Что мы знаем о информации
Что такое информация – какая она бывает и какие операции можно совершать с информацией
Все сведения и знания.
Информация – это совокупность сведений о чем-либо. Эти сведения могут быть переданы одним живым организмом другому, обработаны им и поняты.
Обработать информацию – значит изменить ее для определенной цели. Например, когда наши барабанные перепонки улавливают звуковые колебания, они дрожат. Затем органы слуха превращают эту «дрожь» в электромагнитные импульсы, импульсы посылаются в мозг и мозг «понимает», кто издает определенный звук, зачем и так далее.
Информацию получают и передают все живые существа. Только разными методами. Люди могут передавать ее через текст, голос, жесты. Бактерии получают информацию о химических веществах вокруг, анализируя их через оболочку своих клеток.
Давайте углубимся в вопрос о том, что же такое информация и разберемся в деталях.
Виды информации
Видов очень много, они классифицируются в зависимости от выбранного критерия.
По способу восприятия
Визуальная – такая, которую мы воспринимаем глазами. Увидели тучи на небе – получили информацию, что скоро может пойти дождь. Увидели круглый дорожный знак с перекрещенными красными полосами на синем фоне, поняли: остановку делать нельзя, стоянку – тем более.
Звуковая – ее мы воспринимаем ушами. Услышали, как капли стучат по крыше – поняли, что начался дождь. Разговор с человеком по телефону – это тоже обмен звуковой информацией.
Тактильная – ее мы воспринимаем «кожей». Например, пришли вы в контактный зоопарк, трогаете там пальчиками кролика и понимаете, какой он мягенький и пушистенький.
Обонятельная – информация, которую вы получаете «носом». Несмотря на то, что у нас нюх развит в 48 раз слабее, чем у собаки, мы безошибочно определяем по запаху бензин, щи, спирт, нашатырь.
Вкусовая – мы воспринимаем ее вкусовыми рецепторами на языке. Больше всего их на кончике языка, поэтому кончик языка определяет абсолютно все вкусы: кислый, горький, пресный соленый. На остальной поверхности языка эти рецепторы тоже есть, но распределены неравномерно. Например, корень языка может чувствовать горечь, но не определяет степень солености.
Особенность всех этих типов – их нельзя переводить один другой. Нельзя тактильно ощутить, сладкая пища или горькая, нельзя учуять носом колебания звуков или различить цвета.
По форме представления
Текстовая – информация, которая подается через буквы определенного алфавита. Эта статья написана как раз в текстовом формате.
Числовая – передается числами. Числом записывается информация о дне вашего рождения, о важных исторических событиях.
Графическая – это рисунки. Самая древняя информация, которая дошла до наших дней, была передана через рисунки на скалах.
Звуковая – песни и музыкальные композиции распространяются по миру как раз в таком формате.
Видеоинформация – в ней есть и звук, и визуальный материал.
Особенность этой категории информации – один тип часто можно перевести в другой. Например, можно описать текстом, что изображено на картинке, можно словами назвать число, можно сделать картинки для текстов, чтобы воспринимать их визуально.
Конечно, есть свои рамки. Звук очень сложно передавать через текст, цифры или картинку, его восприятие слишком индивидуально.
По назначению
Массовая – это информация, которая ориентирована на массы. Книги о Гарри Поттере легко читаются массовым читателем, а вот романы Толстого идут хуже. Крида, Коку и Тимати слушают все подряд, а вот Чайковского и Моцарта некоторые люди вообще никогда не слышали.
Элитарная – это вот как раз Бах и Бетховен, Толстой, Айвазовский и Пикассо. То есть информация, которую могут воспринять только «элитарные» слои общества – самые образованные, понимающие искусство.
Специальная – информация, которой делятся специалисты определенной области. Информация о том, как репрезентируется концепт «город» в творчестве Рубиной – специальная, отличия архей от прокариот и эукариот – тоже.
Секретная – такая, которая по определенным причинам скрывается от большинства людей. Ей обычно обмениваются представители спецслужб.
Личная – касается одного человека и не передается им вообще никому. Она нужна ему для самого себя: приватные фото и видео, к примеру.
По значению
Информация бывает актуальная и устаревшая. Актуальная – то есть соответствующая положению вещей на данный момент. Новость о возможном импичменте Трампа актуальна на сегодня, но через неделю, когда пройдет инаугурация Байдена, она станет устаревшей и неинтересной.
Достоверная, сомнительная и недостоверная. Достоверная – то есть безошибочная, точная, проверенная. Сомнительная – не проверенная, но такая, которая может оказаться и достоверной, и недостоверной. Недостоверная – то есть такая, которую опровергли. Информация о том, что земля плоская, сейчас уже недостоверная.
Понятная – то есть человек, который эту информацию воспринимает, может ее обработать и понять. Я могу понять текст на русском языке, частично пойму на английском и малую часть еще пойму на немецком. На французском уже ничего не пойму.
Полная, достаточная, неполная. Полная – это вся информация по какому-то вопросу. Она таковой бывает очень редко. Но то, что «дважды два – четыре» – это полная информация. Достаточная – то есть неполная, но достаточная для определенной цели. Если я хочу идти на лыжах, мне нужна информация о погоде, но не вся абсолютно. Достаточно знать, сколько градусов ниже нуля и (может быть) какой ветер. Мне без разницы, облака на небе или солнце, атмосферное давление и прочие детали. То есть неполная информация вполне может быть достаточной.
Информация может быть ценной – такой, которую можно использовать в данный момент. Она также может быть не ценной по определенным причинам: она устаревшая, неполная или просто не в нужном месте и не в нужное время эта информация получена.
Что можно делать с информацией
Хранить. Для хранения используются носители информации. Это могут быть книги, рукописные тексты, флешки, диски, глиняные таблички, пластинки со звуками.
Передавать. Для этого используется какая-то среда или специальные проводники. Например, звук передается по воздуху, электронные сигналы передаются по проводам, дельфины передают друг другу информацию через воду.
Воспринимать. Чтобы ее воспринять, мы используем органы (глаза, уши, кожу, язык).
Для восприятия информации могут быть нужны навыки работы с ней. Например, если она текстовая, надо суметь ее прочитать.
Обрабатывать – то есть что-то делать с информацией для достижения своей цели. Если она передается через иностранный язык, которого вы не знаете, вам нужно будет перевести этот язык. Если она передана в программном коде, надо будет запустить программу, которая этот код поймет.
Заключение
Я постарался максимально полно ответить на вопрос о том, что такое информация. В следующей статье мы поговорим о единицах ее измерения – битах, байтах, мегабайтах и их переводе друг в друга.
Подписывайтесь на нашу рассылку. Я каждую неделю буду присылать вам новые статьи рубрики Образование.
Если статья кажется вам поверхностной, сложной, запутанной – покритикуйте ее в комментариях. Ваш комментарий поможет мне сделать этот текст лучше.
Информатика
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Понятие информации ее виды, свойства, способы получения
Информация — это сведения об объектах, событиях, явлениях природы, процессах. Люди получают информацию о температуре воздуха, цвете глаз, размере предмета, запахе духов, вкусе.
Способов получения информации человеком великое множество. Человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), кожа (осязание), нос (обоняние).
Выделяют следующие виды информации по способу ее восприятия:
Визуальной называют информацию, которая воспринимается человеком посредством глаз. Зрительной информации отведено 90%. Источником зрительной информации может быть книга, светофор, телевизор, рекламный щит и т.п.
Еще один вид информации по способу ее восприятия – звуковая или аудиальная информация. Звуковую информацию человек получает с помощью ушей. Звуковая информация передается посредством радио, телевизора, планшета, телефона и т.д. Животные также используют способ передачи информации в виде звуков: собака лает, когда хочет сообщить человеку об опасности; кошка мяукает, если просит поесть.
Нос помогает получать обонятельную информацию. Поднесите к носу ароматный кофе, пройдитесь в лесу после дождя или зайдите в пекарню. Нос уловит все ароматы. Благодаря обонятельной информации, человек делает выводы о том, нравится ему тот или иной запах.
Вкусовая информация воспринимается органами рта. Вкусовые рецепторы в ротовой полости помогают определить температуру и вкус объекта, который попадает в рот. Как правило, источником вкусовой информации служат продукты питания или медикаменты. Достаточно вспомнить кислый вкус аскорбиновой кислоты или горький привкус микстуры от кашля, которую дает мама.
Тактильная или осязательная информация – это вид информации, которую человек воспринимает кожей.
Источники тактильной информации:
Человек получает тактильную информацию посредством кожи о рельефе, фактуре, остроте, мягкости, упругости, жесткости, вибрации или температуре объекта.
Есть люди – инвалиды по зрению, которые не могут получать зрительную информацию. Для них был изобретен шрифт Брайля, рельефно-линейное письмо. В этом случае тактильная информация имеет ведущее значение.
К свойствам информации относятся:
Значение невербальных средств общения в передаче информации
Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации обеспечивает высокий процент передачи информации собеседнику.
Виды информации по форме представления
Какие виды информации бывают в информатике?
По форме представления различают следующие виды информации:
Комбинация символов (буквы, арифметические знаки, цифры и пробелы) относится к текстовому виду информации. Примерами числовой и текстовой информации являются сочинение школьника, список продуктов в чеке, рекламная вывеска и т.д.
Примером числовой информации может служить математический пример, таблица умножения, график показаний счетчика.
Графическая информация может быть представлена в виде диаграмм, фотографии, графиков, рисунков, чертежей, схем, таблиц, карт и т.п. Обработка графической информации включает изменение параметров (качество изображения, количество цветов, размер) или формата графических файлов (TIFF, GIF, PCX, JPEG и др.).
Формы представления графической информации используются на уроках физики, природоведения, информатики, черчения и т.д. Это могут быть конспекты, презентации, чертежи.
Ученые установили, что текстовая информация усваивается лишь на 70%. Обогащенный изображениями текст, позволяет усвоить материал на 95%.
Видеоинформация – это информация, включающая изображения, звук, анимацию. Она может храниться на магнитной ленте, кинопленке, оптическом диске или карте памяти. Примером видеоинформации может быть любимый мультфильм или телевизионная реклама.
Основные виды компьютерной анимации:
PowerPoint – программа для создания анимации. Презентация PowerPoint может состоять из изображений, видеофрагментов, звукового сопровождения и спецэффектов.
Информация может быть комбинированной. В этом случае она включает видеоинформацию, звуковое сопровождение и числовые данные.
В информатике виды информации по форме представления можно создавать или преобразовывать с применением компьютерных программ. Paint помогает в создании графических изображений, WordPad работает с текстовой информацией, Калькулятор совершает расчеты.
Действия с информацией. Какие типы действий человек выполняет с информацией?
Ежедневно человек совершает разные действия. Он ходит, общается, платит за проезд, делает покупки, читает, ест и т.д. Этому его научили другие люди своим примером или передачей информации.
Человек совершает действия с информацией при просмотре фильма, во время игры в шашки, при решении задач, при создании рецепта блюда.
Рассмотрим подробнее, какие действия можно выполнять с информацией.
Поиск информации. Способы поиска информации
Что такое поиск информации? Это действия, связанные с получением информации. Рассмотрим примеры поиска информации:
Перед началом любого действия необходимо найти информацию, которая понадобится для его выполнения, выбрать источники и средства ее получения.
Носители информации. Виды хранения информации
Для хранения информации (адреса знакомых и коллег, правила орфографии, формулы и время встречи) человек использует свою память, предметы для записи или цифровые устройства.
Речь идет о видах хранения информации и видах накопителей информации.
Какие виды носителей информации существуют?
Родоначальником бумаги и книг был Папирус (3000 лет до н.э.).
Для сохранения пейзажа художники рисовали живописные полотна на ткани.
Архитектурные сооружения архитекторов оставили память об исторической эпохе.
В 1839 году изобрели фотографию, а в 1896 году запустили киноиндустрию.
Так человек использует для хранения разного рода информации бумажный блокнот, магнитный диск, картины, кинопленку, фотографии и рисунки.
Сегодня появились новые виды электронных носителей информации. Это лёгкие накопители, вмещающие большой объем данных и позволяющие сохранить многовековые знания человечества:
Виды передачи информации
Передача информации осуществляется через газеты, телевидение, фотографии, видеосюжеты, социальные сети и т.д.
Виды информации по форме передачи характерны наличием источника и приемника информации.
Рассмотрим примеры видов и способов передачи информации на примерах.
Все реже человек получает информацию от природы. Чаще он использует приборы или современные виды каналов передачи информации: телефон, компьютерная сеть, телеграф, радио, интернет.
Выделяют виды источников информации и их характеристики:
Первичные источники – это исходная информация: результат опыта на уроке химии или исторический документ (Первый указ Петра 1, Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»).
Вторичные источники – преобразованная информация после обработки: статья в газете о прошедшем событии на основе первичных источников и рассказа очевидцев.
Обработка информации. Устройства обработки информации
Примеры обработки информации:
Без обработки информации человек не смог бы выполнять множество задач. Когда человек стоит на регулируемом перекрестке, он оценивает данные, полученные от светофора. Человек обрабатывает эти сигналы и выдаёт телу сигнал к действию: «Стоять!» или «Двигаться!».
Выделяют два вида обработки информации:
Различают также осознанную и неосознанную обработку информации.
Осознанная обработка информации. Студент на лекциях изучил правила, формулы и алгоритмы решения и при выполнении домашнего задания пользуется этими знаниями.
Как называется устройство обработки информации?
Исполнителем может быть не только человек, но и специальное устройство. Компьютер-отличное средство обработки информации, позволяющее решать универсальные задачи. Использование компьютерной техники говорит об автоматизированной обработке информации. Благодаря мощности процессора и объему оперативной памяти можно обрабатывать большие объемы данных в короткие сроки.
Сверхбыстродействующий инструмент, суперкомпьютер, обладает производительностью свыше 100 МФЛОПС (МФЛОПС – сто миллионов операций в секунду).
Технология обработки информации включает знания об инструментах и средствах, которые способны изменять объекты (данные, изображение, видео и др.).
Технологический процесс обработки информации включает:
Методы обработки информации:
Что такое систематизация информации?
Систематизация информации – это обработка информации, которая приводит к определенному виду: план, список, таблица, диаграмма или схема. Систематизировать можно товары в магазине игрушек, список учеников в классе, адреса друзей в адресной книге и др.
Microsoft Excel–одна из программ для систематизации информации. Она позволяет структурировать информацию, осуществлять сортировку и фильтрацию, проводить вычисления по формулам, строить графики.
Сортировка может осуществляться по алфавиту, в хронологической последовательности, по номерам (в порядке возрастания или убывания), по дате и времени.
Что мы знаем об информации
Описание разработки
Цели урока: сформировать общее представление о предмете изучения информатики; познакомить обучающихся с понятием информация; сформировать первоначальное представление о смысле слова «кодирование» на основе анализа примеров;
формирование у учащихся первоначальных представлений о предмете изучения информатики
формирование первых навыков работы с информацией и общения с компьютером;
развитие творческих способностей, логического мышления учащихся, памяти, внимательности; навыков индивидуальной практической деятельности.
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля;
формирование навыков безопасной работы за компьютером.
Вид урока: урок выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы: словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический.
комплекс мультимедиа (ПК, проектор);
презентация «Что мы знаем об информации»;
компьютерная программа «Кодирование текста»;
ученику необходимо иметь: учебник, тетрадь в клетку, простой и цветные карандаши, ластик, синею, зеленую и красную ручки.
(Далее необходимо пояснить, как будут проходить уроки, сколько тетрадей нужно иметь учащимся, рассказать учащимся, какие темы они будут изучать в течение года, чтобы они примерно поняли, чем будут заниматься на уроках. Познакомиться с обучающимися и закрепить за каждым из них рабочее место.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием информация. Тема урока: Что мы знаем об информации (слайд 2)
Беседа на тему «Что мы знаем об информации»
Учитель излагает теоретический материал (страница 4):
— Информация — это сведения об окружающем нас мире. Информация – это знания, полученные от учителя в школе, при общении друг с другом.
— Назовите источники, из которых вы получаете информацию.
(Ответ: природа, книги, журналы, Интернет, теле- и радиопередачи, другие люди и т.д.) (слайд 4)
— С помощью каких органов чувств вы получаете информацию?
(Ответ: с помощью глаз, ушей, языка, носа, рук) (слайд 5,6)
— Компьютер – машина для обработки информации. В памяти компьютера хранятся двоичные коды чисел, текстов, рисунков (слайд 7)
Рассмотрите рисунок котёнка. Прочтите двоичный код буквы М.
(Ответ: 10111100.) (слайд 8)
— Выполните задание, помеченное голубым знаком вопроса (страница 4).
? Зашифруйте слово УМ.
Ученики выполняют задание в учебнике-тетради, потом проверяем правильность выполнения по слайду 9 на экране
— Выполним задание № 1 на странице 5 учебника.
Учитель вслух читает высказывания. Если ученики считают, что высказывание истинно, они поднимают руку. После этого учитель просит одного из учеников пояснить своё решение. Правильное решение записывается в прямоугольнике рядом с высказыванием. Проверяем ответы по слайду 10
Обсуждение гигиенических норм работы за компьютером и правил поведения в компьютерном классе
Обсуждение правил поведения в кабинете информатики и гигиенических норм базируется на фронтальном обсуждении рисунков задания 2 (слайд 11,12) и рисунка на второй странице обложки.
a. Правильно сидит за компьютером только один ребёнок (сидит ровно, спина прямая, глаза напротив середины экрана).
b. Нарушают правила поведения в компьютерном классе:
ребёнок с бутербродом (крошки могут, в конце концов, попасть в устройства компьютера, что его портит);
ребёнок, который выдёргивает провода (нарушает технику безопасности — опасно для его жизни и здоровья — и может нарушить работу сети);
ребёнок, который бегает по кабинету (мешает работать остальным; кроме того, может задеть провода и нарушить работу сети).
Важно, чтобы дети объяснили, в чём неправильность поведения учеников, отмеченных ими красной ручкой. Обсудите правила, названные учениками, и, если нужно, дополните их ответы.
Физкультминутка (слайд 13)
Практическая работа по двоичному кодированию
Работа выполняется самостоятельно либо на компьютере с использованием программы на «Кодирование текста», либо в учебнике-тетради (слайд 14)
Определив, кто и что «говорит», ученик узнаёт двоичные коды букв:
Г, А, В, М, Я, У. В результате он может составить двоичный код слова
ЯМА: 11001111 10111100 10110000.
Детям, которые, работая в учебнике (тетради, справятся до истечения отведённого времени, предложите найти другие слова, которые можно составить из букв, закодированных на рисунке. Пусть они закодируют свои слова в тетради в клетку. Это могут быть: МАМА, ГАММА, МАГ, ЯВА,
Использовать здесь можно только прописные буквы, так как строчные буквы имеют другие коды. Убедитесь, что дети это понимают. Это важно!
Комментарий к домашнему заданию
В качестве домашнего задания используется задание 4. Оно посвящено декодированию четырёхцветного рисунка. Учитель проверяет правила двоичного кодирования и декодирования рисунков. Теоретический материал приведён на странице 4. (слайд 16,19)
Учитель просит детей открыть учебник на странице 6 и задаёт им вопросы:
— Сколько разных цветов использовано в рисунке задания 4, который надо восстановить по его двоичному коду? (Ответ: 4.)
— Какие это цвета? (Ответ: белый, чёрный, красный и голубой.)
— Какого цвета квадраты в первой строке рисунка? (Ответ: 6 белых и 2 красных.)
— Возьмите красный карандаш и раскрасьте клетки в первой строке.
Учитель должен убедиться, что каждый ученик раскрасил в красный цвет нужные клетки. После чего просит учеников продолжить выполнение задания дома.
Домашнее задание (задание 4)
Напомним принципы двоичного кодирования цветных рисунков. Чтобы составить двоичный код рисунка, его разбивают на квадраты. Каждый квадрат закрашивается одним цветом. Цвет каждого квадрата обозначают нулями и единицами. В цветном рисунке каждый квадрат кодируется набором из нескольких нулей и единиц. Каждый цвет кодируется своим набором нулей и единиц.
В учебных целях придумана кодовая таблица на четыре цвета: белый, чёрный, голубой и красный. Для кодирования каждого цвета в четырёхцветном рисунке достаточно двух цифр.
Дети закрашивают квадраты построчно. Первая пара цифр первой строки определяет цвет первого квадрата первой строки (00 — белый). Следующая пара цифр задает цвет следующего квадрата той же строки и т.д.
Должна получиться птица.
Аналогичное задание можно выполнить на доске, если останется время на уроке (слайд 18).
Подведение итогов урока
Прокомментировать работу учащихся, отметить наиболее активных и правильно выполнявших задания детей.
учебник страницы 4 – 6 (повторить теорию), выполнить задание 4 на странице 6
Информация вокруг нас
Урок 2. Информатика 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Информация вокруг нас»
Ежедневно человека окружает огромное количество предметов. Вокруг него происходят различные события и явления. И конечно, он начинает получать информацию с самого рождения. Таким образом, человек учится понимать и разговаривать. Когда ребёнок подрастает и идёт в школу, обрабатывая различную информацию, он учится писать и читать. Ежедневно человек узнаёт что-то новое для себя, то чего не знал раньше. Давайте представим себе, что в течение дня мы не будем получать никакой информации, ни из Интернета, ни из газет, ни из книг. Мы не будем общаться с друзьями и одноклассниками, не будем смотреть телевизор и слушать радиоприёмник. Конечно, без получения информации существование человека невозможно.
Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые нас окружают.
Это знания, которые мы получаем в школе на уроках и при разговорах с друзьями. Это сведения, которые мы черпаем из новостей, просмотра телепередач и чтения книг. Мир вокруг нас – это мир информации. Человека постоянно окружает информационное поле.
Информация воспринимается человеком с помощью органов чувств. Информация по форме восприятия ее человеком делится на визуальную, аудиальную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.
Визуальная информация – это информация, которая воспринимается человеком с помощью органов зрения.
При помощи зрения человек получает основную часть всей информации. Таким образом, он может различать форму, цвета и положение окружающих предметов, воспринимать зрительные образы. Благодаря восприятию визуальной информации становится возможным ориентироваться в пространстве. Орган для получения визуальной информации – глаза.
Аудиальная или звуковая информация воспринимается человеком чувством, которое называется слух, а орган для получения звуковой информации – ухо. К такой информации относится музыка, шум машин, речь человека и вообще все услышанные звуки.
Обонятельная информация воспринимается человеком с помощью обоняния. Орган для получения этой информации – нос. Человек получает информацию об окружающих его запахах. Он чувствует аромат цветов, запах приготовленной пищи и запах парфюмерии.
Тактильная информация воспринимается человеком осязанием. Органы для получения тактильной информации – кончики пальцев и весь кожный покров. Таким образом, человек имеет возможность получать информацию о поверхности предмета: гладкий он или шершавый, о его температуре: холодный он или горячий, влажный или сухой.
Вкусовая информация воспринимается чувством, которое называется вкус. А орган для получения данного вида информации – язык. Вкусовые рецепторы дают понять, какой вкус у принимаемой человеком пищи: кислый, горький, сладкий или солёный.
Животные, так же, как и люди получают информацию с помощью органов чувств. Но эти органы развиты у них в разной степени, в зависимости от образа жизни определённого вида животного. Например, у крота совершенно не развито зрение, а в большей степени развито осязание. У орла, наоборот, сильнее всего развито зрение. У волка хорошо развито обоняние, у дельфина – слух.
А у некоторых животных развиты чувства, которые и вовсе не развиты у человека. Например, некоторые виды змей, которые охотятся на теплокровных животных, имеют на голове специальные углубления, позволяющие улавливать инфракрасное излучение. Даже после ослепления змея может продолжать безошибочно охотиться, пользуясь своим инфракрасным зрением.
У летучих мышей развито чувство – эхолокация. Эти животные издают звуковые импульсы, которые отражаясь от предмета, позволяют определить местоположение этого предмета и расстояние до него.
Даже некоторые растения имеют свои органы чувств, и они также как человек и животные умеют реагировать на окружающую среду. Например, мимоза стыдливая. При прикосновении какого-нибудь предмета с листочками она быстро опускает их.
Люди имеют дело с разными видами информации. И по форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.
Числовая информация указывает количественные характеристики окружающих нас объектов и явлений. Например, радиус планеты Земля – 6 371 км, начало эпохи Ренессанса – 14 век. Двоичный код в памяти компьютера представлен нулями и единицами.
Текстовая информация – это информация, которая напечатана или написана от руки на любом из существующих языков мира.
К графической информации относятся различные изображения: схемы, графики, картины, чертежи, рисунки, фотографии.
К звуковой информации относится все, что мы слышим: журчание ручья, пение птиц, музыка, речь, шум.
Видеоинформация состоит из последовательности изображений, кадров. К ней относятся фильмы и мультфильмы.
Развитие общества привело к необходимости фиксировать информацию. Ещё в древности получая информацию, человек пытался её сохранить. Подтверждением тому являются наскальные рисунки, глиняные таблички с надписями, записи на пергаменте, а позже на папирусе и бумаге. Сейчас для хранения информации используются ещё и электронные носители.
После изобретения письменности люди научились передавать другим людям информацию, не участвуя в непосредственном общении друг с другом. Примером такой передачи служит пересылка писем по почте. В наше время современных технологий всё чаще передача информации осуществляется с помощью сети Интернет.
Если человеку необходимо найти интересующие его сведения, он организует поиск информации. Найти необходимую информацию можно разнообразными способами: в книгах, журналах и газетах, при просмотре телепередач, в компьютерной сети Интернет.
Обработка информации подразумевает изменение ее формы представления или содержания. Например, ученик пишет под диктовку текст, который ему читает учитель. Он обработал звуковую информацию, а затем представил ее в виде текста.
В процессе обработки информации может измениться её содержание или появиться новая информация. Например, введённый на компьютере текст можно отредактировать: дополнить или сократить, заменить отдельные слова, а также отформатировать: изменить шрифт, цвет, начертание слов.
Все рассмотренные нами процессы (хранения, передачи, поиска и обработки информации) называются информационными процессами.
Подведём итоги урока:
Информация – это сведения о предметах, процессах и явлениях, которые окружают человека.
Информация по форме восприятия её человеком делится на звуковую, зрительную, обонятельную, вкусовую и осязательную информацию.
По форме представления информация делится на числовую, текстовую, графическую, звуковую и видеоинформацию.
Информационные процессы включают в себя процессы хранения, передачи, поиска и обработки информации.