Что не является алармом в торговле в магните
Обзор «Магнита»: продуктовый ретейлер, который борется за лидерство
«Магнит» (MCX, LSE: MGNT) — крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ретейлер в России. Компания — один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.
О компании
Бизнес «Магнита» присутствует во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. У него самый широкий территориальный охват среди конкурентов: клиенты «Магнита» — 85% российских семей из более чем 3800 населенных пунктов.
Компания постоянно расширяет сеть магазинов, к концу 1 полугодия 2021 года их количество достигло 22 344, а торговая площадь — 7,75 млн квадратных метров. Под зонтичным брендом «Магнит» работает несколько форматов магазинов:
Кроме того, компания тестирует несколько новых форматов:
Курс о больших делах
«Магнит» вводит кластеризацию: к ключевым кластерам относятся мегаполис, город и деревня. Суть нововведения заключается в кастомизации ассортимента в магазинах одного формата в зависимости от местоположения: например, в магазинах «Косметик» для мегаполиса более широкий ассортимент косметики и парфюмерии, а в магазинах для деревни — товаров для дома и для детей.
У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью 1,7 млн квадратных метров и практически 4,4 тысячи грузовиков.
«Магнит» называет себя единственным продуктовым ретейлером с вертикальной интеграцией: у него 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это крупнейший в России грибной комплекс, кондитерские фабрики и прочее. Например, компания покрывает 88% внутреннего спроса на орехи и сухофрукты за счет собственного производства. Суммарно в ассортименте «Магнита» около 2,5 тысячи наименований товаров собственных торговых марок (СТМ), которые дают около 10% розничной выручки. В планах компании нарастить долю СТМ до 25% к 2025 году.
Кроме того, «Магнит» активно работает с поставщиками — например, заключает контракты для более выгодного, прямого импорта. Доля товаров прямого импорта в розничной выручке составляет 7%.
Компания поддержала рыночный тренд и стала развивать e-commerce: запустила собственную службу доставки и заключила партнерства с Delivery Club, «Яндекс-едой» и Wildberries. Доставка осуществляется как из существующих магазинов, так и из специально открываемых дарксторов. По итогам первого полугодия 2021 года доставка доступна в 106 городах из 62 регионов России, в среднем выполняет 15 тысяч заказов в день.
43 млн человек зарегистрированы в программе лояльности компании, 70% покупок совершается с использованием карт лояльности. Это помогает лучше понимать потребности клиентов, прогнозировать спрос. Также компания запустила партнерские проекты с банками Тинькофф, ВТБ, «Почта-банк» по выпуску кобрендовых карт с повышенными бонусами при покупках в магазинах сети.
«Магнит» не останавливается на этом и пытается построить экосистему вокруг клиента: планируется создать суперприложение, объединяющее программу лояльности, историю покупок, доставку и дополнительные сервисы. Одним из первых шагов на этом пути был запуск платежного сервиса Magnit Pay, по итогам первого полугодия 2021 года выпустили уже 5 млн виртуальных карт сервиса. Недавно запустили кредитного брокера.
Ретейлер много вкладывается в развитие — что называется, по всем фронтам: кроме открытия новых магазинов, во многих старых проводится редизайн, активно идет цифровая трансформация, даже создали бизнес-акселератор MGNTech.
Главная стратегическая цель компании — укрепление лидерства в сегменте, с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. В последнее время у «Магнита» это получается: доля рынка растет, сопоставимые продажи вышли из минуса. Кроме того, летом компания заключила одну из крупнейших сделок M&A на рынке ретейла — купила сеть «Дикси» из практически 2,5 тысячи магазинов и 5 распределительных центров за 97 млрд рублей. Это позволит «Магниту» еще нарастить долю рынка, в том числе серьезно — в стратегически важных столичных регионах.
Компания не отстает от глобальных тенденций: летом 2020 года представила стратегию устойчивого развития до 2025 года. Ее основные направления: сокращение выбросов парниковых газов, расхода воды и энергии, наращивание процента используемой перерабатываемой упаковки, повышение вовлеченности сотрудников и уменьшение текучки кадров.
Инновационные технологии в торговле, на примере сети магазинов «Магнит
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Являясь одним из секторов рыночной экономики, розничная торговля в настоящее время предоставляет услуги, оказание которых — искусство с соответствующим культурным, ценностным, образовательным наполнением для потребителя. Крупнейшие операторы сектора потребительских товаров продолжили активное развитие своей интернет-торговли. Важную роль в ее успешном осуществлении определяют инновации. Внедрение инноваций позволяет торговым предприятиям бороться за потребителей и долгосрочно существовать на рынке. В российской геополитической реальности задачи обновления и модернизации работы торговых компаний на основе инновационного развития являются весьма актуальными. Вывод новых товаров и способов их реализации на потребительский рынок также может стать возможностью укрепить позиции на рынке в связи с появлением новых потребительских сегментов. Для этого необходимо искать современные методы продвижения товаров и услуг, обеспечивающих достаточное потребление на основе современных технологий и инноваций. Тем самым можно привлекать потребителей, увеличивая товарооборот торговых предприятий.
Изучению особенностей финансовой деятельности торгового предприятия посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, направленные на исследование проблем кредиторской задолженности (Ф. Бригхема, С. Росса, В.В. Ковалева, С.Г. Брунгильд, Е.А. Безверховой, и др.).
Объектом исследования в курсовой работе является Публичное Акционерное Общество «Магнит» (Далее ПАО «Магнит»).
Целью исследования является анализ деятельности торгового предприятия ПАО «Магнит» и рассмотреть условия внедрения инноваций.
Для реализации указанной цели поставлен следующий комплекс задач:
Методика исследования заключалась в обобщении научных знаний в области теории и методологии финансового менеджмента, применении методов системного и финансового анализа, осуществлении синтеза полученных результатов..
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Инновационные технологии в деятельности торгового предприятия
Изучение поведения потребителей неразрывно связано с теми инновационными направлениями, которые происходят в реалиях современного российского общества, со стремлением людей погрузиться во Всемирную паутину, черпать опыт и информацию из виртуальных пространств. Глобальные процессы, происходящие в экономике и политике, не могут не влиять на выбор самих потребителей: то, какие товары и какими методами предлагаются, какие ограничения налагаются на возможности приобретения желаемых товаров, не могут не определять этот выбор. Изучение потребительского поведения в ближайшее время будет оставаться актуальным и решающим в успешной деятельности торговых предприятий. Современный потребитель демонстрирует высокий уровень требовательности, компетентности и взыскательности к розничной торговле и часто пользуется услугами интернет-торговли.
Из российского и зарубежного опыта установлено, что резко увеличить качество и эффективность процессов в торговле возможно за счет внедрения в этот сегмент элементов цифровой экономики. Мировые тенденции, определяющие будущее сферы торговли, тесно связаны с информационными технологиями, которые предоставляют широкие возможности для развития.
Торговля уже сейчас является одним из крупных потребителей информационных технологий, поскольку они позволяют решать важнейшие для торговых предприятий задачи: прогнозирование спроса, планирование закупок, управление запасами, анализ эффективности и т.п.
Более того, торговля сегодня – одна из немногих отраслей российской экономики, способных инвестировать в новейшие разработки в сфере IT, которые находят оперативное применение в самых разных направлениях работы торговых компаний: для обработки данных и прогнозирования, в омниканальных решениях, различных сервисах и так далее.
Современные информационные системы позволяют оптимизировать внутренние и внешние бизнес-процессы: оптимизировать управление запасами и ассортиментом товаров, создать механизмы гибкого ценообразования, автоматизировать взаимоотношения с клиентами. В конечном итоге вложения в инновации позволяют более четко контролировать торговые процессы и повысить финансовый результат.
Все крупные розничные торговые сети уже достаточно давно автоматизировали свои основные бизнес-процессы. 4 Согласно прогнозам консалтинговой компании Deloitte, в секторе розничной торговли наступило время радикальных преобразований. Благодаря инновационным технологиями, позволяющим всегда оставаться на связи и обеспечивающим беспрецедентно широкие возможности, потребители формируют новые тенденции в покупательском поведении.
Рисунок 1.1. Основные тренды в сфере информатизации в торговле в РФ
Повысить качество обслуживания покупателей и оптимизировать процессы продажи возможно за счет использования современного оборудования, такого как «умные» тележки, кассовая система самообслуживания, «умные» весы и др. Многие торговые предприятия не занимаются внедрением инновационных технологий или делают это недостаточно активно.
Основными причинами являются низкая осведомленность, недостаток необходимых навыков и отсутствие ресурсов. Часто внедрение инноваций не является приоритетной целью для руководства предприятия, поскольку имеющиеся знания о возможностях современных технологий ограничены. Кроме того, у руководства могут отсутствовать практические навыки по запуску инноваций. Решение этих проблем должно идти по нескольким направлениям. Во-первых, подготовка и переподготовка специалистов, которые используют инновационные технологии в своей профессиональной деятельности. Во-вторых, создание инфраструктуры.
Сейчас в России имеется дефицит вычислительных мощностей, услуг по облачным вычислениям, каналов связи. Без этой инфраструктуры невозможно применять цифровые технологии.
Условия инновационной деятельности торговых предприятий на современном этапе
В настоящее время руководство многих торговых предприятий склонно считать затраты на обеспечение кибербезопасности излишними. Это говорит о необходимости повышения информированности о существующих рисках и решения проблемы нехватки специалистов по кибербезопасности. Одним из главных гарантов обеспечения надежной и защищенной инфраструктуры цифрового рынка должно стать государство.
Эффективная реализации этих возможностей имеет прямую зависимость от государственной политики в области организации благоприятной институциональной среды.
В комплекс мероприятий товарной политики входят следующие действия со стороны хозяйствующего субъекта:
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Более того, он может быть серьезно откорректирован в зависимости от занимаемой компанией ниши рынка и особенностей производимых
Важное значение при формировании товарной политики предприятия имеют термины, которые означают понятия, позволяющие идентифицировать производителя или выпускаемую им продукцию. Наиболее важными из них являются три: торговая марка, фирменный стиль и упаковка.
Рисунок 1.2. Уровни товаров
Торговая марка, или просто марка представляет собой название, символ, рисунок или их комбинацию. Ее основным назначением является выделение товара или услуги конкретного производителя среди продукции конкурентов. Составными частями торговой марки являются:
Марочное имя. Элемент марки товара, который формируется из букв и потому может быть произнесен.
Марочный знак. Визуальное изображение в виде рисунка, символа или оформления с использованием различных цветов или шрифтов.
Товарный знак. Защищенная с юридической точки зрения часть товарной марки или марка полностью. Это гарантирует возможность ее использования исключительно правообладателем.
Товарный знак выступает элементом и другого важного понятия, именуемого фирменным стилем. Он включает в себя две других немаловажных части, а именно:
Логотип. Оригинальное изображение или начертание названия компании или отдельной категории выпускаемой ею продукции.
Фирменный блок. Объединяет логотип и товарный знак, размещается на бланках, рекламных сувенирах и т.д. Часто дополняется фирменным слоганом или девизом предприятия, а также отдельными реквизитами, например, контактными телефонами, адресом офиса или e-mail.
Упаковка, или тара – важный элемент товарной политики, который нередко выступает своеобразным рекламным продуктом. Он используется для размещения товара и обеспечения его сохранности на разных этапах жизненного цикла.
Различают три вида упаковки:
Основными функциями упаковки являются следующие:
Эффективное выполнение перечисленных функций возможно только при детальной проработке конструкции упаковки, грамотном выборе материала для ее изготовления, а также серьезном отношении к оформлению используемой предприятием тары.
Под номенклатурой товаров понимается исчерпывающий перечень выпускаемой предприятием продукции. Понятие товарного ассортимента отличается только тем, что он представляет собой совокупность товаров, объединенных в группы или категории.
Оба указанных термина являются определяющими при рассмотрении товарной политики компании, так как в значительной степени определяют успешность ее деятельности на рынке.
Товарный ассортимент характеризуется такими параметрами, как глубина, широта и насыщенность. Они показывают, соответственно, количество ассортиментных категорий выпускаемых компанией товаров, число позиций в каждой товарной группе и общую численность наименований товаров, производимых предприятием.
Одной из главных задач правильной товарной политики выступает своевременная корректировка ассортимента, позволяющая снизить убытки от нерентабельных и не пользующихся спросом видов продукции, повысив долю успешных и прибыльных товаров. Другим вариантом замещения изделий, выпуск которых прекращен, становится разработка и продвижение на рынке новых товаров.
Особенно серьезное значение количество и качество предоставляемого сервиса и обслуживания имеют в тех сегментах рынка, где наблюдается повышенный уровень конкуренции. В подобной ситуации данный фактор нередко становится критическим и оказывает существенное влияние на итоговый результат конкурентной борьбы.
Под сервисом в товарной политике понимается система мероприятий, направленных на обслуживание покупателя. Она включает в себя две главных составных части:
Помощь в выборе лучшего варианта товара (предпродажный сервис). Включает в себя действия производителя, целью которых выступает подготовка товара к реализации, выбор канала сбыта и предоставление потенциальным покупателям максимально полной информации о товаре. Этот вид сервиса предоставляется бесплатно.
Создание условий для его беспроблемной эксплуатации в течение нормативного срока (послепродажный сервис).
В свою очередь, послепродажный сервис также делится на два элемента, в число которых входят:
Гарантийный. Предоставляется в течение гарантийного срока, устанавливаемого производителем товара. Его продолжительность определяется, главным образом, видом продукции. Зачастую частью гарантийного сервиса, также осуществляемого бесплатно, выступает обучение потребителя правилам безопасной и грамотной эксплуатации приобретенного товара.
Послегарантийный. По сути, главным отличием от гарантийного является платный характер предоставления услуги. Для ее оказания обычно заключается дополнительный контракт, в том время как гарантийное обслуживание осуществляется в соответствии с договором купли-продажи.
Формирование товарной политики предприятия происходит при непосредственном воздействии двух ключевых факторов. Первым из них является потребительский спрос. Он ориентируется, прежде всего, на качество товара, которое бывает двух разновидностей:
Реальное. Фактические параметры и характеристики товара, услуги или работы. Известны производителю и специалистам.
Воспринимаемое. Свойства, которыми товар обладает в сознании потенциальных покупателей. Могут как совпадать, так и сильно отличаться от фактических.
Ключевая задача товарной политики – сделать так, чтобы и реальное, и воспринимаемое качество товара находилось на одинаково высоком уровне. Это обеспечит как высокий спрос на него, так и максимально полное удовлетворение потребностей покупателей в процессе эксплуатации или использования.
Вторым серьезным ограничителем, помимо потребительского спроса, также непосредственно влияющим на формирование товарной политики, является конкуренция товаров на рынке. Существует несколько классификаций этого важного параметра, но наиболее часто на практике применяется разделение на три вида товарной конкуренции:
Межфирменная или предметная. Формируется между однотипной продукцией, выпускаемой разными производителями или брендами.
Видовая. Образуется между товарами одной ассортиментной группы, которые различаются по каким-либо ключевым характеристикам, например, по виду или объему упаковки.
Функциональная. Возникает между изделиями, услугами и работами, предназначенными для удовлетворения одних и тех же потребностей покупателей, но использующих для этого разные способы. В качестве примера можно привести различные три вида алкогольных напитков – пиво, вино и водку.
Изучение текущего состояния рынка и уровня конкуренции на нем, а также прогнозирование тенденций его развития выступает важным направлением работы по реализации товарной политики предприятия. Его успешное осуществление позволяет формировать такой ассортимент выпускаемой продукции, который обеспечит успех в конкурентной борьбе и повышенный спрос со стороны потребителей.
Важное значение в товарной политике компании имеют разработанные и реализуемые на практике стратегии продвижения товара на рынок. На практике применяются разнообразные способы и варианты осуществления этого мероприятия. Однако в их основе лежат 4 основных типа стратегий.
№1. Новый товар – новый рынок
Главная часть стратегии – продвижение товара за счет серьезных расходов, направленных как на потенциальных покупателей, так и на контрагентов компании. Этот вариант практически всегда сопровождается серьезным риском из-за сложности прогнозирования поведения потребителей на еще не сформированном сегменте рынка.
Обычно речь в подобной ситуации идет о новых высокотехнологичных разработках, например, компьютерах, смартфонах и т. д. Количество и успешных, и провалившихся товаров подобных категорий весьма велико.
Основные плюсы стратегии – отсутствие конкуренции и возможность агрессивного входа на рынок. Главный недостаток – невозможность или трудность прогнозирования потребительского спроса.
№2. Новый товар – старый рынок
Стратегия предполагает запуск нового товара, имеющего известную торговую марку. Целью в этом случае является удержание позиций на рынке или увеличение доли компании. Плюс варианта – возможность использования уже сложившегося среди потребителей положительного мнения о бренде. Минус – возможность серьезных потерь, если товар не будет пользоваться спросом.
№3. Старый товар – новый рынок
Стратегия используется в том случае, если товар доказал конкурентоспособность в одном сегменте, в результате чего производитель стремится расширить для него рынок сбыта. Основным недостатком этого способа продвижения является сложность учета специфики нового сегмента рынка. Плюс варианта – возможность получить серьезные конкурентные преимущества при минимальных расходах.
№4. Старый товар – старый рынок
Стандартная стратегия, которая направлена на сохранение позиций на рынке. Она используется в том случае, если производитель не имеет возможности разработать новые виды товара или не видит в этом экономического смысла.
Плюсы стратегии – возможность использования сформировавшихся предпочтений покупателей и минимальные издержки на рекламу и инновации. Основной недостаток способа – риск появления на рынке конкурентов, предлагающих более качественный и совершенный товар.
Таким образом, можем сделать следующие выводы: товарная политики является ключевой частью деятельности предприятия; существует восемь направлений товарной политики, которые обладают своими особенностями, целями и задачами для предприятия; каждое направление необходимо изучать и совершенствовать для успешной деятельности всего предприятия.
Сфера торговли стоит на пороге серьезных изменений, которые произойдут под влиянием цифровизации. Цифровизация предоставляет большие преимущества как для торговых предприятий, так и для потребителей. Данные тенденции способствуют повышению эффективности торговли и развитию национальной экономики в целом. Необходимо также учесть, что современные информационные технологии несут не только преимущества, но и угрозы. Поэтому важной задачей для торговых предприятий представляется защита инфраструктуры и информации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «МАГНИТ»)
Организационно-экономическая характеристика предприятия
ПАО «Магнит» — это холдинг, объединяющий самую большую розничную сеть магазинов под брендом «Магнит». Компания работает по мультиформатной модели для удовлетворения потребностей разных категорий клиентов
Основные форматы магазинов
«Магнит Аптека» — аптечная сеть, предлагающая лекарственные средства и сопутствующие товары. В октябре 2018 года объявлено о приобретении фармакологического дистрибьютера «СИА групп». Ожидается, что сделка окажет позитивный эффект от синергии с магазинами «Магнит Косметик» и «Магнит Аптека».
ПАО «Магнит» обладает одной из самых развитых и эффективных логистических систем: несколько десятков распределительных центров и обширный парк собственной грузовой техники.
Сектор розничной торговли и основные операционные показатели ПАО «Магнит» в сравнении с основными конкурентами.
Отрасль продуктового ритейла находится в затруднительном положении в связи с экономической ситуацией и падением реальных доходов населения, это оказывает серьёзное давление на всех участников рынка.
Количество магазинов «Магнит» и магазины основных конкурентов (по состоянию на 31.12.2019 года)
Группы «Магнит» и «Х5» значительно обгоняют конкурентов по количеству открытых магазинов, при этом «Магнит» сохраняет лидерство.
Торговая площадь магазинов «Магнит» и основных конкурентов, тыс. кв. м (по состоянию на 31.12.2019 года)
Общая торговая площадь магазинов «Магнит» и «Х5» примерно равна. Это связано с тем, что «Магнит» делает акцент на небольшие магазинчики «У дома».
Рисунок 2.1. Рынок продуктового ритейла в России, % (по состоянию на 31.12.2019 года)
Несмотря на то, что по количеству магазинов и торговых площадей «Магнит» обгоняет своих конкурентов, по общему объёму продаж сеть уступает лидерство группе «Х5». При этом отрасль остаётся конкурентной и фрагментированной, потому что нет участника, который бы завладел более чем 10% рынка. Более 70% продуктового ритейла суммарно занимают игроки с долей менее 1%.
В феврале 2018 года объявлено о сделке по покупке 29,1% акций ПАО «Магнит» группой ВТБ у основателя сети Галицкого Сергея. В мае 2018 года уже группа ВТБ продала 11,8% акций ПАО «Магнит» структуре Marathon Group.
Количество действующих магазинов «Магнит» (согласно данным компании)
Рисунок 2.2. Источники доходов
В последнее десятилетие холдинг активно развивается и открывает новые торговые точки, в результате на конец 2019 года общее количество действующих магазинов достигло 16 350. Из них 12 125 — магазины «У дома», 3 774 — магазины «Магнит Косметик» и «Магнит Аптека», 243 гипермаркеты и 208 магазины «Магнит Семейный».
Основные операционные показатели сети уверенно растут.
Финансовые показатели ПАО «Магнит»
В последние 5 лет наблюдается так же бурный рост активов компании. Это связано с агрессивной политикой холдинга по захвату доли
Холдинг имеет невысокий уровень закредитованности (около 51% по итогам 2019 года), и в последние несколько лет капитал рос активнее обязательств.
Выручка сети так же показывает растущую динамику в последние пять лет, но темп роста постепенно замедляется.
У компании несколько лет наблюдается сокращение прибыли, что связано с падением рентабельности и ростом издержек.
Денежный поток в последнее время так же сохраняет падающий тренд.
Компания стабильно выплачивает дивиденды своим акционерам.
Основные риски ПАО «Магнит»
Риски низкого потребительского спроса.
Бизнес холдинга напрямую зависит от размера реально располагаемых доходов населения. Неблагоприятные экономические условиях и низкий уровень потребительского спроса могут сказаться на рентабельности бизнеса, объёмах продаж и привести к снижению выручки и прибыли сети.
Риски высокой конкуренции в отрасли.
Розничная торговля продуктами питания и товарами широкого потребления является одной из самых высоко конкурентных. Эта сфера постоянно развивается и изменяется, поэтому нужно быстро адаптироваться к новым условиям. Выход на рынок новых игроков и использование более агрессивных методов продвижения может ещё усложнить конкурентную борьбу и сказаться на текущем положении сети.
Риск роста издержек.
В результате роста затрат на оплату труда и аренду помещений, а также повышения закупочных цен на приобретаемые сетью товары, услуги и сырьё, рентабельность бизнеса может снизиться.
Риск изменения процентных ставок и условий кредитования.
В связи с тем, что компания привлекает заёмное финансирование для расширения своей торговой сети, тенденция к удорожанию стоимости долга может негативно отразится на возможностях обслуживать текущие обязательства и привлекать новые средства для развития.
Риск плохого управления и недружественного отношения к миноритарным акционерам.
Руководство компании может придерживаться ошибочной стратегии развития, совершать неэффективные сделки, невыгодные с точки зрения увеличения стоимости бизнеса, а также игнорировать интересы миноритарных акционеров.
На основании финансовой отчетности проведем оценку ликвидности и платежеспособности предприятия.
Таблица 2.1. Результаты оценки ликвидности ПАО «Магнит»
Активы по степени ликвидности
На конец отчетного периода, руб.
Прирост за анализ.
период, %
Пассивы по сроку погашения
На конец отчетного периода, руб.
Прирост за анализ.
период, %