Что не входит в подготовку к проведению дидактической игры
Организация дидактических игр. Методические рекомендации
Наталья Тарасова
Организация дидактических игр. Методические рекомендации
Организация дидактических игр. Методические рекомендации
Организация дидактическихигр педагогом осуществляется в трех основных направлениях:
• подготовка к проведению дидактической игры
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
*отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь;
*установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
* определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий время);
* выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;
* определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
* подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
*подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
*подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату.
• определение роли воспитателя в игре, его участи в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
• подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания ребенка.
Под социальной активностью понимается такая ее совокупность,которая выражается в разнообразной деятельности ребенка:
• умственной – в потребности в приобретении новых знаний; умении рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач, проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности;
• двигательной – в стремлении к выполнению игровых действий, целенаправленных действий с дидактическим материалом;
• трудовой – в интересе к труду взрослых, механизмам и машинам; потребности к готовности трудиться; желании выполнять в игре роли разных профессий; помощи в труде старшим;
• эстетической – в понимании и оценке красоты предметов и явлений;
• нравственной – в проявлении любви к родному краю; доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; бережном отношении к предметам, игровому материалу; потребности следовать правилам поведения;
• коммуникативной – в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность.
Актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы, так как возрастные особенности дошкольников и учеников первых классов школы имеют большое сходство. В работе по формированию личности в детском саду и школе важно устанавливать преемственность не только по содержанию обучения и воспитания, но и по формам, методам и приемам обучения. Широкое использование игрового метода, в частности различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании как в детском саду, так и в начальных классах школы, по сравнению с другими методами (например, словесными, наглядными, имеет ряд преимуществ. Игра занимает значительное место в жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психологические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и педставлений.
Формирование грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития с использованием дидактических игр Своевременное формирование грамматического строя языка ребёнка является основным условием его полноценного речевого и общего психического.
Методическая разработка. Развивающие игры «Бродилки» Актуальность. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме.
Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста
Ольга Проценко
Методика проведения дидактических игр с детьми дошкольного возраста
Результативность дидактической игры зависит от методики организации и проведения. Положительных результатов в обучении и воспитании детей можно достичь при условии направленности каждой игры на выполнение программных задач.
Б. П. Никитин условно делит дидактическую игру на три этапа. Каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи. На первом этапе педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой игры, вызывает желание играть. На втором этапе, педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя придти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьем этапе роль педагога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
– выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
– определение места и роли игры в системе обучения и воспитания;
– установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно – образовательной работы;
– подготовка игрового оборудования;
– определение времени игры в режиме дня.
Проведения дидактических игр включает:
– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ дидактического материала, краткая беседа, в ходе которой уточняются наличные знания и представления детей);
– объяснение хода и правил игры, во время которого воспитатель обращает внимание на необходимость чёткого выполнения правил;
– показ игровых действий воспитателем;
–определение роли воспитателя в игре: его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (мера участия воспитателя в игре зависит от возраста детей, уровня их подготовки, сложности дидактической задачи, игровых правил).
– определение количества играющих;
– выработка у детей игрового настроения, желания играть;
– руководство ходом игры, обеспечение активности всех детей, оказание помощи нуждающимся;
– подведение итогов игры.
Анализ игры направлен:
– на выявление приёмов её подготовки и проведения;
– на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;
– усложнение игры и обогащение новым материалом.
При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраставоспитателю необходимо соблюдать следующие условия:
– чётко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
– занимать в игре позицию равноправного партнёра, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребёнка;
– вводить в игру элементы соревнования, весёлой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
– давать возможность каждому ребёнку быть в роли, как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
– варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать своё поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
– осуществлять индивидуально – дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
– средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
– используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.
Обязательное требование, предъявляемое к дидактическим играм, активное участие ребёнка в них. Иногда в практике проведение игр сводится к тому, что воспитатель играет, а дети только наблюдают. Такие игры неэффективны. Воспитатель ничего не должен делать в игре за ребёнка, ему нужно только помочь. Обучение должно проходить в непринуждённой, игровой форме и быть незаметным.Необходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать, как разместить дидактический материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игры.
Рассмотрим несколько вариантов организации работы воспитателя по обучению детей умению ставить игровые задачи. Выбор того или иного варианта руководства будет зависеть от имеющихся игровых умений детей.
1. Ребёнок не умеет ставить игровые задачи и по этой причине не включается в игру. В игре взрослый и ребёнок решают её совместно, при этом инициатива сначала принадлежит взрослому, он является носителем игрового опыта.
2. У ребёнка уже имеется незначительный игровой опыт, выражающийся в том, что иногда он самостоятельно ставит игровые задачи, а иногда испытывает затруднения. Совместная игра организуется так, что инициатива сначала принадлежит взрослому, он подсказывает, советует. Постепенно инициатива переходит к ребёнку.
3. Ребёнок овладел умением ставить игровые задачи, и поэтому в играх он ставит их самостоятельно. Взрослый не оставляет без внимания играющего ребёнка, он поощряет его, одобряет, вселяет уверенность. В таких случаях игровая инициатива принадлежит ребёнку, он играет один, взрослый может включиться в игру для оказания помощи в постановке новой оригинальной, другими словами, инициативной игровой задачи.
Воспитатель руководит дидактической игрой по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оценивает их поведение. Игры должны вызывать у детей интерес, эмоционально захватывать их, а это возможно при наличии элементов новизны и занимательности, когда новая информация основывается на знакомых фактах, событиях.
В работе воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех еёэтапах: организовывать игру и следить за её ходом; принимать непосредственное участие в игре; наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
Таким образом, проведение дидактическойигры предполагает соблюдение следующих этапов: 1) подготовка к проведению дидактической игры; 2)проведение игры; 3) анализ проведенной игры. При проведении дидактической игры в работе с детьми дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать условия и требования, предъявляемые к дидактическим играм.
Анализ работы воспитателей Анализ мастерства воспитателя по воспитанию у детей двигательной активности 1 Знание программных задач по физическому воспитанию для детей.
Положение о проведении смотра-конкурса «Дидактические игры в педагогическом процессе» 1. Общие положения. 1.1. Цель смотра-конкурса: Активизировать деятельность коллектива педагогов по подготовке и организации процесса воспитания.
Мастер-класс по проведению дидактической игры
альфия юничева
Мастер-класс по проведению дидактической игры
1. Что такое дидактическая игра
Дидактические игры занимают промежуточное место между сюжетно-ролевыми играми и учебной деятельностью. Их отличительная черта определяется специфическими по сравнению с сюжетно-ролевой игрой учебно-познавательными мотивами и задачами. Они обеспечивают адекватную дошкольному возрасту постановку учебных задач, в ходе реализации которых происходит усвоение способов действий, умений, навыков, знаний при сохранении игрового контекста и смысла деятельности. Помимо общеразвивающего значения, дидактические игры с успехом могут быть использованы для решения задач умственного и речевого развития дошкольников.
2. Из опыта работы использования дидактических игр в речевом развитии дошкольников.
Я провелаобследование речевого развития детей старшей группы на начало учебного года и выявила следующие результаты:
(ЦИФРЫ НАЗЫВАТЬ НЕ НУЖНО – ОНИ БУДУТ НА СЛАЙДЕ)
Таким образом, выявилась проблема недостаточного уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, что проявляется в несформированности грамматического строя речи, затруднении в лексике, слабости связной речи.
Для решения проблемы я поставила для себя цель:
средствами дидактической игры повысить уровень речевого развития и подготовить к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Создала в группе центр дидактической игры.
Собрала картотеку игр для детей старшего дошкольного возраста.
Подобрала дидактические игры: математические, речевые, познавательные, как фабричные, так и изготовленные своими руками.
Разработала ряд авторских игр: «Конфетное дерево», «Идём за грибами» и др.
На конец учебного года я провеладиагностический срез и получила положительные результаты:
В речевом развитии:
3. Методика проведения дидактической игры по программе Десвтво
Работа с детьми по программе «Детство» предполагает широкое использование игровых методов и приемов обучения.
Решающую роль в принятии или неприятии ребенком учебной задачи имеют игровые мотивы- то, ради чего осуществляется деятельность, в частности, это относится к решению учебной задачи.
При различной мотивации одна и та же задача может либо выполняться с различной степенью активности и настойчивости, вследствие чего и осуществляемые действия изменяют свой характер и свою эффективность, либо не выполняться.
Обучая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игры перешла в радость познания.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов,а именно: дидактическую задачу, игровую задачу, правила игры, игровые действия, результат (подведение итогов).
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Все эти моменты мы можем отследить в ходе одной из дидактических игр.
Я предлагаю вам дидактическую игру «Конфетное дерево».
Дидактические задачи данной игры таковы:
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать связную и диалогическую форму речи.
Расширить и активизировать словарь по лексической теме «Деревья»
Учить определять количество звуков и слогов в словах
Совершенствовать навыки порядкового и количественного счета
Расширить кругозор детей
Активизировать мыслительные процессы
Развивать логическое мышление и сообразительность
Развивать зрительное восприятие и внимание
Развивать общую и мелкую моторику
Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости
Теперь начнём игру.
Проведение игры.
Дети, давайте поиграем. Мне очень хочется погулять по лесу. Кто пойдёт со мной? Идём. Перешагиваем через коряги (поднимаем высоко ноги). Осторожно! Низко ветки (идём нагибаясь). Вот ручеёк, не замочить бы ноги! (Перепрыгиваем через воображаемый ручеёк).
Посмотрите, какой красивый лес, какие высокие деревья и низкие кустарники.
Давайте присядем на полянке. Дети садятся на стулья. Воспитатель показывает дерево.Какое интересное дерево выросло на поляне:
Ветки, листья, крона.
(УДИВЛЁННО) В кроне спрятано гнездо!
Там сидит Сова (гнездо и сову показываю).
Хотите поиграть с Совой в весёлую игру?
Тогда я буду спрашивать, а вы постарайтесь правильно ответить. Если ответите правильно, у Совы в гнезде будет появляться звёздочка (ПОЛОЖИТЬ ЗАРАНЕЕ ЗВЁЗДОЧКИ).
Где сидит Сова? (в гнезде)
Из чего вылетела Сова? (из гнезда)
Где сейчас сидит Сова? (Над гнездом)
Куда села Сова (под гнездо)
…. МОЖНОТ ЕЩЁ ВОПРОС – ДВА.
Молодцы. Посчитаем, сколько блестящих звёздочек нам досталось? Считают хором (4-6)
Сове нравится с вами играть. Теперь она будет прятаться, а вы будите искать, куда спряталась сова. Отворачиваемся и говорим считалку.Повторяйте за мной: я считаю до пяти, не могу до десяти, один, два, три, четыре, пять, я иду искать! поворачивайтесь! Где сова? (ЗА ДЕРЕВОМ).
Молодцы. Давайте ещё раз. Считаем. Поворачиваемся. Где Сова? (Справа от дерева) (ТАКЖЕ СЛЕВА) (ЕСЛИ БУДУТ ГОВОРИТЬ ПОД ДЕРЕВОМ –ЗАДАТЬ НАВОДЯЩИЙ ВОПРОС: а с какой стороны от дерева)
(ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ ИЗ ГНЕЗДА ДОСТАЁМ ЗВЁЗДОЧКУ).
Сколько блестящих звёздочек у нас? Пересчитаем! (8-10) Молодцы, а сколько было? Вспомнили, молодцы. А сейчас у нас звёздочек больше или меньше? Правильно 8 больше чем 6!
Что такое! Кажется ветер поднимается! Как сильно дует! Подойдите ко мне, поиграем с ветром.
(ВСТАЛИ, ПОИГРАЛИ ветер дует нам в лицо….)
Как хорошо поиграли! Спасибо нашей новой знакомой Сове. Она хочет вам подарить все звёздочки и листочки, которые вы выиграли! Забирайте их себе на память. Можете поиграть с подарками, а я пойду Сову провожу и вернусь.
Воспитатель уносит игру и переключает внимание детей на другую запланированную деятельность.
Таким образом, задачи речевого развития решаются в игровой деятельности, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
Спасибо за внимание и участие.
Прикреплённые файлы:
Мастер-класс дидактической игры «Математический коврик» Цель: Развивать память, логическое мышление, учить находить признаки отличия одной группы фигур от другой. Способствовать умению ориентироваться.
Мастер-класс. Изготовление дидактической игры «Наш сундучок» Представляю Вашему вниманию мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Наш сундучок» Мы взяли обычную коробку из под обуви. Красиво.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Ледослоги» Предлагаю Вашему вниманию дидактическую игру «Ледослоги», в которую мы играем сейчас на улице. Данная игра была создана в рамках конкурса.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Ленточки» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу предоставить вашему вниманию мастер-класс по изготовлению мной дидактической игры «Ленточки». Я купила.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету» Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель,цветной фетр из него я вырезала бантики,носочки,.
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Звуковые домики» Для создания дидактической игры нам понадобится: • Распечатанные на плотном картоне буквы-звуки (буквы красного цвета обозначают гласные.
Мастер-класс по проведению дидактической игры в средней группе «Кто что ест» Уважаемые коллеги! Каждый педагог в своей работе вносит что – то интересное, своё в каждую деятельность. Каждый из нас ищет приемы, которые.
Мастер-класс по созданию дидактической игры «Футбол» Дидактическая игра «Футбол» Цель: способствовать развитию мелкой моторики, координации движений,глазомера. Эту игру можно сделать самостоятельно.