно-правовой статус субъекта (региона) РФ.
Существует мнение, что республики в составе РФ являются государствами и имеют больший конституционно-правовой статус, чем другие субъекты РФ. Республики обладают всей полнотой государственной власти, кроме полномочий, которые отнесены к исключительной компетенции РФ, а также полномочий, которые отнесены совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Республика имеет свою конституцию, свою территорию, систему органов государственной власти, республиканское гражданство, государственный язык, символы республики (герб, гимн, флаг).
Республики образованы по национальному принципу, при котором большинство населения республики или относительное большинство населения принадлежит к одной национальности.
Что касается других субъектов РФ, то они также обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые отнесены к исключительному предмету ведения РФ и совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Конституционно-правовой статус субъекта РФ (независимо от вида субъекта) определяется следующим составом:
• Субъект РФ имеет свой Учредительный документ (Конституция для республики, Устав для других субъектов РФ) и своё законодательство;
• Каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границы субъекта РФ и изменение границы между субъектами РФ может быть произведено только по взаимному согласию субъектов РФ.
• Субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти на основании принципа разделения властей. Имеется Законодательный (Представительный) орган, который принимает законы – Областная, Краевая Дума, Республиканский парламент.
С теоретической точки зрения, изменение конституционно правового статуса субъекта РФ может быть в следующих формах:
• Образование нового субъекта РФ путём соединения существующих субъектов РФ и упразднения отдельных субъектов РФ (ч.2 статьи 65 Конституции РФ);
• Преобразование субъекта РФ без изменения территориальных границ субъекта РФ (ч.5 статьи 66 Конституции РФ). Эта форма преобразования предполагает изменения вида субъекта РФ, т.е. например, область преобразуется в край.
При этом нужно различать изменение вида субъекта РФ и изменение наименования субъекта РФ без изменения вида. Изменение наименования субъекта РФ проходит по упрощённой процедуре, решение об изменении наименования принимает субъект РФ, а Президент РФ издаёт Указ о внесении нового наименования субъекта РФ в Конституцию РФ. Поэтому, изменения наименования субъекта РФ не влечёт изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Что касается изменения вида субъекта РФ, то в принципиальном смысле для субъекта РФ ничего не меняется т.к. все виды субъектов РФ равноправны (статья 5 Конституции РФ). Если, например, край изменит свой вид и станет республикой, то нужно будет принять конституцию республики, вместо Устава края, возможно появление собственного государственного языка, национального гражданства.
Итак, если область станет краем или край республикой, то изменение базовых принципов не произойдёт т.к. основной принцип конституционно-правового статуса субъектов РФ закреплён в статье 5 Конституции РФ, в которой указано, что все субъекты РФ равноправны.
Субъекты Российской Федерации
Субъект Российской Федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
Виды субъектов
Согласно Конституции, Россия — это федеративное государство. Оно состоит из 85 субъектов. Они равны в правах. Среди их видов различают:
Каждый субъект федерации имеет собственный код. Он прописывается, к примеру, на номерах автомобилей. В Иркутской области это код 38, а в Крыму — 91. Кроме того, у любого региона есть свой телефонный код. В Московской области это 499, а в Приморском Крае — 423.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Список субъектов, столицы
Исторические изменения субъектов
Союзные республики
СССР образовался 30 декабря 1922 года. Он провозглашался единым социалистическим многонациональным государством и имел общие политику и экономику. При этом союзные республики сохраняли свой суверенитет. В СССР находилось 16 стран:
Вследствие экономического и политического кризиса 1980-х годов появились предпосылки к распаду Советского Союза. После этого события, которое произошло 26 декабря 1991 года, республики отделились друг от друга. Россия была признана правопреемником СССР.
Автономные округа
Автономные округа начали появляться в Советском Союзе, в составе краев и областей. До 1992 года они не были самостоятельными субъектами. К 1939 году автономных округов стало 10. Их количество не менялось до 2005 года.
С 2005 по 2008 год количество АО в России сократилось, так как их объединили с соседними субъектами. Были упразднены:
Субъекты Российской Федерации подразделяются на два типа:
К примеру, в Москве, по данным переписи 2010 года, проживает 91% русских, 1.4% татар, 1.4% украинцев, 1% армян, 0.5% азербайджанцев и 0.5% евреев. А в Республике Татарстан 53% татар, 39% русских, 3% чувашей, 0.6% удмуртов и 0.6% украинцев.
Перспективы расширения
Согласно Федеральному Конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации», расширение границ РФ может произойти, если иностранное государство или его часть инициируют присоединение и Россия согласна с этим.
Как проходит присоединение: