Что не входит в расходы бюджетов субъектов рф
Что не входит в расходы бюджетов субъектов рф
Статья 26.14. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации
1. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации ведут реестры расходных обязательств субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять расходы на решение вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В случаях, установленных федеральными законами, из бюджета субъекта Российской Федерации федеральному бюджету могут предоставляться субсидии для софинансирования расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 141-ФЗ)
В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам могут предоставляться субсидии для долевого финансирования расходов на решение отдельных вопросов местного значения.
В случаях и порядке, установленных законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, из бюджета субъекта Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 313-ФЗ)
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы на решение вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих материальных ресурсов и средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
2. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона.
(см. текст в предыдущей редакции)
При установлении нормативов расходов на финансовое обеспечение полномочий, указанных в подпункте 40 пункта 2 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей и оплате труда работников аппарата мировых судей высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации взаимодействует с советом судей субъекта Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 18.04.2018 N 76-ФЗ)
3. Расходы бюджета субъекта Российской Федерации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и финансовое обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом, регулирующим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.
4. Порядок осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, указанных в пункте 7 статьи 26.3 и статье 26.5 настоящего Федерального закона, устанавливается соответствующими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение указанных полномочий может регулироваться нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. Особенности формирования и функционирования
Оглавление
Цель
Определить особенности формирования доходов и порядок расходования бюджетных средств бюджетов РФ. Раскрыть содержание бюджетного федерализма.
Задачи
1. Особенности структуры доходов и расходов бюджетов субъектов РФ
В соответствии с принципами территориального устройства нашей страны образовано 89 субъектов РФ, к которым относятся 21 республика, 55 краев и областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, кроме того существует около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Для выполнения своих функций, обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий органы государственной власти субъектов РФ используют средства региональных бюджетов, или, как определено в Бюджетном кодексе РФ, бюджеты субъектов РФ.
Бюджеты субъектов РФ — важнейший источник финансирования социально-экономических программ регионов.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные бюджеты, городские бюджеты, районные бюджеты в городах; сельские и поселковые бюджеты. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети социально-культурных учреждений, таких как детские дошкольные учреждения, школы, медицинские и социальные учреждения.
Доходы субъектов РФ подразделяются на налоговые доходы и неналоговые доходы и иные поступления.
Налоговые доходы в свою очередь делятся на собственные и регулирующие.
К собственным относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующими бюджетами.
Под регулирующими доходами понимают федеральные и региональные налоги, а также иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на три года) устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.
В Бюджетном кодексе РФ установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Иные неналоговые доходы включат в себя средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам РФ, а также доходы в виде полученной финансовой помощи.
К расходам бюджетов субъектов РФ относятся следующие:
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К неналоговым собственным доходам местных бюджетов относятся:
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РФ.
К расходам, осуществляемым из местных бюджетов, относятся расходы:
2. Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса.
Необходимость успешного и стабильного развития регионов и муниципальных образований требует оптимизации межбюджетных отношений в первую очередь в направлениях более четкого разграничения полномочий органов власти и установления соответствующих расходных полномочий бюджетов всех уровней.
Полномочия разграничиваются между региональным и местным уровнями власти на постоянной или долговременной основе и должны удовлетворять следующим принципам:
Эти принципы являются объективной базой разграничения функций между региональным и местным уровнями власти.
2.1. Сущность и содержание бюджетного федерализма
Согласно экономическому словарю, бюджетный федерализм — это устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Это также форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, которая основана на четких, закрепленных законодательством нормах.
Основными принципами бюджетного федерализма являются:
Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.
Политический принцип федерализма заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализации единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.
Экономический принцип федерализма состоит в разделении полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.
Федеративные системы характеризуются рядом признаков:
Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализованно принимаемых решений и региональных программ субъектами Федерации. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов.
2.2. Модели бюджетного федерализма
Для государств с федеративным устройством выделяют три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные.
Централизованный тип. Для него характерно:
Децентрализованные типы организации бюджетной системы основаны на следующих принципах:
При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.
Комбинированный тип бюджетного федерализма, для которого характерно следующее:
Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.
Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами Федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.
Для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма должны выполняться по крайней мере три условия, а именно:
Отдельные штаты, местные органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоги. Регионы значительно отличаются по налогам и расходам друг от друга.
Для германской модели бюджетного федерализма характерной чертой является все возрастающая тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями.
Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями. К ним относятся: налог на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентных прибылей, налог на добавленную стоимость.
Однако имеются и такие налоги, которые применяет только один уровень власти. В частности, в федеральный бюджет поступают все акцизы. К региональным (налогам земель) относятся транспортный налог, налог наследства; к местным налогам относятся налог на недвижимость, местный предпринимательский налог и ряд других.
Для выравнивания условий между отдельными землями (богатыми и бедными) используется механизм дифференциации нормативов отчислений от одних налогов. Основные финансовые ресурсы для выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности земель поступают через федеральные и совместные программы регионального развития.
Расходные полномочия между всеми уровнями власти в Германии распределены в соответствии с принципами классического бюджетного федерализма. Система бюджетного налогового выравнивания возможностей в Германии вызывает действие разнонаправленных, порою спорных стимулов. Экономически сильные земли не очень-то заинтересованы укреплять свою налоговую базу или преследовать лиц, уклоняющихся от налогов, так как значительные суммы фактически собственных доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли. В то же время необходимо отметить, что все решения, принимаемые в Германии по общим задачам, включают в себя категорическое требование необходимости достижения консенсуса. Достижение его обеспечивается требованием Основного закона Германии (Конституции) о необходимости установления по всей стране единообразных условий жизни населения.
Канадская модель бюджетного федерализма сочетает в себе американскую и германскую модели межбюджетных отношений. Она характеризуется высоким уровнем децентрализации, самостоятельностью штатов при формировании и использовании бюджетных средств. При этом со стороны федеральных властей значительное внимание уделяется выравниванию их экономического развития.
В Швейцарии бюджетный федерализм существует еще со Средних веков. Кантоны наделены значительным суверенитетом, они имеют собственные налоги, как и каждый уровень власти. Вместе с тем кантоны получают и различные субсидии от федерального правительства с целью выравнивания экономического положения.
В Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам совершенствования межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ.
Как правило, межбюджетные отношения в регионах во многом определяются нормативами отчислений в региональный бюджет и в бюджеты городов и районов от сумм доходов, поступающих в бюджет региона. Их соотношение определяется основными направлениями бюджетной политики, проводимой в регионе.
2.3. Межбюджетные трансферты
Отношения между разными уровнями государственной власти, а также и характер межбюджетных отношений закреплены в конституции страны. Межбюджетные трансферты являются частью системы межбюджетных отношений и выполняют следующие функции:
Для федерального центра трансферты — это статьи расходов федерального бюджета. В условиях недостаточности средств в федеральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительство сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.
Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах включает обусловленные и безусловные ассигнования.
Обусловленные трансферты предполагают:
Эти трансферты направлены, как правило, на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. Примерами обусловленных трансфертов являются средства, выделяемые на дорожное строительство, охра ну окружающей среды и т. п. Обусловленные субсидии могут принимать самые разные формы и применяться к различным видам нижестоящих бюджетов.
Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государством обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Конституции РФ. В Российской Федерации ввиду большого неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объек ивно существует необходимость в наличии выравнивающих трансфертов.
При переходе к новой системе межбюджетных отношений для того, чтобы разделение ответственности за осуществление расходов было эффективным, необходимо учитывать три основных принципа:
Именно эти принципы нужно иметь в виду при рассмотрении вопросов оказания централизованной помощи отдельным регионам (субъектам Федерации). Соответствующий анализ позволяет также определять наиболее целесообразную форму помощи (дотации, субсидии, субвенции).
Важным компонентом межбюджетных трансфертов является Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР). Финансовая помощь из ФФПР должна осуществляться на основе норматива финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.
Право на получение трансфертов из ФФПР предоставляется тем субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достигают установленного минимального уровня. Соответственно расчетные трансферты должны обеспечивать для всех дотационных регионов одинаковое значение скорректированных душевых налоговых доходов.
Одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов Федерации от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:
Выводы
Таким образом, в теме рассмотрены особенности структуры доходов и расходов как бюджетов субъектов РФ, так и местных бюджетов. Раскрыты особенности межбюджетных отношений, заключающиеся в отношениях между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса. Определены основные принципы, на которых строятся межбюджетные отношения.
Дана характеристика бюджетного федерализма, принципов, на которых он строится. Рассмотрены основные модели бюджетного федерализма:
Дана характеристика межбюджетных трансфертов, определено их назначение, цели и порядок предоставления.
Расходы бюджетов субъектов РФ
Бюджет субъекта РФ – это консолидированный бюджет, который включает собственно региональный бюджет, а также окружной (так называемые местные бюджеты).
Расходы бюджетов субъектов РФ – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.[14]
Состав расходов такого бюджета отличается от федерального бюджета тем, что в нем нет расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов. В остальном расходы бюджета субъекта РФ совпадают с классификациями расходов федерального бюджета и финансируются как за счет собственных источников дохода, так и за счет федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и т.д.
Расходы бюджетов субъектов РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.[15]
Текущие расходы бюджетов субъектов РФ – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы бюджетов регионов – это часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).
Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.[16]
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
— обеспечение функционирования органов законодательной(представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
— обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
— проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
— обеспечение реализации региональных целевых программ;
— формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
— осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
— содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
— обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов;
— оказание финансовой помощи местным бюджетам;
— обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий,
— передаваемых на муниципальный уровень;
— компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
— прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации. [17]
Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, черезрегиональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы.