Что не входит в обязанности заведующего лечебно диагностическим отделением детской поликлиники
Должностная инструкция заведующего отделением
I. Общие положения
1. На должность заведующего отделением назначается лицо, имеющее высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология» и обучение по программе интернатуры/ординатуры по основной специальности.
2. Опыт практической работы врачом-специалистом не менее трех лет.
3. Дополнительные требования:
— сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по основной специальности и повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;
— прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
— отсутствие ограничений на осуществление медицинской деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Назначение на должность заведующего отделением, а также освобождение от нее производится приказом руководителя организации.
5. Заведующий отделением должен знать:
5.1. Принципы и методы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации
5.2. Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
5.3. Порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи в соответствии с профилем деятельности медицинской организации
5.4. Методологию анализа и оценки показателей, характеризующих деятельность медицинской организации, и показателей здоровья населения
5.5. Порядок создания и деятельности врачебной комиссии
5.6. Требования к оформлению документации
5.7. Навыки делового общения: деловая переписка, электронный документооборот
5.8. Принципы и методы планирования деятельности структурного подразделения медицинской организации
5.9. Требования по обеспечению безопасности персональных данных пациентов и сведений, представляющих врачебную тайну
5.10. Трудовое законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты в сфере здравоохранения
5.11. Особенности санитарно-эпидемиологического режима медицинской организации
5.12. Правила эксплуатации медицинской техники в структурном подразделении медицинской организации
5.13. Виды, формы и методы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации
5.14. Правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации
5.15. Основы менеджмента качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации
5.16. Методику сбора жалоб и анамнеза у пациентов (их законных представителей)
5.17. Методику физикального исследования пациентов (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)
5.18. Клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и (или) дыхания
5.19. Правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации
6. Заведующий отделением подчиняется непосредственно ____________.
7. На время отсутствия заведующего отделением (отпуск, болезнь, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее их исполнение.
8. Заведующий отделением должен соблюдать:
— принципы врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями), коллегами;
— требования охраны труда и пожарной безопасности, правил внутреннего трудового распорядка;
— законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в том числе прав граждан в сфере охраны здоровья.
II. Должностные обязанности
В обязанности заведующего отделением входит:
1. Организация деятельности структурного подразделения медицинской организации:
— Организация работы структурного подразделения медицинской организации
— Организация документооборота в структурном подразделении медицинской организации
— Разработка системы мотивации работников структурного подразделения медицинской организации
— Организация непрерывного совершенствования профессиональных знаний и навыков в течение трудовой жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников структурного подразделения медицинской организации
— Взаимодействие с руководством медицинской организации и другими подразделениями медицинской организации
— Работа во врачебной комиссии медицинской организации
— Организация предоставления информационно-справочных материалов по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни
— Формирование и поддержание корпоративной культуры медицинской организации
2. Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации:
— Планирование ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации
— Анализ результатов деятельности структурного подразделения медицинской организации
— Разработка и планирование показателей деятельности работников структурного подразделения медицинской организации
— Планирование деятельности структурного подразделения медицинской организации
— Составление графика работы, графика сменности и графика отпусков медицинских работников структурного подразделения медицинской организации
3. Контроль деятельности структурного подразделения медицинской организации:
— Организация мероприятий по обеспечению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в структурном подразделении медицинской организации
— Разработка проектов локальных актов медицинской организации
— Контроль состояния ресурсного обеспечения деятельности структурного подразделения медицинской организации
— Обеспечение соблюдения требований к эксплуатации медицинских изделий в структурном подразделении медицинской организации
— Контроль выполнения работниками структурного подразделения медицинской организации правил внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологического режима
4. Оказание медицинской помощи в экстренной форме:
— Оценка состояния пациента, требующего оказания медицинской помощи в экстренной форме
— Распознавание состояний, представляющих угрозу жизни пациентов, включая состояние клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания), требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме
— Оказание медицинской помощи в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе клинической смерти (остановка жизненно важных функций организма человека (кровообращения и (или) дыхания)
— Применение лекарственных препаратов и медицинских изделий при оказании медицинской помощи в экстренной форме
III. Права
Заведующий отделением имеет право:
1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а также материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности.
2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию)
3. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
5. Требовать от руководства организации оказания содействия, в том числе обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
6. Принимать самостоятельные решения, руководствуясь квалификационными требованиями и должностными обязанностями
IV. Ответственность
Заведующий отделением несет ответственность:
1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 ноября 2017г. №768н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Приложение N 4. Правила организации деятельности детской поликлиники (отделения)
Приложение N 4
к Порядку оказания
педиатрической помощи,
утвержденному приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 16 апреля 2012 г. N 366н
Правила
организации деятельности детской поликлиники (отделения)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности детской поликлиники (отделения) в медицинских организациях.
3. Руководство Поликлиникой, созданной как самостоятельная медицинская организация, осуществляет главный врач, а руководство Поликлиникой, созданной как структурное подразделение медицинской организации, осуществляет заместитель главного врача медицинской организации (заведующий отделением).
4. На должность главного врача Поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности «педиатрия», «лечебное дело» или «организация здравоохранения и общественное здоровье», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
5. На должность заведующего отделением Поликлиники назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 7 июля 2009 г. N 415н (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), по специальности «педиатрия», имеющий стаж работы по данной специальности не менее 5 лет в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 25 августа 2010 г., регистрационный N 18247).
6. Штатная численность медицинского и иного персонала, стандарт оснащения Поликлиники определяются с учетом объема проводимой лечебно-профилактической работы, численности обслуживаемого детского населения и устанавливаются руководителем медицинской организации.
Рекомендуемые штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения Поликлиники предусмотрены приложениями N 5-6 к Порядку оказания педиатрической помощи, утвержденному настоящим приказом.
7. В структуре Поликлиники рекомендуется предусматривать:
информационно-аналитическое отделение, включающее регистратуру, организационно-методический кабинет (кабинет медицинской статистики);
лечебно-профилактическое отделение (педиатрическое), включающее: кабинеты врачей-педиатров участковых, кабинет здорового ребенка, прививочный кабинет, процедурную;
дневной стационар, включающий помещение для приема детей, палаты для размещения детей, помещение для медицинского персонала, санитарную комнату, туалет для медицинского персонала, туалет для детей и их родителей, комнату для отдыха родителей;
консультативно-диагностическое отделение, включающее кабинеты врачей-специалистов, кабинет функциональной диагностики, кабинет лучевой диагностики, лабораторию;
отделение неотложной медицинской помощи;
отделение восстановительной медицины;
отделение медико-социальной помощи;
отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях;
кабинет охраны зрения;
физиотерапевтическое отделение (кабинет);
кабинет лечебной физкультуры;
централизованное стерилизационное отделение.
Поликлиника должна предусматривать также группу помещений, включающую колясочную, помещение для приема вызовов на дом, приемно-смотровой фильтр-бокс с отдельным входом.
8. Поликлиника осуществляет следующие функции:
оказание профилактической, консультативно-диагностической и лечебной помощи прикрепленному детскому населению;
осуществление патронажа беременных врачом-педиатром участковым;
осуществление первичного патронажа новорожденных и детей до года жизни;
проведение аудиологического скрининга новорожденным и детям первого года жизни, не прошедшим обследование на нарушение слуха в родовспомогательном учреждении;
обеспечение передачи информации о новорожденных и детях первого года жизни с нарушениями слуха, выявленных при проведении аудиологического скрининга, в центр (кабинет) реабилитации слуха, направление детей с нарушениями слуха в центр (кабинет) реабилитации для диагностики;
проведение профилактических осмотров детей, в том числе в образовательных учреждениях;
организация рационального питания детей до 3 лет, а также детей, воспитывающихся и обучающихся в образовательных учреждениях;
организация санитарно-гигиенического воспитания и обучения детей и их родителей (законных представителей);
проведение санитарно-просветительной работы с детьми и родителями (законными представителями) по вопросам своевременного выявления и лечения детских болезней и формирования здорового образа жизни;
проведение медицинских осмотров учащихся образовательных учреждений перед началом и в период прохождения производственной практики в организациях, работники которых подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам;
наблюдение за детьми, занимающимися физической культурой и спортом;
организация и проведение иммунопрофилактики инфекционных болезней;
проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, выявлению ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, выявлению факторов риска заболеваний, инвалидности, смертности детей;
организация и проведение противоэпидемических и профилактических мероприятий в очагах инфекционных заболеваний;
направление при наличии медицинских показаний детей на консультации к врачам-специалистам по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. N 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный N 20144);
направление детей при наличии медицинских показаний на стационарное обследование и лечение в медицинские организации;
организация диагностической и лечебной работы на дому;
организация диспансерного наблюдения за детьми с хроническими заболеваниями, детьми-инвалидами, их своевременное оздоровление;
организация работы по охране репродуктивного здоровья детского населения;
организация выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов;
проведение экспертизы временной нетрудоспособности родителей (законных представителей) заболевших детей и работающих детей;
ГАРАНТ:
См. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности, утвержденный приказом Минздрава России от 23 августа 2016 г. N 625н
обеспечение при наличии медицинских показаний направления детей на медико-социальную экспертизу для установления инвалидности;
осуществление медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей;
организация медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные учреждения;
организация медицинского обеспечения детей в учреждениях отдыха и оздоровления;
внедрение новых профилактических, диагностических и лечебных технологий в педиатрическую практику;
подготовка медицинской документации при передаче медицинского наблюдения за детьми в городскую (районную) поликлинику по достижении ими совершеннолетия;
проведение клинико-эпидемиологического анализа уровня и структуры заболеваемости детей в районе обслуживания;
проведение анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости, инвалидности и смертности у детей обслуживаемой территории;
обеспечение ведения учетной и отчетной документации, представление отчетов о деятельности Поликлиники в установленном порядке.
9. Для обеспечения своей деятельности Поликлиника использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой она организована.
Должностная инструкция заведующего отделением
1. На должность заведующего отделением клиники принимается лицо с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело», имеющее юридическое право заниматься медицинской деятельностью, владеющее теоретическими знаниями и практическими навыками по профилю работы клиники и отделения в соответствии с требованиями квалификационной характеристики, со стажем практической работы по специальности не менее 5 лет.
2. Назначается на должность и освобождается приказом директора Клинического центра в соответствии с действующим законодательством. Непосредственно подчиняется директору и главному врачу клиники.
3. Заведующему отделения подчиняются все штатные сотрудники отделения.
4. В случае отсутствия заведующего отделением (отпуск, болезнь, командировка) его замещает другой врач отделения (клиники) на основании приказа директора Клинического центра по представлению директора или главного врача клиники.
5. Заведующий отделением в своей работе руководствуется действующим законодательством РФ, приказами и инструкциями Минздрава России, приказами ректора Академии и директора Клинического центра, положениями о Клиническом центре, клинике, отделении, распоряжениями директора и главного врача клиники, настоящей должностной инструкцией и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
6. Заведующий отделением должен знать:
— постановления, распоряжения, приказы вышестоящих должностных лиц;
— методические, нормативные и другие руководящие материалы, касающиеся деятельности отделения;
— организационную работу подразделений данного профиля;
— действующие положения по оплате труда и формы материального стимулирования; основы экономики, организации труда; основы трудового законодательства;
— правила и нормы охраны труда, техники санитарно-противоэпидемического режима и противопожарной защиты.
1. Организация работы отделения для обеспечения лечебно-диагностического процесса на современном уровне.
2. Организация работы отделения как базы для проведения учебного процесса кафедры и научной тематики.
3. Должностные обязанности
Заведующий отделением обязан:
1. Организовать работу отделения для обеспечения лечебно-диагностического процесса в полном объёме, своевременно, на современном уровне.
2. Контролировать учет и отчётность в отделении. Представлять отчёт о работе отделения в установленный срок по установленной форме. Анализировать показатели деятельности отделения; по результатам анализа принимать меры, направленные на рациональное использование коечного фонда, улучшение качества и сроков обследования и лечения больных.
3. Обеспечивать плановую госпитализацию больных в отделение с учётом профильности, течения заболевания, плана учебного процесса. Участвовать в работе комиссии по госпитализации.
4. Обеспечивать и контролировать правильность и своевременность обследования и лечения каждого больного отделения путём:
— своевременного осмотра каждого больного, поступившего в отделение не позднее одних суток;
— проведения обходов отделения не реже одного раза в неделю;
— участие в обходах отделения профессором, доцентом, старшим научным сотрудником;
— систематического осмотра тяжелобольных;
— контроля за больными, длительно находящимися в отделении.
5. Решать вопросы выписки и перевода больных самостоятельно или по согласованию с профессором, доцентом, старшим научным сотрудником, контролировать правильность и своевременность оформления выписных документов, подписывать их.
6. Консультировать врачей отделения по вопросам диагностики и лечения, участвовать при выполнении лечебных и диагностических процедур; привлекать для консультации старших специалистов или врачей других специальностей.
7. Систематически контролировать:
— правильность ведения медицинской документации в отделении;
— правильность выписки, получения, хранения, использования медикаментов, в том числе дорогостоящих, сильнодействующих, наркотиков, спирта, перевязочного материала; расписываться в журналах учёта;
— вопросы питания больных: правильность назначения диеты, качество и своевременности доставки готовой пищи и сухого пайка в отделение, правильность транспортировки, организацию кормления больных;
— выполнение санитарно-противоэпидемического режима;
— своевременное обследование определенных групп сотрудников на бациллоносительство; принимать меры по ликвидации причин «вызвавших возникновение» внутрибольничной инфекции;
— выполнение сотрудниками, больными детьми, их родственниками правил внутреннего распорядка клиники;
— участие сотрудников кафедры в лечебном процессе;
— работу врачей, медицинских сестёр, санитарок и других сотрудников отделения по выполнению ими должностных обязанностей;
— получение, учёт, движение, правильность оформления больничных листов.
8. Непосредственно выполнять лечебную работу в соответствующем объёме: ведение больных, выполнение дежурств по клинике.
9. Являться в отделение в нерабочее время по вызову врача отделения или дежурного врача клиники.
10. В случае смерти больного в отделении обязан:
o обеспечивать правильное и своевременное оформление медицинской документации и направление её в прозектуру;
— хранение трупа и передачу его в морг в соответствии с требованиями;
— вместе с лечащим врачом присутствовать на вскрытии умершего больного.
11. Участвовать самому и обеспечивать участие врачей отделения в работе КИЛИ клиники, клинико-анатомических и других конференциях Клинического центра.
12. Обеспечивать готовность отделения к работе в чрезвычайных ситуациях, руководить ею. Информировать руководство клиники обо всех происшествиях и принятых мерах.
13. Рассматривать жалобы родственников больных детей, сотрудников отделения, принимать меры к ликвидации причин, вызвавших жалобы; систематически проверять и подписывать книгу жалоб.
14. Работать с кадрами:
— совместно с администрацией клиники участвовать в подборе кадров; производить их рациональную расстановку и перемещение;
— обеспечивать условия для выполнения сотрудниками должностных обязанностей, в соответствии с должностными инструкциями, требованиями охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности;
— контролировать правильность составления и ведения графиков;
— своевременно доводить до сведения сотрудников, в части их касающейся, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц, контролировать их выполнение.
15. Систематически повышать свою квалификацию и подтверждать юридическое право заниматься медицинской деятельностью по данной специальности в установленном порядке.
16. Обеспечивать участие отделения в проведении инвентаризации материальных ценностей, списании пришедших в негодность в соответствии с приказом ректора Академии. В установленные сроки представлять заявки на медицинскую аппаратуру, инструменты, оборудование, жесткий и мягкий инвентарь и др.
17. Контролировать состояние помещений технических коммуникаций; своевременно представлять заявки на проведение ремонта, качество и своевременность их выполнения.
18. Соблюдать самому и обеспечивать соблюдение сотрудниками отделения трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, медицинской этики и деонтологии.
Заведующий отделением имеет право:
1. Получать информацию, необходимую для работы.
2. Вносить предложения администрации клиники:
— по улучшению организации работы отделения;
— о поощрении и наложении взысканий на сотрудников отделения.
3. Участвовать в работе совещаний, на которых решаются вопросы, относящиеся к деятельности отделения.
Заведующий отделением несёт ответственность за невыполнение должностных обязанностей и принятие решений по вопросам, входящим в его компетенцию.