Что изучает глобальная география и ее особенности для 11 класса
Глобализация. Глобальная география.
Что изучает глобальная география. Глобализация как понятие. Глобальный взгляд на окружающий мир не есть нечто совсем новое. Еще Б. Варениус, чья книга «Всеобщая география» (1650) в течение столетий оставалась наиболее популярным учебником географии, так определял предмет этой науки:
«Предметом географии… является Земля, в особенности земная поверхность и отдельные ее части». А в начале XX в. видный немецкий географ Ф. Ратцелъ писал: «Для настоящего Земли, для наших дней одинаково требуется взаимная связь со всем миром как для того, что было вчера, так и для того, что будет завтра».
Предметом изучения географов прошлого и настоящего является географическая оболочка Земли, включая литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу и т. д.
Специфика глобальной географии в том, что она впервые стала изучать Землю с точки зрения выживания человечества, взаимозависимости биосферы и других элементов природы. Например, сегодня мало исследовать состояние климата за прошедшие тысячелетия, необходимо установить те тенденции изменений климата, которые представляют реальную угрозу человечеству.
Не стоит больше отстраненно наблюдать за неконтролируемым ростом мирового населения, необходимы точные расчеты того, сможет ли Земля в ближайшие десятилетия его прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходимым. Пришло время решать проблему энергообеспечения хотя бы потому, что запасов нефти и газа едва ли хватит до середины нынешнего столетия и т. д.
Таким образом, можно сказать, что глобальная география изучает территориальные проявления пилений и процессов, имеющих судьбоносное значение для всего человечества. Термин «глобальный» (от лат. globus — шар) означает «всеобщий», «универсальный», «охватывающий весь земной шар». Учитывая широчайшее распространение в последние десятилетия процессов глобализации, значение курса «Глобальная география» повышается с каждым годом.
Однако просим вас обратить внимание на следующее обстоятельство. В средствах массовой информации выражение «глобализация» чаще всего связывается лишь с процессами резкого усиления и либерализации межгосударственных потоков товаров, капитала, технологий, услуг, информации, людей. Это хотя и популярная, но слишком узкая (сугубо гуманитарная) трактовка термина, игнорирующая его естественнонаучный смысл. Процесс глобализации экономики (производства, обмена и потребления) в последние десятилетия действительно резко ускорился под воздействием деятельности транснациональных корпораций (ТНК). На наших глазах происходит стремительный рост взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик. А поскольку подобная зависимость носит асимметричный характер (богатые богатеют, а бедные беднеют), глобализация экономики находит своих яростных противников (антиглобалистов) в различных странах мира.
Вместе с тем понятия «глобальный», «глобализация», «глобализм», «глобалистика» не ограничиваются экономикой, а охватывают практически все сферы природы, науки и человеческого бытия. Они не только отражают процессы растущей взаимосвязанности стран и народов, но и имеют отношение к не зависящим от человека природным явлениям — глобальной циркуляции атмосферы, глобальному потеплению климата, глобальному биогеохимическому круговороту веществ и энергии и т. п.
Как связаны между собой глобальная география и глобалистика? Глобалистика — это учение о глобальных проблемах современности — экологической, демографической, энергетической, сырьевой, продовольственной, проблемах отсталости, стихийных природных бедствий и многих других. Однако глобальные проблемы назвали бы двадцатый век?»
Результаты данного опроса во многом субъективны. Не исключено, что ваше мнение будет совсем другим. Кстати, какой ответ на этот вопрос дали бы вы и, главное, как бы вы его обосновали?
изучают не только географы, но и биологи, физики, химики, экономисты, социологи, историки, философы, политологи, культорологи и представители многих других специальностей. Иначе говоря, глобалистика — это междисциплинарная отрасль знания, требующая творческих усилий всего научного сообщества. Географический взгляд на глобальные проблемы может быть особенно продуктивным, так как география — особая наука, и естественная, и общественная, и природная, и социальная. Этот, казалось бы, противоречивый характер географии — ее большое преимущество в эпоху расцвета междисциплинарных исследований. (Не зря наш великий соотечественник В. Вернадский еще в начале XX в. говорил, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам».)
Большое значение географического взгляда на мир подтверждается и таким частным примером: капитальная работа американских ученых «Мир в 2000 году», представленная как доклад президенту США, была построена «по сферам»: климат, океан, леса, внутренние воды и т. д., иными словами, была насквозь географична.
Глобализация и регионализация мира. Процессы глобализации подразумевают целостность, взаимосвязанность
и взаимообусловленность мира, в то время как процессы регионализации — его разобщенность, «дробление», т. е. увеличение количества государств, возведение барьеров между странами и народами.
Сегодня мир значительно изменился. Во-первых, он «уменьшился»: так, в XVI в. первое кругосветное путешествие португальского мореплавателя Ф. Магеллана длилось около трех лет; в 1927 г. К. Линдберг совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33,5 часа, а уже в конце XX в. сверхзвуковой лайнер «Конкорд» преодолевал это расстояние в десять раз быстрее — за 3,3 часа; ныне космический корабль совершает облет Земли за полтора часа, и это никому не кажется фантастикой. Во-вторых, установились устойчивые экономические и культурные связи между самыми отдаленными странами мира, сформировалась система мировой (глобальной) экономики, в которой существуют два «поля» — международное и транснациональное. «Международное поле» — это пространства государств с их охраняемыми национальными границами, а также четко регулируемыми потоками товаров и населения, пересекающими эти границы. На «транснациональном поле» происхо-дит деятельность фирм, промышленных и финансовых групп, для которых национальных границ не существует (так функционируют крупнейшие концерны США и стран Западной Европы со своими многочисленными филиалами и центрами сбыта по всему миру). В-третьих, современный мир сплетен воедино такой разветвленной системой коммуникаций, какой не знали еще 30—40 лет тому назад. Для того чтобы убедиться в этом, надо попытаться мысленно совместить на одной географической карте все существующие сети железнодорожных, шоссейных, воздушных и водных путей, нефте- и газопроводов, радиорелейных и телекоммуникационных линий. Самой динамичной сферой мировой экономики стала информационная сфера, которая по объему производства обогнала таких лидеров, как военная индустрия и автомобилестроение.
Процессы регионализации также отчетливо проявляются в современном мире. Красноречивым их подтверждением является образование 15 новых государств на месте бывшего СССР, распад Югославии на несколько самостоятельных республик, Чехословакии на Чехию п Словакию. Эти процессы существуют и на внутригосударственном уровне — при развитии сепаратизма и автоиомизма, межэтнических столкновениях и т. д. В тексте учебного пособия вы найдете немало конкретных примеров таких процессов.
Иноземцев В. JI. Расколотая цивилизация. — М., 1999. Гдалин Д. А., Гладкий И. Ю. Практикум по глобальной географии. — М., 2002.
Моисеев Н. Н. Быть или не быть … человечеству? — М., 1999.
Элективный курс «Глобальная география»
Элективный курс по географии предназначен для углубленного изучения по теме «Глобальные проблемы человечества»
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Глобальная география»»
МБОУ «Средняя школа № 3»
___________ Тюрина Г.Н.
________________ 2016 г.
МБОУ «Средняя школа № 3»
___________ Феоктистова Е. К..
_______________ 2016 г.
______________- 2016 г.
по элективному курсу географии
Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования школы, учебным планом школы.
Программа, на основе которой составлена рабочая программа:
Авторская программа учебного курса «Глобальная география» Хабарова Н.В.
Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность данного курса заключается в отличие от базового курса географии. Настоящая программа предполагает в качестве основного акцента аналитический, а не обзорно-страноведческий. Рассматриваются общие глобальные проблемы человечества, «историко-географические» особенности стран в свете глобальных проблем. Изучаются существующие общности государств, сложившиеся по региональному, конфессиональному, либо историко-лингвистическому принципам, их региональные особенности. Выявляются характерные для данного региона глобальные проблемы, рассматриваются причины их возникновения и возможные пути их решения.
Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать формированию нравственного становления личности каждого обучающегося воспитанию гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и активной жизненной позиции.
овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым национальным и классовым интересам;
развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
вооружение обучающихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурс Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.
Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся глобальное мышление и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Курс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные обучающимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности в глобальном масштабе.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа элективного курса по «Глобальная география» для 10 б класса (социально-экономический профиль) рассчитана на 34 часов в год (1 ч в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения элективного курса является:
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире.
формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
формирование экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
Метапредметными результатами элективного курса являются:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
владение навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
умение определять назначение и функции различных социальных институтов.
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами элективного курса являются:
владение представлениями о современной географической науке, ее участия в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
Содержание учебного предмета.
Раздел I Глобалистика и география (2 часа)
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем. Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.
Раздел II Современный лик Земли (7часов)
Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты. Происхождение человека и «сапиентация». Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках, главенствующих в мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных религий. Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте. Территории и формы организации государства. Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная дифференциация мира. Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция евразийства. Роль международного разделения труда. Международная специализация мирового хозяйства. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.
1. Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории
2.Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из источников информации
3. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия
4.Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).
Раздел III Глобальные проблемы человечества (16 часов).
Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и слаборазвитые страны. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. ВВП на душу населения в России. Внешняя задолженность как фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование энергии океана. Другие проблемы Мирового океана. Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению. Старение наций. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты. Региональные конфликты на территории бывшего СССР. Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида. Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы. Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. СПИД. Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России. Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в СССР. Проблема исследования космоса.
1.Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления»
2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран
3. Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте
4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира
Раздел IV. Геоэкология-фокус глобальных проблем (8 часов)
Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы. Понятие о техногенезе. Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод. Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и политика. Экология и государственный эгоизм.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Элективный курс для учащихся 11-х классов «Глобальная география»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.И. ИСАЕВОЙ»
директор МБОУ «СОШ №2
Линник И.А. _________
Элективный курс для учащихся 11-х классов, 17 часов
Авторы: Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров
Курс «Глобальная география» — сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической; науке, изучающее пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продовольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.
Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, биологией, правом и т. д. Глобальная география — это «географическая глобалистика», и изучение ее особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. География остается единственной дисциплиной, синтезирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему характеру, но все они пронизаны идеей географического единства человечества и его выживания. Если в прошлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жизни человека.
«Глобальная география» занимает все более стабильное место в системе образования в различных странах мира, что связано с большим познавательным, нравственным и воспитательным значением этого курса.
Цель: Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.
Он призван способствовать решению следующих задач:
Овладению системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.
Понимание места России в мире, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.
Развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера — межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.
Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Изучение курса «Глобальная география» в старших Классах позволяет интегрировать знания, полученные по Другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.
Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание
Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем.
Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера.
Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее человечества.
Предмет изучения глобальной географии. Первоначальное проявление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географических уровнях — континентальном, региональном, зональном, национальном, локальном. Пример с проблемой голода, практически неизвестной в Западной Европе, США или Японии. Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и появлением злокачественных клеток в человеческом организме.
Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и уместность тезиса о необходимости смягчения их остроты.
Систематизация глобальных проблем
Смысл систематизации, позволяющей составить наиболее наглядное представление об анализируемых проблемах, четче зафиксировать существующие связи между различными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы, «главные» и «неглавные», появившиеся благодаря человеку и существующие вне зависимости от него.
Проблемы политического и социально-экономического характера (угроза ядерной войны и сохранение мира на планете; обеспечение расширенного воспроизводства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение устойчивого развития; проблема управляемости мировым сообществом и др.).
Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая; энергетическая; продовольственная; сырьевая; проблемы Мирового океана).
Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межэтнических и межрелигиозных отношений; кризиса культуры, нравственности и семьи; дефицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).
Проблемы научного характера (освоение космического пространства; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и др.).
Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).
Малые глобальные проблемы преимущественно психологического и аутоэкологического характера (бюрократии, эгоизма и др.).
Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества. Постоянное нахождение в поле 3 Рения таких проблем, как экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая, поскольку именно с ними в первую очередь ассоциируются Процессы, подвергающие наиболее мощному воздействию основы существования человечества.
Методы исследования глобальных проблем.
Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обеспечить нынешнее и особенно будущее население нормальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее сторонники и противники в прошлом и сейчас.
Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повышения средней урожайности благодаря «зеленой революции». Одновременное нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели от голода и болезней в случае ряда неурожайных лет и т. п.
Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третьего мира». Понятие о теории «демографического перехода» и ее применимость к условиям слаборазвитых стран. Предпочтение аграрным обществом большой семьи. (Уяснение этого феномена требует рассмотрения следующих понятий: 1) дети: экономическое подспорье или обуза; 2) гарантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных систем пенсионного обеспечения); 3) полож е ние женщины в обществе; 4) религиозные установки, 5) доступность противозачаточных средств.)
Демографическая политика, ее направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочарования. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.
Глобальная демографическая ситуация и комплекс социально-экономических задач современности.
Корни отсталости некоторых стран современного мира. Примитивизм марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание (стадиальность) в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колониализма и так называемого неоколониализма в консервации и преодолении слаборазвитости.
Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмотность населения, хроническое недоедание и голод, высокая смертность, эпидемии и т. д. как атрибуты неразвитости общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны мира (в соответствии с классификацией ООН), их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.
Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).
Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталости с другими глобальными проблемами.
Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные растительные источники пищи. Мясо и рыба — важнейшие источники белков. Молоко и жиры животного происхождения.
Сущность продовольственной проблемы в современном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы проявления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и недоедания на воспроизводство рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».
Дифференциация стран и регионов по остроте проявления продовольственного кризиса. Затяжной, хронический характер продовольственного кризиса в аридных и семиаридных областях Африки. Скромный агроприродный потенциал, повышенная хрупкость и пониженная Г «эластичность» местных экосистем. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.
Некачественное, неполноценное питание как наиболее типичная форма проявления продовольственной проблемы в отдельных странах муссонной Азии. Успехи «зеленой революции» и улучшение продовольственной ситуации в Азии. Продовольственная проблема в странах Латинской Америки.
Обострение продовольственной ситуации в странах — Преемниках бывшего СССР.
Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.
Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.
Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий разрыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.
Энергетический кризис 70-х гг. XX в.: его предпосылки и последствия. Экономические, политические и социальные аспекты энергокризиса. Конец эпохи дешевых источников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюнктуры цен на энергоресурсы.
Традиционная и альтернативная энергетика. Обеспеченность углеводородным сырьем стран и регионов мира и переход к энергосберегающему типу экономики. Атомная энергетика, современные масштабы ее развития, достоинства и недостатки. Проблема технической надежности АЭС и захоронения радиоактивных отходов. Использование энергии Солнца (гелиоэнергетика), ветра (ветроэнергетика), внутриземного тепла, волн, течений и т. д.
Энергетика и экология.
Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сценарии развития энергетики на XXI в. Пределы роста производства энергии.
Глобальная энергетическая ситуация и другие глобальные проблемы.
Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минерального сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчерпанию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.
Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая глобальной сырьевой проблемы. Другие составляющие: отставание технологии освоения и переработки сырья, низкая обеспеченность отдельных стран минеральным сырьем. Переход к эксплуатации менее продуктивных месторождений минеральных ресурсов в труднодоступных районах со сложными или экстремальными природными условиями. Повышение себестоимости добычи практически всех видов минеральных ресурсов.
Региональные аспекты сырьевой проблемы в современном мире. Попытки радикального решения проблемы отходов в Японии и странах Западной Европы.
Россия и глобальный сырьевой кризис. Минерально-сырьевой характер российского экспорта и проблема истощения месторождений углеводородного сырья. Недостаточное использование вторичных ресурсов. Малая эффективность политики ресурсосбережения.
Глобальная сырьевая ситуация и ее связь с другими глобальными проблемами.
Проблемы Мирового океана
Кажущаяся искусственность постановки данных проблем, вытекающая из нежелательного противопоставления территории суши акватории океана. Специфика освоения и экологии океана, позволяющая говорить об известной самостоятельности данных проблем.
Мировой океан как «колыбель» всего живого на планете. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.
Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и возможные пределы. Марикультура. Морская горнодобывающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и добыча нефти и газа. Твердые полезные ископаемые со дна океана. Океан как источник пресной воды.
Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта.
Проблема морского транспорта.
Экология Мирового океана.
Океан — общее достояние человечества. |
Проблемы Мирового океана и их связь с другими глобальными проблемами.
Глобальный этнический кризис
Растущая экономическая и техническая взаимозависимость государств и ускорение процессов интернационализации социальной жизни. Параллельно проявляющееся стремление отдельных стран и этносов к самоидентификации. Проявление в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.
Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация: 1) отстаивание принципа тождественности государственных и этнических границ; 2) движение наций к самоопределению; 3) стремление наций к образованию супернаций; 4) экономическая борьба за землю, жилье, совместно нажитые основные фонды и т. д.; 5) неуправляемое демографическое развитие в слаборазвитых странах; 6) ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшинств; 7) «старение» наций в странах с развитой экономикой; 8) экологический фактор; 9) психологические установки на защиту культурно-нравственных традиций этноса, вера в его особые отношения с верховным божеством и др.
Ярко выраженная географическая специфика таких Факторов, как неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологический фактор.
География межэтнических конфликтов в современном мире. Межплеменные распри (трайбализм) — старая болезнь Африки, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным строем. Межэтнические и межрелигиозные трения в Южной Азии и Латинской Америке.
Россия и глобальный этнический кризис. Межэтнические конфликты в странах бывшего СССР. Нагорно-Карабахский конфликт, конфликты на территории Грузии приднестровский кризис и др.
Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.
Проблемы здоровья и долголетия человека
Здоровье человека как синтетическая категория, включающая в себя кроме физиологической нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Продолжительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны (наряду с развитием новейших отраслей экономики, уровнем национального дохода на душу населения и т. д.).
Понятие о медицинской географии, изучающей распространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье человека.
стран мира, прежде всего африканских, азиатских, американских. Безнравственность (половая распущенность и наркомания) и бездуховность как первичные факторы \ распространения болезни. Роль медицины в расширении географии СПИДа. СПИД в России.
Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здоровья человека от режима и качества питания (квашиоркор, бери-бери, диабет и др.).
«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психических и некоторых других заболеваний.
Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтологическая наука.
Связь проблемы здоровья и долголетия человека с другими глобальными проблемами.
Проблема стихийных природных явлений
Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных явлений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические, гидрологические и геологические, геолого-тектонические, гляциально-гидрологические и др.). Виды стихийно-разрушительных явлений (падение метеоритов и астероидов, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, сель, оползень, смерч, жара, засуха, суховей, пыльная буря, метель, пурга, молния, торнадо, мороз, ливень, град, туман и др.).
Эволюция человеческого поведения в отношении СПЯ: 1) «бегство» от СПЯ; 2) поиск способов защиты от стихийных бедствий, позволяющих бороться по крайней мере с некоторыми из них; 3) разработка механизма предотвращения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.
Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его Концентрации в областях, подверженных влиянию наиболее разрушительных СПЯ. Наибольшая уязвимость перед лицом природной стихии развивающихся стран (Бангладеш, муссонная Азия, Андские страны, государства Сахеля и др.).
Географический характер проблемы СПЯ. Роль географов в разработке мер по предупреждению СПЯ.
Проблема технологических аварий
«Цепная реакция» катастроф производственного характера последних десятилетий как подтверждение глобальности проблемы (взрыв на химическом заводе в Бхопале в Индии, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление советской подводной лодки «Комсомолец», гибель парома «Эстония», самая тяжелая катастрофа последнего времени — Чернобыль и многие другие).
Систематизация технологических аварий в зависимости от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транспорта в статистике смертельных случаев. Роль угледобывающей промышленности мира в гибели рабочих. География угольных шахт (бассейнов) с повышенной метано-обильностью.
Математическая теория катастроф, помогающая вычислять параметры, при которых наступает неустойчивое состояние системы. «Защита от дураков», т. е. контролирование технологического процесса системой автоматики, которая сама охраняет производство от сбоев, ошибочных решений, выключает процесс в случае возможной опасности.
Географические аспекты проблемы технологических аварий.
Проблема дефицита демократии и свободы
Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ — концентрированное выражение демократического опыта человечества. Права человека — наше естественное, неотчуждаемое достояние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.
Анализ ранжирования государств по группам — «свободные», «частично свободные», «несвободные», «реакционные» — режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различие понятий «авторитаризм» и «тоталитаризм».
Положение с правами человека в СССР, России и странах, образовавшихся после распада СССР.
Другие глобальные проблемы современности (4 ч)
Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема «экологии души») — специфическая глобальная проблема. Любой народ как живой организм особого, высшего порядка. Плоды многовекового духовного отбора и великие социальные потрясения, войны и т. д.
Глобальные научные проблемы, связанные с исследованием космоса, внутреннего строения Земли, долгосрочным прогнозированием погоды и др.
Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший Узел противоречий, совокупность которых и служит веским аргументом для рассмотрения ее под глобальным углом зрения.
Анализ других глобальных проблем (см. классификацию глобальных проблем).