Что не является дидактическим принципом тренировочного процесса

«Основными педагогическими компонентами построения тренировочного процесса являются дидактические принципы».:

Основными педагогическими компонентами построения тренировочного процесса являются дидактические принципы:

1. Принцип сознательности. Учащиеся должны знать и понимать цели и задачи обучения, а также пути достижения целей и задач обучения.

2. Принцип активности. Необходимо построить учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся не просто воспринимали предлагаемый материал, но и стремились закрепить полученные знания и умения, анализировали ошибки и достижения свои и товарищей, самостоятельно решали поставленные задачи.

3. Принцип систематичности. Постепенная и последовательная подача нового материала, поэтапное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок.

4. Принцип наглядности. Обучение должно быть наглядным и включать в себя практический показ изучаемых действий, показ наглядных пособий, плакат и фильмов, совместные занятия со старшими учащимися, посещение мероприятий по профилю деятельности и т.п.

5. Принцип доступности. Предполагает своевременное изучение программного материала, его соответствие полу, возрастным особенностям и физическому развитию учащихся. Для каждой группы и подгруппы (звена) должен быть составлен рабочий (поурочный) план занятий и обеспечены нормальные условия образовательного процесса.

6. Принцип прочности. Необходимо стремиться к тому, чтобы приобретенные знания, умения и навыки учащихся были прочно закреплены, в первую очередь практически. Для этого необходимо участие учащихся в экзаменах и показательных выступлениях, если при этом отсутствует возможность участия в соревнованиях, где полученные умения можно проверить на практике, а также постоянное поддержание интереса учащихся к занятиям.

7. Принцип контроля. Необходим регулярный контроль за усвоением учащимися программного материала, что дает возможность анализировать ход образовательного процесса и вносить в него необходимые изменения.

Источник

Глава 3. Методические принципы спортивной тренировки

Необходимого уровня состояния тренированности занимающихся студентов можно достичь только при проведении учебно-тренировочных занятий со строгим соблюдением закономерностей и выполнением мето­дических (дидактических) принципов при построении тренировочных за­нятий. Эти принципы определяют общие положения по управлению процессом совершенствования спортивной подготовки.

Методическими принципами, которыми необходимо руководство­ваться на учебно-тренировочных занятиях, являются: принцип сознатель­ности и активности, систематичности, доступности и индивидуализации, динамичности и постепенности, наглядности.

Принцип сознательности и активности предполагает углубленное изучение занимающимися теории и методики физической тренировки, осознанное отношение к тренировочному процессу, понимание цели и задач учебно-тренировочных занятий. Преподаватели со своей стороны обязаны обеспечить рациональное применение средств и методов трени­ровки на каждом занятии, вести учет объема и интенсивности выполняе­мых упражнений и физических нагрузок, анализировать и оценивать итоги тренировочных занятий. Участие студентов в учебно-тренировочных занятиях должно быть не только сознательным, но и активным, «принцип обратной связи».

Принцип систематичности требует непрерывности тренировочно­го процесса, рационального чередования физических нагрузок и отдыха на одном занятии, преемственности и последовательности тренировочных нагрузок от занятия к занятию. Необходимо, чтобы эффект каждого по­следующего занятия накладывался на след, оставленный от предыдущего занятия. Эпизодические занятия или занятия с большими перерывами (бо­лее 4-5 дней) неэффективны и приводят к снижению достигнутого уровня тренированности.

Принцип доступности и индивидуализации обязывает планиро­вать и включать в каждое тренировочное занятие упражнения, по своей сложности и интенсивности доступные для выполнения занимающимися. При определении содержания тренировочных занятий необходимо соблю­дать определенные правила: от простого к сложному, от легкого к труд­ному, от известного к неизвестному; строго учитывать индивидуальные особенности занимающихся: пол, возраст, физическую подготовленность, уровень здоровья, волевые качества, трудолюбие, тип высшей нервной деятельности и т.п.; упражнения, объем и интенсивность тренировочных нагрузок следует подбирать в соответствии с силами и возможностями организма. Однако принцип доступности ни в коей мере не означает, что физические упражнения и нагрузки должны быть упрощенными и пре­дельно элементарными. Упрощение снижает развивающее влияние учеб­но-тренировочного процесса на занимающихся.

Принцип динамичности и постепенности определяет необходи­мость постоянного повышения требований к занимающимся, применение новых, более сложных физических упражнений, увеличение тренировоч­ных нагрузок по объему и интенсивности. Переход к более высоким тре­нировочным нагрузкам должен проходить постепенно, с учетом функцио­нальных возможностей и индивидуальных особенностей занимающихся. Повышение тренировочных нагрузок может быть постепенным (прямоли­нейно-восходящим), скачкообразным, ступенчатым или волнообразным. Использование того или иного вида нагрузок зависит от цели и задач заня­тий на данный период, а также от индивидуальных особенностей зани­мающихся.

Постепенное повышение нагрузки характерно для одного занятия, для недельного и годового цикла и для многолетних тренировок. Игнори­рование принципа постепенности, ускоренная, форсированная подготовка не способствуют достижению запланированных результатов и может быть вредна для здоровья.

Если в тренировочных занятиях был перерыв из-за болезни, то на­чинать занятия следует после разрешения врача при строгом соблюде­нии принципа постепенности. В этом случае сначала тренировочные нагрузки значительно снижаются, а затем постепенно доводятся до заплани­рованного уровня.

Принцип наглядности. Исследования показали, что эффективность обучения физическим упражнениям и совершенствования физических ка­честв зависят от степени вовлечения в учебно-тренировочный процесс всех анализирующих органов занимающихся, причем не только зрительных, но и слуховых, мышечных, тактильных и других. Поэтому на практике для реализации этого принципа используются разнообразные формы нагляд­ности.

Среди них: показ изучаемых упражнений преподавателем или кем-либо из занимающихся, использование схем, плакатов, фото-кинограмм, диафильмов и кинофильмов с образцами техники изучаемых уп­ражнений. Это создает у занимающихся устойчивые зрительные представ­ления о правильном их выполнении. Использование звуковых сигналов или музыки благодаря слуховому анализатору дает представление о длительно­сти, частоте и ритме движений. Мышечные и тактильные ощущения мо­гут дать почувствовать силу движения, его амплитуду, скорость выпол­нения и т.д.

В зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающих­ся, от этапа обучения характер и степень эффективности применения принципа наглядности различны.

Все вышеперечисленные принципы находятся в тесной взаимосвя­зи, они не могут реализовываться в процессе учебно-тренировочных занятий в отдельности. Это различные стороны единого, целостного процесса по­вышения спортивного мастерства занимающихся.

Источник

Методические материалы «Принципы спортивной тренировки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа» г.Мичуринска Тамбовской области

Принципы спортивной тренировки

Денисенко Т.В., методист

Принципы спортивной тренировки

Спортивная тренировка – это специализированный процесс физического воспитания, направленный на достижение высокого спортивного результата в избранном виде спорта. Она является специализированной составной частью физического воспитания и подчиняется всем его законам.

Достижение высоких спортивных результатов требует продолжительной многолетней тренировки, которую принято делить на три основных этапа: начальная специализация (базовая подготовка), углубленное совершенствование и спортивное долголетие.

Принцип сознательности формирует у спортсмена целеустремленность, когда перед ним ставится цель – достижение максимального спортивного результата.

Основные правила, вытекающие из данного принципа:

1. Планируй тренировочный процесс и особенно ее нагрузку совместно со спортсменом. При этом спортсмену должно стать известно не только то, чего он может достигнуть в ближайшем будущем, но и то, какой от него потребуется «вклад» для достижения поставленной цели и в перспективе.

2. Привлекай спортсмена к анализу и оценке тренировки.

3. Регулярно проводи контрольно-проверочные испытания.

4. Воспитывай у спортсмена способность к совместному обдумыванию и самоконтролю.

5. Задавай практические и теоретические задания на решение дома.

Принцип прогрессирования – наращивание нагрузок до максимальных величин.

Согласно этому принципу нагрузка должна всегда находиться в определенной зависимости от уровня работоспособности спортсмена, его способности переносить ее. Стандартные нагрузки постепенно теряют свой тренировочный эффект, пока совеем не перестают способствовать развитию физических кондиций спортсмена и его работоспособности. Застой в нагрузке приводит к застою в развитии работоспособности. Это действительно не только для начинающих, но и дня спортсменов опытных, высокого класса.

В видах спорта с преимущественным проявлением технико-тактических качеств нагрузку повышают, предъявляя более высокие требования к координации движений (изменение темпа движений, внешних условий, комбинаций различных элементов упражнения, разучивание более сложных движений и в целом упражнений).

Для направленного развития выносливости, силы, быстроты и комплексных физических способностей необходимо изменять определенные компоненты нагрузки: повышать частоту тренировок, доведя их по возможности до ежедневных, а в некоторых случаях при подготовке к достижениям высоких результатов – и до двух раз в день; повышать объем нагрузки в тренировочных занятиях при одинаковой плотности их; повышать плотность нагрузки и др. Все это не удастся осуществить одновременно. Сначала надо стремиться к достижению оптимальной частоты тренировок, а затем решать следующие задачи.

Принцип непрерывности тренировочного процесса – адаптация к нагрузкам протекает без перерывов, т.е. воздействие последующей нагрузки начинается на фоне следов предыдущей.

Этот принцип требует от спортсмена, чтобы он тренировался без перерывов в течение круглого года, всегда стремился к достижению оптимального выполнения нагрузки, обеспечивая непрерывное развитие тренированности. В основе этого требования лежат закономерные связи между нагрузкой и адаптацией организма к ее воздействию (закон единства окружающей среды и организма). Исходным пунктом для построения круглогодичной тренировки служат известные закономерности развития тренированности. Первостепенную роль в них играют два последующих положения:

1. Высокие результаты в избранном виде спорта могут быть достигнуты лишь в том случае, если повышается общий уровень тренированности, включая все компоненты, определяющие достижение высоких результатов.

2. В свою очередь, повышение уровня отдельных компонентов тренированности ведет уже у начинающего спортсмена к более высоким результатам в избранном виде спорта. Но для дальнейшего его роста этого будет недостаточно. Необходимо связать отдельные компоненты тренированности в единый комплекс с учетом требований соревнований. Для этого используют специфические тренировочные и соревновательные нагрузки при подготовке спортсменов высокого класса. Однако если такие нагрузки применять в больших объемах, то они могут относительно быстро привести к исчерпанию физических и нервных возможностей спортсмена.

Принцип волнообразности динамики нагрузок, при соблюдении которого обеспечивается наибольший тренировочный эффект.

Волнообразность – достигается изменением учебных, тренировочных и соревновательных нагрузок и включением интервалов активного отдыха на протяжении занятия, тренировочного дня, микроцикла, этапа, периода, года, и лет. Во всех этих структурах возрастание нагрузки сменяется относительной стабилизацией на уровне значительных или повышенных требований; затем следует снижение нагрузки и отдых. Волна имеет различную длину (продолжительность) и высоту (степень нагрузки) в зависимости от задач подготовки, применяемых тренировочных упражнений и воздействий, условий проведения тренировочного процесса и средств восстановления. Наибольшей высоты волны достигают в соревновательном периоде. Так как в спортивных играх соревновательный период зачастую длиться 8-10 месяцев эффективными являются волны с достаточно высокой нагрузкой на протяжении 1,5-2 месяцев с последующим снижением нагрузки в 2 неделях.

В процессе спортивной подготовки на многолетнюю волну накладывается волны годичного цикла, на них, в свою очередь накладываются периодные и этапные волны, включающие в себя волны микроцикла, тренировочного дня, занятия и отдельной тренировочной работы. В каждом конкретном случае необходимо построение своей волновой структуры. С волнообразностью связан и постепенный переход от нагрузки к покою в конце занятия или дня, после тренировочного микроцикла и участия в соревновании, при переходе к активному отдыху в конце годового цикла и по окончании занятий спортом в связи с возрастом. Резкий переход от больших тренировочных нагрузок к бездействию ведет к нарушению сбалансированности работы всего организма и как следствие к ухудшению состояния здоровья.

Принцип доступности и индивидуализации – выбор вида спорта с учетом одаренности человека, методики тренировки, максимально отвечающей особенностям спортсмена, индивидуального стиля деятельности и в более широком смысле тактики выступления на соревнованиях.

Принцип доступности исходит из того, что человек развивается и любая деятельность человека, в том числе и его двигательная деятельность, может выполняться только через мобилизацию резервов организма, т.е. ценой значительных физических и нервных напряжений. Отсюда принцип доступности означает необходимость обеспечения правильного соотношения между способностью организма и его готовностью к выполнению двигательных действий, с одной стороны, и педагогическими требованиями – с другой. При решении задач тренировки следует применять такие стимулы и ориентиры, которые бы не выходили зa верхнюю границу работоспособности человека.

Правила практического воплощения принципа доступности:

1. Основательно анализируй уровень работоспособности и развитие личности спортсмена. Вот несколько фактов, влияющих на индивидуальную нагрузку: календарный, паспортный и тренировочный возраст спортсмена, способность к достижению и перенесению нагрузок, состояние здоровья и уровень тренированности, общая нагрузка и отдых от нее, тип конституции и нервной деятельности, специфические и половые различия.

2. Приспособляй внешнюю нагрузку к индивидуальной работоспособности спортсменов, не существует неизменных норм, тренировочных нагрузок ни в смысле максимума, ни в смысле минимума. Система нагрузок зависит также и от новейших сведений о способности человека переносить нагрузки, полученные в экспериментальных и естественных условиях.

3. Учитывай особенности женского организма.

Принцип активности получает в спортивной тренировке свое высшее выражение. Это не просто активность, а творческая инициатива – создание новых композиций, новой техники выполнения упражнений и т. д.

Он определяет важнейшую роль самостоятельности спортсмена в практической реализации системы подготовки. Необходимо помнить, что все многообразие процесса подготовки спортсмен осуществляет сам, когда он, обучаясь, воспитываясь, тренируясь и соблюдая режим, проявляет активность, энергию, упорство, трудолюбие, стойкость, устремленность к цели, без которых не мыслимо достижение спортивных высот. И, кроме того, это не просто активность, а творческая инициатива создание новых композиций (в гимнастике, фигурном катании), новой техники выполнения упражнений (в легкой атлетике, лыжном и конькобежном спорте). Он формируется в развитии у спортсменов самостоятельности мышления и контроля за своими двигательными действиями.

Принцип систематичности – непрерывность тренировочного процесса. Спортивная тренировка строится как круглогодичный и многолетний процесс, при котором стремятся достигнуть наибольшего кумулятивного эффекта спортивной специализации. В связи с этим интервалы отдыха между занятиями строятся по иному принципу, чем в процессе физического воспитания с общей направленностью. Стремление получить в перспективе максимальный спортивный результат приводит к резкому увеличению объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Практически воплощать правила систематичности достаточно просто:

1. Уделяй самое пристальное внимание порядку распределения тренировочных упражнений с учетом закономерностей развития физических качеств (координация, быстрота, сила и затем выносливость).

2. В каждом тренировочном занятии следует ставить основную задачу и готовить спортсмена на ее выполнение.

3. Необходимо непрерывно следить за развитием тренированности спортсмена и вовремя вносить необходимые коррективы.

4. Строить тренировку нужно так, чтобы у спортсмена была четкость в ее восприятии.

Принцип цикличности тренировочного процесса. Цикличность – это относительно законченный кругооборот звеньев тренировочного процесса с частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов. Однако каждый очередной цикл не является копированием предыдущего, он протекает на более высоком уровне тренировочных нагрузок, сложности задач и т. п. Цикличность можно сравнить с развитием по спирали.

В зависимости от протяженности цикла во времени различают малые циклы, или микроциклы (например, недельные), средние циклы, или мезоциклы (например, месячные), и большие циклы, или макроциклы (например, годовые). Притом, каждая очередная «волна» нагрузки имеет две фазы: повышение, а затем снижение ее величины.

Тренировочный цикл, как правило, планируется на год или на полугодие и включает в себя взаимосвязанные между собой подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период подразделяется в основном на два этапа. В течение более длительного первого этапа повышается способность спортсмена переносить нагрузки за счет постепенного повышения объема тренировки при относительно невысокой интенсивности, которая ниже, чем на последующих этапах. Это позволяет создать необходимую базу и, следовательно, подвести спортсмена к выполнению более высоких по интенсивности нагрузок на последующих этапах.

Соревновательный период. Главной задачей этого периода является оптимальное развитие и стабилизация достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений спортсмена, повышение его способности к достижению своих лучших результатов в условиях соревнований. Соревновательные нагрузки получают ведущую роль в дальнейшем развитии и стабилизации достижений. Нагрузка при этом интенсифицируется, а ее общий объем значительно сокращается. Однако в видах спорта на выносливость это снижение не должно быть существенным. Общеразвивающие упражнения в этом периоде предназначаются преимущественно для активного отдыха.

Принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена. Общая подготовка обеспечивает развитие различных двигательных качеств, овладение богатым арсеналом двигательных действий, которые могут быть использованы не только в спортивной, но и в других видах деятельности.

Однако общая подготовка должна быть подчинена избранному виду спортивной деятельности, так как далеко не всякое соотношение общей и специальной подготовки способствует росту спортивных результатов.

Тренировка является приспособлением человека к конкретным условиям деятельности, которые различны в разных видах спорта.

Чем более подготовлен спортсмен, тем ближе к реальным должны быть условия деятельности на тренировочных занятиях. Например, в спарринг-партнеры надо подбирать спортсменов, имеющих сходную с ожидаемыми соперниками тактику ведения спортивных поединков. Кроме того, применительно к соревновательной деятельности адекватность тренировочного процесса состоит в адаптации спортсмена к психическому напряжению.

Мера соотношения общей и специальной подготовки определяется задачами тренировочного периода и этапа. В целом следует придерживаться правила, согласно которому чем ближе соревнование, тем большую долю времени должна занимать специальная подготовка. В тренировке новичков объем общей подготовки должен быть сравнительно большим.

В основе этого принципа лежат представления о наличии тесной взаимосвязи спортивной специализации с общим разносторонним развитием спортсмена. Эта взаимосвязь объясняется двумя закономерностями:

1. Единством организма, т.е. взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности. А так как организм представляет собой единое целое, то развитие одних способностей, свойств и качеств не может происходить изолированно от развития других. И наиболее успешнее развивается каждая из способностей, если идет одновременное развитие и других способностей, но в определенном соотношении и до оптимального уровня.

2. Взаимодействием (переносом) различных двигательных навыков и умений. Чем шире круг навыков и умений, сходных по структуре с соревновательным упражнением, тем благоприятнее предпосылки для овладения новыми навыками и совершенствования ранее освоенных.

Необходимо учитывать и то, что наиболее значительный прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе разностороннего развития физических и духовных способностей, общего подъема функциональных возможностей организма, при этом общая подготовка (физическая, техническая, тактическая и психологическая) предшествует углубленной спортивной специализации и сопутствует ей на всем протяжении многолетних занятий спортсмена, создавая предпосылки для спортивной специализации. Это означает, что большой прогресс в избранном виде спорта возможен лишь на основе общего подъема функциональных и физических возможностей спортсмена. Высокий уровень развития всех органов и систем организма определяет повышение той или иной его способности. В то же время, чем шире круг его двигательных умений и навыков, тем успешнее он осваивает необходимые движения в избранном виде спорта, поэтому из процесса спортивной тренировки нельзя исключать ни общую, ни специальную подготовку. Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования, при этом необходимо находить как оптимальное соотношение общей и специальной подготовки, так и правильную последовательность их применения. От умения тренера правильно планировать оптимальное соотношение объемов и интенсивности обоих видов подготовки в большей степени зависят достижение спортсменом «спортивной формы» и достижение высших результатов на основных соревнованиях сезона. Единство общей и специальной подготовки спортсмена означает, что ни одну из этих сторон нельзя исключать из тренировки без ущерба для роста спортивных достижений и конечных целей использования спорта как средства воспитания. Единство общей и специальной подготовки заключается также во взаимосвязи их содержания: содержание общей подготовки определяется с учетом особенностей избранного вида спорта, а содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой.

Для различных периодов многолетней и круглогодичной тренировки характерен неодинаковый удельный вес общей и специальной подготовки.

В практике встречается как чрезмерное сужение общей подготовки, так и чрезмерное увеличение ее удельного веса на отдельных этапах тренировочного процесса.

Оптимальное соотношение общей и специальной подготовки не остается постоянным, а закономерно изменяется на различных стадиях спортивного совершенствования.

Зациорский В.М.Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. Серия «Спорт без границ». – М.: Советский спорт,: 2009.

Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для бакалавров / А.М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2009. – 530 с.

Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 863, [1] с.: ил. – (Профессия – тренер).

Теория и методика физического воспитания том 1/ Под ред. Т. Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 424 с.

Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

Источник

Принципы спортивной тренировки

Содержание

Принципы спортивной тренировки [ править | править код ]

Это приводит, помимо всего прочего, и к тому, что описывают разное количество принципов и категорий. Некоторые авторы называют 9 принципов тренировки, которые они разделяют по значению на следующие группы:

Другой автор описывает 14 принципов, которые разделяются им на четыре категории [3] :

Также существует описание 25 принципов, которые делятся на:

Наша цель — свести все эти принципы тренировки в упорядоченную систему, которая, с одной стороны, будет удобной для использования и поможет в планировании тренировок и, с другой — предотвратит возникновение мнимой противоречивости и дублирования понятий при описании принципов тренировки.

С этим связана и надежда на то, что «путем уменьшения нормативных ограничений можно увеличить свободу действий и широту применения на практике, а также вновь подчеркнуть важность творческой стороны и готовности тренера и спортсмена экспериментировать» [5]

Что не является дидактическим принципом тренировочного процессаЗапомните: Основополагающими среди биологически-ориентированных принципов тренировки являются принцип индивидуальности и принцип вариативности видов тренировочных нагрузок. Они представляют собой базис для дальнейших общих рекомендаций по построению тренировки.

Принцип индивидуальности [ править | править код ]

Индивидуальные возможности спортсмена имеют очень важное значение при определении интенсивности тренировок. В случае, если установленная степень того или иного вида раздражения для спортсмена оказывается слишком слабой, желаемый эффект не достигается. Это приводит в данном случае к недостаточному напряжению функциональных систем организма, что противоречит необходимому условию адаптации. Если величина интенсивности раздражения находится слегка выше индивидуального эффективного рабочего порога того или иного спортсмена, то это раздражение имеет функцию поддержания и обеспечения стабильности имеющейся спортивной работоспособности. Аналогично этому (сильное) надпороговое раздражение может привести к значительному повышению спортивной работоспособности, в то время как слишком сильный надпороговый раздражитель может нанести ущерб определенным функциям. Индивидуальные качества спортсмена отражаются прежде всего на степени раздражения, которая представляет собой для него (высокий) надпороговый раздражитель. Поэтому при силовой тренировке в целях управления интенсивностью нагрузки используются процентные характеристики максимального силового воздействия или показатели восприятия нагрузки спортсменом, что дает возможность учесть его индивидуальные физические возможности. При тренировке выносливости играют важную роль не только управление интенсивностью и индивидуальное восприятие нагрузки, а также, например, процентные характеристики максимального потребления кислорода.

Принцип вариативности тренировочных нагрузок [ править | править код ]

Во время подготовительной фазы определяются и формируются основные аспекты спортивной работоспособности. В период соревнований в центре внимания находится прежде всего достижение спортивных результатов в течение определенного времени. В переходный период спортсмен отдыхает и расслабляется, что приводит к некоторой потере формы. Таким образом, годовое планирование тренировок, с одной стороны, обеспечит то, что пик спортивной работоспособности спортсмена будет достигнут к моменту начала соответствующих соревнований, и, с другой — позволит избежать состояния перетренированности и опасности возникновения синдрома «перегорания» (или истощения — англ, burn-out).

Что не является дидактическим принципом тренировочного процесса

Что не является дидактическим принципом тренировочного процесса

В случае силовой тренировки и тренировки выносливости особое значение имеет оптимальное соотношение нагрузки и отдыха. При этом «отдых» может рассматриваться как особый вид нагрузки — а именно ее отсутствие.

На Рис. 2 изображена модель суперкомпенсации. Тренировки в соответствии с этим графиком должны быть возобновлены тогда, когда процесс регенерации достигнет уровня выше исходного, наблюдавшегося до начала тренировок, т. е. непосредственно во время суперкомпенсации.

Если тренировка возобновлена в правильный момент, то результатом будет повышение спортивной работоспособности (Рис. 3).

Что не является дидактическим принципом тренировочного процесса

Если же время для этого было выбрано неверно, то воздействие нагрузки оказывается или слишком ранним, или слишком поздним. В первом случае, когда повторный цикл тренировок проводится слишком рано, функциональные системы организма находятся на более низком уровне, чем исходный, и еще не готовы к соответствующему восприятию нового тренировочного раздражителя. Поэтому при этом не удается добиться повышения спортивной работоспособности и общим результатом является снижение уровня физических показателей. Период отдыха оказался в данном случае недостаточно продолжительным для организма, что является препятствием для адаптации. На Рис. 4 проиллюстрирован процесс снижения работоспособности. Данная концепция тренировки может в течение длительного времени быть успешной только тогда, когда сразу по окончании применения такой суммарной нагрузки наступает фаза отдыха, имеющая большую продолжительность. Данный метод может применяться в массовом спорте или оздоровительных спортивных мероприятиях только при определенных условиях.

Что не является дидактическим принципом тренировочного процесса

Во втором случае, когда тренировки возобновлены слишком поздно, суперкомпенсация организма также «подавляется», чем определяется отсутствие тех функциональных возможностей, характеристики которых превосходили бы по уровню имевшиеся ранее, на исходном этапе. Проведение тренировок в это время в лучшем случае может служить сохранению спортивной работоспособности, но не повышению ее. Данный процесс представлен на Рис. 5.

Одна из проблем заключается, например, в том, что при использовании данной схемы в течение длительного или очень длительного времени не предусмотрено никаких ограничений роста работоспособности при условии, что в каждом случае «вовремя» применяется последующий раздражитель. Однако это противоречит реальности, т. к. в спорте речь не идет о безграничном повышении спортивной работоспособности.

Тем не менее модель суперкомпенсации — это наглядное представление, в основе которого лежат биологические принципы. Кроме того, она является первой попыткой объяснения, с чем связаны успехи тренировки.

Описанные принципы тренировки, и в особенности оптимальное соотношение нагрузки и отдыха, являются основными аспектами, на которых базируется организация и, соответственно, планирование тренировки.

Специализация [ править | править код ]

Сегодняшнее общество даёт возможности для развития индивидуума в различных сферах. Современный спорт широко признан в мире как важное социальное явление. Это явление существует в рамках высокоспециализированной сферы интересов, правил, норм, знаний и даже терминологии. Все, кто вовлечен в него (и особенно высококвалифицированные спортсмены и тренеры), выполняют свои чёткие и очень специфические функции. Исторически спорт высоких достижений развился в результате социальной и функциональной специализации. Фактически он существует как высокоспециализированный раздел сферы человеческого творчества и самосовершенствования.

Разнообразие доступных видов спорта позволяет членам общества выбрать тот, в котором их личные интересы и амбиции наиболее полно соответствуют их личностным, физическим и умственным наклонностям. В отличие от обычной физкультуры и рекреационных занятий, где любители занимаются различными видами спорта для разностороннего развития, спорт более высокого уровня и, особенно, спорт высших достижений требуют концентрации на ограниченных, высокоспециализированных действиях.

Взаимодействие нагрузок [ править | править код ]

Вообще говоря, тренировочный процесс может быть представлен как последовательность тренировочных нагрузок. Реакция спортсмена на несколько отдельных тренировочных нагрузок определяется следующими факторами:

Важность взаимодействия нагрузок нельзя недооценивать. По сути, этот фактор определяет процесс адаптации в целом и поэтому имеет непосредственное влияние на эффективность подготовки спортсменов. Важность и сложность этой проблемы особенно очевидны для спортсменов высокого класса, которые обычно выполняют 7-11 тренировок в неделю. Это означает, что каждая тренировка накладывается на след, оставшийся от предыдущей нагрузки. Кроме того, даже отдельная тренировочная нагрузка в некоторых видах спорта может повлиять на комбинацию упражнений, выполненных различными тренировочными методами. Такая комбинация может использовать положительное взаимодействие различных нагрузок. Иногда при планировании тренировочного процесса этот фактор игнорируется, и отрицательное взаимодействие нагрузок сводит усилия спортсменов на нет. Конечно, механизмы различных взаимодействий нагрузок очень сложны. Однако в целом этот фактор может и должен быть принят во внимание.

Различные типы и примеры взаимодействия тренировочных нагрузок

Нагрузка суммируется с предыдущей (схожей по способу воздействия) и усиливает накопленный тренировочный эффект

Серия тренировок с достаточными интервалами для восстановления планируется для достижения желаемого накопления нагрузок

Нагрузка облегчает восстановление после предыдущих тренировок

Небольшая по нагрузке аэробная тренировка улучшает восстановление после очень интенсивной силовой тренировки или тренировки на анаэробную выносливость

Предыдущая нагрузка не влияет на последующую

Последующая тренировка выполняется после долгого периода восстановления; влияние предыдущей нагрузки незначительно

Последующая нагрузка, суммированная с предыдущими, вызывает чрезмерное утомление

Серия больших нагрузок может вызывать хроническую усталость; высокая мотивация при выполнении этой серии тренировок может вести к чрезмерному утомлению

Последующая нагрузка не совместима с предыдущей; её влияние ухудшает реакцию спортсмена и процесс его адаптации

Нагрузка на выносливость до истощения ухудшает восстановление после предыдущей тренировки, направленной на мышечную гипертрофию, нивелируя её эффект

Циклическое планирование процесса тренировки [ править | править код ]

Этот принцип касается периодических циклов в тренировке спортсменов. В течение длительного времени множество компонентов долгосрочного тренировочного процесса повторяются, периодически возвращаясь. Этот порядок компилирования программы тренировки называют периодизацией. По крайней мере, четыре главные фактора определяют такие периодические изменения в характере и содержании тренировочного процесса.

Циклическая сущность природы. Вызываемые внешними причинами ритмы являются одним из основных принципов органической жизни; времена года меняются так же, как день и ночь, определяя всю биологическую активность. Месяцы и недели легко делят социальную и экономическую жизнь на исторические и традиционные циклы, составляющие жизнь в целом; недельный ритм, включающий дни отдыха, например, постоянен в течение всей жизни человека. В таком случае нет сомнения, что вся биологическая, социальная и производственная деятельность подчинена внешним природным ритмам. Было бы странно, если бы спорт был исключением.

Разделение основных задач. Серьёзная тренировка в любом виде спорта характеризуется сложностью, многообразием и вариативностью; решение основных задач тренировки, связанное с развитием общих и специфических по виду спорта физических качеств, технических и тактических навыков, может требовать чрезмерных объёмов и количества повторений. Очевидно, что все эти задачи должны быть систематизированы и разделены во времени.

Стоит отметить, что все тренировочные периоды имеют прямое отношение к соответствующим частям плана, в котором программа тренировки как конечный продукт процесса планирования компилируется на основе принципа цикличности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *