Что не является функцией педагогической диагностики

Педагогическая диагностика, ее функции и виды.

Педагогический диагноз— определение характера и объема способностей учащихся, затруднений, испытываемых ими в учебе, отклонений в поведении. (педагогический словарь Г.М.Коджаспировой).

Педагогическая диагностика служит для: изучения личности учащихся ( для контроля хода и темпа психического развития каждого школьника, выявления его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, даёт возможность своевременно организовать психолого-педагогическую коррекцию), установления особенностей классных коллективов ( для управления учебно-воспитательным процессом).

Предметом педагогической диагностики является освоение ребенком образовательной программы. Диагностика рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Выделяют цели диагностики: 1) внутренняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; 2) определение пробелов в обучении, подтверждение успешных результатов обучения; 3) планирование последующих этапов учебного процесса; 4) мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирование сложности последующих шагов; 5) улучшение условий учебы.

Функции диагностики: 1) оценочная – оценка результатов педагогического процесса, обеспечить необходимые результаты процесса обучения;; 2) информационная – всесторонний анализ и интерпретация педагогического процесса; 3) обратной связи – на основе анализа происходит прогнозирование педагогического процесса и деятельности его участников, в результате чего деятельность педагога становится обоснованной и целенаправленной, происходит оптимизация процесса индивидуального обучения; 4) управленческая- управление развитием ученическим коллективом

Существует 3 вида диагностики:1. начальная; 2. корректирующая (текущая); 3. обобщающая (итоговая).

Текущая (корректирующая) диагностика проводится в самом процессе организации деятельности учащихся, ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и коллективе, оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает педагогу быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

В системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводиться обобщающая диагностика в конце каждого учебного года. Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Педагогическая диагностика включает в себя: 1) сбор информации; 2) регистрацию полученных данных; 3) интерпретацию полученных результатов.

Сбор информации. Для того чтобы получить в результате полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребенка, необходимо:

Основными источниками информации для педагогической оценки являются: 1) ребенок; 2) группа детей; 3) родители, педагоги-специалисты и другие взрослые.

Регистрация полученных данных.

Рекомендации относительно того, как проводить регистрацию данных, полученных при сборе информации: регистрируйте свои наблюдения и полученные данные; выберите удобный способ регистрации информации. необходимо быть максимально объективными при регистрации своих наблюдений, для этого нужно следить за тем, что именно регистрируется в качестве результатов наблюдений. Сохранению объективности при регистрации информации также способствует фиксация ситуации, в которой эта информация была получена.

Интерпретация полученных данных.

1) Сопоставляйте результаты, полученные различными методами в разных видах деятельности и относящиеся к различным сферам личности ребенка; 2) принимайте во внимание только закономерности. 3) проверяйте разные гипотезы.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Педагогическая диагностика, ее функции и виды.

Педагогическая диагностика, ее функции и виды.

Педагогическая диагностика, ее функции и виды.

Источник

Статья на тему: «Сущность и функции педагогической диагностики»

Сущность и функции педагогической диагностики

В любой отрасли профессиональной деятельности особая роль принадлежит диагностике состояния и качества производимой продукции и производственного процесса. Не составляет исключения и профессионально-педагогическая деятельность учителя, педагогического коллектива школы. Обычно считается, что изучение учащегося, воспитуемого — функция психологии, а не педагогики. Каждый учитель проверяет результативность обучения и воспитания, выясняет причины слабой успеваемости, однако эти аналитические действия не соотносят с диагностикой. Руководитель школы посещает уроки, анализирует их, оценивает — это называется внутришкольным контролем, но никак не диагностикой состояния учебного процесса. Критерии качества деятельности школы также обычно не связываются с диагностикой состояния определенного звена системы образования и разрабатываются вне ее принципов и процедур.

Педагогическая диагностика присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия учителя и ученика на уроке и заканчивая управлением системой национального образования в целом. Она проявляется и в форме контрольных работ, и в любой характеристике, как ученика, так и учителя, без нее не может быть состоятельным экспериментальное исследование, не обходится ни одна инспекторская проверка. Многие перечисленные педагогические явления не тождественны педагогической диагностике, они богаче ее и имеют право на самостоятельность. Настала пора выявить, что в них и во многих других педагогических объектах относится к понятию «педагогическая диагностика».

В понятии «педагогическая диагностика» прилагательное «педагогическая» характеризует следующие особенности данной диагностики:

— во-первых, диагностика осуществляется для педагогических целей, т. е. она ориентирована на то, чтобы на основе анализа и интерпретации результатов получить новую информацию о том, как улучшить качество образования (обучения, воспитания) и развития личности ученика;

— во-вторых, и это главное, она дает принципиально новую содержательную информацию о качестве педагогической работы самого учителя;

— в-третьих, она осуществляется при помощи методов, которые органически вписываются в логику педагогической деятельности учителя; в-четвертых, с помощью педагогической диагностики усиливаются контрольно-оценочные функции деятельности учителя; в-пятых, даже некоторые традиционно применяемые средства и методы обучения и воспитания могут быть трансформированы в средства и методы педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика занимается конструированием современного и надежного прибора для фиксации состояний существенных признаков, разработкой алгоритмов и процедур принятия решений, подготовкой соответствующих методических рекомендаций для всех участников педагогического процесса. Педагогическая диагностика в школе – практика выявления качества учебно-воспитательной деятельности, причин ее успехов или неудач, а также совершенствования этой практики.

В современных условиях постепенного перехода к разнообразию в обучении и воспитании, к демократизации воспитательных взаимодействий все большее значение приобретает точная, сопоставимая информация о сильных и слабых сторонах явлений и процессов, происходящих в школе. Такую информацию может предоставить педагогическая диагностика, потому что ее назначение в школе выражается в следующих основных функциях: обратной связи, оценочной, управленческой.

В педагогической диагностике основной ведущей функцией является функция обратной связи в процессе обучения и воспитания. Суть этой функции заключается в том, что диагностические данные об уровнях воспитанности и образованности учащихся на определенном этапе их развития служат главной информацией для анализа прошлого педагогического опыта и конструирования дальнейшего педагогического процесса. Существующая в настоящее время система оценки учебно-воспитательной работы школы обладает некоторыми преимуществами, однако не соответствует такому пониманию, как самоуправляющая система. К примеру, деятельность участников процесса обучения в педагогической теории рассматривается с наибольшей полнотой, на практике же многие современные школьники учатся не в полную силу, поэтому потенциал учебного процесса не используется. Основная причина здесь – неполноценность информации о результатах обучения и воспитания, доступной для учителя и учащихся.

Создание возможностей получения каждым школьником и учителем необходимой информации о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса для своевременной его корректировки – важнейшая задача педагогической диагностики.

Оценочная функция также не менее важна для педагогической диагностики. Всесторонняя и комплексная оценка имеет несколько аспектов: ценностно-ориентировочный, регулятивно-корригирующий, стимулирующий и измерительный. Ценностно-ориентировочная оценка обогащает представления и понятия ученика о людях и о себе, предоставляет ему возможность сопоставлять свои нравственные, трудовые, эстетические и другие качества с требованиями общества. Через педагогическую оценку ученик сам меняет свои ценностные ориентации. Регулятивно-корригирующий аспект педагогической оценки заключается в том, что она помогает ученику привести в соответствие свои поступки с нормами общества, выработать линию поведения, взаимоотношения с другими людьми.

Стимулирующее значение педагогической оценки особенно высоко тогда, когда она совпадает с реальным развитием и поведением ученика. Как только воспитанник осознает объективность оценки, он начинает развивать свои положительные стороны или преодолевать недостатки. Измерительный характер педагогической оценки тоже оказывает влияние на ученика тем, что она побуждает к самообразованию. Ученик сравнивает свои качества и успехи в работе с достижениями других и тем самым устанавливает свой социальный статус. Благодаря оценке коллектива и учителя он получает сведения о себе.

Управленческая функция педагогической диагностики связана с основными этапами управления развитием ученического коллектива и личности школьника. В соответствии с этим определены три типа диагностики: начальная, корректирующая (текущая) и обобщающая (итоговая).

Начальная диагностика – планирование и управление классным коллективом. Перед тем как определять воспитательные задачи, которые будут реализованы в данной учебной четверти, полугодии или во всем учебном году, педагог изучает уровень воспитанности ученика. Выявились три основных варианта начальной диагностики: первый — когда коллектив сформирован впервые и педагог тоже незнаком учащимся; второй — когда коллектив не новый, а учитель впервые начинает работать с классом; третий — когда коллектив и педагог уже работали вместе. При первом варианте начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников. При втором — педагог изучает не только учеников, но и сам коллектив как сложную динамическую систему. Третий вариант предоставляет возможность педагогу провести выборочную диагностику коллектива и личности. Она является дополнением к информации, которая была получена ранее.

Педагогу, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью. Но так как процесс воспитания противоречив и скачкообразен, непрерывен и динамичен, ему обязательно приходится улавливать изменения и отражать их при планировании своей деятельности. Полнота и объективность информации при начальной диагностике в максимальной степени приближает планирование воспитательных задач к реальным потребностям класса и соответствует оптимальному развитию детей.

Текущая (корректирующая) диагностика – проводится в самом процессе организации деятельности ученических коллективов и ориентирует педагога на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений. Информация, полученная в результате текущей диагностики, помогает учителю быстро, точно и с минимумом ошибок корректировать свою работу и совершенствовать стиль отношений с детьми, методику воспитательной работы. Через корректирующую диагностику педагог имеет возможность быстро реагировать на изменения в уровне воспитанности школьников и тем самым обеспечить возможность более активного, самостоятельного и творческого участия их в деятельности коллектива. Планируя воспитательную работу, педагог не всегда в состоянии предвидеть ее результаты. Особенно трудно предусмотреть выбор самых эффективных методов и средств воздействия. Текущая диагностика выполняет роль экспресс-информации и этим помогает принять быстрое решение по совершенствованию педагогической деятельности.

Источник

Функции педагогической диагностики

Педагогическая диагностика выполняет следующие основные функции:

•определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретной группе, или в целом в учреждении дошкольного образования;

•установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности воспитанника;

• внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса;

• подтверждение положительных результатов деятельности;

• прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденций обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива);

• планирование последующих этапов работы.

К основным функциям диагностики В. М. Лизинский относит:

Информационная функция— это постоянная информация всех участников педагогического (учебно-воспитательного, мето­дического) процесса о позитивных результатах педагогической ди­агностики.

Собственно-диагностическая функция— это психолого-педагогическое изучение обученности, воспитанности и развития ребенка, а также уровня профессиональной компетентности педа­гога.

Оценочная функция— это качественная и количественная оценка деятельности администрации школы или ДОУ, каждого пе­дагога и каждого ребенка.

Коррекционная функция— это дидактическая коррекция учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогическая коррекция собственной активности учителя в сторону саморазви­тия (следует помнить и учитывать, что вся система позитивных тенденции (ценностей) лежит не вне педагога, а в нем самом).

Ориентационная функция— это ориентация педагогического коллектива на решение целей и задач ДОУ, на устранение тех «бо­левых точек», которые имеют место в жизни всего коллектива и отдельных педагогов.

Аналитическая функция— это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. Вотличие от контроли­рующей функции, направленной лишь на выявлениенедостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.

Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование, цветограмма, шкалирование, недописанный тезис и другие.

Принципы педагогической деятельности. Критерии и уровни педагогической диагностики

Принципы педагогической деятельности:

1. Доверие педагогу.

3. Опора на конечный результат как естественное завершение разноплановой деятельности учителей, воспитателей.

Критерии диагностики:

2. Достаточность имеющейся информации.

Уровни педагогической диагностики:

1.Компонентная диагностика — изучение отдельных компо­нентов одного объекта.

Назначение педагогического диагноза дать педагогу и руко­водителю оперативную и надежную информацию о том, как пе­реплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Поэтому диагно­стировать надо различные компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик.

Методы диагностики

Представим методы диагностики в виде таблицы, раскрывая при этом содержание и основы классификации методов диагностики (таблица 1).

Основы классификацииМетодыСодержание
1. По степени «вмешательства» в поведение пе­дагога; Пассивные:1. НаблюдениеМетод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенно­стей психики человека через изучение его поведения
2. АнкетированиеМетод социально-психологического исследования с помощью анкет
3. ТестированиеМетод психологической диагностики, использующий стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий
4. ИнтервьюированиеМетод получения информации с помощью устного опроса
5. Сбор косвенных дан­ных о педагогеОтзывы опедагоге со стороны детей, родителей, коллег
6. Анализ документа­цииАнализ содержания плана воспитательно-образовательной работы, карт индивидуального развития детей и др.
Активные1. Диагностический экспериментЕстественный эксперимент с постановкой диагностической цели
2. Создание ситуаций <напр., ситуации мето­дического развития педагога): а) «выбора приорите­тов»;В ходе проигрывания ситуации педагог сопоставляет варианты решений, останавливается на главном
б) «профессионального диалога»;Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон
в) «отказа от стереоти­пов»Поиск творческих вариантов, неординарных выходов
3. же(анализ кон­кретных ситуаций), ОДИ (организационно-деятельностные игры)Поиск оптимальных вариантов путем коллективной деятельности
2. По степени участия педагога в процессе диаг­ностикиСубъективные, или прямыеОсуществляются на основе того, что думает, представляет и сообщает педагог сам о себе
Объективные, или кос­венныеПри которых труд педагога оценивается по показателям уровня обучен­ности и воспитанности детей
3. По виду дея­тельности мате­риала, на кото­ром «протекает» диагностикаСпецифическиеПри которых опедагогическом мастерстве и готовности их к созданию собственной методической системы судят по выполнению специальных заданий в системе методической работы
НеспецифическиеПо выполнению других видов деятельности воспитателя: воспитатель­ной, организаторской и др.
4. По признаку долговременности диагнозаОперативныеАнализ отдельных поступков, устных и письменных ответов
ДолговременныеНаблюдение за поведением

Следует обратить внимание на то, что, используя один из пере­численных методов диагностики, по результатам анкетирования, тестирования или какого-либо другого, ни в коем случае нельзя делать категорических выводов, предпринимать решительные управленческие меры. Лучше подумать обстоятельно и серьезно: где и в чем управленческие упущения, как с наименьшими послед­ствиями воспользоваться полученной информацией, как изменить ситуацию, достаточно ли корректно подобраны место, время и дру­гие условия для опроса.

В этом могут помочь такие диагностические методики, как: ан­кеты по оценке уровня инновационного потенциала педагогическо­го коллектива; диагностические карты для анализа мотивационной и стимулирующей деятельности педагогов; тест на выявление тен­денций к стилям педагогической деятельности; анкета по изучению профессиональной готовности педагогов к экспериментальной ра­боте; по изучению профессиональной готовности педагога к вне­дрению инноваций и целый ряд других.

Следует помнить, что диагностика только констатирует наличие или отсутствие тех или иных качеств, а руководитель, пользу­ясь ее результатами, должен помочь определить перспективы, пути и способы профессионального развития учителя или воспитателя.

Только в том случае, когда изучение педагога будет носить не только диагностический, но и прогностический характер можно говорить о той или иной-степени результативности проведенной в этом направлении работы и ее полезности (В.М. Лизинский).

Дата добавления: 2018-06-01 ; просмотров: 7841 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Педагогическая диагностика – система деятельности педагога.

Сущность и функции педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика – это система деятельности педагогов, которая заключается в изучении состояния и результатов процесса обучения. Она позволяет корректировать этот процесс в целях повышения качества обучения. Как неотъемлемая часть образовательной деятельности, диагностика направлена на эффективное управление всем учебным процессом.
Сущность педагогической диагностики – изучение результативности учебно-воспитательного процесса на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Объектом педагогической диагностики является учащийся или коллектив.
Субъектами диагностики традиционно выступают педагоги и педагоги-тестологи, получившие дополнительное образование в специализированном научно-педагогическом учреждении.
Функции диагностики. Являясь важной частью процесса образования, диагностика не отменяет и не заменяет каких-либо методов обучения и воспитания; она всего лишь помогает выявить достижения и недостатки учащихся.

Диагностика решает следующие задачи:

анализирует процесс и результаты развития обучающихся;

анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, навыки, владение способами творческой деятельности;

анализирует процесс и достигнутые результаты воспитания (уровень воспитанности, сформированность поведения).

ДИАГНОСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Диагностика обученности. Принципами диагностирования обученности являются:

Объективность ( заключается в научно-обоснованном содержании диагностического инструментария (заданий, вопросов и т.д), дружеском отношении педагога ко всем обучающимся).

Систематичность (заключается в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучающиеся класса, группы, творческого объединения на протяжении всего срока обучения по программе; диагностирование проводится на всех этапах педагогического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения).

Наглядность (означает, что диагностирование проводится для всех обучающихся открыто по одним и тем же критериям, необходимым условием реализации принципа является объявление результатов диагностических срезов, их обсуждение и анализ).

Обучаемость предполагает измерение качества деятельности обучаемых в процессе обучения.

Система диагностики обученности включает в себя:

1. Предварительное выявление уровня знаний, умений, навыков обучающихся.

2. Текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы.

3. Повторная проверка – параллельно с изучением нового материала идет повторение пройденного материала.

4. Периодическая проверка знаний, умений, навыков по целому разделу курса для наблюдения за усвоением взаимосвязей между структурными элементами образовательной программы, изучавшимися в разных частях курса.

5. Итоговая проверка и учет полученных обучающимися знаний, умений, навыков проводится в конце обучения по предложенной образовательной программе.

Социально-педагогический, психологический аспект диагностики — это

повышение уровня социально-психологической адаптации детей, повышение коммуникабельности, креативности, достижение социально-значимых результатов

– изменения наполняемости детского объединения за последние три года, показывающие динамику изменения спроса детей на обучение по каждому виду образовательной деятельности (косвенный показатель);

– количество обучающихся, участвующих во внеучрежденческих мероприятиях, выставках, конкурсах, фестивалях, результаты участия по итогам последних лет (прямой показатель);

– количество детей, связавших свою будущую профессию с изученным в учреждении видом деятельности (прямой показатель);

– творческие отчеты, конкурсы, выставки, поставленные спектакли и т.д., оценка педагогов по качеству выполненной работы (прямой показатель);

– мнение родителей о качестве образования, полученном их детьми в стенах учреждения дополнительного образования детей (прямой показатель).

Диагностика личностного развития обучающихся:

характер изменения личностных качеств;

направленность позиции ребенка в жизни и деятельности, характер жизненных ценностей

Портфолио как форма учета индивидуальных достижений.

Виды «портфолио»: портфолио документации , процесса , показательное (презентационное) , рабочее (работ), портфолио оценочное.

Разработка структуры портфолио

Определить виды портфолио (презентационное, тематическое, оценочное).

Определить срок работы ребенка над портфолио.

Определить структуру и содержание портфолио (т.е. разделы и рубрики).

Философия учебного портфолио предполагает:

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету;

Интеграцию количественной и качественной оценок;

Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».

включает в себя анализ и оценку качества реализации образовательных программ, на основании которых осуществляется образовательно-воспитательный процесс в учреждении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *