Что изучает глобальная география и ее особенности для 11 класса

Глобализация. Глобальная география.

Что изучает глобальная география и ее особенности для 11 классаЧто изучает глобальная география. Глобализация как понятие. Глобальный взгляд на окру­жающий мир не есть нечто совсем новое. Еще Б. Варениус, чья книга «Всеобщая география» (1650) в течение столетий оставалась наиболее популярным учебником географии, так определял предмет этой науки:

«Предме­том географии… является Земля, в особенности земная поверхность и отдельные ее части». А в начале XX в. видный немецкий географ Ф. Ратцелъ писал: «Для на­стоящего Земли, для наших дней одинаково требуется взаимная связь со всем миром как для того, что бы­ло вчера, так и для того, что будет завтра».

Предметом изучения географов прошлого и настоя­щего является географическая оболочка Земли, включая литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу и т. д.

Специфика глобальной географии в том, что она впер­вые стала изучать Землю с точки зрения выживания че­ловечества, взаимозависимости биосферы и других эле­ментов природы. Например, сегодня мало исследовать состояние климата за прошедшие тысячелетия, необхо­димо установить те тенденции изменений климата, кото­рые представляют реальную угрозу человечеству.

Не стоит больше отстраненно наблюдать за неконт­ролируемым ростом мирового населения, необходимы точные расчеты того, сможет ли Земля в ближайшие де­сятилетия его прокормить и напоить, одеть и обуть, обес­печить всем необходимым. Пришло время решать проб­лему энергообеспечения хотя бы потому, что запасов неф­ти и газа едва ли хватит до середины нынешнего столетия и т. д.

Таким образом, можно сказать, что глобальная гео­графия изучает территориальные проявления пилений и процессов, имеющих судьбоносное зна­чение для всего человечества. Термин «глобальный» (от лат. globus — шар) означает «всеобщий», «универ­сальный», «охватывающий весь земной шар». Учитывая широчайшее распространение в последние десятилетия процессов глобализации, значение курса «Глобальная география» повышается с каждым годом.

Однако просим вас обратить внимание на следующее обстоятельство. В средствах массовой информации выра­жение «глобализация» чаще всего связывается лишь с процессами резкого усиления и либерализации межго­сударственных потоков товаров, капитала, технологий, услуг, информации, людей. Это хотя и популярная, но слишком узкая (сугубо гуманитарная) трактовка терми­на, игнорирующая его естественнонаучный смысл. Про­цесс глобализации экономики (производства, обмена и потребления) в последние десятилетия действительно резко ускорился под воздействием деятельности транс­национальных корпораций (ТНК). На наших глазах про­исходит стремительный рост взаимодействия и взаимо­зависимости национальных экономик. А поскольку по­добная зависимость носит асимметричный характер (богатые богатеют, а бедные беднеют), глобализация эко­номики находит своих яростных противников (антигло­балистов) в различных странах мира.

Вместе с тем понятия «глобальный», «глобализация», «глобализм», «глобалистика» не ограничиваются эконо­микой, а охватывают практически все сферы природы, науки и человеческого бытия. Они не только отражают процессы растущей взаимосвязанности стран и народов, но и имеют отношение к не зависящим от человека при­родным явлениям — глобальной циркуляции атмосфе­ры, глобальному потеплению климата, глобальному био­геохимическому круговороту веществ и энергии и т. п.

Как связаны между собой глобальная география и глобалистика? Глобалистика — это учение о глобаль­ных проблемах современности — экологической, демо­графической, энергетической, сырьевой, продовольст­венной, проблемах отсталости, стихийных природных бедствий и многих других. Однако глобальные проблемы назвали бы двадцатый век?»

Результаты данного опроса во многом субъективны. Не исключе­но, что ваше мнение будет совсем другим. Кстати, какой ответ на этот вопрос дали бы вы и, главное, как бы вы его обосновали?

изучают не только географы, но и биологи, физики, хи­мики, экономисты, социологи, историки, философы, по­литологи, культорологи и представители многих других специальностей. Иначе говоря, глобалистика — это меж­дисциплинарная отрасль знания, требующая творческих усилий всего научного сообщества. Географический взгляд на глобальные проблемы может быть особенно продук­тивным, так как география — особая наука, и естествен­ная, и общественная, и природная, и социальная. Этот, казалось бы, противоречивый характер географии — ее большое преимущество в эпоху расцвета междисципли­нарных исследований. (Не зря наш великий соотечествен­ник В. Вернадский еще в начале XX в. говорил, что «мы все больше специализируемся не по наукам, а по пробле­мам».)

Большое значение географического взгляда на мир подтверждается и таким частным примером: капиталь­ная работа американских ученых «Мир в 2000 году», представленная как доклад президенту США, была по­строена «по сферам»: климат, океан, леса, внутренние воды и т. д., иными словами, была насквозь географична.

Глобализация и регионализация мира. Процессы глобализации подразумевают целостность, взаимосвязанность

и взаимообусловленность мира, в то время как процессы регионализации — его разобщенность, «дроб­ление», т. е. увеличение количества государств, возведе­ние барьеров между странами и народами.

Сегодня мир значительно изменился. Во-первых, он «уменьшился»: так, в XVI в. первое кругосветное путе­шествие португальского мореплавателя Ф. Магеллана длилось около трех лет; в 1927 г. К. Линдберг совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33,5 часа, а уже в кон­це XX в. сверхзвуковой лайнер «Конкорд» преодолевал это расстояние в десять раз быстрее — за 3,3 часа; ныне космический корабль совершает облет Земли за полтора часа, и это никому не кажется фантастикой. Во-вторых, установились устойчивые экономические и культурные связи между самыми отдаленными странами мира, сфор­мировалась система мировой (глобальной) экономики, в которой существуют два «поля» — международное и транснациональное. «Международное поле» — это про­странства государств с их охраняемыми национальными границами, а также четко регулируемыми потоками то­варов и населения, пересекающими эти границы. На «транснациональном поле» происхо-дит деятельность фирм, промышленных и финансовых групп, для кото­рых национальных границ не существует (так функци­онируют крупнейшие концерны США и стран Западной Европы со своими многочисленными филиалами и цент­рами сбыта по всему миру). В-третьих, современный мир сплетен воедино такой разветвленной системой комму­никаций, какой не знали еще 30—40 лет тому назад. Для того чтобы убедиться в этом, надо попытаться мыс­ленно совместить на одной географической карте все су­ществующие сети железнодорожных, шоссейных, воз­душных и водных путей, нефте- и газопроводов, радио­релейных и телекоммуникационных линий. Самой динамичной сферой мировой экономики стала информа­ционная сфера, которая по объему производства обогна­ла таких лидеров, как военная индустрия и автомоби­лестроение.

Процессы регионализации также отчетливо проявля­ются в современном мире. Красноречивым их подтверж­дением является образование 15 новых государств на месте бывшего СССР, распад Югославии на несколько самостоятельных республик, Чехословакии на Чехию п Словакию. Эти процессы существуют и на внутригосу­дарственном уровне — при развитии сепаратизма и автоиомизма, межэтнических столкновениях и т. д. В тексте учебного пособия вы найдете немало конкретных приме­ров таких процессов.

Иноземцев В. JI. Расколотая цивилизация. — М., 1999. Гдалин Д. А., Гладкий И. Ю. Практикум по глобальной географии. — М., 2002.

Моисеев Н. Н. Быть или не быть … человечеству? — М., 1999.

Источник

Элективный курс «Глобальная география»

Элективный курс по географии предназначен для углубленного изучения по теме «Глобальные проблемы человечества»

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс «Глобальная география»»

МБОУ «Средняя школа № 3»

___________ Тюрина Г.Н.

________________ 2016 г.

МБОУ «Средняя школа № 3»

___________ Феоктистова Е. К..

_______________ 2016 г.

______________- 2016 г.

по элективному курсу географии

Рабочая программа по элективному курсу «Глобальная география» составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Основной образовательной программой среднего (полного) общего образования школы, учебным планом школы.

Программа, на основе которой составлена рабочая программа:

Авторская программа учебного курса «Глобальная география» Хабарова Н.В.

Общая характеристика учебного предмета.

Актуальность данного курса заключается в отличие от базового курса географии. Настоящая программа предполагает в качестве основного акцента аналитический, а не обзорно-страноведческий. Рассматриваются общие глобальные проблемы человечества, «историко-географические» особенности стран в свете глобальных проблем. Изучаются существующие общности государств, сложившиеся по региональному, конфессиональному, либо историко-лингвистическому принципам, их региональные особенности. Выявляются характерные для данного региона глобальные проблемы, рассматриваются причины их возникновения и возможные пути их решения.

Цель курса: в процессе изучения глобальных проблем человечества способствовать формированию нравственного становления личности каждого обучающегося воспитанию гражданского самосознания, экологической культуры поведения, ответственности и активной жизненной позиции.

овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;

формирование глобального мышления в противовес узко понимаемым национальным и классовым интересам;

развитие познавательного интереса к общечеловеческим проблемам социального характера, системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

вооружение обучающихся специальными и общенаучными умениями, позволяющими им самостоятельно «добывать» информацию географического характера по данному курсу, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурс Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Курс «Глобальная география» занимает особое место. Он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся глобальное мышление и целостное представление планетарного сообщества людей, понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. Этот курс обобщает географические знания, полученные обучающимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности в глобальном масштабе.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа элективного курса по «Глобальная география» для 10 б класса (социально-экономический профиль) рассчитана на 34 часов в год (1 ч в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами обучения элективного курса является:

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире.

формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

формирование экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.

Метапредметными результатами элективного курса являются:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

владение навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

умение определять назначение и функции различных социальных институтов.

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметными результатами элективного курса являются:

владение представлениями о современной географической науке, ее участия в решении важнейших проблем человечества;

владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий

владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных, социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

формирование представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Содержание учебного предмета.

Раздел I Глобалистика и география (2 часа)

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика — учение о глобальных проблемах современности: естественнонаучных и общественных. Междисциплинарный характер глобалистики и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юридическое, прогностическое, географическое и др. Необходимость мобилизации совместных усилий экономистов, социологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования глобальных проблем. Глобализация и регионализация мира. Классификация глобальных проблем. Глобальное моделирование. Взаимосвязь глобальных проблем.

Раздел II Современный лик Земли (7часов)

Планета Земля-место обитания человека. Первые шаги человека в освоении планеты. Стремительные изменения лика Земли. Освоение новых территорий. Антропогенные воздействия на отдельные компоненты природы. Антропогенные и культурные ландшафты. Происхождение человека и «сапиентация». Человеческие расы. Этническая мозаика мира. Динамика численности этносов, говорящих на языках, главенствующих в мире. Многоцветный мир народов. География религий. Христианство. Распространение ислама. Локализация национальных религий. Формирование политической карты: ретроспектива. Понятие о качественных и количественных сдвигах на политической карте. Территории и формы организации государства. Унитарное государство, Федеративное государство, Конфедерация. Региональная дифференциация мира. Типология государств. Конец биполярного мира и концепция мондиализма. Концепция евразийства. Роль международного разделения труда. Международная специализация мирового хозяйства. Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Глобализация мировой экономики. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Внешняя торговля.

1. Выявление изменения характера связи человека с окружающей средой на протяжении истории

2.Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из источников информации

3. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия

4.Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).

Раздел III Глобальные проблемы человечества (16 часов).

Демографическая проблема. Демографический взрыв: его причины и последствия. Теория демографического перехода. Развитые и слаборазвитые страны. Демографический оптимум и демографическая политика. Демографическая обстановка в России. Проблема Север-Юг: проблема отсталости. Корни отсталости. Отсталость и географическая среда. Параметры отсталости. ВВП на душу населения в России. Внешняя задолженность как фактор отсталости. География отсталости. Продовольственная проблема. Источники питания в прошлом и сейчас. Качество питания: нормы и факты. География голода. Региональные типы питания. Голод и здоровье человечества. Причины голода. Энергетическая проблема. Обеспеченность традиционными энергоресурсами и переход к энергосберегающему типу экономики. Сырьевая проблема. Истощение земных недр. Дисперсность месторождений. Роль лесных ресурсов. Вторичные ресурсы. Утилизация мусора. Россия и глобальный сырьевой кризис. Проблемы Мирового Океана. Освоение биологических ресурсов океана. Освоение минеральных ресурсов океана. Использование энергии океана. Другие проблемы Мирового океана. Глобальный этнический кризис. Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация. Принцип тождественности государственных и национальных границ. Движение наций к самоопределению. Старение наций. Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств. Россия и глобальный этнический кризис. Региональные проблемы. Сепаратизм и региональные конфликты. Региональные конфликты на территории бывшего СССР. Проблемы преступности. Криминальная обстановка в мире. Криминальная обстановка в России. Проблема суицида. Проблема стихийных бедствий. Цунами. Землетрясения. Роль мирового сообщества в борьбе с природными катастрофами. Антропогенные катастрофы. Техногенные катастрофы. Проблема здоровья человека. Нозогеография. География инфекционных болезней. СПИД. Здоровье и долголетие. Проблема урбанизации. Урбанизация. Региональные особенности урбанизации. Специфика урбанизации в СССР и России. Кризис духовных ценностей. Культурная революция в Китае. Гонения на культуру в СССР. Проблема исследования космоса.

1.Составление классификационной таблицы: Крупнейшие страны мира по формам правления»

2. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающихся стран

3. Определение территорий и акваторий для сооружения электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, обозначение их на контурной карте

4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира

Раздел IV. Геоэкология-фокус глобальных проблем (8 часов)

Биосфера как планетарная организация жизни. Живое вещество биосферы и его функции. Гибель биосферы. Понятие о техногенезе. Загрязняющие вещества. Геоэкология и глобальная экология. Оценка экологической обстановки. Геоэкология атмосферы. Явление парникового эффекта. Истончение озонового слоя. Киотское соглашение. Геоэкология гидросферы. Загрязнение гидросферы. Очистка сточных вод. Геоэкология почв. Земельный фонд мира. Деградация земель. Социальная экология. Экология и политика. Экология и государственный эгоизм.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Источник

Элективный курс для учащихся 11-х классов «Глобальная география»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 им. А.И. ИСАЕВОЙ»

директор МБОУ «СОШ №2

Линник И.А. _________

Элективный курс для учащихся 11-х классов, 17 часов

Авторы: Ю. Н. Гладкий, С. Б. Лавров

Курс «Глобальная география» — сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической; науке, изучающее пространственное проявление обще­планетарных процессов и явлений. Можно сказать, что мы имеем дело с особой ветвью глобалистики — учения о глобальных проблемах человечества — географической, включающей экологический, энергетический, продо­вольственный, сырьевой, демографический и другие аспекты развития природы и общества.

Сама по себе глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, био­логией, правом и т. д. Глобальная география — это «географическая глобалистика», и изучение ее особенно важно и перспективно, так как речь идет об овладении знаниями на рубеже науки о природе и обществе. Гео­графия остается единственной дисциплиной, синте­зирующей естественное и общественное направления в науке. Глобальные проблемы различны по своему ха­рактеру, но все они пронизаны идеей географическо­го единства человечества и его выживания. Если в про­шлом кризисные явления угрожали лишь отдельным культурам и территориям, то современный мегакризис охватывает весь мир, все основные формы и сферы жиз­ни человека.

«Глобальная география» занимает все более стабиль­ное место в системе образования в различных странах ми­ра, что связано с большим познавательным, нравствен­ным и воспитательным значением этого курса.

Цель: Формировать мировоззренческую идею о взаимосвязанности глобальных проблем человечества, о возможности их решения только при комплексном подходе в условиях международного сотрудничества и взаимопомощи.

Он призван способствовать решению следующих за­дач:

Овладению системой знаний о глобальных пробле­мах современности, что исключительно важно для цело­стного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества.

Понимание места России в мире, специфики проявления глобальных проблем в каждой стране.

Развитию познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам со­циального характера — межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии и т. п.

Вооружению учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно до­бывать информацию географического характера по дан­ному курсу.

Изучение курса «Глобальная география» в старших Классах позволяет интегрировать знания, полученные по Другим предметам, максимально использовать общеоб­разовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно-ступенчатый и концентрический принципы обучения.

Глобалистика и глобальная география: терминология и содержание

Глобалистика — учение о глобальных проблемах совре­менности: естественнонаучных и общественных. «Пакет» этих проблем. Междисциплинарный характер глобалисти­ки и основные направления в ее изучении: философское, экономическое, социологическое, экологическое, юриди­ческое, прогностическое, географическое и др. Необходи­мость мобилизации совместных усилий экономистов, со­циологов, экологов, юристов, химиков, физиков, медиков, географов и других специалистов для исследования гло­бальных проблем.

Проблемы, которые следует считать глобальными. Природные явления глобального характера.

Глобальные проблемы, создающие непосредственную угрозу человечеству. Нерешенность проблем освоения космоса, исследования внутреннего строения Земли, долгосрочного прогнозирования погоды и климата и их влияние на будущее человечества.

Предмет изучения глобальной географии. Перво­начальное проявление многих процессов и явлений глобального характера на более низких географиче­ских уровнях — континентальном, региональном, зо­нальном, национальном, локальном. Пример с пробле­мой голода, практически неизвестной в Западной Евро­пе, США или Японии. Параллель между зарождением отдельных негативных общепланетарных процессов и появлением злокачественных клеток в человеческом ор­ганизме.

Утопичность идей о полном решении когда-либо всех глобальных проблем и уместность тезиса о необходимос­ти смягчения их остроты.

Систематизация глобальных проблем

Смысл систематизации, позволяющей составить наи­более наглядное представление об анализируемых пробле­мах, четче зафиксировать существующие связи между раз­личными их группами. «Старые» и «новые» глобальные проблемы, «главные» и «неглавные», появившиеся благо­даря человеку и существующие вне зависимости от него.

Проблемы политического и социально-экономиче­ского характера (угроза ядерной войны и сохранение ми­ра на планете; обеспечение расширенного воспроизвод­ства; преодоление отсталости развивающимися странами; обеспечение устойчивого развития; проблема управля­емости мировым сообществом и др.).

Проблемы преимущественно природно-экономического характера (экологическая; энергетическая; продо­вольственная; сырьевая; проблемы Мирового океана).

Проблемы преимущественно социального характера (демографическая; межэтнических и межрелигиозных от­ношений; кризиса культуры, нравственности и семьи; де­фицита демократии; урбанизации; охраны здоровья и др.).

Проблемы научного характера (освоение космическо­го пространства; исследование внутреннего строения Земли; долгосрочное прогнозирование климата и др.).

Проблемы смешанного характера, нерешенность кото­рых нередко приводит к массовой гибели людей (проблемы региональных конфликтов, производственных аварий, преступности, стихийных бедствий, самоубийств и др.).

Малые глобальные проблемы преимущественно пси­хологического и аутоэкологического характера (бюрокра­тии, эгоизма и др.).

Односторонность освещения в литературе глобальных проблем человечества. Постоянное нахождение в поле 3 Рения таких проблем, как экологическая, демографиче­ская, продовольственная, энергетическая, сырьевая, по­скольку именно с ними в первую очередь ассоциируются Процессы, подвергающие наиболее мощному воздейст­вию основы существования человечества.

Методы исследования глобальных проблем.

Неконтролируемый рост населения в развивающихся странах и неспособность современной цивилизации обес­печить нынешнее и особенно будущее население нор­мальными условиями жизни. Теория Мальтуса, ее сторонники и противники в прошлом и сейчас.

Способность Земли теоретически прокормить не один десяток миллиардов людей. Существующие возможности увеличения площади обрабатываемых земель и повыше­ния средней урожайности благодаря «зеленой револю­ции». Одновременное нарастание угрозы необратимого загрязнения окружающей среды, скопление гигантского числа людей в больших городах, увеличение опасности массовой гибели от голода и болезней в случае ряда не­урожайных лет и т. п.

Связь демографической проблемы с сохраняющимися социально-экономическими условиями в странах «третье­го мира». Понятие о теории «демографического перехода» и ее применимость к условиям слаборазвитых стран. Пред­почтение аграрным обществом большой семьи. (Уясне­ние этого феномена требует рассмотрения следующих по­нятий: 1) дети: экономическое подспорье или обуза; 2) га­рантии в старости (отсутствие в развивающихся странах социальных систем пенсионного обеспечения); 3) полож е ние женщины в обществе; 4) религиозные установки, 5) доступность противозачаточных средств.)

Демографическая политика, ее направленность и пути активизации. Демографическая политика КНР, Индии, стран Африки и Латинской Америки: успехи и разочаро­вания. Демографическая политика в бывшем СССР и современной России.

Глобальная демографическая ситуация и комплекс со­циально-экономических задач современности.

Корни отсталости некоторых стран современного ми­ра. Примитивизм марксистской точки зрения, согласно которой вина за отсталость слаборазвитых стран целиком возлагалась на колониализм. Историческое запаздывание (стадиальность) в развитии социально-экономических структур как основная причина отсталости. Роль колони­ализма и так называемого неоколониализма в консерва­ции и преодолении слаборазвитости.

Масштабы и критерии отсталости. Бедность, неграмот­ность населения, хроническое недоедание и голод, высо­кая смертность, эпидемии и т. д. как атрибуты неразвитос­ти общества. Критерии отсталости, применяемые в ООН. Наименее развитые страны мира (в соответствии с класси­фикацией ООН), их типичные признаки. Слаборазвитые государства Африки, Азии и Латинской Америки.

Рост стоимости готовой промышленной продукции и стагнация стоимости сырья и топлива (или несовпадение темпов роста стоимости).

Проблема внешней задолженности развивающихся стран. Понятие о «новом международном экономическом порядке», перспективы его установления. Связь отсталос­ти с другими глобальными проблемами.

Продовольствие как важнейший фонд жизненных средств человечества. Источники питания в прошлом и сейчас. Структура пищевых рационов. Главные раститель­ные источники пищи. Мясо и рыба — важнейшие источ­ники белков. Молоко и жиры животного происхождения.

Сущность продовольственной проблемы в современ­ном мире и ее основные параметры: производство, спрос, распределение и потребление. Причины и формы прояв­ления продовольственного кризиса в развивающихся странах. Влияние голода и недоедания на воспроизводст­во рабочей силы. Понятие о «скрытом голоде».

Дифференциация стран и регионов по остроте прояв­ления продовольственного кризиса. Затяжной, хрониче­ский характер продовольственного кризиса в аридных и семиаридных областях Африки. Скромный агроприродный потенциал, повышенная хрупкость и пониженная Г «эластичность» местных экосистем. Повышенный естественный прирост населения, значительно опережающий производство продовольствия. Страны Сахеля как «полюс» мирового голода.

Некачественное, неполноценное питание как наибо­лее типичная форма проявления продовольственной про­блемы в отдельных странах муссонной Азии. Успехи «зе­леной революции» и улучшение продовольственной ситу­ации в Азии. Продовольственная проблема в странах Латинской Америки.

Обострение продовольственной ситуации в странах — Преемниках бывшего СССР.

Пути выхода из продовольственного тупика. Связь продовольственной проблемы с другими глобальными проблемами современности. Роль ликвидации голода в решении проблемы отсталости.

Обеспечение продовольствием растущего населения Земли. Роль пахотных угодий, лугов, Мирового океана и искусственных продуктов в решении продовольственной проблемы.

Сущность и масштабы энергетической проблемы. Рост энергоемкости современной экономики. Растущий раз­рыв между высокими темпами развития энергоемких производств и запасами невозобновимых энергоресурсов (нефти, газа, угля). Негативные экологические последствия развития энергетики при сохранении традиционной структуры топливно-энергетического баланса.

Энергетический кризис 70-х гг. XX в.: его предпосылки и последствия. Экономические, политические и социаль­ные аспекты энергокризиса. Конец эпохи дешевых источ­ников энергии. Страны ОПЕК и их роль в формировании конъюнктуры цен на энергоресурсы.

Традиционная и альтернативная энергетика. Обеспе­ченность углеводородным сырьем стран и регионов мира и переход к энергосберегающему типу экономики. Атомная энергетика, современные масштабы ее развития, достоин­ства и недостатки. Проблема технической надежности АЭС и захоронения радиоактивных отходов. Использование энергии Солнца (гелиоэнергетика), ветра (ветроэнер­гетика), внутриземного тепла, волн, течений и т. д.

Энергетика и экология.

Контуры энергохозяйства будущего, прогнозы и сце­нарии развития энергетики на XXI в. Пределы роста про­изводства энергии.

Глобальная энергетическая ситуация и другие глобаль­ные проблемы.

Сущность глобальной сырьевой проблемы. Понятие о сырье. Современные масштабы использования минераль­ного сырья. Виды сырья, более и менее близкие к исчер­панию. Оптимистические и пессимистические прогнозы использования сырьевых ресурсов в будущем.

Относительная ограниченность и невосполнимость минеральных ресурсов как главная составляющая гло­бальной сырьевой проблемы. Другие составляющие: от­ставание технологии освоения и переработки сырья, низкая обеспеченность отдельных стран минеральным сырьем. Переход к эксплуатации менее продуктивных месторождений минеральных ресурсов в труднодоступ­ных районах со сложными или экстремальными природ­ными условиями. Повышение себестоимости добычи практически всех видов минеральных ресурсов.

Региональные аспекты сырьевой проблемы в совре­менном мире. Попытки радикального решения проблемы отходов в Японии и странах Западной Европы.

Россия и глобальный сырьевой кризис. Минерально-сырьевой характер российского экспорта и проблема ис­тощения месторождений углеводородного сырья. Недо­статочное использование вторичных ресурсов. Малая эф­фективность политики ресурсосбережения.

Глобальная сырьевая ситуация и ее связь с другими глобальными проблемами.

Проблемы Мирового океана

Кажущаяся искусственность постановки данных проб­лем, вытекающая из нежелательного противопоставления территории суши акватории океана. Специфика освоения и экологии океана, позволяющая говорить об известной самостоятельности данных проблем.

Мировой океан как «колыбель» всего живого на плане­те. Защита океанической средой зарождающейся жизни от губительного воздействия ультрафиолетовой радиации. Роль Мирового океана в обеспечении жизни на Земле.

Мировой океан как ресурсная база. Структура морских ресурсов. Морское хозяйство. Биологические ресурсы. Мировое рыболовство, его современные масштабы и воз­можные пределы. Марикультура. Морская горнодобы­вающая промышленность. «Тощая руда». Ресурсы и до­быча нефти и газа. Твердые полезные ископаемые со дна океана. Океан как источник пресной воды.

Проблемы использования энергии океана. Проблема развития морского транспорта. Мировое судоходство. Морской флот. Порты, каналы. Нетрадиционные виды морского транспорта.

Проблема морского транспорта.

Экология Мирового океана.

Океан — общее достояние человечества. |

Проблемы Мирового океана и их связь с другими гло­бальными проблемами.

Глобальный этнический кризис

Растущая экономическая и техническая взаимозависи­мость государств и ускорение процессов интернациона­лизации социальной жизни. Параллельно проявляющее­ся стремление отдельных стран и этносов к самоиден­тификации. Проявление в различных регионах мира неконтролируемых национальных эмоций, обретающих формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма.

Конфликтообразующие факторы и их географическая интерпретация: 1) отстаивание принципа тождественнос­ти государственных и этнических границ; 2) движение наций к самоопределению; 3) стремление наций к обра­зованию супернаций; 4) экономическая борьба за землю, жилье, совместно нажитые основные фонды и т. д.; 5) не­управляемое демографическое развитие в слаборазвитых странах; 6) ассимиляционные процессы и депопуляция этноменьшинств; 7) «старение» наций в странах с разви­той экономикой; 8) экологический фактор; 9) психологи­ческие установки на защиту культурно-нравственных традиций этноса, вера в его особые отношения с верхов­ным божеством и др.

Ярко выраженная географическая специфика таких Факторов, как неуправляемое демографическое развитие, «старение» наций, ассимиляционные процессы, экологи­ческий фактор.

География межэтнических конфликтов в современном мире. Межплеменные распри (трайбализм) — старая болезнь Африки, где все еще сохраняются архаичные институты и организации, связанные с родоплеменным стро­ем. Межэтнические и межрелигиозные трения в Южной Азии и Латинской Америке.

Россия и глобальный этнический кризис. Межэтниче­ские конфликты в странах бывшего СССР. Нагорно-Карабахский конфликт, конфликты на территории Грузии приднестровский кризис и др.

Глобальный этнический кризис и его связь с другими глобальными проблемами.

Проблемы здоровья и долголетия человека

Здоровье человека как синтетическая категория, вклю­чающая в себя кроме физиологической нравственную, интеллектуальную и психическую составляющие. Одна из наиболее старых глобальных проблем человечества. Про­должительность жизни населения как один из важнейших критериев цивилизованности любой страны (наряду с развитием новейших отраслей экономики, уровнем наци­онального дохода на душу населения и т. д.).

Понятие о медицинской географии, изучающей рас­пространение болезней и патологических состояний человека; причины этого распространения и влияние гео­графической среды на здоровье человека.

стран мира, прежде всего африканских, азиатских, амери­канских. Безнравственность (половая распущенность и наркомания) и бездуховность как первичные факторы \ распространения болезни. Роль медицины в расширении географии СПИДа. СПИД в России.

Распространение злокачественных новообразований и их связь с географическими факторами. Зависимость здо­ровья человека от режима и качества питания (квашиоркор, бери-бери, диабет и др.).

«Интернациональность» сердечно-сосудистых, психи­ческих и некоторых других заболеваний.

Глобальное значение вопроса об увеличении средней продолжительности жизни человека. Геронтологическая наука.

Связь проблемы здоровья и долголетия человека с дру­гими глобальными проблемами.

Проблема стихийных природных явлений

Роль трагедий, вызванных силами природы, в истории человечества. Систематизация стихийных природных яв­лений (СПЯ) по условиям возникновения (космические, метеоролого-климатические, гидрологические и геологи­ческие, геолого-тектонические, гляциально-гидрологические и др.). Виды стихийно-разрушительных явлений (падение метеоритов и астероидов, наводнение, цунами, извержение вулкана, землетрясение, сель, оползень, смерч, жара, засуха, суховей, пыльная буря, метель, пурга, молния, торнадо, мороз, ливень, град, туман и др.).

Эволюция человеческого поведения в отношении СПЯ: 1) «бегство» от СПЯ; 2) поиск способов защиты от стихийных бедствий, позволяющих бороться по крайней мере с некоторыми из них; 3) разработка механизма предотвра­щения некоторых из СПЯ на базе научных открытий.

Рост числа человеческих жертв и материального урона от СПЯ в связи с интенсивным ростом населения, его Концентрации в областях, подверженных влиянию наи­более разрушительных СПЯ. Наибольшая уязвимость перед лицом природной стихии развивающихся стран (Бангладеш, муссонная Азия, Андские страны, государст­ва Сахеля и др.).

Географический характер проблемы СПЯ. Роль гео­графов в разработке мер по предупреждению СПЯ.

Проблема технологических аварий

«Цепная реакция» катастроф производственного ха­рактера последних десятилетий как подтверждение гло­бальности проблемы (взрыв на химическом заводе в Бхо­пале в Индии, гибель американского космического корабля «Челленджер», трагическое затопление советской подводной лодки «Комсомолец», гибель парома «Эсто­ния», самая тяжелая катастрофа последнего времени — Чернобыль и многие другие).

Систематизация технологических аварий в зависимос­ти от характера отраслей материального производства. Роль автомобильного, морского и авиационного транс­порта в статистике смертельных случаев. Роль угледобы­вающей промышленности мира в гибели рабочих. Геогра­фия угольных шахт (бассейнов) с повышенной метано-обильностью.

Математическая теория катастроф, помогающая вы­числять параметры, при которых наступает неустойчивое состояние системы. «Защита от дураков», т. е. контроли­рование технологического процесса системой автомати­ки, которая сама охраняет производство от сбоев, оши­бочных решений, выключает процесс в случае возможной опасности.

Географические аспекты проблемы технологических аварий.

Проблема дефицита демократии и свободы

Всеобщая декларация прав человека как важнейший международный документ — концентрированное вы­ражение демократического опыта человечества. Права человека — наше естественное, неотчуждаемое достоя­ние, а не дар государства, за который следует благодарить его руководителей.

Анализ ранжирования государств по группам — «сво­бодные», «частично свободные», «несвободные», «реак­ционные» — режимы, отказывающиеся предоставить своим гражданам основные политические и социальные права. Различие понятий «авторитаризм» и «тоталита­ризм».

Положение с правами человека в СССР, России и странах, образовавшихся после распада СССР.

Другие глобальные проблемы современности (4 ч)

Кризис культуры, нравственности, семьи (проблема «экологии души») — специфическая глобальная пробле­ма. Любой народ как живой организм особого, высшего порядка. Плоды многовекового духовного отбора и вели­кие социальные потрясения, войны и т. д.

Глобальные научные проблемы, связанные с исследо­ванием космоса, внутреннего строения Земли, долгосроч­ным прогнозированием погоды и др.

Проблема урбанизации мира, создающая сложнейший Узел противоречий, совокупность которых и служит ве­ским аргументом для рассмотрения ее под глобальным уг­лом зрения.

Анализ других глобальных проблем (см. классифика­цию глобальных проблем).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *