Что не является профилактикой коррупционных проявлений среди госслужащих
Что не является профилактикой коррупционных проявлений среди госслужащих
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Постоянным спутником государственных властных институтов является коррупция. Профилактика коррупционных правонарушений предполагает целый комплекс мер, способствующих искоренению данного явления.
Теоретические моменты
Под термином подразумевают использование муниципальными, государственными служащими, представителями коммерческих компаний служебного положения для получения выгоды материального и имущественного характера.
Профилактикой коррупции является проведение целого ряда мероприятий, которые способствуют ее устранению. В настоящее время подобные действия осуществляются не только в государственных структурах, но и в образовательных учреждениях.
Государственная коррупция
Под данной категорией подразумевают ситуацию, когда в качестве одной стороны выступает лицо, которое обладает некоторыми полномочиями либо находится на государственной службе. Так как четкого термина нет, то к подобным лицам причисляют сразу несколько категорий: «чиновник», «государственный служащий», «должностное лицо». Элемент коррупции возникает в тех случаях, когда в распоряжении чиновника находятся блага, которые нужны взяткодателю. В их качестве могут выступать: государственная казна, льготы, заказы.
Чиновник позволяет себе присваивать не принадлежащие ему ресурсы, например, путем сбора налогов, штрафов, иных платежей. При коррупции законные отчисления оказываются не в государственном бюджете, а в кармане должностного лица.
При принятии мер чиновник ориентируется на цели, которые установлены Конституцией, правовыми актами, законами, моральными и культурными нормами. Начинается коррупция тогда, когда эти цели меняются на корыстные интересы служащего, а реализуются они в конкретных действиях и мерах.
Пример
Командир воинской части строит для себя дачу за счет средств государственного бюджета, доступным ему в рамках должностных полномочий. В подобной ситуации он оказывается под влиянием тех лиц, что имеют к строительству непосредственное отношение. Если руководитель пользуется служебным положением для получения материальных благ незаконным способом, ему придется «расплачиваться» за это премиями либо незаконным продвижением определенных лиц по карьерной лестнице.
Такая ситуация аналогична общим представлениям о коррупции. В ней функционирует заинтересованная группа, всем коллективом извлекающая выгоду из разных способов и вариантов нарушения российского законодательства.
Варианты коррупции
По закону служащий должен принимать решения в отношении некоего лица, пользуясь действующим законодательством. Например, речь идет о выдаче лицензии на строительство. В реальности, чтобы стать ее обладателем, представители бизнеса вынуждены давать чиновнику взятку.
В настоящее время выделяют низовую и верхушечную коррупцию. Первый вариант существует на низшем и среднем уровнях. Часто между обеими сторонами существует сговор. Ко второму случаю относят среднее, высшее руководство, политиков, которые имеют доступ к государственным заказам.
Среди распространенных ситуаций, связанных с коррупцией, можно привести вариант, при котором сотрудник ведомственной организации дает руководителю взятку за то, что тот укрывает его деятельность. Этот вариант называют вертикальным. Коррупция выступает в виде лифта между низовой и верховой ступенями. В коммерческих организациях она заключается в попытках распоряжаться ресурсами, принадлежащими компании, в личных целях.
Примером можно считать получение в коммерческих банках кредитов под проекты, основным предназначением которых является получение материальных ресурсов без их последующего возврата.
Комплекс профилактических мероприятий
Среди тех мер, которые можно считать эффективными профилактическими действиями, согласно федеральному закону, выделяют несколько моментов.
Если в стране сформирована нетерпимость к служащим, которые используют свои полномочия в корыстных целях, подобное поведение является отклонением от норм, порицается общественностью, уголовно наказуемо.
Важные аспекты
Мероприятия по профилактике коррупции предполагают проведение различных бесед, способствующих повышению правовой культуры населения. Под правовым воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность государственного аппарата, средств массовой информации, коллективов по созданию правильного отношения к использованию гражданами общественных ресурсов.
Речь идет о необходимости получения и передачи знаний о разных правых нормах, усвоении ценностей, формировании идеалов.
Формы воспитания антипатии к коррупции
Выражается оно во включении в воспитательные программы общеобразовательных школ, высших учебных заведений нетерпимого отношения к противоправным действиям государственных служащих. Проводиться соответствующая пропаганда должна при поддержке средств массовой информации, с использованием социальной рекламы.
Какие еще могут меры профилактики? Противодействие коррупции предполагает проведение различных конференций, семинаров, совещаний, слушаний органами государственной власти.
На федеральном уровне создаются правовые нормативные акты, которые обеспечивают неприемлемость существования стране взяточничества.
В нашей стране были сформированы благоприятные условия для процветания взяточничества на всех уровнях властных государственных структур.
Долгое время не принимались меры по профилактике коррупции, поэтому в стране появилось огромное количество недобросовестных должностных лиц.
Эффективность борьбы с подобным явлением напрямую зависит от того, каковы текущие социальные условия. Среди тех причин, которые приводят к коррупции, можно отметить несовершенство отечественной судебной системы.
После того как Советский Союз распался, вместо коммунистической партии, которая осуществляла тотальный надзор за людьми, образовалась некая правовая пустота, заполнить которую не удалось до сих пор.
Именно поэтому в настоящее время профилактика коррупции – это необходимая мера, без которой невозможно гарантировать политическую и экономическую стабильность страны.
Из-за того, что законы продолжают выполняться не в полной мере, появилось взяточничество на низших уровнях.
Подведем итоги
Современное общество, в частности наша страна, нуждается в специальных антикоррупционных программах, которые должны разрабатываться с непосредственным участием президента. Только в том случае, когда в стране будет сформировано отрицательное отношение не только к чиновникам, которые берут взятки, но и к тем лицам, которые решают свои вопросы подобным образом, можно веси речь об установлении правовой культуры.
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 2.1
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ в пункт 4 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Меры противодействия коррупции
Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определены меры по профилактике коррупции и основные направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции.
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
6) унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
7) обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
8) обеспечение независимости средств массовой информации;
9) неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
10) совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
11) совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
12) обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
13) устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
14) совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
15) повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
16) укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
17) усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
18) передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
19) сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
20) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
21) оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.
Пресс-служба ОМВД России по Черниговскому району
Профилактика и предупреждение коррупционных проявлений на государственной службе
Дата публикации: 01.12.2018 2018-12-01
Статья просмотрена: 1381 раз
Библиографическое описание:
Туркот, С. А. Профилактика и предупреждение коррупционных проявлений на государственной службе / С. А. Туркот. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 209-211. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54283/ (дата обращения: 19.12.2021).
Работа посвящена анализу способов предупреждения нарушений государственными служащими антикоррупционного законодательства и результатам применения данных способов.
Целью исследования является исследование имеющихся мер предупреждения нарушений государственными служащими антикоррупционного законодательства, а также внедрение новых механизмов пресечения правонарушений на государственной службе.
Ключевые слова: профилактика и предупреждение, государственная служба, коррупция, антикоррупционное законодательство, обязанности государственных служащих, ответственность государственных служащих, конфликт интересов.
The paper analyzes the ways to prevent violations by civil servants of anti-corruption legislation and the results of applying these methods achieved by government agencies.
The aim of the study is study of existing measures to prevent violations of civil servants of anti-corruption legislation, as well as the introduction of new mechanisms for the prevention of offenses in the public service.
Keywords: prevention; public service; corruption; anti-corruption legislation; duties of public servants; responsibility of public servants; conflict of interest.
В современной России, как правовом государстве, создана развитая система органов государственной власти, осуществляющих эффективное управление, взаимодействие, а также взаимный контроль. В этой связи одним из важнейших способов укрепления государственности можно назвать дальнейшее совершенствование деятельности государственных органов.
Государственная служба является профессиональной служебной деятельностью, которая осуществляется в целях обеспечения исполнения государственных полномочий федерального и регионального уровней; а также полномочий лиц, которые замещают государственные должности [1].
Особенности юридической ответственности лиц, замещающих государственные должности, обусловлены их правовым статусом, который вытекает из законодательно закрепленной обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не нарушать Конституцию РФ, а также создавать условия для беспрепятственной реализации человеком и гражданином прав, свобод и выполнения обязанностей. В целях обеспечения соблюдения государственными служащими возложенных на них обязанностей, ограничений и запретов государственные органы, общественные организации и представители власти предпринимают меры, направленные на предупреждение совершения преступлений и проступков на государственной службе.
Законодательством установлена обязанность принимать меры по предотвращению любых ситуаций, связанных с возможностью наступления конфликта интересов; а при невозможности их предотвратить — незамедлительно письменно уведомить руководителя [2]. Впервые в российской практике закон обязывает служащих уведомлять представителя нанимателя и органы прокуратуры обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Служащий, исполнивший эту обязанность, может рассчитывать на защиту государства. В случае, если у служащего возникла личная заинтересованность, которая может привести к конфликту интересов, он обязан письменно проинформировать об этом работодателя [3]. Кроме того, служащий обязан принимать меры, чтобы не допустить какой-либо возможности возникновения такого конфликта.
Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность чиновника может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей и при которой возможно возникновение противоречия между его личными интересами и законными интересами иных лиц, которое может причинить вред их правам [4].
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» провел мониторинг практики привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений государственных служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия. В приоритетном проекте участвуют МЧС России, ФАС России, ФНС России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, Ространснадзор, Роструд, Ростехнадзор, ФТС России.
Директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак напомнил, что федеральные органы исполнительной власти — участники приоритетного проекта «Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности» реализуют комплекс правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков, а также комплекс профилактических мероприятий, направленный на формирование у служащих контрольно-надзорных органов нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
По данным мониторинга, за 9 месяцев 2017 года к юридической ответственности за совершение коррупционных правонарушений привлечено 1362 федеральных государственных служащих, из которых 1319 замещают должности федеральной государственной службы в территориальных органах и 43 — в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти [5]. При этом в территориальных органах к дисциплинарной ответственности привлечено 1274 человека, к административной — 41 человек, к уголовной — 4 человека. «Дисциплинарную ответственность как правило влечет представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», — отметил директор департамента.
Также в ходе мониторинга были рассмотрены данные в части уведомления федеральными государственными служащими представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. «Порядка 4,4 тысячи служащих федеральных органов исполнительной власти — участников приоритетного проекта подали соответствующее уведомление, — сообщил Дмитрий Баснак. — В отношении более 2,8 тысячи таких служащих были приняты меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов».
Также существует проблема избыточного количества государственных служащих, не имеющих при поступлении на службу необходимой квалификации. Это вследствие приводит к большим затратам государственного органа на их образование и приводит к тому, что государственные служащие получают низкую заработную плату. Данные факторы являются одним из оснований пренебрежений своими моральными принципами и ведет к совершению должностными лицами противоправных действий. По моему мнению, необходимо предупреждать нарушения законодательства должностными лицами еще до момента поступления на государственную службу, до подписания государственным служащим служебного контракта. Целесообразно на этапе отбора претендентов на замещение вакантной должности проводить тестирование на выявление личностных качеств, поступающих на государственную или муниципальную службы. Было бы весьма желательно, чтобы кандидаты на определенные должности проходили соответствующую проверку на наличие качеств, необходимых для успешной работы на данной должности. Например, вопросы теста для кандидата на должность судьи могут звучать с позиции вопроса отношения к деньгам, вопросов, касающихся точек соприкосновения служебной деятельности судьи и его родственных связей. Для этих целей необходимо ввести термин «Психологическое тестирование», изменить базовую концепцию действующего законодательства и включить оценку личностных качеств как непременное условие процесса трудоустройства. Считаю необходимым внести дополнения в главу 11 Трудового кодекса РФ «Заключение трудового договора» и в главу 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе», в которых введением отдельной статьи признать обязательной процедуру психологического тестирования и регламентировать порядок его прохождения, круг лиц, уполномоченных его осуществлять со ссылкой на правовой акт, в котором более подробно будет закреплены все нюансы упомянутой процедуры.
В целом, можно сделать вывод, что подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений контрольно-надзорных органов информируют служащих о положениях антикоррупционного законодательства Российской Федерации и проводят соответствующие профилактические мероприятия.
Реформа контрольной и надзорной деятельности началась в 2017 году и уже показала положительные результаты, но для дальнейшей минимизации коррупционных рисков требуется решить еще очень много вопросов, что потребует усилий. Также целесообразно действовать в направлении минимизации коррупционных проявлений не только в процессе исполнения государственными служащими своих полномочий, но и предупреждать возможность заключения служебных контрактов с лицами, которые по результатам тестирования при поступлении на службу по личностным качествам не имеют право претендовать на вакантную должность ввиду возможности нарушения данными претендентами законодательства о государственной службе.