Что не входит в основу деепричастия

Что не входит в основу деепричастия

Какие суффиксы не входят в основу слова?

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в новую одеж­ду.

Формообразующие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва.

Что не входит в основу деепричастия

Рассмотрим это на при­ме­рах. Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские фор­мы раз­ных частей речи.

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми:

Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву:

Деепричастие — признаки и примеры

Что не входит в основу деепричастия

Понятие деепричастия

Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.

Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.

Деепричастие отвечает на вопросы:

Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.

Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:

называют признак действия (каким образом оно совершается).

Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.

Грамматические признаки деепричастий

Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.

Признаки глаголов:

Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:

Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).

Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).

Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.

Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.

Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.

Признаки наречий:

Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.

В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.

Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:

Обозначает добавочное к основному действие.

Образуется от глагола, сохраняя его признаки.

Вид (совершенный и несовершенный).

Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.

Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Деепричастие образует словосочетания:

Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;

Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.

В предложении бывает только обстоятельством.

И еще подробнее про образование деепричастий:

Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.

От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.

Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.

От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):

Синтаксическая роль деепричастия

В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.

Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.

А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.

При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:

Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:

Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:

Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.

Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).

Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.

Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.

План разбора деепричастия

Часть речи. Общее значение.

начальная форма (неопределенная форма глагола);

Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).

Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.

Пример 1

Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.

Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).

Пример 2

Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.

Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.

Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.

Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).

Вопросы для самопроверки

Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.

Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?

Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?

Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.

Основа слова – что это такое понятным языком, какая она бывает и как ее правильно выделить в любом слове

Часть слова без окончания.

Что не входит в основу деепричастия

Основа любого слова – это то, что остается от слова, если отбросить окончание. Вот возьмем, к примеру, слово «яблоко». Посклоняем его, чтобы увидеть окончание: яблоки, яблоку, о яблоке. Окончание – «о», а основа – «яблок».

Но не все так просто. Давайте учиться правильно выделять основу в словах всех частей речи.

Как правильно выделить основу слова

Принцип для всех слов одинаковый – надо найти окончание и отбросить его. Но тут есть некоторые тонкости, о которых надо помнить.

Звук j

Если у вас в окончании есть буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» и они обозначают два звука – будьте очень внимательны. Посмотрите, оба ли звука меняются при склонении слова, то есть оба ли они относятся к окончанию.

Возьмем для примера слово «потепление». В нем на конце буква «е», она стоит после гласной и обозначает два звука – «jэ». Давайте посклоняем и посмотрим, что меняется:

Мы видим, что «j» никуда не девается. Следовательно, он не относится к окончанию и его надо оставить в основе. Чтобы это сделать – делим буковку «е» пунктиром и левую часть оставляем в окончании, а правую берем в основу.

Как правильно выделить основу в слове с йотированной гласной

Та же проблема с буквой «и». Она тоже умеет обозначать два звука. Например, в слове «строим» очень четко слышится «j»: «строjим». Поэтому вам в нем тоже надо поделить «и» пунктиром и одну половину отдать основе, а вторую – окончанию.

Неизменяемые слова

У них основой является всё слово. Но школьники забывают об этом и начинают пытаться выделить окончание.

Неизменяемыми являются все слова следующих частей речи:

А также слова, которые не входят в систему частей речи:

Вам обязательно надо прочитать статьи про деепричастия, наречия и категории состояния. Потому что вы [школьники] их постоянно путаете. Например:

Вот. Слово вроде одно и то же, а во всех четырех предложениях части речи разные. В двух есть окончание, в двух нет. Так что заставьте себя открыть статьи и вспомнить, чем различаются категории состояния, наречия и краткие прилагательные.

Отдельно хочу сказать про деепричастия. Это слова типа «делая», «сделав», «читая», «вспоминая» – у них основой тоже является все слово. Не надо путать их с глаголами и говорить: делая – делаю – основа «делай». Нет. Деепричастия не меняются, поэтому основа – «делая», «вспоминая» и пр.

Бывают неизменяемые слова и в других частях речи. Например, существительные: очки, санки, депо, кофе, пальто. Их как не склоняй – они не меняются, то есть окончания у них вообще нет и основой является все слово.

Основа инфинитива

У инфинитива, или неопределенной формы глагола основой всегда является часть слова без «ть», потому что «ть» – окончание. В слове «читать» основа «чита-», в слове «пережевывать» – «пережевыва-».

Обратите внимание, что у неопределенных форм глаголов, которые оканчиваются на «-чь» основой является все слово. «Беречь» – все слово будет основой, «печь» – аналогично.

Основа сложных слов

Сложное слово – это такое, в котором больше одного корня. Между этими корнями обычно ставится соединительная гласная – «о» или «е». Так вот. Основу не надо прерывать на соединительных гласных. Вы выделяете основу у СЛОВА, всего слова, без разницы, сколько там корней.

Шуруповерт – основой будет «шуруповерт», «мясокомбинат» – «мясокомбинат».

Два типа основ: производящие и производные

Однокоренные слова в языке происходят друг от друга. Делается это так – берется основа слова и к ней добавляется приставка или суффикс. Та основа, которую взяли для «создания» нового слова – производящая. То есть она «производит». А та, к которой уже что-то присоединили – производная. То есть она «произвелась» от другой.

Например. Вот есть существительное «вода». От него образовалось прилагательные «водный» – с помощью суффикса «н». Основа «вод» – производящая, а основа «водн» – производная.

Производная основа может стать производящей для другого слова, если к ней еще что-то будет добавляться. Например, добавим мы к слову «водный» приставку «под» и получим новое прилагательное – «подводный». Основа «водн» для него станет уже производящей, а «подводн» будет производной.

А если мы захотим из этого прилагательного сделать существительное «подводник», то «подводн» станет производящей основой, а «подводник» будет производной.

Основы форм слов и однокоренных слов – в чем разница

Если вы выделили основы двух слов и эти основы одинаковые, а разные только окончания – то перед вами формы слов. Например: подводник, подводник-и, подводник-ам.

Если же основы разные – то перед вами однокоренные слова: вод-а, водн-ый, подводн-ый, подводн-ик. Все четыре основы разные. Они различаются приставками и суффиксами. Вывод – это однокоренные слова, а не формы слов.

Зачем надо знать разницу?

Затем, что у однокоренных слов есть различия в лексическом значении. Вода – жидкость, водный – связанный с водой, подводный – находящийся под водой, подводник – человек, который что-то делает под водой.

У форм слов лексическое значение одинаковое. Подводник, подводнику, подводники – все три слова обозначают человека, который делает что-то под водой. Различается только грамматическое значение – число, падеж.

Помните про беглые гласные

«Снежок» и «снежк-а» – это формы одного и того же слова. Хоть они и различаются на одну букву – в первом случае есть «о», во втором нет.

Разница возникает не потому, что у основ разные суффиксы, а из-за того, что по законам русского языка гласный может быть «беглым» и выпадать. И тут он как раз выпал.

То, что перед нами именно формы, а не однокоренные слова, подсказывает и значение. Снежок, снежка – это один и тот же «небольшой, легкий снег». Значение не поменялось ни на йоту.

Полезные материалы по теме

Подпишитесь на мою рассылку. И не забудьте её подтвердить в письме, которое придет вам на почту. Подписка позволит мне высылать вам на почтовый адрес свежие статьи по русскому языку.

Посмотрите мои подборки учебных материалов для подготовки к экзаменам и ВПР. Вы найдете там курсы от лучших учителей России, причем за низкую плату. Они помогут вам эффективно готовиться к любым видам контроля:

Посмотрите мое видео о том, как правильно выделять окончание в слове, чтобы сразу находить основу.

Я хочу, чтобы эта статья приносила реальную пользу ученикам и их родителям. Я постарался в ней рассказать всё, что нужно знать об основе слова. Напишите, пожалуйста, в комментарии, был ли этот текст вам полезен, сложно его было читать или легко, какие вы видите в нем слабые стороны.

Я прочитываю все комментарии, отвечаю на вопросы в течение суток.

Источник

Суффиксы деепричастий не входят в основу

Какие суффиксы не входят в основу слова?

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в дру­гую грам­ма­ти­че­скую одежду.

Что не входит в основу деепричастия

Рассмотрим это на при­ме­рах. Понаблюдаем за суф­фик­са­ми в грам­ма­ти­че­ских фор­мах раз­ных частей речи.

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся формообразующими:

Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву слова:

Поиск ответа

Вопрос № 260502

Ответ справочной службы русского языка

Формообразовательный суффикс прошедшего времени — л — не входит в основу слова. Подробнее см. в пособии Е. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников».

Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, является ли суффикс глаголов прошедшего времени «л» частью основы слова? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, это формообразующий суффикс, он не входит в основу слова.

Ответ справочной службы русского языка

Уважаемая «Грамота»! Почему-то вы не ответили на мой вопрос. В школах Москвы ТЬ или ТИ в инфинитиве называют то суффиксом, то окончанием. В одной из школ назвали и суффиксом, и окончанием, соответственно обозначив их в виде домика. Объясните, пожалуйста, как быть при морфемном разборе слова: ведь если это окончание, то оно не должно входить в основу слова, если же суффикс, — то должно. А если и то, и другое, то что из этого следует? Прошу всё же ответить на мой вопрос, ведь детям сдавать ЕГЭ — «Единый» экзамен, с единым правильным ответом.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Добрый день, прошу разъяснить, правильно ли сейчас исполняют романс «Я тебя никогда не забуду», когда поют (буквально вчера в ТВ передаче Две звезды): «. пара фраз, залетевших отсюда», в интернете дают слова такие же. Насколько я помню, Караченцов и Шанина пели: «Парафраз, залетевший отсюда», т.е. имеется в виду парафраз: «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу», как раз и высеченный на могиле Кончиты в Сан-Франциско и положенный Вознесенким в основу истории и ключевого романса оперы.Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:

«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».

( Андрей Вознесенский. Не отрекусь. Избранная лирика. Минск, «БелАДИ», 1996.)

Подскажите, пожалуйста, значение слова РЕФЕРЕНТНОСТЬ?

Ответ справочной службы русского языка

Это термин психологии, его значение лучше уточнить в специализированных словарях. Цитируем словарь «Социальная психология»:

Референтность [лат. referens — сообщающий] — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц. Понятие «Р.», которое впервые применил американский психолог Г. Хаймен, утверждавший, что суждения людей о себе во многом зависят от того, с какой группой они себя соотносят, получило широкое распространение, но это понятие толковалось разными исследователями по-разному. В отечественной психологии в основу его трактовки был положен момент значимой избирательности при определении субъектом своих ориентаций (мнений, позиций, оценок) (Е.В. Щедрина). Отсюда Р. понималась как особое качество личности субъекта, определяемое мерой его значимости для другого человека или группы людей и в том числе выступающее фактором персонализации. В зависимости от ситуации Р. проявляет себя по-разному. Например, объектом референтных отношений для субъекта может выступать группа, членом которой он является, либо группа, с которой он себя соотносит, не будучи реальным ее участником. Функцию референтного объекта может выполнять и отдельный человек, в том числе не существующий реально (литературный герой, вымышленный идеал для подражания, идеальное представление субъекта о себе самом и т. п). Следует различать неинтернализованные отношения Р., когда референтный объект существует реально как внешний объект, определяющий («диктующий») индивиду нормы его поведения, и отношения интернализованные, когда поведение индивида внешне не обусловливается никакими объектами, а все референтные отношения сняты и «переплавлены» его сознанием и выступают уже как его, индивида, субъективные факторы. Тем не менее и в этой ситуации референтные отношения также имеют место, хотя по форме они более сложны. Р. как качество субъекта или группы существует всегда только в чьем-то восприятии и отражает связи и отношения субъектов; в ней зафиксирована мера значимости данного субъекта или группы в глазах того или иного лица. Специфика Р. заключается в том, что направленность субъекта на некоторый значимый для него объект реализуется посредством обращения (реального или воображаемого) к другому значимому лицу. Таким образом, Р. имеет форму субъект-субъект-объектных отношений, т.е. таких, при которых отношение субъекта к значимому для него объекту опосредствуется связью с другим субъектом. Факт Р. индивида для других членов группы устанавливается с помощью специальной экспериментальной процедуры — референтометрии.

Каково происхождение фразы » быть под шафэ»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Быть подшофе – быть в состоянии легкого опьянения, навеселе. В основу этого выражения легло, по-видимому, французское причастие chauffe ‘нагретый, подогоретый алкоголем’.

Здравствуйте.
В учебнике русского языка для 4го класса написано, что глагольные суффиксы ть, ти не входят в основу слова, т.к. определяют только форму слова.
Как разобрать слово «вернуть»? Какая у него основа — верну или верн? Какой частью слова является буква «у»?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 239353

Здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста — что означает слово «подшафе»?

Ответ справочной службы русского языка

Подшофе (так правильно пишется это слово) – навеселе, под хмельком, в состоянии легкого опьянения. В основу этого слова легло, по-видимому, французское причастие chauffe «нагретый, подогоретый алкоголем».

Добрый день! 1.Разъясните, пожалуйста, как правильно пишется выражение «подшофе»: слитно или раздельно? Какова история этого заимствования? 2. Как правильно употреблять в повелительном наклонении глагол «вырезать» в единственном и множественном числе: вырежь или вырежи; вырежьте или вырежите? Какому правилу подчиняется данный случай? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

1. Следует писать слитно: _подшофе_. В основу этого выражения легло, по-видимому, французское причастие chauffe «нагретый, подогоретый алкоголем». 2. Допустимо: _вырежи_ и _вырежь_, _вырежьте_.

Ответ справочной службы русского языка

Не входит. См. раздел _Основа_ в http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part2.htm#4 [учебнике Е. и. Литневской].

Ответ справочной службы русского языка

Нет, формообразующий суффикс _-л-_ в глаголах прошедшего времени в основу не входит.

Суффиксы деепричастий

Что не входит в основу деепричастияЧто не входит в основу деепричастия

Всего получено оценок: 288.

Всего получено оценок: 288.

Среди часто используемых, но плохо узнаваемых частей речи почетное место занимает деепричастие. Одни лингвисты считают их самостоятельной частью речи, другие – особой формой глагола. Как бы то ни было, отличать деепричастия полезно, ведь они всегда (за редкими исключениями) выделяются на письме запятыми.

Что не входит в основу деепричастия

Как отличить деепричастие?

На самом деле отличить деепричастие от другой части речи нетрудно. Оно отвечает на необычные вопросы «Что делая? Что сделав?», не изменяется и имеет суффиксы, не похожие ни на какие другие. Вот примеры деепричастий: играя (что делая? суффикс –я), получив (что сделав? суффикс –в). Многие отличают деепричастия именно по суффиксам.

Суффиксы деепричастий настоящего времени

Деепричастия бывают совершенного вида прошедшего времени и несовершенного вида настоящего времени.

Напомним, что у глаголов не одна, а две основы, которые могут совпадать или не совпадать; от основы инфинитива образуется прошедшее время (в том числе деепричастия прошедшего времени), а от основы настоящего времени – настоящее (и деепричастия настоящего времени тоже).

Деепричастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса –а или –я.

Суффиксы деепричастий прошедшего времени

С древних времен сохранилось в языке слово «будучи» – единственное деепричастие, которое образуется с помощью суффикса –чи.

Примеры

Предлагаем вам таблицу суффиксов деепричастий с примерами.

Настоящее время

Прошедшее время

Что не входит в основу деепричастия

Что мы узнали?

Источник

Почему у деепричастий суффикс я не входит в основу слова

Суффиксы деепричастий

Что не входит в основу деепричастияЧто не входит в основу деепричастия

Всего получено оценок: 290.

Всего получено оценок: 290.

Среди часто используемых, но плохо узнаваемых частей речи почетное место занимает деепричастие. Одни лингвисты считают их самостоятельной частью речи, другие – особой формой глагола. Как бы то ни было, отличать деепричастия полезно, ведь они всегда (за редкими исключениями) выделяются на письме запятыми.

Что не входит в основу деепричастия

Как отличить деепричастие?

На самом деле отличить деепричастие от другой части речи нетрудно. Оно отвечает на необычные вопросы «Что делая? Что сделав?», не изменяется и имеет суффиксы, не похожие ни на какие другие. Вот примеры деепричастий: играя (что делая? суффикс –я), получив (что сделав? суффикс –в). Многие отличают деепричастия именно по суффиксам.

Суффиксы деепричастий настоящего времени

Деепричастия бывают совершенного вида прошедшего времени и несовершенного вида настоящего времени.

Напомним, что у глаголов не одна, а две основы, которые могут совпадать или не совпадать; от основы инфинитива образуется прошедшее время (в том числе деепричастия прошедшего времени), а от основы настоящего времени – настоящее (и деепричастия настоящего времени тоже).

Деепричастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса –а или –я.

Суффиксы деепричастий прошедшего времени

С древних времен сохранилось в языке слово «будучи» – единственное деепричастие, которое образуется с помощью суффикса –чи.

Примеры

Предлагаем вам таблицу суффиксов деепричастий с примерами.

Настоящее время

Прошедшее время

Что не входит в основу деепричастия

Что мы узнали?

Какие суффиксы не входят в основу слова?

Для того что­бы отве­тить на вопрос, какие суф­фик­сы не вхо­дят в осно­ву сло­ва, вспом­ним, что осно­вой явля­ет­ся часть сло­ва без окон­ча­ния. Это зна­чит, что при­став­ка, корень, суф­фикс состав­ля­ют осно­ву мно­гих слов.

Но при этом мы долж­ны учи­ты­вать, что суф­фикс суф­фик­су рознь. В соста­ве мно­гих слов суще­ству­ют фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы, кото­рые не обра­зу­ют новое сло­во, а толь­ко его фор­му, то есть, образ­но гово­ря, пере­оде­ва­ют сло­во в дру­гую грам­ма­ти­че­скую одежду.

Что не входит в основу деепричастия

Рассмотрим это на при­ме­рах. Понаблюдаем за суф­фик­са­ми в грам­ма­ти­че­ских фор­мах раз­ных частей речи.

Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла от осно­вы инфи­ни­ти­ва:

Все суф­фик­сы при­ча­стий как осо­бой гла­голь­ной фор­мы явля­ют­ся формообразующими:

Суффиксы дее­при­ча­стий не вклю­ча­ем в осно­ву слова:

СУФФИКС ИЛИ ОКОНЧАНИЕ?

Л.С.СТЕПАНОВА

В пособии М.Т. Баранова, Т.А. Костяевой, А.В. Прудниковой «Русский язык. Справочные материалы» (М.: Просвещение, 1987) говорится: «Глаголы в неопределенной форме имеют следующие окончания. » (с. 104). Далее приводится таблица, где -ть и -ти называются окончаниями, а -чь – суффиксом, после которого следует нулевое окончание. В «Сборнике упражнений по русскому языку для поступающих в вузы» Д.Э. Розенталя (Изд-во Московского университета, 1994) также читаем: «Неопределенная форма образуется посредством окончаний -ть или -ти» (с. 109).

Однако в том же «Сборнике упражнений. » Д.Э. Розенталя в § 17 «Состав слова» говорится: «Слова русского языка с точки зрения морфологической структуры делятся на слова, имеющие формы словоизменения, и слова, не имеющие форм словоизменения. Слова первой группы распадаются на две части: основу и окончание, или флексию; слова второй группы представляют собой чистую основу» (с. 37–38). И далее: «Окончание, или флексия, – это изменяемая часть слова, которая указывает на отношение данного слова к другим словам, т.е. является средством выражения синтаксических свойств слова в предложении» (с. 38). То же находим и в пособии «Русский язык. Справочные материалы» М.Т. Баранова и др.: «В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание. а в неизменяемых – только основа. ». И дальше: «Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Неизменяемые слова окончаний не имеют» (с. 34).

Налицо противоречие: если неопределенная форма глагола имеет окончание, то в соответствии с приведенными определениями она должна представлять собой грамматическую категорию, имеющую формы словоизменения, т.е. надо тогда признать неопределенную форму глагола изменяющейся. Однако во всех приведенных изданиях мы без труда найдем недвусмысленное указание на неизменяемость инфинитива. В разделе «Словосочетание» при определении примыкания, естественно, приводятся примеры примыкания инфинитива, а в учебнике русского языка С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко для 8-го класса прямо говорится: «Зависимое слово при примыкании является неизменяемым (наречие, неопределенная форма глагола, деепричастие)».

Но тут мы сталкиваемся с другим противоречием – с традиционным определением основы как части слова без окончания. Получается, что в неопределенной форме глагола суффикс не входит в основу.

Однако все противоречия снимаются, если в школьную программу ввести давно принятое в лингвистике деление суффиксов на словообразовательные и словоизменительные, или формообразующие. В процитированном издании «Русский язык. Энциклопедия» в статье «Суффикс» читаем: «Суффиксы могут быть словообразовательными (служащими для образования отдельных слов) и словоизменительными (служащими для образования форм слова). Словоизменительными являются суффиксы сравнительной и превосходной степени (сильн-ее, сильн-ейш-ий), прошедшего времении (нес-л-а), инфинитива (нес-ти), причастий (нес-ущ-ий, нес-ш-ий, принес-енн-ый) и деепричастий (гляд-я, написа-вши). » (с. 547). В учебнике для студентов высших учебных заведений «Современный русский язык» под ред. Д.Э. Розенталя, ч. 1. (М.: Высшая школа, 1979) словоизменительные аффиксы называются формообразующими: «По. своей функции аффиксы делятся на словообразовательные и формообразующие. Формообразующие аффиксы новых слов не образуют, они не меняют лексического значения слова, а используются для образования форм того же самого слова» (с. 146). В этом же учебнике совершенно определенно говорится: «Большинство глаголов образует неопределенную форму при помощи суффиксов -ть и -ти. Глаголы на -чь представляют в современном языке небольшую группу. ».

Понятно, что в этом случае несколько меняется и определение основы. Поскольку формообразующие суффиксы не входят в основу слова, то и само понятие основы можно определить так: основа – это часть слова, остающаяся после отсечения окончания и формообразующего суффикса (писа-ть, писа-л, писа-вш-ий). На практике основа так и определялась всегда (объясняя учащимся, например, образование формы глаголов прошедшего времени, учитель говорил, что она образуется прибавлением к основе суффикса прошедшего времени -л-), поэтому тем более стоит устранить путаницу в теории.

Основываясь на вышесказанном, я предлагаю внести в курс изучения русского языка в школе следующие изменения.

Словообразовательные суффиксы служат для образования новых слов, меняя лексическое значение слова: дом – дом-ик (маленький дом), узна-ть – узна-ва-ть (глагол приобретает значение длительности/многократности и незавершенности действия) и т.д.

Формообразующие суффиксы служат для образования форм слова и не меняют лексического значения слова. Формообразующие суффиксы отличаются от окончаний прежде всего тем, что не могут служить для выражения связи слов в словосочетании и предложении. К формообразующим суффиксам относятся следующие:

суффикс прошедшего времени глаголов -л- (писа-л, сиде-л-а);

суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь)

суффиксы инфинитива (писа-ть, нес-ти, бере-чь) (при этом в случае с суффиксом -чь происходит явление наложения (аппликации), когда -ч- одновременно принадлежит и корню, и суффиксу (историч. изменения: берег-ти – бере-чь);

3. При графическом морфемном и словообразовательном разборе не включать формообразующие суффиксы в состав основы слова (умыва-я-сь, прочита-вш-ий, буд-учи).

4. Изменить определение основы. Основа – это часть слова, выражающая его лексическое значение и остающаяся после отсечения от слова окончания и формообразующего суффикса. В склоняемых или спрягаемых словах (кроме причастий, превосходной степени прилагательных и прошедшего времени глаголов) основа определяется при отсечении от них окончания (мор-е, торопл-ю-сь, осенн-ий). В причастиях, прилагательных превосходной степени и глаголах прошедшего времени, кроме того, при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (бушу-ющ-ий, свеж-айш-ий, привез-л-а). В сравнительной степени наречий и прилагательных, в деепричастиях, инфинитивах и повелительном наклонении глаголов при определении основы отсекаются формообразующие суффиксы (быстр-ее, проигра-в, откры-ть, принес-и).

5. Безусловно, такое определение основы потребует и несколько иного, чем принятый сейчас, порядка изучения морфемного состава слова. Понятие об основе слова и ее практическое нахождение станет возможным лишь после знакомства учащихся с категорией «суффикс» и «формообразующий суффикс».

Все перечисленные изменения позволят, по моему мнению, не слишком усложняя обучение русскому языку в школе, избежать непримиримых противоречий и путаницы в данном вопросе, механического запоминания учениками морфемного состава слова, а также помогут приблизить уровень школьного изучения русского языка к вузовским требованиям.

1 Термин «формообразующие суффиксы» представляется более удачным, чем «словоизменительные», прежде всего потому, что словоизменительной морфемой является окончание, которое действительно служит средством изменения слов в соответствии с синтаксическими требованиями. Окончания как словоизменительная морфема есть только у изменяемых (склоняемых или спрягаемых) слов. Формообразующие суффиксы присутствуют и у неизменяемых слов и не выполняют синтаксической функции. Они именно образуют особые формы слова.

3 В некоторых новейших работах можно встретить значок «^» («домик») для обозначения конечной морфемы инфинитива. Мотивировано это тем, что данная морфема совмещает признаки суффикса и окончания. Однако мне представляется эта точка зрения неубедительной, т.к. окончание – это словоизменительная морфема, служащая для выражения синтаксических отношений согласования и управления данного слова с другими словами словосочетания и предложения. Формообразующий суффикс никогда не выполняет и не может выполнять такую синтаксическую функцию, т.е. он лишен главных свойств и признаков окончания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *