Что не включается в конспект экскурсии по биологии составляемый педагогом
Методика проведения экскурсий на уроках биологии
Пояснительная записка
В воспитании учащихся огромная роль принадлежит школе. Каждый год учителя биологии, в дополнения к уроку, проводят разнообразную внеклассную работу, которая обогащает общее развитие и духовную жизнь учащихся, стимулирует желание больше увидеть, узнать, сделать, дает возможность связать полученные знания с жизнью.
Место курса в учебно-воспитательном процессе
Цели и задачи, образовательные результаты
Цель: разработка учебно-методического курса и создание интерактивного мультимедийного пособия «Виртуальная экскурсия».
Концепция курса
Образовательные результаты
Контроль знаний и умений
Организация учебного процесса
Методические рекомендации
Почти каждая тема в биологии связана с экскурсией, но учитывая нехватку учебного времени, учитель выбирает те темы, которые тяжело изучаются в классе, или же проводит обобщающие (заключительные) экскурсии.
Методика подготовки к экскурсии
За несколько дней до экскурсии учитель определяет тему и продумывает структуру экскурсии, сопоставляя с учебным материалом, выбирает место экскурсии, определяет маршрут и проходит по нему, подбирая нужные объекты, места остановок, составляет план экскурсии, вопросы содержания и методы проведения, маршрут и объекты для наблюдений, вопросы для беседы.
Учитель должен сформировать у учащихся следующие правила поведения: отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать), наблюдать (но не ловить), птичьи гнезда не фотографировать, не шуметь, не бегать, не лазать без надобности по деревьям, не причинять вреда. Учитель и учащиеся должны помнить о том, что многие виды растений и животных, которые 20-30 лет назад были обычными, сейчас стали редкими и исчезающими.
Для обеспечения полного порядка на экскурсии учитель распределяет учащихся в группы по 4-5 человек, где избирают старшего, отвечающего за дисциплину.
Заключение
Конечно, экскурсия не должна быть сухим продолжением урока. В связи с этим в план экскурсии всегда должны быть включены элементы игры, наблюдений, эксперименты. Ведь никакой доклад, никакая беседа не могут заинтересовать так, как умело проведенная экскурсия. Конкретность наблюдаемых явлений, процессов, необходимость кратко записывать увиденное, провести сравнение, сделать соответствующие выводы, а затем применить полученные знания на уроке и в жизни-все это способствует развитию мышления и наблюдательности учащихся, заставляет задуматься над тем, что раньше проходило мимо внимания. Выполнение во время экскурсии заданий, связанных с конкретными наблюдениями, развивает у учащихся исследовательские наклонности и самостоятельность в добывании знаний. При этом они входят в тесный контакт с объектами природы, которые оказывают на них большое воспитывающее влияние: у них вырабатывается ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца, развивается чувство коллективизма.
На экскурсиях по биологии легко осуществить индивидуализацию обучения, применить дифференцированный подход, что позволяет учесть разносторонние интересы учащихся. Экскурсии дают большие возможности для ознакомления учащихся с научными основами охраны природы, дают возможность приобщить учащихся к труду, вооружить их умениями и навыками использования биологических закономерностей в практической деятельности.
Приложение 1
Методика проведения экскурсии
(на примере экскурсии в 7-м классе)
Например, в 7-ом классе, по новой программе, цветковые растения и их классификация изучаются, к сожалению, в зимний период. Но заключительную экскурсию по данному разделу можно перенести на конец учебного года, и это будет хорошим повторением пройденного материала, к тому же можно будет увидеть цветущими те растения, которые не цветут летом. При желании эту экскурсию можно провести за 2 урока. Методика проведения данной экскурсии довольно-таки проста, но учитывая, что этот раздел был изучен еще зимой, перед экскурсией обязательно (можно не целый урок) повторение, где повторяются семейства цветковых растений, их морфология, различия, сходства, разнообразие. Обязательно нужно вспомнить классификацию цветковых растений. Простота этой экскурсии в том, что цветковые растения встречаются повсюду, и, чтобы провести эту экскурсию, достаточно выйти на аллею, пришкольный участок, клумбу.
Задача экскурсии: ознакомиться с миром цветковых растений окружающей местности, понять причину их разнообразия. Перед экскурсией проводится беседа по правилам поведения на природе, о бережном отношении к растениям. Затем учитель делит класс на звенья (группы). На этой экскурсии можно в большом разнообразии применить игровые формы. Например, уже в начале объявить конкурс на звено наблюдательных, смышленых и организованных. Затем идет организация работы.
Учащимся предлагается сосчитать число видов растений, растущих в пришкольной зоне. Ученики дают обоснование подсчетам, пользуясь понятиями «особь», «вид», затем решают задачу, можно ли растущие на клумбе растения объединить в один отдел, класс, семейство.
Каждое звено получает инструктивную карточку по какому-либо семейству.
Инструктивная карточка
1. Внимательно рассмотрите внешнее строение растений разных видов одного семейства и оформите записи в таблице.
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)
1. Проанализируйте записи и сделайте выводы:
а) Чем отличаются растения разных видов данного семейства?
б) Какие признаки являются общими для растений данного семейства?
в) Чем объяснить сходство в строении растений?
г) К какому классу и типу относятся растения данного семейства?
Обследовать пришкольную зону, найти растения семейства, данного каждому звену, изучить особенности их внешнего строения и данные внести в таблицу (перед выполнением задания учитель проводит инструктаж по заполнению таблицы).
Видовое название Особенности внешнего строения листьев
цветков (формула) плодов (тип)
При подведении итогов по этим заданиям каждое звено называет число видов растений семейства и общую характеристику.
Здесь можно провести игру «Отгадай растение»: раздаются карточки с описанием растения, которые встретились каждому звену, учащиеся должны вспомнить, где они увидели это растение и его название.
Карточка №1. Травянистое растение, листья очередные, с трилистниками. Цветы одиночные, неправильные. Венчик небольшой, окружен в белый или желтый цвет. Корни нитевидные.
Обобщая результаты, учитель предлагает учащимися 2 вопроса: «Какими общими чертами строения характеризуются растения каждого семейства?», «Чем объяснить эти сходства?».
Причины сходства и различий учащиеся находят с трудом, но наводящие рассуждения учителя облегчают этот путь.
Учитель предлагает учащимся сравнить подорожник большой и одуванчик лекарственный, выросшие у дороги, с особями, растущими в стороне от дороги, и охарактеризовать условия их жизни. В результате учащиеся делают вывод о влиянии местообитания на внешний вид растения.
Демонстрируются другие придорожные растения, рассказ учителя о соответствии их строения условиям жизни. Учащиеся находят черты приспособленности у гусиной лапки, клевера ползучего, ромашки пахучей.
Затем устраивается небольшой отдых, который посвящается закреплению увиденного. Здесь можно предложить игру: «Вспомни увиденное». Ведущий задает вопросы играющим о том, что они видели на пройденном пути. Кто быстрее и правильнее дает ответы, тот выигрывает. Можно предложить другую игру: «Будь внимателен». Играющие становятся в круг, и ведущий дает каждому название растения. Затем ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то ведущий должен сказать «да»,а если неправильно-«нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы ведущего.
Учитель ведет класс на пустырь, где учащиеся наблюдают лопух большой, чертополохи, крапиву двудомную и др. и отвечают на вопросы: почему лопух вытесняет другие растения? Почему животные и человек обходят растения пустырей?
Почему животные не поедают эти растения? Чем отличаются растения пустырей от придорожных растений? Какие приспособления выработались у этих растений?
Учащиеся определяют, к какому семейству принадлежат встреченные растения. Проводится беседа о практическом значении этих растений.
Вернувшись к школе, ученики изучают сорные растения на пришкольном участке.
С помощью копалки удаляются сорняки участка, указанного учителем. Распределяют на 3 группы (с помощью учителя): многолетние, двулетние, однолетние. Заполняется таблица:
№ особенности внешнего строения органов Меры борьбы Семейство Видовое название
надземных
подземных
Учитель проводит беседу с учащимися, дополняет ответы и рассказывает о биологии наиболее злостных сорняков.
По результатам экскурсии ученики оформляют 4 карточки с описанием растений, увиденных в процессе работы.
Приложение 2 (игры, которые можно использовать на экскурсии)
1. Бастракова Т.А., Жарких А.В. «Летняя экскурсия в лес», Казань «КГУ»,1981 г.
2. Дмитриев Ю.Д. «Занимательная биология»:М. «Дрофа» 1996 г.
3. Петросова Р., Рохлов В., Теремов А. «Занимательная ботаника»:М. «AST пресс»,1998 г.
4. Тетюрев В.А. «Рассказы о наблюдениях в природе»:М. «Просвещение»,1971 г.
5. Трайтак Д.И. «Как сделать интересной внеклассную работу по биологии», М. «Просвещение»,1971 г.
Методические рекомендации проведения экскурсий на уроках биологии
Материал будет полезен учителям биологии при проведении экскурсий на уроках.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации проведения экскурсий на уроках биологии»
по проведению экскурсий по биологии
Место и значение экскурсий в процессе познания
Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии обучающиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. В связи с изучением искусственного и естественного отбора, методов и успехов селекции проводятся экскурсии на производство, в научные учреждения, в процессе которых раскрываются особенности организации производства, пути использования достижений биологической науки, методы научного исследования. Они помогают обучающимся проникнуться уважением к труду.
Преподавание биологии невозможно без проведения экскурсий. Главная цель экскурсий заключается не в том, чтобы показать виды и названия нескольких десятков живых существ, не в том, чтобы научиться их отыскивать и описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного или растительного организма, а в том, чтобы показать и научить видеть жизнь природы, видеть и понимать биологические процессы. Не на отдельный организм нужно обращать внимание, а на явления общего характера, причём отдельные организмы являются, только примерами, иллюстрирующими данное явление. Только при этом непременном условии можно достигнуть того, что мы будем представлять себе жизнь окружающей природы в виде ряда тесно связанных явлений, а не в виде отдельных существ, отличающихся теми или иными удивительными особенностями.[1 ]
Экскурсии бывают вводные по курсу или теме, большей частью проводимые осенью, текущие (осенние и зимние), заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
На осенних — вводных — экскурсиях учащиеся получают подробные и простые задания и собирают живой материал не только по пройденным темам, но и по текущей и для последующих тем. Вводные экскурсии преследуют цель заинтересовать учащихся поставленными вопросами и собранным материалом, на последующих уроках эти вопросы должны быть разрешены, а собранный материал изучен. Работы учащихся по заданиям на основе пройденного за зиму материала будут наиболее углубленными и самостоятельными на весенних, заключительных экскурсиях. К организации и проведению экскурсий по изучению различных экосистем существует два подхода: системный экологический и эколого-биологический.
Экологический заключается в том, что во время экскурсии, например, на луг, дается полная экологобиологическая характеристика не только видов растений и животных, обитающих и встреченных на определенной территории, но и лугу в целом. Это предполагает высокий уровень знаний, умений и опыта проведения наблюдений, как учителя, так и учащихся.
Заключительные экскурсии строятся таким образом, чтобы учащиеся в природе нашли то, что изучали по учебнику и в классе, и разрешили на конкретных примерах возникшие или поставленные учителем вопросы. Постановка и самостоятельность разрешения вопросов будят мысль и развивают исследовательский интерес и наблюдательность. При переходах, во время отдыха и в заключение экскурсии возможно проведение натуралистических упражнений с элементами игры (определение направления, расстояния, высоты деревьев; кто скорее найдет нужное растение; кто назовет большее число известных ему растений; кто запомнил больше объектов).
Экскурсии в природу по всем биологическим курсам, проводимые по разным темам и в различное время года, все же имеют общую структуру. В каждом биологическом курсе проводится несколько экскурсий в природу, музеи и на производство.
Экскурсии по курсу «Живой организм»
В процессе преподавания данного курса испытывается постоянная потребность в общении с природой. И по каждой теме курса следовало бы на экскурсии показать учащимся изучаемые растения и явления в природе, но приходится ограничиваться 2—З экскурсиями в год. Осенью экскурсию по теме «Строение живых организмов» проводят в лес, на луг. На этой экскурсии учащиеся знакомятся с важнейшими формами и органами нескольких типичных растений, их развитием, долголетием и условиями жизни. Особое внимание обращают на цветущие растения (собирают растения с различными цветками, соцветиями, плодами). Желательна экскурсия «Растения и почва» по теме «Органы цветковых растений», которая включает следующие элементы: знакомство со строением двух-трех разных видов почв и типичными растениями, произрастающими на них (лес, степь, сухая возвышенность); лесная подстилка из опавших листьев как удобрение; строение корневой системы; обработанные поля; всходы озими; сбор растений с различными корнями. Обязательной следует считать экскурсию на тему «Жизнь растений весной». На этой экскурсии рассматриваются такие объекты и явления: всходы, почки, побеги, формы листьев; видоизмененные побеги (луковицы, корневища); вегетативное размножение; цветение; двудольные и однодольные растения; насекомоопыляемые и ветроопыляемые цветки; развитие растений, цветущих весной; признаки весны.
Экскурсии по курсу «Живой организм» на пришкольный участок
Учитель проводит экскурсию по территории пришкольного участка, показывает и называет растения (деревья, кустарники, цветы и травы), произрастающие во дворе школы, вместе с учениками определяет и перечисляет особенности развития природы в осенний период. Ученики записывают основную информацию, фотографируют или зарисовывают растения, собирают растения для гербария. (Приложение 6)
Экскурсии в сельское хозяйство и другие производства
Экскурсии в сельскохозяйственное производство- это экскурсии в организованную природу, где культурные растения и домашние животные находятся в созданной человеком искусственной среде. Цель экскурсий в сельскохозяйственное производство — показать учащимся его значение, организацию и условия труда, его достижения на основе науки. Экскурсия начинается с краткого обзора профиля производства, его экономического положения, структуры и характеристики ведущей отрасли. Вступление делает учитель или работник производства.
Во время осмотра главных полей или помещений, в которых содержатся животные, следует предусмотреть проведение учащимися наблюдений и измерений. Так, на полях по предварительно данным заданиям, разным для отдельных групп учащихся, проводят примерно следующие наблюдения. На озимом поле определяются дружность всходов, глубина заделки семян, размеры листьев и корней всходов и т. п. Определения с измерениями дают материал для самостоятельных выводов и лучше запоминаются, чем цифры, сообщенные экскурсоводом. В заключительной беседе результаты наблюдений сопоставляются и обобщаются. Работники производства делают дополнения и отвечают на вопросы. Главное, что важно уяснить учащимся на экскурсии,— это какими методами достигнуто повышение урожайности культур и продуктивности животных. Из зоологических экскурсий, совершаемых в сельскохозяйственное производство, наибольшее значение имеют экскурсии на молочнотоварную ферму. В содержание данной экскурсии включаются следующие основные вопросы:
Животные, разводимые в данном хозяйстве
Требования, предъявляемые к образцовому скотному двору;
Устройство стойла (размеры, кормушка, поилка, пол, таблички)
Общие сведения об уборке и вентиляции помещения, доении, разведении.
Люди, ухаживающие за животными
Ознакомление с породным составом стада производится на примере наиболее типичных экземпляров, с резко выраженными признаками породы (молочность, живой вес и др.). Для того чтобы дать учащимся элементарное понятие о разведении крупного рогатого скота, следует показать им телятник, обратить внимание на способы воспитания и отбора молодняка. Полезно проанализировать по племенной книге или по специальным племенным карточкам, как проводился подбор родительских пар и отбор молодняка в данном хозяйстве.
Методические указания при проведении экскурсий
Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки преподавателя и обучающихся. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между обучающихся распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если преподаватель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет преподавателю составить план проведения экскурсии.
Обучающиеся должны быть обеспечены соответствующим снаряжением:
-блокноты и карандаши для записи
-ботанизирки и коробки для сбора материала
-и прочее оборудование
в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть обучающихся не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала. Очень важно подготовить обучающихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно преподаватель может ознакомить обучающихся с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
План проведения экскурсии
Как для урока, так и для экскурсии преподаватель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее:
1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.
2. Маршрут экскурсии. (Следует заметить, что маршрут — это не путь движения обучающихся, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.)
3. Снаряжение экскурсии (Необходимое оборудование для преподаватель, для самостоятельной работы обучающихся и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности обучающихся во время экскурсии.)
4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 — 7 мин).
5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).
6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10—15 мин).
7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3 — 5 мин).
8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.
9. Общее заключение по экскурсии (в природе).
10. Обработка (на занятиях, дома) обучающихся собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета сообщения.
Экскурсия не должна быть очень продолжительной и походить на урок или тем более на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям.
Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем преподаватель поясняет цель и индивидуальные задания для обучающихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти обучающихся. Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым обучающимся, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия — оставляет у обучающихся неизгладимые впечатления.
Во время самостоятельной работы преподаватель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.
В установленное время обучающиеся собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах обучающихся по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии. Преподаватель дополняет и обобщает сообщения обучающихся помогает правильно разложить собранный материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Преподаватель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке.
«Десять заповедей экскурсионного дела».
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8.Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Экскурсии имеют огромное значение и для самого преподавателя. Оказавшись вместе с обучающимися лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир. Появляется понимание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания. [2]
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Обучающиеся учатся находить в природе объекты по заданиям преподавателя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях обучающиеся, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине.
Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью. Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет обучающимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у обучающихся целостной картины мира.
На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы),который будет нужен на уроке, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии.
Подготовка к экскурсии.
Методика подготовки экскурсии включает подготовку преподавателя и обучающихся. Определяют задачи экскурсии. На предшествующим экскурсии уроке устанавливается связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между обучающимися распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
Очень важно подготовить обучающихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно преподаватель может ознакомить обучающихся с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии.
Экскурсии – главнейшее после урока звено процесса воспитывающего обучения. Экскурсии по биологии и экологии позволяют добиться прочных, осознанных знаний, установить связь теории с практикой в процессе обучения. На уроке и даже лабораторном занятии обучающиеся познают отдельные предметы и явления живой природы изолированно друг от друга, не видят связей растений и животных со средой обитания. В связи с изучением искусственного и естественного отбора, методов и успехов селекции проводятся экскурсии на производство, в научные учреждения, в процессе которых раскрываются особенности организации производства, пути использования достижений биологической науки, методы научного исследования. Они помогают обучающимся проникнуться уважением к труду.
Содержание экскурсии преподаватель конкретизирует с учетом природного и производственного окружения. Важно правильно определить место экскурсии в системе уроков, чтобы придать работе обучающихся поисковый характер, активизировать их мыслительную деятельность. О времени, месте и цели проведения экскурсии преподаватель оповещает обучающихся заранее, рекомендует прочитать соответствующую литературу.
Проведение экскурсии должно быть подготовлено. Уже при составлении годового плана преподаватель определяет цель и место экскурсии в системе уроков, разрабатывает ее задачи, описывает ход, намечает географический пункт, составляются задания для обучающихся. Преподаватель заранее посещает место проведения экскурсии, отбирает объекты для изучения, запоминает их расположение, знакомит сотрудников организации с задачами экскурсии, изучает литературу, уточняет индивидуальные и групповые задания для обучающихся, в которых предлагается самостоятельно рассмотреть объекты и проследить за рассказом экскурсовода, записать необходимые сведения.
Во время работы на экскурсии и сбора материала необходимо соблюдать следующие правила:
1.Работать, не отклоняясь от плана.
2.Соблюдать аккуратность в работе, в оформлении сборов и в записях.
3.Избегать захватывать с собой большее количество материалов, чем нужно для последующей работы; охранять природу от уничтожения ценных и редких объектов.
4.Результаты наблюдений записывать на месте, не полагаясь на память, иначе многое забудется
5.Соблюдать во время экскурсии полную дисциплину.
6. Собранные растения привести в порядок, обработать: живые растения поставить в ящики, горшки, полить; сорванные растения необходимые для изучения в классе, поставить в воду; растения, подготовленные для сушки, поместить в пресс и т. д.
Методы обучения, используемые при проведении экскурсий
Методы проведения экскурсий приучают обучающихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи явлений, находить нужные объекты, приобретать навыки самостоятельной натуралистической работы — навыки элементарного исследования природы.
На экскурсиях собирается материал (с учетом охраны природы), используемый в дальнейшем на уроках, во внеурочных работах и внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора живых объектов, коллекционирования и гербаризации
Основной метод обучения на экскурсии наблюдение, которое применяется в сочетании с беседой, небольшим рассказом. При этом не следует злоупотреблять объяснением, так как на экскурсии в природу обучающиеся не склонны долго слушать.
Предварительные итоги преподаватель подводит в конце экскурсии, а окончательно результаты обучающиеся оформляют в виде отчета, смонтированных стендов. Целесообразно вначале давать план отчета, который облегчит обучающихся работу над ним. Преподаватель оценивает не только отчеты, но и работу обучающихся на экскурсиях, их активность при выполнении заданий, умение вести целенаправленные наблюдения, оформлять материалы. Знания обучающихся, полученные на экскурсии, необходимо всемерно использовать и развивать на последующих уроках.
Для изучения биогеоценоза можно использовать плодовый сад, в котором хорошо выявляются пищевые связи между птицами, насекомыми и растениями. Этот культурный биогеоценоз (агроценоз), как правило, имеет богатую фауну. Плодовые деревья и кустарники поражает яблоневый долгоносик, личинки которого служат пищей для наездников. На плодовых деревьях паразитируют листоблошка яблоневая, тля яблонная, пяденица зимняя, моль яблонная, плодожорка яблонная, огневка. В саду много видов птиц: воробьев, синиц, трясогузок, горихвосток, скворцов, зябликов и др. Использование данных многолетних фенологических наблюдений дает возможность сопоставить фазы развития растений и животных с погодными условиями, выяснить влияние абиотических факторов на скорость развития организмов.
Содержание курса общей биологии обусловливает необходимость проведения экскурсии на селекционную станцию, племенную ферму или местную сельскохозяйственную выставку для изучения методов и результатов селекции.
Итак, в процессе изучения курса общей биологии организуются четыре типа экскурсий: на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей. Методика проведения экскурсии каждого типа имеет специфические особенности.
Экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с группой или группой обучающихся, проводимая вне учебного заведения с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору преподаватель и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по ряду тем, изучаемых в основном весной и осенью в курсах «Живой организм», «Многообразие живых организмов» и общей биологии. Содержание экскурсий имеет непосредственную связь с пройденным на соответствующих уроках материалом, и в то же время полученные представления, результаты наблюдений и собранное в природе используются на многих последующих уроках.
Учебно-воспитательное значение школьных биологических экскурсий огромно. Эта форма организации учебно-воспитательного процесса заслуживает со стороны преподавателя самого серьезного внимания, так как на экскурсиях знания обучающихся развиваются, совершенствуются и превращаются в умения, которые способствуют их профессиональной ориентации. Экскурсии воспитывают коллектив обучающихся в иной, отличной от учебной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по биологии
1. Общие требования охраны труда
1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по охране труда и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
2. При проведении экскурсий обучающиеся должны избегать воздействия следующих опасных и вредных факторов:
— травмирования ног при передвижении без обуви или без соответствующей одежды;
— заражения инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызунами, клещами, насекомыми и пр.);
— отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;
— заражения желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.
3. Обучающиеся обязаны при проведении экскурсии:
— пройти инструктаж по охране труда при проведении экскурсий по биологии;
— соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу;
— во время экскурсии по биологии обучающиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены;
— о каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии;
— одеваться в соответствии с погодными условиями.
4. Обучающимся запрещается:
— отправляться на экскурсию без прохождения инструктажа по охране труда
во время экскурсий по биологии;
— приносить с собой колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;
— бегать, толкать друг друга; кидать различные предметы друг в друга;
— отлучаться без разрешения преподавателя.
5. Преподаватель обязан:
— провести инструктаж по охране труда во время экскурсии;
— наличие медицинской аптечки обязательно;
— проверить наличие у обучающихся головных уборов в жаркое время года,
— соответствие одежды учащихся погодным условиям;
6. Преподавателю запрещается:
— организовывать экскурсию без проведения инструктажа по охране труда;
— оставлять без присмотра обучающихся;
— выводить обучающихся на экскурсию без аптечки.
7. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, который обязан оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить врачу и администрации.
8. Обучающимся, допустившие невыполнение или нарушение инструкций по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования охраны труда перед проведением экскурсии
1. Обучающиеся имеют право совершать экскурсии по биологии только после того, как руководитель экскурсии тщательно обследует тот участок местности, куда будут выведены обучающиеся, и выбран безопасный маршрут передвижения.
2. Обучающиеся обязаны:
— пройти инструктаж по охране труда во время экскурсии по биологии;
— ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами;
— обучающиеся должны надеть соответствующую сезону и погоде обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки. Чтобы избежать натирания ног, обувь должна быть подобрана по размеру.
3. Обучающимся запрещается:
— приносить с собой колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;
— толкать друг друга, кидать различные предметы друг в друга.
4. Преподаватель обязан:
— провести инструктаж по охране труда во время экскурсии;
— ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами;
— подготовить медаптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочными средствами;
— проверить соответствие одежды и обуви обучающихся погодным условиям.
5. Преподавателю запрещается:
— допускать к экскурсии обучающихся, не прошедших инструктаж по охране труда на экскурсиях по биологии;
— отправляться на экскурсию без медаптечки.
3. Требования охраны труда во время экскурсии
1. Обучающиеся обязаны:
— при передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми;
— при изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.
2. Обучающимся запрещается:
— во избежание лесных пожаров и ожогов разводить костры;
— запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых;
— во избежание отравлений пробовать на вкус какие-либо растения, плоды и грибы;
— во избежание укусов и травм трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючие кустарники и растения;
— выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.;
— во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.
3. Преподаватель обязан:
— осуществлять постоянный контроль за движением обучающихся и их поведением во время экскурсии.
4. Преподавателю запрещается:
-оставлять обучающихся без присмотра
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
1. Обучающиеся обязаны:
— при укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми и других происшествиях необходимо немедленно поставить в известность руководителя экскурсии.
2. Преподаватель обязан:
— при укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми и других происшествиях оказать первую помощь и при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации.
5. Требования охраны труда по окончании экскурсии
1. Обучающиеся обязаны тщательно вымыть руки с мылом и сделать тщательный осмотр тела.
2. Преподаватель обязан:
— тщательно вымыть руки с мылом и сделать тщательный осмотр тела;
— проверить наличие обучающихся по списку.
Методика проведения экскурсий
Экскурсия по теме : «Многообразие видов»
ввести понятие многообразие видов как результата действия естественного отбора.
ввести понятия « критерии вида», « популяция», « изменчивость», « наследственность».
выявить различные взаимоотношения особей одного и того же вида, различных видов.
Показать на конкретных примерах приспособленность организмов к перенесению неблагоприятных условий в осеннее и зимнее время.
учить трудиться коллективно, формировать чувство бережного отношения к природе, чувства прекрасного, умение видеть красоту природы.
развивать интерес к биологии, умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.
Материально–техническое оснащение: тетрадь, ручка, карандаш, линейка, компас.
1. Составить план участка и дать характеристику его рельефа, влажности, освещённости, вида почв.
2. Определить основные виды деревьев, кустарников, трав и выявить приспособленность их к совместному обитанию и к факторам неживой природы. Результаты занести в таблицу:
Черты приспособленности к совместному обитанию
Черты приспособленности к абиотическим факторам