Что значит товарный знак отсутствует
Что значит товарный знак отсутствует
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Отсутствие в первой части заявки указания на товарный знак (словесное обозначение) может быть основанием для отказа в допуске подавшего такую заявку участника к участию в электронном аукционе только в том случае, если у заказчика есть доказательства того, что предлагаемый участником закупки товар индивидуализирован товарным знаком (словесным обозначением), но информация об этом в заявке отсутствует.
При этом заказчик не обязан проверять существование товарного знака на соответствующий товар.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Проверка товарного знака
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947. В практике более 20 лет.
Ежегодно в России подается больше 90 000 заявок на регистрацию товарных знаков. С первого раза без доработок проходят регистрацию только 5% из них. Остальные Роспатент отклоняет сразу или уведомляет о необходимости внести в них изменения. Уплаченная госпошлина, а это примерно 20 тыс. руб., не возвращается.
Дизайнеры и маркетологи под руководством юристов и патентных поверенных помогают клиентам, которые хотят зарегистрировать свой товарный знак, подготовить логотипы, названия, слоганы и другие элементы фирменного стиля так, чтобы Роспатент одобрил заявку.
Даже если мы видим, что похожий знак уже зарегистрирован на территории нашей страны, это еще не приговор. Вы сможете получить свое свидетельство о регистрации.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
«Нам и так жилось нормально»: зачем проверяют и регистрируют бренды
По закону товарные знаки регистрируют для индивидуализации товаров и услуг. Чтобы предприниматель был уверен: на рынке не появится товара с такой же этикеткой и слоганом, как у него. Если бренд зарегистрирован, можно вкладывать деньги в продвижение и быть уверенным: ваш бизнес под охраной, никто не скопирует название и айдентику, которую вы зарегистрировали.
На деле не всех предпринимателей интересует безопасность бренда. Многие не хотят тратить столько денег: госпошлина за регистрацию в районе 35 тыс. руб. Но без регистрации невозможно открыть франшизу или начать продавать продукцию в крупных торговых сетях типа «Ленты» или «Магнита».
Большинство начинающих предпринимателей задумываются о регистрации, когда узнают о штрафах до 5 млн. руб. То есть, если фирма использует название и не регистрирует его, кто угодно может зарегистрировать бренд на себя и потребовать компенсацию до пяти миллионов.
Сумму компенсации суд может снизить, но пользоваться названием запретят. Придется менять все вывески, входные группы, доменное имя сайта, название групп и страниц в соцсетях. В общем, полностью изменить имя вашего бренда. Даже если вы вложили в раскрутку много денег. Как правило, речь идет о сотнях тыс. руб. убытков.
Как переводчикам запретили пользоваться названием
Бюро переводов «Альба» работает в Нижнем Новгороде. Они зарегистрировали товарный знак «АЛЬБА» и оказывают услуги в своем городе. В Санкт-Петербурге Федор Кондратович открыл ООО «Альба Лонга». Товарный знак не зарегистрировал и тоже предлагал услуги перевода. Правда, в Питере.
У «Альба Лонга» был сайт: http://alba-longa.ru. Кондратович вкладывал средства в продвижение бренда. Но не учел, что название «АЛЬБА» уже зарегистрировано и использовать его он не может.
«АЛЬБА» подала в суд на «Альбу Лонгу» и Кондратовича с требованием выплатить 700 тыс. руб. компенсации и прекратить использовать зарегистрированное название в отношении услуг по переводу. В выплате суд отказал, но название компании и сайта пришлось изменить. «Альба Лонга» полностью меняла фирменный стиль и потеряла бренд, который хорошо знали клиенты.
Если бы компания «Альба Лонга» обратилась к специалистам для проверки товарного знака, им бы заранее сказали, что работать под этим названием не получится – нужно менять его полностью или частично. Суда удалось бы избежать.
Перед началом работы товарный знак нужно проверить
У предпринимателей, которые только открывают бизнес, часто нет денег на регистрацию товарного знака. Это не значит, что нужно выбирать любое понравившееся название и надеяться, что никто не предъявит иск. Перед началом работы стоит проверить товарный знак, это бесплатно.
Названия брендов регистрируются в определенных классах МКТУ (Международная классификация товаров и услуг). То есть, если две разные фирмы не являются прямыми конкурентами, они могут выбрать для себя одинаковое название. Например, компания по производству штор и цветочный магазин могут работать под брендом «Наташа» и претензий не будет.
Но если два производителя штор, даже из разных городов, выбирают название «Наташа» — будут проблемы. Кто первый зарегистрирует бренд на себя, сможет запретить второму пользоваться именем.
Классов МКТУ 45. Нужно понять, к какому классу относится ваша деятельность, и проверить свой бренд по зарегистрированным наименованиям.
Проверка товарного знака онлайн
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Если вы не планируете сразу регистрировать свой бренд в качестве товарного знака, выбирайте название, которого еще нет среди зарегистрированных товарных знаков по вашему классу.
Если среди зарегистрированных брендов уже есть название, похожее на то, которое вы хотите использовать, вариантов два:
Проверка товарного знака дает 100% гарантию, что бренд свободен?
При подаче заявки на регистрацию большое значение имеет дата приоритета. То есть, если вы подаете заявку сегодня, а конкурент отправит заявку на такой же знак завтра — ваш знак зарегистрируют, а ему откажут. Госпошлина при подаче заявки на регистрацию составляет около 20 тыс. руб. Если заявку отклоняют — госпошлина не возвращается. Поэтому так важно качественно провести проверку.
Поиск товарных знаков онайн возможен по двум базам:
Проверка длится до 20 рабочих дней. Госпошлина составляет 4130 руб. для словесного обозначения в одном классе МКТУ. За каждый дополнительный класс нужно доплатить 1062 руб.
Для компаний, которые планируют выводить свой продукт на международный рынок, существует проверка по базам международных торговых марок.
Если обозначений, похожих на ваш товарный знак, в ходе проверки не выявлено — можно практически с полной уверенностью говорить о том, что заявку одобрят. Но, к сожалению, всегда есть шанс, хоть и минимальный, что кто-то подаст заявку на похожее обозначение после окончания проверки. Поэтому 100% гарантию никто предоставить не может.
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Проверка показала: похожие знаки есть. Что делать?
Если вы проверили свой бренд и в результате узнали, что конкуренты уже зарегистрировали такое же или похожее название, самостоятельно его зарегистрировать не получится. Нужно обратиться к патентным поверенным, в команде которых есть маркетологи и дизайнеры, специализирующиеся на патентных спорах.
Мы помогаем доработать названия и логотипы так, чтобы Роспатент одобрил возможность регистрации и выдал свидетельство на товарный знак.
Способов доработки несколько:
Юристы по интеллектуальным правам могут договориться с владельцем похожего товарного знака, чтобы вам выдали письмо-согласие. Если вы с владельцем товарного знака работаете в разных городах и претензий нет — правообладатель пишет специальное письмо, чтобы вы получили свидетельство на похожий бренд, и Роспатент одобряет заявку.
Если правообладатель не пользуется названием в течение двух лет, правовую охрану бренда можно прекратить через суд и забрать название себе.
Вариантов, как зарегистрировать товарный знак, если похожий бренд уже получил правовую охрану, множество. Главное — работать с профессионалами, которые знают, что делать.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Кто помогает регистрировать товарные знаки
По закону любое юрлицо и ИП может отправить заявку на регистрацию товарного знака самостоятельно. Например, через сайт Госуслуг. По факту зарегистрированных товарных знаков стало слишком много, поэтому если компания решает самостоятельно регистрировать — велик шанс отказа.
Отказать могут по разным причинам. В ГК РФ есть множество ограничений помимо схожести товарных знаков. Эти тонкости тоже нужно учитывать.
Чтобы регистрация товарного знака прошла успешно, предприниматели обращаются к патентным поверенным. Патентный поверенный — это специалист, который работал с интеллектуальной собственностью не менее 4 лет, сдал квалификационный экзамен в Роспатенте и подтвердил, что он действительно разбирается в правовых аспектах при регистрации интеллектуальной собственности.
Если сразу обратиться к патентному поверенному, грамотно проверить знак и подавать заявку получится дешевле, чем оплатить 20 тыс. руб. госпошлины, получить отказ и подавать заявку снова.
При электронной подаче заявления на регистрацию можно снизить сумму госпошлины на 30%.
Как патентный поверенный проверяет товарный знак и как это сделать самостоятельно
Патентный поверенный проводит проверку вашего бренда и пишет отчет: оценивает вероятность регистрации, выявляет бренды, которые могут вам противопоставить.
Затем юрист по интеллектуальной собственности пишет стратегию, как зарегистрировать ваш товарный знак. Если возможно зарегистрировать в исходном виде — заявка подается сразу. Если невозможно — пишется техническое задание маркетологу и дизайнеру.
Специалисты дорабатывают логотипы, названия и, согласовав с юристами, предлагают клиенту 3 варианта на выбор. Из трех вариантов, которые пройдут проверку в Роспатенте, клиент выбирает тот, который ему больше нравится.
Патентный поверенный отправляет в Роспатент заявку с выбранным обозначением, после чего «мяч» переходит на сторону Роспатента: впереди ждут два этапа экспертизы и вынесение решения по регистрации.
Для самостоятельной проверки воспользуйтесь советами:
Определите, к каким классам МКТУ относится ваша деятельность.
Проверьте товарный знак по зарегистрированным наименованиям, это бесплатно.
Убедитесь, что знак соответствует законодательным нормам и нет иных причин для отказа в регистрации.
Если похожих обозначений по вашему классу МКТУ — попробуйте подать заявку в Роспатент через Госуслуги или через сайт ФИПС.
Помните, что 95% заявок Роспатент отклоняет, а госпошлины не возвращает, поэтому лучше сразу обратиться к патентному поверенному и не рисковать деньгами.
Регистрация товарного знака с гарантией и без переплат
Ирина Резникова
Старший партнер патентно-адвокатского бюро «Гардиум», патентный поверенный № 1947.
В практике более 20 лет.
Как зарегистрировать товарный знак
И зачем это нужно
В прошлый раз мы выбирали надежное название для бизнеса. Теперь попробуем его зарегистрировать как товарный знак.
Товарный знак нужен не всегда. Если открыть ларек с ремонтом обуви, проще всего назвать его «Ремонт обуви» и ничего не выдумывать. Но если хочется выделиться среди конкурентов или открыть сеть ларьков, то без товарного знака не обойтись. Придется придумывать оригинальное название и регистрировать его в Роспатенте.
Зарегистрировать товарный знак бывает непросто, зато от него много пользы.
Зачем нужен товарный знак
Право использовать название. Если вы придумаете оригинальное название и зарегистрируете товарный знак, то станете его единственным правообладателем.
Если кто-то рискнет использовать ваше название без разрешения, вы сможете взыскать с него компенсацию, заставить уничтожить контрафакт и убрать все упоминания вашего названия. Размер компенсации — от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Конкретную сумму в каждом случае определяет суд: пять миллионов бывает редко, а несколько сотен тысяч — сплошь и рядом.
максимальная компенсация за нарушение права на товарный знак по ст. 1515 ГК РФ
И еще: если у вас есть товарный знак, вы точно не нарушаете чужие права.
Маркировка. Только владелец товарного знака имеет право использовать маркировку ®. Она говорит о том, что товарный знак зарегистрирован и его владелец готов преследовать нарушителей по закону. Использовать маркировку без товарного знака нельзя: ответственность вплоть до уголовной. Пока что по этой статье к наказанию никого не приговорили, но она есть.
Если очень хочется использовать маркировку без товарного знака, ставьте ™ — trademark. В России она никак не регулируется, поэтому использовать ее может кто угодно и как угодно.
Таможня. Товарный знак можно внести в реестр Федеральной таможенной службы. Тогда для провоза маркированного товара через границу нужно будет ваше разрешение, иначе таможенники его развернут.
Весной 2017 «Сяоми» внесла свой товарный знак в таможенный реестр и таможня перестала пропускать посылки с техникой «Сяоми» без разрешения компании. Пострадали многие интернет-магазины, которые возили товар без ведома российской дочки «Сяоми». Зато компания защитила себя от параллельного импорта.
Уставный капитал. Если оценить товарный знак и поставить его на баланс, он станет нематериальным активом компании. Компания подорожает, и это поможет привлечь новых партнеров и инвесторов. А еще под залог оцененного товарного знака можно взять кредит: в случае чего банк его продаст и вернет свои деньги.
Обычно знак оценивают в 5—10% валового дохода от продаж под этим знаком. Скажем, если компания «Канареечка» продает шляпы из птиц на 20 миллионов в год, то сам знак «Канареечка» оценят в 1—2 миллиона рублей.
Франшиза. По закону без товарного знака нельзя заключать франшизный договор — на юридическом языке его называют договором коммерческой концессии. Суть договора в том, что продавец франшизы продает покупателю право пользоваться своим товарным знаком. Но если он его не зарегистрировал, то у него самого нет этого права, продавать нечего.
Если продать франшизу без регистрации знака, сделку признают недействительной, а продавца заставят вернуть покупателю деньги с процентами. Например, в одном из дел ИП отсудил у ООО два с половиной миллиона рублей, которые заплатил за франшизу, и еще шестьсот тысяч сверху за незаконное пользование чужими деньгами.
И это еще повезло: теоретически покупателю франшизы никто не мешает зарегистрировать товарный знак на себя и заставить продавца через суд провести ребрендинг.
Иногда франшизу удается отстоять, но это долго и дорого. У компании из Новосибирска получилось, но пришлось два года ходить по судам: первая инстанция, апелляция, кассация, Верховный суд, пересмотр дела в суде первой инстанции, снова апелляция, кассация и Верховный суд — теперь уже по инициативе ответчика.
Продавать франшизу без товарного знака — безумная отвага. К сожалению, это останавливает не всех. Иногда доходит до крайностей, когда компания продает право на чужой товарный знак. В этом случае вся сеть работает под угрозой судебных компенсаций и ребрендинга. Иск могут предъявить и франчайзеру, и каждому франчайзи по отдельности.
Когда мои клиенты хотят купить франшизу, я советую первым делом проверить товарный знак. Если продавец безответственно относится к своим правам, возможно, к бизнесу он относится так же.
Например, с интернет-магазина одежды «Ламода» потребовали 5 миллионов рублей за нарушение прав на обувной товарный знак Highlander. Магазин не согласился и год ходил по судам. Ему повезло: он сумел доказать, что правообладатель знака сам никогда не выпускал обувь, и суд уменьшил компенсацию до 50 тысяч. Если бы не это, взыскали бы гораздо, гораздо больше.
Теперь «Ламода» проверяет знак каждого контрагента.
Как зарегистрировать товарный знак
Регистрация товарного знака состоит из пяти шагов:
Требования к заявке на товарный знак. Шаблоны заявок — в приложении к требованиям
Весь процесс обычно занимает 8—10 месяцев. Но для права на знак важен не момент получения свидетельства, а момент подачи заявки. В этот день за вами закрепляется право приоритета — после этого никто не сможет зарегистрировать такой же или похожий знак. Дальнейшее делопроизводство — дело техники.
Единственный способ ускорить процесс — заказать платный поиск по базе Роспатента за 94 400 рублей. Отчет об официальном поиске сократит регистрацию с десяти месяцев до трех. Других вариантов ускорить регистрацию нет, даже по большому знакомству. Все заявки распределяются между экспертами автоматической системой, взять чью-то заявку вне очереди невозможно.
Зато процесс легко можно замедлить. Например, если запутаться в классах, товарах и запросах экспертов.
Сложности при регистрации знака
Формально зарегистрировать товарный знак можно самому. Но патентные поверенные по товарным знакам существуют не просто так: на практике постоянно возникают проблемы, которые без опыта решить сложно.
Поиск сходных товарных знаков. Когда эксперты говорят об отличии одних знаков от других, они оперируют понятиями «сходство до степени смешения» и «различительная способность». Это оценочные критерии, они не описаны в законах. Вы можете решить, что ваш знак не похож на другие, а эксперт будет думать иначе и откажет в регистрации. Кроме того, разные эксперты по-разному оценивают сходство знаков, поэтому это еще и дело случая.
Лексико-семантический идентификатор наименований товаров и услугXLSX, 736 КБ
Представьте, что вы открыли компанию по доставке еды и зарегистрировали ее название на 43-й класс — кафе. Вы вложились в рекламу, заработали хорошую репутацию, стали узнаваемым. А потом пришел хитрый конкурент и зарегистрировал ваше название на 29, 30 и 35-й классы: еда и розничная торговля. Теперь он может работать в том же бизнесе и зарабатывать деньги на вашей узнаваемости, а засудить его будет очень сложно или вообще не получится: формально-то классы разные.
Товары и услуги. Классы определяют товары и услуги, на которые регистрируется знак. Но одних классов мало: под одним номером могут жить товары, которые никак не связаны друг с другом, например холодильники и ядерные реакторы. И это не шутка, это класс МКТУ № 11. А какие-то товары, например аксессуары для одежды, могут быть размазаны на пять разных классов.
Как и классы, товары после подачи заявки добавить не получится — придется регистрировать новый знак. Поэтому в заявке их надо расписывать широко и подробно.
Все товары и услуги тоже перечислены в «Лексинту». Но их список постоянно обновляют: уточняют старые, добавляют новые. А в товарный знак новую услугу не вписать. Поэтому в заявке обязательно нужны собирательные понятия: одежда, обувь, розничная торговля, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий.
Скажем, если магазин «Топ хипстерс шмот» зарегистрирует торговлю джоггерами, чокерами и мантиями, а потом появится новый вид штанов — подвороткинсы, то знак уже формально не будет их защищать. Для этого нужен товарный знак в том числе на «одежду».
Но одних собирательных названий мало: если какой-то товар выйдет за их пределы, знак уже не будет его защищать. Поэтому все товары и услуги лучше расписать еще и по отдельности. Вот как выглядит список услуг для школы единоборств, при виде которого эксперт Роспатента пустит слезу умиления:
Если вы точно знаете, что никогда не станете проводить конференции, их можно и убрать. Но если не уверены, то лучше подстраховаться: кто знает, что станет со школой через пять лет.
Так же подробно стоит расписать и все остальное, чем может заниматься школа: к примеру выпускать спортивные товары и одежду под своей маркой или рекламировать тренеров. Отдельно будет про спортивные шлемы: в МКТУ они живут не со спорттоварами, а с научными приборами, космическими спутниками и пипетками. В хороших заявках списки товаров и услуг занимают по 5—10 страниц.
Сформировать квитанцию на оплату можно на сайте Роспатента. Прикладывать ее к заявлению не обязательно, но желательно — так проверяющий быстрее найдет ваш платеж.
Предварительный отказ. Когда вы подадите заявку и уплатите пошлину, документы попадут к экспертам. Дальше возможны три варианта:
Предварительным отказом юристы называют документ, который на самом деле называется так: «Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства». В нем эксперт объясняет, что ему не нравится в вашей заявке и почему он хочет ее отклонить: например он считает ваш знак слишком похожим на чужой.
Чтобы знак все-таки зарегистрировали, нужно ответить на все вопросы эксперта, а иногда и доказать свою правоту. Шанс на правильный ответ только один. Если эксперта устроят ваши объяснения, заявку одобрят. Если нет — отклонят.
Обычно предварительный отказ — это несколько страниц очень юридического текста: я встречал отказы и по 10 страниц. Выглядят такие отказы пугающе, но на самом деле длинный и обстоятельный отказ — хороший признак. Эксперт приводит много аргументов, и с какими-то из них наверняка получится поспорить.
Хуже, когда отказ короткий и безапелляционный: эксперт уверен, что название плохое, и не хочет, чтобы с ним спорили. В таких отказах зацепиться практически не за что, поэтому приходится самому раскрывать позицию эксперта, а потом ее оспаривать.
Но даже короткие отказы не безнадежны. Как-то ко мне обратилась компания со знаком «Добрый вкус»: их местный юрист подал заявку, но получил отказ и не придумал, что ответить эксперту. Ответ получился в три раза длиннее отказа, но дело того стоило: знак зарегистрировали.
Как выбрать юриста по товарным знакам
Когда название — это выдуманное вами слово, которое точно ни на что не похоже, товарный знак можно попробовать зарегистрировать самому. В этом случае риск отказа минимальный — достаточно правильно заполнить все документы.
А когда есть шанс, что эксперт посчитает название не очень оригинальным, имеет смысл позвать юриста по товарным знакам и доверить регистрацию ему. Чем раньше юрист подключится к работе, тем лучше: это стоит делать еще при выборе названия, чтобы он помог отсеять сомнительные варианты.
Поиск юриста я советую начинать с рекламной выдачи поисковиков по запросу «юрист по товарным знакам» или просто «регистрация товарного знака». По моему опыту, другие варианты хуже. Например, в топах органической выдачи и юридических рейтингов живут старые и крупные юрфирмы с дикими ценами или какие-то непонятные агрегаторы устаревших статей. А если искать по знакомым, то легко нарваться на неопытного юриста, которому повезло зарегистрировать один-два простых знака и не факт, что повезет снова.
Чтобы убедиться, что портфолио настоящее, вбейте номера нескольких свидетельств в официальный реестр товарных знаков Роспатента. Юриста или его организацию надо искать в адресе для переписки: это значит, что он напрямую получал все письма из Роспатента и вел делопроизводство от начала до конца.
Для примера проверим двух юристов. Открываем портфолио первого юриста и находим свидетельство на какой-нибудь товарный знак:
Другой пример. В портфолио компании, которая регистрирует товарные знаки, живет логотип «Трансформатора»:
Конечно, я не знаю, что там случилось на самом деле. Но для человека со стороны все это выглядит странно. Представьте, что я подал заявку на регистрацию товарного знака «Эминем», потом ее отозвал — и после этого добавил логотип музыканта себе на сайт, как если бы я с ним работал. Для меня подать заявку — дело одного дня, а какой клиент!
Запомните: в портфолио — только свидетельства, никаких логотипов. В базе Роспатента — зарегистрированный знак с адресом юриста.
Сколько стоит регистрация знака с юристом
В 2018 году профильные юристы по товарным знакам просят 30—40 тысяч рублей за всю регистрацию: это проверка названия, подача заявки и ведение делопроизводства. Пошлина уплачивается отдельно.
в среднем стоят услуги юриста по регистрации товарного знака
Если юрист просит меньше 25 тысяч рублей, здесь что-то не так. Может быть, он раньше этим не занимался и не понимает, сколько впереди работы. А может быть, в предложение не входит какой-то этап работы.
Конечно, бывают сложные ситуации, когда даже опытный юрист не возьмется предсказать сроки и стоимость регистрации. Но это скорее исключение из правил. Обычно все подробности обсуждаются перед заключением договора.
Что спросить у юриста по товарным знакам
Гарантия на регистрацию знака
Как правило, хорошие юристы не гарантируют результат, потому что слишком многое зависит не от них. С товарными знаками случай особый: после проверки названия опытный юрист уже знает, зарегистрируют его или нет.
Конечно, исключения бывают, и где-то в 5% случаев ошибается даже опытный юрист. А еще бывает, что Роспатент выдает странноватые решения. Но в целом отвечать за свою оценку деньгами можно. Юрист не гарантирует результат, но гарантирует, что вернет деньги в случае неудачи.
Ответственные юристы по товарным знакам прямо прописывают гарантию в договоре. Но гарантии тоже бывают разные.
В этом примере нет сроков, поэтому возвращать деньги могут по сто рублей в месяц. Но это не главная проблема. Чтобы вернуть деньги, придется доказать вину исполнителя, то есть юриста. А вины-то и нет: ведь решение принимает эксперт Роспатента. Чтобы клиент получил возврат по такой гарантии, юрист должен допустить какие-то очевидные ошибки, например пропустить срок ответа на запрос эксперта.
Если гарантии нет или она слабая, это еще не значит, что юрист обманщик. Например, есть старые юрфирмы, которые работают с постоянными клиентами и не стараются привлекать новых. Цены у них в два — три раза выше рынка, и гарантию они не дают. Так уж заведено.
Но может быть и так, что у юриста мало опыта или он понимает, что зарегистрировать знак будет сложно. Рисковать своими деньгами он боится, а о сложностях молчит, чтобы не спугнуть клиента. Поэтому финансовая гарантия результата — это все-таки лучшее подтверждение надежности юриста.
Если хороший юрист не находится
Работать удобнее с юристом, который живет где-то рядом: к нему можно всегда прийти в офис и спросить совета. Но это совсем не обязательно.
В 2018 году удаленная работа не проблема: электронный документооборот, почта и мессенджеры позволяют юристу зарегистрировать знак из любого города. А оригиналы документов можно прислать курьером. Поэтому, если в вашем городе не нашлось профильного юриста с гарантией по нормальной цене и с честным портфолио, поищите в других. Возможно, там удастся найти юриста, который все сделает дешевле.
На чем сэкономить при регистрации знака
Зарегистрировать один комбинированный знак вместо графического и словесного. Если у вас есть название и логотип, их можно подать на регистрацию в одной заявке. Комбинированный товарный знак будет защищать их и вместе и по отдельности. Так вы сэкономите 50—60 тысяч на услугах и пошлинах.
Противники комбинированных знаков считают, что они хуже защищают права на интеллектуальную собственность. Скажем, если конкурент позаимствует только название, а логотип нарисует свой, то суд может не признать нарушения. Но судебная практика пока не устоялась, поэтому на практике все зависит от обстоятельств дела и мнения судьи. По моему мнению, если юрист уговаривает зарегистрировать два знака, но вы не понимаете, зачем вам это нужно, то лучше сэкономить.
Зарегистрировать один знак с одним вариантом написания. Если вы используете название на латинице и кириллице, юрист может предложить зарегистрировать по знаку для каждого варианта написания.
Как и в ситуации с графикой и названием, по большому счету это имеет смысл только перед выходом на биржу. Сходство между знаками определяется в том числе по звучанию и смыслу, поэтому один знак защитит название ничуть не хуже, чем два. А бывает, что сходство находят даже в переводе. Например, салон «Маникюр в 4 руки» из начала статьи наказали за сходство со знаком 4hands.
Подать заявку в электронном виде. Так пошлина будет на 30% ниже: 22—23 тысячи вместо 35.
Попросить о скидке. Больное место юристов — клиенты, которые постоянно уходят «на подумать». Причины называют разные: нет времени, директор в отпуске, бухгалтер в командировке. Даже если все срастается, подписание договора затягивается на две — три недели.
Если пообещать сегодня же подписать договор в обмен на скидку, вполне можно выгадать 3—4 тысячи рублей. Юрист понимает, что за сэкономленное время он заработает больше.
Убраться самому или позвать уборщицу?
Что дальше
Если вы зарегистрировали товарный знак, наказание за его использование вам уже не грозит. Но сам себя знак не защитит. Если конкурент вздумает заработать на вашей известности, правду придется искать в суде.
В следующий раз разберемся, как использовать товарный знак для защиты своих прав — и что делать, если знака все-таки еще нет, а претензия от правообладателя уже пришла.