Что значит социальная категория семьи
Социальный статус семьи и ее типология
Социальный статус, представляющий собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе. У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:
Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты:
Комплексная типология предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высокого к среднему, низкому и крайне низкому):
Специфика воспитательной функции заключается в особом отношении к детям в семье, создании условий для их развития, постоянном воздействии семейного коллектива на всех членов семьи и влиянии детей на родителей, стимулирующем их совершенствование.
Воспитательный потенциал семьи создается нравственной, эмоционально-психологической и трудовой атмосферой жизни, опирается на образовательный уровень и профессиональные качества родителей. Определенным образом он зависит от развитости семейного коллектива, характера отношений между членами семьи.
Семейное воспитание невозможно без родительской любви к детям и ответного чувства со стороны детей. Именно это чувство лежит в основе семейного счастья и стимулирует расцвет личности благодаря переживанию ребенком такого состояния, как эмоциональная удовлетворенность, нужность окружающим, защищенность и др.
Воспитание в семье предполагает включение взрослых и детей в различные виды деятельности: бытовой труд, игру, спорт, художественное творчество и др.
Качество семейного воспитания определяется социально-культурными, экономическими, технико-гигиеническими, демографическими показателями. Но в немалой степени развитие личности зависит от стиля воспитания в семье. Наиболее типичны:
Семья с высокой ответственностью за ребенка. В такой семье есть любовь и доброжелательность, дисциплина и стремление понять другого человека.
Семья с авторитарным отношением к ребенку. В такой атмосфере возможны физические наказания и всяческое подавление ребенка.
Семья с повышенным вниманием к ребенку. Для такой семьи характерна гиперопека, растворение родителей в ребенке, не позволяющее развиваться в нем самостоятельности.
Перечисленные выше стили воспитания в семье свидетельствуют о том, что так или иначе родители пытаются заниматься воспитанием. Но, делая это не всегда разумно и деликатно, они порождают психологические барьеры, нейтрализующие эффективность общения с ребенком.
К числу психологических барьеров следует отнести следующие.
Барьер «занятости». Сущность его определяется невозможностью из-за загруженности работой, домашними делами, а то и просто нежеланием общаться со своим ребенком. Это тормозит эмоционально развитие ребенка, вызывает у него навязчивые мысли о ненужности в семье, вследствие чего ребенок, особенно в подростковом возрасте, полностью отчуждается от родителей и пытается найти взаимопонимание в далеко не идеальной среде.
Барьер «взрослости» проявляется в психологической оторванности взрослого мироощущения от мироощущений ребенка. То, что для взрослого мелочь, для ребенка может быть настоящей трагедией, и, стало быть, надо попытаться понять его и помочь пережить определенные ситуации. Но в ответ на детские жалобы, стремление поделиться чувствами ребенок нередко получает осуждающее замечание: «Кому нужны твои переживания?» и постепенно перестает видеть в родителях близких людей. А это также источник психологического дискомфорта и отчуждения от родителей.
Барьер «дидактизма», связанный с установкой родителей к постоянному поучению и опеке своего ребенка. Дидактизм чаще всего является следствием самореализации авторитета личности, претендующей на роль благодетеля. Однако, проявляясь в довольно жестких назиданиях, дидактизм не оставляет ребенку права на самоопределение, ограничивает его свободу и, в конце концов, вызывает у него резкий протест.
Наконец, барьер «семейных традиций». Он приводит одновременно к положительным и отрицательным последствиям, поскольку родители используют подходы и средства воздействия на ребенка, которые дублируют отношения их детства. Поэтому, с одной стороны, таким образом сохраняется традиционная система народной педагогики, но, с другой стороны, применяясь без достаточной гибкости (вне учета социокультурных изменений среды) эта система может вступить в противоречие с потребностями современного ребенка.
Учет особенностей семейных отношений между родителями и детьми поможет устранить из семейного воспитания такие недостатки и трудности, как:
· дефицит общения родителей с детьми;
· наличие отрицательных примеров из жизни родителей;
· система запретов как основа семейного воспитания;
· опоздание в принятии решений;
· неумение организовать труд и отдых детей;
· бессистемность воспитательных воздействий родителей;
· несогласованность действия со школой и т.д.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся.
✓ отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи;
✓ слепая любовь к ребенку;
✓ перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;
✓ отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми;
✓ применение физических наказаний и др.
Особое значение во взаимодействии школы и семьи имеет процесс повышения педагогической культуры семьи, оказание ей педагогической помощи.
Формы проведения педагогического всеобуча разнообразны:
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
родительский университет лектории конференции собрания | собрания лекции вечера вопросов и ответов диспуты круглые столы практикумы | беседы посещение семьи |
Оценивая современное состояние работы с родителями, необходим подчеркнуть ведущую роль в ней индивидуальных контактов, позволяющих учитывать специфику и избегать стереотипов, формализма в общении.
Существуют еще одна линия связи между семьей и школой: включение родителей в учебно-воспитательный процесс школы. Работа родителей в родительских комитетах, общественных советах, помощь в ведении факультативов, кружков, клубной работы, содействие в хозяйственных делах, в организации коллективной деятельности сближает родителей, воспитателей и воспитанников. Сплочению семей помогают практикуемые в последнее время встречи, семейные праздники, торжества, спортивные состязания, творческие выставки, проводимые в школе.
Семья и школа могут конструктивно сотрудничать, делать общее дело, создавая условия для развития личности ребенка. Организуя это сотрудничество, воспитатель должен соблюдать следующие условия:
· не жалеть времени на диагностику воспитания в семье;
· опираться на положительный опыт семейного воспитания;
· целенаправленно повышать педагогическую культуру родителей;
· искренне интересоваться взаимоотношениями родителей и детей и предлагать квалифицированные советы, педагогически оправданную помощь;
· относиться с уважением к детям и их родителям вне зависимости от конкретных обстоятельств;
· рассматривать родителей как соучастников специально организованного воспитательного процесса;
· стимулировать нравственные качества школьников, проявление заботы о родителях.
В нашей стране школе отводится ведущая роль в развитии личности детей и подростков. Такое положение представляется спорным, поскольку только семья со своими сложившимися ценностными ориентирами является детерминирующей средой индивидуального развития ребенка и становления его как личности. К тому же современная школа переживает не лучшие свои времена и, следовательно, вряд ли способна фундаментально определять ценностные установки учащихся.
В действительности и существование семьи, и ее взаимосвязь с обществом отягощены множеством проблем. Современная экономическая, социальная, культурная нестабильность жизненного уклада России провоцирует кризис семьи как таковой.
Категории современной семьи
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.
В.С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:
— по количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малолетняя, многодетная;
— по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
— по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
— по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
— по семейному быту, укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
— по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
— по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
— по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
— по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
— по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления;
— по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
— по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
— по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи
— средней активности и активные семьи;
— по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
— по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.
Структура семьи
Это число и состав членов семьи, а также совокупность отношений между ее членами. Она тесно связана с ее функцией. Они взаимно влияют друг на друга. Например, развод влияет на все функции. Выделяют следующие формы семьи:
Изучение структуры семьи и отношений является чрезвычайно важной.
Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи. Так, Леви Д., предложил следующий вариант:
— «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;
— «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;
— «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;
— «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен.
А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:
— нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец–муж, мать–жена, сын–брат или дочь–сестра);
— расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).
Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.
В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью (Антонов А. И., Медков В. М.)
Е.А. Личко (Личко А. Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:
1. Структурный состав:
— полная семья (есть мать и отец);
— неполная семья (есть только мать или отец);
— искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).
2. Функциональные особенности
Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И.В. Гребенникову, существует три типа распределения семейных ролей:
— централистический (или авторитарный, с оттенками патриархальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена, которому принадлежит верховная власть в решении основных вопросов семейной жизни;
— автономный – муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;
— демократический – управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.
Типы семейных структур по критерию власти (Антонов А. И., Медков В. М., 1996) разделяют на:
— патриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,
— матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать, и
— эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью.
Функции семьи
Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определенных потребностей.
Функции семьи по потребности:
1. Воспитательная функция. Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях.
Эта функция считается реализуемой, если между семьей и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом.
4. Коммуникативная функция. Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьезный личностный рост. Реализация этой функции ведет к серьезному личностному росту членов семьи.
6. Сексуально-эротическая функция. Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения.
Динамика семьи
Перемены – это то, что присуще каждой семье. Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жизненном пространстве и в течение такого короткого времени.
Если же члены семьи не готовы к изменениям и старательно избегают их, то они рискуют попасть в тяжелое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны. Люди рождаются, растут, работают, женятся, становятся родителями, стареют и умирают. Это человеческая жизнь.
По определению В.В. Столина, семья – это «открытая система, подверженная внешним воздействиям», и, по его утверждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокупность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».
Это равновесие достигается специфическим распределением прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. И чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения равновесия. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, непрерывно, и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нарушить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс функционирования семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям. Таким образом, по мнению Столина В.В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.
— Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета.
— Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета.
— Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.
Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспект.
Семья. Виды, правовые статусы и меры поддержки от государства
Часть конституционных поправок 2020 года была посвящена сферам семьи и детства. Теперь дети стали важнейшим приоритетом проводимой госполитики, а государство обеспечивает приоритет семейного воспитания. Как поправки в основной закон повлияют на статус и положение российских семей, и какие изменения планируется принять в законодательство, регулирующее семейные отношения?
👨👩👧 Что такое семья, с точки зрения законодательства РФ
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим положение российских семей, является Семейный кодекс (СК) Российской Федерации. Он был принят в 1995 году, но регулярно обновляется и дополняется новыми положениями. Последние поправки в него датируются 6 февраля 2020 годом.
Семья – это круг лиц, которые связаны между собой определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключенного брака, родственных связей, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.
В российской обновленной Конституции брачные отношения были закреплены исключительно, как союз мужчины и женщины (без вариантов), а приоритетным направлением государственной политики стало воспитание ребенка в семье.
Кто является членом семьи
Понятие члена семьи неоднозначно трактуется российским законодательством. Так, согласно п. 1 ст. 31 Жилищного кодекса (ЖК) Российской Федерации, к членам семьи относят всех проживающих на одной территории с собственником лиц, его детей, супруга и родителей. На основании ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации в состав семьи включены:
Факт совместного проживания значения не имеет. При этом, например, бабушка членом семьи для внука не является, хотя и относится к его близким родственникам.
Дети остаются членами семьи даже после своего совершеннолетия. Но есть некоторые нюансы: например, дети в семье военных старше 18 лет в большинстве своем по закону «О статусе военнослужащих» уже не входят в состав членов семьи.
Братья и сестры входят в состав семьи, но признаются близкими родственниками.
Бывшие жена или муж, сожители (так называемые гражданские супруги) не являются членами семьи.
Характерные особенности семейных правоотношений
Характерными особенностями семейных отношений являются:
💸 Какие бывают семьи. Льготы, выплаты или соцпомощь для каждого из вариантов
Малоимущая
Малоимущие – это семьи с недостаточными доходами. Их среднедушевой заработок ниже регионального прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.
Малоимущая семья вправе получать единовременные и ежемесячные выплаты, бесплатное питание в школе и в возрасте до полутора лет ребенка или пособие на кормление в денежной форме, социальные доплаты к пенсии, льготы на оплату коммунальных услуг (если на них приходится более 22% от семейных доходов).
На усмотрение регионов может вводиться материальная помощь семьям с низким достатком и ежемесячные доплаты. Например, в Москве действует ежемесячная доплата на возмещение расходов из-за роста стоимости жизни, выплата на детские товары, на оплату телефонной связи, компенсация ЖКУ, возмещение стоимости продуктов, выплаты к праздникам – Дню семьи или Дню знаний.
Малообеспеченная
Малообеспеченную семью часто путают с малоимущей, но на самом деле эти понятии различаются. Малообеспеченной является семья, проживающая в стесненных жилищных условиях, но имеющихся у нее финансовых возможностей не хватает для покупки более просторного жилья. При этом доходы такой семьи могут превышать действующий прожиточный минимум.
По госпрограмме государство оплачивает молодой малообеспеченной семье до 30% от стоимости недвижимости или до 35% – при наличии детей. Для этого должно одновременно соблюдаться несколько условий:
В регионах отличаются как нормативы по жилплощади, которые учитываются для признания семьи малообеспеченной, так и размер субсидии.
Неполная
Матери-одиночки или одинокие отцы имеют право рассчитывать на следующие льготы:
Даже после развода родители обязаны содержать своих детей, и с одного из них взыскиваются алименты. При уклонении родителя от алиментов временно содержать ребенка может государство и выплачивать ему пенсию по утрате кормильца.
В феврале 2020 года в силу вступила поправка, согласно которой, родители обязаны обеспечить ребенка пригодным жильем. По новой версии ст. 86 Семейного кодекса каждого из родителей (в том числе бывшего супруга) могут привлечь к участию в расходах на покупку жилья, включая ипотечный кредит и оплату съемного жилья. Указанные средства взыскиваются, помимо алиментов, ежемесячно в твердой денежной сумме с учетом материального положения семьи. Ранее на бывшего супруга могли возложить обязанность только по оплате ухода или лекарств для больных и нетрудоспособных детей.
Многодетная
Многодетная семья – это та семья, где воспитывается три и более несовершеннолетних ребенка. В некоторых регионах в число детей включают всех не достигших 23 лет при условии их обучения в вузе на очной форме.
Многодетные семьи могут поддерживать с помощью разнообразных льгот и дополнительной материальной помощи:
Дополнительные меры поддержки многодетных семей определяются на уровне субъектов РФ: в частности, выделение бесплатных земельных участков, коммунальные субсидии, бесплатные музеи и театры, дополнительные выплаты (во многих регионах предусмотрено пособие в размере прожиточного минимума на третьего ребенка, областные единовременные выплаты) и пр.
Неблагополучная
Неблагополучная – это та семья, которая отличается низким социальным статусом в одной или нескольких отраслях. Неблагополучная семья не справляется с возложенными на нее обязанностями по воспитанию детей и транслирует им неправильные ценности. Неблагополучные семьи подразделяются на две группы:
Единая федеральная программа помощи неблагополучным семьям отсутствует.
Муниципальные органы власти разрабатывают собственные проекты по оказанию помощи неблагополучной семье и борьбе с беспризорностью. Меры направлены на своевременное выявление и профилактику негативного влияния семьи на личность ребенка.
Государственные органы власти могут оказывать психологическую помощь и коррекцию поведения детей. Для несовершеннолетних, оказавших в сложной ситуации, действуют кризисные центры.
Приемная
Приемная семья — это форма устройства государством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Переход ребенка в приемную семью происходит на основании договора между органами опеки и родителями.
Приемные семьи вправе получить как общие для всех родителей, так и дополнительные выплаты от государства при усыновлении:
Также законодательство содержит ряд дополнительных преференций для родителей:
В последнее время законодатели решили ограничить права на усыновление в интересах детей. Теперь усыновителями могут стать не все родители. С января 2020 года, согласно поправкам в Семейный кодекс и ФЗ «О государственном банке. », законодатели создали реестр недобросовестных опекунов и приемных родителей, а также лишенных родительских прав лиц. Теперь суды обязаны передавать Постановление о лишении родительских прав в органы опеки, ЗАГС и МФЦ в течение 3 дней. Затем эти сведения поступают в единую базу данных. Указанные лица в дальнейшем лишены права усыновления и возможности взять ребенка под опеку.
💡 Новые законодательные инициативы о семье
Вступившие в июле 2020 года конституционные поправки потребуют изменений в Семейный кодекс и другие подзаконные акты. Так, согласно ст. 67.1 Конституции, дети признаны важнейшим приоритетом государственной политики, государство создает условия для их всестороннего развития в духовном, интеллектуальном и физическом планах.
Согласно конституционным поправкам, государство берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения, но приоритетным остается семейное воспитание.
Для того чтобы привести в соответствие конституционные поправки и семейное законодательство, российские сенаторы под руководством Е. Мизулиной вынесли на суд законодателей предложения об изменении норм Семейного кодекса. Согласно законопроекту, документ предполагает 112 поправок в 69 статей.
Так, в Семейном кодексе планируется закрепить понятие «родная семья» и «родители». Родителями смогут стать только кровные родственники: мать и отец ребенка.
Законодательно предлагается закрепить право на заключение брака только между мужчиной и женщиной, а также закрыть последнюю легальную возможность для однополых браков: ввести запрет на брак после смены пола. Лицам, сменившим пол, также планируется запретить усыновлять детей.
Документ предполагает целый ряд изменений в работе органов опеки: