Что не входит в систему журналистских видов деятельности
Что не входит в систему журналистских видов деятельности
Тестовые вопросы по Журналистике
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Термин «журналистика» пришел в русский язык из … языка.
2. Что является главным «инструментом» журналиста?
3. К какому жанру относится заметка?
4. Чаще всего к монологической форме подачи информации журналисты прибегают в:
5. Как называлась первая в России печатная газета?
6. Кто является изобретателем радиоприемника?
7. Укажите основные отличительные черты газеты, которые выделяют ее среди прочих печатных изданий:
+ Актуальность, периодичность, публичность, универсальность
— Тематическая направленность, периодичность, системность
— Публичность, платность, хронологичность, универсальность
8. Желтая пресса – это:
— Наиболее достоверная пресса
— Тематические издания для отдельных слоев населения
+ Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на сплетнях и слухах
9. Основная задача журналистики как профессии заключается в:
— Сборе и систематизации информации
— Отражении определенной точки зрения
тест 10. Информационное сообщение, освещающее мероприятие или событие – это:
11. Журналистика образно называется:
+ Четвертной ветвью власти
— Серым кардиналом власти
— Рупором общественного мнения
12. Когда в России отмечается День свободной прессы?
13. Эффектом присутствия, достоверности, сопереживания обладает:
14. Анкетирование – это способ сбора информации, который используется в жанре:
15. В какое время разрешен выпуск в телеэфир программ, имеющих эротический характер?
+ С 23.00 до 04.00 по местному времени
— С 23.00 до 06.00 по местному времени
— С 00.00 до 04.00 по местному времени
16. Закон РФ «О СМИ» определяет обязанности журналиста в … статье.
17. Главный компонент любого жанра, вида и рода журналистской деятельности – это:
— Объективный характер подачи информации
— Субъективный характер подачи информации
18. Что означает понятие «лид» в журналистике?
+ Жизненный материал произведения
— Вступление к основному повествованию
19. Специалист, который обеспечивает пластику экрана, постановку кадра в тележурналистике – это:
тест-20. Какой монтаж не свойственен журналистскому произведению?
21. Первый журнал для женщин в России – это:
— «Работница и крестьянка»
22. Объем рекламы в теле- и радиоэфире не должен превышать:
23. Укажите условие, при котором допускается распространение продукции СМИ.
— Издание или передача полностью сформированы
+ Главный редактор дал разрешение на выход в свет или эфир
— Административные органы выдали соответствующее разрешение
24. Предмет журналистской деятельности – это:
— Многообразие общественных явлений
+ Реальная деятельность людей и общества во всем многообразии ее проявлений
25. Не являются компонентом журналистской системы:
+ Высшие учебные заведения, ответственные за выпуск профессиональных журналистов
— Каналы передачи и распространения информации
26. Какой идеологической модели СМИ не существует?
27. Перечислите элементы, которые входят в систему журналистских видов деятельности.
— Пропагандистская деятельность, редакторская деятельность, исследовательская деятельность
— Рекламная деятельность, редакторская деятельность, писательская деятельность
+ Творческая деятельность, рекламная деятельность, редакторская деятельность
28. Укажите свойство массовой информации.
+ Общепризнанность и общедоступность
— Исходит лишь от профессиональных журналистов
— Не ориентируется на широкую аудиторию
29. Какой вид журналистской деятельности отличается самым низким индексом позитивного отношения?
— Руководство отделом или редакцией
— Общение с посетителями редакции
+ Правка материалов других сотрудников
тест_30. Укажите личное качество журналиста, которое позитивнее всего влияет на его профессиональную деятельность.
— Способность к быстрой социальной адаптации
+ Высокий уровень общей активности
31. Сформулируйте гражданскую позицию журналиста.
+ В практической деятельности реализуется профессиональный долг, который есть служение во благо всех членов общества
— Информация, которую журналист доносит до широких масс людей, должна быть достоверной и не иметь оттенков субъективности
32. Чаще всего против журналистов подают исковые заявления в суд из-за:
— Необъективной подачи информации
+ Унижения чести, достоинства, деловой репутации и клеветы
33. Оригинальными чертами журналистской информации являются:
34. Потенциальная информация – это:
— Новостной текст, достигший читательской аудитории
+ Текст, который был создан журналистом, а затем отредактирован и выпущен конкретным СМИ
— Усвоенная и осмысленная широкой аудиторией информация
35. Характер отношений текста с действительностью (что и как было отображено) – это:
36. Что означает свойство декодируемости текста?
— Насколько информация, изложенная в тексте, важна для аудитории
+ Насколько текст прост и понятен для восприятия
— Насколько общеизвестны сведения, отображенные в тексте
37. Качественная, глубокая, авторская, личностная: какую идеологическую модель СМИ описывают эти слова?
38. Ролики, рекламирующие алкоголь, не должны:
+ Призывать к употреблению этих напитков; демонстрировать их употребление
— Содержать конкретные наименования напитков
— Размещаться в местах употребления этих напитков; демонстрировать их употребление
39. Задержан крупный наркоторговец. Следуя профессиональному долгу, журналист:
— Подчеркивает, что сообщает о происшествии первым/одним из первых
— Дает максимально подробную информацию о ходе задержания и самом задержанном, присовокупляя субъективные оценочные суждения
+ Дает краткую, без идентифицирующих признаков информацию о задержании
тест*40. Выпуск с подборками актуальных материалов различного вида, подготовленный пресс-службой – это:
41. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые потребности и интересы – это:
Виды и жанры в журналистике с описанием и примерами
Рассмотрим все основные виды и жанры журналистики.
Для каждого дам определение и в качестве дополнения предоставлю несколько интересных примеров.
Вся классификация будет идти по Тертычному.
Что такое жанр
Если к примеру, мы видим, что стоит жанр роман, то понимаем, что тут будет достаточно большой объем произведения. Там скорее всего будут какие-то приключения и насыщенный сюжет.
Если видим, что стоит семейная сага, то понимаем, что будет идти повествование о жизни какой-нибудь семьи. Будет много сюжетных линий. Если это комедия, то мы будем готовы к различным смешным поворотам.
То есть сам жанр дает нам какую-то наводку, что следует ожидать от данного произведения.
Жанр — это также и инструмент (форма произведения). Причем они могут смешиваться. И на самом деле в чистом виде существуют очень редко. Гораздо сложнее найти в чистом виде репортаж или заметку, нежели определенное смешение (гибрид).
Но чтобы смешивать жанр, мы должны владеть каждым из них в чистом виде. Только после этого можно экспериментировать.
Жанры в этом смысле еще дают возможность оценивать произведения не с точки зрения художественно-литературной ценности, а объективно. То есть наличия в нем определенных признаков.
К примеру, если будем дальше писать заметки, то мы выработаем ряд признаков, по которым этот жанр будет оцениваться.
Таким образом, мы вырабатываем критерий оценки произведения. Ведь оценивать литературный труд по типу нравится или нет является очень неблагодарным делом.
Система жанров или виды журналистики
Ниже можно увидеть классическую систему жанров или основные виды журналистики:
Каждый из видов имеет свои определенные жанры. Ниже мы их рассмотрим.
Информационные жанры журналистики
В информационных жанрах журналистики мы даем только информацию. Мы не делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.
Заметка
Заметка — это небольшое информационное сообщение, которое содержит обычную новость. Жанр состоит из заголовка, лида и текста.
Заголовок может содержать главную мысль заметки. Лид — это подзаголовок. Он содержит краткое описание основного текста заметки. Отвечаем на вопросы: что, где и когда. При создании основного текста отвечаем на те же вопросы, но уже подробно.
Информационная корреспонденция
Информационная корреспонденция представляет собой предмет, явление, единичное событие или действие. Она может включать в себя фактологическое описание предмета (что, где, когда). А также некоторые элементы оценки автора, предписания или прогноза.
Ее целью является сообщить некоторые лежащие на поверхности параметры отображаемого явления.
По сути корреспонденция близка к репортажу, но таковым никогда не является. Ведь автор никогда не присутствует на месте события. В тексте это чувствуется.
Репортаж
Жанр репортаж возникает в результате развернутого применения метода наблюдения и тщательной фиксации в ее результатах.
Автор данного жанра всегда пытается создать эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки и так далее. Когда читаем репортаж, то создается впечатление, что мы находимся в гуще события.
Информационный отчет
Информационный отчет отличается сухостью подачи информации. Часто используется канцеляризм. У этого жанра всегда специфический предмет.
Обычно это событие, которое совершается в форме обмена информации. Например, конференции, заседания, собрания или семинары.
Если мы видим сухое описание какого-то заседания или конференции, то сразу понимаем, что это информационный отчет.
Информационное интервью
Интервью сформировано в стиле вопрос-ответ. В самом материале всегда заложен информационный повод. То есть из-за чего разговаривают именно с этим человеком.
Видно, что под заголовком сначала идет информационный повод, затем вопрос и ответ на него.
Блиц-опрос
По методу получения информации блиц-опрос немного похож на интервью. Отличие лишь в том, что в интервью много вопросов задают одному человеку. А в блиц-опросе многим людям задают один и тот же вопрос.
Такой опрос обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают. Информация посвящена какой-то определенной теме. Обычная привязка тоже идет по информационному поводу.
Тут опрашивают людей разного пола, профессий и возраста. Собственно, это в опросе и сообщается.
Некролог
Аналитические жанры журналистики
В аналитических жанрах журналистики автор может проявить себя. Он старается дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы.
Аналитическое интервью
Аналитическое интервью содержит в себе анализ факта и отвечает на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и так далее.
Роль автора заключается в том, чтобы своими вопросами задать направление анализа, которое осуществляет интервьюируемое лицо.
В примере сначала вводится социально-значимая проблема после чего задается тон анализу. Затем идет само интервью. Оно посвящено не столько информационному поводу, сколько мнению эксперта в заявленной проблеме.
Рецензия
Рецензия содержит критический отзыв о произведениях художественной литературы, науки, искусства и так далее.
Целью является не просто осветить данное информационное явление. Нужно проанализировать его значение или культуру в той среды, для которой оно вышло. Это может быть спектакль, фильм и так далее.
В примере заявляется, что будет анализироваться и кто будет анализировать. А дальше идет анализ (рецензия).
Статья
Статья является главным аналитическим жанром. Здесь наблюдается глубинный анализ актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей.
Аналитика предмета создана так чтобы читатели смогли и дальше размышлять над интересующими ими вопросами.
Аналитический отчет
Предметами использования аналитического отчета являются различные доклады, конференции, собрания и так далее. Здесь показывается взаимосвязь выводов, оценок в речах выступающих и выносится оценка выступления участников мероприятия.
Это своего рода отчет-объяснение или оценка причин, проблемы или какого-то процесса.
Комментарий
С помощью комментария можно выражать свое отношение к различным событиям, создавать связанные с ним проблемы и задачи.
В таком жанре журналистики всегда присутствует анализ какого-то явления, уделяется большое внимание на главные факты, дается их оценка и прогноз события. Обязательно должен присутствовать вывод.
Аналитическая корреспонденция
Аналитическая корреспонденция выясняет причины события или явления. Определяет их ценность, дает прогноз развития и так далее.
Первоисточником сообщения является автор. Главным предметом данного жанра выступает один самый важный факт события. А остальные более мелкие детали являются лишь дополнительным материалом для освещения.
Журналистское расследование
Журналистское расследование включает в себя элементы статьи, корреспонденции и репортажа. Предметом выступает общественно значимая тема.
Определяются причины и виновники данного события. Идет поиск решения проблемы. Автор принимает непосредственное участие в расследовании. Благодаря этому его аудитория тоже находится в центре истории.
Выявляется сопоставление фактов, изучаются улики, идет поиск виновных и так далее.
Аналитический опрос
Аналитический опрос очень схож с информационным в виде ответа на вопрос. Единственное, в данном жанре присутствуют элементы аналитики. Ведь автор задает еще и такие вопросы, как: в чем причина, как это объяснить, почему и так далее.
Очень часто такой жанр используется в общественно-политических и деловых изданиях.
Беседа
Беседа схожа с интервью. Отличием является то, что автор не только может задавать вопросы, но и сам выстраивать содержание будущего текста. Данный жанр хорошо использовать, когда тема не сразу может поддаваться истолкованию.
Социологическое резюме
В социологическом резюме публикуются краткие итоги различных соц-исследований. Автор может комментировать эти данные исследований и публиковать их в разной последовательности.
Анкета
Анкета очень хорошо помогает журналистам в сборе разнообразной информации. При анкетировании задается много вопросов для широкого круга людей. В результате возникает своеобразная публикация с определенными чертами.
Мониторинг
Мониторинг — это отслеживание какого-то явления и замер определенных его параметров. Предметом являются конкретные характеристики данного явления.
Рейтинг
В рейтинге предоставляется ранжирование схожих явлений по определенному признаку. Проводится аналогия и сравнение предметов.
Данный жанр очень часто используется в различных сферах деятельности. Это может быть рейтинг политиков, бизнес-компаний, спортсменов, музыкантов и так далее.
Обозрение
В обозрении наглядно освещаются мысли обозревателя и общественных событий. Обозреватель формирует интерес у своей аудитории, рассказывает ей о различных событиях.
В этом жанре происходит наблюдение за определенными событиями с последующим их анализом.
Обзор СМИ
В обзорах СМИ изучают информацию и подводят итоги по различным литературным публикациям, теле и радио программ. Могут рассматриваться темы, обсуждаемые прессой. Автор может информировать о том, что публикуют другие издания.
Прогноз
В прогнозе дается суждения автора о том, что будет в будущем в тех или иных явлениях. В качестве авторов тут в основном выступает не журналист, а различные эксперты, ученые и специалисты.
Версия
Версия состоит из неполных доказательств. Здесь нет конкретных выводов. Наблюдается лишь метод исследования в виде домыслов и вымыслов.
Эксперимент
Эксперимент в журналистике проводится по любому поводу. Здесь речь идет об специально организованной журналистом предметно-практической ситуации.
Письмо
Письмо в СМИ — это более простая форма публикации. Иногда издания публикуют читательские письма чтобы разнообразить материал.
Так появляются различные мнения об определенных ситуациях. К тому же это помогает читателям ощутить свой вклад в развитие самого издания.
Письма читателей могут быть адресованы конкретным личностям, группам или населению страны.
Исповедь
Предметом исповеди является внутренний мир автора. Здесь он объясняет какой-то поступок, делится своим опытом, дает примеры для преодоления беды.
Рекомендация (совет)
Рекомендация (совет) — эта информация, в которой содержатся способы решения определенных задач. Как правило, такой жанр журналистики публикуется в виде инструкции. Здесь автор объясняет почему нужно сделать так и что это даст.
Аналитический пресс-релиз
В аналитическом пресс-релизе рассказываются о достоинствах какой-нибудь компании или специалиста. Анализируются качества и достоинства для общественной аудитории.
Иногда приводятся различные доказательства того, что эта компания успешно может решить определенные проблемы общества. В качества аргументов приводятся примеры успешной деятельности.
Художественно-публицистические жанры журналистики
В художественно-публицистических жанрах журналистики тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Мы уже не стремимся только дать информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму:
Очерк
Очерк считается королем художественно-публицистических жанров. С точки зрения подготовки и написания, это самый сложный жанр.
В основе очерка лежит репортажное (наглядно-образное) и исследовательское (аналитическое) начало.
Причем развернутость этого репортажного начала воспринимается, как преобладание художественного метода. В то время упор автора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает как доминирование исследовательского, теоретического метода.
Портретный очерк
Предметом портретного очерка выступает личность. Причем характер героя дается в каких-то нетривиальных ситуациях. Фишкой является показать обычного человека при необычных обстоятельствах.
В примере сначала идет информационный повод. Затем идет описание. В нем описываются различные ситуации, где высвечиваются личностные качества героя. Доброта, помощь и так далее.
В этом и суть портретного очерка. Показать, как обычный человек меняет судьбы других.
Проблемный очерк
Предметом отображения проблемного очерка выступает проблемная ситуация. В аналитических жанрах это тоже встречается. Поэтому такой очерк часто путают со статьей.
Развитие проблемы в очерке никогда не предстает в голом виде. То есть не показывают через какие-то статистические данные, комментариев экспертов, диаграммы, отчеты и так далее.
Проблемная ситуация в таком очерке представлена через ряд образов, которые связаны между собой. Это может быть определенный человек в проблемной ситуации. Через него и показывается развитие этой ситуации. Пытаются найти пути решения этой ситуации.
Путевой очерк
Путевой очерк близок к тревел-журналистике (путешествия). В основе лежит какой-то авантюрный сюжет или необычное приключение. Здесь идет описание путешествия, поездки или командировки.
Эссе является спорным жанром. Ведь в нем преобладают аналитические и публицистические признаки. Поэтому его могут определить либо к художественно-публицистическим жанрам, либо к аналитическим.
В примере идет создание тщательно проработанного образа.
Колонка
Многие колонку к жанру не относят. Они считают, что это просто место на полосе. Да, это треть страницы вертикально расположенного материала под одним авторством. Считается, что внутри этой полосы может находиться любой жанр.
Но некоторые считают, что это все же отдельный жанр. В это место как-правило, публикует один и тот же человек. Вот он и является этим жанрообразующим признаком.
Фельетон
В фельетоне осмеивалось определенное зло. Жанр не совсем популярный и очень сложный. Многие фельетонисты допускают здесь ошибки. Нужно стараться писать ясным и понятным языком для читателя. Иначе такие публикации останутся просто незамеченными.
Часто авторы используют сатирические и юмористические методы изложения материала.
Памфлет
В памфлете идет осмеяние различных человеческих пороков и унижение злого героя. Как правило, это маленькая информация политического характера. То есть высмеивают различных политиков и чиновников.
Пародия
Пародия — это подражание или имитация кого-то. Например, высмеивание и имитация действий определенного человека. Может высмеиваться творческая манера определенных артистов, поведение некоторых политиков и так далее.
Сатирический комментарий
В сатирическом комментарии идет высмеивание того феномена, который привлек автора. Очень часто высмеиваются различные нелепые действия чиновников, политиков или звезд. Как правило, их действия могут вызывать общественный резонанс.
Также может быть и информационный повод. Например, обсуждение высказываний людей. Сначала публикуется высказывание какого-то человека, а потом идет комментарий автора о данной информации.
Житейская история
Отличие от мини-истории состоит в том, что здесь присутствует полнота и насыщенность информации. Здесь описываются различные истории из жизни людей. Например, их поступки или определенные ситуации.
В главной роли тут находится фантазия автора. Она рождает несуществующие ситуации и доводит их до реально возможных. Например, часто используются неожиданные повороты событий героя.
Легенда
В легенде используется вымысел. Но она также может содержать и реальный исторический факт. Легенда может привязываться к определенному месту, личности или событию.
Эпитафия
Теперь вы знаете, какие бывают виды и основные жанры в журналистике. Также мы рассмотрели их описание и примеры.
Тема 12. Виды журналистской деятельности
Чтобы наладить выпуск издания или программы, редакции нужны творческие работники множества специализаций. С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую. Конечно, в реальной практике они переплетаются и в творческой деятельности конкретных журналистов оказываются неотделимыми одна от другой. И тем не менее каждый из этих видов имеет свою специфику, а деятельность отдельного журналиста, как правило, все же относится к одному из них.
Организаторская деятельность руководящей группы данного СМИ (редколлегии, секретариата, редактора и подобных образований, а также специально выделенных сотрудников редакции, позволяет (поскольку сформирована программа, выявлено направление деятельности и определен «внешний облик» данного СМИ) вести его повседневную работу на подобающем уровне, внося необходимые уточнения и изменения в программные задачи и способы их реализации в связи с изменением социальной реальности. Специальные задачи у организаторской деятельности: поддержание деловых связей с учредителем и издателем, налаживание и оптимизация отношений с подразделениями информационной, технической, научной, образовательной и других инфраструктур журналистики, решение кадровых вопросов, управление деятельностью редакции, формирование массовых связей, организация работы корреспондентского корпуса, поддержание связей с рекламодателями, спонсорами и т.д. и т.п.
Важнейшим объединяющим фактором в деятельности редакции является принятая информационная политика.
И со всеми слоями аудитории нужен открытый диалог, честное обсуждение всех накопившихся проблем, разногласий, непониманий, эмоционально-психологических напряжений и т.д.
Результатом творческой деятельности в журналистике является то или иное влияние на аудиторию, воздействие на массовое сознание и поведение. Это воздействие носит социально-педагогический характер (его называют также идейно-воспитательным, массово-политическим, идеологическим и т.д.), поскольку в результате «потребления» предлагаемой журналистикой информации в сознании аудитории формируются определенный образ мира, система установок, направленность воли. Так, творческая деятельность в журналистике, являясь познавательно-креативной и проявляясь в произведении как самовыражение автора по поводу познанных явлений жизни, «на выходе» оказывается фактором формирования социальной позиции аудитории, ее убеждений.
Следовательно, сталкиваясь с термином «пропаганда» и употребляя его надо точно определить значение, которое в данном конкретном случае вкладывается в него.
Если термин «пропаганда» использовать для обозначения деятельности по формированию фундаментальных блоков массового сознания, то направлений у этой деятельности окажется несколько. Прежде всего это распространение взглядов, которых придерживается редакция (и стоящие за ней социальные группы, политические силы, партии, объединения и т.д.) по коренным вопросам жизни. Сюда относятся программные цели и способы их осуществления, т.е. модель «желаемого будущего» и средства его достижения.
Затем пропагандистской «разработки» требует отношение журналиста к политике правящих кругов (трех властей) и поддерживающих их сил, а также к взглядам оппозиции.
При разработке этих направлений, а также «рядом» с ними журналистика формирует со свойственных каждому СМИ позиций образ современного мира, дает характеристику современной эпохи, формирует представление об отдельных странах и регионах мира, законах, по которым они развиваются, представляет ценностные ориентиры для понимания происходящих в них экономических, политических, социальных процессов.
Определенное редакцией направление и основанная на нем информационная политика реализуется через формирование лица издания – системы «внешних» признаков, «внутреннего» содержания, творческих форм выражения его типологических характеристик.
Как участники общественного диалога журналисты СМИ разных направлений в своей деятельности руководствуются рядом общепрофессиональных требований, определяющих качества массовой информации, в их системе определяющую роль имеют следующие.