Что не является особым препятствием для творческого мышления

Барьеры творческого мышления. Пути их преодоления

Барьеры творческого мышления. Пути их преодоления

Что такое творческое мышление………………………………. 4

Барьеры творческого мышления………………………………. 8

Пути преодоления барьеров творческого мышления………….11

Список используемой литературы………………………………….15

Творчество и различные аспекты творческой деятельности волнует многие умы ученых.

Оно широко представлено в жизни человека, во многих сферах его деятельности, в мире социальном и индивидуальном каждой личности. Без творчества не существовало бы ни одно общество, страна… Уже много лет психологи и другие ученые пытаются понять и изучить феномен и внутреннее строение творческой деятельности. По своей сути деятельность творческая является деятельностью продуктивной, преобразующей, то есть та которая движет наше развитие во всех сферах.

Изучая механизмы творческого процесса, нельзя обойти вниманием всевозможные препятствия и проблемы, которые неизменно присутствуют на каждом этапе творческого создания.

Актуальность данной работы заключается в том, что в сферах творческого характера часто встречаются кризисы и барьеры перед поставленной задачей.

Цель: теоретическое изучение барьеров творческого мышления и путей их преодоления.

Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.

Дать понятия определениям «творческое мышление», «барьер творческого мышления».

Узнать пути преодоления барьеров творческого мышления.

Что такое творческое мышление

Сначала разберем, что такое мышление. Мышление – это косвенная форма отражения психики человека, которая связует впечатление о познаваемых им объектах, это, своего рода, вид познания. Мышление ставит перед собой задачу раскрытия отношений, связующих предметы. Оно выявляет между ними связи, отделяя непреднамеренные совпадения. В целом, мышление создает новые объяснения к устоявшимися понятиям.

Процесс создания абсолютно новых решений в разных сферах деятельности, создание иных как материальных так и духовных ценностей – это и есть творчество.

Творческое мышление – это непосредственный талант человека к созданию нового, то есть к неожиданным, своеобразным решениям, нестандартному, креативному поведению.

Еще одно определение творческого мышления заключается в мышлении созидающим, дающим принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящим к новым идеям и открытиям.

Новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений- это новая идея. Нередко она возникает на основе нового «сцепления» ранее известной информации. Например, Эйнштейн не проводил экспериментов, он всего лишь с новой стороны осмысливал уже данную информацию, по-другому систематизировал и анализировал ее.

На базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний возникают новые идеи. Но при этом всегда важен креативный, нестандартный склад ума человека, его интеллектуальная смелость, способность отойти от преобладающих, привычных мыслей и идей. Препятствуют возникновению новых взглядов старые, классические идеи, окруженные ореолом признания и правильности. 1

Творческий поиск неизбежно связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью индивида к смелому высвобождению своих мыслей и их реализации.

Давайте не будем забывать о том, что творческие, креативные (от лат. crcatio — создание) способности проявляются не только в нашем мышлении, но и во всех видах деятельности жизнедеятельности человека.

Образное мышление, воображение являются одним из основных компонентов творческого мышления. В науке до сих пор широко используется мысленный эксперимент. Всевозможные конструкции существуют в первую очередь не благодаря точным наукам, а потому, что они вначале были придуманы в голове, с помощью творческого мышления.

Переломные моменты познания мира неизбежно связаны с «шоком новизны». Так как в процессе творческого мышления правильный ответ к открытию часто находится уже после того, как совершено само открытие. Наше свободное сознание сначала должно охватить все, без каких-либо границ и ограничений. И мы должны понимать, что новое явление, которое мы придумали не может быть понято полностью, всеохватно. И в этом случае возникает иллюзия противоречия между новым путем и здравого общепринятого и понятного для всех смысла. В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.

Новое узнавание человеком окружающего его мира это и есть новый творческий акт. Творчество выступает толчком сверхсознания человека над своим же сознанием.

Самые творческие личности отличаются от обычных людей. Так как они принимают окружающую среду, совпадающую с их собственными позициями. Про таких людей говорят, что они не такие как все. Интеллект таких личностей настроен на синтез новых связей между самыми различными явлениями. С другой стороны, они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей.

Связано творчество и с интуитивными, малоосознанными процессами.

В интуиции ведущая роль принадлежит обобщенным смысловым значениям, лежащие в основе профессиональной интуиции.

Одномоментное объединение разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир это и есть механизм интуиции.

Итак, практически всегда творческое мышление человека развивается наперекор общепринятым правилам и законам, при этом личность испытывает внезапное озарение, подготовленное всей его многолетней научной деятельностью, а не просто так из пустого места. Человек отличается от высокоинтеллектуальной техники, тем что способен к саморефлексии, тот есть к критическому анализу процесса мышления и его продуктов деятельности.

А самое главное, человеческий мозг творческой личности способен к созданию сумасбродных идей. Эти идеи в будущем могут оказаться гениальными открытиями, имеющими эпохальное, грандиозное значение для мира в целом. Машина жене имеет таких способностей. Неограниченный объем жизненно значимой информации мозг человека может мобилизовать в кратчайшее время, особенно в экстремальной ситуации. Интеллект творческого человека высокопластичен, способный адаптироваться к любым жизненным условиям.

Таким образом, творческое мышление – это некий непосредственный талант человека к созданию нового, то есть к неожиданным, своеобразным решениям, нестандартному, креативному поведению. Его продукты деятельности отличаются от общепринятых норм и правил, про людей с таким творческим мышлением говорят, что они особенные, не такие как все, ненормальные, у них бредовые идеи и мысли. Хотя в последствие их мысли и идеи могут стать необходимо важными, ценными для будущего всего человечества.

Поэтому творческое мышление имеет неотъемлемое значение, одно из главных, в развитии высокоразвитого, интеллектуального общества. Без творческих людей, без их особенных мыслей не было бы элементарных на наш взгляд открытий в сфере науки и обычной жизни.

Барьеры творческого мышления

В научной литературе обычно относят следующие компоненты основных факторов, влияющих на творчество:

Метод межполушарного взаимодействия головного мозга рассматривается как эмоциональность для тех, у кого преобладает левостороннее мышление. Эмоции содействуют регистрации информации в правом полушарии головного мозга. Информация запоминается надежнее, обработанная обеими левой и правой частями головного мозга.

Воображение, видение готового продукта мозговой деятельности, конечного результата творческой работы или проблемы и путей ее решения – это визуализация. С большей вероятностью достигает поставленной цели тот, кто визуально представляет желаемый результат. Графики, диаграммы, схемы, рисунки, картины поощряют творческие процессы с помощью развития визуального мышления. Поощрению яркого воображения содействуют развивающие ситуации. Видение – это правополушарная функция и одновременно метод развития стратегической компетентности.

Сравнения из различных дисциплин или отраслей знаний представляют собой аналогии. Они мотивируют интуицию и синтезируют мышление, тем самым развивая системную аналитику. В результате пересечения интуитивных и логических процедур мышления и возникают аналогии.

Метод побуждения творчества, такой как метафора, основан на соединении двух различных предметов или явлений по общему принципу, например, электричество связывается с направленным движением заряженных частиц или еще проще – с водой, текущей по трубам. Это метод стимулирует игру с понятиями. Творческий процесс, основанный на сравнении проблем различных областей науки и практики с целью содействия поиску решения – это метафорическое мышление.

Благодаря этим факторам наше творческое мышление развивается и трансформируется, но очень часто происходит обратная ситуация: человек в определенный момент испытывает творческие трудности в преодолении какого-либо барьера.

Многократно психологи предпринимали попытки классифицировать и систематизировать препятствия на пути творческой мысли. Обычно исследователи данной темы выделяют следующие барьеры, которые приходится преодолевать творческой личности:

Цензура оказывает негативное воздействие на творческий процесс. Она бывает не только внешней, но и внутренней. Из-за внутренней цензуры человек сознательно или бессознательно начинает подавлять необычные, отличающиеся от других людей мысли и идеи.

Стремление принимать непродуманные, неадекватные решения рассматривается как импульсивность мысли. Она часто возникает например, в условиях высокой мотивации, недостатка времени, стресса…

Бывают барьеры, которые обусловлены эгоцентризмом мысли, то есть неспособностью человека перейти от одной точки зрения к другой, более широкой.

Еще ученые выделяют внешние и внутренние барьеры, представленные в таблице:

1. Стереотипы ( возрастные, половые, профессиональные, статусные и т.п.)

2. Излишняя ориентация на одобрения

(желание сделать правильно, невротическая потребность в одобрении)

3.Неадекватная (особенная заниженная) самооценка

4.Недостаточный уровень саморегуляции ( “не владение собой”)

1. Критика ( коллеги, начальство)

2. Стресс – факторы актуальной ситуации

Итак, существуют творческое мышление: у него есть свои факторы развития, но параллельно им существует и множество барьеров творческого мышления. Эти барьеры могут образоваться в следствие воздействия внешних негативных трудностей, либо в следствие каких-то внутренних конфликтов.

Пути преодоления барьеров творческого мышления

Теперь возникает вопрос о путях преодоления творческой личностью названных препятствий. Барьеры в творческой деятельности человека могут быть сняты как с помощью других людей, так и самостоятельно в первую очередь. Это зависит от особенностей индивида и причин появления барьера.

Психологическая защищенность связывается с признанием безусловной ценности человека, а также созданием той обстановки, где отсутствует внешнее критичное оценивание, где его принимают таким, какой он есть, сопереживая и понимая его как состоявшуюся личность.

Основу продуктивных работающих методов преодоления барьеров творческого мышления составляют изменения:

Некоторые рекомендации преодоления барьеров творческого мышления представлены далее.

Изменение окружающей среды:

Ходите чаще на прогулки, а лучше играйте в спортивные игры и слушайте музыку.

Держите на рабочем месте предметы, которые вас вдохновляют и стимулируют ваше творческое мышление.

Выезжайте на природу с любимыми и родными людьми, выбирайтесь за город и работайте на свежем воздухе, а творческая профессия часто это позволяет.

Изменение своего поведения:

Используйте методы и техники, позволяющие минимизировать количество барьеров, стоящих на пути ваших творческих способностей.

Не бойтесь действовать даже в условиях отсутствия полной ясности по проблеме.

Уделяйте достаточное время подробному анализу проблемы или возможности, чтобы не допустить таких ошибок в будущем.

Изменение своих способностей:

Ищите связи между разнотипными проблемами;

Мышление – это просто еще одна способность, которую можно развивать и нужно в это поверить!

Изменение своих убеждений:

Нужно вести себя так, как будто вы уже творческая личность. Накакое-то время измените представление об истине, чтобы проверить, изменится ли при этом ваше поведение.

Работайте с теми, у кого нет аналогичных вашим барьеров, препятствующих креативности, а также выберите человека, который станет вашим куратором в плане отслеживания ваших барьеров и указания вам на них.

Работая в группе, сформулируйте свод основных правил для минимизации влияния барьеров на процесс. Бо́льшая часть правил мозгового штурма направлена именно на это;

Попробуйте заниматься тем, что потребует от вас изменить вашу систему убеждений.

Признайте ценность продуктивного конфликта и создайте условия для его возникновения. Главное, что конфликт не перерос из продуктивного в деструктивный. Это сложно, но очень ценно!

Изменение себя как личности:

Поставьте под сомнение справедливость личностных ориентиров;

Идентифицируйте ситуации, в которых этот барьер может оказаться полезным и в которых он вас ограничивает;

Таким образом, самостоятельное преодоление барьеров творчества связывается с постоянной работой над собой и овладением методами продуктивного мышления, которые позволяют вырваться за рамки стереотипов и развить способности к активному творческому поиску. Не надо отчаиваться, если что-то не получается в связи с возникнувшим барьером, нужно научиться самостоятельно его преодолевать и быть всегда готовым преодолеть его снова.

Совершенно избежать психологических барьеров творческого мышления в процессе поиска идей редко кому удается. Знание собственных творческих преград уже вооружает на борьбу за свободу мысли. Одна из главных сложностей творческих профессий состоит в том, что бороться с перечисленными выше барьерами приходится практически всегда самостоятельно.

Исходя из перечисленных систем барьеров творческого мышления общие требования запрограммированного успешного творческого начала к отдельной личности следующие:

• выделить необходимые и достаточные условия для решения проблемы;

• развивать способность отбрасывать прошлый опыт, полученный при решении подобных проблем;

• научиться видеть многофункциональность вещи;

• уметь соединять противоположные идеи из различных областей знания для решения проблемы —управлять ассоциациями;

• пытаться осознавать полярные идеи в данной области и освобождаться от их влияния при решении конкретной проблемы.

Цель работы достигнута путем последовательного выполнения поставленных задач.

Список используемой литературы

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону., 1983.

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

Выготский Л.С. Психология искусства – СПб.: Азбука, 2000. – 416 с.

Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала.СПб.: речь, 2003.

Дружини В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.

Кривцун О.А. Психология искусства – М., 2000 – 221 с.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности – Минск: Выш. Шк.,2003. – 272 с.

Творчество в искусстве – искусство творчества / Ред. Л.Я. Дорфман и др. – М.: Наука: Смысл: ПГИИК, 2000. – 549 с.

Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. А.Л. Гройсмана – М.: 1998.

1 Хрестоматия по психологии художественного творчества / Под ред. А.Л. Гройсмана – М.: 1998.

2 Творчество в искусстве – искусство творчества / Ред. Л.Я. Дорфман и др. – М.: Наука: Смысл: ПГИИК, 2000. – 549 с.

4 Дружини В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.

5 Грачева Л.В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала.СПб.: речь, 2003.

Источник

Барьеры творческого мышления

Изучение механизмов творческого процесса не может обойти вни­манием всевозможные препятствия, неизменно присутствующие в ка­ждом созидательном акте. По мнению Р. Грановской, сущность психо­логического барьера, мешающего творчеству, — в основанной на само­ограничении и преклонении перед авторитетами тенденции использо­вать известные штампы.

Творческое мышление, как его определяют американские психологи Г. Линдсей и К. Томпсон, есть мышление, направленное на открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей, поэтому человек должен научиться предоставлять своим мыслям полную свободу и не пытаться направлять их по определенному руслу. По их мнению, развитию творческого мышления препятствуют пять барьеров:

• конформизм — основной барьер. Развивается уже в детском возрасте: если первые детские фантазии не находят поддержки у взрос­лых, развивается боязнь показаться смешным или глупым. По этой причине ребенок (а позже и взрослый) опасается высказывать необыч­ные, творческие идеи;

• внутренняя и внешняя цензура. Если люди боятся собственных идей, они склонны к пассивному реагированию на окружающее и даже не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Вспомните, как часто вы отказываетесь от чего-либо лишь потому, что не имеете соответствующего опыта (или прошлые попытки увенчались неуда­чей);

• ригидность (недостаточная подвижность, переключаемость. приспособляемость мышления по отношению к меняющимся требо­ваниям среды). Указанные авторы утверждают, что типичные учебные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют учить постановке и решению новых проблем, улуч­шать уже существующие решения;

• существенным препятствием оказывается и желание найти от­вет немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений, что и становится тормозом в развитии творческого начала;

• отсутствие критичности мышления, неспособность объективно оценивать плоды своего творчества.

А. Антонов выделяет следующие виды психологических барьеров.

• барьер оценки объекта изобретения, как не отвечающего обще­ственным потребностям;

• барьеры неверия в собственные силы (гиперсложность, боязнь авторитетов);

• «функционально-мыслительные» барьеры (стереотипность мышления);

• семантические барьеры [3].

Существенно снижает работоспособность креатора такой фактор, как недостаточная мотивация. Это может быть скудная сумма гонора­ра, жесткий диктат заказчика Относительно желаемого продукта. В та­ких ситуациях зачастую страдают дизайнеры и креаторы, пытающиеся угодить всем пожеланиям клиента. Хотя, с точки зрения «профессио­нальной чести» рекламиста, с диктаторами нужно проводить разъяс­нительную работу, выясняя цели его рекламы и объясняя композици­онные законы жанра.

Совершенно избежать психологических барьеров в процессе поис­ка идей, пожалуй, никому не удастся. Но с ними вполне возможно бо­роться. Знание собственных творческих преград уже вооружает на борьбу за свободу мысли. Одна из главных сложностей профессии креатора состоит в том, что бороться с перечисленными выше барьера­ми приходится самостоятельно. Более того, неспособность творческо­го сотрудника (независимо от типа препятствия) своевременно выда­вать креативный продукт относится на счет субъекта и даже восприни­мается как непрофессионализм.

Исходя из перечисленных систем барьеров творческого мышления общие требования запрограммированного творческого начала к от­дельной личности следующие:

• выделение необходимых и достаточных условий для решения проблемы;

• развитие способности отбрасывать прошлый опыт, получен­ный при решении подобных проблем;

• способность видеть многофункциональность вещи;

• способность соединять противоположные идеи из различных областей знания для решения проблемы —управлять ассоциациями;

• способность осознавать полярные идеи в данной области и ос­вобождаться от их влияния при решении конкретной проблемы.

Источник

Препятствия творческого мышления

Конформизм — желание быть похожим на другого — основной барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать нео­бычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличать­ся от своих сверстников.

Цензура — в особенности внутренняя цензура — второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают дос­таточно драматичными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагиро­ванию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой сте­пени, что вообще перестают осознаваться. Superego — так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления — это ригидность, часто при­обретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные мето­ды помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже су­ществующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание най­ти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди достигают боль­ших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневны­ми заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек будет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фанта­зии и воображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложенных идей только одна окажется применимой на прак­тике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более, что творческое мышление часто приносит удо­вольствие независимо от использования его результатов.

Критическое мышление

Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель кри­тического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т.п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсор­тировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий от­бор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т.е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учи­тывать критерии, или ограничения, определяющие практические возмож­ности внедрении новых идей.

Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать — значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер — боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие — переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с дру­гими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от посторонне­го влияния.

И наконец, необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразви­той. К сожалению, неумение думать критически — это один из возмож­ных непредвиденных результатов стремления повысить творческую ак­тивность учащихся. Следует помнить, что для большинства людей в жиз­ни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

Критическое мышление нужно отличать от критической установ­ки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасыва­ет их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив, кри­тическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.

Представления о мышлении в ассоцианизме и его критика. Теория мышления как процесса восполнения комплекса.

О. Зельц

Что не является особым препятствием для творческого мышления

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Источник

Мозговой штурм

Мозговой штурм широко используется для решения разного рода промышленных, административных и других задач. Процедура проста. Собирается группа людей для того, чтобы свободно ассоциировать на заданную тему: как ускорить сортировку корреспонденции, как достать деньги для строительства нового центра или как продать больше чернослива. Каждый участник предлагает все то, что приходит ему на ум и иногда не кажется относящимся к проблеме. Критика запрещена. Цель — получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей.

Творческое мышление в группе основывается на следующих психологических принципах (Осборн, 1957).

1. Групповая ситуация стимулирует процессы выработки новых идей, что является примером своего рода социальной помощи. Было обнаружено, что человек средних способностей может придумать почти вдвое больше решений, когда он работает в груп пе, чем когда он работает один. В группе он находится под воздействием многих различных решений, мысль одного человека может стимулировать другого и т. д. Вместе с тем эксперименты показывают, что наилучшие результаты дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.

2. Кроме того, групповая ситуация вызывает соревнование между членами группы. До тех пор, пока это соревнование не вызовет критических и враждебных установок, оно способствует интенсификации творческого процесса, так как каждый участник старается превзойти другого в выдвижении новых предложений.

3. По мере увеличения количества идей повышается их качество. Последние 50 идей являются, как правило, более полезными, чем первые 50. Очевидно, это связано с тем, что задание все больше увлекает участников группы.

4. Мозговой штурм будет эффективнее, если участники группы в течение нескольких дней будут оставаться вместе. Качество идей, предложенных ими на следующем собрании, будет выше, чем на первом. По-видимому, для появления некоторых идей требуется определенный период их «созревания».

5. Психологически правильно, что оценка предложенных идей выполняется другими людьми, так как обычно недостатки собственного творчества замечаются с большим трудом.

Препятствия творческого мышления

Конформизм — желание быть похожим на другого — основной барьер для творческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений. Люди дос тигают больших успехов в творческом мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому ценность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек будет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и воображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложенных идей только одна окажетсяприменимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более, что творческое мышление часто приносит удовольствие независимо от использования его результатов.

Критическое мышление

Чтобы выделить по-настоящему полезные, эффективные решения, творческое мышление должно быть дополнено критическим. Цель критического мышления — тестирование предложенных идей: применимы ли они, как можно их усовершенствовать и т. п. Ваше творчество будет малопродуктивным, если вы не сможете критически проверить и отсортировать полученную продукцию. Чтобы провести соответствующий отбор надлежащим образом, необходимо, во-первых, соблюдать известную дистанцию, т. е. уметь оценивать свои идеи объективно, и, во-вторых, учитывать критерии, или ограничения, оп- ределяющие практические возможности внедрении новых идей.

Какие препятствия стоят на пути критического мышления? Одним из них является опасение быть слишком агрессивным. Мы часто учим наших детей, что критиковать — значит быть невежливым. Тесно связан с этим следующий барьер — боязнь возмездия: критикуя чужие идеи, мы можем вызвать ответную критику своих. А это, в свою очередь, может породить еще одно препятствие — переоценку собственных идей. Когда нам слишком нравится то, что мы создали, мы неохотно делимся с другими нашим решением. Добавим, что чем выше тревожность человека, тем более он склонен ограждать свои оригинальные идеи от постороннего влияния.

И наконец, необходимо отметить, что при чрезмерной стимуляции творческой фантазии критическая способность может остаться неразвитой. К сожалению, неумение думать критически — это один из возможных непредвиденных результатов стремления повысить творческую активность учащихся. Следует помнить, что для большинства людей в жизни требуется разумное сочетание творческого и критического мышления.

Критическое мышление нужно отличать от критической установки. Несмотря на то, что в силу специфики своего подхода к решению задач критическое мышление запрещает некоторые идеи или отбрасывает их за негодностью, его конечная цель конструктивна. Напротив, критическая установка деструктивна по своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради критики имеет скорее эмоциональный, чем когнитивный характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *