Что не влияет на уровень рентабельности основной деятельности по отдельным видам продукции
Как рассчитать рентабельность продукции?
Для чего считают рентабельность
Каждый собственник предприятия, его потенциальный или реальный инвестор заинтересованы в получении информации о том, насколько эффективно оно функционирует. Оценить эффективность бизнеса нам помогает финансовый анализ. С его помощью можно составить представление о текущей деятельности компании, а можно сделать прогноз. Также финанализ используют перед стартом, например для разработки бизнес-планов или стратегий развития. При этом важное место занимает анализ рентабельности.
Рентабельность продукции — это отношение прибыли к себестоимости, то есть к затратам на производство и реализацию продукции. Она снабжает заинтересованных лиц информацией о том, сколько прибыли дает каждый рубль, затраченный на производство, то есть показывает отдачу от понесенных расходов.
Как рассчитать рентабельность продукции
Рассчитывают как рентабельность продукции в целом по компании, так и рентабельность отдельных видов изделий.
Общая формула ее расчета выглядит так:
Rпр — рентабельность продукции;
Однако с учетом целей анализа рентабельность продукции можно считать:
В зависимости от этого будет различаться и итоговая формула расчета.
Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы рассчитали рентабельность продаж. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.
Формула рентабельности продукции по балансу
Для расчета рентабельности продукции форма 1 бухгалтерского баланса не потребуется. Вся необходимая для расчета информация есть в отчете о финансовых результатах (форма 2).
Обратите внимание! В бланк баланса и отчета о финансовых результатах внесены правки. Подробнее об изменениях читайте в материале «Изменения в бухгалтерской отчетности с 2020 года».
Приведем возможные формулы расчета.
Rпр = Строка 2400 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2 × 100.
Rпр = Строка 2400 формы 2 / Строка 2120 формы 2 × 100.
Rпр = Строка 2200 формы 2 / Сумма строк 2120, 2210 и 2220 формы 2 × 100.
Rпр = Строка 2200 формы 2 / Строка 2120 формы 2 × 100.
Рентабельность продаж, рассчитанная как соотношение прибыли от продаж и полной себестоимости (см. формулу расчета № 3 в данном разделе) в среднем по стране находится на уровне 12%. Однако она сильно различается по отраслям. Поэтому сравнивать свою рентабельность следует со среднеотраслевой.
В заключение отметим, что рентабельность продукции является одним из критериев оценки риска попадания в план налоговых проверок, предусмотренных приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Критическим считается отклонение рентабельности от средней по отрасли на 10 и более процентов. Это своеобразный сигнал налоговикам для постановки организации на контроль. Среднеотраслевые значения рентабельности продукции с 2006 года приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Рекомендуем сверять свою рентабельность с этими значениями. Посмотреть среднеотраслевую рентабельность (скачать приложение 4 к приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) можно на сайте налоговой службы.
Итоги
Расчет рентабельности продукции необходим как для оценки эффективности функционирования производства, так и для планирования взаимодействия с налоговыми органами. Если показатели рентабельности организации будут меньше, чем среднеотраслевые, на 10 и более процентов, это означает, что она попадает в зону риска и может быть включена в план выездных налоговых проверок.
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Как провести анализ рентабельности?
Анализ рентабельности — кому и для чего он может понадобиться? На этот вопрос мы ответим в данной статье. А заодно расскажем, что собственно есть рентабельность и как она считается.
Для чего вообще нужен финанализ
Анализ финансовой отчетности решает следующие основные задачи:
Анализ рентабельности, о котором пойдет речь в данной статье, относится к 2-й группе задач. В проведении и результатах финанализа заинтересованы:
С учетом пользователей финансовой информации и целей анализа его принято делить на внутренний и внешний.
Что рассчитывают и оценивают в ходе анализа
На практике анализ финансовой отчетности подразделяется на 2 блока:
Как видим, этот блок базируется на основе данных бухгалтерского баланса.
Здесь уже пригодятся и баланс, и отчет о финансовых результатах.
Прежде чем говорить об анализе рентабельности, напомним, в чем ее суть и каков порядок расчета.
Понятие и общая формула расчета рентабельности
Мы уже не раз говорили, что рентабельность — это относительный показатель прибыльности. Она показывает нам, какую сумму прибыли организация получает с каждого рубля, вложенного в бизнес и истраченного в процессе деятельности.
Рентабельность представляет собой отношение прибыли к тому объекту, эффективность работы (отдачу) которого требуется узнать. Условно обозначим этот обобщенный показатель как Х, и тогда общая формула рентабельности предстанет перед нами в следующем виде:
где: Рх — рентабельность соответствующего вида;
П — прибыль (валовая, операционная или чистая);
Х — показатель, рентабельность которого мы считаем (подробнее на них остановимся далее).
Рентабельность выражается в процентах, следовательно, частное от отношения умножается на 100.
Какие виды рентабельности существуют
Показателей рентабельности много. Фактически столько же, сколько финансовых показателей, эффективность которых может заинтересовать пользователей. В основном для анализа рентабельности используют следующие:
Рпрод = П / Оп х 100%,
где: Рпрод — рентабельность продаж;
П — прибыль (валовая, операционная, чистая);
Оп — объем продаж (выручка).
Подробнее о нюансах расчета рентабельности продаж читайте в статье «Формула для расчета рентабельности продаж по балансу».
где: Рпр — рентабельность продукции;
С учетом целей анализа эту рентабельность рассчитывают:
где: Ракт — рентабельность активов;
Ак — средняя стоимость активов организации за расчетный период.
Рассчитывают рентабельность внеоборотных, оборотных или суммарных активов, а иногда и рентабельность отдельных видов имущества, например ОС.
Об особенностях расчета рентабельности активов можно узнать из статьи «Определяем рентабельность активов (формула по балансу)».
где: Рск — рентабельность собственного капитала;
П — чистая прибыль (рентабельность собственного капитала считают только по чистой прибыли);
СК — средняя величина собственного капитала за расчетный период.
Рзк = П / (ДО + КО) х 100,
где: Рзк — рентабельность собственного капитала;
ДО — долгосрочные обязательства;
КО — краткосрочные обязательства организации.
Основные показатели мы назвали, теперь расскажем, как непосредственно проводят анализ рентабельности.
Как проводят анализ рентабельности
Очевидно, что, прежде чем анализировать рентабельность, ее следует рассчитать. О порядке расчета мы рассказали выше.
Затем проводят сравнительный анализ. При этом фактические показатели можно сравнивать:
После этого проводят факторный анализ. При этом определяют влияние на рентабельность внешних и внутренних факторов, а также выявляют резервы роста.
В качестве примера факторного анализа рентабельности собственного капитала можно привести 3-факторную формулу Дюпона:
Рск = (П / Выр) х (Выр / Акт) х (Акт / СК),
где: Рск — рентабельность собственного капитала;
СК — собственный капитал.
С помощью этой формулы оценивают влияние на рентабельность СК таких значимых факторов, как:
Если рентабельность СК низкая, указанная формула поможет выяснить, какой из факторов повинен в этом в большей степени.
Заметим, что данная факторная модель демонстрирует наличие обратной зависимости между рентабельностью СК и финансовой устойчивостью фирмы: при увеличении собственного капитала снижается его рентабельность, но возрастает финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия в целом. Так что недостаточно высокая рентабельность собственного капитала, возможно, и не лучший результат для собственников, но для самой компании это не всегда плохо.
Итоги
Анализ рентабельности — важный компонент оценки имущественного положения и финансового состояния бизнеса. Его результаты интересуют многих пользователей — как внутренних, так и внешних. Методы анализа различны и разнообразны, а их выбор зависит от того, какая цель стоит перед аналитиком.
Что такое рентабельность и как ее рассчитать
Рентабельность позволяет рассчитать различные показатели, характеризующие работу персонала, эффективность маркетинговой стратегии, деятельность системы менеджмента, распоряжение активами. Ориентируясь на проведенный анализ, предприниматель может корректировать развитие компании. Что такое рентабельность и как ее рассчитать — читайте в статье.
Что такое рентабельность
Рентабельность — это чистая прибыль или убыток от инвестиций за определенный период времени, выраженный в процентах от первоначальной величины инвестиций. Прибыль от инвестиций определяется как полученный доход плюс любые доходы от роста капитала.
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — ключевой показатель в анализе финансовых операций компании. Она выступает главным инструментом для оценки окупаемости, демонстрирует, как работает проект и функционируют его составляющие. На основе полученных показаний разрабатывают план по внутреннему развитию компании, формируют цены, корректируют методику управления персоналом.
Что влияет на рентабельность
Добиться высокой рентабельности предприятия — цель предпринимателя или руководителя проекта. Однако для верного расчета показателя нужно учитывать, что на него влияет ряд внутренних и внешних факторов.
Внешние факторы
Внешними называют факторы, на которые сотрудники или руководители фирмы не могут повлиять. Они должны приспосабливаться к обстоятельствам, искать пути выхода из ситуации и добиваться максимальной рентабельности. Примером влияния внешних факторов можно назвать законодательное повышение НДС с 18% до 20%. Также на рентабельность оказывают влияние другие внешние факторы:
Внутренние факторы
К внутренним факторам относятся текущие процессы и особенности организации самой компании. В их число входят:
Даже если внешняя обстановка благоприятна, внутренние обстоятельства могут тормозить развитие бизнеса при неправильно организованной системе.
Где взять данные для расчета рентабельности
При оценке рентабельности в расчет берется множество показателей. У каждого из них своя формула, которая содержит информацию о прибыли, активах, капитале, выручке. Данные можно найти в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. Но на основе этих документов владелец бизнеса рассчитает лишь общие показатели. Для глубокого анализа нужна подробная информация из сферы, в которой проводятся расчеты. Например, для измерения рентабельности определенного продукта нужен отчет о прибыли с его продаж и себестоимости товара. Для этого используют данные из бухгалтерской аналитики или управленческого учета.
Как рассчитать рентабельность: формулы и примеры расчета
Объяснить понятие рентабельности могут формулы для разных форм отчетности в компании. Для расчета рентабельности используют универсальную и более специализированные формулы. Вторые применяют в конкретных отраслях деятельности предприятия.
Формула рентабельности
Простую норму прибыли или рентабельность в общем виде иногда называют базовым темпом роста. Если вы также учитываете влияние временной стоимости денег и инфляции, реальную норму прибыли можно определить как чистую сумму дисконтированных денежных потоков, полученных в результате инвестиций после корректировки на инфляцию.
Для примера, так выглядит рентабельность продаж.
Рентабельность активов
Активы — это средства, поддерживающие непрерывную работу компании и используемые для получения прибыли. Чтобы определить рентабельность этого показателя, в расчет берут все активы, задействованные в определенный период времени. Эффективность использования активов заметна при наглядном сравнении получившегося показателя с тем же расчетом, который производили ранее.
Рентабельность товаров, продукции
Показатель демонстрирует выгоду от выпуска определенной продукции или продажи товара. Расчет можно сделать еще на стадии разработки проекта. Рентабельность товаров показывает, какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в разработку одной единицы продукции. Для расчета используется следующая формула:
ROM = чистая прибыль от продажи/себестоимость * 100%
Рентабельность производства
Этот показатель говорит о том, стоит ли компании вкладывать денежные средства в определенное производство, насколько оно прибыльное. При низкой рентабельности стоит отказаться от вложений, так как производство принесет убытки. Определение этого показателя — важный шаг, особенно в начале, когда необходимо выбрать наиболее перспективный вид деятельности для работы. При расчете показателя используют формулу:
R производства = прибыль/себестоимость продукции * 100%
Рентабельность продаж: валовая и операционная
Рентабельность продаж (ROS) демонстрирует долю прибыли, которая приходится на один заработанный рубль. Показатель важен для ценообразования, так как позволяет оценить текущие расходы на закупку товара, логистику, реализацию и другие этапы работы. Его формула:
ROS = валовая прибыль/выручка от продаж * 100%
Чистая прибыль отражает разницу между выручкой от продажи товара и его себестоимостью после вычета налогов.
Рентабельность основных средств
Демонстрирует результат использования не только основных средств (ОС), но и конкретного оборудования, находящегося на предприятии. Эта рентабельность рассчитывается по формуле:
ROFA = чистая прибыль предприятия/среднегодовая стоимость основных средств
Если рентабельность ОС существенно ниже нормативов, это свидетельствует о слабой продуктивности производственных фондов. В таком случае принимают меры для ее повышения, например, оценивают использование основных средств, сдают в аренду бездействующую технику, ремонтируют аппаратуру. Это позволяет извлечь прибыль из ранее нерентабельного оборудования.
Рентабельность персонала
Рентабельность персонала показывает, насколько эффективно в компании организовано управление персоналом. В бизнесе правильное распределение трудовых ресурсов играет большую роль, так как люди — основа всех производственных направлений. Чтобы отследить рентабельность персонала, используют формулу:
ЧП — чистая прибыль компании за исследуемый промежуток времени, ЧШ — численность штата, количество работающих на предприятии сотрудников.
Рентабельность инвестиций
Этот показатель демонстрирует уровень отдачи проектных вложений. Рентабельность инвестиций определяет, стоит ли вкладывать деньги в проект и не убыточный ли он, поэтому его расчет производят в начале разработки концепции инвестирования. Показатель рассчитывается по формуле:
ROIC = чистая прибыль за период/вложенные средства за период * 100%
Рентабельность собственного капитала
Этот показатель нужен для определения эффективности использования средств владельца или инвестора, для оценки организации ресурсов компании. Рассчитывается следующим образом:
ROE = чистая прибыль/собственный капитал * 100%
Чтобы определить показатель собственного капитала, используют среднегодовой показатель: необходимо сложить данные начала и конца рассматриваемого периода, затем разделить результат на два.
Как рассчитать порог рентабельности
Для предприятий важно регулярно рассчитывать порог рентабельности. Он определяет минимум продаж, который обеспечит компании выручку, покрывающую все расходы на производство, логистику и другие этапы работы. Порог рентабельности устанавливает число заключенных сделок, при которых компания будет работать без убытков, но и без прибыли. Рассчитать показатель можно по формуле:
ПЗ — постоянные затраты, необходимые на производство и реализацию продукции, Квм — коэффициент валовой маржи. Его можно найти по формуле:
В — выручка компании, Зпр — сумма переменных затрат.
О чём говорит рентабельность
Рентабельность может применяться к любому инвестиционному инструменту, от недвижимости до облигаций, акций и произведений искусства.
Рентабельность работает с любым активом при условии, что тот приобретен в определенный момент времени, и генерирует денежный поток в будущем.
Инвестиции, в частности, оцениваются на основании прошлых показателей рентабельности активов того же типа. Многие инвесторы предпочитают оценивать необходимую норму прибыли, прежде чем сделать выбор.
Реальная и номинальная норма прибыли
Простая норма прибыли, номинальная, не учитывает влияние инфляции с течением времени. Инфляция снижает покупательную способность денег, и поэтому миллион рублей через десять лет — уже не то же самое, что миллион рублей сегодня.
Дисконтирование является одним из способов учета временной стоимости денег. Как только влияние инфляции будет принято во внимание, мы говорим о реальной норме прибыли или скорректированной на инфляцию норме прибыли.
Рентабельность и CAGR
Тесно связанной с простой нормой прибыли величиной является годовой темп роста, или CAGR. CAGR — это среднегодовая норма доходности инвестиций за определенный период времени, превышающий один год. Это означает, что расчет должен учитывать рост за несколько периодов.
Чтобы рассчитать совокупный годовой темп роста:
Пример расчёта рентабельности
Доходность может быть рассчитана для любых инвестиций, связанных с любым видом активов. Возьмем в качестве примера покупку дома, для понимания того, как рассчитать рентабельность.
Пусть, приобретается дом за 2 500 000 рублей — для простоты предположим, что вы платите 100% наличными.
Шесть лет спустя вы решили продать дом — возможно, семья растёт, и вам нужно переехать в более просторное место. Вы можете продать дом за 3 350 000 рублей, исключив риэлторские сборы и налоги. Простая норма прибыли на покупку и продажу дома выглядит следующим образом:
А что, если вместо этого вы продали дом дешевле, чем заплатили — скажем, за 1 870 500? Это же уравнение можно использовать для расчета убытка или отрицательной нормы прибыли по транзакции:
Пример IRR и DCF
СД представляет собой минимальную доходность, приемлемую для инвестора, или предполагаемый уровень инфляции. Предприятия также используют дисконтированные денежные потоки для оценки доходности своих инвестиций.
Предположим, что компания рассматривает возможность приобретения нового оборудования за 10 000 000 рублей, а ставка дисконтирования установлена на отметке 5%.
После перечисления денежных средств в размере 10 000 000 рублей оборудование используется в операциях предприятия и увеличивает приток денежных средств на 2 000 000 рублей в год в течение пяти лет.
Приток в 2 000 000 рублей за пять лет будет дисконтирован с использованием ставки в размере 5%. Если сумма всех скорректированных притоков и оттоков денежных средств больше нуля, инвестиции являются прибыльными. Положительный чистый приток денежных средств также означает, что норма прибыли выше, чем ставка дисконтирования 5%.
Рентабельность с использованием дисконтированных денежных потоков также известна как внутренняя норма рентабельности или IRR. Внутренняя норма рентабельности — это ставка дисконтирования, которая делает чистую приведенную стоимость (NPV) всех денежных потоков от конкретного проекта или инвестиции равной нулю. Расчеты IRR основаны на той же формуле, что и NPV, и используют временную стоимость денег (с использованием процентных ставок). Формула IRR выглядит следующим образом:
Факторный анализ рентабельности
Факторный анализ как часть финансового анализа включает несколько моделей. Они применяются для изучения взаимосвязи между всеми факторами, влияющими на рентабельность компании. Модели делятся на:
На основании этих моделей формируют полноценные многофакторные комбинации, где используют показатели рентабельности. Формулу берут в рамках соответствующей категории.
Как повысить рентабельность
Для повышения рентабельности применяют следующие методы:
Показатели рентабельности помогут проанализировать деятельность предприятия и понять, в каких сферах проблемы, после чего можно принять конкретные шаги для улучшения ситуации.
Заключение
Показатели рентабельности на предприятии отличаются разнообразием исследуемых процессов. Формулы расчета помогают понять ситуацию в компании, исследовать влияние внешних и внутренних факторов на выручку и производство. Благодаря различным формулам владелец бизнеса или руководитель оценивает не только ситуацию в целом, но и видит отдельные проблемы в конкретном отделе и даже продукции.