Что не является информационной услугой
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 25-П
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1, вступающим в силу с 1 января 2011 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ в пункт 13 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19, вступающим в силу с 1 июля 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 264-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20, вступающим в силу с 1 января 2016 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Хотите узнать нужные сведения – прибегните к продуктам информационных услуг! Что это такое и обзор всех нюансов
Статьи 24 и 29 Конституции РФ гарантируют каждому гражданину страны право на получение информации любым способом, не выходящим за рамки закона.
Определение и суть деятельности для населения
Услуга представляет собой определённый вид деятельности, удовлетворяющий конкретные потребности человека, который, не создавая нового продукта, тем не менее видоизменяет качество уже имеющегося в наличии.
Информационные потребности людей как раз и удовлетворяют одноимённые услуги посредством предоставления желающим информационных продуктов. Последние же представляют собой плоды интеллектуальной деятельности, предназначенные автором для распространения и зафиксированные на материальных носителях или в нематериальной форме с помощью:
Что к ней относится?
При этом непременным условием существования информуслуг является наличие баз данных, которые служат основой для производства информационного продукта и подготовки его к распространению в виде информуслуг.
Ранее, в докомпьютерную эпоху, базы данных, не называясь тогда ещё таковыми, существовали на папирусных, пергаментных и, конечно, бумажных носителях. Сегодня базы данных стремительно перекочёвывают на электронные носители, во Всемирную сеть, добираясь там до облачных высот хранения и делая возможными услуги по доступу к информации дистанционно.
Информационная сфера услуг состоит в основном из:
При этом основными пользователями в сфере информационных услуг выступают:
Специалисты всю сферу информационных услуг в зависимости от их направленности подразделяют на две крупные группы:
Что не относят к данной сфере?
К информационным услугам не относится всё то, что не корреспондируется с вышеизложенными критериями. Главным признаком, по которому определяется, что данное получение информации не является услугой, служит отсутствие заказчика с его договорными обязательствами на оплату в получении информации.
Правовое регулирование
Значительное повышение уровня доступности информации, вызванное компьютеризацией и значительным расширением количества пользователей интернета вызвало необходимость правового регулирования использования информационных услуг.
Эту же необходимость спровоцировала бурная активизация рыночных отношений в сфере информуслуг, поскольку потребовалась действенная защита интеллектуальной собственности и имущественных прав на неё от желающих получить всё это безвозмездно.
В этой связи в Российской Федерации были приняты соответствующие указы, федеральные законы и правительственные постановления:
Основные виды
Физические лица имеют возможность получить следующие разновидности информационных услуг и продуктов:
Классификация информуслуг интернета
Многообразные информационные услуги, получаемые с помощью интернета, классифицируются по разным аспектам:
Пользовательская классификация информуслуг интернета базируется на многообразии рынка электронной информации, который состоит из:
В свою очередь, наиболее востребованная деловая информация подразделяется на сведения о:
Отдельно выделяются деловые новости, поставляемые мировыми информагентствами.
Особенности и требования к данной сфере
Информация, предоставляемая заказчику в виде услуги, должна обладать:
Услуги по информационному сопровождению должны соответствовать законодательству Российской Федерации и согласовываться с правилами оказания однородных услуг, разработанных органами исполнительной власти.
При этом исполнителю услуг вменяется в обязанность предоставлять заказчику все сведения касательно реализуемых услуг для возможности их правильного выбора. Сведения об информационных услугах должны состоять из:
Текстовой и цифровой материал, а также графические обозначения должны быть размещены на фоне, контрастирующем с цветом размещенной информации.
Кроме того, электронные табло, мониторы и прочие электронные средства демонстрации информации обязаны пребывать в исправном состоянии и постоянно контролироваться исполнителем услуг.
Договор на оказание такого сервиса
Предоставление информационной услуги должно сопровождаться заключением договора между её поставщиком и потребителем. В соглашении должны быть указаны сроки его действия и стоимость услуги.
Кто может быть исполнителем (поставщиком) и заказчиком?
Поставщиками услуг в сфере информации и ресурсов обычно представлены:
При заключении договора на оказание услуг, основными потребителями информации в данной сфере выступают:
Предмет договора
Заключённое между исполнителем и заказчиком информационной услуги соглашение в двух экземплярах оговаривает конкретные сведения, которые поставщик обязуется поставить заказчику за соответствующее вознаграждение. С момента оплаты договор вступает в силу. Однако он не констатирует совершение сделки, а лишь обозначает намерения сторон.
Результатом выполнения договора о предоставлении услуги становится специальный акт, в котором содержатся сведения о:
Акт закрепляется подписями и печатями участвующих в сделке организаций.
Обязанности сторон
Заключивший соглашение исполнитель обязан:
Клиент, со своей стороны, должен проверить качество исполнения заказа на завершающем его этапе и оплатить его в соответствии с условиями соглашения.
Ответственность
Соглашение о предоставлении исполнителем заказчику услуг в сфере информации является юридическим документом, невыполнение пунктов которого влечёт за собой ответственность виновной стороны.
Если клиент не оплатил заказ, то исполнитель вправе его не выполнять. А при уже выполненной заказе с заказчика в судебном порядке может быть истребована компенсация.
Если свои обязательства не выполняет исполнитель, то заказчик вправе потребовать компенсацию и возмещение упущенной выгоды.
Маркетинг
Информмаркетинг занимается:
Сегодня на планете действует почти 4 тыс. крупных и средних информагентств, которые располагают более чем 10 тыс. базами деловой информации.
Стремительно развивающийся интернет делает доступным для многих миллионов пользователей огромное количество информации, которое увеличивается быстро и неуклонно.
В этой информационной массе очень трудно отделить зёрна правдивых сведений от плевел информационного сора. Качественные данные могут гарантировать лишь профессиональные поставщики информационных услуг, несущие за них ответственность.
Понятие информационных услуг
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Поэтому все более значимым становится информационный рынок: рынок телекоммуникаций, компьютерный рынок и рынок информационных сетей, рынок информационных технологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере, «черный» рынок незаконных информационных услуг.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т.д.) при анализе информационного производства.
На мировом рынке средств информационных технологий сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительный объем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора или сегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложилась устойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг.
Новые информационные технологии предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.
В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она не находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием «информационная услуга».
Информационная услуга – это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Иными словами, информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных – совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, телефоны магазинов, фирм и т.п.;
· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
· текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
· юридические, содержащие правовые документы.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных классификацию информационных ресурсов можно представить следующим образом (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 Основные виды информационных услуг.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции:
· Библиографических и других указателей;
Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: подготовку обзоров в виде рукописей; подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме.
Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
· высокой оперативности предоставления услуг;
· возможности отказа от собственных информационных систем.
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам.
Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя;
· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
· услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг включает следующие компоненты:
· связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
· обработка данных в вычислительных центрах;
· разработка информационных систем;
· разработка информационных технологий.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке.
В свою очередь, рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами.
В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов являются:
· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
· службы телекоммуникации и передачи данных;
· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные юридические и физические лица.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
Техническая и технологическая составляющая.
Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; Закон «Об авторском праве и смежных правах», федеральный закон «О коммерческой тайне», федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи» и т.п.).
Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг (Рис. 1.2).
Рис. 1.2 Инфраструктура рынка информационных услуг.
ЮРИДИЧЕСКИЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ, КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ И ДРУГИЕ УСЛУГИ
Перечень расходов, которые для целей применения гл. 25 НК РФ отнесены к прочим, приведен в ст. 264 НК РФ. Особенностью данного перечня является то, что он открытый, то есть и другие аналогичные расходы учитываются для целей определения налога на прибыль в качестве прочих.
Рассмотрим особенности налогового учета отдельных видов прочих расходов, а именно расходов на юридические и информационные услуги, консультационные и иные аналогичные услуги.
Нормы действующего налогового законодательства
В хозяйственной деятельности налогоплательщиков сложно обойтись без юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг.
И к таким расходам всегда повышенное внимание со стороны проверяющих, хотя названные расходы и выделены в отдельные виды расходов. В соответствии с пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым для целей исчисления налога на прибыль, относятся затраты на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги. Каковы же особенности их учета?
Во-первых, указанные расходы должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть быть обоснованными и документально подтвержденными.
Здесь уместно сказать именно о документальном оформлении рассматриваемых услуг. Целесообразно в договоре как можно подробнее прописать суть оказываемых услуг, не ограничиваясь общими фразами, например «оказание юридических услуг на сумму 100 000 руб.». В данном случае краткость не является определяющим фактором. Чем детальнее описаны оказываемые услуги, тем меньше вопросов будет при налоговой проверке.
При этом, кроме акта выполненных работ, желательно иметь отчет, например, об оказанных консультационных услугах: какие это услуги, сколько человеко-часов затрачено на их оказание, какая информация представлена и т.д.
Во-вторых, стоимость данных услуг определяется исключительно условиями договора и иными документами, составленными участниками сделки. Налоговые органы имеют право оценки стоимости услуг в соответствии с нормами НК РФ (Письмо Минфина России от 01.06.2016 N 03-07-11/31508). Это означает, что налоговики должны доказать, например, что стоимость информационных услуг завышена. Согласно Определению КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 НК РФ, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы (Письма Минфина России от 14.05.2015 N 03-03-06/2/27536, от 22.05.2015 N 03-03-06/1/29535).
В-третьих, консультационные, юридические и иные расходы в целях налогообложения прибыли на основании пп. 14, 15 п. 1 ст. 264 НК РФ являются прочими расходами, датой признания которых на основании пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ выступает одна из следующих дат: дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов, или последний день отчетного (налогового) периода. Таким образом, расходы на консультационные, юридические и иные аналогичные услуги, отвечающие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ, учитываются при исчислении базы по налогу на прибыль организаций в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо на последнее число отчетного (налогового) периода (Письмо Минфина России от 06.10.2014 N 03-03-06/1/49967). Как правило, на практике основанием для признания рассматриваемых услуг является акт оказанных услуг, подписанный сторонами. Если услуги носят длящийся характер и, по сути, являются абонентским обслуживанием, то акты могут подписываться ежемесячно или ежеквартально с указанием выполненного объема оказанных услуг и их стоимости.
Приведем разноплановую судебную практику по вопросам учета юридических, информационных, консультационных и иных аналогичных услуг для целей исчисления налога на прибыль с различных ракурсов.
Одним из вопросов, рассмотренных в Постановлении АС ПО от 20.06.2016 N Ф06-8932/2016, был учет для целей исчисления налога на прибыль расходов на оказание юридических и консалтинговых услуг.
В ноябре 2007 года между ОАО (заказчиком) и ЗАО (исполнителем) был заключен договор, согласно которому исполнитель обязуется по заданию заказчика либо в исключительных случаях по собственной инициативе оказывать следующие услуги: весь комплекс юридических и консалтинговых услуг, включая представительство от имени заказчика в суде, в области электроэнергетики, в том числе выявление нарушений действующего законодательства РФ в отношении заказчика, уменьшение затрат по оплате электрической энергии и мощности, взыскание задолженности и неосновательного обогащения с контрагентов, а также возмещение понесенных заказчиком убытков и т.д., проведение специализированных консультаций в области энергетики.
В ходе выездной налоговой проверки налоговый орган пришел к выводу о необоснованном включении в состав расходов суммы в 13 млн руб., уплаченной налогоплательщиком по договору. Данный вывод налогового органа основан на том, что эта сумма была уплачена исполнителю по договору за услуги, оказанные в предыдущих периодах: в 2009 и 2010 годах. Соответственно, налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в размере более 500 тыс. руб. (с доначислением налога на прибыль в размере более 2,6 млн руб.).
Суды указали: в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты налогоплательщика на юридические услуги.
Суд округа также учел, что пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ установлено: при применении метода начисления датой осуществления спорных расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода.
Кроме того, возмещаемые проигравшей стороной судебные расходы относятся на основании п. 3 ст. 250 НК РФ к внереализационным доходам, учитываемым при налогообложении прибыли, при этом датой получения таких доходов признается дата вступления в законную силу решения суда (пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В рассматриваемом случае стороны взаимно подписали акт сдачи-приема выполненных работ (оказанных услуг) к договору, который датирован мартом 2011 года, на общую сумму около 27 млн руб. К акту также прилагается отчет с подробным перечислением стадий оказания юридических услуг.
При данных обстоятельствах, как отмечено судами, период оказания единого комплекса услуг составил с 2008 года по 2011 год, когда завершилось рассмотрение судебного дела, которым также занимался исполнитель спорного договора. Только после указанного процесса был произведен перерасчет платежей за электроэнергию, перезаключен договор энергоснабжения, а ОАО смогло оценить экономический эффект.
На основании изложенного суды правомерно пришли к выводу, что определение стоимости услуг и завершение оказания услуги состоялось в 2011 году, следовательно, в обозначенном периоде ОАО вправе включить затраты на оплату услуг в состав расходов в размере 13 млн руб.
Оплата услуг до их оказания
В деле, рассмотренном в Постановлении ФАС МО от 22.10.2013 по делу N А41-42211/12, налоговики посчитали, что юридические услуги, учтенные для целей исчисления налога на прибыль в расходах, были оплачены ранее, чем подписан акт, а это, в свою очередь, является основанием для того, чтобы их не учитывать.
Налоговый орган по результатам выездной налоговой проверки доначислил ОАО в том числе налог на прибыль в сумме более 700 тыс. руб., с чем налогоплательщик не согласился и обратился в суд. И судебные инстанции единодушно признали правоту налогоплательщика.
В соответствии с материалами дела ОАО (заказчик) заключило договор на оказание юридических услуг, по которому исполнитель предоставляет, а заказчик принимает и оплачивает юридические и консультационные услуги, в том числе услуги по представительству интересов заказчика в ФАС МО по вопросу урегулирования имеющейся у заказчика задолженности организации-кредитору.
Стоимость юридических услуг составила 400 тыс. руб. (с дополнением, в случае передачи дела на новое рассмотрение, о выплате вознаграждения в размере 2,8% от суммы исковых требований, но не более 3,55 млн руб., затем данная сумма выросла до 3,95 млн руб.).
Постановлением ФАС МО от 25.08.2010 по спорному делу в удовлетворении кассационной жалобы ОАО было отказано. На основании этого налоговый орган пришел к выводу, что заявитель произвел оплату оказанных услуг 18.08.2010 по максимальному пункту договора, до их фактического оказания и без подписания акта выполненных работ, который не был представлен налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки.
Судебные инстанции на основе всестороннего изучения представленных в материалы дела доказательств установили: в результате оказанных исполнителем услуг исковое заявление ОАО о признании договора было удовлетворено, что подтверждается актами судов апелляционной и кассационной инстанций и Определением ВАС, поскольку дело было разрешено в пользу заявителя при его пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.
В материалы дела заявителем представлены акт оказания услуг от 30.09.2010, счет-фактура от 05.10.2010, платежное поручение от 18.08.2010, отчет об исполнении договора от 17.08.2010.
В данном случае суды, всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела документы в их совокупности и взаимосвязи, сделали вывод о том, что общество доказало как факт оказания ему спорных услуг, их экономическую обоснованность и целесообразность, так и необходимость осуществления расходов на оплату этих услуг. Не забыли судьи и о том, что в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на юридические и информационные услуги.
Когда информационные услуги необходимы?
Ситуация, рассмотренная в Постановлении АС СЗО от 27.09.2018 по делу N А13-484/2016, интересна тем, что информационные услуги являлись частью технологического процесса. Но это не остановило налоговиков от доначислений налога на прибыль.
По результатам выездной налоговой проверки обществу (ООО) были доначислены в том числе налог на прибыль и штрафы. Одним из оснований для доначислений было создание, по мнению налогового органа, искусственной ситуации для завышения затрат путем включения в состав расходов около 2,5 млн руб. (за 2012 год) и 5,5 млн руб. (за 2013 год) стоимости информационных услуг.
Поскольку обжалование результатов проверки в досудебном порядке не дало результата, общество обратилось в суд. Сразу скажем, что все три судебные инстанции по данному эпизоду поддержали налогоплательщика.
Что касается непосредственно учета в расходах затрат на информационные услуги, суды указали: на основании пп. 14 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на информационные услуги. В рассматриваемом случае реальность хозяйственных отношений с указанным контрагентом была подтверждена документально: были представлены договоры на оказание на возмездной основе информационных услуг по сбору, обработке и предоставлению информации об отпуске товаров с использованием топливных карт, счета-фактуры, акты об оказании услуг, акты сверки реализации нефтепродуктов и акты сверки взаиморасчетов, акты приемки-передачи обществу необходимого для оказания услуг оборудования, развернутые отчеты, акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), отчеты.
В данном случае исполнитель по договору об оказании информационных услуг предоставлял свое оборудование, с помощью которого считывалась информация, позволяющая идентифицировать клиента, определить количество и вид товара, отпуск которого разрешен. Данную информацию можно было получить только с использованием оборудования исполнителя. Более того, без терминального оборудования, программного обеспечения и серверного оборудования исполнителя, с помощью которых фактически и осуществляются сбор и обработка информации, отпуск заявителем нефтепродуктов по топливным картам или применение программы лояльности, предусматривающей накопление и списание баллов, оказалось бы невозможным. Доказательств наличия у общества самостоятельного доступа к информации, содержащейся в системе исполнителя, налоговым органом не представлено.
Суды пришли к выводу, что обозначенные обстоятельства в совокупности указывают на выполнение контрагентом своих обязательств по заключенным с обществом договорам. Суды также приняли во внимание: доходы от реализации нефтепродуктов по топливным картам через АЗС значительно увеличились. Участие в программе лояльности, созданной исполнителем, позволило обществу существенно сэкономить затраты на разработку схожей системы, на рекламу и маркетинговые разработки, а также получить в проверяемом периоде дополнительную выручку более 856 млн руб., что свидетельствует об экономической обоснованности спорных затрат.
Стоимость управленческих услуг не включается
в первоначальную стоимость объекта
Также все судебные инстанции поддержали налогоплательщика в его споре с налоговым органом, рассмотренном в Постановлении АС СКО от 19.04.2017 по делу N А32-27000/2016.
ООО по результатам выездной налоговой проверки было привлечено к ответственности, в том числе за совершение налогового правонарушения, в части начисления 2,2 млн руб. налога на прибыль организаций.
Как видно из материалов дела, общество (заказчик) заключило с управляющей компанией (исполнителем) договор возмездного оказания услуг, предметом которого являлось консультационное, управленческое и административное обеспечение деятельности отдельных подразделений заказчика. В проверяемом периоде услуги были оказаны обществу преимущественно по следующим направлениям: налоговое планирование, проектное финансирование, казначейство, кредитование, таможенное оформление, режим и охрана, автоматизированная система управления технологическим процессом. Перечень и конкретные виды оказанных управляющей компанией услуг приведены в приложениях к договору оказания услуг и подписанных сторонами двусторонних актах. Общая сумма расходов общества по договору оказания услуг в календарном году составила 11 млн руб. В доказательство произведенных расходов, связанных с исполнением сторонами договора оказания возмездных услуг, общество представило подписанные акты сдачи-приемки оказанных услуг, а также ежемесячные отчеты об оказании услуг.
Общество учло расходы по договору с управляющей компанией на основании пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ.
По мнению налоговиков, спорные расходы подлежали включению в первоначальную стоимость создаваемого объекта основных средств. Отчеты, акты приема-сдачи услуг, оказанных управляющей компанией, носят обезличенный характер. Включение расходов, понесенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в расходы текущего периода, увеличивающие убыток, неправомерно.
Судьи вынесли решение в пользу налогоплательщика, мотивируя это тем, что у налоговиков не было оснований включать в состав первоначальной стоимости создаваемого обществом объекта основных средств расходы по договору оказания услуг с управляющей компанией и, как следствие, увеличивать размер базы по налогу на прибыль организаций за счет уменьшения переносимого убытка.
Суды установили, что представленные документы оформлены надлежащим образом, подписаны уполномоченными на то лицами, отражают реальные хозяйственные операции и не содержат каких-либо противоречий. Общество исключило расходы по договору оказания услуг из стоимости основных средств (счет 08) и учло их на счете 26 «Общехозяйственные расходы», внеся корректировки в первичную декларацию по налогу на прибыль.
На субсчете счета 08 «Строительство объектов основных средств» учитываются затраты на возведение зданий и сооружений, монтаж оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство.
Таким образом, при квалификации расходов необходимо исходить из того, что в капитальные вложения, формирующие стоимость объектов основных средств, включаются затраты, имеющие непосредственную связь с возведением конкретного объекта основного средства, которые могут быть до начала строительства определены, исчислены и учтены при составлении сметной документации.
Для включения расходов в первоначальную стоимость основного средства необходимо, чтобы они были непосредственно связаны с приобретением, изготовлением и доведением объекта основных средств до состояния, в котором он пригоден для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Условием отнесения общехозяйственных расходов на увеличение стоимости основных средств является их непосредственная связь с приобретением, сооружением или изготовлением конкретных ОС. В противном случае такие расходы отражаются в налоговом учете как текущие расходы периода, связанные с управлением производством.
Суды учли, что законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия «расходы на приобретение, сооружение, изготовление основных средств», следовательно, в силу ст. 11 НК РФ следует применять данное понятие в том значении, в котором оно используется в иных отраслях российского законодательства. На основании ПБУ 6/01 суды сделали вывод: для того чтобы какие-либо затраты могли быть признаны затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, необходима непосредственная связь данных затрат с конкретным объектом основных средств.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в проверяемом периоде общество осуществляло инвестиционный проект, при реализации которого оно выступало инвестором. В обязанности общества входили финансирование строительства, оформление и получение разрешительной документации, составление платежных документов. Реализация инвестиционного проекта велась обществом с привлечением подрядных организаций. Финансирование строительства осуществлялось за счет кредитных средств. Инвестиционный проект исполнялся обществом в форме капитальных вложений путем создания объектов основных средств с привлечением подрядных организаций. Таким образом, общество в проверяемый период не осуществляло деятельности по сооружению (изготовлению) объекта основных средств собственными силами, а использовало для этих целей подрядные организации.
Суды указали, что услуги, оказываемые персоналом структурных подразделений управляющей компании, не имеют непосредственной связи со строительством конкретных объектов, а относятся к корпоративному управлению, планированию, оценке эффективности использования капитальных вложений, юридическим услугам. Выполнение данных функций непосредственно не связано с сооружением (изготовлением) объектов основных средств.
На основании изложенного суды пришли к правомерному выводу: затраты общества по договору оказания услуг отвечают признакам расходов, указанных в пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ, и подлежат включению в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией и учитываемым для целей исчисления налога на прибыль, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Как показывает судебная практика, данные расходы вызывают повышенное внимание у проверяющих из налоговых органов, которые «любят» исключать подобные затраты из расходов по налогу на прибыль. На защиту интересов налогоплательщиков встают суды. При этом надо отметить, что в приведенных судебных решениях спорные расходы были оформлены должным образом со всеми подтверждающими реальность и суть услуг документами.