Что не включается в состав операционных расходов банка

Глава 2. Классификация доходов и расходов

Глава 2. Классификация доходов и расходов

2.1. Доходы и расходы кредитных организаций в зависимости от их характера и видов операций подразделяются на:

процентные доходы и процентные расходы;

операционные доходы и операционные расходы.

В зависимости от вида операции комиссионные доходы и комиссионные расходы могут относиться к процентным или операционным.

2.2. Под процентными доходами и процентными расходами понимаются доходы и расходы, признаваемые таковыми в соответствии с пунктом 1.6 настоящего Положения. Порядок признания и отражения в бухгалтерском учете процентных доходов и процентных расходов осуществляется в соответствии с главами 4 и 17 настоящего Положения соответственно.

2.3. Операционные доходы и операционные расходы включают:

доходы и расходы (кроме процентных) от операций с предоставленными кредитами и прочими размещенными средствами;

доходы и расходы (кроме процентных) от операций с приобретенными долговыми ценными бумагами;

доходы и расходы от операций с приобретенными долевыми ценными бумагами;

доходы и расходы (кроме процентных) от операций с полученными кредитами, а также с другими привлеченными средствами и выпущенными долговыми ценными бумагами;

Информация об изменениях:

доходы и расходы от операций с иностранной валютой и драгоценными металлами и их переоценки;

комиссионные и аналогичные доходы и расходы;

другие операционные доходы и расходы;

доходы и расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации, в том числе, носящие общеорганизационный характер и, в целях настоящего Положения, не идентифицируемые (не сопоставляемые) с каждой совершаемой операцией и (или) сделкой.

2.4. К доходам и расходам, связанным с обеспечением деятельности кредитной организации, в том числе, относятся доходы и расходы, возникшие вследствие нарушения условий, связанных с осуществлением кредитной организацией своей деятельности, например, несоблюдения требований законодательства Российской Федерации, договорной и трудовой дисциплины, обычаев делового оборота и тому подобного, а также расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и тому подобное), в их числе:

неустойки (штрафы, пени) по прочим (хозяйственным) операциям;

доходы от безвозмездно полученного имущества;

поступления и платежи в возмещение причиненных убытков;

доходы и расходы от оприходования излишков и списания недостач;

другие доходы и расходы, относимые к прочим, в том числе носящие разовый, случайный характер.

2.5. Кредитные организации признают доходы и расходы процентными либо операционными исходя из их характера и видов операций, с учетом требований настоящего Положения.

2.6. В целях настоящего Положения под комиссионным доходом понимается полученное или причитающееся к получению кредитной организацией комиссионное вознаграждение (сбор) в виде:

платы за выполнение операций, сделок и оказание услуг;

платы за оказание посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим подобным договорам.

2.7. В целях настоящего Положения под комиссионным расходом понимается уплаченное или причитающееся к уплате кредитной организацией комиссионное вознаграждение (сбор) в виде:

платы, взимаемой с кредитной организации за совершаемые операции, сделки, а также оказываемые ей услуги;

платы, взимаемой с кредитной организации за предоставление ей посреднических услуг по брокерским договорам, договорам комиссии и поручения, по агентским договорам и другим подобным договорам.

2.8. Бухгалтерский учет доходов и расходов ведется на лицевых счетах, открываемых на балансовых счетах второго порядка по учету доходов и расходов балансового счета первого порядка N 706 «Финансовый результат текущего года».

Лицевые счета открываются по символам ОФР. При этом количество лицевых счетов по каждому символу, которые предназначены для группировок доходов и расходов исходя из экономического содержания операций, определяется кредитной организацией.

Источник

Что входит в операционные расходы

Компания несет разные виды расходов, обеспечивая собственное функционирование. Не все они имеют прямую связь с основным видом деятельности. Однако они также нуждаются в учете и признании. Начиная с 2006 года градация расходов упрощена: помимо трат на основные виды деятельности, выделяются прочие расходы. К этой категории относятся и операционные.

Что входит в состав прочих расходов в целях бухгалтерского учета?

Какие издержки можно отнести к этой статье, как правильно рассчитать и учесть операционные расходы, а также оценить успешность управления ими, читайте в этой статье.

Что представляют собой операционные расходы

Все непрямые издержки предприятия относятся к операционным расходам. Ранее существовало разделение затрат на следующие:

Начиная с 2006 года согласно Приказу 116н от 18 сентября это разделение перестало быть обязательным, но для удобства предприятия может продолжать применяться. Теперь принято делить все расходы на две большие группы.

Какие расходы относятся к прочим внереализационным расходам при расчете налога на прибыль?

Если представить весь комплекс затрат предприятия, то на одном полюсе будут средства, предназначенные непосредственно на производство продукции, а на другом – прочие расходы, к которым относятся как раз операционные затраты, то есть дополнительные траты на обеспечение капитальных.

НАПРИМЕР. Фирма приобрела аппарат для производства напитков – это капитальная затрата. Операционными, производными от нее, будут средства на закупку чая и кофе для заправки, сахара, стаканчиков, оплаты электроэнергии и обслуживания аппаратуры, а также, если аппарат покупался в кредит, деньги на выплату банковских процентов.

Итак, операционные расходы (в англоязычной литературе «operating expenses», аббревиатура «ОРЕХ») – это затраты на ежедневное поддержание функционирования деятельности предприятия.

Состав операционных расходов

Действующий план бухгалтерского учета 10/99 в п.11 гл.3 приводит полный перечень расходов предприятия, относимых к операционным. К таковым относятся:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данные расходы будут признаны операционными, только если они не относятся к основной деятельности организации, в этом случае они должны быть сочтены обычными.

Операционные расходы, относимые к прочим

К ним относятся траты, не входящие в предыдущий перечень:

Бухгалтерия в отношении операционных расходов

Операционные затраты, поскольку они относятся к прочим, отражаются на бухгалтерском счете 91 (на дебете). Для учета расходов открывается субсчет первого порядка 91.2.

По этому субсчету бухгалтер ведет учет в течение всего отчетного периода по накопительному принципу. В конце месяца подводится итог: на счет 91.9 выводится разница прочих доходов и затрат.

К СВЕДЕНИЮ! Бухгалтер должен вести учет таким образом, чтобы по каждой финансовой операции можно было отследить конкретный результат.

Бухгалтерские проводки по учету операционных расходов

Рассмотрим проведение операционных расходов на конкретном примере.

ООО «Раффлезия» продала бывший в употреблении 3 года станок (объект основных средств) за 40 000 руб., в том числе НДС– 6 153 рубля. Первоначальная стоимость основного средства составляла 100 000 руб. По документам срок полезной эксплуатации такого станка составляет 6 лет. За три года использования была начислена сумма амортизации 55 000 руб. Станок был доставлен покупателю за счет ООО «Раффлезия», которая наняла для этого транспорт сторонней компании, расходы на это составили 15 000 руб., в том числе НДС 2307 руб.

Рассмотрим отражение этой операции в бухгалтерском учете:

Вопрос: Организация по договору аренды арендует торговое помещение. Согласно договору арендная плата за месяц определяется как определенный процент от выручки арендатора за вычетом операционных расходов арендатора (операционные расходы включают суммы по обслуживанию оборудования и заработную плату персонала), полученная величина увеличивается на сумму НДС. В текущем месяце операционные расходы превысили процент от выручки, то есть при расчете суммы арендной платы получается отрицательное значение. По условиям договора арендатор выставляет арендодателю счет на возмещение расходов. По итогам года по данной аренде планируется получение выручки. Облагается ли НДС у арендатора полученная сумма возмещения?
Посмотреть ответ

Анализ эффективности операционных расходов

Помимо целей фиксации денежных операций, учет операционных расходов помогает решить дополнительные задачи по повышению эффективности предпринимательской деятельности. Этот вид затрат, наряду с капитальными, составляет значительную часть финансовых издержек любой организации.

Что можно узнать из показателей операционных расходов?

Сравнив данные затраты с выручкой от реализации продукции, можно сделать вывод о том, насколько дорого обходится предприятию деятельность по производству данных видов товара. Это отношение называется коэффициентом операционных расходов.

Он позволяет понять, сколько процентов полученного дохода идет на поддержку текущей деятельности (операций) организации, то есть насколько она эффективна.

Если исследовать этот коэффициент в динамике, можно отследить потенциал по увеличению объема производства и/или продаж без лишних издержек. Снижающийся коэффициент говорит об уменьшении операционных расходов при неизменном или даже возрастающем объеме продаж. Это говорит о росте выручки, а значит, и чистом увеличении прибыли предприятия.

Какие факторы влияют на коэффициент операционных расходов

Причины, оказывающие влияние на рост или снижение операционных затрат, могут быть как внешнего (не зависящего от самой организации), так и внутреннего свойства.

Внешние факторы влияния на операционные затраты:

Внутренние факторы (те, которые можно изменить усилиями самой компании):

ИТОГ. Операционные расходы – повседневные траты на поддержание ведения бизнеса, относятся к «прочим расходам». Снижение этих издержек приводит к росту прибыли организации.

Источник

Что включают в себя операционные расходы?

Что не включается в состав операционных расходов банка

До начала годовой отчетности за 2006 год прочие затраты делились:

Операционные расходы по своей природе противопоставляются прямым расходам на непосредственное изготовление продукции и капитальным затратам. В качестве примера можно привести следующее: покупка автомата для изготовления кофе относится к капитальным расходам. А операционные затраты включают в себя расходы на приобретение самого кофе, сахара, воды, электроэнергии, издержки на обслуживание техники.

Операционные расходы включают в себя затраты, направленные:

Внереализационные затраты – издержки на покрытие штрафов, пени, процентов, убытков прошлых лет, выявленных в отчетном периоде, курсовые разницы и т. д.

Чрезвычайные – издержки, возникшие вследствие чрезвычайных обстоятельств.

Но после принятия приказа Минфина от 18.09.2006 № 116н данная градация была упразднена и теперь согласно п. 4 ПБУ 10/99 расходы любого предприятия делятся на издержки:

Полный перечень прочих затрат приведен в п. 11 ПБУ 10/99. Список вы можете найти в Готовом решении от КонсультантПлюс:

Если у вас нет доступа к К+, пробный полный доступ можно получить бесплатно.

Рассмотрим порядок учета прочих доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Прочие доходы и расходы в бухгалтерском учете

Прочие доходы и затраты по общему правилу отражаются по счету 91. Учет доходов ведется по кредиту 91 счета, расходов – по дебету. Для их учета открываются субсчета первого порядка:

Записи по субсчету 91.1 и 91.2 производятся бухгалтером накопительно на протяжении отчетного периода. По итогам месяца выводится разница между прочими доходами и издержками, которая фиксируется на субсчете 91.9: по дебету отображается убыток, по кредиту – прибыль.

ВАЖНО! Аналитический учет должен обеспечить возможность выявления финрезультатов по каждой операции.

О нюансах бухучета прочих доходов и расходов читайте здесь. А основные проводки по учету прочих расходов вы найдете в К+:

Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Для разбивки затрат и доходов на операционные, внереализационные и чрезвычайные компании вправе самостоятельно разработать план счетов, утвердив его в локальном акте или использовать отраслевые планы счетов, например для предприятий агропромышленного комплекса (АПК). План счетов для фирм АПК утвержден приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 и позволяет средним и крупным компаниям фиксировать прочие доходы и затраты, используя следующие субсчета:

Итоговое сальдо субсчета 91.9 в любом случае ежемесячно закрывается на счет 99 «Прибыли/убытки», в результате чего счет 91 не имеет остаточного сальдо на отчетную дату.

Прочие операционные расходы отражаются на субсчете 91.2.

О порядке и принципах учета доходов и расходов в организации читайте здесь.

Факторы повышения эффективности операционных расходов

Самой важной целью для управленческого персонала является оптимизация операционных расходов. Ведь их снижение позволит нарастить темпы развития операционной хоздеятельности и, соответственно, увеличить операционную прибыль. Факторы, влияющие на размер операционных расходов, делятся на внешние и внутренние.

Подробнее о порядке формирования такой прибыли вы узнаете из нашей статьи «Расчет и формирование операционной прибыли (формула)».

К внутренним факторам следует отнести:

К внешним факторам (не зависящим от воли самой компании) относят:

Итоги

Операционные расходы включают в себя повседневные издержки компании на ведение бизнеса, изготовление и реализацию продукции. В соответствии с ПБУ 10/99 эти расходы отнесены к прочим.

Источник

Что не включается в состав операционных расходов банка

НК РФ Статья 291. Особенности определения расходов банков

2. К расходам банков в целях настоящей главы относятся расходы, понесенные при осуществлении банковской деятельности, в частности, следующие виды расходов:

договорам банковского вклада (депозита) и прочим привлеченным денежным средствам физических и юридических лиц (включая банки-корреспонденты), в том числе иностранные, в том числе за использование денежных средств, находящихся на банковских счетах;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

собственным долговым обязательствам (облигациям, депозитным или сберегательным сертификатам, векселям, займам или другим обязательствам);

межбанковским кредитам, включая овердрафт;

приобретенным кредитам рефинансирования, включая приобретенные на аукционной основе в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации;

займам и вкладам (депозитам) в драгоценных металлах;

иным обязательствам банков перед клиентами, в том числе по средствам, депонированным клиентами для расчетов по аккредитивам.

(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Проценты, начисленные в соответствии с настоящим пунктом, по межбанковским кредитам (депозитам) со сроком до 7 дней (включительно) учитываются при определении налоговой базы исходя из фактического срока действия договоров;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном статьей 292 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) комиссионные сборы за услуги по корреспондентским отношениям, включая расходы по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов, открытию им счетов в других банках, плату другим банкам (в том числе иностранным) за расчетно-кассовое обслуживание этих счетов, расчетные услуги Центрального банка Российской Федерации, инкассацию денежных средств, ценных бумаг, платежных документов и иные аналогичные расходы;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) расходы (убытки) от проведения операций с иностранной валютой, осуществляемых в наличной и безналичной формах, включая комиссионные сборы (вознаграждения) при операциях по покупке или продаже иностранной валюты, в том числе за счет и по поручению клиента, от операций с валютными ценностями и расходы по управлению и защите от валютных рисков.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Для определения расходов банков от операций продажи (покупки) иностранной валюты в отчетном (налоговом) периоде принимается отрицательная разница между доходами, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 250 настоящего Кодекса, и расходами, определенными в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 265 настоящего Кодекса;

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) по операциям купли-продажи драгоценных металлов в виде отрицательной (положительной) разницы, образующейся вследствие отклонения цены продажи (покупки) драгоценных металлов от учетных цен, установленных Центральным банком Российской Федерации на дату перехода права собственности на драгоценные металлы (на дату отражения по обезличенному металлическому счету операции купли-продажи драгоценных металлов);

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1) убытки по операциям купли-продажи драгоценных камней в виде разницы между ценой реализации и учетной стоимостью;

(пп. 5.1 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) расходы банка по хранению, транспортировке, контролю за соответствием стандартам качества драгоценных металлов в слитках и монете, расходы по аффинажу драгоценных металлов, а также иные расходы, связанные с проведением операций со слитками драгоценных металлов и монетой, содержащей драгоценные металлы;

7) расходы по переводу пенсий и пособий, а также расходы по переводу денежных средств без открытия счетов физическим лицам;

8) расходы по изготовлению и внедрению платежно-расчетных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и иных платежно-расчетных средств);

9) суммы, уплачиваемые за инкассацию банкнот, монет, чеков и других расчетно-платежных документов, а также расходы по упаковке (включая комплектование наличных денег), перевозке, пересылке и (или) доставке принадлежащих кредитной организации или ее клиентам ценностей;

10) расходы по ремонту и (или) реставрации инкассаторских сумок, мешков и иного инвентаря, связанных с инкассацией денег, перевозкой и хранением ценностей, а также приобретению новых и замене пришедших в негодность сумок и мешков;

11) расходы, связанные с уплатой сбора за государственную регистрацию ипотеки и внесением изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке, а также с нотариальным удостоверением договора об ипотеке;

12) расходы по аренде автомобильного транспорта для инкассации выручки и перевозке банковских документов и ценностей;

13) расходы по аренде брокерских мест;

14) расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

15) расходы, связанные с осуществлением форфейтинговых и факторинговых операций;

16) расходы по гарантиям, поручительствам, акцептам и авалям, предоставляемым банку другими организациями;

17) комиссионные сборы (вознаграждения) за проведение операций с валютными ценностями, в том числе за счет и по поручению клиентов;

(пп. 17 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

18) в виде отрицательной переоценки драгоценных металлов и требований (обязательств), выраженных в драгоценных металлах, осуществляемой в порядке, установленном нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

(пп. 18 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 328-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19) суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, расходы на формирование которого учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 292 настоящего Кодекса;

(пп. 19 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

20) суммы отчислений в резервы под обесценение ценных бумаг, расходы на формирование которых учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены статьей 300 настоящего Кодекса;

(пп. 20 введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

20.1) суммы страховых взносов банков, установленных в соответствии с федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;

(пп. 20.1 введен Федеральным законом от 23.12.2003 N 178-ФЗ)

20.2) суммы страховых взносов по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика банка, в которых банк является выгодоприобретателем, при условии компенсации данных расходов заемщиками;

(пп. 20.2 введен Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ)

21) другие расходы, связанные с банковской деятельностью.

3. Не включаются в расходы банка суммы отрицательной переоценки средств в иностранной валюте, поступивших в оплату уставных капиталов кредитных организаций.

(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)

Источник

РАЗДЕЛ V. Оценка и регулирование деятельности банка

Цель показать особенности деятельности банка как специфического коммерческого предприятия, охарактеризовать его доходы и расходы, систему нормативных требований к банку со стороны регулирующих органов.

Тема 14. Формирование и оценка финансовых результатов деятельности банка

Цель — раскрыть источники доходов банка и основные виды его доходов и показать механизм формирования финансового результата деятельности банка.

Основные задачи:

Оглавление

14.1. Доходы коммерческого банка

Банк как коммерческая организация, основной целью деятельности которой является получение прибыли, получает доходы от предоставления разнообразных услуг и несет расходы, связанные с их оказанием.

Согласно международным стандартам финансовой отчетности доходы — это приращение экономических выгод в форме притока или увеличения активов банка, либо сокращения его обязательств, приводящего к увеличению капитала, не связанного с вкладами собственников.

В финансовой отчетности коммерческого банка его доходы классифицируются в зависимости от характера операций, приносящих доход, следующим образом:

• проценты, полученные по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещенным средствам;

• доходы, полученные от операций с ценными бумагами (процентный доход от вложений в долговые обязательства, дисконтный доход по векселям, дивиденды от вложений в акции, доходы от продажи и переоценки ценных бумаг и другие доходы);

• доходы, полученные от операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями;

• дивиденды полученные (за участие в капитале других организаций);

• штрафы, пени, неустойки полученные (по кредитным, расчетным и другим операциям);

• другие доходы (комиссионные доходы по расчетным, кассовым, гарантийным и другим операциям; суммы восстановленных резервов; доходы от реализации имущества, списания кредиторской задолженности, сдачи имущества в аренду, от факторинговых и форфейтинговых операций).

По форме различают процентные доходы, комиссионные и прочие непроцентные доходы.

Процентные доходы — это доходы, полученные в виде процентных платежей за предоставленные кредиты (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные) предприятиям, организациям, населению, органам исполнительной власти в рублях и в иностранной валюте (срочные и просроченные); по депозитам, размещенным в других банках; по лизингу клиентам; по портфелю долговых ценных бумаг и др.

Непроцентные доходы — это доходы, полученные банком в другом виде, кроме процентных платежей, за оказанные банковские услуги. Непроцентные доходы в целях управления можно разбить на несколько групп:

1) непроцентные доходы от инвестиционной деятельности (дивиденды по долевым ценным бумагам и доходы от совместной деятельности);

2) непроцентные комиссионные доходы (оплата открытия и ведения счетов в банке, комиссии по лизингу, факторингу, агентские доходы по доверительному управлению имуществом и т. д.);

3) непроцентные торговые доходы (от купли-продажи валюты, ценных бумаг и иных финансовых инструментов — фьючерсов, опционов, от валютного дилинга и арбитража);

4) непроцентные интеллектуальные доходы: от оплаты услуг банка (консультаций, гарантий, поручительств, посреднических услуг) и от оплаты или аренды его нематериальных активов (программного обеспечения, ноу-хау, методик и методических разработок и т. д.);

5) непроцентные доходы, получаемые от финансовых санкций (штрафы, пени, неустойки).

Прочие доходы — это непредвиденные доходы, которые носят случайный, нерегулярный характер. К ним относятся следующие виды банковских доходов:

1) прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

2) суммы возмещения банку ранее причиненных ему убытков;

3) суммы, возвращаемые банку (налогов, необоснованно удержанных с банка, кредитов, ранее списанных на убытки и т. п.);

4) доходы от реализации имущества банка, списания кредиторской задолженности;

5) суммы восстановленных со счетов банка фондов и резервов.

В процессе финансового планирования важно различать стабильные и нестабильные доходы. Для устойчивой работы банка важен рост доходов за счет стабильных источников. К относительно стабильным источникам дохода относятся:

К нестабильным доходам относятся доходы от перепродажи ценных бумаг, доходы от переоценки счетов в иностранной валюте, штрафы, пени, неустойки полученные, а также другие доходы (от проведения операций своп, с опционами, форвардных и фьючерских операций, от реализации имущества банка, связанные с приходованием излишков денежной наличности, от восстановления сумм фондов и резервов).

Основными доходами банка являются процентные доходы по его кредитным операциям, а также различные комиссионные доходы за расчетно-кассовое облуживание клиентов.

Для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации в состав доходов коммерческих банков включаются:

• суммы начисленных и полученных процентов по кредитам, выданным предприятиям, организациям, другим банкам и населению;

• комиссионные и иные сборы за инкассовые, аккредитивные, переводные и другие расчетные операции;

• плата за услуги, оказываемые клиентам банка (юридическим и физическим лицам) за открытие и ведение расчетных, текущих, валютных, ссудных и других счетов, выдачу (прием) наличных денег;

• доходы от оказания информационных, консультационных, юридических и других услуг;

• доходы, полученные банком от проведения форфейтинговых, факторинговых, трастовых, гарантийных и акцептных операций;

• плата за инкассацию, перевозку денежных средств, ценных бумаг, иных ценностей и банковских документов;

• доходы, полученные банком по операциям с ценными бумагами;

• доходы от проведения банком операций с иностранной валютой, драгоценными металлами и иными валютными ценностями;

• доходы от сдачи в аренду имущества, принадлежащего банку;

• доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды и проценты по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим банку;

• разница между продажной и номинальной стоимостью акций, выпускаемых банком (за исключением продажи акций при формировании уставного капитала банка);

• денежные и другие товарно-материальные ценности, безвозмездно передаваемые банку юридическими и физическими лицами;

• доходы от приобретенных или арендуемых банком брокерских мест на биржах;

• суммы, перечисленные банку клиентами в счет возмещения телеграфных, почтовых и иных услуг связи;

• процентные и комиссионные сборы, полученные банком по операциям за прошлые годы, а также востребованные проценты и комиссионные сборы, излишне уплаченные банком клиентам в прошлые годы;

• излишки кассы банка;

• компенсация разницы в процентах по ссудам, выдаваемым работникам банка;

• возмещение разницы при продаже иностранной валюты (включая продажу валюты работникам банка по курсу, более низкому, чем установленный на день продажи для всех остальных покупателей).

Доходы банка должны возмещать его издержки, покрывать риски и создавать прибыль. Каждый банк в целях повышения своей эффективности должен стремиться к максимизации доходов за счет улучшения их качества и повышения устойчивости. Финансовые менеджеры банка должны на регулярной основе проводить оценку:

• фактического объема и структуры совокупных доходов банка в динамике за ряд лет;

• соотношения между различными их видами (исходя из существующей классификации);

• удельного веса каждого вида дохода в общей сумме совокупных доходов и в соответствующей группе;

• состава операций, обеспечивающих банку основную массу дохода за счет стабильных источников и возможность использования этих источников в обозримой перспективе с позиции обеспечения максимальной доходности банковской деятельности.

Для оценки уровня доходов банка могут использоваться следующие финансовые коэффициенты:

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Определенный интерес представляет коэффициент, оценивающий уровень прибыльности доходов банка, взятый в динамике:

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Банк России для оценки качества доходов банков при решении вопроса о допуске их в обязательную систему страхования вкладов физических лиц использует показатель структуры доходов банка, который рассчитывается по формуле:

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Кроме того, Банк России для оценки доходности отдельных видов операций и банка в целом используюет показатели чистой процентной маржи и чистого спрэда от кредитных операций.

Показатель чистой процентной маржи (К 5 ) определяется как процентное отношение (в % годовых) чистого процентного дохода к средней величине активов в отчетном периоде. Чистый процентный доход определяется как разница между процентными доходами и процентными расходами банка.

Показатель чистого спрэда от кредитных операций (К 6 ) определяется как разница между процентными (в % годовых) отношениями процентных доходов по ссудам к средней величине ссуд в периоде и процентов, уплаченных банком, и аналогичных расходов к средней величине обязательств, генерирующих процентные выплаты, и рассчитывается по следующей формуле:

Что не включается в состав операционных расходов банка,

где: Д n — процентные доходы, полученные от размещения средств в банках в виде кредитов, депозитов, займов и на счетах в других банках, а также от ссуд, предоставленных клиентам;

Р n — проценты уплаченные и аналогичные расходы по привлеченным средствам от клиентов и других банков;

CЗ р — средняя величина ссуд, рассчитанная по формуле средней хронологической;

ОБ ср — средняя величина обязательств банка, генерирующих процентные выплаты, рассчитанная по средней хронологической.

Вопросы для самопроверки

14.2. Расходы коммерческого банка

Расходы коммерческого банка связаны как с его операционной деятельностью, так и с его деятельностью как хозяйствующего субъекта. Согласно международным стандартам финансовой отчетности расходы — это уменьшение экономических выгод в форме оттока активов банка или увеличения его обязательств, приводящее к уменьшению капитала, не связанному с его распределением между собственниками.

Все расходы коммерческого банка можно классифицировать по форме, характеру, способу учета, влиянию на налогооблагаемую базу, способу ограничения.

По форме различаются процентные, комиссионные и прочие непроцентные расходы.

Процентные расходы включают проценты, уплаченные банком за полученные кредиты, остатки средств на счетах до востребования и срочных депозитов, которые открыты для физических и юридических лиц, включая банки; процентные платежи по выпущенным векселям, облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам.

Комиссия взимается за операции с ценными бумагами и иностранной валютой, за услуги кассовые, расчетные, по инкассации, за полученные гарантии и т. д.

Прочие непроцентные расходы имеют форму дисконтного расхода, расходов спекулятивного характера на рынке, расходов от переоценки активов; расходов по уплате штрафов, пеней, неустоек, расходов на содержание аппарата управления (оплата труда, подготовка кадров и др.), хозяйственных расходов.

По характеру расходы банка делятся на шесть групп: операционные, расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка, по оплате труда персонала банка, по уплате налогов, отчисления в специальные резервы и прочие расходы.

К операционным расходам относятся: во-первых, уплата процентов за привлеченные банком ресурсы на основе депозитных и кредитных операций, выпуска ценных бумаг; во-вторых, комиссия, уплаченная банком по операциям с ценными бумагами, с иностранной валютой, по кассовым и расчетным операциям, за инкассацию; в-третьих, прочие операционные расходы (дисконтные расход по векселям, отрицательный результат по переоценке ценных бумаг и счетов в иностранной валюте, расход (убыток) от перепродажи ценных бумаг, по операциям с драгметаллами и т. д.). Таким образом, операционные расходы — это расходы, прямо связанные с банковскими операциями.

Расходы по обеспечению хозяйственной деятельности банка включают амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы по аренде, ремонту оборудования, канцелярские, по содержанию автотранспорта, приобретению спецодежды, эксплуатационные расходы по содержанию зданий и т. д.

Расходы по оплате труда персонала банка складываются из зарплаты, премий, начислений на зарплату.

Расходы по уплате налогов связаны с налогами на имущество, земельным налогом, налогом на владельца автотранспортных средств, на пользователя автодорог и с другими налогами, относящимися на себестоимость банковских операций (т. е. с налогами, отражаемыми на расходных счетах банка).

Расходы по формированию резервов на покрытие возможных потерь по ссудам, потерь по ценным бумагам, по дебиторской задолженности и по прочим активным операциям, являются особой группой расходов, они отражают процесс переоценки различных групп активов банка по рыночной стоимости.

Прочие расходы банка разнообразны по своему составу это расходы на рекламу, командировочные и представительские, на подготовку кадров, на компенсацию затрат сотрудников банка в связи с использованием их личного транспорта для служебных целей, маркетинговые расходы, расходы по аудиторским проверкам, судебные, по публикации отчетности и т. д.

В финансовой отчетности в зависимости от характера расходов и их формы выделяют следующие виды расходов банка:

• проценты, уплаченные за привлеченные кредиты ( срочные и просроченные);

• проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам (за средства на счетах срочных депозитов и различного рода счетах до востребования);

• проценты, уплаченные физическим лицам по депозитам (включая нерезидентов);

• расходы по операциям с ценными бумагами (по перепродаже и переоценке ценных бумаг, комиссионные расходы, расходы по выплате процентного и дисконтного дохода по выпущенным ценным бумагам);

• расходы по операциям с иностранной валютой и другим валютным ценностям;

• расходы на содержание аппарата управления банка (затраты на оплату труда в различных формах, на подготовку кадров и повышение их квалификации, социально-бытовые расходы);

• штрафы, пени, неустойки уплаченные;

• другие расходы (комиссионные расходы за кассовые, расчетные и другие операции, расходы по форвардным, фьючерсным, факторинговым и лизинговым операциям, по арендной плате и др.).

По влиянию на налогооблагаемую базу расходы банка делятся на три группы:

Для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в состав расходов банка включаются:

• начисленные и уплаченные проценты по вкладам, депозитам, расчетным, текущим, корреспондентским и иным счетам;

• начисленные и уплаченные проценты по облигациям, депозитным и сберегательным сертификатам, векселям и другим долговым обязательствам банка;

• начисленные и уплаченные проценты по полученным кредитным ресурсам;

• уплаченные банком комиссионные сборы за услуги и корреспондентские отношения, проценты по остаткам на корреспондентских счетах;

• уплаченные банком комиссионные сборы за покупку-продажу иностранной валюты;

• проценты и комиссионные сборы, уплаченные банком в счет прошлых лет, возврат банком процентов и комиссионных сборов, излишне взысканных с клиентов в прошлые годы в пределах срока исковой давности;

• амортизационные отчисления основных фондов, нематериальных активов, используемых для осуществления банковской деятельности;

• расходы банка по аренде основных фондов, используемых для осуществления банковской деятельности;

• расходы на проведение всех видов ремонта основных фондов, принадлежащих банку или арендованных им, если это предусмотрено договором аренды;

• затраты в соответствии со сметами, утверждаемыми ежегодно правлением (советом) банка, в пределах установленных в соответствии с законодательством норм и нормативов на представительские расходы; плата учебным заведениям за предоставление услуг по подготовке, повышению квалификации и переподготовке банковских работников; компенсации за использование работниками банка для служебных поездок личных легковых автомобилей;

• оплата консультационных, информационных, аудиторских услуг, оказываемых банку на договорной основе;

• расходы банка по оплате канцелярских, почтовых, телеграфных, телефонных и других услуг связи; специальной литературы, нормативных и инструктивных актов; подписки на газеты и журналы, необходимые для осуществления банковской деятельности;

• расходы по оплате услуг расчетно-кассовых и вычислительных центров;

• суммы налогов на имущество, на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, с владельцев транспортных средств, других налогов, сборов и платежей, включаемых в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг) или относимых на издержки;

• расходы, связанные с изготовлением и внедрением расчетно-платежных средств (пластиковых карточек, дорожных чеков и др.);

• расходы, связанные с организацией и выпуском банком акций, облигаций, депозитных и сберегательных сертификатов, других долговых обязательств и прочих ценных бумаг;

• суммы отчислений в резерв на возможные потери по кредитным требованиям, подлежащие резервированию в соответствии с порядком, установленным ЦБ РФ;

• затраты на оплату труда работников, в том числе не состоящих в штате банка, обязательные отчисления в Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, производимые в соответствии с законодательством;

• эксплуатационные расходы по содержанию зданий, оборудования, инвентаря, служебного автотранспорта, как принадлежащих банку, так и арендованных банком.

По способу ограничения расходы банка делятся на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся расходы на рекламу, командировочные, на подготовку кадров, представительские, на компенсацию расходов, связанных с использованием личного транспорта работников банка. Расходы сверх норм увеличивают налогооблагаемую базу банка.

В составе расходов банка основной удельный вес приходится на уплаченные проценты по депозитам, вкладам граждан, кредитам, полученным от других банков, а также на заработную плату своих сотрудников, амортизацию основных средств.

Политика коммерческих банков в отношении расходов направлена на их разумную минимизацию и рациональное использование имеющихся средств. В банках с этой целью проводится анализ:

• фактического объема и структуры совокупных расходов банка в динамике за ряд лет;

• соотношения между различными их видами;

• удельного веса каждого вида расхода в общей сумме совокупных расходов и в соответствующей группе.

Кроме того, банки с целью контроля за расходами составляют бюджеты (финансовые планы): финансовых ресурсов, операционных доходов и расходов; хозяйственных расходов; расходов на сотрудников; коммерческих и административных расходов; капитальных вложений.

Для оценки адекватности уровня расходов банка используются следующие финансовые коэффициенты:

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Банк России для оценки качества расходов банка использует показатель структуры расходов банка (К 5 ), который определяется как процентное отношение административно-управленческих расходов к чистым операционным доходам. Он рассчитывается по формуле:

Что не включается в состав операционных расходов банка,

где Р ау — административно-управленческие расходы, включающие в себя расходы на содержание аппарата, эксплуатационные расходы, расходы на аудит, арендную плату, расходы по публикациям;

ЧОД — чистые операционные доходы, представляющие собой сумму финансового результата банка (прибыль за отчетный период + налог на прибыль) и административно-управленческих расходов.

Вопросы для самопроверки

14.3. Прибыль банка: ее формирование и распределение

Балансовая прибыль банка как результат его деятельности образуется за счет разницы между фактически полученными доходами и произведенными расходами. Она определяется нарастающим итогом в течение отчетного года.

В соответствии с требованиями гл. 25 Налогового кодекса РФ на основании данных бухгалтерского и налогового учета определяются налогооблагаемая база по налогу на прибыль и сумма налога на прибыль, который уплачивается за счет прибыли банка. После уплаты налога на прибыль, других налогов из прибыли остающаяся в распоряжении банка прибыль может быть использована в соответствии с учредительными документами и внутрибанковскими положениями о порядке распределения и использования прибыли на основании решения общего собрания участников (акционеров, пайщиков) банка. Если банк имеет убыток как результат финансовой деятельности, то он погашается за счет источников, определенных на общем собрании учредителей (участников) банка (резервный фонд, дополнительные взносы участников, отказ от выплаты дивидендов и т. д.).

За счет чистой прибыли банки формируют различные фонды, необходимые для развития их материально-технической базы, обеспечения устойчивой работы на рынке банковских услуг и материального стимулирования своих сотрудников.

В соответствии с Уставом каждый банк обязан создавать резервный фонд. Ежегодно часть прибыли (не менее 5 %) направляется на увеличение резервного фонда коммерческого банка. В соответствии с законодательством коммерческий банк в конечном счете должен сформировать резервный фонд в размере не менее 15 % величины уставного капитала. Максимальная величина резервного фонда может быть определена Уставом банка.

На формирование резервного фонда могут быть также направлены неиспользованные по состоянию на начало отчетного года остатки средств других фондов банка, сформированных за счет прибыли предшествующих лет, оставшейся в распоряжении банка, использование которых не уменьшает величину имущества банка. Такое перераспределение средств между различными фондами должно быть предусмотрено в соответствующих внутрибанковских положениях о порядке формирования и использования фондов, которые формируются путем отчислений от чистой прибыли. Средства резервного фонда могут быть направлены на покрытие убытков банка по итогам работы за отчетный год.

Банк в процессе своей деятельности должен расширять и обновлять основные средства, приобретая оборудование, вычислительную технику, средства транспорта и связи. Для финансирования затрат в этой области часть прибыли банка направляется в фонд накопления.

В целях экономического стимулирования труда работников и социального развития коллектива банка определенная доля прибыли перечисляется в фонды специального назначения. В частности, в банке могут создаваться: фонд материального поощрения и фонд социального развития. Эти фонды, в отличие от фонда накопления, относятся к числу фондов, использование которых уменьшает имущество банка. В числе других специальных фондов может создаваться фонд для выдачи ссуд работникам банка.

Использование средств фондов специального назначения должно осуществляться банком в соответствии с утвержденными сметами.

Оставшаяся прибыль после вышеуказанных отчислений по решению общего собрания участников может направляться на пополнение уставного капитала банка и использоваться на выплату дивидендов акционерам (участникам). При этом владельцы привилегированных акций получают доход в виде дивидендов в установленной ранее доле от номинала акций, а держатели обыкновенных акций — доход с учетом остающейся прибыли, которая может быть направлена на выплату дивидендов по этим акциям.

Вопросы для самопроверки

14.4. Оценка уровня прибыльности банка

Прибыль играет очень важную роль в деятельности любого коммерческого банка. Это объясняется целым рядом обстоятельств. Наличие у банка в достаточном размере прибыли позволяет ему, во-первых, расширять масштабы своей деятельности путем открытия новых филиалов, дополнительных офисов и других организационно-структурных подразделений, осваивая новые территории, а следовательно, привлекая новую клиентуру из различных отраслей хозяйства; во-вторых, наращивать собственный капитал (через капитализацию нераспределенной прибыли); в-третьих, создавать запас прочности против непредвиденных убытков, проблемных ситуаций (путем регулярных отчислений от прибыли в резервный фонд); в-четвертых, обеспечивать выплаты дивидендов собственникам банка; в-пятых, определять конкурентную позицию банка на внутреннем и международном денежных рынках (через показатели рентабельности банковского бизнеса).

Исходя из вышеизложенного базовой целевой установкой менеджмента каждого коммерческого банка должна стать установка на достижение наиболее высоких доходов при минимизации расходов банка. В предыдущих параграфах данной главы было освещено содержание аналитической работы в банках по оценке уровня их доходов и расходов, такой анализ раскрывает причины изменений в объемах и структуре доходов и расходов, что позволяет выявить резервы роста банковской прибыли.

Как показывает практика, на абсолютный размер прибыли коммерческого банка влияет целый ряд факторов, из которых можно выделить: долю активов, приносящих доход в активах банка и их структуру, соотношение темпов роста (снижения) доходов и расходов банка, среднюю доходность отдельных активных операций банка, ставки привлечения и размещения средств и т. д.

Основным источником прибыли банка является процентная маржа, которая представляет собой разницу между процентным доходом и процентным расходом коммерческого банка, т. е. между процентами полученными и процентами уплаченными. Процентная маржа показывает, насколько доходы от активных операций способны перекрывать расходы по пассивным операциям. Основное же предназначение процентной маржи заключается в покрытии налогов, банковских рисков, убытков от спекулятивных операций банка и так называемого «бремени» в виде превышения беспроцентного дохода над беспроцентным расходом.

Абсолютная величина процентной маржи зависит от целого ряда факторов, к основным из которых можно отнести: объем активных операций, приносящих процентный доход; разницу между процентными ставками по активным и пассивным операциям (спрэд); долю льготных и высокорисковых ссуд в кредитном портфеле банка; структуру привлеченных ресурсов; соотношение между собственным капиталом банка и привлеченными средствами и др.

Относительная величина процентной маржи характеризуется двумя коэффициентами. Первый представляет отношение процентной прибыли (проценты, полученные в периоде, минус проценты, уплаченные в периоде) к средним остаткам активов в периоде, а второй коэффициент рассчитывается как отношение процентной прибыли за период к средним остаткам активов, приносящих доход в периоде.

Однако абсолютный размер прибыли не позволяет сравнивать банки по эффективности их деятельности на рынке банковских услуг. Поэтому на практике для оценки уровня прибыльности (рентабельности) коммерческих банков широко используется система финансовых коэффициентов.

Система коэффициентов прибыльности включает следующие показатели:

• соотношение прибыли и активов;

• соотношение прибыли до налогообложения и активов;

• соотношение прибыли и собственного капитала;

• прибыль на одного работника.

Прибыль к активам является основным коэффициентом, позволяющим дать первую количественную оценку рентабельности банка. При действующей в России системе учета и отчетности методы расчета данного коэффициента выражаются следующими фокмулами:

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Различие между первым и вторым коэффициентом заключается в том, что прибыль очищается от нестабильных источников. Это имеет принципиальное значение, когда в дальнейшем оценивается динамика коэффициента. Рейтинг банка не может быть высоким, если рост коэффициентов прибыльности обеспечивается за счет нестабильных источников.

Прибыль до налогообложения к активам — это соотношение, сопоставляемое с коэффициентом прибыль/активы для оценки менеджмента прибыли.

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Чем больше расхождение коэффициентов прибыль/активы и прибыль до налогообложения/активы, тем хуже при прочих равных условиях управление прибылью.

Прибыль к собственному капиталу. Собственный капитал — это наиболее стабильная часть ресурсов коммерческого банка. Поэтому стабильность и рост прибыли на рубль собственного капитала в прошлые периоды гарантирует в определенной мере сохранение уровня рентабельности банка в будущем. Кроме того, данный коэффициент интересует также учредителей, акционеров и пайщиков, так как показывает эффективность их инвестиций.

Расчет коэффициентов прибыльности собственного капитала осуществляется следующим образом:

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка;

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Прибыль на одного работника — соотношение, позволяющее оценить, насколько согласовано управление прибылью и персоналом. При этом используются следующие коэффициенты:

Что не включается в состав операционных расходов банка

Что не включается в состав операционных расходов банка

Анализ уровня прибыльности банков на основе финансовых коэффициентов включает:

Анализ прибыльности банка в динамике целесообразно проводить также на основе многофакторной мультипликативной модели вида

Что не включается в состав операционных расходов банка,

Что не включается в состав операционных расходов банка,

где разложение прибыли представлено в виде сомножителей.

Общее изменение прибыли банка формируется под влиянием следующих факторов:

• изменения размера собственного капитала

Что не включается в состав операционных расходов банка;

• изменения структуры капитала (мультипликатор капитала)

Что не включается в состав операционных расходов банка;

• изменения уровня эффективности использования активов

Что не включается в состав операционных расходов банка;

• изменения размера маржи прибыли

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Примечание: При расчете показателей модели используются данные отчета о прибылях и убытках и данные баланса усредненных капиталов.

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Отдельно по факторам можно проанализировать изменение размера процентной прибыли банка. Основой анализа является следующая многофакторная модель мультипликативного вида:

Что не включается в состав операционных расходов банка,

Что не включается в состав операционных расходов банка.

Схема разложения прироста процентной прибыли по факторам аналогична методике факторного анализа изменения общей суммы прибыли, рассмотренной выше.

В международной практике для оценки эффективности деятельности банков и других компаний широко используется показатель «прибыль на акцию», который характеризует тенденцию изменения прибыли с течением времени с учетом инвестиций, произведенных в капитал банка. При этом существует два показателя: базовая прибыль на акцию и разводненная прибыль на акцию.

Базовая прибыль на акцию рассчитывается путем деления чистой прибыли или убытка за период, причитающихся владельцам обыкновенных акций, на средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении за период. Для расчета базовой прибыли на акцию чистая прибыль или убыток за период, причитающиеся владельцам обыкновенных акций, принимаются равными чистой прибыли или убытку за вычетом дивидендов на привилегированные акции. Количество обыкновенных акций при расчете этого показателя принимается равным средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение периода, которое рассчитывается путем умножения на взвешенный временной коэффициент количества обыкновенных акций, находящихся в обращении на начало периода, скорректированного на количество обыкновенных акций, выкупленных или размещенных в течение периода. Взвешенный временной коэффициент определяется как частное от деления количества дней, в течение которых акции находятся в обращении, на общее количество дней в отчетном периоде.

Разводненная прибыль на акцию показывает, какая прибыль приходилась бы на акцию, если бы все выпущенные банком конвертируемые в обыкновенные акции контракты (конвертируемые привилегированные акции, конвертируемые облигации, опционы на акции) были бы конвертированы в отчетном периоде. Поэтому для расчета данного показателя чистая прибыль за период, приходящаяся на обыкновенные акции, увеличивается на чистую, за вычетом налогов, сумму дивидендов и процентов, начисленных в течение периода по конвертируемым контрактам с разводняющим эффектом, и корректируется с учетом любых изменений в доходах или расходах, которые возникли бы в результате конвертации контрактов с разводняющим эффектом в обыкновенные акции. Средневзвешенное количество обыкновенных акций в обращении увеличивается на средневзвешенное количество дополнительных обыкновенных акций, которые поступили бы в обращение, если допустить конвертацию всех контрактов с разводняющим эффектом в обыкновенные акции.

Вопросы для самопроверки

Выводы

12. В международной практике для оценки эффективности деятельности банков и других компаний широко используют показатель «прибыль на акцию», который характеризует тенденцию изменения прибыли с течением времени с учетом инвестиций, произведенных в капитал банка. При этом существует два показателя: базовая прибыль на акцию и разводненная прибыль на акцию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *