Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных

Экология. Шпаргалка

Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Смотреть фото Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Смотреть картинку Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Картинка про Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Фото Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных

Пособие содержит все вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Экология». Доступность изложения, актуальность информации, максимальная информативность, учитывая небольшой формат пособия, – все это делает шпаргалку незаменимым подспорьем при подготовке к сдаче экзамена.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экология. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1. Экология как наука. Предмет и задачи экологии

Экология — наука о взаимоотношениях и взаимодействии между различными живыми существами и окружающей их средой, об обмене веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на Земле, и о приспособлениях организмов к изменяющимся условиям существования (В. Лархер, 1978 г.). Термин «экология» (от гр. слов oicos — «дом, убежище», logos — «наука») был впервые предложен биологом-дарвинистом Э. Геккелем в 1866 г.

Предмет экологии — изучение совокупности или структуры связей между организмами и природной средой. Главным объектом изучения экологии являются экологические системы (природные комплексы живых организмов и среда их обитания). Кроме них, данная наука занимается изучением организменного, популяционно-видового и биосферного уровней.

Основная часть экологии как биологической науки — общая экология (или биоэкология), изучающая общие закономерности взаимоотношений живых организмов и среды.

Выделяют следующие основные разделы экологии:

1) аутэкология, или экология особей, занимающаяся исследованием индивидуальных связей отдельного организма (вида, особи) с его природной средой;

2) демэкология, или популяционная экология, изучающая динамику и структуру популяций отдельных видов;

3) синэкология, или экология сообществ, которая изучает взаимодействие популяций, сообществ и экосистем с окружающей средой.

В зависимости от временного фактора в экологии выделяют историческую и эволюционную экологию. Кроме этого, различают экологию микроорганизмов, экологию растений и экологию животных. Экологическими проблемами планеты занимается глобальная экология; объект ее изучения — биосфера.

Задачи теоретической экологии (В. И. Коровкин, 2003 г.):

1) разработка общей теории устойчивости экологических систем;

2) изучение экологических механизмов адаптации к среде;

3) исследование регуляции численности популяций;

4) изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;

5) исследование продукционных процессов;

6) исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;

7) моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.

Задачи прикладной экологии:

1) прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием деятельности человека;

2) улучшение качества окружающей природной среды;

3) сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;

4) оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений для обеспечения наиболее экологически неблагополучных районах.

Источник

Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных

Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Смотреть фото Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Смотреть картинку Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Картинка про Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных. Фото Что не является предметом изучения экологии динамика численности животных

Тест по теме: «Основы экологии»

Б) взаимоотношения между особями разных видов;

В) механизм возникновения мутаций под действием мутагенных факторов;

Г) влияние организмов на окружающую среду.

2. Большое разнообразие цепей питания, сбалансированный круговорот веществ в экосистеме обеспечивают её

Г) сходство с агроценозом.

3. Учёный – основоположник учения о биогеоценозах:

4. Укажите фактор, который не относится к категории экологических факторов:

В) забота о потомстве;

Г) газовый состав атмосферы.

5. Первым звеном пищевой цепи биогеоценоза является:

6. Количество энергии, передаваемого с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

7. Крайние значения интенсивности экологического фактора, при которых ещё возможно функционирование организма:

Б) ограничивающие факторы;

В) пределы выносливости;

Г) оптимальные значения.

8. Прирост за единицу времени биомассы экологической системы – это

9. Могут ли одни и те же живые организмы входить в состав сразу нескольких пищевых цепей?

10. Географическая область Земли, для экологических систем которой характерна большая биомасса растений и продукции:

В) леса средних широт;

Г) тропические дождевые леса.

12. Вид борьбы за существование, результатом которой явилось формирование ярусности дубравы:

В) с неблагоприятными факторами среды.

13. Экологический фактор – главный регулятор сезонных явлений у растений и животных:

В) интенсивность солнечного излучения;

Г) продолжительность дня.

14. Основной причиной неустойчивости экосистем является:

А) колебание температуры среды;

Б) недостаток пищевых ресурсов;

В) несбалансированность круговорота веществ;

Г) повышенная численность некоторых видов.

15. Процесс саморазвития природной экосистемы можно наблюдать на примере:

А) весеннего размножения организмов;

В) зарастания лесного озера;

Г) создания искусственного водоёма.

Выберите три верных ответа из шести.

В) почвенные бактерии;

А) имеет малочисленный видовой состав;

Б) отсутствуют редуценты;

В) неустойчивая система;

Г) короткие пищевые цепи;

Д) действует правило экологической пирамиды;

А) бычий цепень и человек;

Б) клубеньковые бактерии и горох;

В) серая и чёрная крыса;

Д) самцы лося в период осеннего гона;

Особенности группы: Функциональная группа:

1) включает растения, некоторые бактерии; А – продуценты

2) поглощает готовые органические вещества; Б – консументы

3) поглощает неорганические вещества;

4) включает животных;

5) аккумулирует солнечную энергию;

6) источник энергии – животная и растительная пища.

Д) щука.
Часть С. Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,

С – 1 Какова роль хемосинтезирующих бактерий в экосистемах?

С – 2. Каковы причины «цветения» воды в водоёмах?
С – 3. Почему в наземном биогеоценозе наиболее важная роль принадлежит высшим растениям?

С – 4. Интенсивный выпас скота изменяет луговые и степные экосистемы, превращая их в бедные пустоши. Объясните, как это происходит?

Тест по теме: «Основы экологии»

Выберите правильный ответ.

Б) уменьшение количества осадков;

В) уменьшение длины дня;

Г) уменьшение интенсивности солнечного излучения.

2. Признак, который не относится к основным показателям для характеристики биогеоценоза:

А) видовое разнообразие;

Б) плотность той или иной популяции;

В) совокупность генофондов всех популяций;

3. Закономерность, связанная с использованием и превращением энергии в цепях питания:

А) правило ограничивающего (лимитирующего) фактора;

Б) правило экологической пирамиды:

В) биологический оптимум;

Г) закон сохранения энергии и вещества.

4. Число звеньев, из которых состоит большинство пищевых цепей:

5. Группа экологических факторов, к которой относятся забота о потомстве, ухаживание самцов за самками:

6. Основная причина уменьшения числа и биомассы организмов, входящих в состав биогеоценоза:

А) ограниченное число видов;

Б) большая потеря энергии в цепи питания;

В) небольшая продолжительность жизни представителей отдельных звеньев пищевых цепей;

Г) формирование пищевой сети из нескольких пищевых сетей.

7. Географическая область Земли, для экологических систем которой характерна меньшая биомасса растений и продукции:

А) тундра и пустыни;

Б) леса средних широт;

В) тропические дождевые леса.

8. Источник энергии для большинства естественных биогеоценозов:

А) видимые лучи солнечного излучения;

Б) тепловая энергия;

В) химическая энергия неорганических соединений;

Г) химическая энергия органических соединений.

9. Экологический фактор, ограничивающий распространение многих животных и растений к северу:

А) нарушение характерного для средних широт чередования дня и ночи;

В) недостаток тепла;

10 Основное направление действия отбора в агроценозах:

А) увеличение многообразия сортов и видов;

Б) создание организмов с максимальной продуктивностью;

В) создание организмов, устойчивых к действию неблагоприятных факторов среды;

Г) создание устойчивой экологической системы.

11. Фактор, который по отношению к теплокровным животным не является экологическим:

Г) нитрифицирующие бактерии.

12. Группа организмов, представителям которой принадлежит решающее значение в смене наземных биогеоценозах:

А) растительноядные животные;

13. Наиболее устойчивая экосистема:

14. Последним звеном пищевой цепи биогеоценоза является:

15. Группа организмов в агроценозе пшеничного поля, к которой относят насекомых, птиц, полёвок, лис:

В) редуценты.
Часть В.

Выберите три верных ответа из шести.

В) почвенные бактерии;

А) отсутствуют редуценты;

Б) существуют цепи питания;

В) устойчивая природная система;

Г) длинные пищевые цепи;

Д) действует правило экологической пирамиды;

А) бычий цепень и человек;

Б) клубеньковые бактерии и бобовые растения;

Д) рак – отшельник и актиния;

Характеристики: Факторы среды:

1) Отлов рыбы; А – биотические

2) Изменение толщины озонового слоя; Б – абиотические

3) Гибель растений от засухи;

4) Питание птиц плодами растений;

5) Изменение влажности воздуха;

6)Увеличение численности паразитов.

А) полевой жаворонок;

Часть С. Дайте краткий свободный ответ на вопрос в заданиях С – 1,

С – 1 Почему на лесных тропинках растения отсутствуют или сильно разрежены?

С – 2. Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах?
С – 3. Как животные приспособлены к жизни в засушливых условиях?

С – 4. Какие факторы (условия) оказывают влияние на изменение площади ареала, занимаемыми разными популяциями животных?

Ответы к тестовым заданиям.

б) загрязнение водоёмов сточными водами приводит к размножению сине – зелёных организмов.

3 – а) имеют большую биомассу и продукцию;

б) являются продуцентами;

4 – а) распространяются непоедаемые растения;

б) уменьшается количество видов;

в) происходит обеднение среды питательными веществами, что резко ухудшает условия жизни растений.9 – А

б) питание видов разнообразной пищей.

3 – а) активны в ночное время суток;

б) летняя спячка, рытьё нор;

в) плотные сухие покровы, образование воды при окислении жира.7 – А

4 – а) подвижность особей;

в) благоприятные для жизни климатические условия.

Все болезни от нервов, один сифилис от удовольствия. Старинная медицинская мудрос
ещё >>

Источник

Лекция № 1 Тема: Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.

Тема: Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.

рассмотреть основные этапы развития экологии как науки; показать, что экологические знания являются основой взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.

Основные термины и понятия : экология, экологические факторы; воздушно-наземная среда, водная среда, почва, живые организмы как среда обитания. экология, аутэкология, синэкология, демэкология, биосферология, биоценология, мониторинг, моделирование, прогнозирование, картография, теоретическая экология, прикладная экология.

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

2.Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с

1. Экология как наука. Основы экологии. Место экологии среди биологических наук. Предмет и задачи современной экологии. Структура современной экологии.

1.Экология как наука. Основы экологии . Место экологии среди биологических наук. Предмет и задачи современной экологии Структура современной экологии .

Экология общебиологическая комплексная междисциплинарная наука о закономерностях взаимоотношений живых организмов с окружающей средой. (Э. Геккель, 1866 г.).

Основные задачи экологии:

— выявление взаимосвязей между организмами, их сообществами и условиями среды обитания;

— изучение структуры и закономерностей функционирования сообществ организмов;

— наблюдение за изменениями в отдельных эко­системах и в биосфере в целом, прогнозирование их последствий;

— создание базы данных, и разработка рекоменда­ций для экологически безопасного планирования хозяйственной деятельности человека;

— применение экологических знаний в деле охра­ны окружающей среды и рационального использова­ния природных ресурсов.

Главная цель – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Изучением взаимоотношений организмов и условий среды ученые занимались с давних времен. На протяжении прошлого века до 60-70 гг. экология рассматривалась как часть науки биологии. Человек в этих системах не рассматривался. Предполагалось, что его взаимодействие с окружающей средой подчинялось не биологическим, а социальным законам.

Как самостоятельная наук а экология сформировалась лишь к началу двадцатого столетия. Здесь немаловажную роль сыграли:

— Климент Аркадьевич Тимирязев,

— Василий Васильевич Докучаев,

— Владимир Николаевич Сукачев и др.

Крупнейший ученый ХХ века Владимир Иванович Вернадский создаёт учение о биосфере.

Во второй половине ХХ века происходит своего рода «экологизация» современной науки. Это связано прежде всего с осознанием роли человека в природе, о вредном воздействии промышленности на окружающую среду.

В настоящее время термин экология существенно трансформировался, в связи с тем, что человек сильно влияет на окружающую среду. Поэтому возникла необходимость экологических знаний для всех специалистов.

Экология, как и любая другая наука, использует разнообразные методы исследований: общие методы, которые нашли свое применение во многих науках, и специфические, которые обычно используются только в экологии.

К общим методам экологических исследований относятся: химические, физические, биологические, метод индикации и др. Специфические методы экологии можно разделить на две группы: полевые и лабораторные.

Полевые методы предполагают изучение экологических явлений непосредственно в природе. Полевые методы, в свою очередь, могут быть маршрутными,

Лабораторные методы дают возможность изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы и получить приблизительные результаты. Выводы, полученные в лабораторном экологическом эксперименте, требуют обязательной проверки в природе.

В последнее время широкое распространение получил метод моделирования экологических явлений в природе и обществе.

На сегодняшний день роль экологии в жизни и практической деятельности человека растет. Это связано с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий и др.

Предназначение дисциплины «Экология» обосновано необходимостью сохранения экологического благополучия на Земле, которое всецело зависит, прежде всего, от уровня экологических знаний. Человек в конкурентной борьбе за выживание в природной окружающей среде начал строить свои искусственные антропогенные экосистемы. На современном этапе он для удовлетворения своих все возрастающих потребностей вынужден изменять природные экосистемы и даже разрушать их, возможно, и не желая этого.

Структура современной экологии :

1. Теоретическая экология или фундаментальная (общая)экология вскрывает общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы. Ее ядро – биологическая (классическая) экология.

2. Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального природопользования. – основа рационального природопользования и охраны природы.

3. Социальная экология изучает взаимоотношения в системе «человеческое общество – природа».

Фундаментальную (общую) экологию подразделяют по уровням организации жизни на Земле:

1) аутэкология – экология организмов;

2) демэкология – экология популяций;

3) синэкология – экология сообществ;

4) биосферная экология.

Также выделяют Географическую экологию (геоэкология ) – раздел экологии, изучающий экологические закономерности географических процессов в экосистемах высоких уровней иерархии (суши, морских и пресных вод, высокогорий и др.); сюда же относится и геохимическая экология.

В настоящее время в экологии выделяют ряд научных отраслей и дисциплин:

· Экология растений, животных

· Экология города и т.д.

2. Среда обитания и Экологические факторы. Законы экологии :

Среда — одно из основных экологических понятий; под ним подразумевается комплекс природных тел и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях.

Природная среда – это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени.

На нашей планете живые организмы освоили 4 среды обитания: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

Экологические факторы — свойства среды обитания, оказывающие какое-либо воздействие на организм. Индифферентные элементы среды, например, инертные газы, экологическими факторами не являются.

Экологические факторы отличаются значительной изменчивостью во времени и пространстве. Например, температура сильно варьирует на поверхности суши, но почти постоянна на дне океана или в глубине пещер.

Экологические факторы делятся на: абиотические, биотические, антропогенные.

Под биотическими факторами среды понимают взаимное влияние живых организмов друг на друга. Условно биотические факторы можно разделить на внутривидовые и межвидовые

Это факторы, обусловленные деятельностью человека (загрязнение среды, неограниченная охота, разрушение среды обитания и т.д.)

Среды обитания организмов.

Адаптации организма к среде

Самая древняя. Освещенность убывает с глубиной. При погружении на каждые 10 м давление возрастает на 1 атмосферу. Дефицит кислорода. Степень солености возрастает при переходе от пресных вод к морским и океаническим. Относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени

Обтекаемая форма тела, плавучесть, слизистые покровы, развитие воздухоносных полостей, осморегуляции.

Создана живыми организмами. Осваивалась одновременно с наземно-воздушной средой. Дефицит или полное отсутствие света. Высокая плотность. Четырехфазная (фазы: твердая, жидкая, газообразная, живые организмы). Неоднородная (гетерогенная) в пространстве. Во времени условия более постоянны, чем в наземно-воздушной среде обитания, но более динамичны, чем в водной и организменной

Форма тела вальковатая, слизистые покровы или гладкая поверхность, у некоторых имеется копательный аппарат, развитая мускулатура. Для многих групп характерны микроскопические или мелкие размеры как приспособление к жизни в пленочной воде или в воздухоносных порах

Разреженная. Обилие света и кислорода. Гетерогенная в пространстве. Очень динамичная во времени

Выработка опорного скелета, механизмов регуляции гидротермического режима. Освобождение полового процесса от жидкой среды

Очень древняя. Жидкая (кровь, лимфа) или твердая, плотная (ткани). Наибольшее постоянство среды во времени из всех сред обитания

Коадаптация паразита и хозяина, симбионтов друг к другу, выработка у паразита защиты от переваривания хозяином и системы заякоривания в среде, усиление полового размножения, редукция зрения, пищеварительной системы, синхронизация биоритмов

Приспособления организмов к среде носят названия адаптаций. Этот термин широко употребляется во всевозможных толкованиях. Поэтому дадим его развернутое определение.

Адаптация (позднелатинское adaptatio – приспособление, прилаживание), это совокупность морфофизиологических, поведенческих, популяционных и др. особенностей данного биологического вида, обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

Способность к адаптациям – одно из основных свойств жизни вообще, так как обеспечивает саму возможность ее существования, возможность организмов выживать и размножаться. Адаптации возникают и изменяются в ходе эволюции видов.

Среди приспособлений живых организмов к среде особую роль играют морфологические адаптации. Изменения в наибольшей степени затрагивают органы, находящиеся в непосредственном соприкосновении с внешней средой. Морфологический тип приспособления животного или растения к определенным условиям обитания и определенному образу жизни называют жизненной формой организма.

Организмы могут приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды активно, регулируя собственные процессы жизнедеятельности в зависимости от изменений окружающей среды. При пассивном формировании адаптаций к изменениям условий окружающей среды процессы жизнедеятельности организма подчинены этим изменениям.

Еще одним типом приспособлений организмов к изменениям условий окружающей среды является избежание этих изменений (миграции и кочевки рыб, птиц, млекопитающих и т.д.).

Адаптивные биологические ритмы :

Периодические изменения интенсивности экологических факторов влияют на формирования у живых существ адаптивных биологических ритмов:

суточных, приточно-отливных, сезонных, годовых и т.п..

Адаптивные биологические ритмы:

Характеристика биологических ритмов

Вследствие вращения Земли вокруг своей оси дважды в сутки меняется освещенность, что приводит колебаниям абиотических факторов, которые влияют на активность организмов. В частности, солнечный свет определяет периодичность фотосинтеза, испарения воды растениями, время открывания и закрывания цветков и т.п.

Приливно-отливные ритмы обусловлены вращением Луны вокруг Земли. Четко они прослеживаются у жителей приливно-отливной зоны

Это циклы, связанные с периодическими изменениями солнечной активности в течение нескольких лет. Эти ритмы выражены не так четко, как сезонные. Примером многолетних циклов массовые размножения перелетной саранчи и некоторых других животных.

Относительно любого фактора среды вид имеет диапазон устойчивости (Толерантность). Если интенсивность какого-то фактора выходит за пределы толерантности, особи вида погибают. Биологическим оптимумом называют такие условия, в которых особи вида оказываются наиболее приспособленными. Фактор, который больше влияет на выживание, называют ограничительным (лимитирующим).

2. Всё должно куда-то деваться – базируется на положении сохранения вещества и энергии.

3. Природа «знает» лучше – ориентирует на действия, согласующиеся с природными процессами, сотрудничество с природой.

4. Ничто не даётся даром – всё, что извлечено из природы, должно быть возмещено.

Закон толерантности Шелфорда(1913).

Закон толерантности, один из основополагающих принципов экологии, согласно которому присутствие или процветание каких-либо организмов в данном местообитании зависит от комплекса экологических факторов, к каждому из которых у организма существует определенный диапазон толерантности (выносливости).

Дать ответы на вопросы:

1. Дать определение: «экология». Что означает слово «экология»? Экология как наука и учебная дисциплина, предмет, объект и задачи экологии.

2. Какие методы используются в экологических исследованиях, какова взаимосвязь экологии с другими дисциплинами?

3. Что такое среда обитания и факторы среды, каковы закономерности действия факторов среды на организм?

4. Какая существует классификация экологических факторов окружающей среды, приведите примеры и дайте характеристику?

5. Как организмы приспосабливаются к существованию в разных средах?

6. Какое значение имеют биологические ритмы для живых организмов?

7. Укажите, правильным ли является утверждение о том, что любая деятельность человека всегда отрицательно влияет на природу (ответ обоснуйте)

Домашнее задание: пересказ конспекта лекции, изучить соответствующую тему учебника, подготовить сообщения по теме лекции.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *