Что не является проявлением кризиса в духовной сфере украинского общества

Духовные причины кризиса на Украине

Аудио

— Сейчас мы все следим за новостями из Украины и у меня такой вопрос: Как вы думаете какие духовные причины кризиса, который сейчас происходит в Украине?

— Основная духовная причина, которая касается не только Украины, она касается сейчас состояния всех православных Церквей без исключения; и касается не только церквей, но и самих народов, в которых эта церковь существует и которые исповедуют православие. Это все усиливающийся процесс омирщения христианства. Когда чисто мирские ценности, если можно их назвать ценностями, отождествляются с христианскими ценностями. Было время, когда вы не смогли бы сказать, что вдруг какой-нибудь монах в театре. Вы бы подпрыгнули: «Как?! Разве такое может быть?! Монах в ресторане?! Да вы что! Не поверю!». И целый ряд других вещей. Их довольно много. А можете представить себе древнюю церковь, древний монастырь или какого-нибудь из древних монастырей сейчас привести сюда, какого-нибудь Пимена Великого и в какой-нибудь мужской монастырь. Он вошел бы и сказал. нет, потребовал бы валерьянки сразу. Почему? Он спросил бы: «Это мужской монастырь или женский?». Так вот монахи или кто? Или девицы симпатичные? Или женщины? Первое правило мужского монастыря — женщин не должно там быть. Сейчас почти повсеместно. Мы же прекрасно понимаем, что это значит. И действительно это довольно, ну не хочу сказать, что часто, но уже не редко заканчивается тем, что монахи вступают в брак. Или даже если не вступают в брак, то они бедняги, какие внутренние процессы происходят в их жизни. По крайней мере одно ясно, что разрушается самое главное — делание монаха, это то умное, о котором я говорил, это внутренняя молитва.

Так и я думаю, что и на Украине идет именно так. Может быть люди поймут. Если скажут им пастыри наши: «Поймите, в чем причина! Разве не помните почему потоп произошел? Разве не помните почему Соддом и Гоморра и прочие вещи? Разве не помните? Знаете? ». И сейчас как в Евангелии, когда Христу сказали: «Вон силоамская башня упала и придавила 18 человек». Что Он ответил? «Вы что думаете, они были грешнее других людей? Так же погибните, если не покаетесь». И я хочу сказать: «Украина не грешнее других людей. И такая же участь может последовать и для других, если не покаются».

— А как нам быть? Как православным реагировать на эти события в Украине?

А если уже говорить о более глубоком плане, то было бы очень хорошо, если бы мы не просто подали записочку о своих родных «а батюшка пусть помолится», а если бы мы взяли на себя хоть маленький, малюсенький бы подвиг ради Украины. Какой? Ну хотя бы в день произнести десять, ну хоть пять молитв Иисусовых от всей души: «Господи, Иисусе Христе, помилуй страждущих Украины». Хотя бы это. Мы же не молимся даже. Мы только поминаем. Если бы мы хоть немножко помолились от всей души. Мы не молимся. А поскольку нет молитвы, никаких положительных изменений. О, как мы могли бы помочь, если бы мы действительно начали молиться, а не просто там: «Господи, помилуй там всех». Это как язык у наш большей частью болтает. А вот ради этого отрекись от чего-нибудь хотя бы, хоть от телевизора от этого несчастного отречься хоть на какой-нибудь день или час в день. Ну от чего-нибудь. Потому что Христос что сказал, когда ученики его спросили: «Почему мы не могли изгнать бесов?». Он ответил им: «Этот род изгоняется молитвою и постом». Под постом разумеется не в том смысле, что я не съел мяса. Под постом разумеется что? Воздержание в чем-то ради этого. Если бы мы так действительно поступили, один, другой, десять, сто, тысяча. Да. Все бы изменилось. Вспомните Ниневию. Когда Иона пришел и сказал, что еще три дня и Ниневия будет разрушена, уничтожена. Вспомните, что произошло. Сам царь сбросил с себя царские одежды, объявил по всему городу голодовку, если хотите, пост на три дня. Пеплом посыпал главу. В нищенское рубище все оделись. Скотина, я не представляю себе, что там стонала. Сто двадцать тысяч только было детей, которые не могли отличить правой руки от левой. Вот как. И этот всеобщий пост покаяния, что принес? Ниневия осталась цела. Вот. Могли бы это сделать? Могли бы. От кого это зависит? Нет у нас, к сожалению, Ионы пророка, который бы сказал: «Возлюбленнейшие братья и сестры, давайте хоть один день проведем ради Украины в посте и молитве».

Но в молитве, а не в изображении молитвы. Когда мы вычитываем всякие молитвы и читаем поминовения и не молимся. Молитве! Почитаем, давайте, акафисты, каноны, сходим в церковь, поисповедуемся, причастимся. Один день! Ради Украины. О! Я не сомневаюсь, просто не сомневаюсь, если бы вся, например, Русская Церковь, если бы все русские люди сейчас в России сделали бы такое, мы бы все ахнули: «Чудо!». Мы ничего не делаем. А не делаем почему? Не верим. Наша вера, к сожалению, ломаного гроша уже не стоит. Мы только рассуждаем о вере. А как только касается вопроса действительно поступить по вере — нет, что б я целый день постился из-за Украины? С чего это? Да и что значит моя молитва? Да и кто я такой? Да и я ничего не знаю. Слышите? Лукавый какой. Лишь бы только не съесть лишнюю сосиску. Вот потому, к сожалению, все эти процессы проходят с такими сложностями и страданиями.

Профессор Московской Духовной Академии

Источник

Духовный кризис

Что не является проявлением кризиса в духовной сфере украинского общества

Духовный кризис – это один из важных, сложных моментов каждого этапа развития личности. Он находится на стыке психологии, физиологии, мистики и социальных достижений – когда все эти аспекты достигают определенной пиковой точки, появляется внутренний конфликт, который бывает очень сложно разрешить собственными силами.

Это многогранная тема, у нее нет строгих терминов с единой, общепринятой трактовкой. Само существование духовной эволюции – это довольно зыбкая теория, которая ставит под сомнение многие постулаты науки, но и отрицать ее невозможно.

Часто сам кризис возвращает человека к так называемому «Пари Паскаля»: «Если я верю в бога, а его нет, то я ничего не теряю. Если я не верю в бога, а он есть, то я теряю всё». Где бог может восприниматься не в прямом понимании, а именно в значении высшей силы, духовности, стоящей над материальными понятиями.

Если мы принимаем духовность, как нечто, сформированное с понятием «дух», «душа», то в любом случае вынуждены ориентироваться и на «Пари», принимая его как один из учитываемых факторов.

Но если в материалистической психологии понятие «душа» заменяется понятием «психика» (как продукт деятельности головного мозга), то каждый духовный кризис на каждом этапе развития личности можно рассматривать как кризис прежде всего психологический.

И вот тут-то задача психолога – помочь разобраться во внутренних переживаниях и наметить пути движения дальше, в условиях реально существующей окружающей действительности.

Личностный рост и духовное развитие КАЖДОГО человека – это довольно распространённое явление, существовавшее во все времена. Всегда у каждого члена общества был и вполне четко очерченный жизненный путь, и «духовные метания», как на нём, так, возможно, и вне его. Где-то эти рассуждения могли быть (и были) у многих, но обсуждать их было не принято, а где-то могли даже составлять часть государственной идеологии.

К счастью, сегодня мы можем свободно говорить о том, что нас беспокоит – в том числе, о проблемах духовного кризиса.

Когда наступает духовный кризис?

Конечно, в узком смысле этого понятия, мы можем говорить о том, что это состояние «накрывает» человека в сознательном возрасте (как правило, старше подросткового) – условно, от 15 до 45 лет. Да, это бывает очень рано (в 15) и довольно поздно (в 40-45).

Человек осознает себя как личность, которая СМЕРТНА, и его интересуют все доступные возможности развития, которые можно получить при жизни. Аспекты религии мы здесь не рассматриваем, это совсем другой образ мышления.

Но в более широком смысле, который используется и в научной психологии, кризис ознаменовывает начало нового этапа развития личности, от первого и последнего дня жизни человека. Таким образом личность, развивающаяся в нормальном режиме, проходит до 12 кризисов за всю жизнь.

Духовный кризис тесно связан со следующими вехами:

Явление духовного кризиса как таковое до сих пор не сформировано. Существует множество трактовок и определений.

Духовный кризис имеет вполне определенные симптомы. Их легко заметить, и, если Вы чувствуете, что это – про Вас, задумайтесь о консультации психолога. Это самое простое и правильное решение, которое поможет обрести душевное равновесие и наметить пути развития.

Проявления духовного кризиса

В научной психологии все эти состояния считаются не «симптомами» или временными моральными проблемами, а этапами жизни и ее самой сутью. От того, насколько они управляемы человеком, зависит вероятность возникновения духовного перелома, и нормальной закладке следующего периода развития личности.

Если человек все это чувствует – значит, он жив и готов к развитию. Но здесь важно не увязнуть в концепции, что «вся жизнь – страдание». Иначе духовный кризис станет не переломной точкой на пути к личностному развитию, а лишь утянет человека в депрессию, приведёт к неправильному формированию личности на очередном этапе её развития, и тем самым затормозит следующий этап.

Чтобы этого не произошло — слушайте себя, будьте внимательны к своим желаниям, и сразу же обращайтесь к личному психологу.

Не стоит пытаться «переварить» все это в себе, «грузить» этим друзей, или топить ощущения в алкоголе и других видах зависимости, разрушающих как здоровье, так и психику.

Чем раньше удастся обнаружить проблему, тем быстрее она решится с помощью профессионала.

Источник

Руско Н.М. Кризис духовной культуры в современном обществе

УДК 304.442:177(477)

КРИЗИС ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Руско Н.М.

В статье рассматривается понятие «духовность» как целостного феномена. Охарактеризовано современное состояние духовности в Украине и раскрыты основные пути формирования духовной культуры с помощью философского, культурологического, теологического, языковедческого, педагогического и психологического подходов. В статье проанализированы кризисные явления, имеющие место в современной духовной культуре, и рассмотрены детерминанты негативных процессов в современном обществе. Можно констатировать, что приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе является развитие духовной культуры личности.

Ключевые слова: культура, кризис, духовность, религиозность, общество, личность, молодежь, государство, мораль, ценности.

SPIRITUAL CULTURE CRISIS

IN MODERN SOCIETY

Rusko N.M.

The article researches the concept of spirituality as a holistic phenomenon, characterises the current state of spirituality in Ukraine and reveal the basic ways of forming spiritual culture with the help of philosophical, cultural, theological, linguistic, pedagogical, and psychological approaches. Moreover, the crisis in the today’s spiritual culture is analysed, and the determinants of the negative processes in the modern society are examined. Therefore, we can state that education remains a priority area in the spiritual and cultural development of the society. In the current phase of state construction, the main educational objective is the development of the spiritual culture of personality.

Keywords: culture, crisis, spirituality, religion, society, personality, the youth, state, morals, values.

В современном обществе остро наблюдается потеря духовно-нравственных качеств людей, особенно среди молодежи. По нашему мнению, это является следствием недостаточного внимания к воспитательному процессу подрастающего поколения, которое уже через несколько лет войдет во взрослую жизнь.

Духовные проблемы современности не столь ярко выделяются на фоне социально-экономических вопросов, однако они являются более глубокими и важными для человека и общества, чем проблемы материального характера. Очевидно, что общество, потерявшее нравственные ориентиры, не может рассчитывать на будущее, в котором торжествуют идеалы морали и гуманизма, где духовно обогащается личность, требовательная к поведению человека и непримиримая к безнравственности.

Крах советской идеологии и соответствующей системы духовных ценностей создали своеобразный ценностный вакуум, который в значительной степени заполняется псевдо ценностями, порожденными массовой культурой. Такие процессы таят в себе разрушительный потенциал, поскольку изнутри разлагают национальное сознание и уничтожают самобытную духовность народа [15, с. 1]. Современной социокультурной ситуации в Украине присущи тенденции роста бездуховности. Это проявляется как в отношении к жизненным проблемам, к культуре, к образованию, так и в поведении, в человеческих взаимоотношениях. Деморализующие процессы в обществе, кризис духовности, культ легких денег и удовольствий, которые навязываются средствами массовой информации, создали осложненную ситуацию в воспитании и развитии нравственных ценностей [14].

В то же время годы независимости Украины показали, что кризис духовности до настоящего времени не только не преодолен, но и имеет тенденцию к дальнейшему развитию. Духовный кризис общества и реальная опасность потери культурной идентичности активизируют интенсивный поиск ценностей культурной интеграции. Именно поэтому современную цивилизацию как «общество риска» захлестнул стихийный процесс духовных поисков [2, с. 16].

Цель данной статьи – проанализировать кризисные явления в духовной культуре и в этой связи рассмотреть детерминанты негативных процессов в современном обществе.

Кризис человеческой культуры – это дисбаланс развития духовной (гуманитарной в образовании) и материальной (узкоспециализированной) составляющих. Часто этот дисбаланс проявляется в виде духовного кризиса общества. Например, при подготовке специалистов в сфере менеджмента у нас часто руководствуются сугубо экономическими подходами, что приводит к дегуманитаризации образовательного процесса. А ведь главная задача менеджеров – правильная организация работы людей, а не только умение нажимать на кнопки калькулятора. Все это свидетельствует о том, что сегодня в украинском образовании продолжается давно уже начатый процесс уничтожения моральных ценностей и народных традиций, при этом обществу ежедневно и целенаправленно навязывают какую-то сублимацию западного образа жизни [4, c. 511].

Главная причина того, что современный мир находится в кризисе, заключается в том, что прогрессирует диспропорция между техническими достижениями цивилизации и ее духовно-нравственным развитием. Сейчас фактически утрачена вера в мессианское призвание науки и достижения справедливого и высокогуманного общества. Сегодня можно говорить об антропологическом кризисе современной цивилизации, кризисе идей, деформациимировоззрения как отдельного человека, так и общества в целом. На лицо соответствующие симптомы: разочарование, потеря смысла жизни, рост заболеваний на фоне развитой медицины, развитие тревожности и депрессий, пустота и бездуховность, апатия и скука, хронический стресс и алкоголизм, рост наркомании, отсутствие ощущения счастья и покоя, ощущение бесполезности жизненных сил, крах семьи и семейных ценностей, угасание любви и радости, чувство одиночества и безысходности [9, c. 11-12].

По мере роста научно-технического и производственного потенциала человечества, повышения способности человека влиять на состояние окружающей действительности и условия своего собственного существования, все более важной становится нравственная направленность конкретных действий индивида, все большее значение приобретает то, какие именно ценности исповедует наша цивилизация. Если раньше в человеческой культуре доминировали религиозно-конфессиональные, познавательные, эстетические, утилитарно-практические ценности и т.п., то сейчас наступает время, когда определяющими для человека и человечества должны стать ценности этические, так как от этого зависит само выживание земной цивилизации.

Особенно остро проблема места и роли нравственных ценностей в общественной жизни Украины проявилась в период постсоветской трансформации. При этом очевидно, что решение современных проблем общества без опоры на нравственную составляющую человеческого существования невозможно, поскольку не наполненный и не пронизанный нравственностью (моральными ценностями) интеллект человека способен разрушить не только окружающий мир, но и самого себя.

Следует обратить внимание на влияние современных средств массовой информации, от которых в большой степени зависит состояние духовности в обществе. Мы являемся свидетелями своего рода вседозволенности в подаче информации широким слоям населения, включая молодежь и подрастающее поколение. Сегодня, к сожалению, в украинском телевизионном эфире отсутствуют пределы допустимого в области нравственности и морали. Идет целенаправленный процесс насаждения обществу штампов поведения, штампов мышления и речи, что не имеет ничего общего с культурой речи. В этой связи, проблема возрождения духовно-нравственных ценностей очень актуальна.

Теперь уточним, что же такое понятие «духовность»? Как отмечает Д.А. Леонтьев не стоит отождествлять духовность ни с бескорыстием, ни с творчеством, ни с нравственностью, ни с религиозностью. По мнению исследователя, «духовность не тождественна бескорыстию, поскольку последнее может быть следствием разных психологических основ и механизмов, как зрелых, так и весьма упрощенных. Духовность не тождественна творчеству, поскольку творчество, в том числе в высших общепризнанных своих проявлениях, может вполне уживаться с гедонистическим, эгоистическим или полевым, ценностно индифферентным стилем поведения. Не все великие творцы являются в одинаковой степени зрелыми интегрированными личностями; история культуры являет нам самые разные примеры. Духовность не тождественна нравственности, поскольку нравственность может принимать и ригидно-фанатичные, твердолобые, лишенные духовности формы. Духовность не тождественна и религиозности, которая может являться и нередко является ее основой, но это не единственно возможная основа. Сама по себе религиозная ориентация не определяет уровень личностного развития, она выполняетфункцию медиатора, смысловой опоры, но не движущей силы личностного развития. Можно сказать: какова личность, такая у нее и вера. Религиозность может с равным успехом и способствовать развитию личности, и, наоборот, консервировать и тормозить развитие личности. Человеку, который стремится быть субъектом собственной жизни и строить свою жизнь по высшим законам на основе духовности, религиозная вера часто служит в этом поддержкой, помогая реализовывать жизньтаким образом. Но и человек, который, наоборот, стремится снять с себя ответственность за свою жизнь и жить по принципу конформизма и бездуховной пассивности, также нередко находит опору в религиозной вере, которая помогает ему осуществить и этот выбор. Религиозность, таким образом, не первична, она может поддерживать и выбор духовного развития, и выбор стагнации и приспособленчества» [12, с. 17-18].

При этом современные научные исследования не предоставляют однозначного определения такого явления, как духовный кризис. Ученые говорят о «психодуховных кризисах» [10, с. 123], «трансперсональном духовном кризисе» [6, с. 80], «экзистенциальном кризисе» [8, с. 9] и т.д.

Теперь, учитывая вышеизложенное, уточним, что же такое понятия «духовность», «духовное развитие», «духовные ценности», «моральные ценности». Итак, по нашему мнению:

1. Духовность – это состояние человека, которое формируется на основе высших ценностей, их приоритетности в намерениях, поступках и имеет тенденцию постоянно меняться от внутренних и внешних воздействий, определяется личностным развитием.

2. Духовное развитие – это развитие высших ценностей и общечеловеческих качеств, в результате которого происходит расширение мировоззрения, мировосприятия, мироощущения личности и общества.

3. Духовные ценности – это идеи, качества человеческого характера, верования, которые формируются во внутреннем мире личности на уровне глубинных чувств, и, опираясь на которые, человек духовно развивается;

4. Моральные ценности – это идеи, нормы, общечеловеческие качества, верования, которые формируются во внешнем мире, в обществе, и, опираясь на которые, человек и человечество духовно развиваются.

В этом контексте духовный кризис можно охарактеризовать как кризис общественных идеалов и ценностей, составляющих нравственное ядро культуры, и которые придают культурной системе качество органической целостности и подлинности. Трансформации в сознании людей ведут к разлому самого социума, поскольку социальные институты зависят от индивидов, которые их поддерживают [15, с. 16].

Сейчас, когда человечеством создано столько материальных благ, особой необходимости в тяжелом труде не существует, у людей появилось гораздо больше творческих возможностей. Вместе с тем многочисленные «соблазны мира» отвлекают внимание человека от самосовершенствования, направляют личность на потребление вместо служения, самоотдачи и творчества [18, с. 87].

По мнению Е.А. Помыткина [15, с. 87], одной из особенностей современности является увеличение объема информации и вовлечение человека с первых дней жизни в информационное пространство. С одной стороны, человек получает огромные возможности доступа к происходящим в мире событиям, а с другой – рискует превратиться в пассивного наблюдателя и потребителя информации. Если раньше духовные лидеры и проповедники годами путешествовали по планете, чтобы донести содержание и смысл своего учения последователям, то сейчас любая новость может быть распространена практически мгновенно во все уголки земного шара через сеть Интернет и средства массовой информации.

Вместе с тем духовный опыт приобретается непосредственно, а значительное количество информации, которая окружает человека, оказывается для него ненужной, а иногда даже вредной. Высокодуховную личность характеризует способность выборочного восприятия действительности, поиска духовной истины, умение отделять важную информацию от ненужной. Духовность объединяет человечество в высших стремлениях к реализации идеалов истины, добра и красоты. В этих условиях современному человеку легче сравнивать различные философские взгляды и выделять полезное и приемлемое [17].

Формирование духовности молодежи в высшем учебном заведении конкретизируется через систему целого ряда задач и принципов:

1) формирование культуры, толерантного отношения к традициям и обычаям; сохранения их и передача от поколения к поколению;

2) развитие качеств и положительных моральных качеств, побуждение их к самосовершенствованию;

3) отношение к христианским традициям;

4) развитие значимых черт и качеств личности;

5) формирование понимания сущностных вопросов о смысле и цели жизни человека и личностного отношения к ним;

6) формирование черт личности будущего специалиста.

Становление духовности студенческой молодежи происходит сегодня в условиях расцвета так называемой массовой культуры. Само понятие «массовая культура» неоднозначное и противоречивое, оно рассматривается в философской, культурологической, психолого-педагогической науке под различными углами.

Массовую культуру трактуют как крайнее выражение духовной несвободы, социальный механизм отчуждения и угнетения сознания (Ф. Ницше, З. Фрейд, К. Юнг и др.), как своеобразную идеологию, в привнесении которой в массовое сознание заинтересована правящая верхушка общества (В. Липман, А. Шлезингер), как явление вполне положительное, что расширяет возможности образования и воспитания (Е. Шилз, З. Бжезинский), как прибыльную отрасль экономики (Х. Ортега и Гассет) [1].

Следует отметить, что существует целый ряд причин, порождающих в современной культурологии стойкое ощущение кризиса культуры. «Главное – осознание новых реальностей: универсального характера жизненно важных процессов, взаимодействия и взаимозависимости культурных регионов, общности участи человечества в современном мире, т.е. тех реальностей, которые являются источником цивилизации и одновременно ее следствием» [16].

Кризис в культурной практике Европы XX века носит необратимый характер. Представитель так называемого второго поколения Франкфуртской школы Ю. Хабермас считает, что современное государство способно вытеснять кризисные явления из одной сферы общества в другую. Так политический кризис может быть вытеснен в экономику, экономический – в социальную сферу и т.п. Но область культуры, как подчеркивает Ю. Хабермас, это – область, в отношении которой понятие кризиса сохраняет свое значение, где он не может быть «смягчен», так как культура не подчиняется административному регулированию, которое осуществляет государство. В данном случае Ю. Хабермас говорит о подлинной культуре, о неформальной морали и искусстве, а не о «массовой» суррогатной культуре, которая заполнила пространство Европы в нашу эпоху [5].

Подводя итоги вышесказанному, следует сказать, что системным кризисом, по нашему мнению, выступает духовный кризис. Это ощущение для огромного количества людей бессмысленности той жизни, которую они ведут. Жизнь затруднена тем, что в ней трудно найти позитивное содержание из-за разрушения «старых» и дискредитации «новых» ценностей. Радикальные социально-политические трансформации, глобальный экологический кризис конца ХХ – начала XXI веков показали, что ни один из существующих способов развития общества не может служить эталоном.

Мы стали свидетелями девальвации исторических целей и ценностей и несовершенства западного потребительского общества. Молодой человек, находящийся под влиянием мировоззрения общества потребления, обычно переживает состояние тяжелого духовного кризиса, вызванного тем, что он попадает во власть антиномий [3, c. 43, 45].

Миросозерцание и отношение к миру молодого поколения определяется цивилизационными изменениями, которые происходят в жизни современной Украины. Под влиянием средств массовой информации, телевидения, Интернета, многочисленных периодических изданий молодежь призывают жить сегодняшним днем, добиваться быстрых результатов, соответствовать стандартам общества потребления. Поведение человека как бы программируется, и даже если творческие личности, исходя из чувства протеста, пытаются «ломать» эти стандарты, то и они не могут вырваться из порочного круга. Их бунт принимает гротескные формы (кричащая внешность, эпатажная одежда), которые, по сути, являются также поведенческими программами общества потребления, работающими на его интересы [3, c. 44-45].

Развитие украинской государственности, проведение реформ, формирование гражданского общества невозможны без формирования духовности в обществе, прежде всего, среди молодежи. С первых лет независимости Украины основной задачей государственного управления стало развитие экономики, поэтому решение проблем в духовной сфере общества происходило по остаточному принципу. Отсутствие четкой программы духовного возрождения тормозило воплощение любых реформ во всех сферах общественной жизни, в частности в сфере образования.

Несмотря на это, приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе государственного строительства является развитие духовной культуры личности. Именно это должно стать основой формирования и становления правового государства, призванного постоянно заботиться о духовном, физическом и социальном развитии личности.

Список литературы:

1. Аблеев С.Р., Кузьминская С.И. Массовая культура современного общества: теоретический анализ и практические выводы [Электронный ресурс] // Ассоциация исследователей Психической Энергии [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/qtb82L (дата обращения: 15.11.2017).

2. Бобак М.І. Проблема збереження духовно-моральних цінностей у процесі виховання підростаючого покоління // Вісник Житомирського державного університету. Серія «Педагогічні науки». 2010. № 53. С. 52-55.

3. Вакуленко В.М. Про деякі аспекти кризи духовності сучасної молоді Духовність особистості : методологія, теорія і практика. 2015. № 1 (64). С. 42-56.

4. Вальчук А.М. Духовна криза суспільства та проблема реалізації національної ідеї в сучасній Україні // Університетські наукові записки. 2006. № 3-4 (19-20). С. 511-513.

5. Видяпина В.И. Кризис культуры XX века и пути его преодоления [Электронный ресурс] // Бакалавр экономики. Хрестоматия. E-библиотека ВГУЭС [сайт]. 2002. URL: https://goo.gl/GBaptb (дата обращения: 15.11.2017).

6. Гроф С. Современный глобальный кризис есть, в сущности, кризис духовный. Интервью Московскому психотерапевтическому журналу // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 4. С. 68-81.

7. Золотарёва Ю. Кризис культуры и его определение в свете теории социокультурных трансформаций // Международный научный журнал «Инновационная наука» 2016. № 9. С. 36-362.

8. Карпинский К. В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно: ГрГУ, 2008. 108 с.

9. Кисельов М.М. Предмет та статус біологічної етики // Сучасні проблеми біоетики / [М.С. Абдуллаходжаєва, Т.М. Амбросова, Е.А. Андриянова та ін.]. К.: Академперіодика, 2009. 278 с.

10. Козлов В.В. Работа с кризисной личностью: методическое пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007. 336 с.

11. Кравець М.С. Культурологія: підручник для студентів вищих навчальних закладів І-IV акредитації. Львів: Новий Світ. 2007. 320 с.

12. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.

13. Лучанінова О.П. Духовна культура студентів вищих навчальних закладів в умовах соціально-гуманітарної кризи // Вісник Дніпропетровського університету імені Альфреда Нобеля. Серія «Педагогіка і психологія». Педагогічні науки. 2015. № 2 (10). С. 15-20.

14. Маслова Н.В. Тайны и явь воспитания. Воспитательный аспект ноосферного образования. Симферополь: изд. ФЛП Лемешко К.А., 2011. 168 с.

15. Помиткін Е.О. Психологія духовного розвитку особистості: монографія. К.: Наш час, 2007. 280 с.

16. Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры [Электронный ресурс] // Социология [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/9vEChL (дата обращения: 15.11.2017).

17. Шевченко О.В. Духовне виховання у сучасній сім’ї [Электронный ресурс] // VuzLib.com [сайт]. 2017. URL: https://goo.gl/WSKKLZ (дата обращения: 15.11.2017).

18. Яковенко І.О. Формування духовності особистості на основі християнських цінностей // Науковий вісник Мелітопольського державного педагогічного університету. Серія «Педагогіка». 2012. № 9. С. 335-340.

Сведения об авторе:

Руско Надежда Михайловна – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа (Ивано-Франковск, Украина).

Data about the author:

Rusko Nadiya Mykhaylivna – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Philosophy Department, Ivano-Frankivsk National Technical University of Oil and Gas (Ivano-Frankivsk, Ukraine).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *