Что не входит в сферу публично правового регулирования предпринимательской деятельности

Раздел 6. Правовое регулирование предпринимательской деятельности (базовый курс)

Раздел 6. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (БАЗОВЫЙ КУРС)

Тема 1. Общие положения

Понятие предпринимательской деятельности в Гражданском кодексе РФ.

Общая характеристика отраслей права РФ в части регулирования предпринимательской деятельности. Порядок опубликования и вступления в силу законов и подзаконных нормативных актов. Компетенция органов государственной власти РФ и субъектов Федерации в регулировании и защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Понятие и значение обычая делового оборота при осуществлении предпринимательской деятельности.

Тема 2. Субъекты гражданских правоотношений

Правоспособность и дееспособность гражданина. Предпринимательская деятельность гражданина. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя.

Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность юридического лица. Лицензирование отдельных видов деятельности юридического лица. Коммерческие и некоммерческие организации. Государственная регистрация и учредительные документы юридических лиц. Представительства и филиалы юридических лиц. Ответственность юридических лиц. Реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица.

коммерческих и некоммерческих организаций

Коммерческие организации: полное товарищество, товарищество на вере (коммандитное товарищество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Некоммерческие организации: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Тема 4. Объекты гражданских прав

Виды объектов гражданских прав.

Недвижимые и движимые вещи. Государственная регистрация недвижимости. Предприятие. Интеллектуальная собственность. Служебная и коммерческая тайна. Деньги (валюта). Нематериальные блага и их защита.

Тема 5. Сделки и представительство. Исковая давность

Понятие и виды сделок. Договоры и односторонние сделки. Формы сделки (устные сделки, простые письменные сделки, нотариально удостоверенные сделки). Последствия несоблюдения установленных законом форм сделок. Государственная регистрация сделок. Недействительность сделок.

Представительство. Коммерческое представительство. Доверенность.

Исковая давность. Понятие исковой давности. Приостановление течения срока исковой давности. Восстановление течения срока исковой давности.

Тема 6. Право собственности и другие вещные права

Содержание права собственности. Субъекты права собственности. Право собственности граждан и юридических лиц. Право государственной собственности. Право муниципальной собственности.

Вещные права лиц, не являющихся собственниками: право пожизненно наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты, право хозяйственного ведения имущества и право оперативного управления имуществом.

Приобретение права собственности. Прекращение права собственности. Общая собственность. Долевая собственность. Совместная собственность. Защита права собственности и других вещных прав.

Тема 7. Обязательства

Понятие обязательства и основания его возникновения. Стороны обязательства. Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств. Перемена лиц в обязательстве. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств.

Понятие договора. Свобода договора. Договор и закон. Возмездный и безвозмездный договоры. Существенные условия договора. Примерные условия договора. Толкование договора. Заключение договора. Оферта и акцепт. Изменение и расторжение договора.

Отдельные виды обязательств:

договор безвозмездного пользования (ссуды);

договор подряда и возмездного оказания услуг;

договор займа и кредитный договор;

договор банковского счета;

договор банковского вклада;

договор простого товарищества (договор о совместной деятельности);

договор доверительного управления имуществом.

Федеральный закон от 21.07.97 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон от 08.01.98 «О несостоятельности (банкротстве)».

Федеральный закон от 08.02.98 «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Источник

Что не входит в сферу публично правового регулирования предпринимательской деятельности

1 К правомочиям собственника в отношении своего имущества не относится:

2 Какое из перечисленных видов взысканий предусмотрено ТК РФ?

3 перевод на нижеоплачиваемую работу

3 Под титульным владением понимается

1 владение, не опирающееся на правовое основание

2 владение, опирающееся на какое-либо правовое основание

3 право пользования

4 любое из перечисленного

4 Выходное пособие при расторжении трудового договора по инициативе работника

1 выплачивается в размере двухмесячного среднего заработка

2 выплачивается в размере среднего месячного заработка

3 выплачивается в размере двухнедельного среднего заработка

4 не выплачивается

5 Предметом договора залога не могут служить

3 требования о возмещении вреда причиненного жизни и здоровью

4 доли учредителей в уставном капитале юридического лица

6 Обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, коллективному, трудовому договорам и локальным нормативным актам – это …

1 дисциплина труда

3 гарантии прав работников

4 материальная ответственность сторон трудового договора

7 Административная ответственность физического лица наступает с …

8 Исполнительный орган юридического лица действует на основании …

4 устава или иного учредительного документа, в зависимости от его организационно-правовой формы

9 По целям деятельности юридические лица подразделяются на

1 государственные и негосударственные

2 созданные на определенный срок и на неопределенный срок

3 отечественные и зарубежные

4 коммерческие и некоммерческие

10 Реальный договор – это договор при котором

1 соглашение оформлено в требуемой форме и произошла передача вещи

2 достигнуто соглашение по всем существенным условиям

3 совершается с определенной целью и имеет основание

4 основание либо отсутствует либо юридически безразлично

11 При разрешении спора по существу арбитражный суд первой инстанции принимает

12 Наличие обособленного имущества, как признак юридического лица, означает его закрепление

1 на праве собственности

2 на праве хозяйственного ведения

3 на праве оперативного управления

4 любое из перечисленного

13 В качестве работодателя может выступать:

2 индивидуальный предприниматель

3 юридическое лицо

4 любой из перечисленных

14 Что может свидетельствовать о наличии между сторонами правоотношений по договору займа?

1 письменный договор

4 любое из перечисленного

15 Трудовая правосубъектность работодателя возникает

1 с момента его учреждения

2 с момента принятия на работу первого работника

3 с момента внесения сведений в пенсионный фонд и фонд социального страхования

4 с момента его государственной регистрации

16 Наличие умысла у обеих сторон сделки, совершенной с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности влечет за собой

1 двустороннюю реституцию

2 одностороннюю реституцию

3 недопущение реституции

4 любое из перечисленного

17 Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет составляет

2 24 календарных дня

3 28 календарных дней

4 31 календарный день

18 По общему правилу право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении

19 Что не входит в сферу публично-правового регулирования предпринимательской деятельности?

1 антимонопольное регулирование

2 установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

3 государственная регистрация предпринимателей

4 регулирование внутренних отношений в организации

20 Притворная сделка – это сделка

1 совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия

2 совершенная под влиянием заблуждения имеющего существенное значение

3 совершенная с целью прикрыть другую сделку

4 любое из перечисленного

Ответы на контрольный тест по дисциплине ПОПД

Источник

Понятие и особенности предпринимательского права

Ведение бизнеса невозможно без правовой грамотности предпринимателей. Хозяйствующие субъекты должны знать список своих прав и обязанностей, регламентирующих их деятельность нормативных документов. Эта информационная база понадобится для обеспечения правильного отражения операций в учете, соблюдения законности всех сделок. Без правового багажа знаний сложно самостоятельно разобраться в тонкостях взаимодействия с контролирующими органами и отстаивать свою позицию на разных уровнях.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Предпринимательской деятельностью называют действия, направленные на извлечение прибыли из имеющихся в распоряжении ресурсов. Ресурсная база может быть сформирована из интеллектуальных способностей, имущественных активов. Предприниматель может создать свой бизнес-проект, основанный на оказании конкретных услуг или выполнении за вознаграждение работ.

ВАЖНО! Главные условия реализации предпринимательской деятельности – получение материальной выгоды, принятие рисков бизнеса и наличие официально присвоенного статуса коммерческой структуры или ИП. Для этого необходимо зарегистрироваться в качестве субъекта предпринимательства.

Гражданское право предлагает идентифицировать предпринимательскую деятельность по такому набору признаков:

СПРАВОЧНО! Убыточный бизнес также признается предпринимательской деятельностью. Такие проекты не могут приносить своим владельцам прибыль, но все этапы развития направлены на достижение точки безубыточности и постепенный выход на уровень получения прибылей и сверхприбылей.

Для предпринимательской деятельности характерно наличие риска. Риски могут быть разных видов:

Риски способны положительно или отрицательно влиять на процессы в бизнесе. К некоторым из них руководители предприятий и ИП могут применять меры превентивного воздействия. Но невозможно бороться с проявлениями внешних рисков, такими как изменения в законодательной базе, форс-мажорные ситуации природного или техногенного происхождения. Предприниматель может попытаться максимально обезопасить себя, используя инструменты страхового рынка. Дополнительная мера воздействия – оптимизация системы контроля и управления внутри бизнес-структуры.

К признакам предпринимательской деятельности относят профессионализм и пребывание в постоянном поиске ресурсов для развития бизнеса. Профессионализм подразумевает наличие опыта практического ведения коммерческой деятельности или хотя бы минимальной теоретической подготовки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Профессионализм в качестве критерия идентификации предпринимательской деятельности применяется не ко всем направлениям хозяйствования. Этот критерий рассматривается среди основных при оценке работы лиц, занятых в проектах с условием обязательного лицензирования.

Для предпринимателей всех типов важно постоянно мониторить окружающую обстановку, анализировать конкурентную среду и соотносить свои показатели с данными прямых конкурирующих субъектов. Для поддержания высокой планки рентабельности приходится систематически подбирать новые ресурсы для развития проекта. Ресурсами, которые могут дать основу для выхода на более высокий уровень прибыльности, могут быть:

Источники предпринимательского права

Нормативно-правовое регулирование сферы предпринимательства осуществляется на уровне:

Для соблюдения рамок правового поля субъекты хозяйствования должны руководствоваться комплексом правовой документации. Процедура регистрации и финансовой деятельности, вопросы налогообложения раскрываются в Налоговом кодексе. Гражданский кодекс устанавливает правовой статус предпринимателей, обозначает круг их прав, функций, обязательств. Он оговаривает правила отнесения коммерсантов к той или иной категории бизнеса, устанавливает условия заключения сделок и порядок признания их действительности. Бюджетный кодекс регламентирует работу государственных структур и нюансы сотрудничества с ними коммерческих предприятий.

Ответственность за нарушение финансовой, налоговой дисциплины или правонарушения иного типа для предпринимателей предусматривается в КоАП и УК РФ. Если у субъекта хозяйствования имеются наемные работники, то необходимо тщательно изучить положения Трудового кодекса. Нарушение любого из его пунктов чревато внеплановой проверкой ряда контролирующих органов и назначением штрафных санкций с возможной приостановкой деятельности.

Перечень применяемых в деятельности предпринимателей федеральных законов зависит от направления бизнеса, формы хозяйствования и уровня конкуренции. Нормативные акты можно классифицировать по таким группам:

НА ЗАМЕТКУ! Миссия уточнения и более глубокого раскрытия общих норм в правовом поле возлагается на указы, постановления и приказы государственных органов и высокопоставленных чиновников.

Уточняющий характер для реализации учета в предпринимательстве носят положения о бухгалтерском учете (ПБУ). Они раскрывают детальную информацию о разных секторах учетных мероприятий, регулируют вопросы признания в учете активов, регламентируют процессы перемещения имущества, выбытия отдельных объектов. Их нормы полностью соотносятся с Законом «О бухгалтерском учете» и Налоговым кодексом.

Область бухгалтерского учета содержит внушительное число приказов ФНС, Правительства, Минфина, постановлений, писем и разъяснений. Указания могут касаться сразу комплекса вопросов или отдельно взятого частного случая. Многочисленность таких правовых актов в сфере бухгалтерского и налогового учета обусловлена сложностью всех процессов, наличием широкого набора специфических условий работы.

ВАЖНО! Предприниматели не могут игнорировать нормы, озвучиваемые в положениях, разъяснениях и постановлениях. Это элементы правового регулирования, на них при возникновении конфликтной ситуации будут опираться судебные органы.

На систему налогообложения влияют нормативные акты, издаваемые местными органами власти. Они распространяются на размер налоговых ставок по местным видам налогов, на систему организации отчетности по ним. Отраслевые стандарты и положения составляются для формирования инструкционного и методического материала. Эти сведения необходимы при разработке собственных форм первичной документации, оформлении локальных актов и регламентов (положение об охране труда, учетная политика предприятия и др.).

Понятие и виды хозяйственных правоотношений

Все субъекты предпринимательства в процессе своей деятельности вступают между собой в хозяйственные правоотношения. Это означает, что они взаимодействуют в рамках существующего правового поля, законодательная база создает критерии оценки действительности заключаемых сделок и правомочности реализации бизнес-проектов, регулирует разрешение коммерческих споров.

Структура хозяйственных правоотношений представлена комплексом прав участвующих лиц, набором их обязательств и норм поведения, правилами взаимодействия с контрагентами. Права могут носить абсолютный и относительный характер:

Для реализации функционала хозяйственных правоотношений характерно контактирование предпринимателей с государственными и муниципальными органами контроля и регулирования. Мониторинг и законодательная регламентация могут касаться таких объектов, как:

Необходимо различать разные виды хозяйственных правоотношений, которые регулируются отдельными законодательными актами:

ПРИМЕР! Абсолютные правоотношения неимущественного типа возникают, если предприниматель ведет бизнес в строгом соответствии с нормами законодательства: обеспечивает правильность документооборота, ведения учета и составления отчетности со своевременной их сдачей в контролирующие органы. Срыв срока подачи отчета или сбой в любом другом сегменте деятельности может быть идентифицирован в качестве правонарушения. Ситуация должна быть исправлена самостоятельно или под влиянием проверяющих структур.

Обязательственная разновидность правоотношений формируется при возникновении у одного из участников предпринимательской деятельности претензий по отношению к своему контрагенту. Требование может быть направлено на предоставление информации, передачу материальных ценностей или выполнение задекларированных в договоре работ.

Предпринимателям и владельцам коммерческих организаций при возникновении хозяйственных обязательств необходимо проводить комплексную оценку таких правоотношений. Анализ включает в себя:

Последний этап важен для определения правовой объективности предъявленных требований, законности претензий. Предприниматель при возникновении обязательств в процессе взаимодействия с другими субъектами хозяйствования должен рассматривать каждую сделку и требования как потенциальный источник правонарушения. Он должен на этапе проработки условий реализации договорных отношений обдумывать:

По составу участников правоотношений их деятельность может быть причислена к горизонтальному или вертикальному типу взаимодействия. При горизонтальных правоотношениях сделки заключаются между контрагентами. Основой их реализации являются закрепленные подписями договоры. Вертикальная система правоотношений в качестве одного из участников выдвигает контролирующий орган. Такие отношения характерны для предпринимателя и государственных структур, наделенных полномочиями контролировать деятельность бизнеса, оценивать степень ее соответствия правовым нормам.

Источник

Что не входит в сферу публично правового регулирования предпринимательской деятельности

1 Исполнительный орган юридического лица действует на основании

3 устава или иного учредительного документа

2 Что в соответствии с российским законодательством не является нормативно-правовым актом?

1 кодифицированное законодательство

2 обычай делового оборота

3 закон в новой редакции

4 действующее постановление Совета Министров РСФСР

3 Что из перечисленного относится к административным наказаниям?

4 Право собственности – это…

1 правомочия собственника в отношении своего имущества

2 отношения между различными субъектами по поводу имущества

3 свидетельство, подтверждающее права в отношении имущества

4 правомочия субъекта относительно арендуемого имущества

5 Учредительным документом общества с ограниченной ответственностью является

1 учредительный договор

3 учредительный договор и устав

4 положение об организации

6 Выделение как способ реорганизации юридического лица предполагает

1 образование двух или более юридических лиц с прекращением деятельности предшествующей организации

2 образование еще одного юридического лица без прекращения деятельности прежнего

3 образование юридического лица в иной организационно-правовой форме с прекращением деятельности прежнего

4 любое из перечисленного

1 волевой акт контрагентов

2 это юридический факт, с которым связано возникновение обязательства

3 соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей

4 документ, направленный на регулирование поведения сторон

8 Переход права собственности по договору, предметом которого является отчуждение недвижимого имущества:

1 возникает после его государственной регистрации

2 возникает после удостоверения его нотариусом

3 достаточно получить деньги и предать ключи и техпаспорт

4 возникает после подписания письменной формы договора

9 Предметом договора банковского вклада являются

4 любое из перечисленного

10 По общему правилу трудовая правосубъектность работника возникает с …

11 Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать… в неделю

12 В соответствии с КоАП РФ административный арест назначается

1 органом государственного управления

2 должностным лицом уполномоченного органа

4 любое из перечисленного

13 По общему правилу дисциплинарное взыскание применяется … со дня обнаружения проступка

1 не позднее 1 месяца

2 не позднее 3 месяцев

3 не позднее 6 месяцев

4 не позднее 1 года

14 Общая правоспособность юридического лица – это…

1 способность иметь любые гражданские права и обязанности

2 способность иметь права и обязанности соответствующие целям его деятельности

3 способность иметь гражданские права не обремененные обязанностями

4 любое из перечисленного

15 Что не входит в сферу публично-правового регулирования предпринимательской деятельности?

1 антимонопольное регулирование

2 установление санкций за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности

3 государственная регистрация предпринимателей

4 регулирование внутренних отношений в организации

16 Существенные условия договора – это условия

1 необходимые и достаточные для того, чтобы договор считался заключенным

2 которые закреплены в договоре в связи с диспозитивностью порождающих их норм

3 которые могут не совпадать с диспозитивными и императивными нормами

4 являющиеся фактом подтверждающим сделку

17 Диспозитивная норма права – это норма

1 к которой в договоре есть прямая отсылка

2 содержащая властные предписания, носящие абсолютно обязательный характер

3 предоставляющая субъектам права возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей

4 общего характера в публичном договоре

18 Покупателем по договору поставки может выступать только

2 любое физическое лицо

3 государственное учреждение

4 юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель

19 Общий срок исковой давности составляет

20 О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за

Ответы на контрольный тест по дисциплине ПОПД

Источник

Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Предмет и система предпринимательского права

Предпринимательское право, как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.

Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами. Предмет предпринимательского права — это регулируемая им совокупность отношений, складывающихся в процессе предпринимательской деятельности.

В предмет предпринимательского права входит:

Под методом предпринимательского права понимают совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право является комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

Система российского предпринимательского права.

Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:

Понятие предпринимательской деятельности

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке.

Выделяют следующие признаки предпринимательской деятельности.

1. Систематичность, то есть осуществление предпринимательской деятельности в течение определенного периода. Однако законодатель не определяет четких критериев систематичности. Поэтому для квалификации деятельности как предпринимательской применяют такие критерии, как:

2. Самостоятельность, которая включает в себя две составляющие:

4. Направленность на систематическое получение прибыли. Под прибылью понимают доходы, уменьшенные на величину расходов.

Источники предпринимательского права

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. К ним относятся:

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные законы, которые можно классифицировать следующим образом:

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

4. Подзаконные акты:

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);

б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» в ред. от 26.01.2010 г.);

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

8. Одним из видов источников российского предпринимательского права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность, можно назвать следующие:

Вопросы соотношения международных и внутренних источников предпринимательского права решаются в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации имеют приоритет по отношению к нормам национального законодательства.

Принципы предпринимательского права

Принципы российского предпринимательского права – это основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. ст. 8, 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

Следовательно, каждый гражданин решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационноправовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т.д.

Данный принцип развивается в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.

2. Принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ «в Российской

Федерации гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных монополиях.

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом.

Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).

6. Принцип законности. С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности. Законность обеспечивает стабильность экономики и её финансовой системы.

7. Принцип систематического получения прибыли как цели предпринимательской деятельности. Внедрение данного принципа является необходимым атрибутом рыночной экономики. Основная цель занятия предпринимательской деятельностью – получение прибыли

Имущественная основа предпринимательской деятельности

С экономико-юридической точки зрения имущество предпринимателей можно разделить на следующие виды:

Правовой режим основных средств установлен Налоговым кодексом РФ (НК РФ, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденным Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н.

Для квалификации имущества в качестве основных средств необходимо выполнение следующих условий:

К основным средствам относятся, например, здания, сооружения; машины и оборудование; находящиеся в собственности организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) и др.

Законодательством РФ установлены правила учета, погашения стоимости основных средств, их списания и переоценки. Стоимость основных средств организации погашается путем начисления амортизации.

Амортизация – это процесс постепенного перенесения стоимости средств труда по мере их физического и морального износа на производимый продукт (ст. 259 НК РФ).

Правовой режим оборотных активов определяется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России, Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н, и другими нормативными правовыми актами.

В отличие от основных средств, участвующих в производстве длительное время, оборотные средства переносят свою стоимость на продукцию по общему правилу в одном производственном цикле.

К оборотным средствам организации относятся:

Правовой режим нематериальных активов определяется Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», утвержденным Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н. К нематериальным активам относится имущество, обладающее одновременно следующими признаками:

а) отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
б) возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
в) использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд;
г) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
д) организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
е) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
ж) наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки патента, товарного знака и т.п.).

К нематериальным активам относятся обладающие перечисленными признаками исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и базы данных, селекционные достижения) и приравненные к ним средства индивидуализации (товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров).

В составе нематериальных активов учитываются также:

В состав нематериальных активов не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Необходимо учитывать, что в качестве вклада в имущество организации могут вноситься имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

В качестве вклада может быть признано право пользования ноу-хау, передаваемое организации в соответствии с лицензионным договором, зарегистрированное в законодательством порядке (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.

Уставный (складочный) капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций) учредителей (участников) организации. Порядок формирования уставного капитала определен нормами ГК РФ и специального законодательства применительно к каждому виду организаций.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности и т.д.

К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы – это средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Важнейшим является государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.

В частности — это предоставление гостиничных услуг; бытовых услуг; услуг общественного питания; розничная и оптовая торговля; предоставление услуг по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом; производство одежды, обуви; издательская деятельность и др;

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. План проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц на официальном сайте органа государственного контроля (надзора).

Основанием для проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований, установленных правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля заявлений граждан, юридических лиц о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, нарушение прав потребителей.

В распоряжении или приказе руководителя указываются:

По результатам проверки составляется акт. В акте проверки указываются: сведения о выявленных нарушениях, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.

Акт проверки вручается руководителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Государственное регулирование ценообразования

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.

Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческосбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной) ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 НК РФ.

Регулируемая цена – это цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями независимо от их организационноправовых форм и форм собственности.

Государственная ценовая политика определяется следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 08.04.2003 г.) и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» (в ред. от 29.10.2010 г.) и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три

Перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядернотопливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, Перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот Перечень входят, например:

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных Перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способом прямого регулирования ценообразования является установление:

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразования следует назвать: льготное кредитование, налоговые льготы, бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Лицензирование предпринимательской деятельности

В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 29.12.2010 г.), Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 10.12.2010 г.), а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Под лицензией понимают специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование представляет собой комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением установленных требований.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается.

В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

Во-первых, разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России.

Во-вторых, лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, т.е. лицензия не подлежит передаче другому лицу.

Процедура лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

В течение трех дней после уплаты государственной пошлины, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Защита прав предпринимателей

Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах и определенными способами.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав — это способы действий по защите прав в соответствии с нормами материального права.

Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред). По своей природе пресекательными являются, например, действия по признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, и т.д.

К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права. Восстановительными способами являются: признание права; возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.

К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя санкций (мер ответственности) за противоправное поведение. Например, действия по взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами и др.

Процессуальные способы защиты – это способы, обеспечивающие защиту прав предпринимателей в процессе рассмотрения спора о нарушенном праве.

Под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т.е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.

Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные.

Судебные формы защиты прав предпринимателей предполагают определенного рода деятельность со стороны таких органов, как:

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *