Что не входит в науку как систему
Что не входит в науку как в систему?
Что не входит в науку как в систему?
4) система учреждений и организаций.
Система знаний о закономерностях развития природы общества мышления называются?
Система знаний о закономерностях развития природы общества мышления называются.
Охарактеризуй науку как особую систему знаний?
Охарактеризуй науку как особую систему знаний.
Природа и общество является?
Природа и общество является?
и привести характерные примеры этой системы.
О характеризуйте науку как особую систему знаний?
О характеризуйте науку как особую систему знаний!
88) Верны ли следующие суждения о науке?
88) Верны ли следующие суждения о науке?
Науку можно охарактеризовать как А.
Особую систему знаний, позволяющих обоснованно предсказать процессы и явления действительности.
Б. систему научных исследований, организаций, учреждений и институтов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
Как понимается наука как система организаций и учреждений?
Как понимается наука как система организаций и учреждений.
В области гинетики наука подошла к важным открытиям?
В области гинетики наука подошла к важным открытиям.
В этом выскпзывании понятие нука употребляется в значении 1.
Совокупности учреждений 2 особых способов деятельности 3.
Системы объективных знаний 4.
Производительной силы общества.
Место философии в системе научного знания?
Место философии в системе научного знания.
Ради спасения можно, но если это предательство за плохую сорону то нельзя(но есть и исключения).
Смотря с какой стороны посмотреть если это предательство злому человеку (хотя делать плохо никому нельзя) то я считаю что ради спасения человека можно но все же плохо делать никому не надо все зависит от ситуации.
3 там мини сочинение, его можно и НУЖНО в инете найти там подробнее честно)).
Ответ : ____________________ абвгд 12212.
Административная ответственность наступает с 16 лет(правомерно в отношении галочкина).
. Сильная личность – это человек, реализующий в своей жизни самостоятельное, идейно и экономически независимое ДЕЛО, основанное на его личной инициативе, за которое он несёт полную личную ответственность, как материальную, так и моральную. Трудолюби..
Б А В Г Е Ж вроде так.
Если инклюзивное образование, то это образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Речь идёт об элитарной культуре, так как эти оркестры играют для ограниченного круга лиц.
Какие бывают науки?
Наукой древности, или протонаукой, была философия. Античные философы стремились познать мир в его единстве. Кроме того, знания об окружающем мире не были столь полны, как сейчас, поэтому наука не разделялась на области. Однако поток информации, которая преобразовывалась в знания, все время рос. И неизбежно из общего знания об окружающем мире стали выделяться отдельные науки, создаваться учебные дисциплины и научные специальности. Назвать их все в рамках этой статьи просто невозможно. Перечислим только основные.
Сегодня науки принято разделять на гуманитарные, общественные, естественные и технические. Также существуют точные науки, к которым относят математику, физику, химию.
Общественные и гуманитарные науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность. Они часто пересекаются или даже отождествляются друг с другом, а также противопоставляются естественным и точным наукам.
К общественным и гуманитарным наукам относятся следующие.
История изучает деятельность человека в прошлом. Поэтому выделяют истории отдельных периодов, например Древнего мира. Средних веков, Нового времени. Есть истории различных стран и регионов, например Востока.
Этнография считается частью исторической науки. Она изучает народы и другие этнические образования, их состав, культурно-бытовые особенности, расселение.
К историческим наукам относится и археология.
Интересно, что понятия «фалеристика», «нумизматика», «бонистика» обозначают также и коллекционирование медалей, монет и денежных знаков соответственно, но их следует отличать от одноименных наук, хотя коллекционеры часто бывают истинными знатоками в своих областях.
Культурология исследует культуру в целом. Кстати, наука тоже является частью культуры, но ей посвящена отдельная область — науковедение.
Филология — группа наук, которые изучают культуру того или иного народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Филология делится на классическую и современную. Классическая изучает латынь и древнегреческий язык, а также другие древние языки. К современной филологии относятся, например, славистика, романо-германская филология и т.д.
С филологией тесно связано литературоведение, изучающее художественную литературу.
Лингвистика, или языкознание, — наука о языках. Она может использовать методы точных наук — к примеру, математики, поэтому существует такая дисциплина, как математическая лингвистика.
Юриспруденция — наука, изучающая свойства государства и права.
Политология — наука о политике.
Социология — наука об обществе.
Экономическая география — наука о территориальной организации экономической жизни общества.
Особое место занимает философия, которую называют наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Хотя есть устойчивое мнение, что философия не относится к наукам, а является особой формой познания мира — рефлексией, то есть размышлениями, над истоками культуры, предельными вопросами бытия. Надо сказать, что в древности под философией понимались все естественные и гуманитарные науки. В наши дни к ней относятся такие области, как этика, которая изучает мораль и нравственность, и эстетика — учение о сущности и формах прекрасного. Философией также называют методологические основы науки в целом и отдельных ее отраслей.
Естественные науки — разделы знания, которые отвечают за изучение естественных явлений, то есть внешних по отношению к человеку, природных. К естественным наукам относят математику, хотя она чаще рассматривается как точная наука, а также физику, химию, астрономию, физическую географию, биологию и медицину.
Математика — группа наук, которая изучает величины, количественные отношения и пространственные формы. У этой науки существует множество способов классификации. Например, в школе изучают арифметику, элементарную алгебру, элементарную геометрию, теорию элементарных функций и элементы анализа. В высших учебных заведениях на нематематических факультетах изучают высшую математику, которая включает высшую алгебру и математический анализ.
Гораздо более разнообразны дисциплины этой науки, изучаемые на математических специальностях. Это и теория вероятностей, и функциональный анализ, и теория чисел, и топология, и многое другое. Вообще же математику называют царицей наук, и не зря. Математические методы незаменимы во множестве наук, от физики до лингвистики. Не зря ведь великий философ Иммануил Кант сказал: «В каждом отделе естествознания есть лишь столько настоящей науки, сколько в нем математики».
На заседаниях ученого совета физик Дж. Гиббс обычно молчал. Но однажды велось обсуждение, чему посвятить больше занятий в университете: математике или языкам. И тогда Гиббс заговорил. Он сказал: «Математика — это язык!»
Физика — наука о простейших и вместе с тем наиболее общих законах природы, о материи, ее структуре и движении. Она сильнее всех других наук связана с математикой и делится на множество областей, таких как механика, атомная физика, физика твердого тела, жидкостей и элементарных частиц, квантовая физика и др. Существуют и науки, находящиеся на стыке различных областей знания, например химическая физика, геофизика и биофизика.
Астрономия — наука о Вселенной, которая изучает происхождение, развитие, строение и движение небесных тел.
Физическая география — система наук, которые изучают географические оболочки Земли. К ним относятся климатология, география почв, океанология и др.
Геология — наука о составе, строении и закономерностях развития нашей планеты.
Геоморфология — наука о рельефе.
Областью геоморфологии является карстоведение — наука о карсте, процессах и формах рельефа, которые развиваются в растворимых в воде горных породах.
Химия — это наука о веществах, их свойствах, строении и превращениях, происходящих в результате взаимодействия, а также о законах, которым эти превращения подчиняются. Химия имеет множество отраслей, среди которых самые значительные — это неорганическая и органическая химия, аналитическая, физическая, коллоидная, квантовая химия и др. Биохимия — синтез двух наук: химии и биологии. Она изучает химический состав живых клеток и организмов, а также происходящие в них процессы.
Биология — система наук, изучающая живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой. К биологии относится целый ряд наук, из которых назовем лишь основные.
Ботаника изучает растения. Она подразделяется на такие области, как альгология (наука о водорослях), дендрология (наука о деревьях), палеоботаника (наука об ископаемых растениях), палинология (наука о пыльце ископаемых растений) и др. Зоология изучает животных. В ней выделяют, например, арахнологию — науку о пауках, фелинологию — науку о домашних кошках, кинологию — науку о собаках и многие другие отрасли.
Генетика занимается изучением наследственности и изменчивости организмов.
Физиология — наука о закономерностях функционирования и регуляции биологических систем.
Экология — наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
С биологией тесно связана медицина — система знаний и практических мер, целью которых являются диагностика, лечение и профилактика заболеваний. К ней относятся такие теоретические и практические области, как анатомия и физиология человека, медицинская генетика и биохимия, кардиология и неврология, эндокринология, хирургия и терапия. В медицине используются знания некоторых других наук — физики, химии, психологии.
К техническим относятся науки, которые исследуют технику и явления, важные для ее развития. Среди технических наук можно назвать архитектуру, информатику, электротехнику, ядерную энергетику, материаловедение, электротехнику и многие другие.
Единство наук
100 000 лет назад первые люди двинулись на север из глубин Африки, чтобы расселиться по всей Земле. Тайны их путешествия, растянувшегося на тысячелетия, а также особенности современных народов помогают раскрыть геногеография и этногеномика. Эти удивительные науки функционируют во взаимосвязи сразу нескольких наук — генетики, истории, этнографии, географии. Действительно, самые интересные открытия делаются при сотрудничестве разных наук — ведь мир и природа едины.
Курьезы в науках
Вексиллология и геральдика иногда сталкиваются с курьезными случаями. Так, на гербе и флаге Иркутска и Иркутской области изображен фантастический хищный зверь с бобриными лапами. Оказывается, в конце XVIII в. на иркутском гербе присутствовало изображение тигра, местное название которого — бабр. Оно и было упомянуто в описании этого геральдического символа. Во второй половине XIX в. все российские гербы создавали и утверждали заново. Художник был родом из европейской части России и не понял, кто такой бабр, поэтому нарисовал сказочного зверя, напоминающего бобра. Он украшает герб Иркутска и сегодня.
Как понимается наука как система организаций и учреждений?
Как понимается наука как система организаций и учреждений.
, под наукой иногда понимается система учреждений и организаций (Академий, институтов, лабораторий, профессиональных сообществ и т.
П. ), в рамках которой организуется исследовательская деятельность, созываются конференции и т.
Д. В таком значении мы используем термин «наука», говоря, к примеру, о том, что кто–то «занят в сфере науки» или «является работником науки» — по аналогии с тем, что кто–то может быть занят в сфере производства или в сфере торговли.
Чем вы можете это объясить?
Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чс?
Какое ведомство отвечает за организацию защиты учащихся и персонала общеобразовательных учреждений от чс?
88) Верны ли следующие суждения о науке?
88) Верны ли следующие суждения о науке?
Науку можно охарактеризовать как А.
Особую систему знаний, позволяющих обоснованно предсказать процессы и явления действительности.
Б. систему научных исследований, организаций, учреждений и институтов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
Привидите названия известных вам учреждений и организаций, занимающихся сохранением и распостранением духовных ценностей?
Привидите названия известных вам учреждений и организаций, занимающихся сохранением и распостранением духовных ценностей.
Что не входит в науку как в систему?
Что не входит в науку как в систему?
Укажите соответствия между сферами жизни общества и их учреждениями(организациями) к каждой позиции, данной в первом столбце соответствующую позицию из второго столбца утверждения(организация) сфера ж?
Укажите соответствия между сферами жизни общества и их учреждениями(организациями) к каждой позиции, данной в первом столбце соответствующую позицию из второго столбца утверждения(организация) сфера жизни общества а)центральный банк 1)социальна б)система здравоохранения 2)политическая в)парламент 3)экономическая г)церковь 4)духовная.
В области гинетики наука подошла к важным открытиям?
В области гинетики наука подошла к важным открытиям.
В этом выскпзывании понятие нука употребляется в значении 1.
Совокупности учреждений 2 особых способов деятельности 3.
Системы объективных знаний 4.
Производительной силы общества.
Ради спасения можно, но если это предательство за плохую сорону то нельзя(но есть и исключения).
Смотря с какой стороны посмотреть если это предательство злому человеку (хотя делать плохо никому нельзя) то я считаю что ради спасения человека можно но все же плохо делать никому не надо все зависит от ситуации.
3 там мини сочинение, его можно и НУЖНО в инете найти там подробнее честно)).
Ответ : ____________________ абвгд 12212.
Административная ответственность наступает с 16 лет(правомерно в отношении галочкина).
. Сильная личность – это человек, реализующий в своей жизни самостоятельное, идейно и экономически независимое ДЕЛО, основанное на его личной инициативе, за которое он несёт полную личную ответственность, как материальную, так и моральную. Трудолюби..
Б А В Г Е Ж вроде так.
Если инклюзивное образование, то это образование — это совместное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей, не имеющих таких ограничений.
Речь идёт об элитарной культуре, так как эти оркестры играют для ограниченного круга лиц.
Наука как система знаний кратко
Наука как система знаний
Наука — система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:
— в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;
— в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.
Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.
Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука — это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука — сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Наука выполняет в обществе такие функции
— социальной памяти как «накопления — сохранения — трансляции» опыта предыдущих эпох;
— гносеологическую(познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;
— нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;
— коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;
— аксиологичную(ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
— креативную(творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
— воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.
Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев. Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.
Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.
Изучать, исследовать, вести научный поиск — это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт. Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.
От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.
Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений. Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.
По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований
— фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
— прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых — использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.
Научное исследование условно разделяют на этапы
— эмпирический;
— теоретический.
Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.
Именно во время такой работы исследователь должен:
— описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
— отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
— классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:
— определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;
— формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;
— выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.
Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории — к практике, которая ее проверяет.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.
Теория определение
Теория (греческое theoria — рассмотрение, исследования) — форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.
Научная теория как система характеризуется:
— адекватностью объективной действительности;
— истинностью и достоверностью.
Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.
Структуру научной теории составляют:
— факты— знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;
— категории — общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;
— аксиомы(грец. ахіота) — истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;
— постулаты(лат. postulatum) — утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;
— принципы(лат. principium) — исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;
— понятия— мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);
— суждения(высказывания) — высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;
— умозаключение — процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;
— законы— существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.
Таким образом, научная теория — это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.
Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.
Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.
Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний
Наука — система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.
В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:
— в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;
— в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.
Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними.
Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.
Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука — это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений.
Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука — сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.
Наука выполняет в обществе такие функции:
— социальной памяти как «накопления — сохранения — трансляции» опыта предыдущих эпох;
— гносеологическую(познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;
— нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;
— коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;
— аксиологичную(ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;
— креативную(творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;
— воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.
Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.
Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев.
Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.
Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.
Изучать, исследовать, вести научный поиск — это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт.
Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.
От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.
Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений.
Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.
По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:
— фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;
— прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых — использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.
Научное исследование условно разделяют на этапы:
— эмпирический;
— теоретический.
Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.
Именно во время такой работы исследователь должен:
— описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;
— отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;
— классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.
Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.
Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:
— определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;
— формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;
— выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.
Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории — к практике, которая ее проверяет.
Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.
Теория(греческое theoria — рассмотрение, исследования) — форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе.
Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.
Научная теория как система характеризуется:
— адекватностью объективной действительности;
— истинностью и достоверностью.
Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции.
Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.
Структуру научной теории составляют:
— факты— знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;
— категории — общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;
— аксиомы(грец.
ахіота) — истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;
— постулаты(лат. postulatum) — утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;
— принципы(лат.
principium) — исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;
— понятия— мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);
— суждения(высказывания) — высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;
— умозаключение — процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;
— законы— существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.
Таким образом, научная теория — это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.
Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.
Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.
Определение: Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.
Поэтому характерной чертой научного познания является объективность, то есть отображение закономерностей мира такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, желаний познающего субъекта. Все это направлено на исключение не присущих предмету исследования субъективистских моментов (идолы Бэкона).
Результатом научной деятельности является систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.
Сущность науки состоит в следующем:
Достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность.
Выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования.
Предвидение тенденций развития и функционирования объекта.
Контроль и управление процессами в объекте.
Жизненный смысл науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.
Наука возникает и функционирует на основе обыденного знания, но отлична от него.
Обыденное знание – жизненно-практическое, 1) не получившее системно-логического оформления знания, 2) не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и 3) являющееся общим достоянием любого из членов общества.
Основная характеристика обыденного познания (знания):
Познание осуществляется людьми, непосредственно вплетенными в практику.
Нет специальной подготовки для получения, переработки, сохранения знания.
Здесь нет каких-либо специальных средств познания; орудия труда – являются орудиями познания.
Средством познания является естественный язык, которому присуща полисемия, т.е. неоднозначность понимания.
Объектами и предметами обыденного познания являются орудия и предметы труда, сама трудовая деятельность.
Знание существует в виде рецептов, суждений, пословиц.
Обыденное знание работает на уровне явлений.
Наука выходит за рамки обыденного познания, за рамки его объектов. К примеру, никто в обыденной практике не имеет дело с электромагнитными волнами или с ядерной энергией атомов.
Кроме того, наука фиксирует свойства, связи, отношения, присущие предметам и явлениям, в виде особых образов – идеальных объектов, с которыми оперирует как со специфическими предметами, замещающими объекты реального мира (число, точка, прямая, сила, масса и т.д.).
Наука нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем.
Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.
Наука может быть проанализирована с различных сторон:
Как система знаний
Как социальный институт
Как специфическую деятельность.
Наука как система знаний характеризуется 1) взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), 2) строгой доказательностью, 3) принципиальной опытной проверяемостью, 4) воспроизводимостью, 5) обоснованностью выводов, а также общезначимостью.
Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.
Возникновение науки как социального института связано с появлением системы учреждений, научных сообществ, организации научных исследований, а также с воспроизводством субъекта научной деятельности.
Как социальный институт наука появляется только в 17 веке в эпоху Нового времени, что связано с 1) процессами секуляризации (отхода философии, науки и искусства от власти церкви и религии), 2) выделением из философии и развитием математического естествознания в Западной Европе, 3) формированием и укреплением капиталистических отношений.
Как социальный институт наука в своем развитии прошла несколько этапов.
В 17 веке появляются первые научные сообщества, формируются собственно научные цели и требования к научной исследовательской деятельности. Наука приобретает самостоятельный статус.
С конца 19 – начала 20 века общество все больше осознает экономическую эффективность научного знания.
Наука становится одной из производительных сил общества, а внедрение научных знаний в производство начинает рассматриваться как один из критериев прогресса общества (марксизм, позитивизм). В это время оформляется профессия научного работника. Усложнение научной информации, дисциплинарная организация науки требуют специальной подготовки научных кадров.
С середины 20 века усиливаются междисциплинарные научные взаимодействия, что обусловлено изучением объектов комплексного характера, начинают создаваться научно-произодственные комплексы, происходит государственное финансирование научных проектов и т.д.
Научная деятельность все чаще начинает соотноситься с социальными ценностями и целями. Все отчетливее начинает звучать тема социальной ответственности ученого, а также поднимаются проблемы социальных последствий внедрения научных результатов. Общество начинает сознавать, что прежде чем тот или иной результат научного поиска будет внедрен, ему необходимо пройти социальную экспертизу.
Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.
Как вид деятельности наука характеризуется:
В отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не дано непосредственно чувствам.
Работа с идеальными объектами, т.е. объектами, которые конструируются мыслью и приспособлены для своей деятельности (мыслительной).
Определенной системой ценностей: ценности объективной истины, ценность Разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовность признать ошибки.
Определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств используемых в научной деятельности
Совокупностью специальных методов, используемых для получения нового знания
Способом организации научной деятельности.
Наличие специального языка (система, включающая как естественные, так и искусственные языки).
Для научной деятельности необходим особый, специфический язык (арго, сленг), в котором преодолеваются такие недостатки разговорного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д. Хотя язык науки вырабатывается на основе обыденного языка, но посредством уточнения, ввода новых языковых выражений, формализации вырабатывается научная терминология, т.е. система слов и словосочетаний с точным, единственным значением терминов (категорий)в рамках той или иной научной дисциплины.
Однако полностью отказаться от обыденного языка в науке невозможно, так как он обеспечивает коммуникацию между учеными, а также является средством популяризации научного знания.
Наличие профессионально подготовленных кадров.
По предмету исследования науки делятся на: естественные, общественные и технические.
По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные и прикладные.
По методу исследования выделяют: теоретические и эмпирические науки.
Научное познание – есть процесс, который включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также метатеоретический уровень (идеалы и нормы науки, общая научная картина мира и т.д.).
1) Эмпирический уровень научного познания
Эмпирический уровень – непосредственно соприкасается с объективной действительностью, отражает явления и отношения между ними.
Главная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис и развивается система теоретических построений.
Далее начинается теоретическое исследование.
2) Теоретический уровень научного познания
Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, путем рациональной обработки эмпирического знания, с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозаключения, законы, категории, принципы).
1) наука как система знаний (как специфический тип знания).
2) наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)
3) наука как социальный институт
4) наука как особая область и сторона культуры.
Наука как СИСТЕМА ЗНАНИЙ – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент).
Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физические, исторические, математические), научные законы, гипотезы.
Наука как ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это специфический вид когнитивной активности.