Что означает слово интеллект человека
Интеллект… При этом слове многие из нас испытывают своеобразную гордость, поскольку известно, что человек обладает им в высшей мере. Некоторые даже думают, что интеллект – это то, что есть только у человека. Придётся их огорчить: интеллект имеется и у животных. Некоторые даже пытаются рассуждать о его наличии у растений и других групп организмов, однако пока что это не выходит за пределы фантастики. В последнее время высоких результатов достигли разработки в области искусственного интеллекта.
Что такое интеллект
Интеллект проявляется в учебной, исследовательской, трудовой деятельности, общении и социальной жизни в целом. Данное понятие объединяет отдельные познавательные способности: ощущения, восприятие, память, представления, мышление, воображение, волю, рефлексию, внимание.
Понятие об интеллекте возникло относительно недавно – только в конце девятнадцатого века. В то время высокими темпами развивалась психология, исследователи изучали умственные способности человека и животных. Иногда при этом они допускали серьёзные ошибки. Так, в то время господствовало убеждение, что человек использует свой мозг только на несколько процентов, тогда как остальная его часть остаётся незадействованной. В обыденной жизни такое представление сохраняется до сих пор, однако оно в корне неверно и давным-давно опровергнуто наукой. Но как вообще могло возникнуть такое предположение? Дело в том, что в конце девятнадцатого века функции значительной части отделов головного мозга были ещё не изучены, и исследователи не могли понять, для чего они нужны. Кроме того, некоторые процессы в мозге протекают как бы в автоматическом режиме, без участия сознания человека. То есть нам кажется, что какая-то часть мозга неактивна, но на самом деле она незаметно для нас проводит чрезвычайно важную работу, без которой, наверное, сам интеллект стал бы невозможен.
Однако вопрос взаимоотношения интеллекта и мозга достаточно сложный. Есть ли интеллект у человека? Разумеется, есть. Но есть ли он у кошки? Наверное, тоже есть. А у ящерицы? Можно думать, что и у неё есть. А у муравья, микроба, растения? С первого взгляда кажется, что чем более развит организм, тем в большей степени можно говорить о наличии у него интеллекта. Но и здесь не всё так просто.
Муравьи, как и все остальные насекомые, головного мозга не имеют вообще. Их «мозг», рассредоточенный по всему телу, представляет собой примитивное нервное скопление. Да и всё строение муравьиного организма весьма примитивное. Между тем интеллектуальные способности муравьёв некоторые даже на полном серьёзе сравнивают с человеческими. Муравьи могут накапливать и передавать информацию, общаться, обучаться, у них существует сложная иерархия. Они могут ориентироваться на местности; последние исследования показывают, что они, по-видимому, умеют даже считать. В муравьином обществе имеется множество «профессий», разнообразие которых различно у каждого вида. В самом деле, жизнь муравейника очень напоминает человеческое общество.
Ящерица – организм совсем другого рода. Её общее развитие в десятки раз сложнее и организованнее, чем у муравья. И полноценный головной мозг имеется, притом достаточно развитый. Но вот интеллектуальные способности ящерицы весьма скромные и не идут ни в какое сравнение с интеллектом муравья (и уж тем более человека).
Получается, что интеллект – скорее функция, чем некая материальная структура. Реализовать интеллектуальную деятельность можно различными способами.
Как же реализуется эта функция? Реализация интеллектуальной функции происходит посредством работы его составляющих: это умение находить связи между разрозненными данными, синтезировать и анализировать, сравнивать, классифицировать, строить ассоциации и т. д. Каждая такая способность по отдельности не формирует интеллект, о нём можно говорить только в совокупности этих способностей.
Особенности интеллектуальной системы человека состоят из нескольких параметров:
Интеллект не возникает внезапно и сам по себе, а развивается с течением времени. Интеллектуальный уровень человека можно повышать посредством специальных методик; он же может и понижаться в силу различных обстоятельств (пожилой возраст, травмы головы, психические заболевания и т. д.).
Какие бывают виды интеллекта
Крупный исследователь в области интеллектуального развития Раймонд Кэттелл считал, что интеллект следует разделять на два вида – подвижный и кристаллизовавшийся. Первый основан на логических операциях, умении решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта. Второй основан на накопленном опыте и умении использовать имеющиеся знания и навыки.
Существует также деление на эмоциональный и социальный интеллект. Первый состоит в умении осознавать и понимать собственные эмоции и эмоции окружающих людей. Второй вид – это способность понимать поведение людей. Социальный интеллект – важнейшая часть общественной жизни человека, она позволяет взаимодействовать с другими людьми, строить различные отношения. Исследователи подчёркивают, что целью работы такого интеллекта является не глубина понимания, а социальное приспособление.
О разнообразии видов и форм интеллекта можно судить, к примеру, по культурным особенностям разных народов. Скажем, у негроидной расы сильнее всего развито конкретно-наглядное и пластическое мышление. Жители Африки – хорошие художники и отличные танцоры; они от руки могут изобразить то, что европейцы привыкли изображать только с помощью компьютерной графики. Рисование и танец в Африке играют роль своеобразных «алфавитов», из которых составляются особые языки. Европейское мышление – абстрактное. Живопись и танец в европейской культуре считаются искусством, то есть умением, доступным немногим; вместе с тем развиты звуко-буквенный алфавит, рассуждение абстрактными категориями, понимание таких феноменов, как закон, право, порядок и др. Азиатские народы монголоидной расы являются носителями «символьного» мышления. У них высокого развития достигли символьный (иероглифический) алфавит, система иносказаний; культура изобилует символами, лишёнными практического смысла и выражающими сложные идеи, а в поведении существенная роль отводится ритуалам и церемониям.
Имеются и другие способы деления интеллекта. Так, выделяют логический интеллект и пространственный, а последний подразделяется на физический, социальный, духовный, творческий, эмоциональный.
Уровни интеллектуальной активности
Существует в психологии и такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.
Исследователи выделяют три таких уровня:
На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничена заданным или первоначально найденным путём. Человек может исследовать различные явления и решать разные задачи, но лишь как частные, не имеющие связи друг с другом. На этом уровне, однако, интеллектуал может выдвигать достаточно смелые гипотезы.
На втором уровне исследователь может сопоставлять разрозненные явления и проблемы и находить в них нечто общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирическим путём.
На третьем уровне сопоставление разных явлений и нахождение у них общего становится не просто отдельным приёмом, а само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В данном случае исследователь задействует теоретический путь познания.
Интеллектуальные действия личности подразделяются на уровни и другим способом.
В этом случае выделяются два уровня:
Деятельность индивида постепенно перестаёт быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает созидательный характер.
Деление работы интеллекта на уровни отражает и историю развития умственной деятельности у человека. То есть первые люди пассивно решали стоящие перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило скорее приспособительный характер. Впоследствии появилась первобытная «научная» деятельность, когда путём поисков, проб и ошибок (эмпирическим путём) люди находили новые закономерности в строении окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, в самое позднее время сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.
Для наглядности можно использовать также знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию потребностей человека. По ней видно, что потребность в творчестве и духовном развитии является высшей, и для её достижения нужно пройти более низшие уровни. В соответствии с этим и работает интеллект: вначале он направлен на то, чтобы достигать насущных целей и решать конкретные задачи (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем появляются возможности для познания чего-то нового, а на самом высоком уровне возникает возможность для творческой деятельности.
Коэффициент интеллекта: методы определения
Коэффициент интеллекта – знаменитый ай-кью – определяет степень развития умственной деятельности человека. Иногда он используется и для того, чтобы оценить умственные способности животных в сравнении с человеком. Исследователи определили даже коэффициент интеллекта таких существ, как, например, дождевой червь.
Определение коэффициента производится с помощью особых тестов, которые позволяют выяснить различные факторы, например:
Какие факторы влияют на умственные способности человека
У разных людей уровень интеллекта может существенно различаться. Среди нас есть интеллектуалы, тугодумы, люди со средними способностями и те, которых принято называть умственно отсталыми. Но отчего люди бывают столь разными в умственном отношении?
Различные исследования показали, что на формирование умственных способностей человека оказывает влияние в первую очередь генетический фактор. Воспитание, воздействие окружающей среды и случайные внешние воздействия играют гораздо меньшую роль.
Однако и внешняя среда имеет определённое значение для формирования интеллекта. Это такие факторы, как уровень жизни семьи, уровень образования родителей, характер воспитания, доступность школьного образования для детей (в американских исследованиях ученики хороших городских школ оказались более интеллектуальными, чем ученики скромных сельских школ). Исследованиями установлено даже влияние таких отдельных факторов, как годовой доход семьи, размер дома и его стоимость, взаимоотношения между родителями и др.
Нельзя исключать и роль питания. Мозг – достаточно прожорливая структура, и недостаток питательных элементов может привести к снижению его способности обрабатывать информацию.
Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин
С древних времён в обществе господствовал взгляд на женщин как на существ неполноценных и менее развитых, чем мужчины. Традиции и законы, не позволяющие женщинам заниматься определёнными видами деятельности, привели к появлению мифа о том, что женский интеллект развит существенно ниже мужского. Из-за этого считалось, что женщина должна «знать своё место» и не вмешиваться в «мужские дела», иначе ничего хорошего из этого не выйдет.
Облегчение положения женщин и их уравнение в правах с мужчинами показали, что женский интеллект ничуть не уступает мужскому. Больше того, с некоторыми видами умственной деятельности женщины справляются заметно успешнее, чем мужчины.
Но до сих пор во многих странах господствуют прежние установки: в народном сознании женщины предстают более глупыми и неразвитыми, и им отводится второстепенная и подчинённая роль. Женщина не может быть главой семьи, она не может наследовать родительское имущество, кое-где женщинам даже запрещается водить автомобиль. Представления о неполноценности интеллекта у женщин имеются и в низовых слоях населения развитых стран. Как правило, такие люди склонны принимать желаемое за действительное. Они руководствуются сильно устаревшей научной информацией, а также мифами и легендами, религиозными догмами. Более актуальную информацию они предпочитают не признавать, поскольку она не соответствует их личным представлениям.
Исследования соотношения пола и развития мозга ведутся уже давно. Имеющиеся результаты показывают, что различия в строении головного мозга у мужчин и женщин имеются, но они не являются определяющими в плане интеллекта: мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять одинаковые задачи.
Так, было показано, что объём и масса мозга у мужчин несколько больше, чем у женщин. Однако существенного влияния на умственные способности это не имело. Результаты изучения влияния гормонов на интеллект были спорными; было показано, что высокий уровень определённых гормонов может как повысить, так и понизить умственные способности.
Другие исследования показали, что хотя мужской мозг и имеет несколько большие размеры, он заметно более уязвим к нарушениям внутриутробного развития. Так, плохое питание матери в период беременности во многих случаях снижает умственные способности родившихся мальчиков, но на девочек это никак не влияет.
Отдельные исследования проводились над восприятием стереотипов. И они показали, что в обществах, где на женщин оказывают неблагоприятное психологическое воздействие, их уровень интеллекта действительно оказывался ниже, чем там, где женщин воспринимают как равных с мужчинами и относятся к ним уважительно. Всё дело в том, что в условиях постоянных унижений женщины в большей степени задействуют те участки мозга, которые отвечают за эмоциональные реакции, а те участки, которые отвечают за решение тех или иных задач, остаются невостребованными и не получают развития.
Стереотипы влияют и другими способами; например – через воспитание детей. С самого детства в традиционных обществах девочек приучают к одним видам деятельности, а мальчиков – к другим. Зачастую девочкам не позволяют заниматься физикой, математикой и другими науками, поскольку считается, что им это не пригодится в жизни. Из-за этого мозг мальчиков и девочек тренируется в разной степени и по-разному, в результате чего их способности к определённому возрасту действительно сильно различаются.
Как повысить уровень интеллекта
Как уже было сказано, интеллектуальное развитие – величина непостоянная. Умственные способности можно развивать, причём в любом возрасте. Известно много случаев, когда даже глубокие старики сохраняли «здравый рассудок», потому что постоянно тренировали свой мозг.
Тренировка умственных способностей очень напоминает занятия физической культурой. В спортзале мы занимаемся тем, что даём нашему телу искусственную нагрузку, не связанную с практическими задачами, и от этого делаемся сильнее и здоровее. А когда приходит время выполнять какую-то практическую работу, требующую физических усилий, наше тело уже готово к этому.
Так же и мозг. Для развития интеллектуальных способностей необходимо постоянно решать задачи, требующие умственного напряжения, учиться чему-то новому – даже если эти знания и не пригодятся на практике.
В этом отношении становится понятной польза школьного образования. Большинство тех знаний, которые ученик получает в школе, не пригодятся ему в дальнейшей жизни; но это не значит, что необходимо упразднять такие дисциплины, как алгебра, геометрия, физика, химия. Ведь в процессе их изучения в мозгу формируются нейронные связи, которые влияют на общее умственное развитие. Умение думать, полученное, скажем, на уроках физики, обязательно пригодится, даже если в будущем человек будет всего лишь владельцем продуктового магазина.
На уровень интеллектуальных способностей влияют и другие факторы. Например – занятия спортом. Действительно, физическая активность стимулирует и улучшает кровообращение, и кровью гораздо лучше начинает снабжаться мозг. Правильное питание – также необходимое средство повысить свои умственные способности.
Интеллект
Интеллект – это способности личности к познанию, осмыслению и разрешению задач. Понятие интеллекта соединяет в себе все познавательные процессы индивида, такие как воображение и восприятие, ощущение, память, мышление и представление.
Интеллект человека – это психическое качество, которое состоит из способности к приспособлению к новым обстоятельствам, обучению, основываясь на опыте, использованию теоретических концепций и применении этих знаний для управления различными условиями окружающей среды. Понятие интеллект происходит от латинского слова Intellectus, которое означает понимание или познание.
Психология интеллекта
Начиная с 19 века, множество известных психологов изучали интеллект человека, развитие, возможности измерения и его оценки. Проблема интеллекта и его исследования стояла очень остро. Однако сегодня основной теорией формирования интеллекта в поведенческой психологии по праву можно считать теорию стадий Пиаже. Он сделал выводы на основании наблюдения за детьми различного возраста. Когда ребенок рождается, ему приходится адаптироваться к окружающему миру. Адаптация состоит из двух процессов: ассимиляции (объяснение события на основе существующих знаний) и аккомодации (приспособление к новым сведениям).
Первую стадию Пиаже назвал сенсомоторной. Она характеризуется появлением первых рефлексов и навыков. После 12 месяцев ребенок начинает осматриваться, поворачивать головку в поисках пропавшей из поля зрения вещи. В младенческом возрасте малыш эгоцентричен и воспринимает мир через себя. После одного года он начинает осознавать, что предметы, окружающие его, существуют в реальности и не пропадают, когда он их не может видеть. Затем у малыша возникает константность объекта, первые собственные суждения об окружающем внешнем мире. Этот период характеризуется появлением цели, достигнуть которую он стремится. Такое поведение Пиаже считал первыми признаками интеллекта.
Вторую стадию он назвал «предшествующая операциям». У детей до 7 лет формируется символическое интуитивное мышление, однако они все еще эгоцентричны. Дети могут уже выстраивать решения некоторых задач, при этом, не воплощая их в жизнь. Мир, окружающий малышей, расширяется, но пока включает только простые понятия о внешней среде.
Третья стадия – это этап конкретных операций. Возраст от 7 до 12 лет характеризуется способностью оперировать своими внутренними представлениями о каких-то объектах. У детей вырабатывается способность к конкретным операциям, относящимся к объектам.
Четвертая стадия – этап формальных операций. В возрасте от 12 лет и старше у детей возникает абстрактное мышление, а затем в пубертатном периоде формируется формальное мышление, его группировки характеризуют уже зрелый рефлексивный интеллект. В этом периоде формируется внутренний образ внешнего мира. Также этот период характеризуется обогащением информацией. А.Леонтьев отмечал, что очень важно, чтобы наряду с обогащением информацией не произошло обеднение души.
Пиаже полагал, что в связи с тем, что индивид с самого рождения окружен социальной средой, совершенно естественным становится то, что она на него влияет таким же образом, как и физическая среда. Социум не только влияет на индивида, но и трансформирует его структуру, мышление, навязывает поведение, морально-этические ценности, обязанности. Общество преобразует интеллект при помощи языка, содержания взаимодействий и правил мышления.
Теория Пиаже не совсем безупречна, т.к. нередко встречается даже у взрослых индивидов полное отсутствие абстрактного мышления к определенному виду деятельности, при этом в других аспектах такие люди совершенно ничем не отличаются от других. В концепции Пиаже формирование интеллекта происходит скачкообразно, однако существует другая теория, основанная на непрерывных трансформациях. Данная теория называется концепцией обработки информации.
Любая информация, которая попадает через особые анализаторы в человеческий мозг, подвергается переработке, сохранению и преобразованию в знания. Количество воспринимаемой информации существенно разнится у детей и взрослых. На детей обрушиваются целые, непрерывно льющиеся потоки информации, при этом они не подготовлены к таким количествам.
Ребенок не умеет выполнять одновременно несколько дел. Это свидетельствует о том, что у малышей переключаемость внимания формируется на более поздних сроках онтогенеза. Чем старше становится ребенок, тем более доступным для него делается выполнение абстрактных задач наряду с выполнением довольно сложных сенсомоторных действий.
Во время развития ребенка происходит утончение когнитивных стратегий. Например, изначально дети заучивают стихи механически, а в более старшем возрасте они уже понимают, о чем стих.
Проблема интеллекта с работ Гальтона начала приобретать особое значения. Представление интеллекта в качестве способности личности требовало большей конкретики, ответов на вопросы, которые касаются сути, природы явления и внешнего проявления. Такие вопросы интересовали известных психологов в течение всего двадцатого столетия. Но однозначных ответов нет и по сей день.
Французские ученые в 1905 г. создали первые тесты для оценивания интеллектуального развития малышей в возрасте от трех до тринадцати лет. Т. Симон и А. Бине рассматривали интеллект в качестве уровня психического развития, который достигнут к определенному возрасту и проявляется в сформированности всех познавательных функций, в степени освоения интеллектуальных умений и знаний. Количество правильно решенных задач теста определяет интеллектуальный возраст ребенка.
Немецкий психолог Штерн в 1912 г. внес предложение измерять уровень умственного развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта (широко известным, как IQ), выражаемого отношением интеллектуального возраста к действительному возрасту ребенка.
Л. Термен, основываясь на введенном В. Штерном IQ, адаптировал модифицированную шкалу Бине-Симона, которая получила название шкала Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является одной из наиболее популярных методик для оценивания умственного развития детей.
Сегодня интерес к тестированию интеллекта немного угас. Это связано с тем, что прогностическая ценность таких тестов достаточно невелика. Так, например, тестируемые индивиды, которые имеют высокий интеллект согласно тестам, редко добиваются высоких результатов в реальной жизни. В связи с этим в психологии даже появился термин «хороший интеллект», под которым понимают интеллектуальные способности, эффективно реализуемые в реальной жизни человека и способствующие его высоким социальным достижениям.
Попытки определить интеллект и разработка тестов повлекли за собой постановку целого ряда новых проблем, одна из которых является проблемой структуры умственных способностей.
В современной психологии сформировались две основные точки зрения в данной области. Первая точка зрения представлена авторами, рассматривающими интеллект в качестве комплекса сравнительно автономных умственных способностей. Так, например, Дж. Гилфорд выделил три так называемых «измерения интеллекта»: произведение умственных операций, особенности материала, который применяется в тестах и результат – полученный интеллектуальный продукт. Именно сочетание перечисленных элементов дает 120 интеллектуальных позиций. Часть из них получилось идентифицировать посредством эмпирических исследований. Основной заслугой Гилфорда считают выделение такого понятия как «социальный интеллект», который представляет собой совокупность умственных способностей, обусловливающих успешность оценивания и прогнозирования поступков субъектов.
Вторая точка зрения основывается на идее присутствия общего фактора интеллекта, который определяет особенность и производительность всей интеллектуальной сферы индивида. Родоначальником данной концепции считают Ч. Спирмена. Она заключается в рассматривании интеллекта с позиции общей «умственной энергии», уровень которой обусловливает успешность и плодотворность всей интеллектуальной сферы индивида (генеральный фактор или G). Решение определенной проблемы имеет зависимость, как от формирования у субъекта способности, которая связана с генеральным фактором, так и от комплекса особых способностей, потребных для разрешения ограниченного класса задач. Спирмен назвал эти специальные способности S-факторами от английского слова special, что в переводе означает специальный.
Ученик и последователь Спирмена Дж. Равен пошел дальше и разработал тест прогрессивных матриц. Данная методика по сей день остается одной из лучших попыток определить интеллект. Основной показатель теста заключается в способности к обучению на основе обобщения персонального опыта.
Также одной из наиболее популярных теорий считается концепция Р. Кеттела о видах интеллекта: «текучем» и «кристаллизованном». Она является промежуточной теорией между представлениями об интеллекте как единой общей способности и взглядами на него как на множественности умственных способностей. Кеттел полагал, что «текучий» интеллект проявляется в вопросах, для решения которых требуется адаптация к новым условиям. Он имеет зависимость от воздействия наследственного фактора. «Кристаллизованный» интеллект проявляется во время решения задач, которые требуют соответственных навыков и применения прошлого опыта. Данный вид интеллекта, главным образом, зависит от воздействий среды. Также Кеттел выделил и парциальные факторы, которые связаны с активностью некоторых анализаторов, факторы-операции, которые соответствуют по содержанию Спирменовским специальным факторам. Исследования интеллекта у лиц пожилого возраста показали, что с увеличением возраста (после 40 лет) уровень «текучего» интеллекта снижается, а уровень «кристаллизованного» остается почти неизменным.
Что значит интеллект? Сегодня многие психологи, в большинстве своем, едины в мнении, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Г. Айзенк полагал, что генетически детерминированное качество нервной системы, которое определяет интенсивность и верность переработки информации, лежит в основе общего интеллекта.
Множество проведенных психогенетических исследований доказывают, что интеллект, в большей степени, генетически обусловлен. Данная зависимость более выражена у вербального интеллекта, чем у невербального. Тренировка интеллекта невербального характера происходит значительно легче, чем вербального. Формирование интеллекта обусловлено также целым рядом влияний условий среды: интеллектуальным микроклиматом семьи, каким по счету родился ребенок в семье, профессией родителей, обширностью социального взаимодействия в раннем детстве и т. д. Следует помнить, что с рождения индивид имеет разум и сознание. Мозг человека хранит в себе прошлый опыт, который позволяет использовать эту информацию.
Интеллект и память являются звеньями одной цепи, поэтому необходимо совместное развитие памяти и интеллекта. Ведь развивая память, формируется интеллект.
Виды интеллекта
Человеческий интеллект является самой гибкой частью всего человеческого естества, которую каждый индивид делает в соответствии с собственными предпочтениями. Интеллект имеет определенную структуру и виды. Любой из его видов рекомендуется развивать и тренировать для того, чтобы стать гармоничной личностью.
Виды интеллекта: вербальный, логический, пространственный, физический, музыкальный, социальный, эмоциональный, духовный, творческий.
Вербальный интеллект отвечает за важнейшие процессы, такие как письмо и чтение, межличностное общение и речь. Для развития вербального интеллекта достаточно всего лишь изучить иностранный язык, уделять время чтению книг, которые являют собой литературную ценность, общаться на важные темы и т.д.
Логический интеллект содержит в себе навыки вычисления, рассуждения, логическое мышление и прочее. Развивать его следует при помощи решения всевозможных задач, ребусов и головоломок.
Пространственный интеллект содержит в себе визуальное восприятие, способность к созданию и манипулированию зрительными образами. Развивается посредством творческого самовыражения, при помощи живописи, лепки, решения задач по типу «лабиринта» и развитие навыков слежения.
Физический интеллект заключается в ловкости, координации движений, моторики рук и т.д. Развивается при помощи занятий спортом, танцами, йоги и любых физических нагрузок.
Музыкальный интеллект является пониманием музыки, ощущением ритма и т.д.. Включает в себя сочинительство, танец и др. Развивается при помощи прослушивания различных музыкальных композиций, занятий танцами и пением, игры на различных музыкальных инструментах.
Социальный интеллект – это способность правильно воспринимать поступки других людей, приспосабливаться в социуме и строить взаимоотношения. Развивается при помощи групповых игр, бесед, ролевых игр и др.
Эмоциональный интеллект содержит в себе осмысление и способность к проявлению эмоций и мыслей. Развитие эмоционального интеллекта происходит путем анализа своих чувств, потребностей, определения сильных и слабых сторон, научения понимать и охарактеризовать себя.
Духовный интеллект содержит в себе способность к самосовершенствованию, умение мотивации самого себя. Развивается с помощью размышлений и медитаций. Верующим можно использовать молитву.
Творческий интеллект отвечает за умение творить, создавать что-то новое, продуцировать идеи. Развивается при помощи танца, актерской игры, пения, написания стихов и т.д.
Виды интеллекта, которые перечислены выше, можно развивать и тренировать на протяжении всей жизни, в любой ее период. Высокий интеллект способствует сохранению работоспособности и жизнелюбия на более продолжительный срок.
Уровень интеллекта
В соответствии с теориями многих психологов, решение одних задач требует конкретного, а других – абстрактного интеллекта.
Конкретный интеллект способствует принятию решений повседневных проблем и ориентированию во взаимодействиях с различными вещами, предметами. Поэтому Йенсен относит к конкретному или практичному уровню интеллекта ассоциативные способности, которые позволяют применить определенные знания, навыки или информацию, сохраняющуюся в памяти.
Абстрактный интеллект позволяет оперировать словами и понятиями. Йенсен относит абстрактный интеллект ко второму уровню – уровню познавательных способностей. Он считает, что отношение одного уровня к другому у каждого индивида обусловлено наследственными факторами.
Одним из методов измерения уровня интеллекта считается оценивание развития умственных способностей при помощи IQ теста. Основателем системы проверки умственных способностей при помощи IQ теста был Г. Айзенк, который ввёл специальную шкалу. Данная шкала представлена делениями от 0 до 160 баллов, т.е. представляет диапазон определения уровня от самого умного до дебильности.
Половина населения земного шара имеет коэффициент интеллекта в интервале между 90 и 110 (средний интеллект). Для того чтобы данной категории населения перейти на следующий уровень, ей необходимо постоянное развитие интеллекта и мышления специальными упражнениями, т.е. регулярно следует направлять усилия на повышение интеллекта. Регулярная тренировка его повысит, как минимум на 10 баллов. С уровнем IQ, превышающим 110 баллов, насчитывается 25% населения (высокий интеллект). Оставшиеся 25% – люди, имеющие низкий интеллект (менее 90 баллов). Среди этих 25 процентов 14,5% субъектов обладают уровнем интеллекта в интервале от 110 до 120, 10% – от 120 до 140 и всего 0,5% населения обладает уровнем интеллекта более 140 баллов.
Большинство психологов пришли к единому выводу, который говорит о том, что уровень общей интеллектуальной активности является величиной постоянной для индивидов. Спирмен полагал, что ум сохраняет свою силу неизменной на протяжении жизни. Фрейд ввел в психологическую науку понятие «психическая энергия», а в дальнейшем появился термин G-фактор в качестве общего фонда активности психической. А. Лазурский выделил три основных уровня активности: низший, средний и высший. Низший уровень характеризуется неприспособленностью индивида, окружающая среда тяготит слабую психику слабо одаренного человека. Средний – характеризуется хорошим приспособлением личности к окружающей среде и выискиванием места, соответствующего внутреннему психологическому складу. Высший характеризуется устремленностью к модифицированию окружающей среды.
Коэффициент интеллекта
Коэффициент интеллекта – это количественный показатель уровня интеллекта индивида. Так, например, низкий интеллект присущ олигофренам, средний интеллект основной массе населения Земли. Т.е. он означает уровень интеллекта в соотношении с уровнем интеллекта обычной среднестатистической личности одного возраста.
Коэффициент интеллекта определяется при помощи специального тестирования. Определение коэффициента является одной из попыток оценить уровень общего интеллекта.
Термин коэффициент интеллекта ввёл в 1912 году учёный из Германии Вильгельм Штерн. Он акцентировал внимание на довольно серьёзных пробелах умственного возраста в показателях шкал Бине. В. Штерн предложил применить в качестве показателя уровня интеллекта число, которое получается путем деления умственного возраста индивида на хронологический. В 1916 году IQ был впервые использован в шкале Стенфорда-Бине.
Сегодня интерес к IQ тестам довольно сильно вырос, вследствие чего возникло множество различных необоснованных шкал. Именно поэтому сравнивать показатели различных тестов довольно затруднительно. В связи с этим число IQ в нынешнее время утратило свою изначальную информативную ценность.
Каждый тест на определение коэффициента интеллекта включает в себя множество разнообразных задач с нарастающим уровнем сложности. Например, среди таких задач есть задания на пространственное, логическое мышление и др. По результатам тестирования подсчитывается результат IQ. Отмечено, что чем больше вариаций тестирования проходит индивид, тем лучшие результаты, в конечном итоге, он показывает. Наиболее востребованным и известным тестом считается тест Айзенка. Однако более истинными являются тесты Дж. Равена, Д. Векслера, Р. Кеттелла. Как это ни странно, но сегодня не существует единого стандарта определения IQ.
Все тесты делятся по возрастным группам. Они демонстрируют развитие человека, которое соответствует каждому возрасту. Это означает, что ребёнок в 12 лет и юноша, закончивший ВУЗ, могут обладать одинаковым IQ, так как развитие каждого из них отвечает своей возрастной группе. Так, например, тест Айзенка специально разработан для индивидов от 18 лет и старше. Данный тест предусматривает максимально возможный уровень IQ в 180 баллов.
Коэффициент интеллекта зависит от следующих факторов: наследственность, окружающая среда, половая и расовая принадлежность, страна проживания, здоровье, социальные факторы и др.
Окружающая среда и семья, обнаруживает огромное влияние на формирование интеллекта ребенка. Так, в ходе проведения многочисленных исследований была выявлена зависимость от множества факторов, которые характеризуют достаток, уровень жизни семьи, взаимоотношения между родственниками, методы воспитательного процесса и пр. Влияние окружающей среды, в общем, и семьи в частности составляет долю коэффициента интеллекта от 0.25 до 0.35. Чем взрослее становится индивид, тем слабее будет эта зависимость проявляться, почти полностью исчезая к моменту его совершеннолетия. Данные исследования проводились среди обыкновенных семей, которые имеют полный состав, т.е. и папу, и маму.
Из-за генетических особенностей каждого индивида, дети, рожденные в одной и той же семье, могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые окружающие факторы. Питание также влияет на уровень интеллекта. Так проведенные исследования показали, что употребление беременной женщиной периоде беременности рыбы и в дальнейшем кормление малыша грудью, повышают уровень интеллекта ребенка. Некоторые исследования показывают увеличение уровня IQ на 7 баллов.
Особенности интеллекта женщин и мужчин всегда интересовали известных деятелей психологической науки. Множество психологов считает, что развитие интеллекта одинаково, как у мужчин, так и у женщин. Однако среди мужского пола более проявляется разброс – среди них огромное количество глупых наряду с таким же количеством умных. Т.е. это означает, что среди мужчин много, как людей с высоким интеллектом, так и субъектов с низким. Также между женщинами и мужчинами отмечается разница в проявлениях различных сторон интеллектуальной сферы.
До 5 лет развитие интеллекта происходит одинаково. После 5 лет мальчики начинают лидировать в формировании пространственного интеллекта, манипулирования, а вот девочки начинают главенствовать в развитии вербальных способностей. Также среди мужчин гораздо чаще можно встретить одаренных математиков, чем среди женщин. На каждых 13 известных математиков приходится лишь одна женщина.
Также многие психологи, философы с большим интересом изучали особенности интеллекта представителей разных рас. Многочисленные исследования доказывают наличие разрыва между средним уровнем IQ различных расовых групп. Например, средний уровень IQ афроамериканцев — 85, белых европейского происхождения — 103, а евреев — 113. Однако последние исследования показывают, что постепенно эта разница сокращается.
Структура интеллекта
Основоположником факторной концепции интеллекта считается Чарльз Спирмен. Он сформулировал постулаты, заключающиеся в том, что интеллект не имеет зависимости от других личностных характеристик человека, также он не содержит в своей структуре неинтеллектуальные качества, такие как тревожность, интересы и др.
Спирмен занимался вопросами профессиональных способностей. При обработке данных исследования он обнаружил следующую закономерность. Результаты многих тестов, которые имеют направленность на диагностику особенностей памяти, внимания, мышления, восприятия между собой тесно взаимосвязаны. Результаты свидетельствовали о том, что лица, которые успешно выполняют тестирование на мышление, так же отлично справляются и с заданиями, направленными на исследование прочих познавательных способностей, и наоборот, индивиды, плохо справляющиеся с тестами на мышление, также плохо выполняют и другие тестовые задания. Именно поэтому развитие памяти и интеллекта, развитие интеллекта и мышления должно быть неразрывно связано между собой. Только в таком случае возможно повышение интеллекта. Без комплексного развития познавательной сферы личности совместно с интеллектом, успешных результатов не будет.
Спирмен выдвинул предположение, что успешность любого интеллектуального труда определяют несколько факторов: специфический («S») и общий («G»).
Наряду с этим он полагал, что фактор общей умственной энергии действительно существует и обладает целым комплексом гипотетических свойств: количественной характеристикой, интенсивности перехода от одного вида активности к другому, степень колебания энергии, т.е. способность ее возобновления после деятельности. Затем он выделил четыре типа интеллектуальности. Первый тип интеллектуальности определяется быстротой осмысления нового, второй – полнотой постижения, третий – это здравый смысл, четвертый – это оригинальность решений. Сегодня большинство психологов соотносит общую интеллектуальность с интенсивностью выполнения умственных операций.
Структура интеллекта по Спирмену представляет собой модель, на вершине которой располагается генеральный фактор (G), общая способность. Затем следуют групповые качества интеллекта, которые представляют собой механические, вычислительные и вербальные способности. А в основании структуры находятся специальные способности (S-факторы), которые являются специфическими для определенного вида деятельности.
Кеттелл предлагает другую структуру интеллекта, которая состоит из свободного (текучего), связанного (кристаллизованного) интеллекта и отдельных факторов. Свободный интеллект определяется общей степенью развития коры полушарий, т.е. он отвечает за успешность решения задач направленных на нахождение отношений деталей и восприятие. Данный фактор совершенно не зависит от приобщения к культуре, однако имеет значительную зависимость от наследственности. Он важен в задачах, для решения которых требуется адаптация к новым условиям. Считается, что данный фактор является идентичным общему интеллекту. Связанный интеллект приобретается в процессах овладения культурой. Отдельные факторы обусловлены работой некоторых анализаторов (отвечают специальным факторам Спирмена).
Айзенк включает в структуру следующие элементы: интенсивность интеллектуальных операций, стремление к проверке ошибок и напористость. На основе выраженности данных элементов разработан тест на определение коэффициента интеллектуальности IQ.
Айзенк выделяет в структуре интеллектуальности несколько уровней: биологический, социальный и психометрический. Суть интеллекта лежит в скоростных характеристиках процессов переработки сведений, обусловленных нейрофизиологическими факторами. К основной характеристике, которая отражает уровень интеллектуального развития, Айзенк относит индивидуальную скорость обработки информации. От факторов окружающей среды и от генотипа зависит психометрический интеллект, измеряющийся уровнем IQ. Его влияние является доминирующим. Социальный интеллект выражается в способности индивида применять психометрический интеллект для приспособления к требованиям общества.
Х. Гарднер является основоположником концепции множественного интеллекта. Она заключается в том, что вместо общей основной интеллектуальной способности, имеется множество других интеллектуальных способностей, которые могут встречаться в разных сочетаниях. Гарднер полагает, что интеллект – это не некоторое устройство, которое находится в голове, а возможность, позволяющая индивиду применять мышление, адекватное определенным типам. В связи с этим, он выделил семь видов интеллекта, которые не зависят друг от друга и функционируют в мозге в качестве самостоятельных систем в соответствии со своим правилами. Имеется ввиду вербальный, логико-математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический интеллект, внутриличностный, межличностный интеллект.
Диагностика интеллекта
Тестирование общих способностей предназначено для измерения степени интеллектуального развития личности. Понятие интеллекта, начиная со времен первых попыток интеллектуальных измерений претерпело различные трансформации со стороны теорий тестирования интеллектуальности в качестве психической реальности. В начале 20 века возник кризис в психологии интеллекта. Поэтому возник вопрос о существовании понятия «интеллекта» в качестве психологической категории.
Интеллектуальность обычно исследовалась в границах двух важнейших направленностей: тестологической и экспериментально-логической.
Сущность тестологической направленности лежит в измерениях интеллекта, а именно совокупности когнитивных способностей. А кризис заключается в том, что термин «интеллект» был подменен понятием «способность к научению». Неотестологические концепции интеллектуальности признают IQ-теорию, где за коэффициентом интеллекта стоят внутренние познавательные процессы, такие как память, восприятие, мышление и т.д.
Существует множество различных методик для диагностики интеллекта. Методика диагностирования интеллекта на основе прогрессивных матриц Равена предназначена для исследования логичности мышления. Тестируемому предъявляются картинки с фигурами, которые взаимосвязаны между собой определенной зависимостью. Среди них не хватает одной фигуры, она дается внизу среди 6–8 других картинок. Задачей испытуемого является установление закономерности, которая связывает друг с другом фигуры на изображении, и указание на опросном листе номера искомой фигуры согласно предлагаемым вариантам.
Существует 3 вариации матриц, каждая из которых предназначена для проведения диагностики с конкретной репрезентативной группой испытуемых. Цветные матрицы предназначены для проведения исследования детей с аномальным развитием в возрасте от 4,5 и до 9 лет, взрослых старше 65 лет. Стандартные матрицы – для диагностики детей от 8 и до 14 лет, лиц старшего возраста от 20 и до 65 лет. Продвинутые матрицы применяют для исследования испытуемых с интеллектом выше среднего. Стандартные матрицы включают в себя 60 таблиц и 5 серий. Каждая серия, в свою очередь содержит задания по нарастающей трудности. Также присуще и усложнение типа задач от одной серии к другой. Цветные матрицы состоят из трех серий, которые также различаются по сложности. Каждая такая серия содержит в себе 12 матриц, характеризующихся пропущенными элементами.
Диагностика интеллекта при помощи теста Гудинаф – Харриса проводится следующим образом. Ребенку дается листок белой бумаги и простой карандаш. Его просят постараться нарисовать как можно лучше человека. В процессе рисования комментирование не допускается. Если малыш рисует человека до пояса (не в полный рост), тогда ему предлагают нарисовать нового человека.
По окончанию рисования обязательно проводится беседа с испытуемым ребенком. При помощи беседы уточняются малопонятные элементы и особенности рисунка. Такое тестирование лучше проводить индивидуально. Шкала оценки рисунка содержит в себе 73 пункта, за выполнение которых начисляется по 1 баллу за каждый. Если не соответствует критерию, то начисляется 0 баллов. По окончанию исследования подсчитывается общий балл.
Свободный тест на интеллект предназначен для оценки уровня интеллектуального развития в независимости от воздействия условий окружающей среды. Данная методика предложена Кеттелом. Она может использоваться как для проведения индивидуальной диагностики, так и для проведения группового исследования.
Мышление и интеллект
Мышление является познавательным процессом психики. Оно предназначено для отражения в сознании индивидуума сложнейших взаимосвязей и отношений между явлениями окружающего мира. Основной его задачей является выявление отношений между объектами, обнаружение взаимосвязей и их отграничение от случайных совпадений. Мышление заключает в себе оперирование понятиями, функции обобщения и планировки. Оно является высшим когнитивным процессом психики, что значительно отличает его от иных процессов, которые помогают субъекту ориентироваться в окружающем пространстве.
Мышление – это довольно сложный процесс, протекающий в сознании личности. Остальные психические процессы познания отличаются от мышления тем, что оно всегда тесно взаимосвязано с активной трансформацией обстоятельств, в которых находится личность. Мыслительная деятельность всегда целенаправленна на решение какого-либо задания. Процесс мышления заключается в целенаправленном и целесообразном преобразовании действительности. Данный процесс характеризуется непрерывностью и протеканием в течение всей жизни при этом, трансформируясь под воздействием возрастных факторов, социального положения, стабильности его среды обитания.
Особенностью мышления является его опосредованный характер. Это означает, что индивидуум не может познавать вещи прямо, непосредственно, он все познаёт косвенно и опосредованно. Т.е. одни качества посредством других, неизвестное – посредством известного. Мышление различаются по видам, операциям и проходящим процессам. С ним неразрывно связано такое понятие, как интеллект.
Что значит интеллект? Под этим термином понимается общая способность к постижению и решению задач «в уме». Он обычно рассматривается в качестве достигнутого к некоторому возрасту уровня развития психики, который обнаруживает себя в устойчивости познавательных процессов, а так же в количестве усвоения умений и знаний.
Интеллект – это неотделимая часть мышления. Психология мышления стала основательно разрабатываться лишь в 20 веке. Доминирующая до 20 столетия ассоциативная психология выходила из предположения того, что все процессы, происходящие в психике, протекают в соответствии с законами ассоциации и все формирования сознания состоят из простых чувственных представлений, которые объединены при помощи ассоциаций в сложные комплексы. Поэтому представители течения ассоциативной психологии не видели необходимости в специальном более глубоком исследовании мышления. Оно отождествлялось с представлением и интерпретировалось как ассоциативно связанный набор следующих признаков. Суждение рассматривалось как ассоциация представлений. Умозаключение – как ассоциация нескольких суждений, которые служат его посылками, к третьему, выводящемуся из него. Основоположником данной концепции считается Д. Юма. В конце 19 столетия эта теория была господствующей.
Мышление и интеллект являются довольно близкими по содержанию терминами. Если перейти на термины более привычные простому обывателю, то интеллект будет соответствовать слову «ум». Называя человека умным, люди подразумевают под этим его индивидуальные особенности интеллекта. Понятию мышление соответствует слово «обдумывание». Отсюда, слово «ум» обозначает свойство или способность индивида, а «обдумывание» является процессом. Следовательно, оба понятия выражают разные стороны одного явления. Субъект, имеющий интеллект, способен к мышлению. Таким образом, интеллект является способностью к мышлению, а мышление – процессом реализации интеллекта.
С давних пор важнейшими отличительными чертами личности считаются мышление и интеллект. Именно поэтому для определения вида человека применяется термин «Homo sapiens», который в переводе означает – человек разумный. Субъект, лишенный зрения или слуха, несет огромную утрату, однако он не перестает быть личностью. А если теряет разум, то происходит потеря человеческой сути.
Мышление, преимущественно, рассматривается в качестве части познания. С точки зрения психологии познание проявляется в создании представлений о внешнем мире, о его моделях и образах. Например, чтобы доехать в определенную часть города, необходим некоторый пространственный образ дороги между пунктом, в котором субъект находится в данное время, и местом, куда ему нужно добраться. Но мышление нельзя считать любым познавательным процессом. Ведь к познавательным процессам относят и восприятие. Отсюда выходит, что мышление является опосредованным и обобщенным познавательным процессом объективной реальности. Так, например, то, что видит субъект – это восприятие, а если на основании того, что он увидел, субъект делает логическое заключение, то это будет являться мышлением. Человек видит мокрый асфальт – восприятие. Тот же человек делает вывод, что на улице прошел дождь – это мышление.
Мышление как познавательный процесс, выходящее за границы непосредственно данного – это могучее средство биологической адаптации.
Развитие интеллекта
Развитие интеллекта имеет зависимость от таких же факторов, что и формирование других функций человеческого организма: генетических или иных врожденных причин и окружающей среды.
Врожденные и генетические причины – это так называемый потенциал, получаемый ребенком от своих родителей. О таких факторах практически ничего неизвестно. Можно утверждать с уверенностью только одно – от них в определенной мере зависит направленность интеллектуального развития личности.
Некоторые хромосомные мутации передаются по наследству, но также верно то, что многие из них связаны с какими-либо нарушениями в процессе беременности или оплодотворения. Например, болезнь Дауна проявляется легкой степенью дебильности, однако компенсируется повышенной общительностью больных. Главной причиной появления данного заболевания считается возраст родителей – чем старше родители, тем большая вероятность рождения ребенка с болезнью Дауна. Имеется ввиду возраст родителей от 40 лет и выше.
Заболевания перенесенные в время беременности, такие как краснуха, сифилис, диабет, также могут губительно отразиться на формировании плода и дальнейшем развитии ребенка. Доказано, что перенесенная краснуха, даже в легкой степени, в первые месяцы беременности ведет к необратимым дефектам слуха, зрения и интеллектуальных способностей ребенка. Употребление спиртных напитков во время беременности, табакокурение, прием некоторых лекарственных средств также ведет к задержке умственного развития ребенка.
Давно доказано, что человек – это социальное существо и вне социума развиваться он не сможет. Поэтому, каким бы хорошим потенциалом не был награжден малыш при рождении, совершенно очевиден тот факт, что нужное ему для выживания интеллектуальное поведение сможет формироваться и совершенствоваться только при контактах с социальной средой.
В самом начале жизни интеллектуальность ребенка обуславливается, практически, только наследственными факторами. В возрасте после 12 месяцев ребенок начинает приобретать способности более или менее результативно взаимодействовать с социальным окружением и различными предметами. Считается, что ситуации, в которые может попасть ребенок в этом возрасте, могут иметь решающее значение для формирования его интеллекта.
Приспособительная обусловленность интеллекта выражается в воздействии на развитие некоторых факторов. Социальный статус семьи, который связан с культурным и экономическим неравенством в социуме, этнические и поведенческие характерные черты различных социальных групп, влияют на формирование интеллекта. Режим питания, его достаточность или недостаточность для полноценного развития малыша воздействует на всестороннее развитие.
Интеллект и личность тесно взаимосвязаны, без одного не может быть и другого. Установлено, что малыши в детских домах отстают в развитии от своих сверстниках, растущих в семье. Это связано с тем, что они не получают со стороны взрослых психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка. Также на формирование интеллекта влияет число детей в семье. Установлена следующая закономерность – чем больше детей в семье, тем будет ниже их средний IQ.
Как развить интеллект
Издавна существовало множество упражнений для активизации интеллекта, игры для развития интеллекта, такие как шахматы, разгадка ребусов, головоломок с логическим уклоном, нарды, даже карточные игры покер и преферанс. Сегодня появились и компьютерные игры для развития интеллекта.
Такие игры очень хорошо тренируют ум, концентрацию внимания и память. Также они несут в себе радость соперничества, если в игре предусмотрено наличие двух и больше игроков, удовольствие от роста мастерства. Настольные игры являются древнейшим видом умственных состязаний. Занятия математикой и точными науками развивают целый комплекс умственных качеств психики. К таким качествам относят: логическое и абстрактное мышление, прогностические, дедуктивные, критические, аналитические способности, память и быстроту мышления.
Точные науки и математика не только способствует росту интеллекта, но структурируют мышление, наводят, если можно так выразиться, порядок в голове и собственных мыслях. Математика и точные науки очень важны в контексте интеллектуального становления индивида, как личности.
Познание нового способствует эрудиции и обогащает ум. Познание нового может происходить посредством чтения научной литературы, энциклопедий, просмотра познавательных фильмов или телепередач, через полезные и познавательные интернет ресурсы.
Главная задача взрослого человека – это сохранение любознательности как у ребенка! Нужно всегда помнить, что знание – это сила!
За все время изучения интеллекта ученые разработали немало систем развития интеллекта.
Система развития интеллекта заключается в развитии всех его разновидностей, таких как творческий, духовный, интимный, социальный, сенсорный, физический, вербальный и др. При этом, не следует забывать, что каждый вид интеллекта тесно взаимосвязан со всеми его разновидностями.
Как развить интеллект? Сегодня разработано множества различных методик развития интеллекта, таких как система развития интеллекта с пеленок, японская система развития интеллекта и др.
Японская система развития интеллекта основывается на том, что если решать простые математические задачи на скорость и читать вслух, можно развить интеллект. Японцы полагают, что мозг становится наиболее активным при выполнении этих действий.
Существует множество методик, направленных на развитие, тренировку, а также разработаны упражнения для интеллекта. К методам, которые влияют на развитие интеллекта, относят групповые и индивидуальные тренинги, обучение, игры и др.
Сегодня в психологии существует две, отличные друг от друга, точки зрения на возможность развития эмоционального интеллекта.
Приверженцы первой точки зрения, например Дж. Мейер, придерживаются мнения, что повысить уровень невозможно. Это связано с тем, что эмоциональный интеллект считается относительно устойчивой способностью. Однако наряду с этим они считают, что увеличить эмоциональную компетентность посредством обучения вполне возможно. Приверженцы другой концепции, например, Д. Гоулман, полагают что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. Главным аргументом в пользу этой точки зрения является тот факт, что до середины человеческой жизни нервные пути мозга развиваются.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект является способностью индивида осознавать свои эмоции, постигать их и генерировать таким образом, чтобы способствовать мышлению и интеллектуальному росту. Данный термин был введен в 1990 году П. Саловей и Дж. Майером.
Эмоциональный интеллект, в отличие от привычного всем осмысления интеллектуального коэффициента, является способностью верно объяснять обстановку и влиять на неё, подсознательно улавливать то, чего желают другие люди и в чём их потребность, понимать и видеть их достоинства или недостатки, противодействовать стрессам и быть обаятельным.
Можно выделить следующие иерархически сформированные способности, которые составляют эмоциональный интеллект. К ним относят:
— восприятие и проявление эмоций;
— увеличение эффективности мыслительной деятельности при помощи эмоций;
— понимание и осознание собственных эмоций и эмоций других людей;
— контроль и управление эмоциями.
Данная иерархия основана на нескольких принципах. Способность к распознаванию и проявлению эмоции является основой появления эмоций с целью решения конкретных проблем, которые носят процедурный характер. Способности к распознаванию и выражению эмоции, использование их в решении задач – это основа для проявляемой внешне способности к осмыслению обстоятельств, событий, которые предшествовали эмоциям и следовали за ними. Такие способности нужны для внутренней регулировки своих эмоциональных состояний и для удачных влияний на внешнюю окружающую среду, которые ведут также к регуляции чужих эмоций.
В 1996 году в Торонто была представлена модель эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она на собрании ассоциации психологов. Она состоит из 5 общих сфер (областей) и 15 шкал (подразделов). Первая сфера – это внутриличностная, которая заключается в личной способности понимать, что чувствует человек, и управлении самим собой. К этой области относят: самоанализ, ассертивность, независимость, самооценку, самоактуализацию.
Самоанализ выражается в способности осмыслить свои эмоции и то, какое воздействие поступки оказывают на окружающих.
Ассертивность выражается в способности ясно выражать свои эмоции, мысли и выражать твёрдость взглядов при этом, беря во внимание предпочтения и действия других людей. Она всегда связана с активностью и лёгкостью.
Независимость выражается в способности самостоятельно принимать решения и управлять собой. Это означает не зависеть от эмоций, выполнять свои личные обязанности, при этом не становясь их невольником.
Самооценка выражается в способности умения оставаться в гармонии с собой, воспринимать положительно себя и уважать, но при этом знать свои минусы. Самооценку еще считают самоуважением.
Самоактуализация выражается в стремлении к развитию, способности реализовывать свой потенциал. Вторая сфера – это межличностные отношения, которые заключаются в способности взаимодействовать с субъектами на уровне общения. К ней относят эмпатию, социальную ответственность, межличностные отношения.
Эмпатия проявляется в умении осознавать эмоции других и способности сделать так, чтобы они поняли, что собеседнику известны их чувства.
Социальная ответственность выражается в способности к взаимовыгодному сотрудничеству, которое включает в себя совесть, заботу о ближнем, мораль и нравственность.
Межличностные отношения проявляются в навыках конструктивного общения посредством вербальных и невербальных коммуникаций, способности устанавливать и поддерживать в дальнейшем взаимовыгодные контакты, которые основываются на чувстве эмоциональной близости, умении ощущать себя свободно и комфортно в общественном взаимодействии.
Третья область – это адаптивность, которая проявляется в способности быть гибким и настоящим, адекватно реагировать на ситуации, различные обстоятельства и условия среды, решать задачи по мере возникновения. Решение проблем выражается в способности к выявлению и формулированию проблем, а также к вырабатыванию и претворению в жизнь потенциально эффективных путей решения.
Оценка действительности является способностью индивида правильно определять соотношение между объективной реальностью и его опытом. Тут можно выделить такие качества, как прагматизм, адекватность восприятия реальности и объективность, способность к концентрации и сосредоточиванию.
Гибкость выражается в способности согласовывать свои эмоции, поступки и мысли с постоянно меняющимися условиями среды, умение приспосабливаться к неизвестным, непредсказуемым обстоятельствам.
Четвертая область – управление стрессом, которая проявляется в умении противостоять стрессовым факторам, управлять импульсивностью, не терять выдержку и не становиться жертвой стресса. Толерантность к стрессу выражается в способности противостоять стрессовым обстоятельствам без физического или эмоционального напряжения. Контроль над импульсивностью заключается в умении не действовать под наплывом эмоций.
Пятая область – это общее настроение, которое выражается в позитивном восприятии жизни и удовлетворенности в целом. Удовлетворённость жизнью является способностью к веселью, умиротворению, жизнерадостности, воодушевлению. К данной сфере относят оптимизм, который проявляется в виде энтузиазма в любой деятельности, умении видеть позитив во всем и не грустить.
Существуют множество методик для диагностики эмоционального интеллекта. Сторонники концепции, воспринимающей интеллект в качестве комплекса способностей, изучают эмоциональный интеллект, применяя различные тестовые опросники и методики решения заданий. Наиболее сложной и продуманной методикой является MSCEIT. Заключается она в выборе правильного решения задач из нескольких вариантов ответа.
Для успешности в современном мире, необходимы коммуникационные навыки и организация. Психологи говорят, что успех в деятельности на 80 процентов зависит именно от эмоционального интеллекта и всего лишь на 20 процентов от общего интеллекта, даже если не приходится трудиться в коллективе. Это связано с тем, что компоненты эмоционального интеллекта отвечают за принятие решений, продуктивность и коммуникации. Так, например, даже обычному фрилансеру, который работает на дому, тоже иногда нужно общаться с посредниками или заказчиками.
Кроме этого, умение слышать также является компонентом эмоционального интеллекта и ключом к самоконтролю и осознанию, социальной удачливости и эмпатии. Для окружающих людей совершенно не важен интеллект субъекта и его обширные знания. Наоборот, им гораздо важнее то, как он разговаривает с ними по телефону или отвечает на электронные письма, насколько с индивидом приятно находиться рядом или насколько индивид умеет брать на себя ответственность, вдохновлять, отстаивать свою позицию. Поэтому развитие эмоционального интеллекта настолько важно в нынешнее время.
Социальный интеллект
Социальный интеллект является способностью понимать намерения, эмоциональные состояния индивида, его чувства по словесным и невербальным проявлениям. Проявление дальновидности в межличностных взаимоотношениях считается также социальным интеллектом. Его связывают со способностью выражать мгновенные, практически автоматические соображения о индивидах, предсказывать наиболее вероятные поведенческие реакции человека. Он считается особым «социальным даром», который обеспечивает гармоничность протекания отношений с людьми. Продуктом социального интеллекта является социальная адаптация.
В 1920 году было введено в психологию само понятие «социальный интеллект» Э. Торндайком с целью обозначения предусмотрительности (дальновидности) в межличностных отношениях. Множество известных психологов внесли свой вклад в толкование этого термина. Способности к социальному интеллекту многие известные психологи раскрыли в структуре общего интеллекта. Среди таких теорий наиболее ярко представлены концепции, предложенные Г. Айзенком и Д. Гилфордом.
Дж. Гилфорд считал социальный интеллект системой интеллектуальных способностей личности, которые не зависят от факторов общего интеллекта и связаны, главным образом, с постижением поведенческой информации.
Согласно теории Гилфорда, он содержит в себе 6 факторов, тесно взаимосвязанных с познанием поведенческих реакций.
Первый фактор – это познание конструктивных элементов поведения, которое заключается в способности выделять из полученной информации словесную и невербальную экспрессию поведенческих реакций.
Второй фактор – познание классов поведения, заключающийся в способности распознания общих свойств среди потока ситуативной или экспрессивной информации о поведенческих реакциях.
Третий – познание отношений поведения, заключающийся в способности к пониманию отношения.
Четвертый – познание систем поведения, заключающийся в способности к пониманию логики формирования целостных ситуаций взаимодействия субъектов, смысл их поступков в таких ситуациях.
Пятый – познание преобразования поведения, заключающийся в способности к пониманию изменений значения подобного поведения (словесного и невербального) в различных ситуационных аспектах.
Шестой – познание результатов поведения, заключающийся в способности к предвосхищению последствий поступков, исходя из имеющейся в наличии информации.
Отечественный исследователь Ю. Емельянов, изучал социальный интеллект и личность в границах практической психологической деятельности. Емельянов считал, что рост коммуникативной компетентности индивидуума возможен при помощи активного социально-психологического научения. Он определял социальный интеллект, как сферу потенций субъект-субъектного постижения индивида. Под этим Емельянов понимал устойчивую способность, которая основана на специфике мыслительной деятельности, аффективных реакций и социального опыта, понимания самого себя и других людей, их взаимодействия и взаимоотношения, предсказания межличностных событий. Он ввел термин «коммуникативная компетенция», который имеет схожее понятие с социальным интеллектом. Коммуникативная компетенция развивается только благодаря интериоризации социальной информации. Такой процесс характеризуется бесконечностью и постоянством, наличием вектора от внутреннего к внешнему, от актуальных межличностных ситуаций к итогам осознания таких ситуаций, которые закрепляются в познавательных структурах психических качеств в виде навыков и умений.
Емельянов выделил следующие источники формирования социального интеллекта.
Первый источник – это жизненный опыт. Именно жизненному опыту принадлежит ведущая роль в формировании коммуникативной компетенции. Он придавал большое значение опыту межличностного общения. Жизненный опыт характеризуется: социальностью, включением в себя интериоризированных норм и ценности определенной общественной среды, индивидуальностью, так как базируется на индивидуальных чертах и психологических обстоятельствах личной жизни.
Второй – искусство, которое заключается эстетической деятельности и двустороннем обогащении индивида в качестве творца и в качестве лица, воспринимающего произведения искусства. Искусство способствует формированию коммуникативных умений.
Третий – общая эрудиция, которая выражается в запасе достоверных и систематизированных знаний гуманитарных наук, относящихся к области истории, культуры человеческих коммуникаций, которыми располагает данный субъект.
Коммуникативная компетенция по своему содержанию и форме непосредственно сопоставляется с характерными особенностями играемых социальных ролей субъекта. Также выделяют общую коммуникативную компетенцию и коммуникативную компетенцию профессиональной направленности.
Интеллект ребенка
Психологами доказано, что интеллект ребенку передается посредством набора генов от матери. Однако не только от наследственных факторов зависит уровень и качество интеллекта и то, как он будет развиваться. На формирование влияют следующие факторы: среда, в которой малыш растет и воспитывается, манера воспитания, стимулирующие условия и многое другое. Более значимым фактором считается стимуляция интеллекта на первых этапах развития ребенка. Методов стимуляции интеллектуальных способностей малышей множество, а их использование в комплексе, как показывают многочисленные исследования, дают более эффективные результаты.
Вот несколько из них. Когда малыш находится еще в утробе матери, врачи и психологи рекомендуют слушать классическую музыку. Классика благотворно влияет на интеллект, ум ребенка, так как в третьем триместре беременности, плод уже может слышать звуки музыки, которые стимулируют нейроны головного мозга.
Немаловажным в развитии интеллектуальности малыша является полноценное питание. Именно поэтому настолько важно во время беременности придерживаться правильного и здорового питания в частности, и образа жизни в целом.
Английские ученые, которые проводили множество широкомасштабных исследований, доказали, что грудное вскармливание материнским молоком, благотворно воздействует на умственное развитие малыша, даже при довольно непродолжительном периоде такого кормления. Данный фактор влияет на успешность и успеваемость детей в начальных классах и в более старшей школе.
За развитие интеллекта у детей отвечает влияние окружающей среды. Если ребенок не будет чувствовать себя в безопасности, если он постоянно напряжен, то его способности к обучению быстро уменьшаются. Мозг реагирует на ощущаемые ребенком эмоции.
Если ребенок ощущает какую-либо угрозу, неважно с какой стороны, миндалина мозга порождает чувство, когда хочется убежать или, наоборот, сопротивляться. Такие эмоции превалируют и, следовательно, закрывают умственные части мозга.
Дети уверенные в своих силах и себе самом учатся намного лучше и гораздо быстрее соображают. Очень важно уделять малышам как можно больше внимания и телесного тоже. Детей следует чаще обнимать и ласкать. Они должны чувствовать и ощущать любовь обоих родителей. Их следует чаще поощрять и отмечать их заслуги, память и концентрацию внимания. Нужно выражать удовлетворение даже самыми незначительными успехами ребенка.
Любое обучение для детей должно проходить в живой форме. Оно должно их заинтересовать. Так как скука с мозговой активностью несовместимы. Необходимо, чтобы все задачи, поставленные перед ребенком, соответствовали его потенциальным возможностям. В случаях, когда ребенок не может справиться с поставленной задачей из-за завышенных требований, его самооценка резко понижается. Атмосфера в доме должна быть всегда теплой и доверительной, что обеспечит малышу нужную ему психологическую свободу, способствующую высказыванию новых идей и использованию новых знаний при этом, совершенно не опасаясь, что в ответ над ним будут насмехаться или сделают грубое замечание.
Давно доказано, что человеческий организм при потреблении кислорода, третью часть его объема направляет в мозг. Ведь чем больше мозг его получает кислорода, тем эффективнее будет происходить его развитие. Насыщение кислородом клеток мозга происходит интенсивнее при активных движениях. Отсюда напрашивается вывод – если родители желают вырастить гения, то нужно как можно чаще с ребенком бывать на свежем воздухе.
Физическая активность ребенка также довольно сильно влияет на формирование мозга. Даже обыкновенная ежедневная утренняя зарядка способствует развитию интеллекта. Нужно стараться обучать ребенка не только естественным знаниям, но и основам выживания.
Ребенка следует учить быть более осторожным и наблюдательным. Для чего эти нужно? Формирование интеллекта у детей идет по пути активного приобщения разума к разнообразным видам деятельности. Маленький ребенок довольно любопытен. Такое естественное для него любопытство нуждается в понимании. Ребенок спрашивает, хочет получать и находить ответы. Это означает, что мыслительные процессы малыша не стоят на месте. Ребенок исследует предметы, вещи, продукты питания. Не нужно запрещать ему этого. Лучше позволить ему самостоятельные манипуляции с его игрушками, но под наблюдением родителей. Такие манипуляции способствуют развитию творческой деятельности, заставляют мозг думать и постигать новое.
Умственный рост, наблюдается при попытках собственными силами малыша справиться с окружающими предметами, вещами. Расширение опыта обращения с предметами и общения с окружающими субъектами, личные наблюдения ребенка и умение делать выводы, развивает интеллект и ум.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»