Что не является способом создания скульптуры

Скульптура — уникальное искусство создания объемных художественных произведений

Скульптура (от латинского sculpo — «вырезаю», «высекаю») — это вид изобразительного пластического искусства, в котором художник создает объемное произведение из твердых материалов. В процессе работы мастер либо высекает (удаляет) лишние слои из исходного цельного блока, либо наращивает на каркас пластический материал (лепит скульптуру). Существует также третий способ получения изваяния — отливка, при котором в заранее подготовленную форму художник заливает расплавленный материал. Главными объектами изображения в этом виде искусства традиционно являются люди и животные.

Что не является способом создания скульптуры

Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.

Что не является способом создания скульптуры

Разновидности скульптуры

Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:

Что не является способом создания скульптуры

К главным скульптурным жанрам относятся:

Что не является способом создания скульптуры

В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.

Что не является способом создания скульптуры

По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).

Что не является способом создания скульптуры

По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:

Что не является способом создания скульптуры

Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:

Что не является способом создания скульптуры

Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.

История скульптуры

История скульптуры берет свое начало с древнейших времен. Самые ранние образцы этого искусства датируются эпохой позднего палеолита. Возраст небольшой статуэтки под названием «Венера из Холе-Фельс» составляет не менее 35 000 лет. Эту примитивную фигурку женщины с тучными формами неизвестный скульптор вырезал из бивня мамонта. В настоящее время найдено около 10 «Венер палеолита», созданных из камня, костей животных или вылепленных из глины.

Что не является способом создания скульптуры

Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.

Что не является способом создания скульптуры

Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.

Что не является способом создания скульптуры

Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:

Что не является способом создания скульптуры

Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.

Что не является способом создания скульптуры

Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.

Что не является способом создания скульптуры

Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.

Что не является способом создания скульптуры

После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.

Что не является способом создания скульптуры

После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.

Что не является способом создания скульптуры

Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.

Что не является способом создания скульптуры

Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:

Что не является способом создания скульптуры

Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:

Что не является способом создания скульптуры

На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:

Что не является способом создания скульптуры

До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.

Что не является способом создания скульптуры

В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:

Что не является способом создания скульптуры

Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:

Что не является способом создания скульптуры

В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.

Что не является способом создания скульптуры

На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.

Источник

Методы и приемы, применяемые в скульптурном искусстве

Что не является способом создания скульптуры

Искусство скульптуры нельзя отождествить ни с каким конкретным ремеслом, даже если скульптор специализируется на резьбе по камню, гипсовому литью или металлообработке. Искусство принуждает к служению любые ремесла, которые соответствуют его целям.

Технологии и методы

Технологии, разработанные для более утилитарных целей, легко адаптируются к скульптуре. Поэтому полезные предметы и скульптурные изображения часто производились в одной мастерской, иногда одним и тем же мастером.

Методы и приемы, используемые при изготовлении глиняных горшков, бронзовых украшений, каменных колонн, гипсовых предметов быта, по сути те же, что и в скульптуре. Например, методы репуссе (выбивки чеканки), литья металла, кузнечного дела, обработки листового металла и сварки, которые используются для изготовления функциональных предметов и декоративных металлоконструкций, также используются в металлической скульптуре. А подготовка, формование, глазирование, отделка и обжиг глины в основном одинаковы и в утилитарной керамике, и в гончарной скульптуре.

Новые методы, используемые сегодня скульпторами, тесно связаны с новыми технологиями, применяемыми в строительстве и промышленном производстве.

Скульптор: дизайнер и мастер

Отличие произведения искусства от бытового предмета складывается из его формы, образного содержания и выразительности. Воплощение этих параметров — забота дизайнера. Тогда как цель ремесленника — выполнение работы в той или иной технике и материале по заданным параметрам.

Бытовая вещь может быть красивой, и даже талантливой, но это ещё не произведение искусства. А истинный предмет искусства не всегда полезен в быту, но его ценность от этого не снижается.

Скульптор часто выступает в роли дизайнера и мастера.

Выбор приемов, используемых при создании скульптур, в значительной степени зависит от желаемого эстетического эффекта и способа манипулирования материалом самим художником. Примеры: выразительное использование глины в моделях Родена или использование долота в очень низких рельефах флорентийского скульптора Донателло. Приемы абсолютно разные — результат один: восхитительные произведения искусства.

Физический процесс обработки материалов является для многих скульпторов неотъемлемой частью искусства скульптуры. Также как и реакция на рабочие качества материала: пластичность, твердость и текстуру. Дизайн и мастерство тесно переплетаются в работе, которая является очень личным выражением таланта и мировоззрения.

Даже когда прямая обработка материала для выразительности работы не столь важна, все равно разделить роли художника как дизайнера и мастера невозможно. Качества и взаимосвязи форм в предметах искусства всегда настолько тонкие и сложные, что они не могут адекватно восприниматься и реализовываться простым ремесленником.

Что не является способом создания скульптуры
Фото: источник

Пример: сравните гипсовые статуэтки советских времен и гипсовые работы, изготовленные талантливым скульптором. Один и тот же сюжет может выглядеть ширпотребом или необычайно красивой вещью, пригодной для коллекции.

Многие аспекты дизайна вносятся в процессе работы. Например, Микеланджело выводил важные аспекты композиции именно в процессе создания шедевра.

Полное слияние дизайна и мастерства может быть невозможным, если проект очень большой или трудоемкий. Поэтому, многие скульпторы брали учеников и помощников. Традиция коллективной работы существовала и во времена Фидия (5-й век до Н.Э.), и в эпоху Генри Мура (20-й век).

Глобальные проекты — коллективный труд мастера и помощников

Обычно скульптор делегирует ассистентам первые трудоемкие этапы работы или некоторые из менее важных частей изделия. Сам же выполняет последние этапы и самые ответственные элементы.

Скульптор может действовать как архитектор или промышленный дизайнер. Он может вообще не заниматься прямой работой над готовой скульптурой. В этом случае его вклад заключается в предоставлении исчерпывающих технических характеристик в виде рисунков и масштабных моделей для работы.

Это исключает возможность личного участия в обработке материалов. Работы такого рода имеют безличное качество, как в архитектуре и промышленном дизайне.

Безличный подход к скульптуре был одобрен многими скульпторами 1960-х годов. Его поддерживали Уильям Такер, Дональд Джадди, Уильям Тернбулл. Они использовали труд квалифицированных анонимных мастеров, получая масштабные, точные и простые скульптурные формы, которые называются «первичными структурами».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *