Что не входит в состав универсальных учебных действий логические действия
Универсальные учебные действия учеников. Виды УУД
Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Понятие «универсальные учебные действия»
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Функции универсальных учебных действий
Виды УУД
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
Логические универсальные действия:
Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:
Условия, обеспечивающие развитие УУД
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
Источник статьи. Статья перепечатана при выполнении условий активной ссылки на источник статьи.
Познавательные универсальные учебные действия в начальной школе по ФГОС
Объектом воздействия является ребенок определенной возрастной группы, с индивидуальным типом темперамента, характера и ценностных установок. Субъектами взаимодействия выступают преподаватели начальной школы, которые посредством комплекса правил и методов совершенствуют навыки ребенка в сфере самообразования.
Таким образом, познавательные учебные действия – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром.
Универсальный характер рассматриваемой методики призван сформировать у ученика достаточное количество умений, которые в будущем позволят ему быстро усваивать новый материал, нестандартно мыслить и предлагать уникальные решения в стандартных ситуациях.
Виды познавательных универсальных учебных действий
Федеральный государственный стандарт образовательной деятельности (ФГОС) подробно раскрывает специфику данной методики. В частности, выделяются следующие виды познавательных УУД:
Общеучебные УУД, речь идет о формировании способности самостоятельно выделять цель познавательной деятельности, а также методы решения возникающих задач. Сюда также относится умение искать необходимую информацию, которая отвечает критериям ясности, доступности, достоверности.
Логические УУД направлены на развитие у ребенка аналитических качеств: возможности сравнения исследуемых объектов, выявления закономерностей в однотипных явлениях.
Ребенок должен уметь объединять (синтезировать) разрозненные факты, которые являются частью целого.
Установление причинно-следственных связей, формирование логической цепочки рассуждений, выделение проблем, а также доказательство общенаучных гипотез – ключевые навыки, которыми должен обладать обучающийся в рамках освоения логических приемов. Познавательные УУД у младших школьников позволяют им использовать полученные навыки для упрощения освоения учебного материала.
Педагогу может быть поставлена задача: «укажите виды познавательных универсальных учебных действий». Они могут иметь различную направленность: относительно поиска информации для подготовки к занятию, с целью межличностного общения и установления контактов.
Преподаватель должен четко представлять, какие учебные действия относятся к логическим, а какие к другим разновидностям УУД. Например, навыки точного и ясного изложения собственных мыслей – это форма коммуникативного развития.
Возникновение конфликтных ситуаций должно научить ребенка рационально идентифицировать проблему, самостоятельно оценить свою роль в ухудшении взаимоотношений, а также принять меры, которые направлены на сглаживание ситуации. Логические универсальные учебные действия помогают школьнику сформировать свое представление о вещах, явлениях, событиях.
Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий?
Педагог, осуществляющий общение с ребенком, должно иметь представление о том, что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что в рамках учебных мероприятий учитель должен сформировать у ребенка базовые навыки работы с академическим материалом.
Так, группы познавательных УУД не включают в себя действия, которые совершаются в рамках регулятивных, личностных и коммуникативных действий. Речь идет о нравственно-этической ориентации ребенка, формированию у него способности к саморегуляции для совершения волевых усилий в ситуации, когда необходимо преодолеть очередное препятствие.
Познавательные УУД по ФГОС, примеры которых могут иметь форму моделирования ситуаций для целей облегчения усвоения знаний, позволяют в кратчайшие сроки сформировать комплекс необходимых ребенку навыков.
Какие действия входят в состав познавательных учебных действий?
В процессе освоения ребенок навыков, необходимых ему для успешного завершения учебной деятельности, могут использоваться следующие действия:
Моделирование. Оно предполагает сочетание знаковой и визуальной формы усвоения знания. Например, изучение внутреннего строения человека может сопровождаться иллюстрированием их в натуральной величине.
Игровые действия. Активное участие учеников в освоении материала формирует у них активную жизненную позицию. Это способствует улучшению отношений с одноклассниками, а также ускоренному освоению материала.
Использование фактических данных. В этом случае педагог преподносит тему изучаемого материала с такой точки зрения, которая способна заинтересовать ученика.
Отвечая на вопрос, какие действия входят в состав познавательных учебных действий, следует отметить, что их универсальный характер может быть использован для облегчения освоения учебного материала любой сложности.
Таким образом, виды познавательных УУД позволяют преподавателю выбирать наиболее оптимальную форму взаимодействия с учениками. Системный многоуровневый подход к освоению учебных дисциплин позволит сформировать у ребенка устойчивые навыки в работе с большими объемами информации.
2.1.2. Характеристика универсальных учебных действий при получении начального общего образования
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учѐбе.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности – мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из составляющих успешности обучения в образовательной организации.
При оценке сформированности учебной деятельности учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделѐнной (в младшем школьном и младшем подростковом возрасте) и к самостоятельной с элементами самообразования и самовоспитания (в младшем подростковом и старшем подростковом возрасте).
Понятие «Универсальные учебные действия»
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путѐм сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции универсальных учебных действий:
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех уровней образовательной деятельности; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от еѐ специально-предметного содержания.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Виды универсальных учебных действий
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и еѐ мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
К общеучебным универсальным действиям относятся:
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
К логическим универсальным действиям относятся:
К постановке и решению проблемы относятся:
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учѐт позиции других людей, партнѐров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребѐнка. Процесс обучения задаѐт содержание и характеристики учебной деятельности ребѐнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.
Содержание, способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребѐнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношения к себе. Именно поэтому становлению коммуникативных универсальных учебных действий следует уделить особое внимание.
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.
Логические действия как объект психолого-педагогического анализа
Логические действия как объект психолого-педагогического анализа
Особенностью содержания современного начального образования является формирование универсальных учебных действий (далее УУД). В Федеральном государственном образовательном стандарте это заявлено как основной приоритетный результат образования. Именно УУД создают возможность для самостоятельного успешного усвоения новых знаний и умений.
Действие, формируемое у обучаемого, осваиваемое им, приобретает умственную форму не сразу, а постепенно, проходя некоторые стадии, или этапы, каждый из которых качественно отличается от предыдущих. Освоение деятельности и, следовательно, усвоение обеспечивающих ее знаний может быть успешным только при условии, что обучаемый последовательно пройдет все этапы. Это впервые было обнаружено П. Я. Гальпериным и нашло отражение в созданной им теории поэтапного формирования умственных действий. Исследователь выделяет пять этапов формирования умственных действий [8] (Рис. 1).
Этап формирования действий в материальной форме
Этап речевого действия
Этап выполнения речевого действия про себя
Этап умственного действия
Рис.1 Этапы формирования умственных действий
В соответствии со стандартами второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы [35]. Н.Ф. Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними. Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий».
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
К логическим универсальным действиям относятся:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование [37].
Можно сделать вывод, что уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнением, классификацией, обобщением и др.).
Сравнение – это логическая операция, направленная на определение сходства и отличия сравниваемых объектов [9]. Т.С. Головина считает, что сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. В первом случае сравнение двух или нескольких предметов ведется по одному признаку, а во втором случае последовательно по нескольким признакам. К.Д. Ушинский считал сравнение основным приемом обучения.
Необходимо специально подобранными заданиями учить детей наблюдать, сравнивать. Сравнение предполагает умение выполнять следующие действия: выделение признаков у объектов; установление общих признаков; выделение основания для сравнения (одного из существенных признаков); сопоставление объектов по данному основанию.
Алгоритм действия сравнения на базовом уровне
Определить, для чего должно быть произведено сравнение, какова его цель.
Установить сходство объектов по заданным критериям (признакам).
Определить различие объектов по заданным критериям (признакам).
Сделать вывод о сходстве и различии данных объектов в соответствии с поставленной целью [ 29 ].
Анализ — логический прием определения понятия, когда его разлагают по признакам на составные части, чтобы таким образом сделать познавание ясным в полном объёме. Вместе с частями предмета мы выделяем его свойства. Анализ возможен не только при восприятии, но и по памяти, то есть при представлении [21].
Синтез — операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуя более глубокому познанию действительности [21].
Перед учителем начальных классов стоит довольно сложная задача – научить своих учеников построению классификации. Н.И. Кондаков под классификацией понимает распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы.
В начальной школе проходит формирование логического умения « причинно — следственные связи ». Причина 1) основание, предлог для каких-нибудь действий ; 2)явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления. Связь причины и следствия является необходимой: если есть причина и налицо соответствующие условия, то неизбежно возникает следствие, причём оно всегда порождается данной причиной при тех же условиях и во всех других случаях.
Логическое рассуждение – мыслительная операция, осуществляемая с учётом законов логики и опирающаяся на формы построения правильных высказываний. Одна из распространённых ошибок, допускаемых учащимися при выполнении заданий по гуманитарным предметам, – нарушение логики. Возможно, причина заключается в том, что на предметах данного цикла этому учебному навыку уделяется мало внимания. Основное внимание следует уделить составлению логических схем (цепочек). Для их выстраивания ученику необходимо сформулировать вопрос, ответом на который послужит рассуждение.
Алгоритм построения логического рассуждения выглядит так:
Сформулируй (используй готовый) вопрос, на который надо дать ответ.
Определи исходное утверждение, с которого начнутся рассуждения.
Продумай последовательность промежуточных суждений.
Обрати внимание на то, чтобы суждений было достаточно для получения ответа.
Сформулируй конечное суждение (умозаключение).
Проверь, даёт ли логическая схема ответ на поставленный вопрос.
Рассмотрим основные виды УУД по ФГОС. Таблица с разными видами универсальных учебных действий представлена на фото.
Под данным термином подразумевают сумму разных способов действий школьников, которые обеспечивают способность самостоятельно усваивать новые умения и знания.
Теоретические аспекты
Основные виды УУД по ФГОС связаны со способностью обучающегося, без помощи педагога, формировать новые компетентности, в том числе самостоятельно организовывать познавательный процесс. Приобретение умения учиться позволяет учащимся открывать большие возможности для разных предметных областей. Ребенок осознает значимость и важность учебного процесса, его целевую направленность, ценностно-смысловые и операционные характеристики.
Вам будет интересно: Каково значение слова «сепаратизм»
Компоненты учебной работы
Формирование УУД связано со следующими элементами:
Умение учиться является существенным фактором увеличения результативности освоения школьниками предметных знаний, формирования компетенций и умений, ценностно-смысловых оснований собственного морального выбора.
Вам будет интересно: Чрево: что такое или кто такой
Функции
Все виды УУД по ФГОС в начальной школе обеспечивают возможности обучающегося к самостоятельному осуществлению учебного процесса, постановке цели, поиску и применению необходимых средств и способов ее достижения, контролю и оцениванию результатов своей работы. Кроме того УДД способствуют созданию условий для самореализации и гармоничного развития ребенка, посредством постоянного образования.
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают навыки и компетентности во всех предметных областях.
Виды УУД
Остановимся подробнее на данном вопросе. Какие существуют виды УУД по ФГОС? Таблица, представленная на слайде, подтверждает их многообразие и структурированность.
Благодаря личностным УУД обеспечивается ценностно-смысловая ориентация учащихся. Они получают навыки соотнесения поступков и событий с существующими в обществе этическими принципами, учатся выделять в межличностных отношениях нравственные аспекты поведения.
Учебные действия
Какие выделяют для них виды УУД по ФГОС? Таблица с подробной классификацией демонстрирует выделение трех видов действий:
Регулятивные УУД
Они способствуют организации обучающимися собственной учебной работы. К ним причисляют:
Все виды УУД по ФГОС, таблица которых представлена на фото, способствуют саморегуляции школьников, мобилизации их энергии и сил. Школьники приобретают мотивационные навыки к преодолению поставленных перед ними препятствий.
Особенности УД
Они включают логические, общеучебные действия, постановку и решение проблемы. В настоящее время выделяют следующие общеучебные универсальные действия:
Знаково-символические действия
Они составляют особую группу УУД. К ним относятся:
Формирование УУД логического вида:
Логические учебные действия способствуют созданию школьниками самостоятельных вариантов решения различных задач поискового и творческого вида.
Коммуникативные УУД способствуют развитию социальной компетентности, формированию навыков ведения диалога. Школьники выстраивают сотрудничество с взрослыми и сверстниками на основе социального партнерства. К коммуникативным действиям относятся:
Заключение
Развитие системы УУД в системе регулятивных, личностных, коммуникативных, познавательных действий, которые определяют развитие психологических качеств личности, происходит в рамках возрастного и нормативного развития познавательной и личностной сфер школьника. Процесс обучения определяет основное содержание и характеристики учебного труда школьника, определяет зону ближайшего формирования УУД.
В качестве критериев оценки сформированности универсальных учебных действий у школьников выступает их соответствие психологическим и возрастным требованиям. Формирование УУД определяется в образовательном процессе тремя положениями:
Результативность любой деятельности человека связана не только со способностями, но и с рациональными способами ее выполнения. В. А. Сухомлинский считал, что во многих случаях учащийся не способен овладеть знаниями только потому, что он не научен учиться. Это особенно актуально в наше время, характеризующееся переходом от индустриального к постиндустриальному обществу. В ФГОС нового поколения формирование УУД, которые обеспечивают школьникам умение учиться, самостоятельно развиваться, самосовершенствоваться, представлены в качестве важнейшей задачи современной образовательной системы.