Что не является направлением международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона
1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Что не является направлением международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:
1) установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;
4) обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.
2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
Что не является направлением международного сотрудничества в сфере противодействия коррупции
Одна из самых актуальных проблем XXI века, распространившаяся на весь мир – это проблема борьбы с коррупцией. Государства борются с коррупцией не только внутри своей страны, но и выходят на международный уровень, и борьба таким образом становится мировой. С коррупцией идет борьба не один год, не одно десятилетие, битва продолжается уже многие годы. Данное преступление несет большую угрозу внутреннему правопорядку стран, а также стоит под угрозой все человечество. Прикладывается много сил, тратится куча времени, уходят большие деньги на решение этой проблемы. Как бы государства не старались, проблема остро стоит на международной арене. В статье представлены и проанализированы международные нормативно – правовые акты, посвященные борьбе с коррупционными преступлениями. Также упоминается про один из основных международных документов – это Конвенция ООН, которая целенаправленна на борьбу с коррупцией, а также иные нормативные акты, принятые в рамках Совета Европы и европейского Союза. Отмечается, какую роль они играют в борьбе с коррупцией. В научной работе подчеркнуты основные проблемы международного сотрудничества в области коррупции и возможные пути их решения. Невозможно было не обратить внимания на то, как Генеральная Прокуратура Российской Федерации взаимодействует с иностранными странами.
Ссылка для цитирования:
Вы когда-нибудь задумывались, откуда взялась коррупция? Именно в России многие ученые считают, что коррупция зародилась еще за долго до правления Ивана IV Грозного, а именно под влиянием так называемого «кормление», то есть вида пожалования, по которому администрация князя содержалась за материальные блага населения, где собственно они находились в период службы. Самыми коррумпированными странами являются страны Африки и Центральной Азии. Государства в Центральной Азии действительно являются высоко коррумпированными, ибо имеются подтверждения из личного опыта за такое государство, как Таджикистан. У них нестабильная ситуация в стране, есть бедность и слабая экономика.
В свое доказательство мы хотели бы представить таблицу, где и в каких количествах наиболее ярко выражается коррупционная преступность. Информация взята с официального сайта Transparency International (международная организация по борьбе с коррупцией, https://nonews.co/directory/lists/countries/corruption ). Статистика за 2020 год:
Страна
2018
Агентство Transparency International разработало собственный индекс коррумпированности стран и чем выше значение в данной таблице, тем ниже уровень ее коррумпированности. Исходя из вышеуказанного, можно сделать небольшой вывод о том, что в странах Азии и Африки коррупционные преступления находятся на самом пике, нежели чем в странах Европы. Если говорить отдельно про Российскую Федерацию, то Transparency International ставит Россию на 138 место из 180 стран в рейтинге по коррупционным преступлениям (2019 год). Следует отметить, что за три года ситуация в стране ухудшилась. По данным Transparency International коррумпировать россиянам приходится в жизненно важных областях: правоохранительных органах, системе здравоохранения, системе образования, государственном управлении, налогообложении. Экономический фактор, а именно слабость экономики стран центральной Азии, стран Африки является достаточно тpyднopeшaeмой проблемой на пути к уничтожению коррупции. Постоянно низкий уровень доверия и политического взаимодействия между странами Северной Африки остается серьезным препятствием для преодоления экономических трудностей и создания «здоровой» модели региональной торговли, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата и, прочной основы для устойчивого экономического роста и международного сотрудничества в Северной Африке. В целом считается, что коррупционные преступления имеют место в органах государственной власти, а также считается, что большинство коррупционных преступлений осуществляется через служебное положение, наличие определенных органов власти. Это происходит «не просто так», а для личного материального обогащения, также для укрепления статуса и повышения в должности. В странах с переходной социально-экономической системой (хочу отметить, что Российская Федерация тоже относится к этим странам) коррупция-это настоящая катастрофа.
В Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплено понятие слова коррупция. Согласно пункту первому статьи первой настоящего Закона, коррупция – это злоупотребление служебным положением, взяточничество, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп или иное незаконное использование физическим лицом своего служебного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанным лицом другим физическим лицам, от имени или в интересах юридического лица». Реальной правовой основой противодействия коррупции являются такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Однозначно то, что Российская Федерация также участвует в международном сотрудничестве в борьбе с коррупцией. В соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе взаимности сотрудничает в противодействии коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
Это выполняется для следующих целей:
1) установление лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения иных лиц, причастных к коррупционным преступлениям;
2) выявление имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;
3) предоставление в соответствующих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебно-медицинских экспертиз;
4) Некий бартер информацией по вопросам противодействия коррупции;
5) координация деятельности по предупреждению коррупции и борьбе с ней.
После того как мы обсудили нормативные акты Российской Федерации, стоит озвучить и дать краткий анализ международно-правовых актов. Были разделены международно-правовые акты в области противодействия коррупции по сферам их деятельности и правовому значению.
Классификация международно-правовых актов:
1) универсальные международно-правовые документы, имеющие обязательную юридическую силу (например, Конвенция ООН против коррупции). Сюда же можно отнести универсальные международные акты, т. е. акты» мягкого права » (например, резолюции, декларации, рекомендации);
2) региональные международно-правовые документы юридически обязательного характера (например, региональные антикоррупционные конвенции), а также региональные международные документы «мягкого права» (резолюции, декларации, рекомендации).
Стоит начать и более подробно рассмотреть один из наиболее значимых международно-правовых актов в области противодействия коррупции – Конвенцию ООН против коррупции от 31 октября 2003 года. Следует подчеркнуть, что Конвенция ООН является первым юридически обязательным антикоррупционным соглашением, которое применяется на международном уровне. Государства, являющиеся участниками настоящей Конвенции, взяли на себя все обязательства по осуществлению квалифицированных антикоррупционных мер, затрагивающих их внутреннее законодательство.
В главе III Конвенции ООН содержится конкретный перечень коррупционных деяний. И они включают в себя:
1) подкуп национальных публичных должностных лиц; подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, незаконное присвоение или иное неправомерное использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием ради личной выгоды; злоупотребление служебным положением;
2) незаконное обогащение; взяточничество в частном секторе; кража имущества в частном секторе; отмывание и сокрытие доходов от преступной деятельности; воспрепятствование правосудию.
Конвенция ООН против коррупции является центральным документом, на котором базируются усилия государств по предупреждению коррупционных преступлений. Хотя коррупционные преступления» не возвращаются » в Российскую Федерацию, мы продолжаем прилагать все усилия, энергично бороться и активно применять нормы Конвенции ООН против коррупции.
Стоит отметить такой нормативный акт, как Конвенция и Протокол к ней. Конвенция «О защите финансовых интересов Европейского Сообщества» 1995 года и Протокол к ней свидетельствуют о понимании сообществом концепций мошенничества, коррупции и отмывания денег. Коррупция понимается в Конвенции как взяточничество, но понятие мошенничества не совпадает с российским (форма хищения) и определяет служебное злоупотребление, отражая тем самым широкое понимание коррупции. Так же стоит отметить, что Протокол № 1 Конвенции Европейского союза «О защите финансовых интересов Европейского Сообщества «устанавливает понятие» коррупция » в двух формах: активной и пассивной. Статья 2-1 определяет «пассивную коррупцию» следующим образом: «это умышленное деяние, совершенное должностным лицом, которое непосредственно или через посредство третьего лица пользуется или получает выгоды любого рода для себя или третьих лиц, или оно состоит в принятии обещания этого вознаграждения с целью совершения или неисполнения вопреки своим служебным обязанностям действия в пользу этого лица, которое (действие) вредит или может нанести ущерб финансовым интересам европейского сообщества». Статья 3-1 определяет «активную коррупцию» следующим образом: «это умышленное деяние, совершенное лицом, которое обещает или дает, непосредственно или через посредство третьих лиц, какое-либо вознаграждение должностному лицу, самому себе или другому лицу, с тем чтобы оно совершило действие или воздержалось от его совершения, вопреки своим служебным обязанностям, в свою пользу, которое причиняет вред или может причинить вред финансовым интересам европейского сообщества». Настоящая Конвенция раскрывает и предусматривает широкий круг деяний, подпадающих под действие закона о «коррупции».
Все вышесказанное можно отнести к одному из видов совместной борьбы с коррупцией со стороны стран всего мира, как создание международно-правовой базы. Проанализировав большое количество нормативных актов, считается, что основные проблемы темы моей статьи можно выделить. Одной из главных проблем, на мой взгляд, будет проблема внешней политики. Сотрудничество в борьбе с коррупцией зависит от проводимой государствами внешней политики и от того, как развиваются отношения между государствами. Если отношения между государствами напряженные, то соответственно, что вероятность того, что они будут сотрудничать друг с другом слишком мала. Эту проблему не так-то просто решить, потому что некоторые государства так или иначе воюют друг с другом, чувствуют враждебность и на основании этого не могут вместе бороться с мировой проблемой. И для решения этой проблемы должно обеспечить некую «Идиллию», чтобы между государствами, имеющими некоторые недоразумения, царили международная дружба и согласие. Актуален и вопрос унификации нормативных актов. К сожалению, не все государства готовы унифицировать нормативные акты, связанные с коррупцией. Процесс унификации антикоррупционного законодательства в разных государствах проистекает медленно и сложно. Мы также хотим принять во внимание наличие одного из барьеров на пути объединения. Различные правовые системы государств могут быть препятствием для объединения. Например, континентальное право (сюда входят Франция, Германия и другие страны), общее право (Англия, США, Индия и Канада) и скандинавское право (Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия). Именно поэтому (различные правовые системы) в какой-то степени не позволяют этого произвести.
Как это можно решить? И решить эту проблему довольно-таки сложно. Государства не могут иметь точно такую же систему права как и у других, так как каждая страна имеет свои особенности и так далее. Некоторые страны не могут или даже боятся изменить свое законодательство. Поскольку государства могут бояться потерять некоторые экономические преимущества, если им придется устанавливать строгие правила на международных рынках, исключающие коррупцию. Следует добавить, что законодательство должно быть унифицировано на национальном уровне не только в области уголовного права, но и в области административного и налогового права глобально. Успех международного сотрудничества в борьбе с коррупцией заключается не только в создании и унификации нормативных актов, но и в сотрудничестве правоохранительных органов в процессуальной и уголовной сферах. Объективные условия для развития создаются благодаря деятельности Интерпола и Европола, наличию двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве между правоохранительными органами различных государств. И нельзя не учитывать тот факт, что одним из направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации является сотрудничество с иностранными компетентными органами и международными организациями. В настоящее время сотрудничество с зарубежными партнерами в области уголовного правосудия находится на вершине международной деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Хотим отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации сотрудничает с зарубежными коллегами в сфере уголовного судопроизводства более чем 80 стран мира! Кроме того, Генеральная прокуратура является единственным компетентным органом, который направляет запросы о выдаче лиц для уголовного преследования или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации.
На сегодняшний день Генеральная прокуратура Российской Федерации имеет 5 многосторонних и 80 двусторонних межведомственных соглашений и других соглашений о сотрудничестве с партнерами из 66 зарубежных стран. За последние 5 лет было подписано 28 таких соглашений. За этим следует классическая проблема экономического развития. Есть государства, которые в силу своего низкого уровня экономического развития не в состоянии обеспечить полноценное сотрудничество в борьбе с коррупцией. Для решения данной глобальной проблемы странам с низкой экономикой необходимо привести в порядок свой уровень экономического развития и активнее взаимодействовать с другими странами, имеющими гораздо более высокий уровень экономики.
Исходя из вышесказанного, рассмотрев основные проблемы и пути их решения, можно сделать вывод, что коррупция-это проблема не одной страны, а всего мира. Государства прилагают все усилия для ликвидации преступлений, связанных с коррупцией. Решая проблемы, связанные с коррупционными преступлениями, укрепляется международное сотрудничество государств.
Сотрудничество государств – участников СНГ в сфере противодействия коррупции
Фильтр по:
Генеральная прокуратура Российской Федерации участвует в деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК) в рамках СНГ.
Соглашение об образовании МСПК подписано 25 октября 2013 г. шестью государствами СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская Республика и Республика Таджикистан) и вступило в силу 17 октября 2014 г. для Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которыми выполнены необходимые внутригосударственные процедуры.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 февраля 2014 г. № 104 членом Межгосударственного совета по противодействию коррупции определен Генеральный прокурор Российской Федерации Чайка Ю.Я.
Основными задачами МСПК являются: определение приоритетных направлений сотрудничества и принятие совместных эффективных мер противодействия коррупции; оценка выполнения антикоррупционных обязательств государств-участников Соглашения; содействие сближению и гармонизации национального антикоррупционного законодательства государств-участников; разработка предложений по совершенствованию правовой базы сотрудничества государств-участников в сфере противодействия коррупции; координация взаимодействия компетентных органов государств-участников, а также заинтересованных органов СНГ по вопросам противодействия коррупции; обеспечение реализации принятых в рамках Содружества документов в сфере противодействия коррупции. МСПК подотчетен в своей деятельности Совету глав государств Содружества Независимых Государств. Заседания МСПК проводятся ежегодно.