Что не является предметом гуманитарного знания
ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ
Экстенсивно предмет гуманитарного знания образует широкий спектр феноменов, выражаемых понятием «мир человека», куда входит все актуально и потенциально переживаемое, выстраданное, индивидуально значимое. Это — интенции, ценности, значения, смыслы, интерсубъективные и аутокоммуникативные отношения, детерминированные различными уровнями сознания; это — текущее настоящее, прошедшее прошлое, открытое к протеканию будущее, данные в памяти, эмоциях, душевных порывах, всех расположенностяхи предрасположенностях, которые конструируют и конституируют мир из «субъективной спонтанности»; в более общей форме это — целостный континуум реальности, составляющий достояние и внутреннее богатство индивида.
Гуманитарное знание, следовательно, есть знание о том, что не укладывается в «точную» науку в принятом понимании слова. Оно есть знание о чисто экзистенциальных ценностях, обо всей внутренней сложности личности с ее многочисленными потребностями, самовыражением и самореализацией; оно есть знание обо всех приоритетных проблемах человека и человечества, какими являются духовные проблемы, лежащие в границах самоотречения, самоуважения, самопознания, самообразования, самоосуществления и подпадающие под столь фундаментальные аксиологические начала, как Истина, Добро, Красота, Польза.
Познание в сфере гуманитарного апеллирует не к природной сущности вещи, а к ее смыслу. Последнее определяет ряд особенностей концептуальной репрезентации предмета гуманитарного знания в форме его объекта. Во—первых, оно обусловливает его более мобильный, гибкий статус. В противоположность объекту естествознания объект гуманитарного знания в гораздо меньшей мере стеснен своей внутренней сущностью, само его существование как объекта (смысла) есть дериват некоего априорного относительно него принципа его осмысления, порождающей семантической модели. Во—вторых, оно обусловливает его двойственную сущность. Дело в том, что сущность объекта гуманитарного знания слагается, с одной стороны, из понимания некоторого знака как достояния человеческого, а с другой — его декодирования, расшифровки, т. е. из его конструктивного понимания-истолкования. Объект знания здесь, таким образом, есть смысловая реальность, которая развертывается при контакте с фрагментом реальности как конструктивная оценка и переоценка сопрягаемых с ним личностных ценностей и смыслов. Отсюда вытекает: объект гуманитарного знания образует не пространство эмпирически-фактуальных данностей, а пространство человеческих значений, ценностей, смыслов, возникающих при усвоении и освоении культуры.
В пределах гуманитарного знания мир задан человеку не вещно-натуралистическим, а духовно-смысловым образом как ценностная сущность, подлежащая пониманию и истолкованию. Собственно это и определяет основные задачи гуманитария: ценностно окрасить мир, наполнить его смыслом, сделать сопричастным человеку (экзистенциальный аспект) и общечеловеческой культуре (культурологический аспект). (См. культура, ценности, человек).
Полезное
Смотреть что такое «ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ» в других словарях:
Научное знание — Наука особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический… … Википедия
разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки — РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Персонология — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/19 ноября 2012. Пока процесс обсуждени … Википедия
Бутенко, Анатолий Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бутенко. Анатолий Павлович Бутенко Дата рождения: 19 апреля 1925(1925 04 19) Место рождения: г. Гадяч, Полтавская область, Украина Дата смерти … Википедия
Бутенко, Анатолий — Анатолий Павлович Бутенко Дата рождения: 19 апреля 1925 Место рождения: г. Гадяч, Полтавская обасть, Украина Дата смерти: 9 мая 2006 Место смерти: г. Москва Гражданство … Википедия
Бутенко А. П. — Анатолий Павлович Бутенко Дата рождения: 19 апреля 1925 Место рождения: г. Гадяч, Полтавская обасть, Украина Дата смерти: 9 мая 2006 Место смерти: г. Москва Гражданство … Википедия
Бутенко А. — Анатолий Павлович Бутенко Дата рождения: 19 апреля 1925 Место рождения: г. Гадяч, Полтавская обасть, Украина Дата смерти: 9 мая 2006 Место смерти: г. Москва Гражданство … Википедия
Бутенко Анатолий — Анатолий Павлович Бутенко Дата рождения: 19 апреля 1925 Место рождения: г. Гадяч, Полтавская обасть, Украина Дата смерти: 9 мая 2006 Место смерти: г. Москва Гражданство … Википедия
Бутенко Анатолий Павлович — Анатолий Павлович Бутенко Дата рождения: 19 апреля 1925 Место рождения: г. Гадяч, Полтавская обасть, Украина Дата смерти: 9 мая 2006 Место смерти: г. Москва Гражданство … Википедия
Сциентизм — (от лат. scientia наука, знания) общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.[1] Нередко сциентисты считают «образцовыми … Википедия
Гуманитарные науки
Гуманита́рные нау́ки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна конкретность, то в гуманитарных, если и важна такая точность, например описания исторического события, то и важна многогранность и даже безграничность такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое удовлетворение.
Направления
Ссылки
Это заготовка статьи о науке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
Геометрическая оптика • Физическая оптика • Волновая оптика • Квантовая оптика • Нелинейная оптика • Теория испускания света • Теория взаимодействия света с веществом • Спектроскопия • Лазерная оптика • Фотометрия • Физиологическая оптика • Оптоэлектроника • Оптические приборы | |
Смежные направления | Акустооптика • Кристаллооптика |
---|
Общая (физическая) акустика • Геометрическая акустика • Психоакустика • Биоакустика • Электроакустика • Гидроакустика • Ультразвуковая акустика • Квантовая акустика (акустоэлектроника) • Акустическая фонетика (Акустика речи) | |
Прикладная акустика | Архитектурная акустика (Строительная акустика) • Аэроакустика • Музыкальная акустика • Акустика транспорта • Медицинская акустика • Цифровая акустика |
---|---|
Смежные направления | Акустооптика |
Общие разделы | Анатомия растений • Биохимия растений • Геоботаника • География растений • История ботаники • Морфология растений • Систематика растений • Физиология растений • Фитопатология • Флористика • Экология растений |
---|---|
Частные разделы | Альгология • Бриология • Дендрология • Диаспорология • Карпология • Лихенология • Микология • Палеоботаника • Палинология • Помология • Птеридология |
Прикладные разделы | Ботаническое ресурсоведение • Этноботаника |
По времени |
| ||||
---|---|---|---|---|---|
По географическому положению |
| ||||
По отношению к религии |
|
Полезное
Смотреть что такое «Гуманитарные науки» в других словарях:
Гуманитарные науки — науки о человеке, его жизни в обществе. Возникли во времена и в рамках схоластики. Первой определилась философия как наука о человеческих деяниях. Источником и средством познания в таких науках стало слово и мысли и их толкование. Ныне к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Энциклопедия социологии
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — см. Человекознание. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — ГУМАНИЧЕСКИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Науки и искусства, изучение которых ведет к гармоническому развитию в человеке его умственных и нравственных сил. Таковыми в средние века почитались классические языки и их литературы, к которым преимущественно и… … Словарь иностранных слов русского языка
Гуманитарные науки — общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — в широком смысле науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу,… … Философия науки: Словарь основных терминов
Гуманитарные науки — (от лат. humanitas человеческая природа, образованность) общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук) … Исследовательская деятельность. Словарь
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Толковый словарь по социологии
Гуманитарные науки — философия, искусствознание, литературоведение … Социология: словарь
разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки — РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Объект и предмет социально-гуманитарного знания.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
В социально-гуманитарных науках воплощаются общие закономерности, которые принимают специфическую форму. К числу таких общих закономерностей относится то, что познавательный процесс описывается в терминах «объект», «предмет» и «субъект» познания. В результате их взаимодействия обеспечиваются возможности науки как специализированной деятельности, ориентированной на получение истинного знания.
Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы.
Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в социально-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.
В качестве объекта социального познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр. Бесконечное множество явлений социальной реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами.
Один и тот же объект может изучаться разными науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения. Такой, например, объект, как человек, в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологии предстает различно. Социология рассматривает его как часть социального целого, политология — как «политическое животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.
Другим примером конструирования предмета познания из объекта является коммуникативное действие. Такой объект познания, как коммуникация, ограничивается субъектом познания до предмета познания, которым становится коммуникативное действие, отдельный акт коммуникации. Исследование, направленное на изучение этого предмета, приходит к выводу, что коммуникативное действие — это действие, ориентированное на рациональное понимание социальных и политических противоречий и их рациональное обсуждение в публичной дискуссии ради нахождения компромисса и выбора наиболее демократического решения. Акт рациональной коммуникации обеспечивает в конечном итоге возможности рационального социального действия. Это понятие, введенное немецким философом Ю. Хабермасом, обосновавшим значимость процесса коммуникации в существовании и развитии общества, Хабермас предложил новый способ разрешения споров и новую теорию общества, исходящую из идеи коммуникативных действий или коммуникативного поведения.
Как видим, осуществляется сложная процедура трансформации объекта исследования в предмет науки. При этом процедура применения научного знания к объекту познания обладает не меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука не может решить всех проблем, она не может решить многие проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово общество.
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы.
Просмотр содержимого документа
«Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания»
Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания
Область научных дисциплин, охватываемая понятием социально-гуманитарного знания, – это целостный континуум субъективной реальности. Он включает знания об обществе, человеке, истории и культуре. Все эти сферы исследуются как наукой, так и вненаучными формами познания. К вненаучным формам познания относятся те знания, которыми обладают люди в их повседневной жизни, в специфических формах деятельности. К таким видам деятельности можно отнести политическую деятельность, искусство, религию, право, культуру и др.
В социально-гуманитарных науках воплощаются общие закономерности, которые принимают специфическую форму. К числу таких общих закономерностей относится то, что познавательный процесс описывается в терминах «объект», «предмет» и «субъект» познания. В результате их взаимодействия обеспечиваются возможности науки как специализированной деятельности, ориентированной на получение истинного знания.
Исходя из этого, можно сказать, что объектом социально-гуманитарного познания, безусловно, является человек с его внутренним миром, мышлением и сознанием, вовлеченный в общественные связи и коллективные формы деятельности, более того, создающий их. Таким объектом могут быть самые различные коммуникационные процессы, политические и прочие институты, деятельность государства, обеспечивающие и поддерживающие ее нормативные акты, равно как продукты, нормы и идеалы культурной деятельности — технической, научной, художественной и т. д. Помимо того, что этот объект чрезвычайно сложен и структурно многообразен, он обладает еще и целым рядом специфических характеристик. Прежде всего его «человекоразмерностъ» — единство биологического и социального. На объект социально-гуманитарного познания накладывает отпечаток уникальность, неповторимость как отдельных людей, так и событий и явлений, порождаемых их деятельностью. Без человека эти явления попросту невозможны, в отличие от природных явлений, более того, человек может вмешиваться в «естественный» ход социальных процессов, порой нарушать их.
Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы.
Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в социально-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.
В качестве объекта социального познания может быть рассмотрено общество в целом, отдельные сферы общественной жизни, конкретные ее проявления, индивиды, социальные изменения и пр. Бесконечное множество явлений социальной реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, если бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами.
Один и тот же объект может изучаться разными науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения. Такой, например, объект, как человек, в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологии предстает различно. Социология рассматривает его как часть социального целого, политология — как «политическое животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.
Другим примером конструирования предмета познания из объекта является коммуникативное действие. Такой объект познания, как коммуникация, ограничивается субъектом познания до предмета познания, которым становится коммуникативное действие, отдельный акт коммуникации. Исследование, направленное на изучение этого предмета, приходит к выводу, что коммуникативное действие — это действие, ориентированное на рациональное понимание социальных и политических противоречий и их рациональное обсуждение в публичной дискуссии ради нахождения компромисса и выбора наиболее демократического решения. Акт рациональной коммуникации обеспечивает в конечном итоге возможности рационального социального действия. Это понятие, введенное немецким философом Ю. Хабермасом, обосновавшим значимость процесса коммуникации в существовании и развитии общества, Хабермас предложил новый способ разрешения споров и новую теорию общества, исходящую из идеи коммуникативных действий или коммуникативного поведения.
Социально-гуманитарные науки обладают важными функциями. К ним относятся:
— познавательная – дают знания об обществе;
— мировоззренческая – формируют систему взглядов человека на общество;
— методологическая – учат правилам социального познания и действия;
— аксиологическая – ориентируют на определенные идеалы, нормы;
— критическая – учат разумному сомнению в возможностях общества;
— воспитательная – формируют положительные качества ученого;
— рефлексивная – позволяют человеку осознать себя как значимую личность;
— идеологическая – ориентируют человека на поддержку интересов отдельных групп людей;
— прогностическая – позволяют предвидеть тенденции развития общества в будущем.
Каждая из социально-гуманитарных наук обладает всеми перечисленными функциями. Вместе с тем, они одними функциями обладают в большей мере, чем другими (например, социология в большей степени учит человека определенным социальным действиям, история – воспитывает патриотизм и любовь к Родине, политология – разбираться в партийных программах и т.д.).
Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указал следующие его основные особенности:
— непосредственные объекты его исследования – индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям;
— его конечный результат – не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого;
— сложный очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники;
— для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существующих исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что характерно для естествознания – номотетический метод – это главное различие двух типов знания);
— объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия;
— абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь – вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании;
-в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном знании – понятием «культура».
Социально-гуманитарное познание это процесс приобретения и развития знаний об обществе и человеке.
Предмет социально-гуманитарного познания – это сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах, это социальная реальность, которая не существует вне человеческой деятельности, это мир человека как созидателя культуры.
Объектом социально—гуманитарного знания является человеческая реальность во всей сложности и многообразии его социального и исторического бытия.